Классный час: Вежливые слова. Слова утешения. Вежливые формы отказа. Классный час (1 класс) на тему: Вежливые слова Словарь вежливых слов и выражений для детей

Классный час во 2 классе. Конспект.

Автор: Хуснутдинова Эльмира Фердинандовна.
Студентка Набережночелнинского педагогического колледжа.

Конспект классного часа для 2 класса. "Вежливые слова и поступки".

Цель: - формировать нравственные качества у учащихся.
Задачи: - уточнить и расширить представление о вежливости;
- учить правильно пользоваться вежливыми словами;
- воспитывать положительные черты характера;
Оборудование: стихи, загадки, ребусы, жетоны

Ход классного часа:

1. Мотивационный момент.
- Доброе утро всем тем, кто хорошо выспался!
- Доброе утро всем тем, кто пришёл в школу с хорошим настроением!
- Желаю всем удачного дня и приподнятого настроения
-Ребята мы сегодня отправляемся в страну, она необычна, её нет на карте,
однако она существует. В этой стране может жить каждый, но там свои правила, свои обычаи, нарушивший эти правила автоматически лишается гражданства. Итак, мы сегодня попробуем получить гражданство этой страны. А чтобы узнать название этой страны мы должны собрать слоги, которые перепутались от дуновения ветра. Давайте выполним эту работу. Кто хочет выйти к доске и решить эту задачу.
- Молодцы! Разгадали тайну. Она называется «Страной вежливости» .
- Ребята, а путешествовать мы будем вот на таком автобусе.
- Ребята, а для того чтобы начать наше путешествие давайте вспомним:
- Какие вежливые слова вы знаете? (ответы детей)
- А для чего необходимы вежливые слова? (ответы детей)
- А что такое «вежливость» ?
(ответы детей)
- Вежливость – это доброе поведение, почтительное отношение. Слово «вежливость» произошло от устаревшего слова «вежество», которое означает «учтивость», «учёность».
- Итак, в путь!

Станция 1.

Ребята, наша первая станция называется «Урок вежливости»
Для прохождения этой станции нам надо решить задачу.
- Ребята, сейчас я вам раздам листочки со стихотворением, а вам нужно прочитать его и карандашом подчеркнуть вежливые слова. Работать мы будем в парах.
Слон муравью уступает дорогу:
- Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: - Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенье прошу!
(ответы детей)
- Молодцы! Правильно.
- Итак, продолжаем наше путешествие.

Станция 2.

– Посмотрите, как называется наша следующая станция?
- Правильно, «Составь пословицу»
- Я думаю, вы слышали такую пословицу «Доброе слово и кошке приятно». Как вы её понимаете?
(ответы детей)
- А теперь я предлагаю вам соединить части пословиц. Посмотрите на доску, на первом столбике написано начало пословицы, а в другом столбике их конец. Но их концы перепутались, ваша задача найти конец и правильно закончить пословицу.
Жизнь дана-------говори смело
Ласковое слово---так и прослывёшь
Про доброе дело--на добрые дела
Как проживёшь----лучше мягкого пирога
- Ребята, как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Хорошо, молодцы. Пословицы вы знаете.

Станция 3.

– Ребята, посмотрите как называется наша следующая станция?
- Правильно, «Путаница»
- Ребята, Сейчас я вам раздам задания. Там записаны слова, но буквы перепутались. Вам нужно «распутать» слова.
ПИБСОСА ЛАБГОРДАЮ БОРДОГО ТИПУ ОБДОЙР ОНИЧ
(спасибо, благодарю, доброго пути, доброй ночи)
- Молодцы! А вы знаете, что означают слова «спасибо» и «благодарю»?
(ответы детей)
- Слово «Спасибо» - это слово выражающее благодарность за что-либо. По правилам этикета необходимо благодарить за даже небольшую услугу. Слово «спасибо» появилось в русском языке в начале 20-го века. Оно произошло от словосочетания «спаси Бог». Когда говорим другому человеку «спасибо», желаем ему, чтобы его спас Бог.
- Слово «Благодарю» образовано из двух слов: благо и дарить. Говоря это слово, вы делитесь частичкой вашего блага и отвечаете добром на добро. Слово «благодарю» произошло от русского слова «благодарствую» то есть «приношу благодарение»
- Ребята, а теперь давайте посмотрим мультик(Лунтик Невежи) . Смотрим внимательно, потом я вам задам вопросы.
- Ребята, правильно ли поступили гусеницы, не извиняясь перед Генералом Шером?
- Правильно ли поступил Лунтик, научив гусениц вежливым словам?
- Ребята, а вы всегда так поступаете?
- В каких случаях желательно употреблять вежливые слова?

Станция 4.

Ребята, продолжаем наше путешествие по стране Вежливости.
- Итак, наша следующая станция называется «Ежели вы вежливы»
- Я вызываю двух желающих участниц к доске. И говорю им ситуации, которых вы должны будете показать. Вы с помощью вот таких телефонов будете общаться друг с другом.
1. Вы обидели своего друга. И пытаетесь извиняться. Как вы это сделаете?
2. Вы хотите пригласить друзей на день рождения. Как вы это сделаете?
3. Твои друзья приглашают тебя в кино, но ты не можешь пойти с ними. Как вы ответите на их предложение?

5 Станция «Вежливая».

Ребята, а почему вежливые слова называют ещё «волшебными»? А какие «волшебные» слова вы знаете?
Игра «Доскажи словечко»
- Сейчас я буду загадывать загадки, а вам нужно будет досказать словечко.
1. Встретил Витю я соседа.
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте! – зря от Вити
Ждал я слова…. (Извините)
2. Дед про внучку говорил:
“Экая досада!
Я ей мишку подарил.
Вижу – очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы … (Спасибо)
3. К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
4. Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…» (Спокойной ночи!)
5. Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста!)
6. Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»
(аппетита!)
- Молодцы!
Игра «Будь внимательным!»
- Сейчас, мы немного отдохнём. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, должны отвечать «Это я, это я, это все мои друзья!»
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром!» скажет твёрдо?
(ответы детей)
У кого у вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?
(ответы детей)
Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «спасибо»?
(ответы детей)
Кто из вас скажите, братцы,
Забывает умываться?
(ответы детей)
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
(ответы детей)
Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
(ответы детей)
2. Заключительная часть.
- Итак, ребята наше путешествие подошло к концу. Мы с вами прошли все станции, и решили все задачи. И мы смело можем получить гражданство этой страны.
- Давайте ещё раз произнесем эти волшебные слова, чтобы получить гражданство Страны вежливости.
- Если будем вежливы
Каждый день и каждый час -
Станет мир счастливее
В миллионы раз!
- Ребята, не забывайте вежливые «волшебные» слова. Они помогут вам быть воспитанными людьми.
- Наш классный час окончен. Всем спасибо.

Цель — закрепить знания учащихся о разных формах речевого этикета, учить выражать

участие, утешение, вежливо отказывать в просьбе.

Ход занятия

  1. Сообщение цели — мы продолжим путешествие по городу Вежливости .

(звучит песня В. Добрынина на слова Танича «Волшебные слова».

  1. Чтение учащимися стихотворения «Петрусь».

Обещал отцу Потрусь: Вот Петрусь догнал Ярину

Я за вежливость возьмусь Да как дернет за косынку:

Буду всех благодарить, — Ты куда, Яринка, стой,

Первым «здравствуй» говорить. Я здороваюсь с тобой!

Вот мальчишка со стараньем Та отпрянула в сторонку —

Выполняет обещанье. Как невежлива девчонка…

Видит — утром у сторожки Нес вожатый стопку книг

Дремлет сторож за дорожкой. А Петрусь с ограды — прыг!

На посту всю ночь не спал. Чуть не сел ему на плечи:

Только-только задремал. — Извините, добрый вечер!

А Петрусь как заорёт: — Ты, — вожатый закричал, —

— С добрым утром, дед Федот! И невежа, и нахал!

Дед ругнул его спросонок: Петя очень удивлён:

— Убирайся, пострелёнок! Разве был невежлив он?

— Вежлив ли был Петя? Почему? Вот ведь, оказывается, как все-таки трудно быть вежливым.

  1. Игра «Рифма»

(пояснить детям: рифма — одинаковое звучание окончания последнего слова в поэти-

ческой строке: от Вити — извините, кошке — ложке)

Прослушать стихи и дополнить в них строку недостающими по смыслу вежливыми

Дядя Саша огорчён.

Рассказал он вот о чём…

— Настя — славная девчонка.

Настя - ходит в первый класс!

Но… давно уже от Насти

я не слышу слова… (хором: здравствуйте)

А слово - то какое -

Очень дорогое!

Встретил Витю я соседа.

Встреча грустная была:

на меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте! Зря от Вити

Ждал я слова… (хором извините}

А слово — то какое —

очень дорогое!

Он про внучку говорил:

— Экая досада!

Я портфель ей подарил,

вижу: очень рада.

Но нельзя же молчать, как рыба.

Ну сказала бы … (хором спасибо)

Слово-то какое-очень дорогое!

  1. Инсценировка по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово».

— Посмотрите инсценировку по рассказу В.Осеевой «Волшебное слово». Почему у

бабушки, сестры, брата вдруг изменилось отношение к Павлику? Какое «волшебное»

слово будет нам лучшим спутником в жизни?

  1. Игра «Волшебное слово».

(по кругу, или же за партами передаётся какой-то символический предмет: воздушный

шарик, цветок и каждый должен, передавая другому, назвать вежливое слово.

Очень много вежливых слов, но сегодня мы узнаем о новых:

(Молодцы, ребята!)

6. Слова утешения (сочувствия).

а) — Вспомните, случалось ли вам утешать кого-нибудь. Как это было?

б) — А вас кто-нибудь утешал? В каких случаях?

в) — Можно сказать: Всякое бывает! Всё пройдёт! Всё будет хорошо!

(главное — быть рядом и побольше тепла в отношении к человеку).

г) — Вы помните, как плохо было Незнайке, когда все узнали, что воздушный шар придумал Знайка, а Незнайка — обыкновенный хвастун и лгунишка. Малыши и малышки

смеялись над ним. Незнайка не знал, что ему делать, куда идти, а слезы всё лились, лились

и никак не могли остановиться. Вдруг он почувствовал, что кто-то трогает его за плечо и

ласково говорит: «Не плачь, Незнайка!» Он обернулся и увидел синеглазку. «Не надо

плакать», — повторила она.

Незнайка отвернулся от неё, вцепился руками в забор и завыл ещё громче. Синеглазка молча погладила его по плечу. Незнайка задёргал плечом, стараясь сбросить её руку, и даже ногой задрыгал.

— Ну, не надо, не надо быть таким злым! — ласково говорила она. — Ведь вы добрый,

хороший малыш. Вам хотелось казаться лучше, поэтому вы стали хвастаться и обманывать нас. Но теперь ведь вы больше не будете так делать?.. О старом больше не будем вспоминать. Теперь вы постараетесь быть честными, смелыми и умными, будете совершать хорошие поступки и вам не придётся больше выдумывать, чтобы казаться лучше. Правда?

— Правда, — тихо ответил Незнайка.

Он грустно взглянул на Синеглазку и улыбнулся сквозь слезы, синеглазка взяла его за руку:

— Пойдёмте туда, где все (можно диалог проинсценировать).

— Какие слова утешения нашла Синеглазка?

(не плачь, вам хотелось быть лучше; вы добрый, хороший малыш.)

— Какие ещё средства использовала девочка?

(добрые слова, похвала, выражение уверенности в том, что он изменится, погладила

по плечу.)

— Чтение стихотворения А. Барто «Наша Таня…» или сказки «Курочка ряба». Анализ речевых ситуаций.

— Перестанет ли Таня плакать? С какими добрыми словами утешения обратились к

Вежливые формы отказа.

Дети, вспомните, какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-то

с просьбой? (пожалуйста, будьте добры, если вас не затруднит и т.д.)

Всегда ли просьбу можно выполнять?

а) Разыгрывание речевых ситуаций.

1) Друг просит тебя дать на время магнитофон, принадлежащий старшему брату. Можешь ли ты выполнить такую просьбу? В какой форме прозвучит твой отказ?

2) Одноклассники приглашают тебя на футбольный матч. Но мама в это же время

просит тебя сходить в магазин. Какое решение ты примешь? Какой разговор возможен с

мамой? Какой — с ребятами?

б) — к сожалению, не могу. — Не могу.

Я занят. Иду с братом в кино.

— После уроков никак не могу: — Я занят.

иду с братом в кино.

— Извини, после уроков я очень занят. — Позови Антошку. Он пойдёт.

— Спасибо? Мне очень хочется, но я — Не пойду!

обещал брату пойти с ним в кино.

— Я, конечно, с удовольствием пошёл — Нет?

бы, но после уроков очень занят.

Послушайте: оба мальчика отклоняют предложение или отказывают, но делают это

по-разному.

Чей отказ не обидит того, кто выражал просьбу?

Давайте отметим, как лучше выразить отказ, анализируя слова Саши:

  1. Объяснение причины отказа.
  2. Извинение.
  3. Благодарность за приглашение, сожаление, что не можем воспользоваться приглашением или выполнить просьбу.

Вывод:

— Не всегда просьбу можно выполнить (принять приглашение), поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека, объясняют причину своего отказа, извиняются, благодарят, например, за приглашение, но, к сожалению, не могут им воспользоваться.

  1. Упражнение — размышление.

Подарите Крокодила!

Мошковская Э.

Игрушки, конфеты Я бы кормил его

Мне не дарите- И лечил…

Все это, все это Пусть бы жил у меня крокодил!

Вы заберите. Я бы в ванну его посадил,

Мне крокодила И там у него

Такого живого, Была бы вода,

Не очень большого И он бы плавал

Лучше купите… Туда-сюда,

Я бы тогда бы Он бы плескался! Купался!

Его приручил. И я б на него любовался …

— Выполнима ли просьба мальчика?

— Она реальная? (В каких условиях.)

— Каким может быть отказ? (Давайте поразмышляем, как помочь родителям мальчика

выразить отказ).

Итог занятия.

О каких правилах вежливого человека мы сегодня узнали?

(о словах утешения; о формах отказа).

Дополнительный материал.

Последующие занятия нужно посвятить выработке практических навыков употребления речевых этикетных форм в зависимости от ситуации: упражнения, анализ ситуаций, инсценирование и т.д..

  1. Вежливый.

Вот кто вежливость у нас — Что с тобой?! —

Проявил на деле — Вскочила мать.

Он в полночный тихий час — Заболел, сыночек?

Поднял мать с постели. -Я забыл тебе сказать

Мама, доброй ночи!

С. Погореловский.

— Можно ли назвать малыша вежливым? Почему?

— Что значит «быть вежливым?»

  1. а) игра «Волшебные слова». Дети становятся вокруг ведущего. Один из играющих говорит любое «волшебное» слово. Ведущий должен отгадать, кто говорил. Если отгадал, то ведущим становится другой;
  2. б) игра «Это я». Произнести хором слова «Это я, это я, это все мои друзья» (только тогда, когда это уместно):

— Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

— Кто из нас приходит в класс с опозданием на час?

— Кто мороза не боится, на коньках летит, как птица?

— Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей? и т.д.

  1. Ситуации.

— Вы идете по улице и видите знакомого человека. Как нужно правильно поздороваться? Покажите.

— Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, мальчик допустил три ошибки. Назовите их:

— Что вы скажете детям, которые разоряют птичьи гнезда, рвут цветы с клумбы в парке, разбрасывают мусор, громко кричат в общественном месте, помогают старушке сойти с автобуса, утешают плачущего малыша?

— Почему иногда в ответ на приветствие здравствуйте мы слышим слово спасибо? А

кто из вас может показать, как надо правильно здороваться? Какие речевые формулы вы

употребляете при прощании?

  1. Разыгрывание ситуации.

1) Вы обращаетесь к учительнице с просьбой объяснить решение трудной задачи;

2) вы просите папу купить новую игрушку;

3) в гастрономе спросите у продавца, сколько стоит пакет молока;

4) вы поздравляете бабушку с днём рожденья.

  1. Вопросы — задания.

Вопрос I. С какими словами обращаешься утром к маме, бабушке, папе? А вечером перед

сном? (Предполагаемый ответ: доброе утро, спокойной ночи, счастливых снов .)

С какими словами обращаешься утром (днём, вечером) к товарищу по классу, соседям по дому, к малознакомому человеку, если вошёл в комнату?

(Доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте .)

Вопрос 2. С какими словами обращаешься утром к воспитателю, учителю, товарищу по

классу? (Здравствуйте, доброе утро .)

Вопрос 3 . С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку, чтобы он позвал

кого-то нужного тебе, передал книгу, коньки, пробил компостером в транспорте билет,

пропустил пройти к выходу в транспорте, в магазине, в кино? (Пожалуйста, передай…

Пожалуйста, передайте… Пожалуйста, позвоните… Будьте добры, пропустите…

Будьте любезны, пробейте мне билет …)

Вопрос 4. С какими словами следует обратиться к незнакомому человеку и попросить его,

чтобы он указал тебе дорогу к музею, театру, стадиону, нужному транспорту? (Не будете

ли вы любезны сказать… Не будете ли вы добры сказать, как пройти. ..}

Вопрос 5 . Что надо сказать, когда тебя что-то попросят, а ты не можешь выполнить

просьбу? (Извините… Извините, пожалуйста, я не знаю …)

  1. Что нужно сказать, когда тебе что-то дарят, оказывают услугу? (благодарю, спасибо).
  2. 1) С какими словами девочка обратится с просьбой к стоящим рядом?

(выберите правильный ответ)

а) Будьте добры, передайте деньги за билет.

б) Передайте деньги.

в) Бросьте деньги в кассу и передайте билет.

2) Маленький котёнок забрался на дерево и не может слезть. С какими словами девочка обратится к мальчику ровеснику, а с какими к прохожему мужчине?

а) Слушай, не можешь ли ты мне помочь снять котёнка? Он боится слезть с дерева:

видишь какой он маленький.

б) Извините, пожалуйста. Можно вас попросить снять котёночка?

Обращаясь ко взрослым, употребляйте вежливые формы обращения: разрешите

мне…, простите, вы не поможете /скажите/ мне…, извините, можно вас попросить, я не

понял ваш вопрос, повторите, пожалуйста.

Со своими ровесниками можно говорить более свободно, но и в разговоре с ними не следует забывать о таких словах, как пожалуйста, извините, простите.

Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей.

Лена подбежала к учительнице и сказала:

«Елена Петровна»…

— Какую ошибку вы заметили?

— Что бы вы посоветовали девочке?

Миша пришёл домой к Пете, чтобы вместе делать домашние задания. Работали они

добросовестно, серьёзно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьёзным делом заняты — уроками».

Выскажите своё мнение по поводу поведения мальчиков.

Какие ошибки в их поведении вы заметили?

  1. На перемене. (Разыгрывание ситуации).

На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, конечно же, он налетел впопыхах на учительницу, чуть не сбив её с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и строго спросила:

— Что нужно сказать?

— Здрастье? — ответил Игорь. И все засмеялись!

Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря?

Придумайте продолжение разговора.

  1. Придумаем продолжение сказки «Три медведя»…

Представим, что Машенька не убежала, что она могла бы сказать медведям?

Каким тоном?

Представим себе, что Машенька извиняется перед каждым из медведей.

Как она обратится к каждому из них? Что ответят ей Медведь, Медведица И Мишутка?

  1. Вставьте пропущенные слова.

Маша знала слов немало, За подарком, за обедом,

Но одно из них пропало, Это слово говорят,

А оно-то, как на грех. Если вас… (благодарят).

Говорится чаще всех. Но молчит она, как рыба,

Это слово ходит следом Вместо каждого … (спасибо).

  1. Вежливый кролик.

(Мексиканская сказка.)

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шёл он домой и вдруг увидел Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень голодна и сердита.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере жила Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.

«Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно?» И, присев на задние лапки. Кролик вежливо сказал:

Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти!

— Входите, входите, — ласково ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик прекрасно понял, с кем имеет дело.

— Простите, что побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха. До свидания? — и бросился бежать со всех ног.

Прискакал Кролик к своему дому и подумал о том, что вежливость ещё никогда никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

— Лучше бы я ему не отвечала? Ох, уж эти мне вежливые кролики. Нужно было ему

просить разрешения войти!

  1. Э. Мошковская «Вежливое слово».

Вежливое слово.

Театр открывается!

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

В три часа открылась касса,

Даже Ёжик пожилой

Притащился чуть живой…

— Подходите, Ьжик, Ёжик!

Вам билет в каком ряду?

— Мне поближе: плохо вижу,

Вот спасибо, ну пойду.

Говорит Овечка:

— Мне одно местечко!

Вот моё Благодарю — доброе словечко.

— Кряк! Первый ряд! Для меня и для ребят!

И достала Утка «Доброе утро?».

— Добрый день!

Если только вам не лень,

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил

Мне, жене и дочке дайте лучшие места,

Вот моё Пожалуйста!

Отпихнув старух,

Стариков, барсуков, бурундуков…

Вдруг ворвался Косолапый,

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого…

— Касса, выдай мне билет!

— Ваше вежливое слово?

— У меня такого нет!

— Ах, у вас такого нет,

— Не получите билет!

— Мне билет!

— Нет и нет?

Не стучите, не кричите, до свидания, привет.

Ничего кассир не дал!

Косолапый зарыдал

И ушёл он со слезами,

И ушёл к мохнатой маме.

Мама шлёпнула слегка косолапого сынка

И достала из комода очень вежливое что-то…

Развернула, и стряхнула,

И чихнула и вздохнула:

— Ах, слова какие были!

И не мы ли их забыли?

Изволь, Позволь…

Их давно уж съела моль!

Бедные Пожалуйста,

Что от них осталося?…

Театр открывается! К началу всё готово!

Билеты предлагаются за вежливое слово!

Вот уже второй звонок!

Медвежонок со всех ног подбегает к кассе…

— До свиданья? Здравствуйте!

Доброй ночи! И рассвета! Замечательной зари!

И кассир даёт билеты — не один, а целых три?

— С новым годом! С новосельем! Разрешите вас обнять.

И кассир даёт билеты — не один, а целых пять.

— Поздравляю с днём рожденья — приглашаю вас к себе.

И кассир от восхищенья постоял на голове!

И кассиру всё под силу, очень хочется запеть:

«Очень, очень-очень-очень вежливый медведь!»

— Благодарен, извиняюсь!

— Славный парень!

— Я стараюсь.

— Вот какая умница!

Вот идёт медведица,

И она волнуется и он счастья светится!

— Здравствуйте, медведица, знаете, медведица,

Славный мишка ваш сынишка, даже нам не верится!»

— Почему не верится? — говорит медведица.

— Мой сыночек молодец!

До свидания?

После чтения сказки учительница задала детям такие вопросы:

1) Почему кассир не дал вначале медвежонку билет? Как вёл себя мишка у кассы, каким

2) Как мама медведица помогла сыну? Что она сделала?

3) Какой урок получил медвежонок у кассы и как он его понял? Как вёл он себя у кассы

4) Как изменилось отношение кассира к медвежонку при второй их встрече? Какими словами он характеризовал его матери? (Славный мишка ваги сынишка.)

5) Как ты понимаешь выражение «Вот идёт медведица… и от счастья светится»? (У нее

на мордочке радостное выражение. Она счастлива, что сын понял, как надо себя вести, не

только понял, но и изменил своё поведение в лучшую сторону.)

— А у вас бывает, что ваша мама светится от радости когда вы сделаете кому-то доброе дело или скажите человеку добрые, теплые слова?

  1. Ежели вы вежливы

С. Маршак

Ежели вы И ежели вы

Вежливы Вежливы,

И к совести То вам, товарищ надо,

Не глухи, Всегда без опоздания

Вы место Ходить на сбор отряда.

Без протеста Не тратить же

Уступите Товарищам,

Старухе. Явившимся заранее,

Ежели вы Минуты на собрание,

Вежливы Часы на ожидание!…

В душе, а не для виду, И ежели вы

В троллейбус Вежливы,

Вы поможете Тому, кто послабее,

Взобраться Вы будете защитником,

Инвалиду. Пред сильным не робея.

И ежели вы Знал одного ребёнка я.

Вежливы. Гулял он с важной нянею.

То, сидя на уроке. Она давала тонкое

Не будете Ребёнку

С товарищем Воспитание.

Трещать, как две сороки. Был вежлив

И ежели вы Это мальчик

Вежливы, И, право, очень мил:

Поможете Отняв у младших

Вы маме Мячик,

И помощь ей предложите Он их благодарил,

Без просьбы — «Спасибо», — говорил.

То есть сами. Нет, ежели вы

И ежели вы Вежливы,

Вежливы, То вы благодарите,

То в разговоре с тетей. Но мячика

И с дедушкой, У мальчика

И с бабушкой Без спросу

Вы их не перебьёте. Не берите!

  1. Правила приличия.

Медведя лет пяти-шести Хоть с виду стал он вежливым,

Учили, как себя вести: Остался он медвежливым.

— В гостях, медведь, Он кланялся соседям —

Нельзя реветь, Лисицам и медведям,

Нельзя грубить и чваниться. Знакомым место уступал,

Знакомым надо кланяться. Снимал пред ними шляпу,

Снимать пред ниму шляпу, А незнакомым наступал

Не наступать на лапу, Всей пяткою на лапу.

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырёх. Совал куда не надо нос,

Не надо чавкать и зевать, Топтал траву и мял овёс.

А кто зевает власть, Наваливался брюхом

Тот должен лапой прикрывать На публику в метро

Разинутую пасть. И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Послушен будь, и вежлив будь. Медведя лет пяти-шести

И уступай прохожим путь. Учили, как себя вести

И старых уважай. Но, видно, воспитатели

И бабушку-медведицу Напрасно время тратили!

В туман и гололедицу

До дома провожай. С. Маршак

Так Мишку лет пяти-шести Чему учили Мишку?

Учили, как себя вести… Как нельзя и как надо себя вести?


Магия «волшебных» слов хранит тайны делового и личного успеха, создает добрые отношения с окружающими. Благодаря таким словам легче расположить к себе собеседника, повысить шансы на благополучный исход дела или прослыть человеком, «приятным во всех отношениях».

Правилу произносить добрые, “волшебные” слова нас учат с детства. “Спасибо”, ”будьте добры’, ”извините, пожалуйста”, ”до свидания”... Но лишь со временем мы понимаем, что если бы из нашей речи вдруг улетучились все вежливые слова и выражения, то безобидный вопрос стал бы похож на приказ, а хороший поступок останется без благодарности.

Приветствие

“Хорошее начало - половина дела”. Слова приветствия - одни из самых важных волшебных слов, задействованные в процессе приветствия и знакомства. В деловой обстановке, а также в особо важные моменты, например, в день знакомства с семьей жениха, не стоит пренебрегать знакомыми правилами: поздоровайтесь и назовите имя собеседника, это будет ему особенно приятно. Обращаясь к уважаемому или титулованному лицу, не забудьте упомянуть и его звание, например, “Добрый день, господин профессор”.

Здороваясь, следует использовать форму вежливости, соответствующую возрасту и статусу собеседнику. К оппоненту, старшему по чину или возрасту, следует обратиться “Добрый день”, но не “Привет”.

Согласно общим правилам:

Опоздавший здоровается первым с уже с присутствующими.

Первым приветствуют:
мужчина - женщину;
молодой человек - пожилого;
подчиненный - руководителя.

Замените привычное “Алло” при снятии телефонной трубки на “Здравствуйте” или “Добрый день”. Вы увидите, как приятно окажется удивлен ваш оппонент.

Контакт глазами, несомненно, увеличивает силу произнесенных слов. Чтобы слова вежливости по-настоящему тронули собеседника, считается неприличным отводить взгляд в сторону, рассматривая помещение или других людей.

Тон желательно выдержать дружелюбным и спокойным. Ирония, раздражение , повышенные тона испортят впечатление.

Просьбы

Умение просить так, чтобы вам не могли отказать, кроется не только в сложившейся ситуации или таланте “строить глазки”. Слова “пожалуйста”, “прошу вас”, “будьте добры”, “будьте любезны” оградят вас от отказа.

Перед тем как высказать просьбу, извинитесь, что вынуждены отвлечь оппонента от других дел или хотите обратиться. В письменной просьбе добавьте выражение надежды на понимание или благодарность: “Заранее спасибо”, “Буду очень признателен”.

Просьба по смс или электронной почте даже о небольшой услуге также предполагает вежливое обращение. Использование волшебных слов в момент просьбы сочетается с вежливым, уважительным обращением и тоном.

Благодарность

“Спасибо” и его сердечные разновидности (большое, сердечное, огромное спасибо) - самые используемые формы речевого этикета. Благодарность за помощь, оказанную услугу, уделенное внимание, совет, или приглашение - наиболее популярная форма вежливости.

Важно выразить благодарность вовремя. Особенно важно не забывать о сроках в деловой жизни. Получив открытку к празднику или приглашение на мероприятие, следует отправить благодарственное письмо или подтверждение вашего участия в течение двух дней.

Поблагодарив за подарок и оказанную помощь повторно, спустя некоторое время, например, упомянув в разговоре, как вам помог дельный совет, вы сможете рассчитывать на повторную любезность.

Благодарность, произнесенная в присутствии других людей, принимает особое значение. Это всегда приятно.

Если вы считаете, что оказанная вам любезность достойна большей благодарности, чем привычное спасибо, будет уместно преподнести небольшой презент. Делового партнера можно пригласить в ресторан, вручить ему билеты в театр , книгу или картину. Однако не старайтесь поразить никого сказочной щедростью в знак благодарности за небольшую услугу. Раздутая благодарность вызывает чувство дискомфорта, дорогой подарок может поставить человека в неловкое и зависимое положение, тогда как искренне “спасибо” отразит силу вашей признательности.

Умелое использование благодарности и извинений поможет найти выход из затруднительных положений. В ответ на указание вам на ошибки со стороны руководства не торопитесь признаваться в собственной некомпетентности, попробуйте поблагодарить руководителя за объективную критику: “Спасибо, я обязательно учту замечания и устраню недоработки“. Вы будете выглядеть более профессионально и привлекательно.

Вежливое “спасибо” поможет отказаться от неинтересного предложения и сказать “Нет”. “Спасибо за приглашение, но я буду занят”.
Не стесняйтесь употреблять волшебные слова во время спора, на “спасибо” редко кто сможет ответить грубостью.

Не забывайте благодарить близких людей, родственников и друзей. Их добрые поступки и готовность предложить свою помощь - не обязанность, а выражение чувств, достойное благодарности.

Извинение

В процессе извинения волшебные слова незаменимы. Только с помощью волшебных слов вы сможете быстро наладить отношения, разобраться в сложной ситуации и загладить вину.

Слова извинения должны быть искренними и достаточными.

Забыли поздравить юбиляра или не выполнили просьбу? Чем быстрее будет исправлена ошибка, тем лучше. Нетактично сделать вид, что ничего не произошло, лучше извиниться и исправить оплошность. Не заметив человека или забыв поздороваться, вы можете сказать лишь ”Извини, не заметил” - и случайная ошибка будет не замечена. Однако в сложной ситуации необходимо объяснить причину своего поступка.

Извиняясь за серьезную ошибку, не отшучивайтесь, этим вы еще больше обидите собеседника.

Не передавайте извинения через третьих лиц. Как бы ни было горько признание - постарайтесь сделать его лично.

Не следует отправлять серьезные извинения по электронной почте, лучше позвоните или сделайте это при личной встрече.

Если после извинения вы прощены - не стоит еще раз возвращаться к обидному вопросу и просить прощение повторно, просто не повторяйте подобных ошибок.

Прощание

Вежливое прощание с собеседником - еще один шанс оставить о себе хорошее впечатление. Не , именно слова прощания (всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, доброго пути, до скорой встречи) - останутся в душе вашего оппонента.

Прощаясь, в случае необходимости не забудьте назначить следующую встречу. В ответ на гостеприимство и приглашение не обязательно оговаривать дату ответного визита, однако следует сделать ответное приглашение.

Прощаясь, не задерживайтесь, не стойте долго возле двери, лучше распрощаться кратко и по-дружески.

Особый случай

Особое внимание стоит уделять волшебным словам в деловой обстановке. Оставаясь воспитанным и радушным, не стоит забывать, что вы обращаетесь к деловому партнеру в рабочее время и по конкретному поводу. На рабочем месте стоит избегать длинных напыщенных фраз типа “Простите великодушно, не сделаете ли вы одолжение”...

Не стоит также переусердствовать в вежливости, обращаясь к людям при исполнении ими своих профессиональных обязанностей. Не озадачивайте продавца витиеватой просьбой "Извините, будьте так любезны, не сможете ли вы мне взвесить…”

Прежде чем рассыпаться в извинениях, подумайте, есть ли на это причина и не отвлекаете ли вы коллегу от рабочего процесса. Еще более неудобным будет прервать важный разговор сотрудника по телефону или с клиентом, чтобы, извинившись по всем правилам, попросить у него карандаш.

Женщинам, принимая ухаживание мужчины, не стоит благодарить за каждый оказанный знак внимания. Уместно поблагодарить и восхититься преподнесенным букетом или подарком, но говорить “спасибо” за открытую дверь и поданную руку не обязательно.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня тема нашей беседы – слова вежливости. Когда и как обучать ребенка применению таких важных слов? Как лучше познакомить детишек с понятием вежливости, и, главное, научить их использовать эти знания в практике?

Давайте для начала разберемся, что же значит быть вежливым? Если опираться на определения, то вежливость – одна из черт характера человека, отвечающая за хорошие манеры, умение учтиво общаться с другими, быть уважительным и чутким. Вежливый человек должен знать правила этикета, использовать вежливые слова.

Синонимы слова «вежливый» в русском языке – обходительный, внимательный, почтительный, уважительный, любезный. Антонимы к слову «вежливый» – резкий, грубый, невоспитанный, неучтивый.

Какие бывают слова вежливости?

Существует так называемый «базовый» список вежливых слов. Они делятся на группы:

  • Слова приветствия и прощания: Привет; Здравствуйте; Доброе утро или С добрым утром; Добрый день; Добрый вечер; Спокойной ночи; До свидания.
  • Слова прощения: Простите, пожалуйста; Извините; Прошу прощения.
  • Слова благодарности: Благодарю; Спасибо; Признателен.
  • Слова-просьбы: Пожалуйста; Разрешите, пожалуйста; Позвольте мне, пожалуйста; Можно спросить у Вас.
  • Слова напутствия, поддержки, приглашения, поздравления: Доброго пути; Браво; Будьте здоровы; Добро пожаловать; Милости просим; Угощайтесь; Приятно познакомиться; Приятного Вам аппетита; Только после Вас; Разрешите представиться; Будьте так добры; Поздравляю; Разрешите Вам помочь.

Эти слова можно разучивать вместе с ребенком. Для упрощения задачи придуманы специальные стишки и песенки. И чуть позже мы с ними познакомимся!

Как научиться вежливости?

Не стоит ждать, что хорошие манеры появятся у ребенка сами. Вежливость – не врожденная, а приобретенная черта. Для ее воспитания ребенок должен постоянно иметь перед глазами личный пример, и лучше всего, чтоб это было именно в семье. Кроме того, нужно еще и целенаправленное обучение вежливости. Таким образом, можно прийти к серьезным результатам.

Но нельзя сказать, что вежливости один раз научил – и это на всю жизнь. Очень важно все время поддерживать и поощрять в детишках стремление быть вежливыми. Просто чтобы они не оступались, не поддавались на соблазны со стороны. Мир огромен, и в нем хватает всего. Регулярно слышны грубые слова, некорректное обращение людей друг к другу, ненормативная лексика. А быть белой вороной среди «продвинутых» ровесников бывает весьма непросто.

Стишки и загадки для запоминания вежливых слов

Для разучивания слов вежливости с детьми существуют специальные стишки-загадки:

***
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)
***
Встретив зайку, еж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)
***
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ежик, …»
(Здравствуй!)
***
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…
(Добрый день!)
***
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «…»
(Извините!)
***
Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…
(Добро пожаловать!)

***
Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания!)
***
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)
***
Говорит Лиса Матрена:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)
***
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)
***
Если попугайчик Гоша
В джунглях даст концерт хороший,
Аплодировать все будут,
Сказать «…»не забудут!
(Браво!)
***
Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье …»
(Угощайтесь!)
***
На закате мотылек
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)
***
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи!)
***
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день!)

Самуил Маршак «Уроки вежливости»:

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
- В гостях, медведь, нельзя реветь.
Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь
А старых уважай.
И бабушку медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу.
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро.
А старикам, старухам
Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели,
Напрасно время тратили!

Нужно обсуждать с детьми стихи, задавать вопросы, предлагать подумать и запоминать. Малышам можно подобрать красивые книжки со стихами. Их просто и легко запомнить, особенно в игровой форме. Герои стихов, сказок, мультфильмов наглядно покажут, почему и как надо быть вежливым.

Очень важно, чтобы члены семьи, в которой воспитывается ребенок, тоже вежливо общались друг с другом, употребляли слова «спасибо», «пожалуйста», «простите».

Старайтесь всегда первыми здороваться, благодарить, прощаться, не ожидая, пока дитя само об этом вспомнит. В то же время, объясняйте ребенку правила вежливости, с кем нужно здороваться, а с кем нет, и т.п.

Обязательно в процессе обучения учитывайте возраст ребенка и хвалите его за успехи и достижения, даже небольшие. И не забывайте, что ребенок берет пример именно с вас! Поэтому внимательно оцените, насколько вежливо вы сами ведете себя со знакомыми и друзьями. Может, нужно что-то подкорректировать? Начните с себя!

Учитесь вместе с детьми вежливости, искренности и поиску нужных слов. Это огромный вклад в будущее! И тогда вам всегда будет приятно смотреть за поведением детей.

Песенки и мультики о вежливости можно найти здесь:

Счастья вам и вашим детишкам!

Цели образовательные: Учить употреблять вежливые формы обращения, содержащие просьбу, благодарность. Учить формам вежливого общения между людьми.

Коррекционные: Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас. Развивать мышление, корректировать поведение.

Воспитательные: Воспитывать навыки и привычки культурного поведения дома, в общественных местах. Формировать привычки внимательного, доброго отношения к людям.

Оборудование: таблицы по культуре поведения, рассказ В.А.Осеевой "Волшебное слово", бумажный домик к игре "Магазин вежливых слов".

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя.

Ребята, вы как думаете, почему мы должны культурно, вежливо себя вести? (... с вежливым человеком приятно общаться...)

Когда закончите школу, вы станете строителями, механизаторами, животноводами, швеями. Но кем бы вы ни стали, прежде всего, вы должны вырасти хорошими, культурными людьми: добрыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться.

Слово "вежливость" произошло от древнерусского слова "вета" - знаток, "ведать" - знать.

Буквальное значение слова "вежливость" - знающий как себя вести. Иначе сказать.

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Человеческие качества - вежливость и доброта - неразделимы. Добрый человек всегда вежливо говорит с собеседником. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту. Если у друга удача - добрый человек поздравит его, а если беда - добрые слова помогут утешить и успокоить. Не зря говорят:

"Доброта - она от века
Украшает человека".

Для того, чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится теплее, радостнее. Вежливые слова иначе называют "волшебными".

Подумайте, почему их так называют? (...)

III. Сообщение темы урока

О таких словах будем говорить на уроке.

Тема урока: "Вежливые формы обращения, содержащие просьбу или благодарность". (Запись темы на доске и в тетрадях)

IV. Чтение рассказа В.А. Осеевой "Волшебное слово".

V. Беседа по прочитанному:

1. Почему в начале рассказа все и во всем отказывали Павлику?

(... он был грубым, невежливым)

2. Что ему помогло?

(... слово "пожалуйста")

3. Почему слово "пожалуйста" мы называем "волшебным" словом?

4. Какие еще "волшебные" слова вы знаете, когда обращаетесь с просьбой?

VI. Работа с таблицами (чтение таблиц)

а) "Слова, выражающие просьбу":

Пожалуйста,

Разрешите,

Позвольте,

Будьте добры,

Прошу Вас.

А какие слова употребляете, когда вы благодарны человеку за что-то?

(Ответы учащихся)

б) "Слова благодарности":

Спасибо,

Благодарю,

Вы очень любезны,

Очень признателен

А вы пользуетесь такими словами в интернате? дома? в транспорте?

(- В столовой - скажите "спасибо"

Если тебе что-то дали (книгу), скажи "спасибо"

Если тебе сказали "спасибо", ответь - "пожалуйста")

Из истории слов.

Спасибо - старинное слово, "спаси Бог" - спаси вас Бог за ваши добрые слова, дела.

Благодарю - дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость, хорошее дело.

VII. Работа в тетрадях. Записать слова благодарности и слова, выражающие просьбу (с таблицы).

VIII. Чтение стихотворения "Невежливая вежливость".

Всегда ли "вежливые" слова имеют волшебную силу? Ответить на этот вопрос вам поможет стихотворение "Не вежливая вежливость".

Мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться "вежливыми" словами, послушайте, что у него получилось.

Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить,
Первым "здравствуй" говорить
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит - утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок,
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернул за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой,
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку -
Как невежлива девчонка...
Нес вожатый стопку книг,
А Петрусь с ограды - прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер!
- Ты, - вожатый закричал, -
И невежа, и нахал! Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?

Мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться "вежливыми" словами. Хотя и произносил "волшебные" слова, но оказался невежливым. Почему?

(... произносил Петрусь "волшебные" слова резким тоном, грубо)

Сила "волшебных" слов зависит от того, как ты их произносишь.

Х. Чтение таблицы

Произносить волшебные слова нужно вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься. Тем самым проявляешь уважение к собеседнику.

А если ты обращаешься резким тоном, отвернувшись в сторону, хотя и произносишь "волшебные" слова, но ты проявляешь неуважение к человеку.

ХI. Сценка "Пожалуйста"

Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отвернулась. Она боялась, что Лена испачкает ей брюки.

Девочка, сиди спокойно, пожалуйста.

Так нельзя вести себя - заметила Леночке старушка, сидевшая напротив.

А что я сделала? возразила Леночка.

Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

И она, надувшись, стала смотреть в окно.

И девочка, и старушка произнесли слово "пожалуйста".

Можно ли назвать Леночкино "пожалуйста" волшебным словом? Почему?

ХII. Вспомнить пословицы о вежливости, добре, воспитанности.

Пословицы.

Учись доброму - дурное на ум не придет

Про доброе дело говорите смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Как проживешь, так и прослывешь.

Худо жить без ласкового слова.

Не мудрен привет, а сердце покоряет.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

- "Спасибо" - великое дело.

Вежливости открываются все двери.

Ничего не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

Вежливость украшает человека.

- "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть))

Ласковым словом и камень растопишь.

Красив тот, кто красиво поступает.

Добро помни, а зло забывай.

За добро платят добром.

ХIII. Закрепление.

Теперь проверим, как вы научились употреблять "волшебные слова".

1. Игра-упражнение "Магазин вежливых слов".

На полках в магазине стояли вежливые слова: благодарности (спасибо, благодарю, Вы очень любезны, очень признательны) и просьбы (пожалуйста, разрешите, позвольте, будьте добры, прошу Вас).

Но вдруг подул сильный ветер, и все слова упали и перепутались.

Надо их снова расставить по полкам.

(На доске прикрепляется бумажный домик. Окна домика служат полками-ветринами. "Волшебные" слова написаны на карточках. Два ученика расставляют карточки со словами на полки).

2. Упражнения - ситуации

Как бы вы поступили в той или иной ситуации:

а) Вы забыли ручку в спальне, попросите ее у товарища.

б) Вы пришли в столовую, и вам не хватило чая. Как вы поступите?

в) Вы едете в автобусе. Попросите кого-либо из пассажиров прокомпостировать билет.

г) Вы пришли в библиотеку. Попросите у библиотекаря нужную книгу.

XIV. Чтение стихотворения М. Танича

И закончим наш урок стихотворением - призывом, которое написал Михаил Танич

"Извини", "пожалуйста", "прости" и "разреши"

Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы, таблицы умноженья,
Есть еще таблица, таблица уваженья.
Помните как азбуку,
Как дважды два:
"Спасибо" и "пожалуйста" -
Волшебные слова.
Всюду, где нескромному укажут от ворот,
Вежливый попросит, попросит и пройдет.
Перед словом вежливым двери отворяются,
Пусть оно почаще, почаще повторяется.
На доске написана пословица

Вежливости открываются все двери.

Вот оказывается, как. Чтобы куда-то пройти, о чем-то попросить надо вежливое слово сказать, или за что-то вежливо поблагодарить и тогда перед тобой "откроются двери", откликнутся на твою просьбу.

XV. Итог урока:

1. О каких словах говорили на уроке?

2. Как правильно произносить "волшебные" слова?

3. Оценки за работу на уроке.

4. Поблагодарим гостей за то, что они нас посетили и скажем им слово благодарности... (хором) "спа-си-бо".