Опорный конспект архаичные и средневековые государства африки. Важнейшие исторические события африки. Задание на урок

Развитие цивилизаций в Средневековье происходило неравномерно. Одни из цивилизаций вырывались вперед, затем останавливались в своем развитии, их обгоняли другие, в том числе новые. Наиболее отчетливо процесс развития цивилизаций можно наблюдать в сфере культуры. Достаточно сопоставить несколько примеров, взятых из истории цивилизаций. Так, в Китае разборный шрифт для книгопечатания был изобретен в XI в., в Западной Европе - лишь в середине XV в., арабы использовали огнестрельное оружие примерно на два века раньше европейцев. Уже в начале XV в. китайцы снаряжают морские экспедиции из десятков судов и тысяч людей в далекие страны и достигают восточного побережья Африки, однако эти экспедиции вскоре прекращаются, и те географические открытия, которые мы называем великими (ибо они положили начало слиянию судеб народов разных континентов), некоторое время спустя совершают западноевропейцы, хотя их флотилии насчитывали нередко всего три - пять судов.
Каждая из цивилизаций Средневековья внесла свой вклад в мировую сокровищницу культуры. Благодаря этому мы можем восхищаться тонким лиризмом японских стихов танка, фресками буддийских храмов Аджанты, китайской пагодой Красоты дракона или арабской мечетью Омара в Иерусалиме, задумываться над смыслом жизни, читая произведения великих Ли Бо, Омара Хайяма, Ибн Сины удивляться циклопическим сооружениям ацтеков майя, поражаться изображениям людей и богов paботы африканских скульпторов.
Наука, изобретения, открытия. Одним из важнейших изобретений человечества в средние века было книгопечатание. Первенство в этом открытии принадлежало китайской цивилизации. Уже в VIII в. при дворе императора стала выходить газета, которую печатали, накладывая листы бумаги на деревянные доски с вырезанным на них текстом. Так печатали и книги. Подобный способ книгопечатания в Европе появился лишь в конце XIV в. В XI в. в Китае был изобретен разборный шрифт, что сделало книгопечатание более продуктивным. В соседней Корее печатать с наборного металлического шрифта начали не позже первой половины XIII в. Такой способ книгопечатания был известен в средневековой Японии.
Печатались книги и в других азиатских странах. Даже в государстве кочевников - чжурчжэней, существовавшем на севере Китая в начале XII - начале XIII в., действовали государственные, университетские и множество частных типографий, где издавались книги на чжурчжэньском и китайском языках.
Успехи книгоиздательского дела в этих странах были тесно связаны с ростом производства бумаги, секрет изготовления которой был известен китайцам еще в древности.
Намного раньше европейцев китайцы изобрели порох и компас. Некоторые ученые считают, что эти открытия были сделаны еще в древности, во всяком случае порох и компас были широко известны в средневековом Китае. Огнестрельное же оружие изобрели арабы в XII в. Это была модфа - металлический ствол, прикреплявшийся к деревянной палке, которую упирали в землю. Под ствол ставили сошку, засыпали в него порох и закладывали круглый каменный или металлический снаряд, затем через отверстие в стволе поджигали порох и модфа стреляла.
В Европе арабам приписали и изобретение цифр, которые там назвали «арабскими». На самом же деле это было изобретение индийцев, сделанное еще в раннем Средневековье, арабы же выступили лишь в качестве посредников между Индией и Европой.
Намного раньше Коперника великий среднеазиатский астроном Бируни в XI в. доказывал, что Земля вращается вокруг Солнца. Огромный вклад в развитие географии, картографии внесли арабские, китайские мореплаватели и ученые. Около 1420 г. арабский мореход, имя которого неизвестно, обогнул южную оконечность Африки - мыс Доброй Надежды (арабы назвали его «На две воды смотрящий»). Плыли арабы из Индийского океана в Атлантический. Первым из европейцев обогнул этот мыс португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш в 1488 г.
Выдающимся арабским мореходом и ученым был Ибн Маджид. В двух своих трактатах он описал побережье Индийского океана, его острова, морские пути. Именно Ибн Маджид в 1498 г. привел в качестве лоцмана три корабля португальца Васко да Гамы от одного из портов Северной Африки в индийский гоРод Каликут.
До первой трети XV в. у восточного побережья Фрики появились китайские флотилии.
Высокого уровня для того времени достигла в ряде внеевропейских цивилизаций математика. Хотя арабы не изобрели «арабских» цифр, но они положили начало алгебре. Выдающимся математиком был иранский поэт и философ Омар Хайям. Первым произведением, которое принесло ему славу, был юношеский труд по алгебре. Индейцы майя на другом континенте создали свою систему счета - двадцатиричную, а не десятичную, которая была изобретена индийцами.
В раннем Средневековье не было равных индийским медикам, умевшим делать сложные операции даже на черепе. Тогда же в Индии была составлена энциклопедия лекарственных трав. Китайские даосы в своих безуспешных попытках найти пути человека к бессмертию изобрели способы лечения многих болезней. Труд уроженца Бухары Ибн Сины «Канон», написанный в начале XI в., еще многие столетия был непревзойденной медицинской энциклопедией, им руководствовались врачи во многих странах, в том числе в Европе.

Литература. Еще в период Средневековья поэты и писатели цивилизаций Азии создали немало произведений, которые и ныне не могут не вызывать восхищения и справедливо считаются шедеврами литературы. Уже VIII в. мы вправе назвать «золотым веком» китайской поэзии. В это время творили такие выдающиеся поэты, как Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Судьба каждого из них была непростой. Если Ван Вэй, занимаясь своим творчеством, одновременно служил в качестве чиновника и все же не избежал опалы, то Ли Бо и Ду Фу предпочитали жить вдали от общества, странствовать, хотя и тот и другой не избежали тюремного заключения. Ван Вэй был одарен многогранным талантом. Он был не только гениальным поэтом, но и художником. Главный мотив его творчества - природа Китая, которую он удивительно тонко изображал как в стихах, так и в своих 9n ненных одноцветной тушью пейзажах. Ли Бо, Ду фУ кроме красоты родной природы в своем творчеств воспевали и труд простых людей, осуждали те беды» которые приносили людям войны.
В Японии в VIII в. был составлен сборник поэзии Мириады лепестков», содержавший более четырех половиной тысяч стихов и песен, написанных по-С и 500 авторами, жившими в IV - VIII вв. Почти чТ стихи написаны в форме танка (пятистишия, со-Втоящего из 31 слога). Авторы этих стихов заботи-Сцсь не о рифме, а о передаче своих ощущений (особенно при описании того или иного уголка природы), с тем чтобы и читатель мог воспринять их настроение, чувства.
Много великих поэтов и писателей в средние века дали Иран и Средняя Азия - Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Саади. Рудаки написал огромное количество стихотворений. Он воспевал любовь, разум человека, осуждал несправедливость, неравенство людей. Фирдоуси в своей поэме «Шахнаме» («Книга царей») осветил историю Ирана доисламского периода. Работа над этим эпическим произведением потребовала от поэта изучения большого количества исторических сочинений, мифов, легенд и преданий иранцев. Несмотря на название поэмы, ее большая часть посвящена не царям, а героям иранских преданий.
«Ученейший муж века», «царь философов Востока и Запада» - так называли еще при жизни великого поэта, философа, математика и астронома Омара Хайяма. Его стихи воспевали радости человеческой жизни, свободу человека от предписаний шариата, от прихотей властителей.
«Если ты не печалишься о страданиях других, ты не достоин называться человеком», - говорил Саа-ди, иранский поэт, живший в XIII в. Он очень высоко ценил разум и знания. Многие его мудрые изречения стали крылатыми.
Архитектура и изобразительное искусство. Во всех средневековых цивилизациях наиболее впечатляющи ми и красивыми были здания храмов, а также дворце правителей и знати. В архитектурном облике храмовых построек нашло свое отражение влияние той или иной религии, традиции местного зодчества.
В странах исламского мира наиболее красивыми были мечети. Сверху они украшались круглыми куполами. Внутри мечети расположены зал со множеством ажурных колонн, специальная ниша, лицом к которой молятся верующие (эта ниша указывает, в какой стороне находится Мекка). В мечети нет каких-либо скульптурных или живописных изображений, единственное украшение на стенах - орнамент из переплетенных линий на темы растительного мира (арабески). Возле мечетей строили минареты - высокие башни, откуда служители призывали мусульман совершить обязательную молитву. Некоторые минареты представляли собой подлинные шедевры архитектуры, как, например, 70-метровый Кутб-Ми-нар в Дели.
В отличие от мусульманских буддийские и индуистские храмы щедро украшались скульптурами и фресками с изображениями богов, людей, животных. До сих пор поражают своей красотой и точностью художественной передачи человеческого тела фрески индийских храмов в Аджанте. Помещения этих храмов были вырублены в скале, что потребовало колоссального труда индийских мастеров на протяжении столетий.
Буддийские скульпторы создали огромное количество изображений Будды. Иногда эти скульптуры превышали 20 м в высоту. Одна из знаменитых статуй Будды была установлена в Золотом храме в Японии. Множество индуистских храмов Индии богато украшены скульптурами не только внутри, но и на наружных стенах, где нередко были представлены различные сцены из жизни богов. Основной формой буддийского храма вначале была «ступа» - огромное полушарие, символизировавшее Вселенную, затем храмы стали похожи на огромные башни. Индуистские храмы строились по образцам буддийски » причем это были часто поистине циклопические с оружения, где перекрытиями служили многотонн каменные плиты.
Настоящие шедевры живописи оставили нам китайские и японские средневековые художники. Особенно поражают их пейзажи, где точно и объемно переданы вид того или иного уголка природы, дуновения ветра, движения птиц, животных. Часто пейзажи изображались на шелке. С X в. в Китае существовала столичная Академия живописи. Известные художники кроме картин создавали и трактаты, своего рода учебники по живописи.
Грандиозные постройки создали индейцы цивилизаций Америки. Храмы своим богам они строили обычно на вершинах гигантских пирамид. Высокого уровня достигло ювелирное искусство.
Западноевропейцы, открывшие в XV в. Тропическую Африку, не могли вначале поверить, что прекрасные статуэтки людей из обожженной глины или бронзы, маски, здания, построенные из тяжелых каменных плит, создали сами африканцы. Они даже уверяли, что это дел рук неких пришельцев с других континентов, однако это были лишь плоды фантазии и лжи тех европейцев, которые видели в чернокожих жителях Африки лишь потенциальных рабов.
Культура каждой из цивилизаций Азии, Африки, Америки отличалась своеобразием. Вместе с европейской культурой они составили то разнообразие художественных достижений и ценностей, которое мы называем мировой культурой.

Учитель: Африка в средние века развивалась очень неравномерно. Сама природа разделила этот континент на две неравные части. В северной части, прилегающей к Средиземному и Красному морям, с глубокой древности возникали очаги цивилизации. Именно здесь зародилась и достигла расцвета древнеегипетская цивилизация. В Северной Африке основывали колонии финикийцы и греки, они были неотъемлемой частью Древнего Рима, Византии, Арабского халифата. В VII веке арабы захватили всё побережье Северной Африки до самой Атлантики, подчинив местные племена берберов. Земли к западу от Египта арабы называли МагрИбом, то есть западными землями. Здесь процветали огромные города, такие, как Фес и ТанжЕр, создавались замечательные памятники мавританского зодчества.

Ученый-археолог: От арабских городов Средиземноморья на юг, через пустыню Сахара, вели древние караванные пути. Это были пути в другую Африку, которую называют Чёрной или Тропической Африкой. Арабы называли её Билад ас-Судан – Страна «чёрных» или просто Судан.

Ныне Суданом называется страна на северо-востоке Африки. Но прежде арабы называли так всю территорию к югу от Сахары. В этой части континента жили негритянские народности, говорившие на разных языках: их насчитывалось в Африке несколько сотен. Исследования учёных доказывают, что и в этой части континента человечество многого достигло. Ведь перед африканцами стояла труднейшая задача освоить обширные пространства, мало приспособленные для нормальной жизни человека. Плодородных земель в Африке очень мало. Подавляющую часть её занимают пустыни, малоплодородные саванны, тропические леса. На огромных территориях людям угрожает малярия, а домашним животным – муха цеце. Кроме того свои ограничения для занятий людей представляла и изнуряющая жара.

Находясь в неодинаковых природных условиях, народы Африки и развивались по-разному. Обитатели тропических лесов, такие, как низкорослые пигмеи, занимались охотой и собирательством. А к северу и к югу от них, в саваннах, жили земледельцы и скотоводы. Хозяйственная жизнь африканцев находилась в равновесии с природой, обеспечивая нормальное существование племени при минимальных затратах труда.

На рубеже нашей эры многие народы Тропической Африки освоили технику производства орудий труда и оружия из железа. Использование железа и другие усовершенствования позволяли получать более высокие урожаи и делать небольшие запасы зерна. Появилось больше возможностей для разделения труда и развития ремесла.

Ученый-архивариус: Африканские государства.

По древним торговым путям, соединявшим МагрИб с Тропической Африкой, арабы вели прибыльную торговлю. Особенно привлекал их изобиловавший золотом Западный Судан – земли, расположенные между Сахарой и Гвинейским заливом. Помимо золота, торговали и другими товарами: солью, скотом, продуктами земледелия, слоновой костью.

Вместе с арабскими купцами в Западный Судан проникал ислам. Раньше всего его принимали правители и их приближённые, а также жители крупных торговых центров. С исламом сюда проникала и блистательная арабская культура: строились мечети и медресЕ, привозились книги. В то же время простые земледельцы и скотоводы ещё долго сохраняли свои прежние верования. Религиозные различия усугубляли растущее общественное неравенство.

Вдоль торговых путей выросли крупные города: ТомбУкту, Гао, Дженне и другие. Их правители богатели, взимая пошлины с купцов. Их власть над соплеменниками постепенно усиливалась, а подвластные им территории расширялись. Перед государственной властью вставала задача примирить различные интересы городов (с их купцами, чиновниками и растущим стремлением к накоплению богатств) и деревень, где неравенство проявлялось гораздо меньше. Государи жили во дворцах, окружённые придворными, чиновниками и воинами, и всё более обособлялись от своего народа. Их власть считалась священной. Исполняя обряды, они выступали в роли посредников между своим народом и богами – покровителями племени.

Самым древним государством Западного Судана была Гана , расположенная в верховьях рек Сенегал и НИгер и столь богатая золотом, что титул её правителя переводится как «хозяин золота». Огромные доходы царей Ганы позволяли им содержать пышный двор и огромное войско и держать в подчинении большую территорию.

Расцвет Ганы относится к X-XI векам, но затем она ослабела и в XIII веке была захвачена соседним государством Мали . Пик могущества Мали приходится на вторую половину XIII – первую половину XIV века, когда земли, подвластные правителю, протянулись с запада на восток почти на 2000 километров. Торговля золотом и его добыча приносили фантастические доходы. В это время давно известные месторождения золота в Европе и на Ближнем Востоке оскудели, и именно из золота Мали в странах МагрИба чеканились деньги, обслуживавшие весь арабский мир. Особенно прославился своими богатствами мАнса (титул правителя) МусА (1312-1337), бывший ревностным мусульманином. Совершённый им в 1324 году хадж в Мекку, видимо, может считаться самым дорогостоящим путешествием в истории. В пути мАнсу сопровождали тысячи воинов и рабов, а на дорожные расходы караван верблюдов вёз сто тюкОв с золотом, весившим около 12 тонн. Когда любимая жена Мусы посреди Сахары изъявила желание искупаться, для неё зА ночь выкопали бассейн, наполнив его водой из бурдюков. В Каире и Мекке Муса потратил столько золота, что надолго подорвал местную денежную единицу. Зато Восток надолго сохранил память о богатстве и могуществе малийских владык, а связи Мали с другими странами ислама укрепились.

Ученый-археолог: Христианская Эфиопия. На северо-востоке Африки, на Эфиопском нагорье, где в большом горном озере Тана рождается Голубой Нил, расположена Эфиопия , которую европейцы прежде нередко называли Абиссинией. В первые века нашей эры здесь процветало древнее Аксумское царство .

Уже в IV веке аксумский царь и его приближённые приняли христианство, проникшее сюда из Египта. Позже правителям страны удалось отстоять его в борьбе с исламом. Однако само Аксумское царство распалось на отдельные княжества, которые вели между собой ожесточённую борьбу. Лишь в XIII веке в Эфиопии возродилось сильное государство, правители которого именовались негусами , то есть царями; европейцы нередко прилагали к ним титул императора. Негусы возводили свою династию к библейскому Соломону. В ходу была и легенда о союзе двух императоров – эфиопского и римского, разделивших между собой весь мир.

Объединение страны нЕ было прочным, нередко вспыхивали усобицы, особенно опасные в условиях постоянных угроз со стороны мусульманских соседей. Нуждаясь в союзниках против ислама, Эфиопия в XV-XVI веках вела с этой целью переговоры со странами Запада. Её делегация принимала участие в работе Ферраро-Флорентийского собора, обсуждавшего вопрос о церковной унии между западным и восточным христианством.

Эфиопское христианство довольно блИзко к православию, хотя, развиваясь в иных условиях, оно было своеобразным. Многочисленное духовенство пользовалось большим влиянием, ему принадлежала треть всех обрабатываемых земель. Любопытно, что христианская церковь Эфиопии долго запрещала употребление кофе (родина кофе – именно Эфиопия). Зато кофе быстро переняли в Аравии, где такого запрета не было, а потом и в других странах.

По мере распространения христианства в Эфиопии строились церкви и монастыри. В монастырях развивалось летописание, здесь переводились на местный язык многие произведения древних и средневековых авторов, причём в некоторых случаях оригиналы произведений не сохранились, и учёные знают их содержание только благодаря эфиопскому переводу.

С XII-XIII веков начинается расцвет эфиопского искусства. Высекались из камня церкви и украшались великолепной резьбой, а внутри расписывались фресками и украшались иконами; развивалась книжная миниатюра.

Золото Мономотапы. Кроме Магриба, арабы активно проникали на восточное побережье Африки, где вели прибыльную торговлю с местными жителями. Однако в глубь страны арабским купцам редко удавалось проникнуть. Там существовал свой мир, о котором приезжим было мало что известно. В XV веке на юго-востоке Африки, между реками Замбези и Лимпопо, возникло огромное государство. Арабы называли его Мономотапа, хотя на самом деле это был искажённый титул правителя страны – «мвене мутапа», что значит «хозяин рудников». Месторождения металлов, прежде всего, золота, а также слоновая кость составляли главное богатство страны и привлекали арабских купцов. В обмен на золото и слоновую кость арабы ввозили в страну ткани, керамику, фарфор, бусы и безделушки. Потребителями этих товаров были правитель и знать. Чтобы приобрести их, правитель увеличивал налоги с подданных, для которых эти товары были недоступной роскошью. Так развитие внешней торговли способствовало расслоению общества.

От столицы Мономотапы – Большого Зимбабве – сохранились лишь развалины. Но и в таком виде стены так называемого «акрополя» на холме Зимбабве не перестают изумлять археологов, ведь они достигали высоты 10 м, свидетельствуя о высочайшем уровне строительной техники.

Учитель: До недавнего времени о древних государствах Африки и их культуре было известно очень мало. На то имелись свои причины. Большая часть Африки долго не знала своей письменности, а богатейшей устной традиции, рассказам стариков, хранивших память о прошедшем, учёные уделяли мало внимания. Помочь в этой ситуации могла бы археология, но в условиях тропического климата очень многое не сохранилось до наших дней. И всё же вполне очевидно, что Африка сыграла во всемирной истории важную роль.

Хотя именно в Африке возник человек как биологический вид и здесь же, в долине Нила, сложилась одна из наиболее блистательных в древности цивилизаций, этот континент в целом значительно отстал в своем развитии от других, причем сам факт такого отставания очевиден и общепризнан. Вопрос лишь в том, почему это случилось.

На протяжении длительного времени специалисты пытаются выяснить, в чем суть проблемы. Выдвигались самые разные гипотезы, от откровенно расистских (негры по своей биологической природе не способны к развитию) до столь же откровенно апологетических (африканцы все могли и умели, все создали самостоятельно, от земледелия и железоделания до государственности; причина же их отсталости – в жестокостях колониализма). Если оставить в стороне крайности и обратить внимание на те основные причины и обстоятельства, которые, по мнению различных африканистов, сыграли свою роль в отставании Африки и африканцев (важно оговориться, что здесь и далее речь идет только об африканцах, живущих южнее Сахары, о народах Тропической Африки), то среди прочего мы найдем упоминания о жарком климате и неблагоприятных в целом условиях обитания человека на большей части континента, о тропических лесах и поражающих людей и скот многочисленных тяжелых болезнях (лихорадка; сонная болезнь, вызываемая укусом мухи цеце, и др.), о недостаточно благоприятных для интенсивного земледелия почвах, примитивных приемах агротехники и соответственно низкой культуре труда. Говорится также о гигантских пространствах и слабой плотности населения, об относительной изоляции континента в целом, о необычайной множественности разделяющих людей языковых и родоплеменных барьеров, о цепкости примитивных традиций и силе раннерелигиозных культов. Наконец, принимаются во внимание обилие непроизводящих групп населения, собирателей и охотников, слабость и натуральность хозяйства производителей, земледельцев и скотоводов, редкая возможность создания продовольственных излишков и запасов, неразвитость внутренней торговли и отсутствие товарно‑денежных отношений при господстве меновой торговли.

Все эти и многие другие соображения в принципе справедливы и немало объясняют. В частности, они позволяют заключить, что в отсталости Африки нельзя винить кого‑то одного или что‑то одно; здесь сыграл свою роль сложный комплекс причин, состоящий из ряда существенных факторов. Едва ли не первым из них по значению следует считать фактор природно‑климатический: и климат, и тропические леса, и скудные почвы, казалось бы, насыщенной растительностью саванны, и малопригодные условия для интенсивного земледелия, и условия обитания, включая тяжелые болезни, высокую смертность. Конечно, все это можно было как‑то преодолеть, и в конечном счете это преодолевалось. Люди адаптировались. Но чего им это стоило! Вторым существенным фактором отсталости следует считать самих людей, но не с точки зрения их расы, а в плане этнокультурных потенций. Будучи вынужденными тратить неимоверные усилия ради адаптации, африканцы в целом оказывались в невыгодных условиях обитания, что не могло не действовать отрицательно на темпы развития общества и его культуры, на уровень привычного реального бытия. Ничтожные средние потребности (скудное питание, минимальная одежда, простейшее жилище) не стимулировали поиска и не вели к выработке навыков высокопроизводительного труда, к накоплению и закреплению в поколениях нового трудового опыта – во всяком случае в таких размерах, чтобы преодолеть консерватизм традиции.

Наконец, третий существенный фактор отсталости – относительная изоляция многих этнических общностей и незначительная роль контактов с внешним миром вплоть до конца I тысячелетия н. э. Вот почему, хотя колониальное вторжение европейцев и принесло Африке неисчислимые бедствия и страдания (чего стоит одна только работорговля, унесшая десятки миллионов жизней и искорежившая социально‑политическое бытие и сознание многих народов континента!), его не следует оценивать однозначно. Как и на всем Востоке, оно внесло в традиционный способ существования и немало нового, в том числе и полезного. В Африку, в частности, были привезены прижившиеся там новые сельскохозяйственные культуры (кукуруза, маниока, земляной орех и др.), ставшие основой питания для многих народов.

Здесь стоит оговориться, что изоляция, о которой идет речь, всегда была относительной. Что же касается внутриафриканских контактов, то они, напротив, с глубокой древности и до последнего времени были весьма оживленными. Миграции значительных групп населения, причем не только скотоводов, обычно весьма легких на подъем, но и земледельцев, как о том свидетельствует расселение бантуязычных народов к югу от центра континента, где они, по всей вероятности, первоначально обитали (об этом свидетельствуют данные лингвистического анализа), были в Африке обычным делом. Видимо, именно это сыграло немалую роль в распространении по континенту, особенно на юге, земледелия и скотоводства.

Если говорить об основных зонах обитания на континенте, то следует заметить, что они весьма разнообразны. Закономерностью можно считать то, что экваториальный пояс Африки, покрытый тропическими лесами и наименее пригодный для обитания человека и производящего хозяйства, населен преимущественно охотниками и собирателями. Однако и здесь немало земледельцев, выращивающих преимущественно клубнеплоды, прежде всего ямс. Широкие зоны саванны, окружающие леса Африки с севера и юга, более благоприятны для существования земледельцев и особенно скотоводов. Но и здесь, в саванне, как и в лесу, земледельцы вели экстенсивное землепользование (подсечно‑огневая система с довольно частым переходом на новые пашни), не были знакомы с тягловым скотом и плугом, обходясь примитивными мотыгами, что, впрочем, соответствовало скудным почвам с очень небольшим поверхностным плодородным слоем гумуса. Только в немногих районах саванны (вдоль долины Нигера, в частности) условия земледелия были более благоприятными и способствовали не просто выращиванию злаков, включая, видимо, привезенный в Африку арабами рис, но и созданию запасов зерна, т. е. избыточного продукта, что всегда было материальной основой для появления и существования надобщинных политических структур, прото – и раннегосударственных образований.

История Тропической Африки как политическая история, т. е. фиксированное преданиями и документами описание как раз такого рода надобщинных структур, начинается именно в зоне северной саванны, в пределах обширного пояса полупустынь, степей и лесостепей, расположенных к югу от Сахары и именуемых Суданом (северная часть этого пояса, где обитали преимущественно кочевники, именуется Сахелем). На востоке этого трансафриканского пояса еще в древности и явно под влиянием египетской цивилизации и транзитной торговли между Средиземноморьем, Аравией и Индией возникли упоминавшиеся уже африканские государства Нубия и Эфиопия (Аксум). Но они развивались как бы обособленно от остальной части Тропической Африки, хотя связи между ними и континентом явно существовали. Существует даже гипотеза, согласно которой железоделание в Африкевосходит к древнему восточно‑суданскому государству Мероэ, откуда оно в свое время начало распространяться по всему континенту. Впрочем, появление железоделания в то далекое время (I тысячелетие до н. э.) не сыграло существенной роли в формировании государственности на большей части территории Тропической Африки. Государственность здесь появилась много позже, причем в противоположной части суданского пояса, на его западе. Однако едва ли не важнейшую роль исходного толчка для ее появления здесь сыграли аналогичные обстоятельства. Речь идет о влияниях и контактах с развитыми цивилизациями в конце I тысячелетия н. э.

Как упоминалось, внутриафриканская система контактов существовала с древности и включала в себя не только Сахару, через которую шло немало караванных дорог, но и Северную Африку, в том числе и жителей Карфагена, наслышанных о золотых россыпях Западного Судана. Так как западно‑суданское золото, добычей которого из века в век занимались местные народности, высоко ценилось в Средиземноморье, где из него чеканили монету, то неудивительно, что уже издревле существовала транзитная торговля, соединявшая север Африки через Сахару с Суданом. Эта торговля надолго заглохла в начале I тысячелетия н. э., но после арабизации североафриканского побережья в качестве купцов‑посредников, заинтересованных в суданском золоте, стали активно выступать мусульманские торговцы Магриба (позже центром этой торговли стал фатимидский Египет).

Начиная с VII в. и на протяжении ряда последующих столетий арабские и берберские купцы везли высоко ценившуюся в Африке соль и некоторые другие средиземноморские товары в западно‑суданские земли. На торговых путях и их пересечениях один за другим стали вырастать торговые центры (Аудагост, Гана, Томбукту, Гао и др.), населенные исламскими торговцами и выходцами из числа разбогатевшей на этой торговле местной знати, постепенно захватывавшей в свои руки и административно‑политическую власть.

Западный Судан

Западный Судан с VII–VIII вв. был местом наиболее интенсивной транзитной торговли, точкой пересечения многих миграционных потоков. Здесь жили земледельцы саванны. Сюда же спорадически перемещались со своими стадами скотоводы, как негроидного, так и берберо‑ливийского происхождения. Есть основания полагать, что последние сами принимали участие в караванной торговле, предоставляя купцам для этого своих верблюдов‑дромадеров. На увлажненных разливами Нигера западно‑суданских землях выращивали злаки, в том числе рис. В торговых городах было, кроме торговцев, немало ремесленников, обслуживавших нужды городского населения. Словом, многие факторы способствовали тому, чтобы в западно‑суданском районе Африки сложились благоприятные условия для появления городов и городской жизни, а вместе с этим – очагов цивилизации и государственности. Но главным фактором из всех было все‑таки золото, без которого все остальное могло бы и не появиться. Именно контроль над приисками и тем самым ключевое положение в системе выгодного торгового обмена создали первоначальные условия для появления первых крепких западно‑африканских государств. Наиболее ранним из них была Гана (не путать с современной Ганой!).

Гана. Истоки ганской государственности неясны. Существуют предания, согласно которым первыми правителями этого государства были выходцы с севера («белые правители»). Возможно, это были кочевники‑берберы из числа тех, кто мигрировал в западно‑суданские земли с той же целью обогащения, что и средиземноморские купцы. Но это лишь предположение. В VIII в., однако, это было уже далеким прошлым. К этому времени правители Ганы в расовом и этническом плане были такими же, что и их подданные, выходцами из этнической общности сонинке, составлявшей основу жителей Ганы. Сложившееся вокруг торгового центра протогосударственное образование Гана существовало в основном за счет таможенных сборов и пошлин с купцов, частично за счет дани с подчинившихся ему соседних племен. Но главным сокровищем правителей Ганы было золото, точнее, контроль над приисками: все самородки с них полагалось отдавать правителю; только золотой песок считался законным доходом старателей.

Оттеснив берберов, Гана в конце Х в. присоединила к себе важный торговый центр Аудагост, расположенный к северу от нее. Стоит при этом заметить, что сами правители страны и их подданные в транзитной торговле практически не принимали участия: торговали приезжие купцы – арабы, берберы, евреи. Словом, Гана во многих отношениях была необычным протогосударством, жившим за счет выгодного расположения и распоряжения богатыми ресурсами, но не за счет производства (если не считать производством добычу золота). В 1076 г. альморавидский султан Абу‑Бекр во главе мусульманского войска завоевал Гану и разрушил город. И хотя спустя 11 лет, после успешного восстания, завоеватели были вынуждены уйти, дни процветающей Ганы были уже сочтены. Часть зависимых территорий отпала от нее, а бывшее данником родственное племя сосо в 1203 г. захватило столицу, после чего многие из живших там иноземных купцов покинули город. Политическим же преемником Ганы стало новое протогосударство – Мали.

Мали. Мали сформировалось как протогосударственное образование в VIII–IX вв. Расположенное вначале к югу от Ганы, в зоне, куда доступ северным кочевникам был затруднен, Мали тем не менее, в отличие от Ганы, в XI в. приняло ислам. Исламизация правящей верхушки Мали содействовала развитию протогосударства, населенного родственными сонинке малинке (оба народа из языковой группы манде, мандинго), и притоку в страну мусульманских купцов. В 1235 г. правитель Мали Мундиата Кейта одолел соседнее протогосударство Сосо и присоединил к стране древние земли Ганы. Вскоре Мали стало богатым и известным в арабском мире западно‑суданским государственным образованием: его правитель Муса I совершил в 1324 г. хадж в Мекку. По преданию, Муса привез с собой столько золота, щедро раздававшегося во время путешествия (10–12 т, его несли около 500 рабов‑носильщиков), что долгие годы после этого цена на золото в арабском мире была заниженной.

Города Мали были застроены богатыми зданиями и мечетями. Процветали торговля и ремесла. Золота было настолько много, что высоко ценившаяся соль подчас обменивалась на него по весу в соотношении 2:1 (торговля в Судане была меновая; денег в ходу не было). Административная структура была значительно более развитой, чем в Гане. Высшую власть осуществлял правитель, но большую роль играла родовая знать, прежде всего из правящего рода Кейта, представители которого назначались наместниками присоединенных к стране областей (часть завоеванных или добровольно присоединившихся земель оставалась под властью местных вождей, плативших правителю дань).

Дабы обезопасить себя от притязаний близких родственников на власть, правители возвышали воинов и чиновников из числа чужеземцев, в первую очередь иноплеменников‑рабов, количество которых в аппарате власти и в войске, особенно в гвардии правителя, было велико. Исламская структура власти, видимо, сказалась в том, что служащие и воины получали должностные земли, точнее, право на налоги (ренту‑налог) с населения пожалованных земель. Что же касается основной части населения, малинке, то они жили большими общинами, состоявшими из патриархальных семей, главы которых распоряжались имуществом всего коллектива и вносили необходимую часть его в виде налога старейшине. Рабы из числа чужеземцев чаще всего включались в хозяйство на правах младших членов семьи, причем статус раба во втором поколении практически переставал быть рабским.

С конца XIV в. Мали под действием династических распрей стало ослабевать. И хотя династия Кейта просуществовала до XVII в., она практически уже не управляла большой и процветающей страной: под ударами удачливых соседей, прежде всего сонгайцев, правители Мали потеряли в XV в. почти все свои владения. Зато на смену Мали пришло государство Сонгай, наиболее могущественное из трех суданских государственных образований и наиболее развитое из них.

Сонгай. Общность сонгаев обитала к северо‑востоку от Ганы и Мали, близ торгового центра Гао, который со временем и стал столицей нового государства. Предания свидетельствуют о существовании сонгаев и о сложении у них государственности еще в конце I тысячелетия до н. э., причем специальные исследования говорят о том, что государственные институты и должности возникали на местной основе (об этом свидетельствуют их наименования). Это, впрочем, никак не исключает возможности влияния на весь процесс извне, особенно если учесть уже описанную ситуацию. В начале II тысячелетия сонгайское протогосударственное образование (или серия образований?) было под властью Мали. Только с ослаблением Мали в конце XIV в. сонгай, к тому времени уже принявшие ислам, во главе со своим правителем Али победили малийцев и создали большое государство, охватившее значительную часть Западного Судана, включая все его известные торговые центры. В государстве Сонгай было создано профессиональное войско из наемников. Страна была разделена на провинции во главе с приближенными правителя.

На рубеже XV–XVI вв. при Мухаммеде держава сонгаев достигла вершины своего могущества. Сам Мухаммед, ревностный мусульманин, не только совершил хадж в Мекку, но и широко покровительствовал мусульманским ученым, которых он приглашал из арабских стран. В Томбукту при нем действовало высшее учебное заведение типа университета, где готовились кадры специалистов в области исламской теологии, права, математики, гуманитарных наук. Сонгайские города, как и вся транзитная торговля и прежде всего добыча золота, приносили казне немалый доход. Но, как и в Мали, в сонгайском государстве существовало уже и регулярное обложение населения налогом. Зависимые иноплеменники, рабы, использовались на обработке земель, которые щедро раздавались высшим должностным лицам. Вассальные вожди платили правителю дань. Государство активно впитывало нововведения, способствуя передаче опыта (приглашение иностранных ученых; предоставление условий для европейских огородников; строительство ирригационных сооружений на Нигере).

Могущество Сонгая было подорвано нашествием марокканского войска в конце XVI в. Вооруженное огнестрельным оружием и состоявшее в значительной степени из Испанских наемников, частично исламизированных, это войско сумело нанести решительный удар по сонгайскому государству, правители которого, оттесненные на восток, постепенно деградировали. Марокканцы прибыли в Судан с севера в поисках все того же золота. Но прииски к этому времени уже истощились, а экспедиция стоила дорого. Марокканский султан вскоре потерял интерес к Судану, а посланные им воины, женившись на местных женщинах, так и остались там, основав пашалык, которым управляли избиравшиеся воинами паши. Пашалык просуществовал в северной части Западного Судана, включая Томбукту и Гао, вплоть до середины XVIII в., когда он был разгромлен сахарскими кочевниками‑туарегами. К югу и юго‑западу от марокканского пашалыка в XVII–XVIII вв. возникло несколько государств, основанных местными народами фульбе и бамбара.

Племенные протогосударства фульбе и бамбара. Скотоводы западного Сахеля из племени фульбе уже в IX в. в районе современного Сенегала (побережье, отделенное от западносуданской саванны горным плато), возглавили племенное протогосударственное образование Текрур, став первой из четырех тукулерских династий. Есть сведения, что скотоводы фульбе появились здесь с севера, в расовом отношении отличались от местного негроидного населения и были знакомы с исламом. Часть фульбе осела, остальные оставались кочевниками и в поисках пастбищ постепенно мигрировали на восток, распространившись чуть ли не по всей территории Западного и Центрального Судана. В районе излучины Нигера в Масине часть фульбе (фульбе‑бороро), подвергшись процессу трибализации, осела, создав протогосударство, вначале зависимое от Мали, затем от Сонгая. Выдержав натиск марокканцев, масинские фульбе на рубеже XVI–XVII вв. добились независимости. Бывшие кочевники‑фульбе неплохо вписались в городскую культуру Западного Судана, заняли многие должности чиновников и пополнили собой ряды мусульманского духовенства. Видимо, малочисленность оседлой части фульбе была одной из причин того, что они подверглись мандингизации, т. е. постепенно утратили свой язык, переняв язык мандингского народа бамбара (но сохранив этническое лицо).

Этническая общность бамбара, родственная сонинке и малинке Ганы и Мали, в XVI–XVII вв. стала едва ли не преобладающей в западно‑суданском районе среднего течения Нигера, т. е. в зоне обитания трех вышеупомянутых государственных структур (Ганы, Мали, Сонгая). Окончательно оттеснив последних правителей Мали и воспользовавшись крушением Сонгая под ударами марокканцев, трибализовавшиеся бамбара создали к юго‑западу от марокканского пашалыка серию племенных протогосударств, добившихся расцвета в XVIII в. Сильнейшим из них было Сегу, правитель которого Битон Кулибали создал сильную армию и совершил ряд успешных завоеваний, присоединив к Сегу, в частности, и фульбскую Масину.

В конце XVIII в. вновь вышли на передний план фульбе, которые попытались было под знаком религиозного обновления объединить ряд мелких государственных образований Западного и Центрального Судана вплоть до озера Чад. Фульбский мусульманский проповедник Осман дан Фодио на рубеже XVIII–XIX вв. сумел создать в этом районе Африки большой халифат Сокото, просуществовавший почти весь XIX век и построенный преимущественно на исламской административно‑политической и социально‑экономической основе с сильной централизованной властью и хорошо налаженной системой налогов. Специфическим отличием халифата была этническая суперстратификация: фульбе считались привилегированным меньшинством, тогда как большинство населения, принадлежавшее к хауса, подчинялось им.

Племенные протогосударства моси. Юго‑восточная часть Западного Судана, бассейн Вольты, был населен этнической общностью моси, сложившейся на рубеже I–II тысячелетий на местной основе. Под воздействием мигрантов с востока эта общность трансформировалась и подвергалась процессу трибализации. В XII–XIV вв. здесь существовали уже несколько соседних государственных образований, крупнейшим среди которых было Уагадугу. Уагадугу, Ятенга и некоторые другие протогосударства моси были хорошо организованы. Ислам и транзитная торговля затронули их территории в меньшей степени, нежели то было к северу. Но влияние того и другого сказывалось. Просуществовавшие до XIX в. (чему явно способствовало их географическое местонахождение – в стороне от основных торговых и миграционных путей) племенные протогосударства моси представляли собой достаточно своеобразные политические структуры. Территориально‑административное членение было тесно связано с общинно‑родовым. Однако вожди предпочитали назначать руководителями округов не представителей знатных родов, а преданных им людей из числа иноплеменников‑рабов, что сыграло свою роль в стабилизации их власти. Впрочем, степень централизации этой власти не следует преувеличивать, как и роль государственных институтов: речь идет в целом о крайне примитивных политических образованиях, в основе которых веками существовала и сохранялась древняя африканская община со всеми ее первобытными традициями.

Центральный Судан

Географически Центральный Судан – обширная центральная часть суданского пояса, серединой которой является ориентировочно озеро Чад. Однако речь пойдет о политических структурах, расположенных в западной стороне этой части суданского пояса, между Западным Суданом и районом озера Чад. Здесь следует выделить две крупные зоны государственности, частично налегающие одна на другую.

Племенные протогосударства хауса. Первая из них – группа хаусанских протогосударственных образований, наиболее ранние из которых возникли в VIII – Х вв. Речь идет о весьма примитивных надобщинных политических структурах типа городов‑государств, причем формирование этих образований тоже происходило вокруг торговых центров, расположенных на трансафриканских караванных путях, шедших как с востока на запад, так и с севера на юг. Особенно важным был путь с севера на юг, связывавший север Африки через Сахару с гвинейским ее побережьем, с районом плотного расселения йоруба.

Хаусанские протогосударства, из которых наиболее значительными были сначала Кано, затем Кацина и еще позже Гобир, группировались вокруг городов и в XIV–XVI вв. были уже по‑своему развитыми, хорошо знакомыми с исламом, проникшим сюда через Мали. Падение Мали и Сонгая и упадок золотых россыпей Западного Судана привели к ослаблению интенсивной торговли там и соответственно к усилению торговых связей через хаусанские города к гвинейскому побережью, где также было золото («Золотой берег» португальцев). Именно это и способствовало расцвету хаусанских политических образований, хотя главную роль в их торговле играло не золото – скорее орехи кола, вывозившиеся из лесных районов побережья на север Африки.

В городах хауса развивалось ремесло, особенно ткацкое. Воздвигались большие здания и мечети. Существовали кварталы, населенные арабскими и иными чужеземными купцами. Расширялась и деревенская периферия городов, которые ожесточенно соперничали друг с другом, порой вели войны, в результате чего выходили на передний план то один, то другой, то третий из их числа (всего их насчитывалось 14: семь главных, чисто хаусанских, и семь других, со смешанным населением). Согласно некоторым данным, в протогосударствах существовала налаженная административная система управления с устойчивыми органами власти и взиманием налогов (восьмая доля урожая). Немалую роль в жизни хаусанских, как и всех суданских протогосударств играло рабство. Однако рабы‑иноплеменники обычно имели землю и жили на правах податного населения, хотя и юридически неполноправного; нередко из них образовывали новые поселения.

В XVII в. в хаусанские протогосударства проникло, как упоминалось, довольно большое количество фульбе‑бороро, как кочевников, так и особенно оседлого населения, в том числе из числа образованных интеллектуалов ислама. Именно их усилиями была поднята волна движения за религиозное обновление, которая на рубеже XVIII–XIX вв. привела к созданию халифата Сокото, в котором господствовали фульбе, тогда как хаусанцы были основной частью податного населения.

Канем и Борну. Район озера Чад – едва ли не важнейший центр древних культур Африки. Именно отсюда в I тысячелетии н. э. расселялись бантуязычные народы современной Африки. Здесь обнаружены следы археологических культур века металла еще более раннего времени. И здесь же, к востоку от озера, в VIII–IX вв. сложилось одно из ранних африканских протогосударств – Канем. Правитель Канема Хуме в конце XI в. принял ислам, причем на этот раз ислам пришел не с запада, а с востока либо с севера, из Магриба. Канем в XII в. энергично расширял свои границы и в XIII в. при Дунаме II (1221–1259) достиг наивысшего могущества, став едва ли не крупнейшим в Африке наряду с Мали.

В XIV в., однако, под давлением соседних племен булала правитель Канема вынужден был перенести свою резиденцию к западу от озера Чад, в район Борну, где в результате этнического смешения выходцев с востока с местным населением сложилась этническая общность канури. Возглавившие эту общность правители Борну (Канем‑Борну) постепенно укрепили свое положение и достигли наивысшего могущества при Идрисе Алуме (1571–1603), который сумел приобрести в Тунисе огнестрельное оружие и вооружить им свою армию, вследствие чего Борну поставило в зависимость от себя соседей, включая и хаусанские протогосударства. С XVII в. влияние Канем‑Борну вновь стало ослабевать.

Политическая организация Канем‑Борну была довольно обычной для суданских стран с исламской ориентацией. Страна делилась на региональные подразделения, во главе которых стояли представители правящего дома, весьма склонные при случае к сепаратистским устремлениям и мятежам. Власть правителя была ограничена советом знати и высших сановников. Сам правитель обожествлялся и был закрыт от взоров подданных. Считалось, что он имеет право назначать своего преемника, но практически большим влиянием в политических делах пользовалась обычно мать правителя. Как и везде в Судане, в Канем‑Борну было немало рабов из числа чужаков, которыми могли торговать, обменивая их, например, на высоко ценившихся и импортировавшихся с севера, из Магриба, лошадей.


1. Народы Африки На просторах равнины в междуречье Нигера и Сенегала, в долинах этих рек, расположен Западный Судан. Здесь добывали много золота. О богатствах Судана в Средние века ходили легенды. Один из арабских географов сообщил, что здесь «золото растет в песке, так же как морковь, и его собирают на восходе солнца». Через Западный Судан проходили важнейшие торговые пути от Гвинейского залива к берегам Средиземного моря. Земледельцы торговали с кочевниками, обитавшими на границе Сахары: в обмен на соль, шкуры и скот кочевники получали зерно и изделия ремесла. Путь через пустыню Сахару был трудным и опасным. Не один десяток караванов погиб здесь от жажды или нападений кочевников.


2. Западная Африка Самым древним государством Судана была Гана, достигшая могущества в X веке. Царь Ганы и родовая знать разбогатели от торговли золотом и солью. У царя была большая армия, состоявшая из отрядов лучников и конницы. В столице Ганы был огорожен стенами особый царский квартал с дворцом, святилищем и тюрьмой. Здесь проводились торжественные царские приемы. В другой части города были выстроены мечети и дома арабских купцов.


2. Западная Африка В конце XI века войска султана арабского государства Марокко (Север Африки) захватили и разрушили столицу Ганы. Царь обязался платить султану дань и вместе со знатью принял ислам. Восставшее население вскоре изгнало марокканцев, но территория Ганы сократилась, она подчинилась государству Мали.


2. Западная Африка Расцвет Мали относится к XIII веку, когда его правители завоевали соседние территории, где проходили караванные пути и добывали золото. Правитель и его приближенные приняли ислам. После этого в городах поселились мусульманские купцы из Северной Африки.


2. Западная Африка Позже, в XV веке, окрепло государство Сонгай. Расширение его границ было достигнуто в правление энергичного, воинственного Али Бера (1464-1492). Он построил большой речной флот; в армии была введена суровая дисциплина. Али Бер почти всю жизнь провел в походах. Ему удалось присоединить к своим владениям главные города Судана. В африканских сказаниях и легендах Али Бер предстает волшебником, который умел летать, становиться невидимкой и превращаться в змея.


2. Западная Африка Правители и вельможи держали на своих землях по 500-1000 зависимых людей, которых селили в особых поселках. Зависимые люди платили владельцу оброк, а государству налоги. Свободные общинники также зависели от знати. С середины XVI века Сонгаи быстро слабеет. Родственники правителя, занимая высокие должности, устраивали заговоры, влиятельная мусульманская знать в городах мало считалась с правителями. Начавшиеся междоусобные войны привели государство в упадок. В конце XVI века Сонгаи было разгромлено войсками султана Марокко.


3. Восточная Африка Аксум поддерживал тесные связи с Римской империей, а позднее - с Византией. Царь и его приближенные приняли христианскую веру. В стране была создана письменность. В VII веке арабы отняли у Аксума владения в Южной Аравии, а затем напали на него. Государство распалось на отдельные княжества; князья вели жестокую борьбу за престол. В X веке Аксум перестал существовать.


3. Восточная Африка На восточном берегу Африки выросли города-государства. В них охотно селились арабы, иранцы, индийцы. Здесь строили большие корабли, было много опытных моряков. Купцы из этих городов плавали на своих кораблях по Индийскому океану, торговали с Индией, Ираном и другими странами Азии.


4. Культура Африки Возникли мусульманские школы, а в городе Томбукту - высшее училище, где изучали богословие, историю, право, математику, астрономию. Ученые создали письменность на основе местных языков. Были основаны библиотеки, где хранилось, много рукописных книг. Книги продавали в лавках, причем, по словам современника, получали «больше прибыли, чем от прочих товаров».


4. Культура Африки Немалые достижения имели африканцы в искусстве. Старинные деревянные и бронзовые скульптуры и маски поражают выразительностью. В царском дворце в Бенине были найдены бронзовые доски с барельефами (выпуклыми изображениями) царей и вельмож, сценами охоты, войны и придворной жизни.


4. Культура Африки Европейцы стали осваивать Африку еще в античное время. В XIV веке они свободно плавали вдоль ее северо-западного побережья, выменивая ножи, стеклянные бусы и другие изделия европейских ремесленников на золото, очень ценимую в Европе слоновую кость, рога носорогов, которым приписывали лечебные свойства, попугаев для знатных дам.


Использованные материалы Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2008 г. Иллюстрации: - Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6 класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2008.


Канку Муса был самым знаменитым правителем Мали. О его паломничестве (хадже) к святым местам в 1324 году стало известно во всем мусульманском мире. В пути его сопровождала свита из 8 тысяч воинов и не меньшего числа рабов; на верблюдов было нагружено до ста вьюков с золотом весом около 12 тонн. В каждом городе, куда Канку Муса прибывал в пятницу, он приказывал строить мечеть. Даже в центре Сахары он лакомился свежей рыбой, которую ему привозили гонцы, а для купания любимой жены выкопали огромный бассейн и наполнили его водой из бурдюков. Прибыв в Каир, Канку Муса, не торгуясь, платил любую цену за товары и раздавал милостыню огромными суммами. В Мекке он покупал дома и участки земли для черных паломников. В конце концов деньги, накопленные поколениями подданных, у Мусы кончились, но ему так доверяли, что каирский купец одолжил большую сумму. Хадж в Мекку укрепил авторитет правителя Мали среди мусульман.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.

Задание на урокПочему африканские
государства отставали в
своем развитии от
европейских стран?

Вступление.

Многие историки считали, что народы большей части Африки, населенной
чернокожими, ничего ценного в культуре не создали и их история началась с
появлением европейцев. Изучение истории Африканского континента,
начавшееся сравнительно недавно, опровергло эту теорию.
Пирамиды Мероэ
Рисунки бушменов

1. Народы Африки

Народы Африки в разных частях континента развивались неравномерно. В
тропических лесах Центральной Африки жили племена пигмеев, бушменов и
другие. Они занимались охотой и собирательством. Кочевники Южной
Сахары разводили скот и обменивали его на нужные им продукты и вещи.
Пигмеи

1. Народы Африки

Другие народы занимались
земледелием. Больше всего
сеяли просо и рис,
выращивали бобы и овощи,
разводили хлопчатник,
сахарный тростник и
кокосовые пальмы.
Африканцы с давних времен
плавили железо в глиняных
печах. Ремесленники
изготовляли орудия труда,
оружие, посуду, ткани, вещи
из стекла и кожи. Африканцы
рано научились приручать
слонов, использовали их на
разных работах ив сражениях.
Африканский дом

1. Народы Африки

Порт
На просторах равнины в
междуречье Нигера и Сенегала, в
долинах этих рек, расположен
Западный Судан. Здесь добывали
много золота. О богатствах Судана в
Средние века ходили легенды. Один
из арабских географов сообщил, что
здесь «золото растет в песке, так
же как морковь, и его собирают на
восходе солнца». Через Западный
Судан проходили важнейшие
торговые пути от Гвинейского
залива к берегам Средиземного
моря. Земледельцы торговали с
кочевниками, обитавшими на
границе Сахары: в обмен на соль,
шкуры и скот кочевники получали
зерно и изделия ремесла. Путь
через пустыню Сахару был трудным
и опасным. Не один десяток
караванов погиб здесь от жажды
или нападений кочевников.

2. Западная Африка

Самым древним
государством Судана была
Гана, достигшая
могущества в X веке. Царь
Ганы и родовая знать
разбогатели от торговли
золотом и солью. У царя
была большая армия,
состоявшая из отрядов
лучников и конницы.
В столице Ганы был
огорожен стенами особый
царский квартал с дворцом,
святилищем и тюрьмой.
Здесь проводились
торжественные царские
приемы. В другой части
города были выстроены
мечети и дома арабских
купцов.
Воины-лучники

10. 2. Западная Африка

Поселение в
Мали
В конце XI века войска султана арабского государства Марокко
(Север Африки) захватили и разрушили столицу Ганы. Царь
обязался платить султану дань и вместе со знатью принял ислам.
Восставшее население вскоре изгнало марокканцев, но территория
Ганы сократилась, она подчинилась государству Мали.

11. 2. Западная Африка

Расцвет Мали относится к XIII веку, когда его правители завоевали
соседние территории, где проходили караванные пути и добывали золото.
Правитель и его приближенные приняли ислам. После этого в городах
поселились мусульманские купцы из Северной Африки.
Манса Муса – правитель Мали

12. 2. Западная Африка

Позже, в XV веке, окрепло
государство Сонгай.
Расширение его границ было
достигнуто в правление
энергичного, воинственного Али
Бера (1464-1492). Он построил
большой речной флот; в армии
была введена суровая
дисциплина. Али Бер почти всю
жизнь провел в походах. Ему
удалось присоединить к своим
владениям главные города
Судана. В африканских
сказаниях и легендах Али Бер
предстает волшебником,
который умел летать,
становиться невидимкой и
превращаться в змея.
Али Бер

13. 2. Западная Африка

Работа на поле
Правители и вельможи держали
на своих землях по 500-1000
зависимых людей, которых
селили в особых поселках.
Зависимые люди платили
владельцу оброк, а государству
налоги. Свободные общинники
также зависели от знати.
С середины XVI века Сонгаи
быстро слабеет. Родственники
правителя, занимая высокие
должности, устраивали
заговоры, влиятельная
мусульманская знать в городах
мало считалась с правителями.
Начавшиеся междоусобные
войны привели государство в
упадок. В конце XVI века Сонгаи
было разгромлено войсками
султана Марокко.

14. 3. Восточная Африка

На севере нынешней Эфиопии в древности существовало государство
Аксум, расцвет которого был в IV--V веках. Под власть его царей попали
побережье Южной Аравии с караванными путями и часть Восточного
Судана.
Замок в Эфиопии

15. 3. Восточная Африка

Христианский
манускрипт из
Эфиопии
Аксум поддерживал
тесные связи с Римской
империей, а позднее - с
Византией. Царь и его
приближенные приняли
христианскую веру. В
стране была создана
письменность. В VII веке
арабы отняли у Аксума
владения в Южной
Аравии, а затем напали
на него. Государство
распалось на отдельные
княжества; князья вели
жестокую борьбу за
престол. В X веке Аксум
перестал существовать.
Священнослужители
эфиопской ортодоксальной
церкви

16. 3. Восточная Африка

На
восточном
берегу
Африки выросли городагосударства. В них охотно
селились арабы, иранцы,
индийцы. Здесь строили
большие корабли, было
много опытных моряков.
Купцы из этих городов
плавали
на
своих
кораблях по Индийскому
океану,
торговали
с
Индией,
Ираном
и
другими странами Азии.
Торговые пути

17. 4. Культура Африки

Народы Африки сохранили старинные легенды, предания и сказки, где
реальные события прошлого перемешаны с вымыслом. Сказители бережно
хранили эти предания, передавали их из поколения в поколение.
Африканец в национальной одежде

18. 4. Культура Африки

Наиболее значительными были достижения средневековой культуры у
народов Западного Судана. После распространения ислама архитекторыарабы строили там мечети, дворцы, общественные здания.
Мечеть в Мали

19. 4. Культура Африки

Вход в мечеть в Томбукту
Возникли мусульманские
школы, а в городе
Томбукту - высшее
училище, где изучали
богословие, историю,
право, математику,
астрономию. Ученые
создали письменность на
основе местных языков.
Были основаны
библиотеки, где
хранилось, много
рукописных книг. Книги
продавали в лавках,
причем, по словам
современника, получали
«больше прибыли, чем от
прочих товаров».
Томбукту

20. 4. Культура Африки

Когда войска Марокко завоевали Томбукту и другие города Судана,
архитектурные сооружения и библиотеки были разрушены. Ученых и
ремесленников угнали в рабство, и почти все они погибли в пути через
пустыню.
Судан. У разрушенного храма

21. 4. Культура Африки

Немалые достижения
имели африканцы в
искусстве. Старинные
деревянные и
бронзовые скульптуры
и маски поражают
выразительностью. В
царском дворце в
Бенине были найдены
бронзовые доски с
барельефами
(выпуклыми
изображениями) царей
и вельмож, сценами
охоты, войны и
придворной жизни.
Ритуальная маска

22. 4. Культура Африки

Европейцы стали
осваивать Африку еще в
античное время. В XIV веке
они свободно плавали
вдоль ее северо-западного
побережья, выменивая
ножи, стеклянные бусы и
другие изделия
европейских
ремесленников на золото,
очень ценимую в Европе
слоновую кость, рога
носорогов, которым
приписывали лечебные
свойства, попугаев для
знатных дам.
Рынок в Томбукту. Фото 19 века

23. 4. Культура Африки

Тогда же сделала первые шаги торговля европейцев «черными рабами». Их
крали или покупали у местных вождей, а затем продавали в гаремы султанов,
использовали в качестве охранников или редких «экспонатов».
Караван рабов

24. Использованные материалы

Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/
учебник для общеобразовательных школ. - М.: Просвещение,
2008 г.
Иллюстрации:
- Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6
класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2008.

25.

Паломничество Канку Мусы в Мекку
Канку Муса был самым знаменитым правителем Мали. О его паломничестве
(хадже) к святым местам в 1324 году стало известно во всем мусульманском
мире. В пути его сопровождала свита из 8 тысяч воинов и не меньшего числа
рабов; на верблюдов было нагружено до ста вьюков с золотом весом около
12 тонн. В каждом городе, куда Канку Муса прибывал в пятницу, он
приказывал строить мечеть. Даже в центре Сахары он лакомился свежей
рыбой, которую ему привозили гонцы, а для купания любимой жены
выкопали огромный бассейн и наполнили его водой из бурдюков.
Прибыв в Каир, Канку Муса, не торгуясь, платил любую цену за товары и
раздавал милостыню огромными суммами. В Мекке он покупал дома и
участки земли для черных паломников. В конце концов деньги, накопленные
поколениями подданных, у Мусы кончились, но ему так доверяли, что
каирский купец одолжил большую сумму. Хадж в Мекку укрепил авторитет
правителя Мали среди мусульман.