Дагестанец осквернил в калмыкии отзывы. Эксперты считают избыточным арест дагестанца, осквернившего статую будды в калмыкии. Борец из Дагестана, осквернивший Будду в Калмыкии, извинился перед местными жителями

Настоящий шок вызвало поведение одного из участников турнира по вольной борьбе в Калмыкии. Инцидент произошел в Элисте в ночь на субботу, 2 апреля. 22-летний спортсмен в свободное от соревнований время вместе с товарищами по команде зашел в буддийский храм, справил там нужду и ударил ногой в нос статую Будды. Своим поступком он поделился в социальной сети Periscopе.

Жители Элисты, увидевшие этот ролик, приехали в гостиницу, где остановился спортсмен, и заставили его извиниться, поставив на колени. Развитие конфликта пресекли прибывшие к месту происшествия полицейские. Жителя Дагестана задержали и доставили в отдел МВД.

Из-за этого инцидента турнир по вольной борьбе пришлось отменить.

4 апреля Элистинский городской суд постановил заключить под стражу 22-летнего дагестанского борца. В отношении молодого человека возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 148 УК РФ («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»).

Председатель правительства Дагестана Абдусамад Гамидов прибыл в Калмыкию и извинился за акт вандализма от себя лично и от всех граждан республики. Пресс-секретарь министра по физической культуре и спорту республики Гаджимурад Ахмедов заявил, что инцидент с осквернением статуи Будды в Элисте не несет религиозной и национальной подоплеки. Он также сообщил, что с борцом была проведена беседа, а его тренер уволен.

Постоянный представитель Республики Дагестан при президенте России Изумруд Мугутдинова предложила судить осквернившего статую Будды дагестанского борца по месту проживания.

«Это безнравственный поступок. Но я знаю, что и прощение он просил, и его тренер серьезно наказан, и министр спорта Дагестана получил выговор. Я не думаю, что у этого парня были какие-то цели осквернить этот памятник или по каким-то религиозным признакам, скорее всего, это такая глупость», - подчеркнула Мугутдинова.

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов принес извинения за осквернение спортсменом статуи Будды в Элисте. Соответствующее письмо было направлено на имя главы Калмыкии Алексея Орлова.

«В Дагестане с чувством глубокого возмущения и осуждения восприняли известие о поступке, совершенном уроженцем нашей республики в Элисте. К сожалению, невежество, бескультурье и низкий уровень воспитания еще приводят к таким позорным действиям, которые не могут иметь оправдания», - говорится в послании.

Абдулатипов заверил, что «случившееся не останется без должного реагирования». «Будут приняты все меры, чтобы впредь такое не допускалось. Уже уволен тренер команды, объявлен выговор министру по физической культуре и спорту Дагестана за ненадлежащую воспитательную работу среди спортсменов», - отметил он.

Религиозные деятели считают, что вандал сознательно осквернял буддийские святыни. Настоятель Санкт-Петербургского дацана Буда Бадмаев сравнил поведение дагестанского спортсмена в буддийском храме в Элисте с «панк-молебном» Pussy Riot в храме Христа Спасителя в 2012 году.

По словам Бадмаева, спортсмен должен понести наказание за то, что оскорбил верующих людей. Также настоятель буддийского монастыря-университета отметил, что если бы инцидент произошел в стране, где буддизм распространен шире, чем в России (например, в Таиланде), наказание было бы более суровое.

Действительно, в законодательстве Тайланда есть несколько статей, определяющих религиозные преступления. Нельзя появляться в храме с обнаженным торсом и шортах. Ваши плечи и колени должны быть закрыты одеждой. Во многих храмах на входе выдают специальную одежду, чтобы прикрыть оголенные ноги. Так же при входе в храм полагается разуваться.

Изображение Будды священно, не важно в каком оно состоянии находится и какого оно размера. Ни в коем случае нельзя забираться на статуи и каким-либо другим образом осквернять их.

Садясь в храме перед изображением или статуей Будды, сделайте все возможное, чтобы не указывать на неё ногами. В противном случае ваш жест может быть расценен как святотатство. Так же не стоит в храме указывать на предметы и людей пальцем.

Женщинам не дозволяется прикасаться к буддийским монахам. В присутствии монаха нельзя сидеть скрестив ноги.

Непристойное поведение в храме или неуважение к религиозным символам могут повлечь за собой наказание в виде лишения свободы на срок от двух до семи лет. Если вам хочется одеть оранжевую одежду монаха просто из баловства, подумайте, стоит ли это одного года в тайской тюрьме.

09:38 — REGNUM Реакция дагестанцев на события, произошедшие в Элисте 1 апреля, первоначально сводилась к осуждению действий дагестанского спортсмена, предположительно осквернившего статую Будды. Но после того как события в Элисте обросли новыми подробностями, из Дагестана стали звучать требования беспристрастного расследования инцидента.

Парад извинений

Напомним, 1 апреля произошел резонансный случай, который стал главной темой в Дагестане в последние десять дней. Поехавший на турнир по вольной борьбе в Элисту спортсмен из Дагестана Саид Османов был задержан за осквернение статуи Будды в центре города. Против него возбуждено уголовное дело. Но перед задержанием толпа возмущенных граждан заставила его извиниться и встать на колени перед статуей.

Когда в СМИ и соцсетях появилась информация о том, что дагестанец осквернил статую Будды, руководство Дагестана отреагировало мгновенно. Уже 2 апреля, через несколько часов после произошедшего, в Элисту срочно выехал председатель правительства Дагестана Абдусамад Гамидов и от имени всех жителей республики принес извинения калмыкскому народу. Гамидов заявил, что уже отстранен от работы тренер борца. Вслед за Гамидовым 4 апреля официальные извинения от имени дагестанцев принес и глава республики Рамазан Абдулатипов , при этом сообщив, что объявлен выговор министру физкультуры и спорта Дагестана Магомеду Магомедову за ненадлежащую воспитательную работу со спортсменами. А 6 апреля на расширенной коллегии Минспорта Дагестана с участием председателя правительства Абдусамада Гамидова, представителей правоохранительных органов и духовенства вновь осуждали поступок Саида Османова и говорили о необходимости не допускать ухудшения отношений между братскими народами.

Хотя на высшем уровне единогласно осуждали действия борца, дагестанские тренеры, чью работу раскритиковали власти и общественность, заявляли, что дело было не совсем так, как это было описано в федеральных СМИ. Первым высказался Анвар Магомедгаджиев — тренер спортивного клуба имени Гамида Гамидова, где тренируется Османов.

Как пишет газета «Новое дело», на коллегии министерства он заявил, что спортсмен хоть и виноват, но не совершал всего, что ему вменяют. Там же прозвучали мнения, что не стоило извиняться от имени всех дагестанцев за поступок одного человека. На это председатель правительства ответил, что в Калмыкии проживают 25 тысяч дагестанцев и что через территорию республики ежедневно транзитом проезжает большое количество дагестанцев. Гамидов подчеркнул, что извинения были сделаны, чтобы не допустить межнациональный конфликт.

Мысль о том, что извинения должны были быть принесены не от всех дагестанцев, а от конкретных виновных, высказывали и другие. Так, журналист Тимур Джафаров на своей странице в Facebook пишет: «Я не понимаю, почему извиняются «от лица дагестанского народа». Это значит и от меня лично… Я никого не оскорблял. Или у нас принцип коллективной ответственности?».

Кто ответит за самосуд?

На оценку случившегося дагестанским общественным мнением повлияли версии, высказанные друзьями и родственниками Саида Османова. По их словам, спортсмен не заходил в храм и не осквернял статую, а имела место только нецензурная брань, причем спортсмен и его товарищи не знали, что памятник является статуей Будды и калмыки ему поклоняются.

Дагестанская газета «Новое дело» провела собственное расследование произошедшего. По данным издания, изображенный на распространенном в сети фото молодой человек, коснувшийся ногой лица статуи, не является Саидом Османовым. Во всяком случае, как утверждает газета, фото, о котором идет речь, было опубликовано как минимум четыре месяца назад, задолго до этих событий. Кроме того, изображенное на фото происходит внутри помещения, а статуя Будды, с которой был связан скандальный инцидент, находится в парке.

Издание также обращает внимание на то, что на самом деле над Саидом Османовым был осуществлен самосуд с попустительства полицейских. Это заметно на видео, где Османов стоит на коленях перед толпой, его дергают люди в гражданском, а сотрудники полиции в форме просто стоят на месте. На официальный запрос редакции, будут ли предприняты меры в отношении полицейских за бездействие в этом эпизоде, МВД Калмыкии не ответило, утверждает «Новое дело».

После того, как стали известны все эти обстоятельства, в Дагестане стали раздаваться призывы судить спортсмена по закону, не идя на поводу у общественного мнения. С просьбой способствовать справедливой оценке действий спортсмена к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке обратился депутат Госдумы из Дагестана Умахан Умаханов . В письме генпрокурору он пишет, что фактически над виновником данного инцидента был совершен коллективный самосуд с моральным унижением достоинства гражданина.

«Считаю, что наше общее федеральное законодательство должно быть беспристрастным и одинаково должно применяться ко всем участникам названного конфликта. Не может остаться без правовой оценки бездействие сотрудников правоохранительных органов, позволивших толпе беспрепятственно унижать человеческое достоинство гражданина РФ. Правовую оценку должны получить все те, кто принял участие в коллективном самосуде над гражданином…», — говорится в письме.

Непростое прошлое

Некоторые дагестанские комментаторы утверждают, что руководство республики, активно отреагировавшее на случившееся 1 апреля, не проявляло должной активности в связи с другими событиями в Калмыкии. Так, в сети было много напоминаний о том, как в 2014 году в Элисте неизвестные кинули бутылку с зажигательной смесью в мусульманскую молельную комнату, и о том, что несколько десятков лет мусульмане Калмыкии не получали разрешения от властей на строительство мечети в Элисте. Дагестанцы вспоминают и инцидент, который произошел в 2001 году, когда был совершен акт хулиганства в мечети поселка Прикумский. Храм был закрыт после этого случая. В 2005 году в селе Садовое была разрушена практически построенная мечеть.

На отношения между двумя республиками влияют и споры вокруг 100 тысяч гектаров земли в Лаганском районе Калмыкии, которыми пользуются дагестанцы. В Калмыкии дагестанские хозяйства появились в 1954 году, когда калмыки находились в сибирской ссылке. Для 19 горных хозяйств Дагестана в Калмыкии были выделены земли отгонного животноводства. С 1957 году Калмыцкая АССР была восстановлена, но взаимоотношения республики с арендаторами земель — дагестанскими хозяйствами не были оформлены. Оформлять договоры с арендаторами земель стали лишь в начале 2000-х годов. Аренду пастбищ на территории Калмыкии продлевали межправительственными договорами и соглашениями между двумя республиками.

В 2011 году руководство Калмыкии решило вернуть республике «отгонные» земли, но дагестанское руководство настаивало на сохранении в силе правительственных актов, согласно которым, земля эта передавалась на бессрочное пользование горным хозяйствам. Бывший в то время президентом Дагестана Магомедсалам Магомедов в письме главе Калмыкии Алексею Орлову писал о постановлениях Совета министров СССР и Совета министров РСФСР от 1954 и 1955 годов, согласно которым сезонные пастбища госфонда переданы Дагестану в бессрочное пользование.

В итоге дагестанские хозяйства остались на территории Калмыкии. В 2012 году было подписано соглашение о сотрудничестве между Республикой Дагестан и Республикой Калмыкия. Соглашением продлевается аренда «лаганских» земель. Однако руководство Калмыкии всячески отрекается от этого, заявляя, что в соглашении нет пункта о землях.

Чиновники Калмыкии периодически обращают внимание на нарушения дагестанцами так называемого «принципа отгонности», утверждая, что скот на пастбищах содержится круглый год, тогда как разрешено его держать там только с октября по май. На этих территориях также нельзя возводить стационарные капитальные строения, однако и этот запрет игнорируется дагестанскими животноводами, утверждают в Элисте.

Скриншот с сайта lenta.ru

Борец справил там нужду и ударил ногой в нос статую Будды

Пресс-секретарь министра по физической культуре и спорту Дагестана Гаджимурад Ахмедов заявил, что инцидент с осквернением статуи Будды в Элисте не несет религиозной и национальной подоплеки. Об этом он сказал в интервью радиостанции «Говорит Москва» в воскресенье, 3 апреля.

Ахмедов рассказал, что с борцом была проведена беседа, а его тренер уволен. «Разбирательство будет со всей командой, которая туда поехала. Есть поручение разобрать этот инцидент», - подытожил он.

Инцидент произошел в Элисте в ночь на субботу, 2 апреля. 22-летний спортсмен в свободное от соревнований время вместе с товарищами по команде зашел в буддийский храм, справил там нужду и ударил ногой в нос статую Будды. Своим поступком он поделился в социальной сети Periscopе.

Жители Элисты, увидевшие этот ролик, приехали в гостиницу, где остановился спортсмен, и заставили его извиниться, поставив на колени. Развитие конфликта пресекли прибывшие к месту происшествия полицейские. Жителя Дагестана задержали и доставили в отдел МВД, сообщает «Лента.ру» .

Турнир по вольной борьбе был отменен. Как объяснили организаторы, такое решение продиктовано тем, что произошедшее бросило тень на мероприятие.

Председатель правительства Дагестана Абдусамад Гамидов прибыл в Калмыкию и извинился за акт вандализма от себя лично и от всех граждан республики.

Все дагестанцы осуждают безнравственный поступок нашего земляка. Поэтому я от себя лично приношу глубокие извинения нашему братскому калмыцкому народу, - заявил он.

В свою очередь глава республики Калмыкия Алексей Орлов сообщил, что по факту произошедшего возбуждено дело по части 2 статьи 148 УК РФ («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»). Подозреваемый находится в следственном изоляторе, в отношении него ведутся следственные мероприятия.

Как стало известно, позднее спортсмен-вандал может быть связан с террористическими группировками, такими как запрещенное в РФ «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ). Такое мнение высказал в воскресенье, 3 апреля, в эфире радиостанции «Говорит Москва» член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ Роман Силантьев.

Если он (спортсмен) был в состоянии трезвом, значит боец братьев-ваххабитов. И разговор с ним будет совсем уже тяжелый. То есть его посадят совершенно точно, причем необязательно только за это. Наверняка выяснится, что он еще ИГИЛ деньги переводил, как-то их поддерживал в соцсетях, в общем, это может кончиться не двумя годам, - сказал эксперт.

Как пояснил Силантьев, на возможную связь спортсмена с террористами указывает его пренебрежительное отношение к буддийским святыням. «Ваххабиты у нас к статуям Будды относятся как Талибан, то есть специфически, они их уничтожают по мере возможности», - заявил он.

В то же время эксперт допустил, что поступок борца вызван наркотическим опьянением.

09:38 — REGNUM Реакция дагестанцев на события, произошедшие в Элисте 1 апреля, первоначально сводилась к осуждению действий дагестанского спортсмена, предположительно осквернившего статую Будды. Но после того как события в Элисте обросли новыми подробностями, из Дагестана стали звучать требования беспристрастного расследования инцидента.

Парад извинений

Напомним, 1 апреля произошел резонансный случай, который стал главной темой в Дагестане в последние десять дней. Поехавший на турнир по вольной борьбе в Элисту спортсмен из Дагестана Саид Османов был задержан за осквернение статуи Будды в центре города. Против него возбуждено уголовное дело. Но перед задержанием толпа возмущенных граждан заставила его извиниться и встать на колени перед статуей.

Когда в СМИ и соцсетях появилась информация о том, что дагестанец осквернил статую Будды, руководство Дагестана отреагировало мгновенно. Уже 2 апреля, через несколько часов после произошедшего, в Элисту срочно выехал председатель правительства Дагестана Абдусамад Гамидов и от имени всех жителей республики принес извинения калмыкскому народу. Гамидов заявил, что уже отстранен от работы тренер борца. Вслед за Гамидовым 4 апреля официальные извинения от имени дагестанцев принес и глава республики Рамазан Абдулатипов , при этом сообщив, что объявлен выговор министру физкультуры и спорта Дагестана Магомеду Магомедову за ненадлежащую воспитательную работу со спортсменами. А 6 апреля на расширенной коллегии Минспорта Дагестана с участием председателя правительства Абдусамада Гамидова, представителей правоохранительных органов и духовенства вновь осуждали поступок Саида Османова и говорили о необходимости не допускать ухудшения отношений между братскими народами.

Хотя на высшем уровне единогласно осуждали действия борца, дагестанские тренеры, чью работу раскритиковали власти и общественность, заявляли, что дело было не совсем так, как это было описано в федеральных СМИ. Первым высказался Анвар Магомедгаджиев — тренер спортивного клуба имени Гамида Гамидова, где тренируется Османов.

Как пишет газета «Новое дело», на коллегии министерства он заявил, что спортсмен хоть и виноват, но не совершал всего, что ему вменяют. Там же прозвучали мнения, что не стоило извиняться от имени всех дагестанцев за поступок одного человека. На это председатель правительства ответил, что в Калмыкии проживают 25 тысяч дагестанцев и что через территорию республики ежедневно транзитом проезжает большое количество дагестанцев. Гамидов подчеркнул, что извинения были сделаны, чтобы не допустить межнациональный конфликт.

Мысль о том, что извинения должны были быть принесены не от всех дагестанцев, а от конкретных виновных, высказывали и другие. Так, журналист Тимур Джафаров на своей странице в Facebook пишет: «Я не понимаю, почему извиняются «от лица дагестанского народа». Это значит и от меня лично… Я никого не оскорблял. Или у нас принцип коллективной ответственности?».

Кто ответит за самосуд?

На оценку случившегося дагестанским общественным мнением повлияли версии, высказанные друзьями и родственниками Саида Османова. По их словам, спортсмен не заходил в храм и не осквернял статую, а имела место только нецензурная брань, причем спортсмен и его товарищи не знали, что памятник является статуей Будды и калмыки ему поклоняются.

Дагестанская газета «Новое дело» провела собственное расследование произошедшего. По данным издания, изображенный на распространенном в сети фото молодой человек, коснувшийся ногой лица статуи, не является Саидом Османовым. Во всяком случае, как утверждает газета, фото, о котором идет речь, было опубликовано как минимум четыре месяца назад, задолго до этих событий. Кроме того, изображенное на фото происходит внутри помещения, а статуя Будды, с которой был связан скандальный инцидент, находится в парке.

Издание также обращает внимание на то, что на самом деле над Саидом Османовым был осуществлен самосуд с попустительства полицейских. Это заметно на видео, где Османов стоит на коленях перед толпой, его дергают люди в гражданском, а сотрудники полиции в форме просто стоят на месте. На официальный запрос редакции, будут ли предприняты меры в отношении полицейских за бездействие в этом эпизоде, МВД Калмыкии не ответило, утверждает «Новое дело».

После того, как стали известны все эти обстоятельства, в Дагестане стали раздаваться призывы судить спортсмена по закону, не идя на поводу у общественного мнения. С просьбой способствовать справедливой оценке действий спортсмена к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке обратился депутат Госдумы из Дагестана Умахан Умаханов . В письме генпрокурору он пишет, что фактически над виновником данного инцидента был совершен коллективный самосуд с моральным унижением достоинства гражданина.

«Считаю, что наше общее федеральное законодательство должно быть беспристрастным и одинаково должно применяться ко всем участникам названного конфликта. Не может остаться без правовой оценки бездействие сотрудников правоохранительных органов, позволивших толпе беспрепятственно унижать человеческое достоинство гражданина РФ. Правовую оценку должны получить все те, кто принял участие в коллективном самосуде над гражданином…», — говорится в письме.

Непростое прошлое

Некоторые дагестанские комментаторы утверждают, что руководство республики, активно отреагировавшее на случившееся 1 апреля, не проявляло должной активности в связи с другими событиями в Калмыкии. Так, в сети было много напоминаний о том, как в 2014 году в Элисте неизвестные кинули бутылку с зажигательной смесью в мусульманскую молельную комнату, и о том, что несколько десятков лет мусульмане Калмыкии не получали разрешения от властей на строительство мечети в Элисте. Дагестанцы вспоминают и инцидент, который произошел в 2001 году, когда был совершен акт хулиганства в мечети поселка Прикумский. Храм был закрыт после этого случая. В 2005 году в селе Садовое была разрушена практически построенная мечеть.

На отношения между двумя республиками влияют и споры вокруг 100 тысяч гектаров земли в Лаганском районе Калмыкии, которыми пользуются дагестанцы. В Калмыкии дагестанские хозяйства появились в 1954 году, когда калмыки находились в сибирской ссылке. Для 19 горных хозяйств Дагестана в Калмыкии были выделены земли отгонного животноводства. С 1957 году Калмыцкая АССР была восстановлена, но взаимоотношения республики с арендаторами земель — дагестанскими хозяйствами не были оформлены. Оформлять договоры с арендаторами земель стали лишь в начале 2000-х годов. Аренду пастбищ на территории Калмыкии продлевали межправительственными договорами и соглашениями между двумя республиками.

В 2011 году руководство Калмыкии решило вернуть республике «отгонные» земли, но дагестанское руководство настаивало на сохранении в силе правительственных актов, согласно которым, земля эта передавалась на бессрочное пользование горным хозяйствам. Бывший в то время президентом Дагестана Магомедсалам Магомедов в письме главе Калмыкии Алексею Орлову писал о постановлениях Совета министров СССР и Совета министров РСФСР от 1954 и 1955 годов, согласно которым сезонные пастбища госфонда переданы Дагестану в бессрочное пользование.

В итоге дагестанские хозяйства остались на территории Калмыкии. В 2012 году было подписано соглашение о сотрудничестве между Республикой Дагестан и Республикой Калмыкия. Соглашением продлевается аренда «лаганских» земель. Однако руководство Калмыкии всячески отрекается от этого, заявляя, что в соглашении нет пункта о землях.

Чиновники Калмыкии периодически обращают внимание на нарушения дагестанцами так называемого «принципа отгонности», утверждая, что скот на пастбищах содержится круглый год, тогда как разрешено его держать там только с октября по май. На этих территориях также нельзя возводить стационарные капитальные строения, однако и этот запрет игнорируется дагестанскими животноводами, утверждают в Элисте.

Дагестанский спортсмен в Элисте переведен в отдельную камеру

Участник дагестанской команды по греко-римской борьбе Саид Османов, задержанный по подозрению в осквернении статуи Будды в Элисте, переведен в отдельную камеру. От задержанного требуют признательных показаний, утверждают его родственники.

Спортсмены из Дагестана, прогуливаясь по Элисте 1 апреля, зашли в буддийский храм, где один из них справил нужду, а также ударил ногой статую Будды, передает "Дождь", отмечая, что, возможно, об инциденте никто и не узнал бы, если бы сами спортсмены не транслировали свои действия в приложение Periscope. Кадры, выложенные в Интернет, увидели жители Элисты и приехали разбираться с борцами в гостиницу, где остановилась команда. Драки удалось чудом избежать, однако дагестанцу пришлось на коленях просить разгневанных буддистов о прощении, передает телеканал. Примечательно, что в сети, в том числе и на площадке YouTube, размещены видео о событиях, последовавших за инцидентом в храме. В них транслируются лишь фото, как парень делает растяжку ногой к носу Будды.

Саид Османов ходатайствовал о предоставлении ему отдельной камеры в следственном изоляторе, сообщил уполномоченный по правам человека в Калмыкии Евгений Емельяненко . По его словам, ходатайство было удовлетворено, а условия содержания задержанного соответствуют всем необходимым стандартам, пишет РИА "Калмыкия".

Адвокат спортсмена также сообщил о содержании Саида Османова в отдельной камере, передает "Черновик".

Родственники: нет доказательств вины Саида Османова

От Саида Османова следственные органы требует написать признательные показания, так как других доказательств вины у них нет, заявил корреспонденту "Кавказского узла" дядя задержанного Абдулкадыр Османов . По его словам, в настоящее время на племянника оказывается давление, чтобы он признался в осквернении памятника. "У них нет никаких доказательств. Нет ни видео, ни фотодоказательств. И сейчас из него стараются под физическим давлением выбить признательные показания", - сказал он.

Абдулкадыр Османов отметил, что уговорить племянника просили и его, когда он ездил в Элисту, чтобы увидеться с Саидом. По его словам, разрешение на встречу полицейские так и не дали. Они наняли дагестанского адвоката, который только 7 апреля выехал в Калмыкию.

По словам родственников Османова, они встретились с молодым человеком, который был в тот вечер вместе с Саидом у статуи Будды. К сожалению, сам этот молодой человек не доступен для СМИ, так как спецслужбы запретили ему общаться с журналистами. Но родственники сняли видео со спины, где спортсмен рассказывает о происходившем в тот вечер 1 апреля. "Нас было трое. Мы гуляли по парку и увидели скульптуру. Мы вели трансляцию в Periscope. Мы не знали, что это за памятник. С Саидом мы подошли к ней, я стал светить на нее телефоном. Саид сказал одно, всего лишь одно матерное слово на нее, но я его перебил. Объяснил ему, что нас могут увидеть местные жители, и потом могут быть проблемы. И мы вернулись в гостиницу", - говорится в предоставленном родственниками Османова видео.

Что касается фото, растиражированного в Интернете, где молодой человек поднимает ногу на уровень лица статуи Будды, то это подделка, заявил корреспонденту "Кавказского узла" старший брат задержанного Гамид Османов . "Это, скорее всего, старое фото. И на нем явно видно, что это не Саид. У Саида кучерявые волосы. Незадолго до поездки он постригся коротко. А на фото человек с длинными прямыми волосами. Да и на фото видно, что у молодого парня щетина, а у Саида редкие волосы на лице", - рассказал Гамид Османов.

Абдулкадыр Османов 6 апреля направил обращение на имя президента России, главы Дагестана и премьер–министра Дагестана с просьбой проконтролировать ход уголовного дела, чтобы оно велось объективно и справедливо, без придания событию политической и религиозной окраски.

Напомним, что ранее , отметивший, что не был на месте инцидента.

Осквернение памятника было, утверждают очевидцы

Инцидент произошел поздно вечером 1 апреля, рассказал корреспонденту Кавказского узла" калмыцкий журналист Бадма Бюрчиев , ставший свидетелем событий. По его словам, дагестанские спортсмены прогуливались в центре Элисты неподалеку от здания правительства Калмыкии, когда увидели статую Будды Шакьямуни, которая располагается в сквере на веранде. Один из спортсменов, матерно обозвав изваяние, подошел к нему и справил нужду, утверждает Бюрчиев.

"Дагестанцы вели себя крайне вызывающе, говорят свидетели прогулки спортсменов. Один из них указал на Будду и громко спросил, что это за "п…", то есть мужчина нетрадиционной сексуальной ориентации. Прохожие делали замечания, но спортсменам было все равно", - рассказал Бюрчиев.

Происходящее снималось на камеру телефона и транслировалось в приложении Periscope, при этом записи инцидента не сохранилось. Бюрчиев утверждает, что сервис устроен таким образом, что после завершения трансляции видео не сохраняется, и для записи необходимы иные инструменты, которыми дагестанские спортсмены не воспользовались. "Записи действий дагестанцев нет – ни на Youtube, ни где-либо еще", - сказал Бюрчиев.

Он отметил, что тиражируемая в СМИ фотография, где некий мужчина делает растяжку ног и бьет ступней в голову Будды, была сделана задолго до инцидента и даже не в Элисте. "К сожалению, даже уважаемые издания распространили неверную информацию. Впоследствии это привело к огромному резонансу среди элистинцев", - сказал журналист.

Трансляцию прогулки дагестанцев в Periscope смотрело множество жителей Элисты, и им "не составило труда быстро списаться в социальных сетях и договориться о мести дагестанцам", сообщил Бюрчиев. Элистинцы выбрали место и время сбора, и туда на автомобилях приехали около 100 человек, часть из которых была вооружена битами, палками и арматуринами. К 23.00 толпа направилась к гостинице "Элиста" – самому крупному отелю города, где, по утверждению Бюрчиева, останавливаются все спортсмены.

"Толпа была настроена решительно, люди требовали выдать им обидчика. К гостинице подъехало несколько нарядов полиции, и только это остановило толпу от самосуда. Долгое время никто не выходил, но внезапно в дверях отеля появился мужчина – тот самый спортсмен, который ругался матом и справил нужду на статую. Мужчина крикнул: "Извините", но этого толпе было явно мало – все хотели физической расправы. Тогда спортсмен пошел на поводу у толпы, требовавшей встать на колени. Этого хватило, чтобы через несколько минут все разошлись", - прокомментировал Бюрчиев.

В определенный момент стало страшно, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" сотрудница гостиницы "Элиста", попросившая не называть ее имени. "Это было стихийно, бесконтрольно и бессознательно. Как будто в людях проснулись низшие инстинкты. В какой-то момент мы подумали, что полиция не сможет противостоять толпе, и люди ворвутся в отель. Толпу поддерживал каждый элистинец, не осталось ни одного равнодушного", - рассказала сотрудница отеля.

Бадмаев: действия дагестанцев оскорбляли и национальные чувства калмыков

Дагестанцы выкрикивали оскорбления в адрес калмыков, обещая "поставить их на колени", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" главный редактор "Современной Калмыкии" Валерий Бадмаев . "Таким образом, дагестанцы оскорбили даже не буддистов, а калмыков. Возмущены все слои населения – вплоть до русских по национальности пенсионерок, которых, казалось бы, инцидент не затронул", - отметил Бадмаев.

Инцидент вызвал серьезный общественный резонанс среди всего населения Элисты. Увидев осквернение статуи, горожане звонили друзьям, возмущались, те в свою очередь сообщали об инциденте соседям, а они передавали информацию родственникам, сообщил Бадмаев. Он рассказал, что ему жалуются местные дагестанцы, что встав на колени, спортсмен "унизил весь дагестанский народ".

Культуролог: Саид Османов проявил неуважение к себе

Глава центра развития современной ойратской культуры "Тенгрин уйдл" Басан Захаров считает, что спортсмен мог среагировать по-другому и не поддаваться настроению толпы. "В этом плане дагестанские и калмыцкие культуры схожи – если мужчина встал на колени, это неуважение к себе. Не знаю, какая была мотивация. Это характеризует мужчину как крайне неустойчивого человека. В этом плане я дагестанцев понимаю. Тут два проступка – и перед калмыками, и перед дагестанцами", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Захаров. Сейчас население Калмыкии "успокоилось", утверждает Захаров. "После извинений премьер-министра Дагестана и муфтията удалось избежать межнациональных конфликтов", - сказал культуролог.

Политолог: калмыки показали способность к быстрой самоорганизации

Скорость, с которой элистинцам удалось скооперироваться, является следствием того, что калмыцкая столица – это "небольшой город, около 100 тысяч человек", где "любые новости распространяются быстро - тем более плохие", сказал корреспонденту "Кавказского узла" председатель экспертного совета Фонда изучения электоральной политики Андрей Серенко . Также "калмыки способны к быстрой организации, когда речь идет о защите религиозных святынь", считает политолог.

"Происходящее транслировали через Интернет, а в Элисте немало продвинутых пользователей. Сам инцидент произошел в центре города, рядом со зданием республиканской администрации, где всегда есть люди. Свидетели лично наблюдали выходку молодого паршивца и помогли этой новости разойтись. Калмыки народ не агрессивный, но с чувством собственного достоинства, и способны за него постоять", - заявил Серенко.