Мойка 106 дворец. Дворец великого князя павла александровича - царские дворцы. Калитка и главные ворота, выходящие на набережную Мойки

Дворец княгини М. В. Воронцовой

Для вел. кн. Александра Михайловича - внука Николая I - здание в 1895-1897 гг. частично перестроено - гражд. инж.. Николай Иванович де Рошефор (Рошфор).
Садовый фасад дворца обработан только рустованными лопатками и прорезан высокими окнами. Здание завершает высокий мезонин с балюстрадой.

Первый владелец участка контр-адмирал Иван Акимович Сенявин. Участок на Мойке он получил от государя Петра Алексеевича еще в 1710-х гг.
Затем усадьба на Мойке перешла сыну Ивану, также избравшему флотскую службу.
В 1765 г. участок был продан нарвскому купцу А. В. Вульферту.
По аксонометрическому плану Сент-Илера-Соколова (1770-е гг.), помимо двухэтажных каменных палат с треугольным фронтоном и в ту пору еще одноэтажного набережного флигеля в семь окон по фасаду видны различные хозяйственные постройки и довольно обширный сад, отделенный от набережной Мойки деревянной решеткой.

В 1810-х гг. владелец усадьбы - купец Иван Фрост. Он выстроил позади главного корпуса, почти впритык к нему, но несколько левее, каменный флигель, так что оба здания почти соприкасались углами. При дальнейших перестройках они слились в одно.
В 1828 г. И. И. Фрост продал свое домовладение инженер-генерал-майору ведомства путей сообщения Карлу Ивановичу Альбрехту.

К середине 1850-х гг. дом был продан светлейшей княгине М. В. Воронцовой, урожденной княжне Трубецкой.
В 1894 г. княгиня Воронцова продала особняк на Мойке удельному ведомству.

Был передан по случаю бракосочетания великому князю Александру Михайловичу и великой княжне Ксении Александровне, дочери императора Александра III.
Интерьеры особняка были заново отделаны по проекту гражд. инж. Н. И. де Рошефора. По его же рисунку изготовили и ограду с великолепными воротами.

Перед дворцом расположен сквер, отделенный от набережной ажурной решеткой. На участке, имеющем форму неправильного многоугольника, разместились флигели.
Александр Михайлович был женат на вел. кн. Ксении Александровне - сестре Николая II. Княгиня занималась активной общественной деятельностью, во время первой мировой войны была Высочайшей покровительницей госпиталя для раненых, устроенного в одном из флигелей дворца.

Интерьеры были оформлены в различных стилях. Внутренняя отделка почти не сохранилась.

В 1919 г. был создан Государственный институт физического образования (ГИФО) (преобразован из курсов П. Ф. Лесгафта). Переехал ГИФО им. П. Ф. Лесгафта (это имя ему было присвоено в 1924 г.) в здание на набережной Мойки 108 в 1924 г.
Сейчас - Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта.

Династия Романовых является предметом моего пристального изучения. Поэтому попасть во дворец Александра Михайловича на Мойке (ныне Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта) - давнее желание. Хотя мне приятней называть его дворцом Ксении Александровны. Тезка, да и рангом повыше своего супруга. Все-таки дочь и сестра императоров, а Сандро - только внук и двоюродный дядя.

Экскурсий по учебному заведению не проводят, но мы получили разрешение ректора на осмотр исторических помещений. Правда, от интерьеров практически ничего не осталось - после революции здание горело, в войну в него попала бомба, да и новые владельцы не стремились сохранить роскошное убранство. Тем ценнее уцелевшие приметы прошлой жизни, которые нам удалось увидеть.

Сотрудники «Исторического центра» университета совместили наше посещение с визитом Е.И. Жерихиной - исследователя-краеведа, автора многочисленных публикаций и книг о Петербурге. Поэтому были осчастливлены полноценной экскурсией от специалиста.

Сначала прошли во флигель управляющего Шателена – ныне кабинет ректора.

Затем зашли в сам дворец.

На парадной лестнице удалось сделать сравнительную фотографию «сквозь столетие».

Лестница на второй этаж была встроена после войны.


Наконец, половина хозяйки. Камины, дубовая лестница и умывальник.

После проследовали в апартаменты Великого князя, где полюбовались адъютантской и кабинетом. Помимо деревянного потолка и шкафов, сохранился шикарный камин. Но он заставлен книжными полками, поэтому сфотографировать удается только сбоку.

Университету также принадлежит здание бывшего Демидовского дома призрения трудящихся. Решили заглянуть и туда, чтобы осмотреть старинные лестницы, печи и фрагменты отделки.

Любопытна и дворовая территория. Здесь растет трехсотлетний дуб, по легенде перевезенный из Крыма Потемкиным в угоду Екатерине II,

и стоит памятник Ленину с Варшавского вокзала, спасенный ректором от переплавки.

Рядышком поилка для лошадей у бывших конюшен.

Так много эпох переплелись в одном месте…


В какой-то мере прощальный подарок отца и брата великому князю Михаилу Павловичу. Сперва на него стал собирать деньги Павел Первый. Затем, когда того убили, вопросом строительства дворца озаботился Александр Первый и, когда Великому князю исполнился 21 год, в 1817 году началось возведение дворца по проекту архитектора Росси. Во владении Дома Романовых он пробыл до самого конца XIX века. Именно сюда, к своей сестре, заезжал Александр Второй в день своей смерти от бомбы террористов.

    площадь Искусств


До того, как по проекту архитектора Ринальди здесь начали строить дворец для фаворита Екатерины Второй Григория Орлова, здесь сперва находился почтовый двор, потом - зверовый, где недолго жил первый петербургский слон, после здание сгорело, а тут расчистили место для площади.

Граф подарка царицы не дождался, а та выкупила дворец у потомков Орлова и отдала его внуку Константину Павловичу. После чего он до 1918 года оставался резиденцией для членов Дома Романовых. Далее здесь была Российская Академия истории материальной культуры, затем открыли филиал Ленинского музея, а с 1992 года Мраморный дворец стал филиалом Русского музея, где проводятся в основном выставки современного искусства (Уорхолл, музей Людвига и т. п.).

    Миллионная улица, 5/1


Мало-Михайловский дворец строился для великого князя Михаила Михайловича в 1885 –1895 годах, а отделка помещений затянулась до 1900 года. По тем временам это долгий срок, но нужно иметь в виду, что здание было оборудовано по последнему слову техники, а интерьеры выполнены с шикарным изяществом. Здание как дворец никогда не использовалось - здесь были различные организации. До наших дней мало что сохранилось, но составить представление о прекрасном убранстве можно по чудесной шахте лифта в сочетании с резными дубовыми дверями.

    Адмиралтейская набережная, 8


Великий князь Алексей Александрович стал антигероем истории российского флота. Несмотря на то, что именно при нем были построены и укреплены сооружения большинства российских морских баз, происходила постепенная модернизация кораблей, именно Алексея Александровича считают ответственным за поражение России в войне с Японией и в особенности за Порт-Артур. Собственно, после него он и покинул морское министерство и был уволен со всех флотских постов. Тогда князь поселился в своем небольшом дворце на перекрестке Английского проспекта и набережной Мойки. Строил его с 1882 по 1885 год архитектор Месмахер, автор здания знаменитого училища барона Штиглица (в советское время носившего имя скульптора Мухиной). Великий князь из всех возможных вариантов, предоставленных архитектором, остановился на стилистике французского шато. Кроме того, Месмахер разбил возле дворца сад и пристроил к нему оранжерею.

    набережная реки Мойки, 122


Бывший Ленгорисполком и нынешнее Законодательное собрание Петербурга - место, рядом с которым проходили самые крупные митинги начала девяностых и конца нулевых. Его построил Николай I для своей дочери Марии, которая, будучи девушкой с характером, наотрез отказалась после свадьбы уезжать из Петербурга. Здание проектировал Штакеншнейдер (Росси уже был слишком стар и болен). Оно было построено в соответствии с новейшими технологиями того времени. Например, внутри сооружение было сделано частично из песчаника, потому здесь царили тепло и уют. Мария Николаевна прожила во дворце до самой смерти в 1872 году. Ее дети впоследствии из-за долгов продали здание государству, после чего тут разместили Государственный совет.

    Исаакиевская площадь, 6


Этот дворец строили сразу три архитектора. Сперва Штакеншнейдер, потом Шарлемань. А когда и того отстранили от работы, за дом для младшего сына Николая I взялся Боссе, который выстроил скромное, но уютное здание в классическом стиле. За свою работу архитектор получил орден Святой Анны. Дворец сейчас пребывает в запустении, его ждет большая реставрация.

    Петергоф, усадьба Михайловка


После постройки Мариинского дворца Штакеншнейдер продолжил строить здания для членов императорской фамилии. Одно из них - дворец великого князя Николая Николаевича. Это отличный образец поздней имперской неоклассики. Вокруг сооружения был разбит сквер и обнесен изящной решеткой. После смерти великого князя здание было передано женскому институту. В советское время его отдали профсоюзам и назвали «Дворцом труда». Сейчас он сдается в аренду коммерческим организациям.

    площадь Труда


Третий дворец, построенный Штакеншнейдером для детей Николая Первого. Его проектирование началось после свадьбы Михаила Николаевича. Для возведения здания было снесено несколько более старых построек по соседству. Сам дворец представляет собой прекрасный образец ранней эклектики и совмещает в своем облике черты самых разных архитектурных стилей: барокко, рококо, классицизма.

Михаил Николаевич, только заселившись в дом в 1862 году, отбыл из Петербурга наместником на Кавказ. Вернувшись в 1881 году, он снова поселился во дворце. После смерти Михаила Николаевича здание перешло в руки его сына Николая. А теперь тут находится библиотека восточных рукописей.

    Дворцовая набережная, 18


Сперва в Стрельне Петр хотел устроить императорскую резиденцию, но у него ничего не вышло. Да и фонтаны здесь было невозможно установить из-за слишком маленького перепада высот. Потом дворец начал строить Растрелли, но не довел дело до конца. Наконец, в 1797 году Павел Первый отдал эти места во владение своему сыну Константину. Дворец перестраивали впоследствии Воронихин (1803) и Штакеншнейдер (для сына Николая Первого Константина).

В советское время в этом дворце были школа-колония и Арктическое училище, после закрытия которого Константиновский стал медленно разрушаться. Эти места стали пристанищем гопников, рейверов и наркоманов. В 2000 году их передали Управлению делами Президента, а уже к 2003 году здание было полностью восстановлено и стало официальной резиденцией главы государства.

    Стрельна

Дворец Великого князя Михаила Александровича



В 1830 году дом покупает светлейший князь Александр Сергеевич Меншиков. Перестройку своей резиденции он доверил архитектору Глинке, который разместил в бельэтаже мраморный кабинет, библиотеку, голубую и зеленую гостиные, круглый зал, украшенную колоннами столовую, на первом этаже - покои жены князя Екатерины Сергеевны.

Много лет прожил светлейший князь Меншиков в роскошном дворце на набережной, а после его смерти дом унаследовал сын - боевой генерал Владимир Александрович, наследники которого в 1896 году продали дворец Кабинету Его Императорского Величества. Так здание вступило в новую фазу - превратившись из княжеской в великокняжескую резиденцию.

После Владимира Александровича дворец перешёл к младшему брату императора Николая II Михаилу Александровичу, который незамедлительно взялся за перестройку своих владений и пригласил для этих целей зодчего Карла Рахау, который переделал здание в эклектичном стиле, создав внутри дворца грандиозную мраморную изогнутую лестницу - настоящий шедевр, украшенный по второму этажу атлантами и позолоченной лепкой.

В 1922 году дворец национализировали и передали Всероссийскому обществу глухих, которое находится там по сей день. Сейчас здесь, помимо Общества, находятся частные конторы и офисы.

Своё особенное место особняк занимает в кинематографе: в 1988 году по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль» во дворце снимали фильм «Господин оформитель» - здание выступило в роли жилища главного героя Платона Андреевича.

    Английская наб., 54; Галерная ул., 55

Дом учёных. Владимирский дворец



В 1862 году участок на Дворцовой набережной превращается в грандиозную стройку дворца для Великих князей - Александра и Владимира. Архитектор Александр Резанов, разрабатывая проект будущего дворца, задумывает построить здание в стиле итальянских палаццо эпохи Возрождения.

Но если фасады здания были выполнены в одном стиле, то комнаты поражали воображение и переносили гостей дворца в разные исторические эпохи. Так, Парадная приёмная (Малиновая гостиная), бывшая самым большим помещением второго этажа, была оформлена в стиле итальянского ренессанса. За ней располагалась Гостиная, оформленная в стиле времён Людовика XVI. После Гостиной следовала Малая столовая в стиле английской готики, здесь же располагались Буфет и Танцевальный зал.

Все комнаты дворца украшали редчайшие коллекции живописи, скульптуры, оружия и лучших образцов декоративно-прикладного искусства. Своим шикарным месторасположением и великолепием интерьеров сооружение сразу завоевало себе славу нового центра светской жизни Петербурга. Здесь устраивали балы, приёмы, благотворительные, музыкальные и литературные вечера.

После события октября 1917 года во дворце разместили правление Союза Международных Торговых Товариществ, а с октября 1918 года в здание помещался Театральный отдел Наркомпроса. С 1919 года сюда переехало издательство «Всемирная литература»: именно в этот период истории дворца начинается мрачное время, когда богатейшее имущество вывозится, продаётся, расхищается и частично отдаётся в музеи. Впрочем, уже в январе 1920 года здание получает новый статус и звание «Дома Учёных». Только благодаря этому интерьеры дворца пострадали не так сильно, как другие подобные творения в Петербурге, где свирепствовало воровство, унёсшее в частные коллекции великие произведения искусства.

В 1920-30-х годах в Доме учёных регулярно по субботам читались научные доклады, по четвергам - общедоступные лекции, а также проводились диспуты и концерты. Также во дворце работало общежитие на 20 человек, при котором функционировали библиотека, амбулатория, баня, прачечная, парикмахерская и клуб. К слову, в общежитии некоторое время жил Осип Мандельштам.

    Дворцовая наб., 26

Усадьба Александровка. Львовский дворец



В годы жизни Великого князя Константина Павловича, второго сына императора Павла I, который до самой смерти старшего брата Александра считался наследником русского престола, на территории нынешней усадьбы Александровка проводились военные парады. Однако в 1804 году земли, где вскоре появится дворец, были пожалованы английскому торговцу Джонсу, затем отошли коллежской советнице Зеланд, которая построила здесь деревянный дом. Наконец, в 1838 году чехарда владельцев и хозяев на длительное время прекращается, так как усадьбу приобретает генерал-адъютант Павел Александров - внебрачный сын Константина Павловича. По фамилии Павла усадьба и получает название «Александровка».

Деревянный дом в этом же году сносят, а модный архитектор Кольман возводит на его месте каменный дворец в неоготическом духе: западную часть венчает характерная для этого стиля зубчатая башня, а два корпуса соединяет крытая галерея.

Последним владельцем усадьбы был внук Павла - Александр Львов, который навечно остался в истории Петербурга под прозвищем «огненный князь». В возрасте 17 лет, в 1880 году, он создал в Стрельне первую в России команду «тушильщиков», состоящую из добровольцев, а через три года построил на территории своего имения здание пожарной части и гигантскую каланчу, на которую любил подниматься и оглядывать окрестности в подзорную трубу. В начале XX столетия князя даже избрали председателем Пожарного общества, которое просуществовало до 1919 года, когда организацию распустили из-за противоречий, связанных с несогласием, проявленным Львовым в отношении действий советской власти. Кроме того, он снискал славу борца за трезвость, рьяно интересовался спортом и даже поспособствовал строительству трамвайной ветки, которая по сию пору является действующей. В память о деяниях этого славного человека перед входом в усадьбу Александровка был установлен памятник.

После революции имение пустовало. А в годы Великой Отечественной войны его и вовсе разграбили и разрушили фашистские войска. В настоящее время усадьба восстановлена, фасад дворца сияет свежей краской, а внутри него располагаются Администрация и Муниципальный совет Стрельны, а также музыкальная школа.

    г. Стрельна, Портовая ул., 19, к. 1

Дворец Великого князя Алексея Александровича (Алексеевский дворец) возведён в 1882-1885 годах по проекту архитектора М.Е. Месмахера и включен в перечень памятников истории и культуры Российской Федерации федерального значения, находящихся в Санкт-Петербурге (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 527). Решением Правительства РФ в 2005 году здание передано Санкт-Петербургскому Дому музыки.
В 1882 году академик архитектуры М.Е.Месмахер получил заказ на возведение дворца для Великого князя Алексея Александровича. Зодчий получил в свое распоряжение уже существовавшие строения и использовал их разумно, тактично, экономя время и средства. Его основная работа состояла в капитальной перестройке и перепланировке.

Через три года перед жителями Санкт-Петербурга предстал настоящий шедевр архитектуры, воплотивший в себе элементы разных эпох и стилей. Архитектурное решение Алексеевского дворца отражало не только творческий почерк проектировавшего его архитектора Месмахера, но и в значительной степени - личный вкус и склонность великого князя Алексея Александровича к удобной и приятной жизни. Великий князь пожелал жить в особняке, напоминающем старинные романтические замки средневековой Франции в долине реки Луары, но со всем возможным комфортом, присущим концу XIX века. На территории последней усадьбы, возведённой в Петербурге, возле дворца находились: собственная электростанция, прачечный и кухонный корпуса, конюшня, дом для свиты, оранжереи, собственный усадебный сад.

Интерьеры дворца

Переплетение стилей Алексеевского дворца как бы заменяло путешествие по странам и эпохам. Переходя из зала в зал, гости попадали в атмосферу средневековья Английского (рыцарского) зала, беззаботной светскости Танцевального зала, восточной экзотики Китайской гостиной. Столовая погружает в эпоху барокко, Ванная-купальня решена в помпейском стиле, Дубовый кабинет с его резьбой по дереву и тисненой серебром "кордобской" кожей на стенах возвращает в эпоху европейского Возрождения, а нижняя столовая - в расписные терема старой Москвы.
Парадная столовая вызывала особое восхищение гостей. Специально для её уникального интерьера академик живописи Эрнст Липгарт выполнил настенные панно –10 жанровых сцен на манер «малых голландцев» XVII в. и декоративные десюдепорты - живописные наддверные композиции, изображающие амуров с плодами и цветами. Считается, что для некоторых полотен художнику позировала жена, а на одном из них можно увидеть автопортрет Липгарта.

Все эти залы и гостиные донесли до нас вкусы последнего генерал-адмирала Российской империи.

Архитектор Максимилиан Месмахер

Проект Алексеевского дворца, по общему композиционному замыслу, по чувству стиля, прорисовке и исполнению декоративных деталей фасада и интерьеров, – один из лучших в творчестве Месмахера, блестящего рисовальщика, выдающегося мастера архитектуры середины XIX века. Максимилиан Егорович Месмахер (1842 - 1906) родился в Петербурге, здесь же и учился в Академии художеств как вольнослушатель у К.А.Тона, А.И.Резанова, Д.И.Гримма. В 1866 году получил большую золотую медаль за проект «Загородного дома для богатого вельможи» и звание классного художника 1-й степени. Это дало ему возможность получить четырехлетнюю пенсионерскую командировку для изучения памятников архитектуры. В 1867-1872 годах он посещает Германию, Бельгию, Францию, Италию. В 1872 году получил звание академика за работы выполненные во время пенсионерской поездки. С 1890 года имел звание профессора, а с 1877 по 1896 годы - директор Центрального училища технического рисования барона Штиглица (в советское время - художественное училище им. Веры Мухиной). За двадцать лет своего директорства Месмахер создал для студентов музей декоративно-прикладного искусства с богатейшими коллекциями, ставшими украшением крупнейших музеев.

Месмахер сочетал в себе черты художника, декоратора и архитектора, что позволило ему одновременно проектировать городские особняки, великокняжеские дворцы, отделку интерьеров. Его постройки хорошо известны . Это музей Центрального училища технического рисования барона Штиглица (музей при училище Мухиной), архив Государственного совета на улице ул. Миллионной, 36 (Центральный государственный архив Военно-Морского Флота), Дворец князя Михаила Михайловича на Адмиралтейской набережной, д.8. Особенным мастерством отличаются интерьеры, созданные по проектам Месмахера: в особняке Гагариной (Дом композиторов), особняке Половцева (Дом архитектора), дворце Великого князя Владимира Александровича (Дом ученых), императорского Аничкова дворца.

Супруга и ученица архитектора Варвара Андре была художником по керамике, её работы можно видеть в Алексеевском дворце: майоликовое обрамление камина в и настенные изразцы Парадной столовой.

Великий князь Алексей Романов


Что собой представлял великий князь как человек и государственный деятель, пожалуй, яснее всего дают представление мемуары его двоюродного брата, великого князя Александра Михайлович а: «Алексей Александрович… пользовался репутацией самого красивого члена Императорской Семьи, хотя его колоссальный вес послужил бы значительным препятствием к успеху у современных женщин. Светский человек с головы до ног… которого баловали женщины, Алексей Александрович много путешествовал. Одна мысль о возможности провести год вдали от Парижа заставила бы его подать в отставку. Но он состоял на государственной службе и занимал должность не более не менее, как Адмирала Российского Императорского флота. Трудно было себе представить более скромные познания, которые были по морским делам у этого Адмирала могущественной державы. Одно только упоминание о современных преобразованиях в военном флоте вызывало болезненную гримасу на его красивом лице. Не интересуясь решительно ничем, что бы не относилось к женщинам, еде или же напиткам, он изобрел чрезвычайно удобный способ для устройства заседаний Адмиралтейств-совета. Он приглашал его членов к себе во дворец на обед и, после того, как наполеоновский коньяк попадал в желудок его гостей, радушный хозяин открывал заседание Адмиралтейств-совета… Его повар был настоящим артистом». Многолетний роман великого князя Алексея Александровича с графиней З. Д. Богарне, имевшей на него большое влияние, давал постоянную пищу для великосветской скандальной хроники. Ходили упорные слухи, что за назначение управляющим Морским министерством Зинаида Дмитриевна или Зинок, как фамильярно именовали графиню в придворных кругах, взяла с адмирала Н. М. Чихачева миллион рублей…

А 1 ноября 1908 года весьма осведомленная супруга генерала от инфантерии А. В. Богданович записала в своем дневнике: «Сегодня в 6 часов утра скончался в Париже от воспаления легких великий князь Алексей Александрович. Как генерал-адмирал Алексей Александрович никуда не годился, - при нем начались все неурядицы в морском ведомстве. Хищения при нем процветали».

Фотогалерея

Дворец Великого князя Александра Михайловича более известен под названием Дворец Великой княгини Ксении Александровны. Здание в стиле эклектики было построено знаменитым архитектором и художником И. Монигетти в 1850 году, отреставрировано и переработано в 1897 году.

В 1894 году состоялась свадьба Александра Михайловича и Ксении Александровны. Император преподнес молодоженам щедрый подарок – дворец на набережной Мойки.

Архитектурный облик здания отличается изысканностью и строгостью линий. Визуально дворец кажется выше благодаря высоким окнам, как бы прорезающим фасад в вертикальной плоскости. Венчает строение большой мезонин с балюстрадами, выполненными из небольших фигурных столбиков.

У дворца разбит сквер, который от улицы отделяет знаменитая кованая решетка – одна из самых красивых в Петербурге. Над въездом во двор размещен вензель княгини Ксении.

Внутренние интерьеры дворца выполнил инженер Н. де Рошефор. Убранство помещений изящное и строгое. Во дворце много колонн, барельефов, бронзовых статуй, лестниц с красивыми перилами.

В 1919 году в здание переехал Институт физкультуры им. Лесгафта. Интерьер переделали: под потолком появилось грандиозное мозаичное панно, посвященное спортсменам.

В наше время в корпусах дворца Александра Михайловича находится НГУ им. Лесгафта. Во дворе перед входом в здание установлен памятник Петру Францевичу Лесгафту – выдающемуся русскому ученому, разработчику системы физического воспитания, просветителю.

В заднем дворике дворца можно увидеть памятник Ленину, до 2012 года стоявший у Варшавского вокзала.

Дворец Александра Михайловича и Ксении Александровны является особо охраняемым объектом культурного наследия России.