Доклад на тему: "Экология и мы". Экология и мы Тема экология и мы

«Мы все… на одной и той же планете - мы все экипаж одного корабля», - Антуан де Сент-Экзюпери

Большинство из нас уже давно стало городскими жителями и воспринимает природу как место для отдыха. А ведь мы не просто часть природы, она все больше зависит от нас и страдает от нашей неумной, а то и просто преступной деятельности. Не стоит забывать, что вред природе наносят не только вредные выбросы производства, горы мусора, загрязнения рек и морей, вырубки лесов, уничтожение животных и растений, но и наши поездки в выходные дни на шашлыки или за грибами. Естественно, что вред, наносимый разведенным нами костром, несоизмерим с тем, что «дарит» природе химкомбинат или полигон для бытовых отходов, но он все же ощутим.

Вы никогда не обращали внимание, как мамаша, гуляя с ребенком в парке, вдруг с возгласом «фу, какая гадость» что-то старательно давит ногой? Ребенок восприимчив и быстро усвоит, что порхающая на полянке бабочка - это мило и красиво, а то, что ползает под ногами, - мерзко и жизни не достойно. Урок, усвоенный в детстве, останется на всю жизнь: «Я сам определяю, что и кто достойны жить и расти на этой земле».

В последнее время природа все чаще дает нам понять, что она обижена на нашу неумную деятельность: то снег выпадет там, где его отродясь не видели - в Африке или на юге Азии, то дожди затопят Европу, то засуха оставит без урожая громадные регионы.

Муравейник в лесу

В последнее время все больше людей начинает понимать, что надо учиться жить в гармонии с природой, подчиняться законам экологии - науки о нашем общем доме. Термин «экология» предложил в 1866 году немецкий учёный Эрнст Геккель, дав ему определение как науке об отношении всего живого к окружающей среде. На греческом языке «oikos» - жилище, дом, местопребывание, а «logos» - слово, учение.

Не будем углубляться в научные дебри, суть экологии можно сформулировать одной короткой фразой - «человек, не навреди». Но, к сожалению, вредим мы много и изощренно, нанося природе невосполнимый вред. Мы уже привыкли, что каждое лето телевидение показывает массу пожаров, уничтожающих тысячи гектаров лесов. И большая часть пожаров - дело рук человека.

Непотушенный окурок или уголек, бутылка из прозрачного стекла, брошенная на сухую траву (эффект увеличительного стекла) в сухую ветреную погоду могут за несколько минут превратить спокойный зеленый лес в огненный ад, в котором погибнет масса живого.

Мухомор так же важен для леса, как и благородный боровик

Ученые подсчитали, что 1 гектар леса поглощает не меньше 5 тонн углекислого газа в год, выделяя за это же время 10 тонн кислорода. Для примера, за один час гектар леса поглотит весь углекислый газ, выделяющийся при дыхании 200 человек. Убедительные цифры, не правда ли? И подобных примеров можно привести множество.

Не забывайте, что в городских парках и скверах живых существ может быть не намного меньше, чем в диком лесу, но они значительно уязвимее и всецело зависят от людской прихоти. Наши предки давно уже сформулировали основные принципы поведения человека по отношению к природе. Давайте и мы будем им следовать.

Старайтесь не держать дома диких животных. Превратить их в домашних в большинстве случаев не получится. Чаще всего ваша неумелая «забота» для них гибельна. Если решите помочь дикому животному, подумайте, а сможете ли вы это сделать, не навредив ему. Ни в коем случае не надо приносить из леса подросших птенцов или детенышей животных. В подавляющем большинстве случаев они не брошены родителями, родители просто заняты поиском корма.

Не следует приближаться к звериным норам и птичьим гнездам, если в них есть молодняк, который обычно выдает себя писком. Если ваша собака плохо воспитана, весной и в начале лета не спускайте её с поводка в парке, лесу, на пустырях, где могут быть птичьи гнезда или молодняк диких животных. Старайтесь не создавать в этот период лишний шум, который отпугивает птиц и животных. Детеныши, не успевшие убежать вслед за взрослыми, могут потеряться и погибнуть.

Бережно относитесь и к самым маленьким обитателям леса. Не обрывайте паутины, просто их обойдите. Не разрушайте муравейники и не наступайте на муравьиные тропы. Без необходимости не переворачивайте камни, коряги, старые бревна, не ломайте замшелые пни. Под ними и в них живет большое количество живых существ. Захотите в этом убедиться, присядьте ненадолго в сторонке. Вызванная вашими шагами тревога стихнет, и на пни выползут ящерицы, заспешат по своим делам многоножки, появятся жуки, засуетятся птицы, вылезет из норки мышь - лес заживет своей обычной жизнью.

Для природы все живые существа важны и нужны, у всех своя ниша и сложные взаимосвязи с другими. Среди них нет «мерзких и противных», поэтому не надо никого давить, ни на кого наступать. Страшноватая на вид волосатая гусеница завтра превратится в красавицу-бабочку и будет опылять цветы.

К сожалению, подобное не редкость в наших лесах и парках

Старайтесь без нужды не нарушать лесную почву. Не забывайте, что проезжающий автомобиль колесами уплотняет ее, приводя к гибели многих живых существ. Не приносят лесу пользы и выхлопные газы. Ходить по лесу желательно по уже имеющимся тропинкам, не прокладывая без нужды новые. Если идете по бездорожью, старайтесь не ломать и не вытаптывать растения.

Нет необходимости срывать растения, чтобы просто ими полюбоваться. Для этого достаточно наклониться к цветку, который в естественной среде всегда будет выглядеть лучше, чем у вас в руках. Если же есть необходимость растения сорвать - например, при сборе лекарственных трав, не устраивайте «тотальную прополку», срывайте их понемногу в разных местах, стараясь не причинять вред другим растениям.

Собирая грибы, ягоды, орехи, старайся не причинять природе лишнего вреда. Не крушите все вокруг, чтобы пробраться к вожделенному грибу или ягодной кисти. Не срывайте все ягоды и орехи до единого, кроме вас, на них еще много кто имеет виды. Не забывайте, что в природе все растения нужны, это относится и к мухоморам, и к бледным поганкам, и к различным грибам-трутовикам.

Кстати, сбор любимого нами березового сока отнюдь не безвреден для деревьев. Отказаться от этого лакомства трудно, но не переусердствуйте, а ранки на березах обязательно замазывайте, лучше всего садовым варом, можно и обычным пластилином.

Понятно, что вред, который может нанести природе конкретный турист, охотник или грибник, обычно невелик, но по возможности надо стараться его минимизировать до предела. Природа щедро делится с нами своими дарами, но ждет и к себе бережного отношения и заботы. Не забывайте слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы все… на одной и той же планете - мы все экипаж одного корабля».

Цели и задачи:

Доставить детям радость, создать праздничную атмосферу.
Показать Землю, как общий дом.
Вызвать стремление беречь, как условие сохранения жизни человечества и всех обитателей.

Продолжительность: 40 минут.

Планируемые результаты: ориентация материалов на изучение глобальных экологических проблем, развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Я сорвал цветок, и он завял,
Я поймал мотылька,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.

Ведущий: На состоявшейся еще в 1992 году международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро участники забили тревогу за будущее планеты и выразили в двух словах "Биосфера в опасности" От экологической катастрофы человечество отделяет 30--40 лет. Осознание ужасающего состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы - потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать - в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм взаимодействия с окружающей средой, которые помогут изменить ситуацию к лучшему. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей, и им предстоит распутывать сложный клубок экологических проблем, от их действий будет зависеть жизнь Планеты.
В 70-х годах американский сенатор Нельсон предложил отмечать ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗЕМЛИ 22 апреля. Поэтому сегодня нашу линейку мне хочется начать словами французского писателя Антуана Сен Экзюпери “Все мы - пассажиры одного корабля по имени Земля”.

(Элементы инсценировки: трамвай с пассажирами)

Ведущий: Был, говорят, где-то случай такой:
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг чудеса!
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом:

Ученик 1: Где эта улица?

Ученик 2: Где этот дом?

Учениц 1: Все перепуталось, все изменилось,

Ученик 2: К счастью такое, лишь в сказке случилось.

Ведущий:
Мы рассказали про это нарочно.
Чтобы проверить - знаешь ли точно,
Где ты живешь, где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
Ты нам ответишь:

Ученик 3:
Живу я в квартире, номер ее - 24,
Дом на Рыскулова, рядом- кино,
Все что кругом, мне знакомо давно.

Ведущий:
Дом на Рыскулова? Этого мало,
Город (село) назови для начала.

Ученик 3. Город Караганда.

Ученик 1:
Расскажи, что кругом:
Все, что кругом, это тоже твой дом.

Ученик 3:
Город стоит на реке Нуре,
А за рекой виден лес вдалеке.
Тянутся к лесу луга и поля,
Очень красивая наша Земля!

Ученик 2: Верно, красива. Но где же она?

Ученик 3. В Казахстане - это наша страна.

Ученик 1: Ну, а страна где? Сумеешь ответить?

Ученик 3: Как и все страны - на нашей планете!

Ученик 2 обращается к классу: Как называется наша планета?

Хором: Земля.

Рыбе - вода.
Птице - воздух.
Зверю - лес, степь, горы,
А человеку нужна Родина.

Охранять природу, значит охранять Родину!"

Я речь свою веду о том,
Что вся Земля - наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

Ведущий: И чего только люди не выдумали, чтобы облегчить и улучшить жизнь на Земле. Удобрения, чтобы собирать большие урожаи, и смертоносные яды, чтобы убивать насекомых - вредителей, и автомобили, заполнявшие наши улицы. Люди научились в громадных количествах добывать из земных недр полезные ископаемые - уголь, нефть.

Реки перегородили плотинами, и там, где были луга, появились водохранилища. На месте бескрайних лесов построили города, заводы, дороги…

Люди так увлеклись улучшением своей жизни, что не заметали, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах - птиц, зверей. Рыба погибла, отравившись стекающими с полей ядохимикатами, грязными стоками городов и заводов. Яды убивали насекомых на полях, но заодно губили птиц и зверей. Леса вырубались, поэтому животным и птицам труднее было найти еду и убежище. Они погибли.

На улицах городов вдоль дорог и на берегах рек и озер появились кучи мусора. Ведь многие люди, и в том, числе дети, выбрасывают прямо себе под ноги обертки конфет, бумагу, бутылки. Они не задумывались о том, что, например, стекло и пластмасса останутся мусором на долгие годы, природа сама не сможет их переработать.

Планета наша весьма загрязнена, но мы еще не осознали всей опасности для жизни на огромной мусорной куче. Мы - то на ней пока кое - как живем, но смогут ли жить наши дети?

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Ведущий: Человек загнал себя в пороховую бочку, обрек все живое на гибель. “Отравлен хлеб и воздух выпит”. В отношении между природой и человеком наступил кризис. Озабочена вся планета. Интересны результаты социологического опроса, проведенного в Японии. Большинство опрошенных людей готовы пойти на снижение жизненного уровня, если стабильность поддерживается за счет ухудшения состояния экологической среды.

Океан седой гремит набатно. Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна на крутой, разгневанной волне,
Стали люди сильными, как боги и судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги у земного шара на боках
Мы давно освоили планету, широко шагает этот век.
На Земле уж белых пятен нету, черные сотрешь ли, человек?

Ведущий: Печальную эстафету принимает от нас грядущее поколение. Набатным колоколом сегодня звучит слово экология. Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети 21 века купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов.

Недра нашей Земли, недра нашей Земли,
Как они велики! Как они хороши!
Исчерпано все: и гранит, и алмаз,
На Земле мы живем ведь только раз.
Для потомков оставь хоть немного тепла,
Чтобы жизнь и у них не бесцельна была.
Щедрость нашей Земли, щедрость наше души,
Сохрани, сбереги, расточать не спеши!
Г. Акопова

Ведущий: Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом.
Подсчитано, что за день исчезает 100 видов растений и животных.
Сокращается площадь леса на 15 млн. га
Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы
За пять лет температура воздуха увеличилась на 2,9 градуса.
сокращается количество пресной воды.
60% болезней - это производные от состояния экологического напряжения.
Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные “удобрениями” овощи и фрукты.

Ученица: У меня в Руках Красная Книга. Все знают, что в нее заносятся редкие исчезающие виды растений и животных. Некоторые из них остались в единичных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.

Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку.
Мусор, друг, не оставляй
В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа,
Бабочку не трогай.
Школьник, помни ты всегда -
Их не так уж много.

Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей.
Без журавлей над хвойной чащей.
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь, ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы
О, человек, венец природы,
Что без природы - твой конец.

Ведущий: Земля умирает, если ее убивать, Земля оживает, если ее возрождать. Смысл сегодняшней деятельности в том, чтобы давать ей посильные нагрузки; беря от нее - давать ей, нанося раны - лечить. Видеть в ней не временный, а постоянный плацдарм жизнедеятельности.

Ведущий: Помните: каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. И если эту рану нанесешь ты, другую - твой товарищ, третью, четвертую, пятую - кто-то еще, то что же станет с природой. Природе трудно залечить даже самые маленькие раны. Нельзя забывать, что на Земле все взаимосвязано, охраняя растения и животных, помните о борьбе с загрязнением воздуха.

Все-все
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись
Без чудовищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых
Нужны все на свете,
Нужны все подряд -
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки
Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы всё-таки очень друг другу нужны.

Ведущий: Посмотрите какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце… Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. У писателя Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”.
Сейчас начинается время цветения растений: вишни, черемухи, яблони. И начинается варварское уничтожение их. Так и хочется крикнуть: люди, остановитесь, что вы делаете! Идя по дороге в школу, не срывайте ветки яблонь и черемухи. Растению больно, оно живет, дышит, и ведь на месте этих цветов появятся ягоды, которые вы сможете съесть.

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы как люди плачут
И росу роняют на песок.

Ведущий: Ребята, что же случится, если мы все сорвем по цветку?

Ученик 1: Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все.

Вместе: И я, и ты,

Ученик 2: Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!

Ведущий: Давайте дарить друг другу поляны, небо, море. Не будем уничтожать природу. Сбережем нашу красивую планету.

Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги,
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!

Ведущий: А сейчас послушайте наказ для принятия в ряды Всемирного общества охраны природы:

Одари свой край чуткой нежностью,
Помоги ветрам веять свежестью,
И зерну помоги вызреть колосом,
Помоги лесам быть дремучими,
Грусть грустить ивняку по над кручею,
Помоги реке быть глубокою.
Ты цветам помоги ковры выстелить,
Птицам помоги облетать крыло,
Делай все любя, чтобы впрок пошло.
Помоги всему, чем Земля красна.
Пусть в сердцах людей зазвенит весна!
Не пойди по земле незамеченным!
Не дай сделать мир покалеченным!

Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Новокашировская санаторная школа-интернат»

Классный час

«Экология и мы»

подготовили

воспитатели

Галиева Алия Ахласовна

Галиев Султан Агисович

с.Новое Каширово

2014 г.

Классный час

на тему : «Экология и мы»

Цели :

расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к природе;

пробуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оборудование : телевизор, музыкальное оформление, эпиграф, законы экологии, газеты.

Форма проведения : устный журнал

Ход классного часа

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

    Вступительное слово

Сегодня на классном часе мы будем говорить о природе, о том, как сохранить и приумножить ее богатства, о том какую помощь мы можем оказать природе. Но сначала мы проведем психологическую минутку:

Хочешь быть хорошим,

Будь как Земля

Все она терпеливо выдерживает.

Хочешь быть чистым,

Будь как вода

Все она смывает.

Тема нашего классного часа «Мы в ответе за нашу планету». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам.

И первым шагом к этому будут результаты нашего исследования, давайте, посмотрим на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Обратите внимание на странички, составили их исследователи нашего класса. Они то и расскажут о том, что здесь изображено.

    Первый исследователь – Алина.

Я буду говорить об этом голубом поле. Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем (воздух)

Все живое дышит воздухом и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает

Видео «Отстойник»

В основном экологию нашего села загрязняет отстойник. При сильном ветре поднимается пыль, в которой находятся химические элементы таблицы Менделеева, влияющие на здоровье человека.

Этой пылью дышат и растения, и животные, и люди. Пыль осаждается на растениях, при этом овощи фрукты теряют свои вкусовые качества.

Этот вопрос стоит на рассмотрении нашего сельского округа.

(Ученик снимает туч)

Если мы решим проблему с отстойником, у нас будет такой чистый воздух, как на этой страничке.

Учитель: действительно, все эти ядовитые вещества из воздуха попадают в легкие человека. Участковый врач нашей больницы расскажет нам о пагубном влиянии этих веществ на организм человека.

Выступление врача.

Учитель: Ну вот уже одно поле чистое, и мы пойдем дальше, на синюю страничку.

    Второй исследователь – Маша

Не умыться, не напиться без воды

Листику не распуститься без воды

Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.

И поэтому всегда Вам везде нужна вода!

Это страничка о воде. Пресной воды на нашей планете не так уж и много, ее надо беречь.

Видео «Исследование воды»

Мы провели исследование, взяв воду из различных источников – старого водопровода, нового водопровода и родниковую воду.

Видео «Анализ воды в СЭС»

Учитель: эту воду мы повезли в районную санитарно-эпидемиологическую станцию на исследование. Весь процесс исследования проб воды вы видите на экране. Через 3 дня мы взяли заключение экспертизы. Результаты показали, что питьевая вода из новых колонок соответствует всем нормам

Протокол исследования прилагается.

Мы частично решили проблему чистой питьевой воды. Ежегодно отряд «Экологи», мы являемся членами отряда, проводит очистку и благоустройство родника, из которого берут воду жители нашего села.

Видео «Очистка родника»

И если мы будем беречь воду, то она у нас будет чистой как эта страничка.

Учитель: А теперь, зеленая страничка нашей газеты.

    Третий исследователь – Радик

Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам. А так же на этом поле живут наши братья меньшие – наши любимые животные.

Жить в зеленом мире этом,

Хорошо зимой и летом!

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Как прекрасна жизнь вокруг!

Человек природе друг!

А что мы должны делать для сохранения красоты нашего края? (ответы детей, ученик снимает рисунки отходов)

Видео «Посадка деревьев»

Мы также производим посадку саженцев, уборку территории

Старожилы села. (Выступление родителей)

Учитель: Спасибо, Радик.

Ребята, каждый человек в ответе перед будущим за состояние природы. А для этого мы должны выполнять ее законы.

Этих законов сего четыре. Их так легко запомнить!

Законы сформулировал американский ученый Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

I закон гласит: «Все связано со всем». Действие этого закона мы увидим на примере теплицы

II закон : «Все должно куда-то деваться»

Нарушение первого и второго законов мы наблюдаем на примере отстойника свинцово-цинкового комбината.

III закон : «Ничто не дается даром»

Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями.

IV закон: «Природа знает лучше»

Человек, желая изменить природу, нарушает ход естественных процессов.

Отходы производства, попадая в природную среду, накапливаются и загрязняют ее.

Давайте, мы с вами запомним эти законы и будем их выполнять!

    Учитель: Следующий этап урока.

Ребята, вы должны были дома написать обращение к людям от имени природы. (Дети читают сочинения)

Спасибо, ребята и родители.

Из ваших сочинений видно, как сильно вы любите природу и переживаете за нее.

А теперь, послушаем монолог самой природы. (Выступление Нины)

6. Работа с эпиграфом.

Учитель: Ребята, сегодня мы говорили о воздухе, воде, Земле, о законах экологии, знание и выполнение которых – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна еще и экология души. Прочитаем эпиграф к нашему уроку, это строки поэта Евгения Евтушенко.

О чем говорит поэт? (ответы детей)

Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери? (ответы детей)

Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу. И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своем сердце.

Ребята, а что бы вы хотели добавить к страницам нашей газеты? (Дети наклеивают птиц, животных, растения)

Давайте сохраним ее такой прекрасной, чистой и цветущей! И мы говорим: «Мы в ответе за нашу планету!»

7. Рефлексия.

Что вам запомнилось на сегодняшнем классном часе?

(ответы учащихся)

Список использованной литературы:

    Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -576 с.

    Одум Ю. Экология. - М: Мир, 1986. - 2 тома.

    Радкевич В. А. Экология. - Минск: Выш. шк., 1998. -159 с.

    Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы, гипотезы). - М: Молод. гвард., 1994. -367 с.

    Горелов А. А. Экология. – М: Центр, 2000. –240с.

    Шилов А. И. Экология. - М: Высш шк., 2000. -512с.

    Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2006г – 117с.

8. Программа экологического образования детей «Мы». Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова.

Сценарий интеллектуальной игры

«Экология и мы»

Методическая разработка:

Сахарова С.А.

Педагог организатор

Цель: В рамках компетентностного подхода способствовать формированию экологического сознания у воспитанников.

Задачи:

· Воспитание любви и бережного отношения к природе;

· Развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру.

· Развитие внимания, мышления, сообразительности, памяти;

· Развитие умение работать в команде, развивать чувство товарищества.

Аудитория: 9-10 классы

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами мероприятие посвящённое природе. Природа всегда была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником её существования и вдохновения. Природа щедра, но она не прощает ошибок.

Современный человек просто обязан быть экологически грамотным человеком. В последнее время на людей во всем мире обрушивается гигантский поток информации о загрязнении природной среды. Можно было ожидать, что такой мощной лавины более чем достаточно для того, чтобы ликвидировать экологическое невежество. Но, увы, с каждым годом проблема эта обостряется.

Необходимо донести до каждого мысль о том, что, только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на Земле. Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями и помощниками.

Чтец: Тихо! Слышите: ветер стонет! Человек, запомни навсегда:

Распахните навстречу души! Символ жизни на Земле - вода!

Натыкаясь на небоскребы, Экономь её и береги,

Он таится, как в клетке душной. Мы ведь на планете не одни.

А деревья хотят на волю, Дерево, цветок и птица

Корни жжет, на ветвях раны, Не всегда умеют защититься.

Им бы чистой водицы долю, Если будут уничтожены они,

Но стоят и молчат великаны На планете мы останемся одни.

Тихо! Слышите плач? Очнитесь! Наша планета Земля

Помогите Земле! Отзовитесь! Очень щедра и богата:

Не машите рукой небрежно, Горы, леса и поля-

Вспомните, как она вас ласкала, Наш родимый дом, ребята!

Как к груди прижимала нежно, Давайте будем беречь планету,

Колыбельную песню шептала! Другой такой на свете нет.

А теперь вот она рыдает, Разведем над нею и тучи и дым,

Неужель ваше сердце ослепло? И в обиду её никому не дадим.

Мы виноваты в ее страданиях, Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

Возродим ли мы счастье из пепла? От этого станем мы только добрей

Украсим всю Землю садами, цветами:

Такая планета нужна нам с вами.

Ведущий: А для того, чтобы постичь сокровенные тайны природы и узнать о ней больше, мы проведём игру «Экология и мы».

Правила игры:

1. В игре участвуют три команды.

2. На обдумывание каждого вопроса дается 1 минута.

3. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

4. Счетная комиссия.

Ведущий:

1 тур «Вопрос на засыпку». Я буду задавать команде вопрос, вы отвечаете.

Вопросы команде «Лес»

1. Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? (стрекозы)

2. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (в осиновой коре содержится 10% жира)

3. Это травянистое растение весной зацветает первым. (Мать-и-мачеха)

4. Почему растения в лесу друг другу не мешают расти? (они растут ярусами)

5. Древесина какого дерева не гниет? (лиственница)

Вопросы команде «Вода»

1. Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3%)

2. У какого водоема бывают рукава? (у реки)

3. В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды планеты? (Байкал)

4. Какая вода – сырая, кипяченая или талая- полезнее для организма и почему? (Талая, в ней дольше сохраняются полезные кристаллики льда)

5. Как называется начало и конец реки? (исток и устье)

Вопросы команде « Воздух»

1. Этот газ занимает одну пятую часть объема воздуха, необходимого для дыхания живых существ? (кислород)

2. Какой летательный аппарат легче воздуха? (Аэростат)

3. Почему ласточки перед дождем летают низко? (холодный воздух прибивает насекомых, которыми они кормятся, к земле)

4. Научное название болотного газа? (Метан)

5. Где дышится легче: в лесу или в городе? Почему? (в лесу, т.к. растения выделяют кислород)

Ведущий:

2 тур « Вопросы команд для соперников». Отвечают по очереди, если одна команда не знает, отвечает другая.

Вопросы от команды «Лес»

1.Траву косить надо от середины к краям луга. Почему? (чтобы звери и птицы могли убежать)

2. Почему нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (шум, запах дыма пугают лесных жителей, и они покидают свои норы и гнезда)

3. Вы увидели гнездо птицы. Как правильно вести себя? (не вытаптывать траву у гнезда, на трогать яйца, не брать птенцов на руки)

4. Чем полезны муравьи? (они уничтожают вредных насекомых)

5. По каким цветам можно определить погоду? (одуванчики закрыли цветы и склонили листочки, то будет дождь)

Вопросы от команды «Вода»

1.Это болотное растение – главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки. (камыш)

2.Объясните понятие «мыльные воды». (воды водоемов, загрязненные моющими средствами)

3.Назовите самое распространенное дерево речных берегов, которое их укрепляет. Оно очень гибкое, низко наклоняется на ветру, не ломается. (Ива)

4.Что случается с пчелой, когда она ужалит? (умирает)

5.Какая ягода бывает черной, красной, белой? (смородина)

Вопросы от команды «Воздух»

1.Почему леса называют «легкими планеты»? (лес- источник кислорода на нашей планете)

2.Где вы будете собирать лекарственные растения – возле дороги или в лесу? Почему? (возле дороги собирать нельзя, т.к. растения впитали в себя все вредные выбросы)

3.Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет мотор включенным? Почему? (нет, т.к. машина выбрасывает выхлопные газы)

4.Каким способом можно увлажнить воздух в помещении? (положить мокрую тряпку на батарею или поставить банку с водой)

5.При помощи какого растения можно не запустить мух в квартиру? (повесить на окно ветку полыни)

Ведущий:

3 тур «Устами младенца». Здесь будет говориться о предметах, которыми мы засоряем Землю. Ответ на первый вопрос – 5 баллов, на второй- 4, на третий-3, на четвертый-2, на пятый -1;

Команда «Лес»

1.Из нее делают очень много игрушек.

2.Она бывает разноцветной, её трудно сломать.

3.Если её поджечь, то появится едкий черный дым.

4. Её нельзя выбрасывать, т.к. в природе она не разлагается. (пластмасса)

1.Его делают из песка

2.Чаще всего оно прозрачное

3.Когда падает, оно разбивается

4. Если его нагреть, оно становится тягучим.

(стекло)

Команда «Вода»

1.Его производит обыкновенная корова.

2.Полезен в качестве удобрения.

3.При попадании в водоемы он разрушается, рыбы и другие животные начинают задыхаться.

4.Его необходимо компостировать.

(навоз)

1. Его много в городе, но мало в деревне.

2. Особенно силен он в промышленном городе, где много фабрик, заводов, машин.

3. От него люди болеют, много нервничают, громко кричат, и его становится еще больше.

4. Его издают и разные приборы и машины.

(шум)

Команда «Воздух»

1.Её изобрели китайцы.

2. У нас её получают из древесины.

3. Она легко горит

4. Из неё получается очень много мусора. (бумага)

1. Это получается, когда изделие ломается.

2. Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, вдоль дорог.

3. Это можно сдать и получить деньги.

4. Это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое.

(металлолом)

Ведущий: Наша игра подошла к концу. Но мы уверены, что эта встреча не пройдёт даром. Вы станете настоящими защитниками природы, ещё больше полюбите нашу природу, нашу землю!

Все участники викторины награждаются грамотами и сладкими призами.

Макридова О.А.

Бетлица, 2017г.

Конспект открытого классного часа «Экология и мы»
Автор работы:

учитель английского языка

МКОУ Бетлицкая СОШ

Макридова Ольга Александровна
Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации обучающимся значимости экологической культуры.

Задачи:


  • 1. Воспитательные:

  • 1.1. Воспитать экологическую культуру поведения.

  • 1.2. Формировать готовность к решению экологических проблем.

  • 1.3. Воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине.

  • 2. Развивающие:

  • 2.1.Способствовать формированию у обучающихся целостного представления мира.

  • 2.2. Развивать познавательную активность обучающихся.

  • 2.3 Развивать творческую деятельность обучающихся.

  • 3. Образовательные:

  • 3.1. Познакомить детей с основными законами экологии, проблемами экологии России, путями их решения.

  • 3.2. Работать над сознательным усвоением материала.
Форма проведения

Час общения (беседа).
Подготовка

Рисунки.

Разучивание слов, стихотворений.

Подготовка презентаций по теме.

Подготовка творческих заданий.

Создание ролика, видеорядов.

Создание мини-проекта «Подари вторую жизнь старым вещам»
Оформление и оборудование

Мультимедийные презентации; рисунки обучающихся, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная доска.
Действующие лица

Обучающиеся, учитель.

Ход мероприятия:

(Обучающиеся просматривают ролик)(Слайд 2)

Учитель: Ребята, вы только что просмотрели короткий ролик. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем классном часе?

(Обучающиеся высказывают предположения)

Учитель: Вы совершенно правы! (Слайд 3) Сегодня мы будем говорить об экологии, окружающей среде, о глобальных проблемах человечества, их последствиях. 5 января 2016 года наш президент, Владимир Путин, подписал указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации года экологии. (Слайды 4-5)

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. (Слайд 6) Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

Ученик 1:

Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем ,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!

Учитель: На сегодняшнем классном часе, мы не только обсудим экологические проблемы, экологические законы, так же мы с вами побудем экологами и попробуем найти способы решения глобальных экологических проблем.

Входя в наш собственный дом, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье. А вот в общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Но это опасное заблуждение. У природы и так немало врагов: это стихийные бедствия, типа ливней, засух, морозов, ураганов. Разрушения продолжаются, их наносит человек.

Но природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить! (Слайд 7)

Ученик 2: Первый закон: «Всё связано со всем». Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов. В природе всё находится в равновесии, всё связано. Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди. Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое , при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Ученик 3: Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Учитель: Спасибо, ребята! Мы только что узнали об экологических законах, а теперь я хочу проверить, насколько внимательно вы слушали своих одноклассников. Внимание на экран. Вы увидите несколько слайдов. Скажите, какие из законов экологии здесь нарушены. (Слайды 8-11)

Учитель : Молодцы! Вы хорошо справились с заданием! Мы уже поняли, что в природе всё взаимосвязано. Чем же именно дорога природа? Источником чего она является? (Слайд 12)

Ученики 4, 5:

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

Ученик 4: Во-первых, природа - источник красоты. (Слайд 13)

Ученик 5: Во-вторых, природа – источник доброты.

Чтобы вся эта красота существовала, всему живому на Земле нужен чистый воздух, вода, пища.

Ученик 4: В-третьих, природа – источник воды, воздуха, пищи.

Человек постоянно изучал природу: откуда, и какие добывают полезные ископаемые, почему летом идет дождь , а зимою снег. Очень многое подсказала сама природа.

Ученик 5: В-четвертых, природа – источник познания.

Все что нас окружает, сделано из природных богатств.

Ученик 4: В-пятых, природа – источник для хозяйственной деятельности.

У всех есть крыша над головой, нам тепло, есть что обуть, поесть. Зимой катаемся с горки, летом купаемся в реке. Этим мы укрепляем здоровье. Природа вызывает у нас разные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда и печаль

Ученик 5: Зеленый цвет растений улучшает наше здоровье и настроение. А вот деревья гасят шумы, дают тень и прохладу летом, защищают зимой от холодного ветра.

Учитель: Роль природы в нашей жизни безгранична! Но безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание. Сейчас мы поговорим об экологических проблемах нашей страны. Глобальные экологические проблемы актуальны для России. Следует признать, что страна является одной из самых загрязненных в мире. Возникновение экологических проблем в России, как и в других странах, связано с интенсивным влиянием человека на природу, которое приобрело опасный и агрессивный характер. И так топ -6 экологических проблем России.

Ученик 6: Загрязнение воздуха . (Слайд 14) Выбросы промышленных отходов ухудшают состояние атмосферы. Негативно для воздуха сгорание автомобильного топлива, а также сжигание угля, нефти, газа, древесины. Вредные частицы загрязняют озоновый слой и разрушают его. Попадая в атмосферу, они вызывают кислотные дожди, которые в свою очередь загрязняют землю и водоемы. Все эти факторы являются причиной онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний населения , а также вымирания животных. Еще загрязнение воздуха способствует изменению климата, глобальному потеплению и увеличению ультрафиолетового солнечного излучения.

Ученик 7: Вырубка лесов . (Слайд 15) В стране процесс вырубки лесных массивов практически бесконтрольный, в ходе чего вырубаются сотни гектаров зеленой зоны. Наиболее изменилась экология на северо-западе страны, а также становится актуальной проблема обезлесенья Сибири. Многие лесные экосистемы изменяются для создания сельскохозяйственных угодий. Это приводит к вытеснению многих видов флоры и фауны из мест их обитания. Нарушается круговорот воды, климат становится более сухим и образуется парниковый эффект.

Ученик 8: Бытовые отходы . (Слайд 16) Наряду с вышеупомянутой не менее актуальна в России проблема утилизации бытовых отходов и загрязнения ими окружающей среды. В среднем на каждого жителя России приходится 400 кг твердых бытовых отходов в год. Единственный выход – это переработка отходов (бумага, стекло). Предприятий, которые занимаются утилизацией или переработкой отходов действует в стране очень мало.

Ученик 9: Загрязнение вод и почвы . (Слайд 17) Промышленные и бытовые отходы загрязняют поверхностные и подземные воды, а также почву. Ситуацию ухудшает то, что в стране слишком малое количество водоочистительных сооружений, а большинство эксплуатируемого оборудования устарело. Также сельскохозяйственная техника и удобрения истощают грунты. Существует еще одна проблема – это загрязнения морей разлившимися нефтепродуктами. Ежегодно реки и озера загрязняют отходы химической промышленности. Все эти проблемы ведут к дефициту питьевой воды, поскольку многие источники непригодны даже для применения воды в технических целях. Также это способствует разрушению экосистем, вымирают некоторые виды животных, рыб и птиц.

Ученик 10: Радиоактивное загрязнение. (Слайд 18) На многих атомных станциях оборудование устарело и ситуация приближается к катастрофической, ведь в любой момент может случиться авария. Кроме того, недостаточно утилизируются радиоактивные отходы. Радиоактивное излучение опасных веществ вызывает мутацию и гибель клеток в организме человека, животного, растения. Загрязненные элементы попадают в организм вместе с водой, едой и воздухом , откладываются, и последствия облучения могут проявиться спустя время.

Ученик 11: Уничтожение заповедных зон и браконьерство. (Слайд 19) Заповедники - образцы нетронутой, дикой природы - по праву называют природными лабораториями. Они особенно нужны нам сейчас, когда мы должны понять направление изменений в окружающей среде. К сожалению, беззаконная деятельность ведет к гибели как отдельных видов флоры и фауны, так и уничтожению экосистем в целом.

Учитель: Как видите в нашей стране слишком много экологических проблем. Ну а теперь самое время, попробовать найти пути их решения. Предлагаю разделиться вам на две группы - экологов. Давайте примем свои экологические манифесты, в которых вы выразите свои пути решения глобальных экологических проблем. (Слайд 20) Я даю вам пять минут, запишите в своих манифестах, как должны вести себя люди по отношению к окружающей среде.

(Обучающиеся выполняют задание)

Учитель: А теперь огласите, пожалуйста, пункты ваших манифестов.

(Обучающиеся зачитывают манифесты)

Учитель: Ребята, я горжусь вами, думаю, если бы все люди соблюдали правила, которые вы только что прочли, экологических проблем было бы гораздо меньше! Ведь главной угрозой являемся мы сами!

Ученик 12:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! (Слайд 21)

Учитель: Проходя по улицам нашего посёлка, проезжая по нашему району, мы к сожалению очень часто становимся свидетелями того, что люди не заботятся об окружающей среде. (Слайд 22) Мусор - одна из главных проблем нашего района. Вы можете увидеть его повсюду. Но ведь люди прекрасно знают, что мусор выброшенный не в контейнеры долгое время разлагается , выделяя вредные вещества. Внимание чёрные ящики. Угадайте, о чём идет речь.

Казалось бы, данный вид мусора безвреден. Однако до его полного разложения требуется 2 года. А для изготовления 1 тонны того, что лежит в этом ящике требуется 227 тон воды и 17 деревьев. Что это? Да, совершенно верно, это бумага.

Данный вид мусора, разлагается в течение 2000 тысяч лет, ведь он очень прочен, хотя и состоит из кварцевого песка. Этот мусор и вовсе может храниться вечно, единственная проблема в том, что животные часто принимают отдельные частицы за еду. Это стекло.

Этот вид мусора послужил причиной гибели морских черепах у берегов Центральной и Южной Америки. Он был выброшен за борт пассажирами авиалайнеров, в следствие застрял в пищеводах морских рептилий. Для полного разложения требуется 200 лет. Да, это пластиковый или полиэтиленовый пакет.

Видите, каким опасными являются на первый взгляд совсем безвредные вещи, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Однако даже из мусора можно извлечь пользу. Казалось бы совсем ненужные вещи могут стать декором вашего интерьера. Мы подготовили альтернативу использования старых вещей и назвали наш проект «Подари вторую жизнь старым вещам». Топ 5 самых необычных идей! (Слайд 23-27) Ну а теперь небольшой мастер-класс.

Ученик 13: Если в вашем доме слишком много ненужных стеклянных бутылок или банок, вы непременно можете найти им достойное применение. Для этого вам понадобятся банка, бечевка, мелкая соль, и цветные мелки. (Слайд 28) Аккуратно измельчите мелки и смешайте их с солью, у вас получится цветной песок. Насыпайте цветной песок слоями в баночку. Крышку украсьте бечёвкой, используя двухсторонний скотч. У вас получиться отличный элемент декора, который кстати можно использовать в качестве подарка. (Слайд 29)

Учитель: Ну что ж вот и подошёл к концу наш классный час. Ребята, какие выводы вы сделали для себя сегодня?

(Обучающиеся высказываются)

Ученик 14:

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая! (Слайд 30)

Учитель: Я благодарю вас за работу. (Слайд 31) Надеюсь, что наш классный час удался.