Нервные дети: возможные причины, симптомы, способы лечения и советы психологов. Что делать, если ребенок нервный и непослушный? Как избавиться от детских истерик? У ребенка нервные срывы и тики

Текст: Иван Белокрылов, консультант - Виктория Валерьевна Пахомова, к.м.н., детский невролог

Ребятишкам на подготовительных занятиях к школе дали задание: вспомнить или придумать 2 строчки, представляющие собой законченное стихотворение. Саша отреагировал мгновенно: «Пускай меня считают стервой, но к миске прибегаю первой!» Цитата была из книжки про кошек - забавные фотографии с юмористическими двустишиями внизу. Дома все смеялись над ними, а воспитательница стала ругать за плохое слово, пригрозила в угол поставить. Саша, красный как рак и весь в слезах, сбежал с урока, а дома заявил, что больше в этот садик не пойдет. Вечером у него поднялась температура. Под сорок! Педиатр, пожилая и очень опытная, выслушав предысторию, сказала: «Горячка на почве стресса! В общем, нервный срыв у вашего мальчика». Он может проявляться и по-другому - не как эмоциональный взрыв, а в виде тихой истерики. Очень важно, чтобы взрослые правильно вели себя в таких случаях!

Нервный срыв: бурное проявление
Признак нервного срыва - истерика . Под влиянием стрессового фактора, выступающего в качестве слишком сильного раздражителя для детской нервной системы (еще неокрепшей, легковозбудимой у малышей), ребенок выходит из себя: затевает драку, швыряет на пол книжки и игрушки, грубит, выкрикивает недопустимые вещи.
Как ни странно, такой реакции можно только порадоваться! Психологи обычно советуют в подобных случаях дать малышу выплакаться и выкричаться. На языке специалистов это называется „пройти ситуацию насквозь” . Позвольте своему чаду разрядиться до конца. Освободившись от отрицательных эмоций, ребенок придет в себя. Тогда можно будет спокойно поговорить с ним о случившемся, обсудить ситуацию за чашкой чая с мятой, успокаивающей нервную систему. Такой чай пойдет на пользу и мамочке, ведь она волнуется не меньше своего чада! Не переживайте: самое страшное уже позади. Если конфликтную ситуацию в садике удастся разрулить, убрав психотравмирующий фактор, истерика больше не повторится.
Не возмущайтесь поведением ребенка и не заставляйте его извиняться за случившееся перед всей группой или воспитательницей: нельзя заставлять его переживать все заново! Поставить дошкольника в те же условия, в которых возник срыв, значит, спровоцировать новый эмоциональный всплеск. Недаром же в таких случаях рекомендуется смена обстановки вплоть до перехода в другую группу или даже в другой детский садик.

Нервный срыв: тихая истерика
Что может быть хуже нервного срыва с криками и слезами при всем классе? Только тихая истерика! Ребенок словно каменеет: замирает, уходит в себя, не отвечает на вопросы, беззвучно плачет, раскачивается из стороны в сторону или сжимается в комок и начинает грызть ногти, выдергивать волосы, брови или ресницы. Вредные привычки подобного рода - это классические признаки аутоагрессии, развивающейся из-за загнанных внутрь отрицательных эмоций.
К тихой истерике с элементами ауто­агрессии склонны дисциплинированные и честолюбивые детки, будущие отличники, которые во всем впереди. Такие чуть ли не в три начинают читать, в четыре решают задачки из учебника для первоклассников! Но в детском коллективе таких вот вундеркиндов не очень любят, потому что завидуют их успехам и тому, что «продвинутого» малыша постоянно ставят в пример другим. Научите ребенка завязывать отношения с другими детьми и объясните, что хвастаться своими успехами нехорошо. Скажите: «Если Коля еще не умеет читать, то ему нужно помочь, тогда и он тоже чем-нибудь с тобой поделится, станет твоим другом».

Нервный срыв: кормите правильно
Одной из причин детских нервных срывов педиатры считают неправильное питание. Оказывается, недостаток витаминов (особенно группы В) и микроэлементов (в частности, цинка и магния), а также содержащиеся в еде и напитках консерванты (их много в колбасе, сосисках, копченостях, консервах), ароматизаторы, искусственные наполнители и красители не лучшим образом влияют на обмен дофамина и серотонина в головном мозге ребенка. Из-за этого он становится более возбудимым, остро реагирует на неприятности.
Хуже всего, когда продукты начиненные химией, вызывают у крохи аллергию , которая сопровождается дополнительным выбросом в кровь серотонина, усиливающего возбужденное состояние. В списке самых сильных аллергенов - яйца, красная икра, рыба, морепродукты, помидоры, мед, орехи, красные яблоки, цитрусовые, а также экзотические фрукты типа киви, манго и ананаса. Будьте с ними поосторожнее!
О газировке и говорить не стоит - она противопоказана детям со склонностью к истерическим реакциям. Но американские ученые обнаружили, что апельсиновый сок из пакета действует не лучше. В течение суток после его употребления в анализе мочи обнаруживается много цинка - этот минерал спокойствия активно вымывается из организма! А все потому, что в консервированном соке (в отличие от свежевыжатого) содержится пищевой краситель тартазин (Е102), обладающий способностью выгонять из организма цинк.
Растормаживают малыша и вещества из группы салицилатов, содержащиеся в кофе, маслинах, малине, апельсинах, яблоках, сливах, землянике, вишне и винограде. Правда, в ягодах и фруктах этих соединений не так много, а вот черный чай (не говоря уже о кофе, который малышам вообще давать не рекомендуется) из питания ребенка, пережившего нервный срыв, следует исключить.
Сладости тоже нужно ограничивать! Они вызывают резкий рост содержания глюкозы в крови и выделение поджелудочной железой гормона инсулина. В результате уровень глюкозы падает, а организм вырабатывает гормоны, в частности адреналин, который оказывает на малыша возбуждающее действие.

Нервный срыв: что делать взрослым
Истерика у ребенка возникает не на пустом месте. Обычно напряжение накапливается какое-то время, когда обстановка в садике или дома накаляется, но ребенок пытается держать себя в рамках. А потом…

До начала истерики

  • Не провоцируйте ребенка, если видите, что он уже на пределе. Самый простой способ избежать срыва - улыбнуться или разрядить ситуацию какой-нибудь доброй шуткой.
  • Переключите детское внимание, отвлеките ребенка чем-то. Если он уже на взводе, способ переключения должен быть очень мощным. Попробуйте, например, изобразить истерику сами или пусть это сделает кто-то из детей. На языке психологии такой ход называется методом превентивной или ответной агрессии (зависит от того, когда им пользуются: до начала истерической реакции или когда она уже в разгаре). Чужая лжеистерика удивляет ребенка, и он быстро успокаивается.

Во время нервного срыва

  • Примените метод зеркальной проекции. Повторяйте за сыном или дочкой все их действия, чтобы те могли увидеть себя со стороны. Чем младше ребенок, тем результативнее этот способ психологической разгрузки. Он перестает биться в истерике и с любопытством смотрит на вас.
  • Отправьте сорвавшееся чадо под прохладный душ. Можно взять его в охапку и отнести в ванную. Или плеснуть в лицо холодной воды, приложить ко лбу обернутый в полотенце пакет с замороженными овощами. Вода смывает негативную энергетику, а холод замедляет реакции, притупляет эмоции и действует как отвлекающая терапия.
  • Не позволяйте ребенку навредить себе и остальным. Сейчас он находится в состоянии аффекта: не понимает что делает, не контролирует себя и не отвечает за свои действия. Уберите у него из-под рук все колюще-режущее и тяжелое, чем он может запустить в кого-то.
  • Оставьте одного в комнате - пусть успокоится, придет в себя и подумает о том, что произошло. Но из виду малыша не упускайте, потихоньку наблюдайте за ним!

После приступа истерики

  • Напоите ребенка сладким чаем с несколькими каплями настойки пустырника, а когда он расслабится, уложите спать. Во сне мозг генерирует спасительные альфа-волны - натуральное успокоительное.
  • Если ваш малыш нервный и ранимый, склонный к истерическим реакциям, заваривайте ему с профилактической целью аптечные фиточаи с мятой, пустырником, зверобоем, лавандой или фенхелем.
  • Взрывчатому, склонному к агрессивным реакциям ребенку подскажите такой прием: когда чувствует, что вот-вот сорвется, пусть закроет глаза и сделает несколько глубоких вдохов через нос и медленных выдохов через рот со звуком «Ф». Или начнет массировать по часовой стрелке кончиком указательного пальца одной руки антистрессовую точку на другой. В эту точку упирается складка между прижатыми большим и указательным пальцами.

Нервный срыв: укрепляйте нервы
Психологические проблемы имеют под собой физиологические причины. Давайте ребенку витамины группы В, они уменьшают уровень стресса в детском организме и предотвращают нежелательные эмоциональные реакции. Полез-ных для нервной системы витаминов много в кисломолочных продуктах, сыре, печени, сердце, яичном желтке, грушах, персиках, помидорах, моркови, свекле, цветной капусте и шпинате.
Ежедневно предлагайте малышу витаминный салат с фолиевой кислотой, содержащейся в зелени, листовых овощах и зеленых частях растений. Норвежские ученые обнаружили, что в крови деток, склонных к агрессивным реакциям, повышен уровень аминокислоты гомоцистеина, не способствующей положительным эмоциям и хорошему поведению. Фолиевая кислота приводит этот показатель в норму, помогая ребенку расслабиться. Недаром же ее называют витамином радости. Она жизненно необходима и малышам!

Вчера мы начали разговор о нервных срывах у дошкольников и младших школьников, и выяснили с вами, что в большей части нервных срывов и проблем психики детей «повинны» родительские пробелы в воспитании и дурной пример собственного неправильного поведения. Давайте поговорим с вами далее и разберем несколько примеров.

Примеры положительного и отрицательного влияния взрослых

Для иллюстрации влияния взрослых на формирование неврозов у детей приведу несколько примеров, отражающих неверную и верную реакции родителей и других взрослых, участвующих в воспитании.

Ольга Р., 7 лет, до истерики боится мышей, даже на фотографиях и картинках, хотя в целом достаточно храбрая девочка, не боящаяся ни собак, ни диких животных. Почему же такая паника при виде мышей? Все дело в том, что еще будучи воспитанницей детского сада, во время занятий, она стала свидетелем панической реакции воспитательницы на прошмыгнувшего по полу мышонка. Воспитатель была высшим авторитетом для ребенка, и девочка запомнила реакцию женщины, которая с визгом и жутким криком вскочила на стул. В подсознании ребенка закрепился стереотип «мышь – это жуткий зверь!».

Никита Ш., 6 лет, пошел с мамой в цирк на представление с дрессированными медведями. Когда ребенок увидел медведя, который направился в его сторону на самокате, ребенок очень сильно закричал и потерял дар речи, а в дальнейшем стал заикаться. Почему так произошло, ведь многие дети бывают на подобных представлениях, но не боятся? При выяснении обстоятельств было выяснено, что в три года ребенок был длительно у бабушки в деревне, которая за непослушание пугала ребенка тем, что придет медведь и утащит его в лес. Символ медведя стал для ребенка шоковым фактором, и при встрече с настоящим медведем произошел срыв.

Ирина У., 4 лет, шла по улице с мамой, и на них кинулась соседская собака. Не смотря на опасность девочка не испугалась, так как мама ей всегда говорила, что собака – друг человека. Она потом сказала маме «собака лаяла и что-то хотела нам сообщить, поэтому так резко к нам подбежала». Это правильный стиль воспитания мамой, без запугивания и сгущения красок. И это далеко не все примеры разных подходов в воспитании.

Дети обычно по-другому воспринимают опасность и они смелее взрослых. Вспомните, как в детстве вы не боялись забираться на высокие деревья, совать руки в клетки к зверям, разжигать костры или прыгать через глубокие канавы и рвы. Чувство страха формируется у детей на основе реакций родителей и накопления собственного негативного опыта. Приводят к боязни в основном указания взрослых на то, что это больно, опасно или страшно. По опыту было показано, что те дети, у которых возникали неврозы в результате сильного испуга, ранее в своей жизни испытывали многократно достаточно выраженные и сильные потрясения в результате ушибов или ожогов, наказаний или укусов животных. Эти реакции вызывали у них кратковременные реакции плача, но при этом они не сопровождались соответствующими реакциями взрослых об опасности. Также стоит знать, что даже сильные боли как у ребенка, так и у взрослого человека не вызовут невроза, если знать, что подобные боли не опасны – например, зубная боль это неприятно, но от нее нет неврозов.

Однако, умеренные, но длительные по времени неприятные ощущения могут становиться причиной стойких неврозов, если ребенок, который их испытывает, будет полагать, что такие проявления опасны для жизни и здоровья. Например, сжимающие или колющие боли в области сердца могут приводить к развитию тяжелых кардионеврозов из-за страха за то, что сердце может остановиться. Но с другой стороны, даже тяжелые эмоциональные потрясения и горе детей, которое провоцируется достаточно трагическими событиями (гибель близкого человека), при тактичном и ласковом подходе и спокойном объяснении может утешить малыша и не дать его проблемам перейти в неврозы. Стоит помнить, что чем младше ребенок, тем менее развитыми в коре головного мозга будут процессы торможения, тем легче будут происходить срывы при перегрузке нервной системы. Это может происходить потому, что ребенка все время одергивают – «перестань», «это нельзя», «сиди спокойно» или «не тронь!».

Стоит помнить – что дети непоседливы и любознательны, они имеют право на активную и радостную жизнь, им физически необходимо играть, бегать, шалить и скакать, это выход для их неуемной энергии. Нужно дать им больше самостоятельности и свободы в поведении, а запрещать необходимо лишь то, что является абсолютно недопустимым или угрожающим жизни и здоровью. Но в таком случае необходим строгий, твердый и безоговорочный запрет. Срывам в тормозных процессах ребенка и развитию его гиперактивности и неуемности может способствовать частое и необоснованное применение наказаний, которые связаны с длительным ограничением их свободы передвижения и подвижности. Это такие наказания как постановка в угол, лишение прогулок, запрет на бег или прыжки с сажанием на стульчик. При лишении детей свободы передвижения происходит перегрузка тормозных процессов, что приводит к повышению агрессивности (вспомните: собаки на цепи – символы агрессии).

В этом возрасте – это столкновение процессов как возбуждения, так и торможения. Это ситуации, когда один и тот же поступок ребенка или событие в его жизни имеют одновременно как положительное подкрепление, так и отрицательное. Так, к примеру, ребенок испытывает к новорожденному младшему ребенку одновременно и нежность, и неприязнь из-за того, что малыш отвлекает на заботы о себе слишком много внимания матери. Либо другая ситуация – ребенок при расставании родителей испытывает к уходящему отцу одновременно и любовь, и обиду за то, что он бросает семью. Но это не особо типичные ситуации, гораздо чаще происходят срывы по вине самих родителей и их противоречивого отношения к ребенку, когда ребенка в один день наказывают за те проступки, которые до этого были вполне допустимыми, или когда мама разрешает делать или даже поощряет делать то, что категорически запрещает отец. Кроме того, плохо, когда родители потакают капризам и поступкам, за которые ребенок может быть наказан в школе или детском саду. Каков бы ни был механизм развития нервного срыва и невроза у ребенка, он постепенно закрепляется и переходит в стойкие неврозы, особенно если такое нервное состояние для ребенка приносит какие-либо моральные или физические выгоды.

Как это лечить, как бороться?

В отличие от многих других патологий – лечение нервных расстройств у ребенка является достаточно эффективным. Даже в случаях достаточно тяжелых неврозов у детей, с которыми работают психиатры, вылечить ребенка вполне можно с применением педагогических приемов, которые можно применить даже в домашних условиях при помощи специалиста. Основным методом в лечении нервных срывов и неврозов являются методы психотерапии, которым пользуются как врачи, так и педагоги и психологи, хотя они этот метод так и не называют. Одним из самых положительных методов в психотерапии является смена обстановки и устранение причин, которые вызвали отклонения в психике, а также формирование притока новых позитивных и радостных впечатлений. Помимо этого может применяться также и другой метод психотерапевтического воздействия, который специалисты называют речевым методом. Это лечение словесными воздействиями на ребенка и его сознание. При этом авторитетные слова воспитателей у детей имеют особенно большое значение при терапии нервных расстройств.

Одним из методов, применяемых в психотерапии, является методика стимуляции, при которой основной целью ставится пробуждение в ребенке желания быстро и полностью выздороветь. И в конечном итоге необходимо сделать так, чтобы ребенок сам прикладывал свои собственные силы к процессу выздоровления, таким образом он еще и научится преодолевать в дальнейшем препятствия на жизненном пути. В этом методе особенно весомым будет слово именно воспитателей и врачей, как авторитетов для малыша. При этом даже маленькие победы в борьбе с заболеванием станут для ребенка огромным стимулом для движения дальше, они придадут уверенности в себе и жизнерадостности. Родителям важно всячески поддерживать и подбадривать ребенка, говорить ему о том, какой он молодец и как хорошо он справляется со всем, а также договориться о едином стиле воспитания, чтобы в дальнейшем не происходило перекосов.

Нервный срыв представляет собой острое состояние, вызванное внешними раздражителями и имеющее признаки депрессии и невроза. Человеку без медицинского образования, сложно определить симптомы и по признакам распознать приближающийся срыв, т.к. они схожи с другими душевными расстройствами.

Симптомы нервного срыва

  • раздражительность;
  • утомляемость и чувство усталости;
  • резкая смена настроения;
  • нарушения сна и режима питания;
  • мигрени;
  • тревожность;
  • панические атаки;
  • апатия;
  • мысли о самоубийстве.

Однако приступы острого состояния не обязательно сопровождаются бурной реакцией, иногда отклонение протекает тихо, пациент замыкается в себе, становится апатичным, ничего не хочет и не жалуется.

Если вовремя заметить признаки нервного срыва, то последствия будут не такими тяжелыми.

Эмоциональные признаки

  • беспокойство и тревожность;
  • плаксивость и растущее чувство вины;
  • снижение самооценки;
  • отсутствие интереса к работе, друзьям и жизни;
  • депрессия;
  • мысли о суициде.

Физические признаки

  • усталость и ослабление организма;
  • мигрени;
  • отсутствие аппетита и бессонница;
  • проблемы с ЖКТ;
  • после и во время расстройства болит сердце;
  • снижение сексуального влечения;
  • нерегулярный менструальный цикл.

Причина нервного срыва. Фото: dobryjson.ru

Поведенческие признаки

  • при нервном срыве возможны истерики;
  • резкие перепады настроения;
  • приступы гнева и насилия;
  • ухудшается положение с сердечно-сосудистой системой.

Схема замкнутой цепи нервного срыва. Фото: pp.userapi.com

Что же является причиной и как проявляется нервное нарушение.

  • Главной причиной медики называют сильнейшее эмоциональное потрясение, например, смерть близкого, разрыв отношений, смена места жительства, потеря рабочего места и сильный .
  • Но иногда сильное потрясение может произойти на фоне истощения, например, от постоянного перенапряжения на работе, стрессов, недосыпа и депрессивного состояния.
  • Кроме того нарушения в выработке гормонов, алкоголизм, наркотики и наследственность могут привести к неполадкам с психическим здоровьем.

Интересно! В УК РФ не существует статьи о доведении сотрудника до нервного срыва на рабочем месте, однако, если есть медицинское подтверждение, то с работодателя через суд можно получить материальное возмещение ущерба психическому здоровью.

Причина ослабления здоровья довольно проста — это реакция организма на стрессовые ситуации. Трудности на работе, в семье, отношениях, а также радостные события, например рождения ребенка или свадьба, приводит к перенапряжению, и ввергает пациента в состояние полного истощения.

К факторам риска относят:

  • наследственную предрасположенность;
  • случаи ;
  • ВСД, сердечно-сосудистые заболевания;
  • неполадки со ;
  • дефицит витаминов;
  • злоупотребление и наркотическими веществами.

Стадии нервного срыва

Нервный срыв не возникает внезапно, она проходит несколько этапов, прежде чем вылиться в серьезную проблему.

  1. На первой стадии личность пропадает на работе, его трудоспособность повышается, он становится оптимистичным, но при этом тревога и беспокойство в его душе лишь растут и приводят к нарушениям. Возможны тремор, повышение температуры и бессонница.
  2. Активная деятельность в первой фазе приводит к полному физическому и эмоциональному ослаблению. Индивидуум считает, что он ничего не может, что все его усилия не приводят к успеху. Он начинает раздражаться по любому поводу, появляются сложности со сном, головные боли, панические атаки, учащенное сердцебиение.
  3. К третьему этапу личность полностью разуверяется в своих силах. Самооценка критически падает, проявляется апатичность и депрессивное настроение. Частым явлением становятся головокружения, скачки давления, приступы тошноты, плохой аппетит. Месячные после нервного срыва могут идти не регулярно, кроме того .

Нервный срыв у мужчин

Сильная половина человечества реже встречается с психическими заболеваниями, т.к. обладают более устойчивой психикой и высоким уровнем стрессоустойчивости.

Если же мужчина и находится на грани нервного срыва, он не будет плакать или отказываться от труда, он будет всего лишь раздражителен и агрессивен. Поэтому важно следить за своими близкими и друзьями. Отмечается, что отказ от еды или переедание, бессонница, вспышки гнева и агрессии, отказ от любимого хобби и разговоры о смерти — это то, на что следует обратить пристальное внимание.

Нервный срыв у женщин

Слабый пол наиболее подвержен сложностям с психикой, и понять, что женщина находится на грани нервного срыва довольно просто. Девушка более плаксива и обидчива, случаются истерики, растет беспокойство и тревожность. Самооценка падает, случаются резкие перепады настроения, даже мелкие проблемы становятся трудноразрешимыми.

К физическим симптомам у женщин, указывающим на отклонения, относят постоянные головные боли, головокружения, отсутствие сна и аппетита, снижение либидо и чрезмерное чувство вины, которое как последствие переходит в форму паранойи .

Нервный срыв у беременных

Во время беременности женщина становится более уязвимой и ранимой, поэтому психические заболевания в декрете — обычное дело.

  • Отклонению сопутствуют частые головные боли, головокружения, чувство тревоги и беспокойства, кошмарные сны или бессонница. Нервный срыв, который может случиться с дамой во время беременности, имеет тяжелые последствия не только для нее, но и для ее будущего малыша. Это отрицательно скажется на его здоровье.
  • Кроме того будущей маме не следует слишком переживать, т.к. сильное потрясение может вызвать тонус матки и стать причиной выкидыша.
  • Стрессовые ситуации могут стать причиной нарушения режима питания и сна, мигреней и усилению токсикоза. Также истощение может привести к тому, что после родов новорожденный будет гиперактивным и истеричным.

Нервный срыв у детей и подростков

Душевные болезни проявляются в любом возрасте. По симптомам можно выявить отклонения даже у маленького ребенка.

Сложности в семье или садике могут привести к тому, что у малыша случится истерика. Существует два типа ее проявления — громкий и тихий.

  1. Во время громкой истерики ребенок кричит, плачет, агрессивно себя ведет, бросается вещами. Это хорошо, т.к. таким образом, ребенок избавляется от негативных эмоций.
  2. Тихая истерика намного хуже, т.к. дитя закрывается в себе, не разговаривает, тихо плачет, грызет ногти, кроме того во время или после нервного припадка может подняться высокая температура.

При любом проявлении истерики, главное, вовремя заметить самочувствие ребенка и помочь ему справиться с отрицательными эмоциями.

После того, как ребенок отправляется в школу, вероятность срыва растет. К причинам возникновения нервного срыва у подростков относят отсутствие друзей, любимого занятия, частые ссоры в семье, непосильная нагрузка в школе.

Симптомы нервного срыва у подростков

  • бессонница;
  • тревожность;
  • отсутствие аппетита;
  • ссоры со сверстниками;
  • раздражительность и агрессивность.

Эти симптомы нервного срыва, которые появляются у подростков в преддверии припадка, имеют дурные последствия, например, дружба с плохой компанией, нежелание учиться, употребление алкоголя и наркотиков.

Мнение экспертов по вопросу нервного срыва у подростков

Отвечает Янышева Вера Александровна

«Нервный срыв у подростков в нашем мире высоких технологий. Осветить причины возникновения такого состояния, зависит ли такое состояние от возраста, симптомы нервного срыва. Надо ли бороться с нервным срывом и как можно решить эти проблемы, обезопасив ребенка.

Как вы думаете, что главное для подростка? Верно, найти себя. Ему надо получить ответы на вопросы: «Кто я? «, «Для чего я живу? «, «Что такое жизнь? «, «Что я делаю в этом мире? «.

Он начинает задумываться о смысле жизни, анализирует свою жизнь и мир вокруг — и не всегда видит мир идеальным. Он видит, что в нашем мире высоких технологий большое внимание уделяется именно материальной составляющей. На каждом интернет-ресурсе — грандиозные предложения по работе и выбору профессии. Вокруг пестрят заголовки, что богатым и успешным стать просто, как тот или иной гений уже в свои 16 лет — бизнесмен-миллионер. Это все должно стать для подростка призывом к действию, но подчас работает совсем наоборот. Он видит, что не соответствует требованиям социума.

Подросток оглядывается в поисках моральной поддержки, а все его родные и близкие всегда «заняты». И даже если свободны, могут уделить время своим детям, то искренне не понимают в чем в общем-то его беда. Родители считают, что обеспечивают своему ребенку все необходимое: одевают, кормят, водят во всевозможные развивающие кружки и задаются «Чего еще не хватает? «.

Ко мне нередко обращаются родители детей с нервным срывом. Нужно отметить, что обычно в таких случаях психиатры — не помощники. Они назначают лекарственные вещества, купирующие симптомы и синдромы. Как правило, детям это только вредит: им нужны силы и чистая голова, а после таблеток бывает не так, как хочется.

Когда у подростков возникает нервный срыв?

В детстве ребенок привязан к родителям. Когда он идет в школу, для него более значимыми становятся учителя. Затем и они теряют в глазах подростка значимость. Вскоре значимость переходит к друзьям, коллективу — таким же подросткам. Это — нормальная реакция для кризиса пубертата. Она называется реакцией группирования .

Но даже подросшим детям необходимо душевное тепло, поддержка и принятие со стороны собственных учителей, особенно важно — со стороны родителей. А откуда им их взять, если взрослые сами поддержки и тепла практически не получали? Ведь наши родители заботились о нас именно так же, как мы о своих детях: они нас одевали, обували, а о нашем внутреннем душевном мире забывали.

За время моей практической деятельности психолога-психотерапевта я заметила определенные закономерности психики: дети, подростки и даже молодежь отражают внутреннее состояние своих родителей. Есть такое понятие: сценарная программа поведения . Она передается ксерокопическим образом от старшего поколения к младшему.

Доказано практикой: непроработанные родительские проблемы на психологическом уровне переносятся на детей.

Мозг ребенка как компьютер считывает негативные мысли своих родителей и неосознанно начинает ощущать их внутреннее напряжение, волнение, тревогу и беспокойство. Частое и долгое неосознаваемое внутреннее напряжение подростков ведет к нервному срыву.

Нервный срыв у подростков частое явление. Казалось бы, некоторые спокойно относятся к жизненным проблемам, но это только на первый взгляд. Такой человек обычно скрывает свое внутреннее дисбалансированное состояние. Нервный срыв приводит к агрессивному или депрессивному психоэмоциональному состоянию.

Причинами, которые приводят к нервному срыву и дисгармоничному состоянию, можно назвать следующие:

  • развод родителей или близкое к этому состояние;
  • потеря работы матерью или отцом;
  • финансовые трудности в семье, в том числе возникшие из-за выплаты ипотеки или смерти близкого человека, которые обеспечивал семью материально;
  • другие негативные чрезвычайные ситуации или кризисы в стране и в мире.

Есть причины и у самого подростка:

  • он не может найти свое место в коллективе сверстников;
  • у него низкая самооценка, неуверенность в себе;
  • он прошел через унижение, обиды, непринятие сверстниками.

В этих ситуациях у ребенка возникает волнение, беспокойство, тревога, страх за завтрашний день. Именно в такие минуты хочется защиты, поддержки. А с детьми нет теплого контакта. Это приводит к ощущениям ненужности, одиночества, непринятия, нелюбви. И эти негативные состояния все время «откладываются».

Они копятся в подсознании, копятся, и когда их число достигает критической для этого ребенка массы — происходит взрыв. Это же может произойти и на фоне внезапного стресса. Он может неблагоприятно закончиться как для окружающих, так и для самого подростка — вплоть до соматических заболеваний и психических отклонений.

О том, что причиной нервного срыва становятся проблемы родителей, а не самого подростка, свидетельствуют и мои психотерапевтические работы. О них я расскажу ниже.

В каком возрасте ожидать нервного срыва?

Нервный срыв может произойти в любом возрасте. Чаще всего это происходит в период кризиса пубертата: в 12-16 лет . Но я встречалась с такими ситуациями и в более старшем возрасте: в 19, 20, 21 год .

Как проявляется нервный срыв

Это состояние может проявиться по-разному. У детей появляется ощущение тревоги, беспокойства и страха. Подросток ощущает, что не может понять, что с ним происходит, не понимает себя, свои чувства, свои поступки. Поэтому дети могут замыкаться в себе: может наблюдаться угнетенность эмоциональной сферы: появляется раздражительность, агрессивность, нарушение сна, аппетита.

Нервный срыв у ребенка. Фото: ya-roditel.ru

Например, спокойный до этого ребенок может начать агрессировать: бунтовать, всячески выказывать свое неуважение старшим или грубить. Может он и начать депрессировать: замыкаться, уходить в себя, плакать. Некоторые подростки могут прекращать учиться и переставать общаться с окружающими.

К нервному срыву в кризис пубертата могут приводить также употребление алкоголя и наркотиков. Эти вещества ребенок может начать употреблять в компании своих сверстников для снятия внутренней тревоги и неосознаваемого напряжения, которые он переживает. Подросток не понимает, что происходит, но, когда принимает определенную дозу алкоголя или наркотика, он расслабляется и теряет контроль. Это происходит через воздействие этого вещества на лобные доли мозга, которые отвечают за мышление (там же находится воля и локус-контроль: это первый блок мозга по Александру Романовичу Лурия).

Лурия Александр Романович, советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии. Доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), действительный член Академии педагогических наук РСФСР. Фото: i.pinimg.com

Несколько случаев из своей практики

Одна мама привела ко мне дочь, студентку 1-го курса университета. Девушка постоянно училась, не выходила из дома, сидела за компьютером, друзей у нее не было. Если она общалась в интернете, то общалась в таком, как сказала мама, тревожном состоянии, и контакты были случайные и мимолетные. Более того, девушка ненавидела заниматься шоппингом, как ее одногодки. Ее абсолютно устраивала та одежда, которая у нее была.

Мы проработали одну сессию с этой девушкой. Практически всю сессию я слышала только одно: «Да у меня все хорошо! У меня нет проблем!». Я проработала с ней по всем вопросам, со всех сторон провела проверку ее внутреннего состояния, такую массивную работу, но практически ничего у нее не вышло.

Следующей зашла ко мне ее мама. Мы с ней проработали 3 часа. Все, что маме не нравилось в поведении дочери, оказалось в ней самой. Когда мы проработали с мамой уже 10 сессий, она мне позвонила и сказала: «Вы знаете, Вера Александровна, работаю я, а изменения происходят у моей дочери! У нее появился молодой человек, она полюбила шоппинг. Ей стали интересны многие другие жизненные проекты». Со слов мамы, девочка стала активной, интересной, начала хорошо и с интересом учиться в институте. Этот пример демонстрирует, что внутреннее состояние родителя передается его ребенку.

А вот пример передачи сценарной программы поведения. Мама привела дочку, у которой был очень высокий IQ. Девушка три года поступала в физико-математический институт, но каждый раз бросала вуз. После третьего поступления и добровольного отчисления из вуза, у нее появились суицидальные наклонности.

Конечно, мы провели с ней психотерапевтическую работу. Но было видно, что эта проблема шла прямо по роду. Тогда я предложила поработать маме, а потом и бабушке. У них один в один повторялись негативные установки, которые мы проработали и отпустили. В результате девочка и мама гармонизировали свое психоэмоциональное состояние, а девушка смогла продолжить учебу и устроиться на работу.

Была и ещё одна очень интересная ситуация. Ко мне приводили молодого человека, у которого пропало желание учиться. Мама так и сказала: «Апатия полная. Мы не знаем, что делать». С мальчиком было очень тяжело работать. У него темперамент флегматика, и каждое слово нужно было тащить как «на аркане». Мы проработали с ним 2 сессии, и практически ничего не вышло.

Но что же выходило у мамы? Страхи и ещё раз страхи. Эти мамины страхи передались ребенку, вместе с сильнейшим маминым напряжением. Молодой человек не понимал, почему он не хотел учиться, не осознавал, почему у него апатия. Конечно то, что можно было проработать, мы с ним сделали, но, в основном, вся работа шла с мамой. Менялось внутреннее состояние мамы — менялось эмоциональное состояние молодого человека.

Таким образом, ко мне приводили многих подростков, чье поведение беспокоило родителей. Мы начинали работать с детьми, они не могли привести никаких доводов, что у них есть какие-то проблемы, не могли их проработать, потому что это проблемы их родителей. Начинаем работать с одним из родителей (чаще с мамой), и взрослый сам видит: «А ведь это проблемы не моего ребенка! Это проблема моя». Прорабатываем с родителем эту ситуацию и поведение подростка становится стабильным и гармоничным. И неосознаваемая тревога и напряжение покидают его навсегда.

Как обезопасить ребенка от нервного срыва

Надо ли бороться с нервным срывом? Да, но с ним надо не бороться, а убирать причины возникновения этого состояния. Нужно обратить внимание на то, что подростки страдают от нехватки внимания, нелюбви, ненужности и, конечно, от эмоционально-чувственного непринятия.

Чтобы обезопасить своего ребенка от нервного срыва, вам нужно обеспечить ему поддержку, душевное тепло, принятие. Одним словом, любовь. А что есть любовь? Это когда на душе есть позитив и радость.

Как можно решить эти проблемы?

Главное — уже сейчас необходимо позаботиться о своих детях: убрать свои негативные сценарные программы поведения, чтобы оно не передалось детям. Это можно сделать в психотерапии Естественно-психического направления.

Нужно вовремя приводить в гармонию свое психоэмоциональное состояние и обращать внимание на психоэмоциональное состояние своих детей. Кроме того, с самого рождения нужно завязать добрые отношения с ребенком. Не ждать, когда он вырастет. Когда он вырастет, вы ему уже будете не нужны, ему будут нужны его сверстники. А также важно грамотно адаптировать ребенка в социум, чтобы он не ощущал себя неполноценным и не сделался изгоем.

Развивайтесь, любите и пусть вы и ваши дети будут здоровы!».

Отвечает Сахарова Ольга Юрьевна

Эксперт по отношениям

«С 11 лет подросток начинает расширять социальные связи и воспринимать источником информации не столько родителей, а сверстников и чаще даже — интернет. Этот этап взросления и отделения от взрослого для ребенка очень важен и лучше всего будет, если взрослый грамотно сопроводит его в этом процессе. Не мешая, не ограничивая насильно, а аккуратно пытаясь найти точки соприкосновения. Подростки ищут себя, пробуют и общение на равных лишь укрепит их уверенность в себе. В противовес недоверия родителям, замкнутости и «зависания» в гаджетах. «Мам, я хочу покраситься в фиолетовый» — «Если хочешь, почему нет. Но если хочешь услышать мое мнение, какой тебе идет больше, я, конечно, могу сказать, но настаивать не буду». Если запретить — сделают наперекор мнению «родаков, которые учат жить», и чем больше запретов, тем больше пропасть между поколениями. Если «неправильное желание» заткнуть критикой, то не дать попробовать, пусть и ошибиться. Но сделать вывод самостоятельно. Учась доверять себе.

С 12 до 18 лет у человека происходит половое созревание, сопровождаемое гормональным взрывом, формированием личности и усилением внутреннего напряжения. Чтобы взаимоотношения с родителями не переходили во взаимные контр-действия и конфликты, важно учиться слышать друг друга. А также объяснять подростку, что кроме прав, у него есть обязанности: учеба, стараться самостоятельно обслуживать себя, помогать по дому, заботе о младших и пр. Когда взрослый трезво и спокойно озвучивает такую позицию, своим примером показывает дисциплину и спрашивает с подростка, то у последнего автоматически растет уважение и желание взять пример со старшего родственника. Подросток почувствует свой вклад в общее дело, а времени на интернет и кризисы не останется».

Отвечает Шведовский Евгений Феликсович

Нейропсихолог, клинический психолог Центра Здоровья и Развития имени Святителя Луки, методист Федерального ресурсного центра МГППУ

«Нервный срыв — сам по себе не отдельное заболевание. Это некоторый собирательный образ острого аффективного состояния, возникшего на невротической или депрессивной почве под воздействием сильного воздействия извне.

Если говорить о подростковом возрасте, то нестабильность психики характерна для этого возраста. Пубертатный криз, начинающийся в среднем в 12 лет — один из нескольких возрастных кризисов детского возраста, из которого подросток может выйти либо в его преодоление — компенсацию, либо в какую-либо клиническую форму. Нередки случаи юношеской шизофрении, связываемой часто с неблагоприятным течением пубертатного криза. Поэтому можно сказать, что наиболее чувствительным возрастом для нервных срывов подростка является возраст начала пубертатного криза. Нервный срыв может сам по себе быть симптомом заболевания в виде психотического эпизода или же острой реакции на стресс, с которым растущему организму сложно справиться. Так как это не отдельное заболевание само по себе, конкретные симптомы назвать сложно.

Профилактика и устранение последствий нервного срыва

Конечно все индивидуально. Если ребенок сензитивен к факторам внешней среды (шум, большие скопления людей и т.д.), которые могут быть для него стрессогенными, то стоит подумать, как оградить его от этого. Думать над этим должны, конечно же родители в первую очередь, создавая благоприятные условия для гармоничного развития.

Если говорить о преодолении последствий стрессовой реакции организма, то тут множество методов, начиная от самых простых и «физиологических» — неосознаваемых:

  • дыхательная гимнастика;
  • концентрация на определенных объектах, факторах;
  • отвод внимания от стрессового агента;

— до методов, используемых в различных психологических подходах, н-р, КПТ (когнитивно-поведенческая терапия) — рационализация или арт-терапии «нарисуй свой страх».

Что касается высоких технологий, то это стоит воспринимать рационально. П онятно, что в нашем мире они есть и никуда от них не деться — цифровизация, виртуализация и т.д. И приносят они как новые знания, так и новые проблемы.

Прогресс в развитии науки с одной стороны и дополнительный стрессогенный фактор с другой стороны влиятельны не тем, что они есть как таковые, а тем что общение с помощью цифровых гаджетов, игры (преимущественно онлайн) и прочие технологии «виртуального общения» имеют очень высокую интенсивность. Приходится вступать в контакт с гораздо большим числом людей. К этому мозг ребенка тоже может быть не готов».

Нервный срыв у пожилых людей

Чем ближе к старости, тем больше люди ощущают свою беспомощность. Пожилые менее подвижны, дряхлеют, постоянно ощущают боль и приобретают хронические болезни, поэтому также подвержены психическому перенапряжению. Кроме того для взрослых смерть близких, выход на пенсию и плохое обращение, может стать причиной возникновения первичных симптомов и привести к тяжелым последствиям, например, неврозам и .

Важно знать, что делать в ситуации, если пожилой находится на грани нервного срыва.

Интересно! Если все тело пробивает дрожь или трясет, то это также является признаком сильнейшего стресса и может привести к началу припадка.

Лечение нервного срыва

Излечение истощения зависит от тяжести и самочувствия пациента. В некоторых случаях назначают медикаментозное лечение, в иных — можно обойтись без лекарств.

  • При первых признаках срыва нервной системы, лучше всего поддержать здоровье и начать принимать витаминные комплексы, успокоительные препараты на растительной основе и наладить распорядок дня.
  • Если состояние ухудшается и уже не возникает вопроса как понять, что у тебя нервный срыв? , то следует принимать глицин и антистрессовые лекарства, а также записаться к психологу.
  • Последняя стадия при срыве требует обязательного приема рецептурных медикаментов и обращения к какому-нибудь врачу, например психологу или психотерапевту.

Лечение нервного срыва в домашних условиях

В случае, если индивидуум осознает проблему и у него есть желание что-то исправить, можно справиться с нервным срывом без лекарств и обращения в больницу.

  • Спорт . Давно известно, что позволяет выпустить пар и негативные эмоции. Фитнес, борьба, или йога позволит отвлечься от забот, а после занятия они не будут казаться неразрешимыми или опасными. Кроме того, занятия медитацией и дыхательной практикой позволят купировать симптомы и помогут в лечении. Более того дыхательные упражнения можно использовать даже будучи среди людей, например, в школе или на рабочем месте.
  • Физиотерапия и релаксация . Физиотерапия давно известна своим положительным влиянием на человеческий организм. А для того, чтобы избавиться от симптомов и негативных последствий срыва необходимо посетить сеанс массажа, записаться на приятные СПА-процедуры, устроить , причем этот метод работает как на женщинах, так и на мужчинах. После такого отдыха от тревог не останется и следа.
  • Образ жизни и рацион . Для того чтобы не подвергать организм лишнему стрессу, важно внимательно следить за своим графиком. Отказаться от переработок, хорошо высыпаться, не пропускать завтраки, не злоупотреблять вредной пищей и алкоголем.
  • Травяные сборы . Чай с считается хорошим успокоительным, нормализует сон и снижают тревожность при нервном истощении. употребляют для борьбы с бессонницей и волнениями. оказывает седативное действие. Чай с листьями расслабляет и снимает раздражительность. Настойка зверобоя убирает последствия болезни и невроза. Кроме того хорошо себя зарекомендовали в борьбе со стрессом такие травы как душица, женьшень, элеутерококк, кипрей и хмель.

Помощь врача

Психотерапия не очень популярна в странах СНГ, однако иногда помощь специалиста неоценима и не стоит ею пренебрегать при нервном срыве. Именно общение с психотерапевтом поможет не допустить расстройства, а в случае, если срыв произошел, подскажет, как после него восстановиться.

Препараты

Если проблема глубже и в домашних условиях лечение нервного срыва не увенчалось успехом, нужно пускать в бой тяжелую артиллерию.

  • Успокоительные вещества, такие как , или выпускают без рецепта доктора, а потому, люди часто применяют эти лекарства самостоятельно. Однако следует быть осторожными, хоть эти лекарства и оказывают седативное действие, нормализуют сон, но они также вызывают побочные эффекты и имеют противопоказания.

Глицин-Био. Фото: wave-life.ru

Валосердин. Фото: nebolet.com

  • Седативные препараты на растительной основе, например, (на основе зверобоя) также не требует рецепта и эффективны при нервном срыве. Они быстро успокаивают, но при этом снижают концентрацию внимания, затормаживают реакции и после них клонит в сон. Поэтому употреблять их нужно с осторожностью, если пациент водит автомобиль.

Ново-Пассит. Фото: aptekaforte.ru

Негрустин. Фото: zdravzona.ru

  • Антистрессовые средства, такие как , или помогут успокоиться после нервного срыва. Они хороши тем, что не вызывают привыкания, но хорошо борются с чувством тревоги, беспокойством, защищают нейронную систему.

Хеверт Калмвалера. Фото: uteka.ru

Тенотен детский. Фото: socialochka.ru

  • Рецептурные препараты, например ,

    Феназепам. Фото: otrav.net

    Грандаксин. Фото: socialochka.ru

    Пиразидол. Фото: samson-pharma.ru

    Витамины

    В качестве дополнительной терапии показаны поливитаминные комплексы, например, и , которые поддерживают организм во время лечения после нервного срыва. Кроме того гомеопатические средства и БАДы также оказывают организму больного поддержку.

    Будет любопытно! Режиссер Педро Альмодовар снял фильм «Женщины на грани нервного срыва», который повествует о 4 женщинах, которые попадают в разные ситуации и стараются выйти из них всеми способами. В этой картине режиссер развеял много стереотипов о женщинах.

    Геримакс Энерджи. Фото: static.onlinetrade.ru

    Последствия нервного срыва

    После нервного срыва у человека могут возникать депрессия, различные фобии и, как следствие, мысли о самоубийстве. Кроме того эмоциональное истощение отрицательно влияют на состояние здоровья в целом — возникают резкие скачки давления, мигрени, проблемы с ЖКТ. Если не лечиться, то больной начинает злоупотреблять алкоголем или употреблять наркотики для того, что расслабиться и забыть о заботах.

    Профилактика

    При первых признаках, указывающих на нервный срыв не нужно делать никаких тестов, необходимо сразу же предпринимать действия. Например, скорректировать питание, высыпаться, гулять на свежем воздухе, сходить в кино или СПА-салон, принимать лекарства на растительной основе.

    Вывод

    Невозможно пропустить, как происходит нервный срыв, а потому при первых же проявлениях нужно обратиться к специалисту и задушить болезнь в самом ее начале. Несмотря на то, что женщины чаще оказываются в таком затруднительном положении, мужчинам также следует обращать внимание на свое состояние и знать, как восстановиться после расстройства.

Как предотвратить нервный срыв у ребенка? Какие симптомы? Какие ошибки воспитания приводят к нервному срыву у ребенка? Об этом и многом другом в этой статье.

Нервные срывы у детей

Жизнь постоянно ставит над нами свои "естественные эксперименты". От того, насколько крепка наша нервная система, насколько она натренирована к различного рода неожиданностям, зависит нервно-психическое здоровье. Труднее всего в этом отношении детям раннего возраста. Высшие отделы их нервной системы еще незрелы, находятся в стадии формирования, защитные механизмы мозга несовершенны, поэтому легко может наступить срыв, развиться невротическое расстройство. Неправильные приемы воспитания, игнорирование родителями возможности нервного срыва у ребенка при перенапряжении раздражительного или тормозного процесса или их подвижности часто приводят к печальным результатам.

Поясним на конкретных примерах.

  • Ребенка испугала бросившаяся на него собака, он стал заикаться. (Налицо перенапряжение раздражительного процесса).
  • Мать заставляла трехлетнюю дочку есть, угрожая ремнем. Девочка не выносила манную кашу, но "сдерживала" себя, ела через силу, боясь наказания. В результате перенапряжения тормозного процесса у нее развивалась анорексия - отвращение к пище и нервная рвота.
  • Распалась семья. Муж начал судебную тяжбу за право воспитывать сына. Мальчик любил и отца, и мать и ни с одним из родителей не хотел расставаться. А отец и мать попеременно наговаривали ему друг на друга, унижали друг друга. В результате перенапряжения подвижности нервных процессов, их сшибки у ребенка возникли ночные страхи.

Причины нервного срыва у детей

Ошибки воспитания - одна из основных причин детских нервных заболеваний. Однако они не обязательно результат безнадзорности или какого-либо злого умысла. Отнюдь нет. В ряде случаев, если не сказать в большинстве, они совершаются потому, что родители не знают психических, физиологических, возрастных особенностей, свойственных ребенку, а также потому, то не всегда пытаются разобраться в причинах того или иного поступка малыша.

ПРИМЕР:

Вова рос очень любознательным мальчиком. Он cтолько задавал за день вопросов, что однажды бабушка пригрозила ему: "Если сейчас же не замолчишь позову бабу-ягу, она тебя в лес утащит". - "А я убегу! " - "Не убежишь, она тебя заколдует, ноги отнимутся". В это время позвонили. "Вот видишь", - сказала бабушка и пошла открывать дверь. В комнату вошла почтальон, старая женщина, седая, вся в морщинах. Вова сразу понял; баба-яга! Он с ужасом заметил, что баба-яга смотрит прямо на него. "Не хочу в лес! " -хотел закричать мальчик, но голос у него пропал. Он решил убежать в другую комнату, но ноги не действовали, "отнялись". Вова упал на пол. Вызвали скорую помощь. Мальчика положили в больницу. Он не мог ни ходить, ни говорить, лежал все время с крепко зажмуренными глазами.

Мы рассказали вам только об одном достаточно личном случае неправильного поведения взрослых, которое привело к нервному срыву. Запугивания бывают и такого порядка; "Будешь себя плохо вести, тетя врач сделает тебе укол", или "Отдам дяде-милиционеру", или "Не будешь слушаться, утащит собака"... И вот безобидный, виляющий хвостом Шарик, подбежавший к малышу, становится сверхсильным раздражителем, а врач, пришедший к больному ребенку, вызывает у него ужас. "Бука", которым пугали родители, является к малышу ночью во сне, и тот в стране просыпается, кричит, долгое время не может успокоиться. Испуг в результате запугиваний нередко вызывает стрессовую ситуацию, становится причиной невротической реакции. У неподготовленных впечатлительных детей (с ослабленными нервными процессами) испуг может вызвать даже появление "ряженых" на детском утреннике, агрессивность дикого зверя в зоопарке, острое переживание при выступлении воздушных гимнастов в цирке.

ПРИМЕР:

На новогодний утренник Юра попал впервые в жизни. Все ему нравилось на празднике. С изумлением смотрел он на огромную елку среди зала, всю в блестках, игрушках, гирляндах, в разноцветных огнях. Около елки Дед Мороз водил с детьми хоровод. Юра, поначалу оробевший, осмелел, подошел поближе к хороводу. Около него прыгали веселые лопоухие зайцы, пробежала мимо рыжая лиса. Вдруг Юра заметил, как из-за елки, переваливаясь с ноги на ногу, растопырив лапы, вышел большой коричневый медведь - "совсем взаправдашний". Медведь направился к Юре. Вот он уже совсем близко, вот уже поднял над Юрой лапы. Мальчик заметил страшные когти. И пронзительно закричал, бросился к первой попавшейся двери. Дверь оказалась запертой. Тогда он повис на ручке, упал, начал биться головой и руками об пол.

Безусловно, испуг могут вызвать и совершенно непредвиденные обстоятельства, например, стихийное бедствие - землетрясение, пожар, гроза, автомобильная авария. Однако чаще всего причиной испугав причиной возникновения непреодолимой для ребенка стрессовой ситуации являются, помимо запугиваний, неправильные или недостаточные объяснения тех или иных явлений и ситуаций. К примеру, ребенка ведут в зоопарк. Почему бы не объяснить ему, что звери есть и хорошие, добрые, и дикие, страшные. Тогда вряд ли агрессивная реакция, допустим, тигра вызовет у ребенка неожиданный испуг. И, конечно, совершенно не подготовлены дети к скандалам родителей, особенно доходящим до грубых оскорблений и даже драки. Сверхсильным раздражителем является также и безобразное поведение пьяного отца.

Факторы, вызывающие у детей раннего возраста нервный срыв:

  • Острый неожиданный испуг.
  • Длительно действующая психотравмирующая ситуация, которая исподволь вызывает стресс, приводит к сшибке и нервному срыву.

Таким психотравмирующим фактором может быть как неблагополучная обстановка в семье, так и различные взгляды родителей на воспитание. Например, отец чрезмерно строг, наказывает по пустякам, мать же, наоборот, во всем уступает ребенку. К тому же родители в присутствии малыша спорят о методах воспитания. Отец отменяет решение матери, а мать втайне от отца разрешает ребенку не выполнять его указаний и распоряжений. В результате у ребенка происходит сшибка нервных процессов, а также пропадает чувство защищенности, уверенности.

Профилактика нервных срывов у детей дошкольного возраста

При неправильных приемах воспитания у детей могут сформироваться нежелательные черты характера, плохие привычки.

Перед воспитателями малышей стоит задача - привить детям стремление к хорошему и сформировать качества, необходимые для жизни в коллективе. Но следует также, а об этом очень часто забывают, позаботиться о том, чтобы вырастить психически уравновешенного человека, с сильной нервной системой, способного к преодолению трудностей.

Забота о нервной системе ребенка начинается с первых дней его жизни. Мы не будем говорить о значении режима, рационального питания, выполнения гигиенических требований. Все это более или менее известно родителям. Менее известны им правильные приемы воспитания, которые помогают формированию здоровой нервной системы у ребенка.

Примеры жизненых ситуаций

Представьте себе купе поезда. Едет семья - мать, отец и семилетний сын. «Заботливые» родители непрерывно «воспитывают» мальчика: они награждают его подзатыльниками и шлепками едва ли не при каждом его движении и по самым различным поводам, а иногда и без повода. Нельзя предугадать, за что он получит следующий подзатыльник.

Мальчик, видимо, привык к такому обращению, он не плакал, но казался совершенно диким, был возбужден, суетлив. То и дело срывался и начинал носиться по коридору, расталкивая пассажиров, хватал и трогал то, что не дозволено, один раз чуть не открыл стоп-кран. За все это он получил соответствующую мзду. Но его одергивали и тогда, когда он не делал ничего недозволенного.

Как выяснилось, мальчик вовсе не был глупым: он проявлял естественную в его возрасте любознательность. И все же передо это явно больной ребенок.

А вот другой пример: трехлетний Миша, видя, как это делают иные дети, упал на пол и стал колотить ногами, когда мама отказалась выполнить его желание. Мать стояла и спокойно смотрела на сына. Но Миша не прекращал рева, а это для нервной системы очень вредно.

Тогда мама сказала:

Миша, ты испачкаешь свой новый костюм. Возьми газету, подстели и потом можешь лечь на нее.

Миша перестал плакать, поднялся, взял газету, расстелил и, пока он это делал, уже позабыл, зачем ему надо было бить ногами и кричать; полежав спокойно, он встал. С тех пор Мише каждый раз, когда он начинал капризничать, напоминали о том, что, прежде чем лечь на пол, надо подстелить газету. И пока он это делал, он уже успокаивался, и ложиться было незачем.

Мы привели эти два примера только для сравнения: в первом случае «педагогические приемы» родителей привели к нервному заболеванию ребенка, во втором - спокойное и ровное отношение матери, ее приемы воспитания, продуманные с учетом индивидуальных особенностей именно ее аккуратного Мишеньки, предотвратили развитие у него капризов, нервности.

Обратимся опять к первому примеру. Что именно привело ребенка в состояние нервного возбуждения? Разноречивые требования родителей, т. е., говоря языком физиологов, «сшибка нервных процессов»: мальчик получал определенное распоряжение одного из родителей и тут же противоположное требование другого.

Беспорядочность распоряжений вызывала такое же хаотическое состояние в его нервной системе. Беспрерывные болевые раздражения также, несомненно, оказывали вредное влияние на его нервную систему.

Прибавим к этим убедительным словам и то, что страх, боль расстраивают нервную систему.

Известный психиатр С. С. Корсаков писал, что возраст обусловливает особую для каждого периода жизни неустойчивость и ранимость нервной системы, вследствие чего болезненные явления вызываются причинами, особенно сильно действующими именно в данном возрасте.

Дошкольный возраст имеет своеобразные черты, накладывающие отпечаток на невротические проявления ребенка.

Характерной чертой является преобладание чувств над разумом. Это делает ребенка особенно ранимым и восприимчивым к нервным потрясениям. С точки зрения взрослых причины этих потрясений иной раз кажутся незначительными, но совсем другими представляются они ребенку. Дети еще не способны полностью осмыслить полученные впечатления и оценить их разумно. Отсюда столь часто встречающиеся у детей так называемые детские страхи, переходящие порой в состояние невроза. Дети пугаются всего неизвестного и непонятного.

Дети страдают в тех случаях, когда они не могут осмыслить ситуации, в которой им приходится жить. Например, они не могут разрешить семейных конфликтов и судить о том, кто прав и кто виноват в семейных ссорах. Дети оказываются в клубке противоречивых переживаний, а сила этих переживаний у них бывает острее, чем у взрослых.

Очень часто можно услышать от взрослых: «Он еще маленький, он ничего не понимает». Это представление о маленьких как бы освобождает родителей от ответственности за свое поведение. Взрослые забывают о том, что это «непонимание» и есть то, от чего дети могут пострадать. Взрослые редко думают о том непоправимом вреде, который они причиняют детям, делая их участниками своих ссор. Атмосфера вражды, в которой приходится жить ребенку, может стать причиной его нервного состояния.

Особенность дошкольного возраста -тесная связь психики с физическим состоянием. Мы могли бы то же самое сказать и о взрослых людях, но у детей эта связь еще непосредственнее.

Появления нервности чаще всего встречаются у детей физически ослабленных. А на период детства падает большое количество инфекционных заболеваний, представляющих благоприятную почву для возникновения нервных состояний.

В историях болезни нервных детей мы находим упоминания и о различных факторах, неблагоприятно действующих на нервную систему. Неблагоприятные факторы могут быть дородовыми - неблагополучная беременность матери, травма во время родов, послеродовыми - инфекции, ушибы головы и т. д. Каждая из этих вредностей может стать причиной самостоятельного, иногда серьезного заболевания, но чаще всего она ослабляет нервную систему ребенка. Дети со слабой нервной системой плохо приспосабливаются к окружающей среде, не способны преодолевать трудности, которые легко преодолеваются здоровыми. Именно дети с ослабленной нервной системой чаще всего заболевают неврозами.

Обычно у детей преддошкольного и школьного возраста при неврозах расстраивается функция тех или иных внутренних органов, и чаще всего та из них, которая была ослаблена ранее. Так, нервная рвота, расстройство пищеварительных органов, снижение аппетита наступают после перенесенной дизентерии или диспепсии. Расстраиваются также те функции, которые еще не окрепли: появляется энурез (недержание мочи) или расстройство речи; обычно заикание или же потеря речи (что бывает при сильных потрясениях) возникает у детей с задержкой в развитии речи или же с какими-либо иными ее дефектами.

Профилактика нервных срывов у детей школьного возраста

У старших дошкольников и младших школьников появляются и другие симптомы нервности, например: часты двигательные расстройства - тики, навязчивые движения.

Различные симптомы нервности никогда не бывают единичными. При невротических состояниях меняется весь облик ребенка. Он становится вялым и безынициативным или же, наоборот, слишком подвижным и суетливым, теряет контроль над своим поведением.

У таких детей понижается работоспособность, ухудшается внимание. Если причина нервного состояния не устранена, то меняется характер ребенка. Он может остаться в дальнейшем таким же вялым и безынициативным или же возбудимым и недисциплинированным.

Нервные дети легче поддаются дурным влияниям, так как не способны к нервному напряжению, не могут противостоять собственным влечениям. Однако из сказанного не надо делать слишком мрачных заключений. Обследование взрослых, лечившихся в детстве от тех или иных проявлений нервности, показывает нам, что большинство из них здоровы, успешно учатся и работают.

Детская психика гибка и жизнеспособна. При благоприятных условиях дети поправляются.

Лечить нервнобольного ребенка благодарная задача. Даже тогда, когда детским психиатрам приходится встречаться с тяжелыми неврозами, вылечить ребенка иногда удается в основном обычными педагогическими приемами, применимыми и в домашних условиях.

Основной метод лечения нервнобольных детей — психотерапия. Этим методом пользуются и врачи и педагоги, хотя последние его так не называют. Один из методов психотерапии — перемена обстановки, устранение причины, вызвавшей заболевание, приток новых радостных впечатлений.

Наряду с этим должен быть применен и другой метод психотерапии, который на языке психиатров носит название «речевой». Под этим подразумевается лечение словом. Авторитетное слово воспитателя имеет громадное значение при лечении нервнобольных детей.

Один из эффективных психотерапевтических приемов - так называемый метод стимуляции. При этом методе ставится цель — пробудить в ребенке желание выздороветь. Наша конечная цель заключается в том, чтобы ребенок сам приложил собственные силы к выздоровлению и тем самым научился преодолевать и впоследствии жизненные препятствия. При применении этого метода особенно значимо слово воспитателя.

Победа над болезнью переживается даже самыми маленькими детьми именно как победа — они становятся увереннее в себе, жизнерадостнее.

Истерики у ребенка. Краткие приступы истерик иногда полезны. Истерики снимают внутреннее напряжение, дают выход скопившимся отрицательным эмоциям. Поэтому воспринимайте истерики у ребенка как возрастную неизбежность.

Истерики у ребенка

Причины истерик у ребенка

  • Привлечение внимания к себе. Истерика - верное средство добиться этого. Поэтому уделяйте малышу как можно больше времени. Перед приходом гостей постарайтесь занять ребенка какой-нибудь интересной для него игрой;
  • нервный срыв. Нервный срыв может произойти, если ребенок очень хочет что-то сделать или получить, но его лишают этого. Или если ребенка принуждают к тому, чему он противится всей душой. Поэтому, взрослым надо отстаивать свою позицию по очень важным вопросам, по мелочам можно уступать ребенку. Пусть малыш наденет маечку, которая ему нравится, возьмет на прогулку игрушку, которую сам выбрал;
  • чувство голода. Дети могут раздражаться, если голодны;
  • усталость, перевозбуждение. Не требуйте от малыша слишком многого. Пусть он отдыхает почаще, в течение дня - это поможет снять эмоциональное напряжение.
  • растерянность. Не разрешают что-то сделать, но не объясняют почему. Или мама разрешает, а папа запрещает;

Что делать, если истерика началась?

  1. Отвлеките малыша. Подведите к окну, посмотрите вместе на улицу. Предложите погулять.
  2. Если малыш громко плачет, попробуйте "пореветь" вместе с ним. Постепенно снижайте громкость своего плача и переходите на шмыгание носом. Малыш, скорее всего, начнет копировать вас. Насопится вдоволь и успокоится. Приласкайте малыша.
  3. Если малыш устроил рев в многолюдном месте, иногда не стоит торопиться с "эвакуацией". Пусть малыш выпустит пар, отведет душу, потом пойдет за вами.
  4. Используйте игрушки-отвлекушки. Ребенок нахмурился и приготовился к истерике? Можно дать ему в руки барабан или другой крепкий музыкальный инструмент, пусть сорвет зло. А можно показать какую-нибудь интересную вещицу - отвлечь внимание.

Предупреждение нервных срывов и неврозов у детей

Двумя основными состояниями клеток коры головного мозга (органа психической деятельности) являются возбуждение и торможение. За счет процессов возбуждения выполняются те действия, которые удовлетворяют наши потребности и желания, возникшие под влиянием окружающей среды или запасов, имеющихся у нас, предыдущих впечатлений - так называемых психологических установок.

Механизмы нервных срывов у детей

За счет процессов торможения подавляется излишняя активность наших поступков, выполнение которых привело бы к нежелательному конфликту с окружающей, в первую очередь социальной, средой.

Если раньше считалось, что вся психическая деятельность сосредоточена только в коре головного мозга, то современная наука, свидетельствует о роли и подкорковых (расположенных в глубинах мозга) образованиях. Их состояние в значительной мере обусловливает возбуждение и торможение клеток коры.

На работу коры головного мозга влияет также состояние всего организма. На фоне тех или иных конституциональных особенностей организма чаще развиваются те или иные формы невротических реакций. Общие заболевания (инфекционные, эндокринные, гематогенные и т.д.), ослабляя организм в целом и неразрывно связанную с ним нервную систему, делают ее более ранимой и повышают вероятность возникновения невроза при тех или иных «психологических» вредностях, которые и являются основной причиной невроза.

И.П.Павловым и его школой было установлено, что нервный срыв (невроз) возникает по одному из трех физиологических механизмов:

  • при перегрузке процессов возбуждения;
  • при перегрузке процессов торможения;
  • при их «столкновении», т.е. когда одновременно сталкиваются возбуждение и торможение.

Чаще всего срыв происходит по механизму перегрузке процессов возбуждения. Когда на приеме к психоневрологу родители приводят ребенка с каким-либо нервным влиянием (страхи, бессонница, раздражительность, капризы, заикание, подергивание, ночные страхи и т.д.), то в подавляющем большинстве случаев они уверенно заявляют, что причиной являются психические поражения ребенка, в первую очередь испуг. На первый взгляд, все ясно. У ребенка еще слабая нервная система, и резкое пугающее впечатление оказалось для нее слишком сильным. Отсюда вытекают рекомендации: создать такому ребенку охранительный, щадящий, лишенный всяких резких впечатлений.

Однако если мы вдумаемся в механизм образования нервного срыва и внимательно присмотримся и проанализируем, что здесь происходит, перед нами неожиданно откроется совсем другая картина. Как неоднократно подчеркивали ведущие отечественные психоневрологи, невроз и у взрослых никогда не возникает от силы или характеры раздражителя, а только от его, как мы говорим, «сигнального значения», т.е. невроз вызывают не сами зрительные, слуховые, болевые и прочие впечатления, а то, что с ними связанно в сознании данного человека, в его жизненном опыте. Например, вид горящего здания может вызвать невроз только в том случае, если человек знает (или предполагает), что в огне гибнет кто-то для него дорогой и что-то для него ценное.

Ребенок не имеет достаточного собственного жизненного опыта и судит об опасности или безопасности происходящего по реакции взрослых, в первую очередь родителей и воспитателей.

Примеры:

Девочка, уже школьница, панически боится мышей, даже на картинках. В остальном она даже храбрая девочка: не боится ни собак, ни коров. В чем же дело? Оказывается, когда она еще ходила в детский сад, во время занятий в углу прошмыгнул мышонок и воспитательница (высший авторитет для ребят) с визгом вскочила на стол, закрепив этим неосознанное восприятие, что «страшнее мыши зверя нет».

Мальчик шести лет, будучи в цирке на представлении с дрессированными медведями, увидев направляющего в его сторону на мотоцикле медведя, дико закричал от страха и сначала вовсе потерял дар речи, а затем длительно заикался. В чем же дело? Почему тысячи детей с наслаждением смотрят на дрессированных медведей, а он стал невротиком? Оказалось, что, когда ему было 2-3 года, бабушка, если он не слушался, пугала его, что придет медведь, и тем самым образ направляющегося к нему медведя стал символом самой страшной опасности.

Интересно, что в другом случае девочка четырех лет, которую на цирковом представлении обхватил вырвавшийся в публику медведь, несмотря на действительно крайнюю опасность, не только не испугалась, но и заявила потом: «Ведь это ученый медведь, он знает, как надо обниматься».

Таких примеров можно привести много.

Дети обычно «храбрее» взрослых: они не бояться лазить на высокие деревья, устраивать костры в квартире, даже просовывать руку в клетку к зверю, и лишь указания взрослых, чем то грозит, развивает у них страх перед подобными действиями.

Опыт показывает, что дети, у которых возник невроз от какого-то «испуга», до этого неоднократно испытывали несравненно более сильные потрясения (ушибы, ожоги, укусы животных, наказания и т.п.), вызывающие у них кратковременный плач, так как они не сопровождались соответствующей сигнализацией взрослых об их опасности. Даже сильная боль ни у ребенка, ни у взрослого не вызовет невроза, если они знают, что она безопасна (от зубной боли никто не стал невротиком), но умеренные неприятные ощущения могут стать основой стойкого невроза, если испытывающий их полагает, что они опасны (как часто сжимающие ощущение в области сердца приводит к тяжелому кардионеврозу - навязчивому страху за свое сердце.

Даже в тех случаях, когда у ребенка настоящее горе, вызванное действительно трагическими событиями (например смертью матери), лаской и спокойным объяснением можно постепенно утешить ребенка и не дать перерасти этому горю в стойкий невроз.

Чем младше ребенок, тем слабее развиты в его коре тормозные процессы и тем легче они срываются при их перегрузке. Это происходит, если ребенку все время кричат: «нельзя!», «перестань!», «не трогай!», «сиди смирно!».

Ребенок имеет право на радостную активную жизнь; он должен и поиграть, и побегать, и даже пошалить. Дайте ему больше свободы и самостоятельности. Запрещать, как уже говорилось, можно и нужно лишь, то, что абсолютно недопустимо, но в этом случае необходимо запрещать твердо и безоговорочно.

Срыву тормозного процесса и развитию безудержности способствует и частое применение наказаний, связанных с длительным лишением свободы и подвижности: ставят в угол, лишают прогулок и т.п. Лишение свободы, перегружая тормозной процесс, всегда повышает агрессивность. Именно поэтому цепная (посаженная на цепь) собака есть синоним злости.

По механизму «столкновения» возбуждения и торможения - невроз может возникнуть тогда, когда одно и то же событие или поступок имеет и положительное, и отрицательное подкрепление. Например, ребенок испытывает нежность к новорожденному брату и одновременно неприязнь к нему за то, что он отвлекает на себя внимание матери; или одновременно испытывает любовь к отцу, покидающему семью, и ненависть к нему за это. Однако чаще подобный срыв происходит по вине родителей, когда сегодня ребенка наказывают за то, что вчера сходило безнаказанным; когда один из родителей разрешает или даже поощряет то, за что другой ругает; когда дома потакают тому, за что взыскивают в детском саду или школе.

По какому бы из этих трех механизмов ни возник нервный срыв у ребенка, закрепляется он и переходит в стойкий невроз, если начинает приносить какие-либо реальные или моральные выгоды, о чем мы выше говорили.

Различные проблемы с психикой и нервные расстройства случаются практически у всех. Исключением не стают даже дети. Часто взрослые ошибаются, считая, что детям не из-за чего нервничать, поэтому такое явление как срыв с ними произойти не должно. Однако это глубокое заблуждение.

Во-первых, детская нервная система только формируется, поэтому ее очень легко нарушить. Это происходит под влиянием самых различных факторов. Во-вторых, нервные срывы у детей проявляются не так как у взрослых, поэтому родители часто списывают это поведение на невоспитанность, непослушание или дурную наследственность.

Причины нервных срывов у детей

Существует несколько факторов, которые могут сильно повлиять на детскую психику и привести к большим психическим расстройствам. Нервный срыв – распространенное явление среди детей, возникает в результате воздействия таких факторов:

  • Ошибки в воспитании малыша. Их допускают очень многие родители. Это происходит потому, что, во-первых, ребенку мало уделяется внимания, а во-вторых, методы воспитания не отвечают возрасту или эмоциональному состоянию малыша. Очень часто родители запугивают свое чадо, обманывают, обещая что-то, а потом не исполняют обещанное. Слишком много позволяют или наоборот делают сильный запрет.
  • Агрессия в семье. Если сын или дочь часто становится свидетелем агрессивных отношений в семье или еще где-то, со временем он начинает проявлять и в своих поступках.
  • Внезапный испуг, очень негативно влияет на психику, могут появиться фобии, страхи и даже заикание.
  • Сильный стресс. Причем ребенок может его испытать, даже потеряв любимую игрушку.
  • Смена обстановки, переезд, смена места учебы. Маленькому человечку нужно снова привыкать к новым людям, и новой обстановке. Это не может не оставлять след на его поведении. Даже если перемены случились к лучшему, как думают родители, дитя может их и не поддерживать. Именно в этот момент его психика готова выстрелить в виде срыва.

Как помочь ребенку пережить нервный срыв

Нервозы случаются со всеми детьми, и родители должны быть к этому готовы. Нужно придерживаться тактики, с помощью которой ребенок будет чувствовать поддержку и понимание, только тогда он сумеет расслабиться и успокоиться.

Чтобы помочь ребенку, необходимо соблюдать такие правила поведения:

  • Не провоцировать. Если вы видите, что ребенок вот-вот сорвется, лучше переключить его внимание на что-то другое. Его психика еще достаточно гибкая, поэтому эмоциональное состояние легко изменить.
  • Многое зависит от взаимоотношений в семье. Нельзя проявлять агрессию по отношению к сыну или дочке или между собой. Дружелюбное и спокойное общение – ключ к здоровой детской психике.
  • Не стоит ругать малыша, в такие моменты стоит стать не воспитателем, а партнером. Тогда ребенок больше доверится, и вы вместе выйдете со сложной ситуации.
  • Во время нервного срыва можно применить метод зеркальной проекции. Это значит повторять за ребенком его действия, тогда он увидит, как выглядит его поведение со стороны.
  • Нельзя оставлять ребенка наедине с самим собой, он в состоянии может причинить вред себе и окружающим. Но лучше увести в тихое место, где нет много людей и там спокойно попробовать поговорить.
  • Дать попить холодной воды. Для взрослых рекомендуется во время нервного срыва контрастный душ, для малышей это может быть опасно, особенно для маленьких. Такая методика охлаждает и приводит в чувства, возвращает человека к реальности. Применять ее можно только с 10 лет.
  • После срыва, когда малыш успокоился лучше его уложить спать. Перед этим можно дать сладкий чай, настоянный на или мяте. И когда он встанет, обязательно поговорить о том, что произошло, но спокойным тоном;
  • Детям, у которых часто случаются нервные срывы, врачи рекомендуют принимать витамин В. Он укрепляет нервную систему человека, таким образом, стресс имеет меньшее влияние на организм, эмоциональность появляется в умеренном виде.
  • Если же агрессия и неврозы наблюдаются у ребенка слишком часто, это может привести к развитию серьезных психических проблем в будущем. Поэтому необходимо обратиться к врачу. Если проблема находится на начальной стадии, то вылечить ее можно с помощью специальных психологических методик с минимальным вредом для ребенка. Важно понимать, что неврозы в детском возрасте – это серьезные проблемы в будущем.

В целях профилактики нужно заботиться о нервной системе ребенка еще с рождения. Специалисты твердят: воспитывайте себя, а дети будут брать с вас пример. Малыши всегда повторяют модель поведения окружающих, не последнее место занимает также наследственный фактор. Поэтому кричать, наказывать, угрожать – это не выход. Такие методы только усугубляют ситуацию. Постарайтесь понять свое чадо, помочь ему, при правильном подходе можно навсегда избавиться от проблем связанных с нервными срывами. Главное – не игнорировать ситуацию и вовремя обратить на нее внимание.