Крылатые ассирийские быки. Другие быки с человеческими головами. Другие магические змеи

Крылатый бык из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине Неизвестный автор, Конец VIII века до н.э. Алебастр, Высота 4,2 м Лувр, Париж

Искусство Месопотамии - это искусство древних государств, существовавших в разные периоды в районе Междуречья (между долинами рек Тигр и Евфрат). В истории искусства Месопотамии выделяют следующие периоды:

Шумер (кон. 4 – нач. 3-го тыс. до н. э.);
- Шумеро-Аккадское царство (вторая пол. 3-го тыс. до н. э.);
- Старовавилонское царство (20–17 вв. до н. э.);
- Ассирия (14-7 вв. до н. э),
- Нововавилонское царство (7–6 вв. до н. э.).

Шумеры основали в Месопотамии первые города-государства - Эриду, Урук, Ур, Лагаш, в каждом из которых поклонялись своим богам.

В центре каждого шумеро-аккадского города на высоких насыпях поднимались храмы. Их мощные стены, сложенные из высушенного на солнце кирпича-сырца, представляли собой чередующиеся уступы и выступы. Внутренние помещения всех зданий имели вид коридоров, в которые через оконца, сделанные под самым сводом, скупо пробивались солнечные лучи. Парадной частью храма были центральный двор и примыкающие к нему комнаты. Стены их были украшены фризами из перламутра или мозаикой из красных, черных и белых шляпок глиняных гвоздей, вбитых в сырец.


В кон. 3-го тыс. до н. э. появился новый тип храма – зиккурат. Зиккурат в Уре. (Шумерский период)

В главном святилище храма при тусклом свете плошек можно было разглядеть выступающую из стены лепную фигуру богини с прекрасным лицом из белого камня, с глазами из синего лазурита, с золотыми волосами. Тут же вдоль стен теснились грубо сделанные примитивные статуи, изображавшие людей в молитвенных позах - все на одно лицо.


Штандарт из Ура. Инкрустация перламутром, ляпис-лазурью и красным известняком. Ок. 2600 г. до н. э. Британский музей. Лондон

Там, где Евфрат раньше впадал в Персидский залив, сохранились развалины древнего Ура. Археологи обнаружили здесь в подземных камерах погребения царей. Вместе с ними были похоронены слуги, певцы, музыканты, стража, возничие. По представлениям жителей Двуречья, как и многих древних народов, челядь должна была служить своим господам и после смерти. Погребенные были в тонких цветных одеждах. Тут же были найдены украшения, арфы, шлемы, повозки, оружие, туалетные принадлежности, посуда. Многие предметы обихода изготовлены из золота, серебра и самоцветов.

Ученые датируют эти вещи примерно XXVI в. до н. э. Очевидно, по этим образцам и учились следующие поколения мастеров, один из которых отлил из бронзы замечательную голову - скульптурный портрет знаменитого полководца Саргона Древнего.

Голова аккадского правителя (т. н. «Голова Саргона»). Бронза. 2300–2000 гг. до н. э. Иракский музей. Багдад

Царь Саргон II. Рельеф из дворца Саргона II в Лур-Шаррукине. VIII в. до н. э.

Дворец Саргона II (VII в до н.э. Реконструкция).

авным центром торговли и ремесел Двуречья в начале II тысячелетия до н. э. стал Вавилон , превратившийся при царе Хаммурапи в один из самых больших и богатых городов Двуречья. От древнего Вавилона ничего не осталось, потому что в VII в. до н. э. его захватили ассирийцы, срыли укрепления, ограбили храмы, сожгли и разрушили все постройки, угнали население.

Через сто лет Вавилон отстроился заново и был обнесен двумя рядами стен с восемью воротами. Дорога через северные ворота, посвященные богине войны и плодородия Иштар , вела к главному храму. По дороге в дни праведников под музыку и пение гимнов проходила процессия со статуями богов.

В городе было больше пятидесяти храмов, сотни святилищ и уличных алтарей. Выше всех зданий поднималась знаменитая вавилонская башня, воздвигнутая во дворе храма Мардука - главного вавилонского бога. Высота ее достигала 90м, площадь фундамента - 3600 м2. Все этажи были окрашены в разные цвета: черный, красный, белый; наверху стоял голубой храмик, крыша которого увенчивалась золотыми рогами.


Культовый центр Вавилона. На переднем плане – храм Мардука (Эсагила), на заднем – Вавилонская Башня (Э-теменанки)

Любой из крупных городов другого рабовладельческого государства - Ассирии - можно назвать городом дворцов. Внешне все здания выглядели, как и вавилонские: снаружи те же глухие грандиозные стены, а внутренние помещения - в виде полутемных коридоров. В Ассирии дворец-крепость размещался на краю города, а не в центре. У входа в парадные помещения стояли огромные фигуры человекобыков или человекольвов, а стены были облицованы плоскими каменными рельефами, ярко расписанными синей, красной и белой краской.


Крылатый человекобык из Дур-Шаррукина - «шеду». Восточный институт, Чикаго.

История древнего искусства не знает настенных рельефов лучше ассирийских по смелости и размаху в передаче самых напряженных сцен.

Чтобы показатъ мощь царя, ассирийские скульпторы IX в. до н. э. делали его фигуру огромной, поэтому остальные фигурки теснились кое-как. В VII в. до н. э. та же цель достигается уже иначе. Художники старались показать широту и трудность деяний царя; появились панорамы строек, поэтические изображения сражений в непроходимых горах и болотах, картины осад и разрушения неприступных крепостей. В таких панорамах фигурку царя с телохранителями едва можно отыскать. Немного крупнее других ее делали только в сценах, построенных по старым шаблонам, где изображались дикие расправы с повстанцами, приемы униженных послов и богатой дани. В сценах охоты фигура царя повторялась как центральная в каждом эпизоде.


«Охота на львов». Рельеф дворца царя Ашшурбанипала. 7 в. до н. э. Британский музей. Лондон

Дошедшие до нас произведения безымянных художников Вавилона и Ассирии помогают нам лучше узнать, как жили люди далекой древности.

Детская энциклопедия. Том 10, Искусство и литература, 1961

В древности на Крите существовала традиция приносить в жертву богу морей Посейдону великолепного белого быка. Царь Минос (Лунный царь), однако, пожелал оставить быка себе, а вместо него в качестве жертвоприношения выбрал другого. Этот обман поверг Посейдона в ярость, и месть бога морей не заставила себя ждать - он внушил жене царя Пасифае пылкую страсть к белому быку. Чтобы удовлетворить свое желание, царица приказала ремесленнику Дедалу изготовить корову, внутри которой она затем спряталась и вступила в связь с животным.

Когда Пасифая забеременела, у царя Миноса не возникло ни малейшего подозрения, но как только родился ребенок с головой быка, Минос сразу же понял, что был наказан Посейдоном. Он не посмел убить странное существо из страха навлечь на себя еще большее божественное возмездие.

Минотавр оказался жестоким существом; когда он вырос, он стал требовать, чтобы его кормили человеческим мясом. В конечном счете, Миносу пришлось построить знаменитый подземный лабиринт, в котором он заточил Минотавра. Он учредил знаменитые ежегодные танцы быков, на которые должны были съезжаться молодые люди со всех концов его империи.

Танцорам, которым удавалось перехитрить Минотавра, жаловалась роль акробата, вскакивающего на спину быку и исполнявшего акробатические танцы для толп зрителей. Те же, кому не удавалось обмануть Минотавра, умирали у него на руках в лабиринте. В конце концов, Минотавра убил греческий герой Персей.

Во время определенных праздников священные греческие наездники быков исполняли перед толпами критян особые танцы и акробатические номера с настоящим священным быком. Позже их отчаянные движения вошли в классическую школу современных боев с быками. Этот танец со священным быком посвящался Посейдону, критскому царю Миносу и легендарному Минотавру. Наездники быков иногда носили маски быка в честь Минотавра, однако во время исполнения священного танца они никогда их не надевали .

Минотавр олицетворяет животные страсти людей, которые необходимо уравновешивать духовным осмыслением, иначе они могут вырваться из-под контроля.

: преобладание в людях животных аспектов.

Магические свойства : сверхъестественная сила; защита. Защита без мести, с помощью духовной силы.

Дионис в своей ранней критской ипостаси Загревса имел человеческое тело и голову быка. Его называли «Божественным быком» и считали сыном Зевса. В этой ипостаси Диониса вполне можно считать еще одним вариантом Минотавра. Согласно легенде, считалось, что на Земле Загревс принимает облик человека с головой быка, которому поклонялись в форме священного быка, а в царстве мертвых он перерождается в змея .

В древних армянских мифах есть упоминание о царстве Урарту, располагавшемся вокруг озера Ван (которое в настоящее время находится на территории Турции). Одним из впечатляющих наследий этой культуры является статуэтка из бронзового сплава, изображающая крылатого быка с человеческой головой и туловищем, происхождение которой датируется 750 годом до о. э.

Психологические характеристики : положительные - понимание подземного царства и мертвых без погружения в фаталистические мысли. Отрицательные - беспричинный страх смерти и мертвых.

Магические свойства : быки с человеческой головой - см . Минотавр. Яма - истина, земной долг, суд, судьба, смерть и наказание.

Крылатый бык

Среди ассирийских и шумеро-семитских скульптур можно и по сей день видеть массивную фигуру крылатого быка. Ассирийцы называли это существо шеду или Шедим . Они вырезали его образ в камне, чтобы он охранял ворота и двери их храмов и дворцов. У крылатого быка была человеческая голова с короной и тело быка с крыльями.

Такая скульптура, создание которой относят к VIII веку до о. э., была найдена во дворце Саргона II в Хорасбаде. Этот страж дворца изображен с пятью ногами и в головном уборе с рогами. Хотя облик шеду внушал ужас, их считали благородными существами и обычно изображали парами.

Шеду обладают огромной силой. У этих магических существ, как и у многих других, описанных в этой книге, был свой особый язык, однако они очень умны и могут понимать язык любого народа мира. Но, несмотря на эту способность, шеду предпочитают общаться с людьми посредством телепатии или прямого умственного контакта. Они обладают всеми сверхъестественными способностями и используют их только во благо. Несмотря на то, что эти существа впервые появились на Среднем Востоке, им нравится путешествовать по всему миру, борясь со злом и помогая людям, которые остро в этом нуждаются, и магам, просящим их поддержки в добрых чарах.

Ассирийские шеду, или крылатые быки с их божественными крыльями, человеческими головами и телами животного, олицетворяют людей. Пять ног статуи шеду символизируют пять элементов - Землю, Воздух, Огонь, Воду и Дух.

Шеду являются превосходными наставниками в поисках древнего оккультного знания, которое обычно находят во время астральных путешествий. Они будут помогать только людям, имеющим высокие идеалы и цели. Любая грубость, приказания или нарушение моральных норм заставляют их немедленно разорвать любые договоренности и избегать дальнейших контактов.

Психологические характеристики : маг, постигший важность пяти элементов и научившийся использовать их в равновесии. Человек, не имеющий отношения к магии, уравновесивший все стороны и обязательства жизни.

Магические свойства : очень могущественный; помогает только в добрых чарах. Магия, языки, телепатия, все сверхъестественные способности, борьба со злом.

Ворота Нимруда (Метрополитен-музей). Фото: CC BY 2.0

Ламассу являются мифическими существами наподобие сфинкса с головой человека, телом льва или быка и орлиными крыльями, которые когда-то охраняли города в Месопотамии. Их считали могущественными существами, которые служили ясным напоминанием о власти царя, а также были символом духов-хранителей для всего народа.

Колоссальные статуи ламассу обнаружены в ходе раскопок ассирийских столиц, основанных царём Ашшурацирпалом II (правил между 883 – 859 до н.э.) и царём Саргоном II (правил с 721 по 705 до н.э.). Знаменитые крылатые сфинксы из Нимруда в Ираке (древний город Кальху), охранявшие ворота города, в 2015 г. были уничтожены боевиками ИГИЛ. Другие скульптурные изображения мифических животных принадлежат городам Дур Шаррукин (ныне Хорсабад, Ирак).

В каждом значительном городе ламассу охраняли городские ворота. Одновременно изготавливали ещё одного крылатого сфинкса для охраны входа в тронный зал. Месопотамцы верили, что ламассу отпугивают силы хаоса и приносят мир в дома людей. На аккадийском языке «ламассу» означало дух-защитник.

Небесныесущества

Ламассу часто встречаются в искусстве и мифологии Месопотамии. Первый обнаруженный ламассу был создан около 3000 г. до н. э. Ламассу также называют лимаси, алад и шеду.

Иногда ламассу изображали в виде женского божества, но обычно он имел мужскую голову. Женские ламассу назывались аспасу.

Ламассу, небесное существо, часто отождествляется с Инарой, хэттско-хурритской богиней диких степных животных, дочерью бога грозы Тешуба. Она соответствует греческой богине Артемиде.

Крылатый бык с человеческой головой, известный как шеду, из Хорсабада. Институт Востока Чикагскогоуниверситета. Фото: CC BY-SA 3.0

В Эпосе о Гильгамеше и «Энума Элиш» как ламассу, так и аспасу (Инара) упоминаются как символы звёздного неба, созвездий и зодиака. Неважно, в женской или мужской форме, ламассу всегда представляют звёзды, созвездия или зодиак.

Культы ламассу и шеду были очень распространены у жителей Месопотамии от шумерского до вавилонского периода. Они ассоциировались с хранителями царей в различных культах. Аккадийцы связывали ламассу с богом Папсуккаль, а бога Исум (бог огня, вестник вавилонских богов) - с шеду.

Мифические стражи, оказавшие влияние на христианство

Ламассу были духами-хранителями не только царей и дворцов, но и каждого отдельного человека. Люди чувствовали себя в большей безопасности, если рядом находился их дух-хранитель, поэтому ламассу вырезали на глиняных дощечках, которые зарывали под порогом дома. Дом, в котором присутствовал ламассу, считался более благоприятным местом, чем тот, где духа-хранителя не было. Археологические исследования показывают, что ламассу занимали очень важное место во всех культурах, которые населяли земли Месопотамии и поблизости.

Как уже упоминалось, ламассу впервые появились в королевских дворцах в Нимруде во время правления Ашшурнацирпала II и исчезли по завершении правления Ашшурбанипала между 668 г. и 627 г. до н.э. Причина исчезновения ламассу в зданиях неизвестна.

Ламассу в северо-восточном дворце Ашшурнацирпала II. Фото: Public Domain

Древний еврейский народ наследовал иконографию и символизм предыдущих культур и также почитал ламассу. Пророк Езекиль писал о ламассу, описывая его как фантастическое существо с телом быка или льва, крыльями орла и головой человека. В период раннего христианства четыре Евангелия также соотносились с каждым из этих компонентов.

Более того, ламассу, возможно, явились причиной использования льва не только в качестве символа смелого и сильного вождя племени, но и в качестве хранителя.

Величественные монументы

Ламассу до сих пор гордо возвышаются на своих постаментах. Они вырезаны из цельных каменных блоков. Самые старые монументальные скульптуры изготовлены из алебастра достигают в высоту 3 – 4 метров. Существуют заметные различия в форме тела между ранними ламассу и скульптурами более позднего периода. У первых ламассу было тело льва, а у ламассу из дворца царя Саргона II - тело быка. Ещё одна интересная деталь - ламассу Саргона улыбаются.

В 713 г. до н.э. Саргон основал свою столицу Дур Шаррукин. Он решил, что духи-хранители должны находиться с каждой стороны семи ворот в качестве стражей. Они являлись не только стражами и внушительными декоративными компонентами, но и выполняли архитектурную функцию, неся на себе часть веса арки.

Саргон II проявлял большой интерес к ламассу. Во время его правления было создано большое количество скульптур и монументов этих мистических сфинксов. В этот период тело ламассу было более рельефным. Голова имела уши быка и мужское лицо с бородой и тонкими усами.

Ламассу из Британского музея. Фото: CC BY-SA 3.0

Во время раскопок под руководством Поля Ботта в начале 1843 г. археологи обнаружили несколько скульптур, которые были отправлены во Францию в музей Лувр. Тогда, возможно, европейцы впервые увидели мистических сфинксов Месопотамии.

Полная энциклопедия мифологических существ. История. Происхождение. Магические свойства Конвей Динна

Крылатый бык

Крылатый бык

Среди ассирийских и шумеро-семитских скульптур можно и по сей день видеть массивную фигуру крылатого быка. Ассирийцы называли это существо шеду или Шедим. Они вырезали его образ в камне, чтобы он охранял ворота и двери их храмов и дворцов. У крылатого быка была человеческая голова с короной и тело быка с крыльями.

Такая скульптура, создание которой относят к VIII веку до о. э., была найдена во дворце Саргона II в Хорасбаде. Этот страж дворца изображен с пятью ногами и в головном уборе с рогами. Хотя облик шеду внушал ужас, их считали благородными существами и обычно изображали парами.

Шеду обладают огромной силой. У этих магических существ, как и у многих других, описанных в этой книге, был свой особый язык, однако они очень умны и могут понимать язык любого народа мира. Но, несмотря на эту способность, шеду предпочитают общаться с людьми посредством телепатии или прямого умственного контакта. Они обладают всеми сверхъестественными способностями и используют их только во благо. Несмотря на то, что эти существа впервые появились на Среднем Востоке, им нравится путешествовать по всему миру, борясь со злом и помогая людям, которые остро в этом нуждаются, и магам, просящим их поддержки в добрых чарах.

Ассирийские шеду, или крылатые быки с их божественными крыльями, человеческими головами и телами животного, олицетворяют людей. Пять ног статуи шеду символизируют пять элементов - Землю, Воздух, Огонь, Воду и Дух.

Шеду являются превосходными наставниками в поисках древнего оккультного знания, которое обычно находят во время астральных путешествий. Они будут помогать только людям, имеющим высокие идеалы и цели. Любая грубость, приказания или нарушение моральных норм заставляют их немедленно разорвать любые договоренности и избегать дальнейших контактов.

Психологические характеристики : маг, постигший важность пяти элементов и научившийся использовать их в равновесии. Человек, не имеющий отношения к магии, уравновесивший все стороны и обязательства жизни.

Магические свойства : очень могущественный; помогает только в добрых чарах. Магия, языки, телепатия, все сверхъестественные способности, борьба со злом.

Шеду

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора

Из книги Экзотическая зоология автора Непомнящий Николай Николаевич

КРЫЛАТЫЙ ВАМПИР ИЗ ПУЭРТО-РИКО Его зовут Чупакабрас, а промышляет чудище охотой на домашнюю живность…На островах Пуэрто-Рико паника. В деревнях фермеры уже в четыре часа дня запирают двери и строят баррикады на ночь. Винтовка, заряженная, всегда рядом. Не дай Бог,

автора Конвей Динна

Крылатый морской единорог Крылатый морской единорог, встречающийся в геральдике, - это странное создание-гибрид, о котором мало известно. Его изображают с передней частью туловища, головой и передними ногами лошади, рыбьим хвостом и рогом единорога на лбу. Однако на

Из книги Полная энциклопедия мифологических существ. История. Происхождение. Магические свойства автора Конвей Динна

Крылатый морской Пегас Крылатый морской Пегас имеет передние ноги с копытами и заднюю часть рыбы. Морского коня в его многочисленных мифических формах (не тот известный нам крошечный морской конек) часто призывал Посейдон/Нептун, когда этот морской бог ударял своим

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как появился на свет крылатый конь Пегас и как он стал символом поэзии? В греческой мифологии Пегас – крылатый конь, сын Посейдона и горгоны Медузы, появившийся на свет вместе с воином Хрисаором из мертвого тела обезглавленного Персеем чудовища. Беллерофонт взнуздал