Словарь. Философское понятие рефлексии относится к феномену. Градостроительство - это наука о трех, а не о двух измерениях. Высотное строительство обеспечит необходимые условия для организации современной сети дорог и мест отдыха за счет создания и исполь

Вариант 3

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) На разных этапах истории существовало множество теорий устройства нашего мира. (2) Все они изображались в виде рисунков, схем, моделей. (3) <...> время и достижения научно-технического прогресса расставили все на свои места, и гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы - это уже аксиома.

Задание 1.

Укажите два предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Благодаря достижениям научно-технического прогресса гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы изображалась в виде рисунков и схем.

2) Гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы, отражающая устройство нашего мира и в настоящее время являющаяся аксиомой, появилась со временем благодаря научно-техническому прогрессу.

3) Все изображения гелиоцентрической математической модели Солнечной системы в виде рисунков и схем благодаря техническому прогрессу стали аксиомой.

4) Благодаря достижениям научно-технического прогресса множество теорий устройства нашего мира, которые существовали в разные периоды истории, со временем сменила гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы, ставшая аксиомой.

5) На разных этапах истории гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы отражала множество теорий устройства нашего мира.

Задание 2.

Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот,

Поэтому

Лишь бы

Тем не менее

Зато

Задание 3.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в котрой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

МОДЕЛЬ [дэ], -и, ж.

1. Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с к-рого воспроизводится изображение. Новая м. платья. М. для литья. Модели для скульптур.

2. Уменьшенное (или в натуральную величину) воспроизведение или макет чего-н. М. корабля. Летающая м. самолёта.

3. Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля.

4. Схема какого-н. физического объекта или явления (спец.). М. атома. М. искусственного языка.

5. Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица.

Задание 4.

В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

снЯтый

кОнусов

вероисповедАние

облилАсь

нарвалА

Задание 5.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

По итогам юниорского первенства страны и пятого этапа Кубка России ПРЕТЕРПЕЛ изменения рейтинг Союза биатлонистов.

СКРЫТЫЙ человек избегает откровенности, малообщителен, другим ничего не рассказывает о себе, утаивает свои чувства, помыслы, настроения.

По оценкам современных психологов СЛОВАРНЫЙ запас учащегося средней школы составляет около 5000 слов.

Я потянул удочку из воды, но рыба сорвалась — на ветру затрепетал лишь ОБРЫВОК лески.

Питательные вещества клубня способствуют быстрому росту КОРНЕВОЙ системы цветка.

Задание 6.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

вкусные ТОРТЫ

нет СВЕЧЕЙ

МЯГЧАЙШИЙ зефир

воздержаться от КОММЕНТАРИЕВ

в ДВУХ тысячи пятом году

Задание 7.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

A) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

B) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Предложения

1) У широкой дороги, названной большим шляхом, ночевала отара овец.

2) Собака испугалась не на шутку, но, не желая выдавать своего страха, громко залаяла.

3) В своей книге «Текст как объект лингвистического исследования»

4) И. Р. Гальперин исследует и рассуждает о проблемах лингвистики текста. Оказавшись на выставке Ван Гога, меня поразила картина «Ирисы».

5) В картине «Портрете сына» В. А. Тропинина чувствуются и отцовская привязанность, и безграничная любовь к сыну.

6) Шесть картин, посвящённых северной русской природе, Ф. А. Васильев написал в Крыму.

7) Город Сочи стали столицей проведения XXII зимних Олимпийских игр!

8) Предвкушение грозы — тот краткий миг, когда человек, умеющий остро чувствовать прекрасное, испытывает подлинный восторг.

9) Нельзя сказать то, что в доме рыбака было привлекательно и уютно.

Задание 8.

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пол..мизировать

в..рсистый

м..ценатство

с..тевой (шнур)

зерк..ло

Задание 9.

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

раз..единил, в..езд

о..бирал, на..пись

пр..смешной, пр..крыл

с..знова, вз..мать

и..жарить, ..делка

Задание 10.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

быст..нько

фасол..вый

обид..ться

неуживч..вый

подразум..вать

Задание 11.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

стро..щийся

вер..щий

(они) жмур..тся

ка..щийся

(они) вычисл..т

Задание 12.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Выпало два холодных утренника, и (НЕ)УСПЕВШИЕ отцвести хризантемы поблёкли. Все обратили внимание, что кабина пилота вовсе (НЕ)СЛЕПАЯ, как мы предполагали раньше.

Всякий раз, когда я подымал об охоте разговор, у Ярмолы находился какой-нибудь предлог для отказа: то ружьё у него (НЕ)ИСПРАВНО, то собака болеет, то ему некогда.

Серёжка мастерил что-то из ракушек, наклонив голову и ничего (НЕ)ЗАМЕЧАЯ вокруг.

Яблони у нас в садах (НЕ)РАЗВЕСИСТЫЕ, а аккуратные, похожие одна на другую, округлые.

Задание 13.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

При конструировании современных автомобилей большое внимание уделяется вопросам безопасности, но аварии ВСЁ(ТАКИ) происходят, ПОТОМУ(ЧТО) их главная причина — сам человек.

Пережив некоторый экономический спад (В)НАЧАЛЕ 1990-х годов, страна добилась существенного роста не только (ЗА)СЧЁТ нефтяного сектора, но и благодаря развитой сфере услуг.

(ЗА)ТЕМ менеджер быстро вышел из кабинета начальника и, ни на кого (НЕ)СМОТРЯ, направился к выходу.

ЧТО(БЫ) сберечь природные ресурсы и уменьшить загрязнение окружающей среды, машиностроители (В)МЕСТО бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания предлагают газовые турбины и аккумуляторные электромоторы.

Главной достопримечательностью острова (ПО)ПРАВУ считаются исполинские черепахи: их здесь насчитывается (С)ВЫШЕ 150 тысяч особей.

Задание 14.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.

Печё(1)ая картошка — традицио(2)ое блюдо туристов. Некоторые путешестве(3)ики, чтобы картошка не обугливалась, готовят её в жестя(4)ой банке или ведре, прикрыв песча(5)ым слоем.

Задание 15.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно

поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Над маленьким полковым аэродромом то гуськом то журавлиными косяками то развёрнутым строем плыли и плыли бомбардировщики.

2) Вечереет и в густой синеве мерцает вечерняя гроза.

3) Эстетическое образование требуется не только писателю и художнику но и рабочему.

4) После разговора с отцом Андрей стоял ни жив ни мёртв.

5) Листья эвкалипта широко используют для заживления ран и для лечения ангины и для изготовления духов и мыла.

Задание 16.

Раскинув могучие крылья (1) и (2) напружинив (3) сильные когтистые лапы (4) готовые к удару (5) птица кружилась над серединой реки.

Задание 17.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Более мягкий климат тундры способен обеспечить пищей многочисленных птиц и зверей (1) однако (2) и в более суровых полярных областях тысячам живых существ (3) представьте себе (4) удаётся найти пропитание.

Задание 18.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

У организма животных есть потребность в тепле; его функционирование (1) является следствием целой серии химических реакций (2) скорость (3) прохождения (4) которых (5) тесно связана с температурой.

Задание 19.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В эту музыку вложена такая полнота нежности (1) что (2) когда Пётр Ильич тихонько напевал про себя эту широко раскидывающуюся светлую мелодию (3) то что-то перехватывало ему горло (4) в глазах появлялись слёзы.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1) В осеннем лесу всё было жёлтое и багряное, казалось, всё горело и светило вместе с солнцем. (2)Деревья только-только начали сбрасывать одеяние, и листья падали, покачиваясь в воздухе, бесшумно и плавно. (З)Было прохладно и легко, а потому и весело. (4)Осенний запах леса — особенный, неповторимый, стойкий и чистый настолько, что за десятки метров Бим чуял хозяина.
(5) Теперь хозяин сел на пенёк, приказал Биму тоже сидеть, а сам снял кепку, положил её рядом на землю и смотрел на листья. (6)И слушал тишину леса.
(7) Ну конечно же, он улыбался! (8)Он был сейчас таким, как всегда перед началом охоты.
(9)И вот хозяин встал, расчехлил ружьё, вложил патроны. (10)Бим задрожал от волнения. (11)Иван Иваныч потрепал его ласково по загривку, отчего Бим ещё больше разволновался.
— (12)Ну, мальчик, ищи! 
(13) Бим пошёл! (14)Малым челноком пошёл, лавируя между деревьями, приземисто, пружинисто и почти бесшумно. (15)Иван Иваныч потихоньку двинулся за ним, любуясь работой друга. (16)Теперь лес со всеми красотами остался на втором плане: главное — Бим, изящный, страстный, лёгкий на ходу.
(17) Изредка подзывая его к себе, Иван Иваныч приказывал ему лежать, чтобы дать успокоиться, втянуться. (18)А вскоре Бим уже пошёл ровно, со знанием дела. (19)Великое искусство — работа сеттера! (20)Вот он идёт лёгким галопом, подняв голову, ему не надо опускать её и искать низом, он берёт запахи верхом, при этом шелковистая шерсть облегает его точёную шею, оттого он так и красив, что держит голову высоко, с достоинством, уверенностью и страстью.
(21) Лес молчал. (22)Лишь чуть-чуть играли золотые листья берёзы, купаясь в блёстках солнца. (23)Притихли молодые дубки рядом с величавым исполином дубом — отцом и прародителем. (24)Бесшумно трепетали оставшиеся на осине серебряно-серенькие листья. (25)А на палой жёлтой листве стояла собака — одно из лучших творений природы и терпеливого человека. (26)Ни единый мускул не дрогнет! (27)Вот что такое классическая стойка в жёлтом лесу!
— (28)Вперёд, мальчик!
(29) Бим поднял вальдшнепа на крыло.
(30) Выстрел!
(31) Лес встрепенулся, ответив недовольным, обиженным эхом. (32)Казалось, берёза, забравшаяся на границу дубняка и осинника, испугалась, вздрогнула. (ЗЗ)Дубы охнули, как богатыри. (34)Осины, что рядом, торопливо посыпали листьями.
(Зб)Вальдшнеп упал комом. (Зб)Бим подал его по всем правилам. (37)Но хозяин, приласкав Бима и поблагодарив за красивую работу, подержал птицу на ладони, посмотрел на неё и сказал задумчиво:
— Эх, не надо бы...
(38) Бим не понял, вглядывался в лицо Ивана Иваныча, а тот продолжал:
— Для тебя только, Бим, для тебя, глупыш. (39)А так — не стоит.
(40) Вчера был счастливый день. (41)Всё как надо: осень, солнце, жёлтый лес,
изящная работа Бима. (42)А всё-таки какой-то осадок на душе. (43)Отчего бы?
(44) Мне жаль стало убивать дичь. (45)Так хорошо вокруг, и вдруг мёртвая птица. (46)Я не вегетарианец и не ханжа, описывающий страдания убитых животных и уписывающий с удовольствием их мясо, но до конца дней ставлю себе условие: одного-двух вальдшнепов за охоту, не больше. (47)Если ни одного — ещё бы лучше, но тогда Бим загибнет как охотничья собака, а я вынужден буду купить птицу, которую для меня убьёт кто-то другой. (48)Нет уж, увольте от такого...
(49) Откуда же всё-таки осадок от вчерашнего? (50)И только ли от вчерашнего?
(51) Не пропустил ли я какую-то мысль?.. (52)Итак, вчерашний день: стремление к счастью, жёлтый лес — и убитая птица. (53)Что это: уж не сделка ли со своей совестью?
(54) Стоп! (55)Вот какая мысль ускользнула вчера: не сделка, а укор совести и боль за всех, убивающих бесполезно, когда человек теряет человечность.
(56) Из прошлого, из воспоминаний о прошлом идёт и всё более растёт во мне жалость к птицам и животным.
(57) Ах, жёлтый лес, жёлтый лес! (58)Вот вам и кусочек счастья, вот вам и место для раздумий. (59)В осеннем солнечном лесу человек становится <...>.
(По Г. Н. Троепольскому*)
* Гавриил Николаевич Троепольский (1905-1995) — русский советский писатель.

Задание 20.

Какое из приведенных ниже слов должно стоять на месте пропуска в предложении 59? Выпишите это слово.

несчастным

браконьером

ханжой

чище

разговорчивей

Задание 21.

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 1-4 содержится описание.

2. В предложениях 9-11 представлено повествование.

3. Предложение 27 содержит эмоционально-оценочное суждение о том, о чем говорится в предложении 23.

4. В предложениях 46-48 содержится повествование.

5. В предложениях 54-56 представлено рассуждение.

Задание 22.

Из предложений 1-8 выпишите устаревшее слово.

Задание 23.

Среди предложений 1-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слов. Напишите номер(-а) этого(их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ " 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Задание 24.

«Ощущение, что ты оказался в лесу, создаётся, пожалуй, у каждого при прочтении текста Г. Н. Троепольского. И это неслучайно, ведь при описании природы писатель использует всю палитру языковых средств выразительности, в частности троп — (А)________ („лес молчал", „играли... листья берёз", „притихли... дубки" в предложениях 21-23), приём — (Б)_______________ („жёлтый лес" в предложении 57, „вот вам и" в предложении 58). Особую роль в описании леса играет (В)__________(„золотые листья" в предложении 22, „величавым исполином" в предложении 23). Этот троп помогает передать восприятие гармонии природы рассказчиком. На этом фоне ещё ярче выделяется приём — (Г)____________ (в предложениях 45, 52)".

Список терминов:

1) фразеологизм

2) аллитерация

3) лексический повтор

4) метонимия

5) обращение

6) противопоставление

7) литота

8) олицетворение

9) эпитет

Задание 25.

Напишите со-чи-не-ние по про-чи-тан-но-му тексту.

Сфор-му-ли-руй-те и про-ком-мен-ти-руй-те одну из проблем, по-став-лен-ных ав-то-ром тек-ста (избегайте чрез-мер-но-го цитирования).

Сфор-му-ли-руй-те по-зи-цию ав-то-ра (рассказчика). Напишите, со-глас-ны или не со-глас-ны Вы с точ-кой зре-ния ав-то-ра про-чи-тан-но-го текста. Объ-яс-ни-те почему. Свой ответ аргументируйте, опи-ра-ясь в первую очередь на чи-та-тель-ский опыт, а также на зна-ния и жиз-нен-ные на-блю-де-ния (учитываются пер-вые два аргумента).

Объём со-чи-не-ния — не менее 150 слов.

Работа, на-пи-сан-ная без опоры на про-чи-тан-ный текст (не по дан-но-му тексту), не оценивается. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём баллов.

Сочинение пи-ши-те аккуратно, раз-бор-чи-вым почерком.

Ответы:

1 - 24 или 42

2 - темнеменее

3 - 4

4 - вероисповедание

5 - скрытный

6 - две

7 - 34975

8 - меценатство

9 - разъединилвъезд или въездразъединил

10 - неуживчивость

11 - кающийся

12 - неисправно

13 - чтобывместо или вместочтобы

14 - 145 или любая другая последовательность этих цифр

15 - 23 или 32

16 - 45 или 54

17 - 134 или любая другая последовательность этих цифр

18 - 2

19 - 134 или любая другая последовательность этих цифр

20 - чище

21 - 34 или 43

22 - одеяние

23 - 5

24 - 8396

25. Примерный круг проблем

1. Проблема воздействия природы на человека. (Какое влияние оказывает природа на человека?)

2. Проблема отношения к птицам и животным. (Допустимо ли убивать птиц и животных?)

3. Проблема взаимоотношений человека и собаки. (На чем строятся взаимоотношения человека и собаки?)

1. Красота природы пробуждает в человеке чувство радости, счастья, преображает, очищает человека, погружает его враздумья.

2. Бесполезное убийство птиц и животных недопустимо, ведь, убивая их, человек теряет человечность, идет против своей совести, чувства жалости к ним.

3. Собака - одно из лучших творений природы и человека - преданно относится к своему хозяину, и человек, ценящий эту преданность, отвечает любовью и заботой.

1. Системой называется множество объектов, находящихся в каких-либо отношениях друг с другом. Строение системы характеризуется её компонентами и их связями друг с другом.

2. Подсистемой называется наибольшая часть системы, которая обладает определённой автономностью и сама является системой более низкого уровня.

3. Иерархией называется подчинение систем друг другу.

4. Структурой системы называют совокупность взаимосвязей и взаимодействий её элементов, благодаря которым возникают свойства системы, отсутствующие у её частей.

5. Наличие свойств системы, которые отсутствуют у её составных частей, называется интегративностью или эмерджентностью.

6. Целостностью системы называется её обобщенная характеристика, отражающая единство её частей в многообразии взаимосвязей.

7. Аддитивность – это свойство величин, заключающееся в том, что значение величин, соответствующих системе, равно сумме значений аналогичных величин её элементов.

8. Редукционизмом называется сведение более сложного и более высокого по уровню развития к более простому.

9. Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений. Формулировка П. С. Лапласа: «Если бы существовал ум, осведомлённый в данный момент обо всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошлое, предстало бы перед его взором».

10. Динамическая система представляет собой математический объект, соответствующий реальным физических, биологическим и другим объектам, эволюция которых однозначно определяется начальным состоянием.

11. Множество состояний динамической системы описывается набором переменных и изображается точками в фазовом пространстве.

12. Эволюция динамической системы отображается траекториями в фазовом пространстве.

13. Динамические системы делят на следующие классы :

– конечномерные и бесконечномерные;

консервативные (в которых сохраняется механическая энергия) и диссипативные (в которых рассеивается механическая энергия);

– с непрерывным временем (потоки) и с дискретным временем (каскады);

– грубые (структурно устойчивые) и негрубые.

14. Значение параметра, при котором система теряет грубость (устойчивость), называется бифуркационным .

15. Установившемуся движению диссипативной системы отвечает аттрактор – множество траекторий, к которому притягиваются все близкие траектории.

16. Динамическим хаосом называется нерегулярное изменение состояния динамической системы, обладающее основными свойствами случайного процесса. Примеры систем с динамическим хаосом: планетные системы, погода и климат, турбулентность, фондовые рынки.



17. Открытой называется система, способная обмениваться с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

18. Обратной связью называется воздействие результатов функционирования какой-либо системы на характер этого функционирования. Обратная связь называется положительной, если её влияние усиливает результаты функционирования, и, наоборот, отрицательной при ослаблении этих результатов.

19. Саморегулирующейся называется система, способная обеспечить постоянство своей структуры, свойств и функций. В такой системе все отклонения, возникающие под действием окружающей среды, уменьшаются или устраняются при оперативном функционировании отрицательных обратных связей.

На рисунке 3.1 изображены взаимосвязи между саморегулирующейся системой (объектом управления) и управляющим звеном. Стрелками показаны потоки информации. Информация об отклонениях в объекте поступает в управляющее звено (левая ветвь), откуда идут команды в объект, способные уменьшить возникающие там отклонения (правая ветвь). Совокупность этих потоков образует контур отрицательной обратной связи.

20. Свойство сохранения своего качества (саморегуляции) называют гомеостатичностью . Существуют пределы отклонений, в которых система способна осуществлять саморегуляцию. Допустимый предел каждого конкретного отклонения называется гомеостатическим диапазоном. При оперативном функционировании отрицательных обратных связей отклонения не покидают границы гомеостатического диапазона, поэтому в системе реализуется саморегуляция (рис. 3.2, вариант 1). Если же обратные связи запаздывают, то отклонения выходят за рамки допустимого диапазона (вариант 2 на рис. 3.2). Если обратные связи отказали, то отклонения могут нарастать сколь угодно велика, это означает гибель системы или ее переход в иное качество (вариант 3 на рис. 3.2)

21. Во второй половине XX века в научном мировоззрении появилась идея самоорганизации материи. Теориями, изучающими общие закономерности самоорганизации, являются синергетика и неравновесная термодинамика.

23. Предмет исследования синергетики – общие закономерности самоорганизации в природных и социальных системах.

24. В основе синергетики лежат следующие идеи :

– процессы разрушение и созидание, а также процессы деградации и эволюции во Вселенной равноправны;

– процессы созидание (нарастания сложности и упорядоченности) имеют единый алгоритм, независимо от природы систем, в которых они осуществляются.

25 Самоорганизация – это самопроизвольный переход от менее сложных к более сложным и упорядоченным формам организации материи. Примерами самоорганизации являются лазерное излучение, ячейки Бенара, реакция Белоусова–Жаботинского, спиральные волны.

26. Энтропия открытой системы может убывать, если эта система получает упорядоченность из окружающей среды больше, чем производит неупорядоченность внутри себя. В такой системе идёт самоорганизация. В общем случае изменение энтропии в открытой системе определяется суммой двух её потоков: выходящего в окружающую среду (здесь энтропия всегда растёт) и входящего из среды (здесь энтропия может, как возрастать, так и убывать).

27. Примерами самоорганизующихся систем, в которых энтропия может убывать, являются живые организмы. Они получают упорядоченность из внешней среды в виде пищи, представляющей собой высокоорганизованные структуры. Кроме того, все организмы возвращают в среду вещества в сильно упрощённом состоянии, повышая энтропию внешней среды.

28. Кажущимся парадоксом является эволюция живого, которая происходит с убыванием энтропии в живых системах на фоне всеобщего роста энтропии.

29. Открытой системой является планета Земля , получающая из внешней среды энергию. На планете идут процессы самоорганизации, при которых в окружающее пространство сбрасывается больше энтропии, чем производится на Земле и поступает извне.

30. Необходимыми условиями самоорганизации являются следующие:

– система должна быть открытой , поскольку изолированная система согласно второму закону термодинамики может эволюционировать лишь в сторону дезорганизации. Важную роль в процессе перехода от беспорядка к порядку играют диссипативные процессы, поэтому возникающие новые состояния материи называются диссипативными структурами . Именно диссипацией энергии обусловлены неустойчивые движения – флуктуации или отклонения , результатом их развития являются новые устойчивые диссипативные структуры. В природе наблюдаются пространственно-периодические , временные и пространственно-временные диссипативные структуры;

– самоорганизующиеся системы должны быть существенно неравновесны , то есть отклонение от равновесия должно превышать некоторое критическое значение. Вблизи положения равновесия система сможет приблизиться к нему и придти в состояние полной дезорганизации. Вдали от положения равновесия система сможет приспосабливаться к своему окружению различными способами, это означает, что при одних и тех же значениях параметров возможно несколько различных решений;

– системы, в которых происходит самоорганизация, нелинейны , то есть на них не распространяется принцип суперпозиции. Совместное воздействие двух причин может привести к последствиям, резко отличающимся от результатов этих действий в отдельности. Влияние более слабых воздействий может оказаться значительнее, нежели влияние сильных, если первые окажутся адекватными собственным тенденциям системы. Примером может служить явление резонанса. Нелинейные процессы могут иметь пороговый характер: при плавном изменении внешний условий поведение системы изменяется скачком, если внешний параметр достиг критического значения;

– микроскопические процессы должны происходить согласованно (корпоративно или когерентно). Это означает, что система должна вести себя как единое целое. Здесь имеется существенное отличие саморазвивающихся систем от саморегулирующихся. Саморегулирующая система будет гасить отклонения при оперативном функционировании отрицательных обратных связей, что обеспечит сохранение прежнего качества. Наоборот, появление нового качества (т. е. самоорганизации) обусловлено накоплением и усилением отклонений (флуктуаций) в системе под действием положительных обратных связей.

31. В самоорганизации наблюдается два периода (рис. 3.3):

– плавное эволюционное развитие (адаптация ), в результате которого система достигает неустойчивого критического состояния;

– выход из критического состояния в новое устойчивое состояние (бифуркация), более сложное и упорядоченное.

32. Бифуркацией называется достижение системой критического состояния, выход из которого осуществляется скачком, причем выбор пути дальнейшего развития неоднозначен и непредсказуем.

33. Вблизи точки бифуркации флуктуации возрастают, после точки бифуркации флуктуации стабилизируются, наступает новое устойчивое состояние – порядок из хаоса.

34. Принципы универсального эволюционизма :

– идея всеобщего развития;

– объективный и познаваемый процесс самоорганизации;

– единый процесс развития неживой природы, живого вещества и человеческого общества;

– фундаментальная и неустранимая роль случайности и неопределённости;

– законы природы есть принципы отбора допустимых состояний из всех мыслимых;

– развитие представляет собой чередование медленных количественных и быстрых качественных изменений (бифуркаций);

– непредсказуемость пути выхода из точки бифуркации означает, что прошлое влияет на будущее, но не определяет его;

– устойчивость и надёжность природных систем есть результат их постоянного обновления;

– развивающаяся система эволюционирует вместе с окружающей средой, что называется коэволюцией .

Прежде всего, общество в определённой мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Общество в ходе своей жизнедеятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и создаёт. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью. Наконец, следует подчеркнуть, что общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Таким образом, воздействие общества на природу разнообразно не только по конкретному содержанию освоения богатств природы. Это воздействие разносторонне и по своей направленности на развитие природы: какие-то её возможности оно развивает и совершенствует, а какие-то разрушает. Одним словом, это воздействие представляет собой единство созидания и разрушения.

Сопротивление природы воздействию человека есть величина развивающаяся. Безграничны возможности природы, неостановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой – это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке – новое сопротивление природы. Видимо,
в этом нарастании сопротивления природы и кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества.

Одним словом, природа в своём противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой трудовой напор, познавательную мощь – оно много «недоберёт» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберёт» в своем преобразовательном рвении, то, в конечном счете, также придёт к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.

В ХХ веке, в период научно-технической революции, масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу.

(По материалам интернет-издания)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какие два проявления противоречивого воздействия общества на природу рассмотрены в тексте?
3. С какой целью общество изменяет природную среду? Как, по мнению автора, сопротивление природы воздействию человека связано с развитием общества?
4. Какие два барьера, по мнению автора, ставит перед человеком природа? Проиллюстрируйте примером авторский призыв к соблюдению меры
в преодолении этих барьеров.
5. Как автор оценивает результаты материальной деятельности человека в ХХ в.? С каким общественным процессом он связывает эти результаты? Используя факты общественной жизни, приведите аргумент, подтверждающий позицию автора.
6. Многие современные общественные деятели призывают общество изменить отношение к природе. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три возможных направления этого изменения.

С развитием промышленности и современных технологий во всем мире остро стал вопрос нарушения экологического равновесия. Эта проблема достигла такого уровня, при котором решить ее практически невозможно. Многое из того, что было уничтожено, к сожалению уже не удастся восстановить.

Нарушение экологического равновесия между природными факторами и деятельностью человека - это Это означает, что баланс между окружающей средой и обществом нарушен. Такая ситуация может привести к гибели человечества.

Степень нарушения может быть разная. Загрязнение - это самый маленький урон, который был сделан окружающей среде. В этом случае, природа может сама справиться с проблемой. В течение определенного времени она восстановит баланс, при условии, что человечество перестанет наносит ей вред.

Вторая степень - нарушение экологического равновесия. Здесь биосфера утрачивает свою способность к самовосстановлению. Для того, чтобы баланс пришел в норму, необходимо вмешательство человека.

Последняя стадия - самая опасная, и называется предел, при котором, восстановить первозданную экосистему становиться невозможным. Это экологическая катастрофа, к которой приводят необдуманные действия человека и его непозволительное уничтожение окружающей природы. Этот факт уже имеет место в некоторых районах земного шара.

Нарушение экологического равновесия - причины и последствия

Причины нарушения экологического равновесия связаны с развитием науки и техники. Неэкономичная трата природных ресурсов, вырубка лесных массивов, загрязнение водоемов - это то, из-за чего происходит экологическая катастрофа. Нанося вред природе, человек подвергает опасности свое существование. Это порождает большие неприятности человечества: демографический кризис, голод, нехватка природных ископаемых и уничтожение окружающей среды. Необоснованная ведет к исчезновению животных и птиц. Это приводит к изменению экологического равновесия. Если человечество не станет восстанавливать уничтоженные насаждения и не займется охраной вымирающих животных, то это приведет и к гибели человечества. Пока что эти проблемы можно решить.

Нарушение экологического равновесия в городе самое масштабное. Строительство зданий и вырубка парков приводят к засорению окружающей среды. Большое количество транспорта и отсутствие зеленых насаждений способствуют накоплению смога и углекислого газа. Вследствие этого происходит рост количества больных людей среди городского населения.

Развитие промышленности привело к увеличению вредных выбросов в атмосферу. Не многие руководители предприятий и заводов заботятся о защите окружающей среды. При таком положении дел человечество ожидает экологическая катастрофа.

Сейчас во многих странах остро поднимают вопросы защиты окружающей среды. Руководители стран и экологические комитеты обеспокоены изменениями, происходящими в природе. Многие производители налаживают экологически чистое производство. Так, например, стали выпускать электромобили, абсолютно безопасные для окружающей среды. Особо важным моментом является переработка отходов. Этот вопрос нуждается в немедленном решении. Многие страны всерьез занялись утилизацией и переработкой отходов жизнедеятельности человека. Очистить планету от мусора - это один из путей восстановления баланса между природным миром и обществом.

Каждый человек в ответе за свои действия. Загрязняя окружающую среду, мы наносим в первую очередь вред собственной жизни. Если все люди будут соблюдать определенные правила, которые поспособствуют сохранению природы, то можно надеяться, что экологическая катастрофа перестанет быть угрозой человечеству.