Древняя орнаментовка глиняной посуды. Семенов С.А. К изучению техники нанесения орнамента на глиняные сосуды Античная керамика типы орнаментов и сюжеты росписей

В данной статье мы с вами, дорогие читатели, рассмотрим стили вазописи Древней Греции. Это самобытный, яркий и потрясающий пласт античной культуры. Любой, кто своими глазами видел амфору, лекиф или скифос, навсегда сохранит в памяти их непревзойденную красоту.

Вазопись Древней Греции

Потрясающие образцы вазописи Древней Греции радуют глаз туристов и являются желанным предметом в коллекции многих ценителей искусства. Эти разноцветные сосуды восхищают разнообразием форм, сюжетов и красок.

В статье мы с вами рассмотрим стили вазописи, отталкиваясь от периодизации культуры Эллады. Греческие вазы (рисунки будут приведены далее) прошли путь от простого горшка, обожженного на костре, до шедевра античной живописи в виде краснофигурной амфоры-билингвы.

Благодаря своей исключительной красоте и утонченности, эти предметы быстро стали популярным импортом в разные части Европы и Азии. Их находят как в кельтских захоронениях, так и в усыпальницах Ближнего Востока и Северной Африки.

Интересен следующий факт. Самые первые образцы были найдены в этрусских склепах, и изначально никто не связывал их с греками. Только в конце девятнадцатого века Иоганн Винкельманн доказал их эллинское происхождение. После такого открытия древнегреческая вазопись стала одной из важнейших тем в изучении античности.

Сегодня сосуды позволяют не только восстановить многие сферы жизни этого народа, но и датировать различные события, а также познакомиться с именами мастеров.

Центры и технологи вазописи

Благодаря находкам археологов сегодня многие музеи мира могут похвастаться образцами вазописи Древней Греции. Есть с острова Крит и коринфская керамика, черно- и краснофигурные амфоры, лекифы и прочие типы посуды.

В материковой части страны основными центрами производства были аттические метрополии Афины и Коринф. Кроме них еще встречаются мастера из Лаконии и Беотии. Именно в этих полисах изобрели разнообразные методы украшения сосудов.

Позже центр производства перемещается в Южную Италию. Так же как и в раннеэллинский период он перешел с Крита на материк. Здесь выделяются два города - сицилийская Чентурипа и южноитальянская Каноза.

Отдельно стоит остановиться на технологии, с помощью которой делались греческие вазы. Рисунки свидетельствуют об использовании гончарного круга уже во втором тысячелетии до нашей эры.

Глина подбиралась по цветам. В отдельных районах она была разного окраса - от желтого до бурого. В случае если материал был очень маслянистым, в него добавляли шамот и песок. Кроме этого, глину специально «старили». Процесс включал в себя долгое выдерживание сырья во влажном помещении после промывки. Вследствие этого она становилась очень эластичной и податливой.

Затем материал вымешивали ногами и клали на гончарный круг. Готовый сосуд сушили в тени несколько дней, после наносили роспись. Только после всех этих процедур предмет подвергался обжигу.

Эгейский период

Самыми ранними примерами этого вида искусства являются сосуды минойской, минийской и микенской керамики. Первая, в частности, еще зовется вазопись Камарес (по названию грота на острове Крит, где впервые были обнаружены образцы).

Как мы говорили ранее, подобная роспись керамики появляется примерно в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Первый период, который соотносится с раннеэлладской или эгейской эпохой, разделяется учеными на несколько подпериодов.

Первый длился примерно до двадцать первого века до нашей эры. В это время преобладали простые геометрические орнаменты на одноцветных стенках сосудов. Далее ему на смену приходит стиль Камарес. Он выделяется среди современной ему керамики. Главной отличительной чертой являются белые спиральные и цветочные элементы, которые наносились на матовый фон сосуда.

В семнадцатом веке до нашей эры характер рисунка значительно меняется. Теперь преобладающими становятся морские элементы: осьминоги, рыбы, кораллы, наутилусы, дельфины и прочие. С середины пятнадцатого века в критской росписи наблюдается период упадка.

Но на материке развивается в это время так называемая «вазопись архаики». В первую очередь сюда следует отнести минийскую керамику. Она была тонкостенной, без рисунков. Этот вид гончарных изделий существовал с двадцать второго до середины шестнадцатого века до нашей эры. Его сменяет микенская керамика.

Семнадцатый век до нашей эры оказался переломным как в материковой Греции, так и на В это время здесь распространяется микенская культура со своими мотивами в вазописи. Исследователи разделяют ее на четыре периода, доводя до эпохи дорийского вторжения в страну (в одиннадцатом веке до нашей эры).

Если судить по рисунку, то в ранней микенской росписи преобладают простые матовые темные рисунки на Около пятнадцатого столетия до нашей эры их сменяют растения и представители животного мира. А в тринадцатом веке до рождества христового появляются человеческие фигуры и корабли. Последнее нередко связывается с которая относилась примерно к этому периоду.

Геометрика

В середине двенадцатого века изобразительное приходит в упадок вместе с остальной культурой. Период до десятого столетия считается «темным временем» в развитии этого народа.

Если говорить о керамике, то в данную эпоху выделяют три стиля росписи. С приходом дорийцев большая часть достижений микенской культуры пропадает. До середины одиннадцатого века был этап «субмикенской» традиции, когда сохранились формы сосудов, но исчезли рисунки на них.

После наступает период протогеометрического орнамента. В основном керамика характеризовалась двумя горизонтальными круговыми полосами возле горлышка и посередине сосуда. Между ними обычно располагались концентрические окружности, которые создавались с помощью циркуля.

Значительно усложняется композиция в десятом столетии до нашей эры. Теперь появляются меандры одинарные и двойные. Зачастую геометрические объекты исполняли роль фриза на стенке сосуда. Под ними находились стилизованные изображения людей, растений и животных.

Постепенно древнегреческая культура прогрессировала. В период жизни Гомера появляется тенденция к уменьшению площади геометрических фризов, которые заменяются военными процессиями с колесницами или чередой разнообразных диковинных зверей.

Преобладающим цветом рисунков был черный или красный на белом фоне. В этот период все антропоморфные фигуры изображались схематично. Тело у мужчин было в виде перевернутого треугольника, голова - овал с намеком на нос, а ноги изображались двумя цилиндрами (бедро и голень).

Веяния востока

Постепенно древнегреческая культура совершенствуется. Изображения усложняются, происходит процесс заимствования элементов из искусства восточных народов. Особенно в этот период выделяется Коринф. В ближайшее столетие этот полис станет единственным центром вазописи.

Итак, в седьмом веке до нашей эры греческие мастера начинают перенимать мотивы с импортных тканей и ковров. На стенках сосудов «поселяются» сфинксы, львы, грифоны и прочая живность.

Также характерной чертой данной эпохи является «боязнь пустоты». Так исследователи назвали оригинальную особенность, которой отличалась древнегреческая вазопись коринфского стиля. На всей площади поверхности старались не оставить ни одного незаполненного места.

Именно коринфские гончары заложили основу целой эпохи в керамике. Тройной обжиг, который они изобрели, впоследствии себя показал в чернофигурных амфорах, о которых мы поговорим далее.

Ориентализирующий стиль исследователи разделяют на коринфский и аттический периоды. В первом из них вазопись развивалась от схематических животных до натуральных изображений зверей и детальной прорисовки мифологических существ. Главное правило гончаров заключалось в максимальном использовании внешней поверхности горшков. Эти сосуды можно сравнить с полотном живописца или гобеленом, обтягивающим вазу.

Аттический же период характеризуется тесьмой геометрических элементов на горлышке и возле донышка. Большая же часть стенки выделялась для фигур животных и изредка растений, которые выполнялись черной краской.

Чернофигурные вазы

Следствием развития коринфского и раннеаттического стиля стала чернофигурная вазопись. Это одна из двух самых знаменитых и значимых техник в античном мире, наряду с краснофигурной.

Особенностью данного этапа производства было то, что гончары выделяются в отдельный слой мастеров. Они работали исключительно над созданием формы сосуда и закреплением готового образца. То есть эти ремесленники лепили из глины и обжигали изделия. Росписью керамики занимались исключительно рабы, которые считались значительно ниже гончаров по своему положению.

Подготовленный сосуд обжигался до состояния «сырца». Не совсем затвердевшие стенки позволяли еще делать насечки и наносить слой подготовленного материала, который впоследствии становился потрясающим украшением. Далее изображение создавалось с помощью глянцевой глины и специального резца.

Ранее считалось, что подобная керамика покрывалась лаком, однако последние исследования доказали, что именно шликер (глянцевый тип глины) после обжига делает такой поверхность сосуда.

Таким образом, чернофигурная вазопись родилась в стенах Коринфа, в мастерских ремесленников, которые стремились привнести частичку загадочного востока в будничную жизнь эллинов.

Но после ориентализированного стиля, в котором преобладали животные, появляется собственно чернофигурная керамика. В ней уже главенствуют изображения людей. Основными мотивами были пиры, празднества и сюжеты Троянской войны.

Такое производство просуществовало с седьмого до середины шестого века до нашей эры. На смену ему приходит краснофигурный стиль в керамике.

Краснофигурная вазопись

Считается, что краснофигурная вазопись появилась в тридцатых годах шестого века до нашей эры. Афинянин Андокид, будучи учеником мастера чернофигурной керамики, начал впервые экспериментировать с цветами. Фактически он просто сделал все наоборот. Не черный рисунок на фоне необожженной глины, а черный фон, в котором вырисовывается изображение из естественного цвета материала.

Именно этот период знаменит негласным соревнованием между вазописцами, которых в науке часто называют «пионерами». Они работали в разных городах, однако часто оставляли друг другу на вазах послания. Например, на одной из амфор найдена надпись «Эпифаний никогда так не умел». Авторство граффити приписывают мастеру Эвфимиду.

Таким образом, краснофигурный стиль вазописи распространяется достаточно широко. Он шагнул уже за пределы Греции. Подобную технику росписи сосудов находят в Южной Италии. Также она была популярна среди этрусков.

Примечательно, что в этот период происходит некоторый отход от детализации и натурализации образов. Количество героев на сосудах сокращается, зато начинает профессионально использоваться перспектива, движение и прочие художественные методики.

Теперь мастера специализируются не на сюжете или определенном типе образов (животные, люди, растения…). Отныне вазописцы разделяются по типу сосудов. Были художники, работавшие исключительно с амфорами. Также к наиболее распространенным видам керамических изделий относятся чаши, фиалы, лекифы и диносы.

Рисунок на белом фоне

Древнегреческая вазопись продолжала развиваться. На смену красно-черным сосудам билингвам приходит совершенно новая техника украшения изделий. Теперь фон делается не черным или натуральным, а белым. Также в этот период мастера продолжают уделять внимание исключительно отдельным видам сосудов.

В частности, роспись по белому фону применялась на терракотовых алабастронах, лекифах и арибалах. Считается, что первым в данной технике работал Псиакс. Он в 510 году до нашей эры создал лекиф в этом стиле. Но самым знаменитым вазописцем по белому фону считается Пистоксен.

Этот мастер работал «четырехцветной техникой». Он использовал лак, краски и позолоту. Сам же белый достигался за счет известняковой глины, которой покрывался «сырец».

Подобные стили вазописи уже отходят от первоначального украшения керамических сосудов. Теперь создается совершенно новое направление в искусстве, вроде оригинальной живописи.

Этот период стал одним из завершающих в истории древнегреческой вазописи. Далее производство шагнуло за пределы страны в колонии и соседние государства. Кроме этого, теперь происходит отход от сцен с богами и животными. Новые мастера сосредоточили внимание на бытовой жизни греков.

Появляются сосуды с женщинами, занимающимися повседневными делами, изображаются театр, игра на музыкальных инструментах, празднества и прочее.

Гнафии

Постепенно искусство вазописи перемещается из греческих метрополий в колонии. Особенно сильными были южноитальянские мастера. Наиболее древним и распространенным их стилем была гнафия. Это специфическая и очень красочная техника росписи, которая появляется в начале четвертого века до нашей эры.

Ей свойственен громадный ассортимент цветов. Здесь были зеленый и коричневый, красный и оранжевый, желтый и золотой, белый, черный и другие. Сюжет также характеризовались на начальном этапе многообразием. На сосудах встречался Купидон, повседневная работа женщин, праздники в дни почитания Диониса, театральные выступления и прочие.

Однако в тридцатых годах четвертого столетия до нашей эры происходит резкое ограничение средств выражения и сцен. Теперь применяется только белый и черный цвета, а орнамент сильно упрощается. Изображаются в основном растения, вроде винограда, плюща и лавра, а между побегами и лозами иногда встречаются людские лица.

Таким образом, греческая вазопись начинает распространение по всему средиземноморскому региону в период краснофигурной керамики. Ведь именно из этой техники и родилась гнафия, как ее продолжение.

Каноза и Чентурипе

Отныне греческая вазопись, пройдя период гнафии, превращается в атрибут ритуалов. Римских граждан больше интересовало оружие, а посуда употреблялась самая простая и практичная.

На заключительном этапе выделяются два центра производства - Каноза и Чентурипе. В первом делали сосуды, расписывая их водорастворимыми красками. Эта посуда не обжигалась и не была в употреблении. Ее просто клали в усыпальницы.

Сицилийские мастера из Чентурипе пошли дальше. Они даже не трудились сформировать целый сосуд. Производились и расписывались отдельные части, которые расписывались и украшались лепниной. Затем в склепах и саркофагах черепки пристраивали друг к другу, создавая подобие целого кувшина, чаши или кубка.

Окончательно изобразительное искусство Древней Греции переместилось на территорию Италии. Теперь латиняне пользовались опытом древних мастеров для украшения быта своих усопших родственников.

Как мы видим, роспись сосудов после упадка Эллады постепенно сошла на нет и канула в Лету. Римская империя строилась как государство воинов и патрициев, а не философское общество исследователей и изобретателей.

Таким образом, в данной статье мы с вами поговорили об античной вазописи. Это самобытный вид искусства, который украшает через два тысячелетия не один мировой музей. Шедевры вазописи Древней Греции до сих пор удивляют исследователей и ценителей живописи.

Успехов вам, дорогие читатели! Долгих путешествий и красочных впечатлений.

Благодаря раскопкам было выявлено, что гончарное искусство в древности имело широкое развитие и распространение. Зачастую глиняные сосуды использовались для приготовления пищи, так как являлись самой прочной и долговечной посудой.

Помимо этого, в утвари из обоженной глины хранили засушенные фрукты, носили воду как для питья, так и для умывания. В зависимости от формы изделия каждый сосуд имел свое предназначение. В опарницах замешивали тесто, в кринках подавали напитки к столу, в горшках варили щи, в ценинных (покрытых глазурью) сосудах хранили квас, мед, брагу.

Создание сосудов

Более древнее изготовление емкостей ручной лепкой позже переросло в формовку изделий с помощью гончарного круга и печей для обжига.

Дно сосуда изготавливалось из длинной сырой глиняной полосы, накручивающейся на столешницу ножного приспособления в виде спирали. Затем из этой же ленты формировалось тело и горлышко изделия. После создания начальной формы сосуда его стенки заглаживали, скрепляя ленточные витки и делая поверхность ровной.

При другом способе сосуд формировался из одного куска глины путем вытягивания сырого материала вверх на вращающемся круге, одновременно мастер придавал изделию правильную форму.

Существовал еще и третий метод, в котором использовались формочки. Еще сырой и не совсем готовый сосуд вынимался и просушивался.

Первые горшки из глины имели неровную, грубую поверхность с конусообразным днищем и широким горлышком. Позже дно изделий стало более плоским и устойчивым.

Самым распространенным глиняным сосудом являлся низкий горшок без ручек округлой формы. Он был устойчив, имел широкое горлышко и применялся на кухне в различных целях.

Горшок с ручками назывался братиной и использовался для подачи пищи к столу.

Сосуд для жидкости был меньшего размера, имел ручку и сливной носик. Называлась такая посуда ендовой. К разновидности данной емкости относится кувшин.

В 19 веке сосуды из глины заменили металлическими чугунками, кастрюлями, ковшами и различной современной утварью.

Роспись на сосудах , на которые Древние греки наносили специальные краски, а после обжигали предметы быта, называют «вазопись». Керамика имела огромное значение для греков. Они выдумали огромное количество, разных по типу, виду и предназначению, ваз, кувшинов, амфор и других сосудов.

Древнегреческая вазопись изучается учеными по историческим периодам. Начинаются они с Минойского (3 век до н.э.). На протяжении столетий культура живописи и росписи сосудов менялась вплоть до эллинизма (предхристианский период). Во времена процветания Греции, когда царил мир, искусство и культура развивались интенсивно. Среди художников, которые стали наиболее известны:

    Тиманф.

    Зевксис.

    Паррасий.

    Аполлодор Афинский.

    Эксекий.

    Пасиад.

    Харес.

    Известно, что Аполлодор создал неповторимую технику росписи, которую позже назвали «светотенью». Художника стали называть Тенеписцем. Греки не сохранили секрет создания росписи в светотени, но методика была вновь создана. Правда, намного позже, в эпоху Возрождения.

    Художественные произведения Древние греки выводили на второй план. Главенствовала роспись по керамике. Вазопись – это целое искусство, которое дало огромный толчок и живописи греков. Наиболее привычные для греков формы ваз называли:

    амфора;

    кратер;

    килик;

    гидирия.

Были и другие разновидности сосудов. Всего их насчитывается более 50 видов. В амфорах хранили вина, масло. Из килика вино пили. Кратер напоминал чашу. Название «гидрия» говорит само за себя. В ней хранили воду.

Техника росписи: от простого – к сложному

Вазопись начиналась с совсем простых узоров. Среди них – несложные геометрические фигуры (треугольники, квадраты, круги, прямоугольники), волнистые линии, жирные точки. Позже орнаменты усложнились. Со временем появились сюжеты из жизни. Историки отмечают, что по рисунку на одной вазе можно было судить о жизни целой семьи. Детально прорисовывались лица людей, одежда, предметы интерьера и быта, животные, растения. Рисовали и сцены из истории. Некоторые узоры были довольно причудливыми. Изображали пиршества, сцены войны, мифологические сюжеты.

Яркими представителем Минойской эпохи считаются глиняные кувшины с непринужденными орнаментами. Цветочки и завитки наносили на черный фон белой краской. Нравилось грекам изображать на кувшинах морские мотивы. Среди них дельфины, осьминоги, коралловые рифы, водоросли.

Менялась и техника нанесения рисунка. Использовали разные типы красок. Большинство из них после обжига меняли цвет, темнея. Чаще они превращались в оттенки коричневого или красного. Добавляя черного, мастера добивались непревзойденного сочетания цветов. Со временем художники изобрели черный лак и покрывали им пространства между фигурами и узорами на вазах, а сами картинки были темно-бардового оттенка.

Позже вазописцам понравилась роспись по белой основе. Такие орнаменты считались высшим пилотажем. Линии же белой краской на темном фоне использовали для изображения женщин, чтобы подчеркнуть их белую кожу. Мастера начали применять большее разнообразие цветов. Появились: желтый, оранжевый, зеленый, синий и их оттенки. Их наносили как на белый, так и на черный фоны.

Считалось, что только один рисунок или персонаж на вазе – это недоделанная работа. Амфоры и кувшины расписывали полностью, по самое горлышко. На нем, чаще всего, красовался незатейливый орнамент. Главный же рисунок находился на самой вазе. Многие мастера не ленились ставить автографы на своих произведениях.

В рисунках и сюжетах, которые наносили на сосуды Древние греки – оттенок быта, культуры, традиций, обычаев, истории этого народа. По заявлению археологов, среди находок на раскопках Древнегреческих поселений и городов, больше всего керамических изделий. Где бы ни селились представители греческого народа, исследователи отмечают наличие среди предметов быта расписных горшочков и ваз.

Кроме греческой митрополии, ареалом распространения вазописи стали:

  • Малая Азия.
  • Острова в Эгейском море.
  • Крит.
  • Кипр.
  • Южная Италия.

По мере развития торговых путей, греческая керамика попала в Египет, на Ближний Восток, в Северную Африку.

Археологи подметили один интересный факт: любой предмет посуды из глины, не говоря уже о декоративных кувшинах и вазах, греки расписывали. Обязательным было делать подарки и подношения в виде расписанной посуды монахам, старцам, служителям храмов. Керамические предметы быта вкладывали в могилы при захоронениях.

Широкий след в культуре Древней Греции оставила Микенская керамика. Этот период датирован 1600 гг. до н.э. Образцы росписи значительно отличаются от ранних. На вазах корабли и люди, все в темных тонах.

Позже не все из геометрических рисунков были просты. В 900 гг. до н.э. в Греции процветает геометрика. С ее развитием меняются и узоры на кувшинах. Изначально круги и эллипсы выводили при помощи циркуля. Фигурки логически чередовались, образуя цепочки и превращая простой орнамент в замысловатый рисунок. Такие чередования отделяли друг от друга горизонтальными линиями.

Не только греки влияли на остальной мир, «давая моду» на орнаменты и роспись вазонов. Со временем в традиционные мотивы были привнесены древнеегипетские сюжеты. Появились сфинксы и львы. Но по технике больших отличий от раннего периода не произошло.

Разновидности сосудов в Древней Греции

Древние греки выдумали массу традиционных и причудливых форм кувшинов для воды и других жидкостей. Среди них:

  • Амфора . Этот сосуд овальной формы, имеет 2 ручки. Традиционный объем – чуть больше 25 литров.
  • Алабастр . Сосуд с плоским горлом, к которому крепилось «ушко», чтобы удобнее было вешать на стену. Хранили в этом небольшом кувшинчике парфюмерные компоненты.
  • Динос . В нем смешивали спиртное. Чаще – вино. По виду этот сосуд напоминает кувшин на подставке.
  • Гидрия . Удлиненный сосуд, в котором хранили воду или напитки для пиршеств. Чаще у таких кувшинов расписывали только ручки.
  • Канфар . Очень похож на кубок с ручками и высокой ножкой.
  • Киаф больше похож на чашу с одной ручкой, длинной и изогнутой. Применялся для зачерпывания жидкостей. Им меряли не только воду, но и сыпучие вещества. Объем киафа – примерно 45 мл.
  • Килик . Плоская чаша на ножке, имеющая пару ручек.
  • Кратер играл роль емкости для разбавления крепких вин. Горло его довольно широкое.
  • Скифос . Почти полулитровая чаша с 2 ручками. Предназначался для напитков.
  • Стамнос . Овальный, сплющенный сосуд для вина с тонким горлышком.

В основном любые сосуды использовали для хранения жидкостей или украшения пиршеств. Некоторые кувшины специально расписывали к важным датам и празднованиям. Эти сосуды служили исключительно для гостей, часто им их дарили.

Процесс росписи в Древней Греции

Расписывали глиняные сосуды перед обжигом. После того, как глине была предана форма и заготовка высыхала на солнышке, мастера приступали к нанесению грунтовки – основы для рисунка. Базой служил раствор шликера или минеральный жидкости. Затем наносили орнамент. Сосуд ставили на колени и начинали работу. Краску брали кистями различной формы и величины.

Применялись и циркули, деревянные палочки, металлический инструмент. Позже, когда рисунки намного усложнились, мастера сначала делали наброски, а затем рисовали «чистовой» вариант. В завершение ставили автограф, давали краске подсохнуть и отправляли изделие на обжиг. В редких случаях перед обжигом на дне или сбоку внизу прочерчивалась цена амфоры или скифоса.

Большие декоративные вазы, на которых было где «разгуляться» мастеру, представляли собой целые произведения искусства. Мотивы росписи посвящали богам Древней Греции, людям - героям мифов. Вреди таких изображений меньше всего было сцен быта Древних греков. Широкое распространение получили картины пиршеств, свадебных обрядов, олимпийские соревнования или сцены из повседневной жизни спортсменов, их тренировок.

Позже изобрели краски, которые не требовали проведения обжига. Называли такие вазы «канозскими». В быту ими почти не пользовались. Предназначались они для закладывания в захоронения. Украшались сосуды и лепниной. Делали это, преимущественно, мастера Сицилии. Некоторые техники, которые не получили повсеместное распространение, а были характерны лишь для определенных местечек. Наиболее популярными стали амфоры Афин , Лаконии, Беотии.

    Остров Сими

    Остров Сими принадлежит к числу самых красивых и наиболее посещаемых на Додеканесе. Прежде всего, поражает красотой порт, который называют самым красивым в Греции. Город взбирается террасами по склонам выходящих к берегу холмов. Построен он преимущественно в 19 в. Дома с балкончиками и черепичными крышами, окрашенные в различные тёплые цвета. Город объявлен памятником архитектуры, и перестройка старых зданий и строительство новых категорически запрещается.

    Риторика в древней Греции

    Приметы и суеверия в Греции

    В Греции православное (ортодоксальное) христианство является официальной государственной религией, но, несмотря на это, греки не отличаются особой религиозностью и верят в некоторые приметы. Например, много интересных примет связано с приглашением гостей. Особенно важным считается гость, первым вошедший в дом в наступившем новом году.

    Демокрит

    Демокрит Абдерский является одним из великих философов античности, именно он одним из первых положил начало материалистической философии и атомистике (направление натурфилософии). Демокрит родился около 460-го года в городе Абдеры(Авдыра), который располагался во Фракии.

    Греческий эталон красоты

Древняя Греция. История и формы.

Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Считалось, что возникновение керамики напрямую связано с переходом человека к оседлому образу жизни . Ещё недавно первые известные нам образцы керамики относились к эпохе верхнего палеолита . Однако, найденные в 1993 году горшки из Сяньжэньдон слеплены 20 тысяч лет назад. Древнейший предмет из обожженной глины датируется 29-25 тысячелетиями до нашей эры.

Древнегреческая керамика благодаря своей относительной долговечности является хорошим археологическим материалом для изучения искусства, быта и истории Древней Греции. Вазопись Древней Греции включает в себя роспись сосудов различных исторических периодов, начиная от догреческойминойской культуры и вэл линизма, то есть, начиная с2500 г. до н.е. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлениюхристианства .

Греческая керамика является наиболее распространенной находкой вархеологических исследованияхантичной Греции, обнаружить ее можно во всем ареале расселения древних греков. Первые предметы греческой вазописи были найдены вновое время вэтрусских захоронениях.

Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, который использовался для хранения, приема пищи, в обрядах и празднествах. Изделия керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Пройдя сильный обжиг, устойчивы к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческий вазопись незаменим при установлении возраста археологических находок. Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многихгончаров и вазописцы, начиная сархаического периода . В случае, если ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у искусствоведов принято давать вазописцы "служебные" имена. Они отражают либо тематику росписи и ее характерные черты, либо указывают на место обнаружения или хранения соответствующих археологических объектов.

1. Технология изготовления и гончарные мастерские

Процесс изготовления керамики в античные времена восстанавливается учеными на основе анализа глины, результатов раскопок античных гончарных мастерских, сравнение их с современными аналогами и результатов искусствоведческих исследований росписи ваз. Источниками информации также сцены из жизни гончаров и вазописцы сКоринфских глиняных табличек. Изображение гончарных мастерских сохранились на 16аттических вазах и на одномБеотийский Скифос . Гончарная мастерская.Коринфская Пинака с Пентескуфии. -550 гг.до н.э. Лувр

1.1. Глина

Для успеха в гончарном искусстве решающее значение имеет качествоглины . Горная порода должна быть выветрен. Исходный материал часто размачивается на месте добычи и смешивается с другими добавками, которые предоставляли глине желаемый цвет после обжига. Глина в Коринфе имела желтоватый оттенок, в Аттике - красноватый, в нижней Италии - бурый цвет. Перед обработкой глина подвергалась очистке. Для этого в гончарной мастерской глину размачивают или промывали в большой емкости. При этом крупные частицы глинозема опускались на дно, а органические примеси поднимались к поверхности воды. Глиняная масса помещалась затем во второй бак, где из нее удалялись излишки воды. Далее глину вынимали и долгое время выдерживали во влажном состоянии. Во время такого созревания глина "стареет" и становится эластичной. Слишком жирные (мягкие) сорта глины перед обработкой смешивали с песком или размолотым керамическим боем для того, чтобы "обезжирить" их, сделать глину прочнее. Поскольку на украшенных росписью афинских вазах отсутствуют следы "обезжиривания" глины, можно сделать вывод, что они были изготовлены из очень хорошо "состаренной" глины.

2. Древнегреческий вазопись

Протогеометричний и геометрический стиле

С упадком микенской культуры последорийского вторжения все достижения бывшего вазописи потеряны. В течение примерно века существуетсубмикенского керамика , для которой характерно полное отсутствие орнамента (в отдельных случаях она украшена несколькими простыми линиями). Около1050 до н.е. в греческом искусстве распространяются геометрические мотивы. На ранних этапах (протогеометричний стиль) до900 до н.е. керамическая посуда расписывался обычно большими строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз были также проведены с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрическихорнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделенными друг от друга огибающим сосуд горизонтальными линиями. В период расцветагеометр , начиная с 900 г. до н. е., происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении переменные одинарные и двойныемеандры . К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины вфризовиднимы процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях все чаще преобладают черные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII века до н. е. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.

2.2.2. Ориентализирующим стиль

Начиная с725 до н.е. в изготовлении керамики лидирующее положение занимаетКоринф . Начальный период, которому соответствует ориентализирующим, или иначепротокоринфський стиль, характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов имифологических изображений. Положение, очередность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображениягрифонов ,сфинксов ильвов . Техника выполнения аналогична чернофигурным вазописи. В настоящее время уже применялся необходимое для этого трехразовое обжига.

2.2.3. Чернофигурная вазопись

Со второй половиныVII века до началаV век до н.е. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль керамики. Все чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятсяпиры , битвы, мифологические сцены, рассказывающие о жизниГеракла и оТроянской войне . Как и в ориентализирующим период, силуэты фигур прорисовываются с помощьюшликера или глянцевой глины на подсушенные необожженной глины. Мелкие детали прочерчивают штихелем. Шейка и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (так звванипальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала черный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур.

Другие центры производства керамики, как, например,Афины , заимствовали технику коринфского вазописного стиля. К570 года до н.е. Афины даже превзошли Коринф по качеству своих ваз и размаху производства. Эти афинские вазы получили в искусствоведении название"аттическая чернофигурным керамика".

Впервые мастерагончарства и художники-вазописцы стали с гордостью подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории искусства. Самым знаменитым художником этого периодаЭксекий . Кроме него широко известны имена мастеров вазописиПасиада иХареса . Начиная с530 года до н.е. с появлением краснофигурного стиля чернофигурная вазопись теряет свою популярность. Но и в V веке до н. е. победителям спортивных соревнований на так называемыхПанафинеях вручалисьПанафинейских амфоры , которые выполнялись в чернофигурным технике. В концеIV век до н.е. даже наступил короткий период ренессанса чернофигурным вазописи у этрусков.

2.2.4. Краснофигурная вазопись

2.2.6. Вазы-гнафии

Вазы-гнафии, названные по месту первого их обнаружения в Гнафии (Апулия), появились в -360 годах до н.э . Эти вазы родом из нижней Италии получили широкое распространение в греческих метрополиях и за их пределами. В росписи гнафий по черном лаковом фона использовались белый, желтый, оранжевый, красный, коричневый, зеленый и другие цвета. На вазах встречаютсясимволы счастья, культовые изображения и растительные мотивы. С концаIV век до н.е. роспись в стиле гнафии стала исполняться исключительно белой краской. Производство гнафий продолжалось до серединыIII век до н.е.

2.2.7. Вазы из Канозы

2.2.8. Вазы из Чентурипе

Как и в случае с канозськимы вазами,чентурипськи вазы получили лишь местное распространение вСицилии . Керамические сосуды составлялись воедино из нескольких частей и не использовались по своему прямому назначению, а лишь вкладывались в захоронения. Для росписи чентурипських ваз использовалисьпастельные тона по нежно-розовом фоне, вазы украшались крупными скульптурными изображениями людей в одежде различных цветов и прекрасными аппликативного рельефами. На чентурипських вазах изображались сценыжертвоприношения , прощания и погребальных обрядов.

Форма

Многообразие форм может продемонстрировать вот эта картинка:



Вообще-то, если разобраться, вазы - это посуда. Посуда нужна в хозяйстве всегда, потребность в ней, видимо, появилась тогда, когда древний человек понял необходимость запасать продукты....А потом он научится и готовить в ней пищу. Когда-то очень давно, в эпоху неолита, кто-то догадался слепленный из глины предмет бросить в огонь. Он приобрел твердость, и так родилась керамика. Мы и сегодня охотно пользуемся керамической посудой и, похоже, человечество еще долго от нее не откажется, несмотря на то, что у нас есть обилие других материалов для производства посуды всех форм.
Каждый, кто хоть немного интересовался историей и археологией, знает, что керамика является важным маркером для датирования культурных слоев, открывающихся при раскопках. Именно потому, что она сопровождала человека многие тысчелетия и потому, что ученые знают, как она развивалась и изменялась на протяжении всех этих веков в зависимости от места расположения на земле.
Почему древние греки придумали такое множество форм для своих ваз? Форма сосуда определялась в зависимости от того, для хранения каких продуктов она предназначалась. А хранили древние греки в основном оливковое масло, вино и воду, а также сыпучие продукты. Конечно, появилась потребность и подавать питье и еду к столу, и разливать вино, и формы античной керамики множились и совершенствовались.
Но чтобы описать, чем отличаются друг от друга разные сосуды, сначала нужно освоить, как принято называть части вазы. Для этого очень удобна эта картинка:


Пожалуй, самая известная нам из греческих ваз - амфора . Вряд ли есть человек, который не слышал о ней.
Амфора (с древне-греческого ἀμφορεύς «сосуд с двумя ручками» - сосуд яйцеобразной формы, иногда с суженной нижней частью и расширенной верхней, с узким горлом, с двумя вертикальными ручками, служил для транспортироваки вина и масла. Амфоры и украшали быт древних греков, и были практичны в повседневной жизни. В амофрах было удобно хранить вино: закрыть узкое горлышко воском или смолой, и вино, находящееся в нижней широкой части не испарялось и сохранялось дольше. Осадок накапливался в нижней узкой части и не взбалтывался, когда вино наливали из амфоры. Амфору благодаря ее конусовидной нижней части было легко зарыть в землю и тем самым сохранять вино при более низких температурах.



Благодаря продолговатой округлой форме амофры их было легко укладывать веером в трюмы древних кораблей. Собственно, амфоры были древней тарой.
Это амфора из Берлинского Старого музея (снимать там не запрещается, но все экспонаты под стеклом). Изображения на вазах - это отдельная очень увлекательная и обширная тема, поскольку разбираться, какой сюжет изображен художником на каждой из них, углубляясь параллельно в чтение Мифов Древней Греции - невероятно интересное занятие, но это - материал для многих книг, а не для одного рассказа)



Было бы ошибкой полагать, что амфорами пользовались исключительно греки. Их находят при раскопках на очень обширной территории, немало их в Причерноморье и в Крыму, например.. и это потому, что греческие амфоры были очень ценимы скифскими царями. (разыскивая информацию для статьи, я много раз видела упоминание таких фактов. Если вы помните, недавно даже Путину повезло нырнуть и - о, чудо! - вынырнуть с древней амфорой в руках:))
Амфоры часто запечатывались глинянной пробкой, которую фиксировали смолой или гипсом. На ручке амфоры греками ставилось клеймо с указанием города-изготовителя (Синопа, Херсонес Таврический), а римляне вешали на ручки ярлычок, например, с указанием сорта вина.


Гидрия (лат. Hydria), иначе Кальпида (лат. - Kalpis) - сосуд для воды, имеющий три ручки: две небольшие горизонтальные по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку. Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово.
Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Изображения таких сценок из жизни можно увидеть и на рисунках, изображенных на самих вазах.
Иногда гидрии использовались также как урны для хранения пепла умерших.
Лично мне очень понравилась идея трех ручек: за две удобно нести воду, а также подставлять сосуд под струю воды, а третья нужна, когда наклоняешь сосуд, выливая из него воду, а также удобно нести пустой сосуд, держа его за вертикальную ручку.

Вот гидрия из колекции Эрмитажа, датируется 510 годом до нашей эры.


А вот гидрия из Метрополитен-музея, на которой изображена сценка наполнения гидрии из источника:)



Как мы видим из росписи на вазе, ничего не изменилось с шестого века до нашей эры: женщины, прийдя за водой, используют повод для того, чтобы всласть пообщаться:)
Канфары - широкие сосуды для питья с двумя ручками, что-то типа кубка. Чаще всего на высокой ножке. Изящные ручки канфара выступают за верхнюю линию сосуда. Канфар считался атрибутом Геракла и особенно Диониса: греческий Бог вина часто изображался с канфаром в руках.
Канфар из Афинского археологического музея

Это рисунок, изображающий бога Диониса с канфаром в руках. Нарисован он в 500 г. до нашей эры на блюде, которое хранится в Лувре.

Килик (греч. kylix, лат. calix - "круглый") - ваза, из которой пили вино. Это сосуд, имеющий вид плоской чаши на ножке или невысоком поддоне с двумя горизонтальными ручками. Килики были весьма рапространены. Снаружи и внутри килики украшали росписью. На многих киликах встречается надпись: «Chaire kai piei eu" (греч., "Радуйся и пей счастливо"). Повествовательные сцены изображали по окружности на наружной стороне чаш (в перерывах между возлияниями килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны)

Вот килик из Греции, датируемый первой четвертью 6-го века до нашей эры и являющийся экспонатом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.


Этот же килик изнутри


и он же снизу


КРАТЕ́Р (греч. krater, от kerannymi - "смешиваю") - древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой. Согласно обычаям, древние эллины смешивали одну часть вина с двумя частями воды - пить неразбавленное вино считалось проявлением дикости, неумеренности, хотя пьянство было распространенным явлением (вспомним Вакха). Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котлов, и двумя ручками по бокам.

Примеры кратеров:





ЛЕКИФ - древнегреческий керамический сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения.







Вот полюбуйтесь:

ОЙНОХОЯ (от греч. oinos - вино, cheo - лью) - древнегреческий сосуд для вина; представляет собой кувшин яйцевидной формы с одной ручкой и тремя сливами (носиками), из которого одновременно можно было наливать в три чаши.





ПЕ́ЛИКА (греч. pelike, от pleos - "полный") - тип древнегреческого сосуда для жидкостей с двумя ручками по бокам. Считается разновидностью амфоры. Однако, в отличие от амфоры, пелика имеет не сужающееся, а расширяющееся книзу тулово . У пелики имеются небольшая ножка и широкое устье с низким венчиком. Такой тип сосуда известен с конца VI в. до н. э. В период классики, в середине V в. до н. э., пелики чаще других сосудов использовали для сюжетной росписи , поскольку расширяющаяся форма этого сосуда позволяет размещать на нем многофигурные композиции.


Пелика "Афина и Геракл"

Это - пелика с изображением Амазономахии из собрания Государственного Музея имени Пушкина
Скифос (σκύφος) представляет собой керамическую чашу для пить. Скифосом был мифический кубок Геракла, поэтому скифос называют ещё и кубком Геракла.
Имеет суживающееся книзу тулово (нередко большой ёмкости) с двумя ручками у самого края широкого устья, на низком поддоне, нередко украшенное росписью.



Скифос с изображением Диониса и Силена из собрания Государственного Музея имени Пушкина





Эта красота - из Художественного Музея Вены.
Самый большой сосуд назывался пифос , имеющий яйцеобразную форму и острие в нижней части, то есть, установить вертикально такую вазу было невозможно. Её принято было заглублять в землю, а на расширении вверху прикрепляли 4 ручки, ваза использовалась в хозяйственных целях.




отсюда http://fotki.yandex.ru/users/dmi196607/view/89039/?page=0#preview
Динос (греч. dinos, deinos) – это тоже крупный сосуд с полукруглым туловищем, но без ручек, выполненный из керамики или металла. Часто динос устанавливался на искусно выполненной подставке. Он, как и кратер, служил для смешивания вина с водой.
Это динос из колекции Лувра



http://louvre.historic.ru/collect/greece/04/02.shtml
А это - днос из собрания музея изобразиетльных искусств имени Пушкина


Фото отсюда http://www.antic-art.ru/data/greece_archaic/36_dinos/index.php
В греческом застолье использовались также и мастосы , напоминающие по форме женскую грудь (μαστός). Характерной особенностью этих сосудов было то, что их невозможно было поставить на стол, не допив налитое в них вино. Такие сосуды изготавливали в Древней Греции во второй половине VI в. до н. э. Его широкое устье суживается книзу, выпуклые стенки заканчиваются небольшим выступом, напоминающим сосок.
Вот пример мастоса из Лувра (фото из Википедии)


Как видно из древних текстов, вино было непременным атрибутом мужских пиров - сисситий
Киафом
(греч. kyaphos - "кружка, ковш") назывался ковшик, с помощью которого наливали вино из кратеров в килики. Они имеют колоколовидное тулово с широким устьем и высокую петлеобразную ручку, обычно украшенную вверху шипом, а в средней части иногда связанную горизонтальной перемычкой.



Котилами также назывались древнегреческие вазы, которые по форме были похожи на скифосы.
Ритон (от греч. рέω - «теку») по своей форме напоминает рог животного. Он часто завершался в нижней части скульптурой, где находилось отверстие, и украшался рельефами и гравировкой. Пить из подобных сосудов можно было, приложив губы к верхнему широкому отверстию, или же направляя себе в рот струю напитка из дырочки, которая просверливалась на конце морды изображённого животного. Ритоны изготовлялись из металла (например, золота и т.д.), глины, кости, рога.



Древние воины носили с собой сосуд для питья с одной ручкой - некий прообраз современной фляги: кофон.



Некоторые источники утверждают, что кофоном назывался переносной светильник - этакая чашечка, в которой было налито масло и плавал фитиль. Этот кофон явно отвечает последнему описанию (он - из собрания Эрмитажа)

A лабастрон - грушеобразный или вытянутый сосуд цилиндрической формы с округлым дном, который, в отличие от ритона, мог стоять вертикально. Образцом для алабастрона послужила форма восточных сосудов из Египта, изготавливавшихся из алебастра, которому они, собственно, и обязаны своим названием.Алабастроны использовались для хранения ароматических веществ и жидкостей, преимущественно женщинами. Мужчины (в особенности атлеты) для ухода за телом пользовались в аналогичных случаях арибалами, которые носили на ремешке на запястье.

Арибал (αρύβαλλος) - сосуд небольшого размера округлой формы с узким втянутым горлышком, который расширялся у плоского венчика. Его название происходит от кожаного мешка, в который обычно вставлялась бутыль. У арибала широкая, в форме ленты, ручка.


Арибалл с изображением Геракла и льва, 4-й век до нашей эры, Коринф, Греция, из колекции Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Отсюда: http://www.antic-art.ru/data/greece_archaic/42_ariball/index.php

Смешанные формы арибалла с лекифом (сосудом с узким высоким горлом и длинной ручкой) называются арибаллическими лекифами. Они использовались как емкости для благовоний, ароматических масел, в том числе в заупокойном культе.
Аскос (по-гречески - трубка) - плоский сосуд округлой формы с ручкой на носике, применялся для хранения масел и заправки масляных ламп. Существуют формы аскосов с двумя носиками.


Пиксида – сосуд, имеющий цилиндрическую формы, с крышкой. Название происходит от греческого слова πυξός - «самшит», из которого они изначально вытачивались. Пиксиды изготавливались также из керамики, алебастра, металла или слоновой кости. Это своего рода шкатулки, которые использовались женщинами для хранения украшений и косметики.Пиксиды также часто находили в женских захоронениях.

До настоящего времени сохранилось лишь несколько пиксид, выполненных из дерева. Пиксиды также изготавливались из керамики, алебастра, металла или слоновой кости. Пиксиды использовались женщинами для хранения украшений и косметики.


Эту красавицу я сфотографировала в Берлинском Altes Museum

Племохойя - небольшой сосуд для хранения благовоний шарообразной формы на высокой подставке с крышкой, которая увенчивалась шарообразной головкой. Использовался в свадебных обрядах.

Псиктер (лат. Psykter), иначе бавкалид - древнегреческий керамический сосуд, по форме напоминающий гриб, получил распространение в Аттике во второй половине VI в. до н. э. Псиктер использовался вместе с кубковым кратером


Лидион - сосуд сферической формы с узкой конической ножкой. В верхней части широкое горлышко с горизонтальным ободом. Лидион получил свое название от лидийцев, создателей этого вида керамики. Возможно, форма сосуда имеет египетское происхождение. Использовался для хранения благовоний.

Лебес Гамикос (лат. Lebes Gamikos λέβης γαμικός - «свадебный лебес») - древнегреческий глиняный сосуд.

Лебес Гамикос представляют собой сосуды крупного размера и округлой формы, с длинным цилиндрическим горлышком и двумя ручками. Лебес Гамикос использовались на свадьбах и преподносились в подарок невестам. Лебес Гамикос также преподносили в дар богам плодородия.

Лебес Гамикос также находили в захоронениях.

Ольпа (лат. Olpa ) - древнегреческий кувшин для хранения благовонных масел и вина. Нижняя часть имеет выраженный объём, плавные линии формы ведут к широкому круглому горлышку. Ручка находится сбоку. Ольпа имеет меньший размер, чем ойнохойя.

Эпихизис (лат. Epychisis ) - античный сосуд цилиндрической формы, часто с двумя горизонтальными профилями-рантами, тонким горлышком, заканчивающимся отогнутым носиком с открытым сливом, и высокой изогнутой ручкой. Эпихизисы часто украшались росписью. Появился в южной Италии, в Апулии. Предположительно эпихизис являлся предметом женского обихода и использовался для косметических процедур.

Калаф (лат. Kalathos ) (греч. Κάλαθος ) - корзина, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах, в форме цветка лилии, изготавливалась из различных материалов: глина, дерево, благородные металлы. Калаф играл большую роль в празднествах, посвященных богиням Афине и Деметре, и являлся символом цветочной корзины Персефоны. Благодаря празднествам получили своё название древнегреческий керамический сосуд схожей формы и основание коринфской капители в виде плетёной корзины .



Калаф, найденный на осторое Сицилия, датируется 470 г. до н.э., на нем изображены Алкей и Сапфо. Государственное античное собрание, Мюнхен.

Кернос (лат. Kernos ) - древнегреческий керамический сосуд с чашечками на венчике. Был распространён в восточной части Средиземноморья. Предположительно использовался в ритуальных целях.

Лагинос - небольших рамеров плоский сосуд с узким горлом. Использовался для хранения ароматических масел.

Фиала - в Древней Греции плоская жертвенная чаша без ручек.

Фиалы преподносились в качестве даров, о чём свидетельствуют многочисленные изображения на древнегреческих вазах. Эта традиция была продолжена в других культурах - древними римлянами, которые использовали в религиозных обрядах патеры.

Фиала в руках воина, отправляющегося в поход

Несторида (лат. – Nestoris )– ваза с высокими, тонкими ручками, прикрепленными к горлышку и опирающимися на бока. Сосуд по форме и размерам похож на амфору, но использовался в ритуальных целях.

Лутрофор (лат. Loutrophoros ) - особая форма древнегреческой керамики. От других видов керамических сосудов лутрофор отличается длинным горлышком и ручками особой формы.

Лутрофор использовался для хранения воды в брачных и погребальных церемониях и тем самым по культовому назначению аналогичен лекифу или лебес-гамикос. Поэтому его часто обнаруживают в захоронениях незамужних женщин. Лутрофор также изображался на самих надгробиях как скульптура или рельеф. Многочисленные изображения лутрофоров можно встретить на кладбище Керамик в Афинах.



Гуттус, гут (лат. Guttus ) - сосуд в античной Греции для дозирования жидкости (масла или воды) по каплям. Он изготавливался из различных материалов и служил предположительно в качестве жертвенного сосуда. Точная форма и вид не дошли до наших дней, но в современной археологии с понятием гуттуса связывают маленький похожий на банку кувшин с круглой ручкой и маленьким коротким носиком в форме трубки, расположенным у верхнего края сосуда.



Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа».

План – конспект

Открытого урока.

Тема: «Керамика Древней Греции. Вазопись»

Предмет: История искусств.

Преподаватель: Трифонова Ольга Владимировна.

г. Тулун

2008г.

Урок «Керамика Древней Греции. Вазопись».

Цель:

    Сформировать у учащихся представление о формах античных сосудов и технологии их изготовления и дать понятия стилистических особенностей росписи античных сосудов.

    Приобретение учащимися навыков по отбору информации, умения выделить основные значимые моменты и творчески представить их в самостоятельной работе.

    Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся, продолжить формирование познавательного интереса к истории Древней Греции

Оборудование и материалы:

    Компьютер, проектор, доска

    Иллюстративный материал с изображением чернофигурных и краснофигурных греческих ваз.

    Литературный ряд: стихи О. Тарутина из книги “Что я видел в Эрмитаже”, Валерия Брюсова “Античные вазы”.

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

1.Знакомство с античной керамикой и технологией изготовления сосудов.
2.Углубление знаний о культуре древнегреческого общества.
1.Знакомство со стилями росписи античной керамикой и видами древних орнаментов.
2.Углубление знаний о духовных особенностях культуры древнегреческого общества.

Схема урока:

    Познакомить учащихся с различными формами античных сосудов.

    Знакомство с процессом изготовления керамического изделия.

    Познакомить учащихся с различными стилями росписи античных сосудов.

    Познакомить ребят с символическим значением древнегреческих орнаментов.

    Знакомство с процессом росписи керамического изделия.

Ход урока:

Организационный момент. (Эмоциональный настрой детей)

Беседа.

Продолжаем путешествие по Древней Греции. И сегодня нас интересует Афины а точней один из районов города – Керамик. От названия афинского предместья Керамик, где работали особенно искусные гончары, произошло слово “керамика”. Керамика - (от греч . keramikos глиняный, гончарный), изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали. Такие изделиявысоко ценилось в Древней Греции, а гончары и вазописцы пользова лись уважением и почетом.

Поэтическим прологом к уроку будет стихотворение Валерия Брюсова “Античные вазы”.

Они пленительны и нежны,
Они изысканно - небрежны,
То гармонически - размерны,
То соблазнительно – неверны,
Всегда законченны и цельны,
Неизмеримо – нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих.
От грозных и огромных пифов
До тонких, выточенных скифов,
Амфоры, лекифы, фиалы,
|Арибаллы и самый малый
Каликий, все – живое чудо:
В чертах разбитого сосуда,
Загадку смерти разреша,
Таится некая душа!
Глубокий мрак тысячелетий,
Расходится при этом свете!
И преданья мира – немы!
Как стих божественной поэмы,
Как вечно ценные алмазы,
Гласят раздробленные вазы,
Что их творец, хотя б на миг,
Все тайны вечности постиг.

1916 –1917 гг.

Приглашаю вас на выставку древнегреческих ваз. Приоткроем завесу времени и посмотрим на частичку древнегреческого базара ваз.

Выставка ваз (слайды)

Как и многие другие народы, греки считали, что первые люди были вылеплены из глины. Согласно мифу о сотворении мира повествующим, о том, как Бог Прометей стал месить глину, придал ей форму по образу и подобию своему, а Афина, по преданию, вдохнула в вылепленных им людей душу, она была покровительницей гончаров.

Гончар был подобно богу, лепя вазы, вдыхал в них свою душу.

В Древней Греции сложились три способа изготовления керамических сосудов.
- Самый древний способ – лепка сосуда вручную.

Сосуды лепили из жгутиков.

Или с помощью верёвочного каркаса, внутри или снаружи обмазанного глиной.

Позже появляется гончарный круг. Гончарный круг на Крите использовали уже во 2 тыс. до н. э. . Начиная с VIII в. до н. э., по мере отделения ремесла от земледелия, гончарное производство распространяется по всем греческим городам. Но всегда существовали центры, которые задавали тон и моду.

Ещё позже появляются изделия, изготовленные по форме, в Древнем Риме формовка изделий занимает ведущее место.


Что за тем нужно было сделать с керамическим сосудом?

Глина, обожженная в костре – первый искусственный материал, полученный человеком. Есть старая русская загадка: “ Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил. А стар стал, пеленаться стал”.

О чем говорится в загадке? (ваши варианты)

копанцы” - ямы, где добывали глину. Найти нужную глину это совсем непростое дело. Например, хорошего качества бурую и красную глину добывали в 12 км. от Афин со дна реки Кефис, а в Коринфе использовали местную, беловатую глину, которая после обжига приобретала бледно-зеленый или буроватый оттенок.

Топанцы” - место, где глину хорошо разминали. А далее гончарный круг – “кружало”, затем – “пожар”, т. е. Обжиг. Последней стадией обработки был “обвар” - погружение изделия в жидкость (ржаной, овсяной квасной и другие отвары).

Как горшок людей кормил объяснять не надо, а зачем его в старости пеленали? (Даже треснувшие горшки не выбрасывали, их обматывали лентами распаренной бересты, и они еще долго могли служить).

Греческая печь для обжига состояла из двух отделений: топки и камеры обжига, отделённой стенкой с отверстиями, чтобы копоть не садилась на сосуды. Температура в печи была от 800 до 960 градусов!! Её регулировал с помощью воздуходувных мехов. Большинство печей были высотой до 1,5 м и использовались одновременно для подсушки изделий.

При изучений форм греческих ваз м ы с вами познакомимся лишь с несколькими основными сосудами, а на самом деле их существует более сотни .

Самый распространённый греческий сосуд – амфора.

Амфора - с узким горлом с двумя, как правило, вертикальными ручками, в них просовывались две деревянных палки и носили её вдвоем, если амфора была большая и тяжелая. В амфоры наливали вино, оливковое масла и воду, в них хранили и перевозили зерно, они могли быть самых разнообразных размеров.

Рассмотрите рисунок, приведенный ниже:

    канфар – сосуд для вина в форме кубка с двумя ручками, преимущественно на высокой ножке. Считался атрибутом бога Диониса .

    ойнохоя – кувшин для воды или вина.

    кратер – в форме чашечки цветка сосуд с широким горлом на устойчивой подставке служил для смешивания вина с водой во время пира. Для охлаждения разбавленного вина в кратеры ставили псиктер (сосуд для охлаждения вина) наполненный холодной водой сосуд с полой ножкой.

    гидрия – имеющая устойчивое основание и три ручки (две – чтобы поднимать, а третья – чтобы наливать), предназначалась для переноса и разлива воды, во время пиршеств.

    лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд, использовался в похоронном церемониале.

    скифос – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски». Он имел большие ручки, чтобы те, кто возлежал на ложах, могли легко удержать их.

    киаф – черпак для разбавленного вина.

    килик – самая распространённая чаша для питья вина широкая чаша которая имела тонкую, удобную для охвата рукой ножку и две горизонтальные ручки.

    пелика – сосуд для хранения.

Пифос (бочка) - (греч. píthos ), большой глиняный сосуд, применявшийся в крито- микенскую и античную эпоху для хранения зерна и др. хозяйственных припасов. Пифосы имели яйцевидную форму и в высоту достигали 1,5-2 м. Греческие пифосы были лишены декора. Обычно их врывали в землю и сверху акрывали каменной или глиняной крышкой.

Псиктер - сосуд на высокой цилиндрической ножке, которая позволяла ставить псиктер в другой сосуд, наполненный холодной водой или льдом. Использовался для охлаждения напитков.

алабастр (вытянутый сосуд, подобный лекифу)– обычно этот сосуд изготавливался из минерала алебастра, но часто из глины. Они имел продолговатую, закругленную книзу форму, плоское горло и ушко, за которое его подвешивали при хранении. Как правило, использовался для хранения парфюмерных мазей.

Пиксид - круглая или овальная коробка для украшений, мазей или пряностей.

Учащимся раздаются карточки с основными формами греческих сосудов.


Работа со схемой (Рисунок №1 )

Мир у древнего грека четко распадался на уровни: Олимп – жилище богов, узкая полоска земли, где обитал человек и Тартар – царство мертвых. Реально человек сталкивается с ними в моменты рождения и смерти, т. е. моменты перехода. А сосуды начинают играть ритуальные роли уже не только по отношению к богу, но и по отношению к умершему человеку.

Вернёмся снова к амфоре. У амфоры есть ножка, тулово, ручки, шейка – горло и венчик. Её части названы частями человеческого тела. В Древней Греции, для древнего грека амфора – это человек. Мало того, греки считали, что амфора – это женщина, у амфоры женская сущность. В древних греческих городах, расположенных на берегах Черного моря, в подвалах домов археологи иногда находят младенческие захоронения. Младенцев в Понтийской Греции хоронили так: скалывается стенка амфоры, и младенец в эмбриональной позе, то есть в той позе, в какой он находится в утробе матери, укладывается в амфору и хоронится прямо в подвале дома. Стало быть, для греков амфора служила символом материнской утробы. В древних захоронениях костяки взрослых людей обнаружены в глиняных бочках – пифосах. Маленькая урна с прахом умершего закапывается в землю, а над ней на могиле ставится большая человекоподобная амфора или лекиф с отбитой ножкой или дном. В дни поминовения усопших в такой сосуд наливали воду с медом которая проникает к умершему в подземный мир – «кормили» покойников. Так что амфора - это надгробный памятник. Стало быть, амфора – это знак материнской утробы, в то же время это еще и гроб, в них хоронят.

Мы с вами рассмотрели, что древняя посуда насыщена духовным содержанием.

Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размеры, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.

О развитии живописи Древней Греции можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы, начиная с 11–10 вв. до н. э. На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись.

Греческие орнаменты (Дети в тетради записывают их названия)

Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.

Например, такой вот орнамент, называется “Пальметта” - стилизованное изображение пальмового листа:

Этот орнамент был заимствован греками, это шумерский орнамент, который олицетворял в Шумере, в Передней Азии, огненную богиню Иштар. Греки отождествили богиню Иштар с Афродитой, и “пальметта” стала знаком мира и любви. Подобные пальметты украшают не только посуду. Они появляются на коньке древнегреческих храмов.

Очень распространен был меандр Меандр ” – это название реки во Фракии – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. По сходству с рекой был назван орнамент, так возник знаменитый греческий орнамент меандр.

Когда мы смотрим на амфору, то она омывается по кругу этим самым Меандром. То есть, амфора – это мир, вокруг которого течет река-океан, олицетворенная Меандром. Часто этот орнамент греки изображали на горлышке сосуда, либо обрамляли им тулово.

А затем появился и волнообразный орнамент который также любили греки изображать

бутон лотоса

А ножку амфоры часто покрывает зубчатый орнамент, он называется “Реверсо” Это знак чашелистика цветка. У цветка внизу есть чашелистик из зеленых листочков, из которого вырастает цветок. Амфора – это цветок или плод, вырастающий из такого вот чашелистика. То есть это знак плодоносящей природы.

Еще один орнамент, называется “Турецкая плетенка”

Этот орнамент, пожалуй, самый древний из всех перечисленных. Этот орнамент придает прочность изделию. Пока посуду из глины не научились обжигать, чтобы она не разваливалась, делали каркас для нее, плели корзиночку, а сверху облепляли глиной. Глина на каркасе держится очень хорошо. Когда керамику научились обжигать, воспоминание о том, что переплетение прутиков придавало прочность изделию, осталось, поэтому на посуде уже обжигаемой, стали эти прутики, прежде просвечивающие сквозь глину, рисовать, и до сих пор рисуют.

Рассмотрим ещё «Солярные орнаменты» – изображение Солнца. Это - знак солнечного колеса, свастика. Бывает правосторонняя свастика и левосторонняя. Свастика может быть разного пола. В одном случае свастика олицетворяет солнечное, мужское, сухое, дневное, доброе начало, в другом случае – лунное, влажное, злое, женское, ночное начало. В зависимости от того, как нарисована свастика, она имеет различное значение. Это древнейший тип солнечного орнамента.

Часто на вазе можно увидеть изображение «Человеческого глаза»

(рассмотрите килик на рисунке) или «голову Горгоны с высунутым языком». Это - оберег. Этот нарисованный глаз или голова Горгоны оберегают владельца сосуда от дурного глаза. Стало быть, сосуд является еще и талисманом.

Теперь рассмотрим существовавшие стили росписи сосудов.

Принято выделять четыре стиля вазописи (рассмотрим рисунки, запишем в тетради):
1-й геометрический стиль В IX – VIII вв. до н. э. В вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей. В этот период и появляется излюбленный греческий орнамент – меандр – узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии. Геометрический орнамент располагался горизонтальными полосками, возможно, имел какой-то магический смысл. (Рисунок 4, 5,6) Позже, в VIII веке до н. э. В абстрактный рисунок стали включать условные, плоские, стилизованные изображения фигур людей и животных. Возьмем, например, известную вазу из Дипилона, на которой среди геометрического узора изображена сцена оплакивания умершего вождя. ( Рисунок 2, 3)

4 5

623

2-й ковровый стиль В VII в. до н. э в Коринфе возникает особый стиль вазописи, вобравший в себя восточные мотивы. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром. Поверхность сочного и пухлого по форме родосского кувшина - ойнохои разделена на фризы - полосы с мерно выступающими на них животными. На родосских вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические - сфинксы, сирены с красивыми динамичными линиями упругих контуров.

Геометрические узоры уступают место растительным мотивам. Широко применяются пальметты, стилизованные цветы и бутоны лотоса, образуя пояса и кольца. Ковровые вазы насыщены полнокровной сочностью и жизнерадостной энергией.

3-й чернофигурный стиль Во второй половине VI в. до н. э. первенство в керамике перешло к Афинам. Афинская керамика преобладала на античном рынке более 200 лет. Первым стилем афинской вазописи стал чернофигурный стиль. Это светлый (красный) фон и черные изображения. Сначала художник процарапывал контуры фигур, затем заливал их черным лаком, по которому потом резцом прорабатывал детали. Дополнительная белая краска использовалась для большего эффекта. На чернофигурных сосудах расписывалась не вся поверхность, а лишь выделенные поля. Вся поверхность сосуда заливалась блестящим, зеркальным лаком. Чернофигурная роспись отличается декоративностью и силуэтностью, отсутствием объемности и условностью изображения. Многофигурные композиции этого стиля пред ставляли собой сцены из жизни богов, героев и простых смертных. Появляются талантливые мастера (Экзекий – автор известных ваз: амфоры с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости;

килика с изображением Диониса в ладье. Шедевром чернофигурной керамики считается ваза “Франсуа” (названная по имени открывшего ее археолога), на которой пятью поясами изображены мифологические сцены: торжественное шествие богов на свадьбу царя Пелея и морской нимфы Фетиды, битвы, гибель Ахилла, охота на вепря.

4 –й краснофигурный стиль.

Около 530 века до н. э. Афинские мастера создали более совершенный краснофигурный стиль росписи керамики, который постепенно стал вытеснять чернофигурную роспись. На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывали, а прорисовывали тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных. В Афинах появилась целая плеяда блестящих вазописцев (Ефроний, Евтимий и др.), которые стали работать в новом, краснофигурном стиле.

Закрепление пройденного материала.

Откуда мы знаем о ежедневной бытовой жизни греков? (Об этом нам рассказали греческие вазы).

Название вазописи

Характерные особенности стиля

Геометрический стиль

IX VIII вв. до н. э.

Орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников, окружностей и греческий орнамент – меандр. Орнамент располагался горизонтальными полосками. Позже стали включать условные, плоские, стилизованные изображения фигур людей и животных

Ковровый стиль

VII VI вв. до н. э.

Восточные мотивы. Роспись заполняет весь сосуд,

особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические - сфинксы, сирены с красивыми динамичными линиями упругих контуров.

Чернофигурный стиль

VI V вв. до н. э.

Это светлый (красный) фон и черные изображения. Сначала художник процарапывал контуры фигур, затем заливал их черным лаком, по которому потом резцом прорабатывал детали. Дополнительная белая краска использовалась для большего эффекта. Отличается декоративностью и силуэтностью.

Краснофигурный стиль

V IV вв. до н. э.

На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывали, а прорисовывали тонкой черной линией.

Итог урока.

Именно вазопись дала ученым представление о том, как выглядели древние греки, что ели, пили, носили, какими были их дома и какую жизнь они вели. Сосуд постепенно становился отражением реальной жизни. То есть ваза – это неотъемлемая часть их жизни от 3-летнего возраста и до смерти. Обратимся к стихотворению

О. А. Таратутин. Античные вазы

(из сборника «Что я видел в Эрмитаже»)

Прекрасные эти античные вазы

понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» - подумали мы.

другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

потом мы к одной пригляделись случайно,

потом загляделись… И может быть, час

никак не могли оторваться от ваз.

То вазы-гиганты, то карлики-вазы,

и каждая ваза - с рисунком-рассказом!

Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(и Гектор, как видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот - Одиссей подающий советы.

А это - кентавры…

А это… А это….

Но мы описать и не пробуем враз

крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Домашнее задание: роспись ваз (Подумать, в какой технике (краснофигурной или чёрнофигурной) Выполнить домашнее задание).

Заключение

В итоге мы получим мини-музей детских работ на тему «Древнегреческая керамика».

Итог урока.

Итак, ребята, близится к концу наш урок. Я вас всех благодарю! Спасибо.