Стажировка на рабочем месте: как правильно оформить? Положение о профессиональном обучении работников основного и вспомогательного производства ЗАО «Лиггетт-Дукат Как организовать обучение рабочих на производстве

Слово «стажировка» достаточно часто употребляется в своей речи и выпускниками вузов, и кадровиками, и «продвинутыми» менеджерами по персоналу. Только закончившие обучение молодые специалисты стремятся попасть в какую-либо серьезную компанию на стажировку, надеясь в перспективе остаться в ней работать. Сотрудники отдела кадров мучаются вопросом, для каких работников стажировка обязательна, а для каких нет. Менеджеры по персоналу, в свою очередь, думают, как бы увеличить эффективность стажировок.

Так все же, что такое стажировка на рабочем месте. Действительно ли стажировка может быть обязательной? Как она регулируется законодательством и как её оформить. Обо всем этом расскажет предлагаемая статья. Статья будет интересна как тем, кто организовывает стажировку, так и тем, кто стремится на неё попасть.

Что такое стажировка

Трудовой кодекс не дает понятия стажировки. В то же время это понятие употребляется в нормативном документе. В первый раз оно присутствует в статье устанавливающей основания для заключения с работником срочного трудового договора. Статья 59 Трудового кодекса РФ, говорит о том, что срочный трудовой договор может быть заключен с работником, выполняющим работы, которые связанны с профессиональным обучением в виде стажировки.

Второй раз, данное понятие неоднократно встречается в нормах посвященных охране труда. Из них в частности следует, что работники, задействованные на работах связанных с вредными и опасными производственными факторами, в обязательном порядке проходят стажировку на рабочем месте. Подобная стажировка, является частью комплекса мероприятий связанных с безопасностью труда на рабочем месте.

Такая, обязательная стажировка проводится преимущественно для работников рабочих специальностей. Целью такой стажировки является, прежде всего, обучение безопасным способам и приемам труда. Срок стажировки на рабочем месте устанавливается распоряжением руководителя предприятия. При этом он определяется в зависимости от характера и условий работы, профессионального опыта работника и ориентируясь на положения нормативных документов в области охраны труда.

Информацию, содержащуюся в законодательстве можно дополнить сведениями из практики. Здесь, чаще всего, под стажировкой понимают работу молодого специалиста, который только закончил учебное заведение, и не имеет опыта работы по специальности. Таких работников, чаще всего, берут на должности с небольшой оплатой. Получаемый от такой работы опыт, выступает своеобразным дополнением к окладу молодого специалиста.

Подводя промежуточный итог, можно сделать вывод, что стажировка - это освоение навыков профессиональной деятельности непосредственно на рабочем месте, при соблюдении предусмотренной процедуры. Стажировка может быть связана как с общими вопросами выполнения трудовой функции, так и акцентирована на вопросах безопасных приемов труда. Стажировка на рабочем месте может быть как добровольной, так и обязательной, предусмотренной трудовым законодательством.

Обязательное проведение стажировки на рабочем месте

Самый действенный метод позволяющий научить работать безопасно - это показать все на деле. В рабочей обстановке, непосредственно на рабочем месте. Как правило, под руководством опытного наставника. К самостоятельной работе, новичка, только что пришедшего на рабочее место, не допускают.

В тех случаях, когда стажировка на рабочем месте, является обязательным требованием законодательства, на предприятии, в организации, существует порядок прохождения стажировок на рабочих местах. Такой внутренний нормативный акт утверждается руководителем, и согласовывается профкомом. В этом документе, расписываются основные вопросы, связанные с прохождением стажировок:

  • сроки прохождения стажировок,
  • порядок назначения наставника,
  • размер доплат наставникам,
  • порядок проведения оценки знаний полученных в результате стажировки, и допуска к самостоятельной работе.

Стажировка как способ обучения и отбора персонала

Но чаще всего, под стажировкой понимают освоение профессиональных навыков в целом. Когда молодой сотрудник осваивает специальность, выполняя те или иные рабочие задания. Под руководством наставника. В работающей компании.

Такой метод обучения очень действенен. Он позволяет сразу окунуться в атмосферу трудовой деятельности. Научится взаимодействовать с коллегами в коллективе. Приучится брать на себя ответственность. Одновременно, в период стажировки, есть возможность присмотреться к человеку. Оценить, способен ли он влиться в компанию, разделять её ценности, быть ответственным и целеустремленным работником.

Стажировки применяют многие компании, и крупные и небольшие. В одних случаях . В других такая работа не оплачивается. Но стажировка имеет ценность, если стажеру поручают реальную квалифицированную работу. Если работа стажера заключается в выполнении каких-то простых заданий, для выполнения которых нет необходимости иметь специальное образование, то такая работа, скорее всего, не будет полезна стажеру.

Мнение эксперта

Мария Богданова

Положения закона регламентируют, что любой труд должен оплачиваться в зависимости от занимаемого поста, квалификации служащего, от того, насколько труден рабочий процесс. Следует трактовать подобные законодательные стандарты как обязанность работодателя оплачивать деятельность человека, проходящего стажировку. Другое дело, что в некоторых случаях работодатель имеет право установить меньший оклад при прохождении испытательного срока. Однако итоговая сумма не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральными чиновниками. На практике часто случается так, что стажёров используют в качестве бесплатной рабочей силы.

Значение стажировки для молодых специалистов

Не является большим секретом то, что наша система высшего образования имеет сильную теоретическую направленность. Специалисты, получающие дипломы, об образовании имеют уклон в сторону теории и не достаточно представляют себе, чем конкретно будут заниматься на практике. Исправить этот пробел и призваны различные способы обучения на рабочем месте, и в первую очередь стажировка.

Для многих начинающих специалистов, стажировка единственный способ, получения необходимых навыков. Цель стажировки, для таких, молодых кадров, как минимум набраться знаний и опыта, как максиму - хорошо себя зарекомендовать, и остаться работать, в уже привычном коллективе и дальше. Так начинаются большие карьерные достижения. Но если места стажеру не досталось, то полученные навыки пригодятся на новом месте работы. А наименование компании, где посчастливилось стажироваться, украсит резюме.

Как стажеру правильно подойти к своей работе? Что делать, чтобы взять он неё максимум знаний и навыков, а возможно даже остаться? Расскажем об этом далее.

Главное чему не учат в учебных заведениях - это искусству, ремеслу работы. Знания дают. А как применять на практике не объясняют. При этом это касается не только каких-либо сложных навыков. Часто, новичкам не доступны элементарные вещи - такие как планирование своего времени, понимание, что от твоей работы зависит кто-либо еще и так далее.

Стажер должен освоить два направления. Как работать вообще. И как работать по своей специальности. Если он освоит только одно из них, то полноценного специалиста из него не получится. Итак, что необходимо, что бы стать хорошим работником, и чему необходимо научится с первых дней стажировки. Несколько простых советов:

  • научится распоряжаться своим временем, планировать дела, расставлять очередность,
  • помнить, что стажер часть механизма, от его действий зависит работа других,
  • если задание непонятно, необходимо уточнить его сразу,
  • с первых дней нужно учиться, работать самостоятельно.

Как организовать стажировку

Если компания заинтересована в притоке «свежей крови», в молодых специалистах, то важно не упустить потенциально ценные кадры, которые приходят стажироваться в организацию. Сам стажер должен раскрыться, в комфортной для себя среде проявить все свои способности и знания. Овладеть опытом и знаниями в процессе выполнения порученных ему работ. А специалисты компании, менеджеры по персоналу, руководитель отдела, в котором трудится стажер, должны присмотреться к возможному сотруднику, оценить его деловые качества и принять решение о его дальнейшем трудоустройстве.

Для того чтобы стажировка прошла удачно, и он неё выиграли все стороны процесса, при её организации нужно выполнять следующие правила:

  • порядок прохождения стажировки должен быть задокументирован,
  • каждому стажеру должен быть назначен наставник, для которого наставничество будет оплачиваемой деятельностью,
  • стажеру должна быть создана комфортная обстановка: организовано рабочее место, поясняющие материалы, не должно возникать бытовых вопросов,
  • выполнение заданий следует чередовать с обучающими инструктажами,
  • в процессе стажировки, сложность поручаемой работы должна увеличиваться.

Как оформить стажировку на рабочем месте

Если принимающая сторона, работодатель, несет перед стажером какие либо обязательства, в большинстве случаев это, оплата труда или последующий прием на работу, то такие обязательства должны быть закреплены договором. Так как такие отношения попадают под понятие трудовых, то и документом, которым они будут оформлены, будет трудовой договор.

Трудовой договор оформляется по стандартным правилам. Но так как стажировка в отличие от постоянной работы имеет временный характер, то и срок трудового договора обязательно необходимо в нем указать. Основания, предусмотренные в ст. 59 Трудового кодекса РФ позволяют заключать срочный договор в случаях, когда договор заключается с лицом, обучающимся в учебном заведении, на очной форме обучения, и когда работа связана со стажировкой.

Непосредственно с приказом о приеме на работу оформляется приказ о назначении ответственного за обучение и стажировку молодого специалиста.

Мнение эксперта

Мария Богданова

Стаж более 6 лет. Специализация: договорное право, трудовое право, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, юридическая психология

Общий период прохождения испытательного срока и обучения устанавливает наниматель. Трудовой кодекс сегодня не регулирует продолжительность стажировки. В каждом конкретном случае длительность периода устанавливается индивидуально и прописывается при заключении трудового договора.
Статьёй 70 ТК РФ установлены предельно допустимые сроки для прохождения испытательного периода. Для представителей руководящего звена он не может длиться дольше полугода. Согласно закону, для всех остальных должностей максимальный срок стажировки составляет 3 месяца. Исключением является ситуация, когда трудовой договор был составлен на срок 2-6 месяцев, в этом случае испытательный срок не может длиться более двух недель. Важно учесть, что по закону, в период стажировки не учитывается фактическое отсутствие работника на рабочем месте, если даже отсутствие связано с временной нетрудоспособностью.

По каким правилам следует проводить стажировку рабочих по охране труда? О ее программе и порядке проведения подробно рассказываем в этом материале.

Правовое регулирование

Трудовой кодекс РФ только один раз упоминает стажировку на рабочем месте по охране труда в статье 216.

В то же время вопросы стажировки по охране труда с 2017 года регламентирует пункт 9 ГОСТа 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Он введен в действие приказом Росстандарта от 09 июня 2016 года № 600-ст. Официально начал действовать с 01 марта 2017 года.

По закону издавать приказ о стажировках по охране труда и проводить их руководитель подразделения не обязан. Он сам определяет:

  • необходимость их проведения;
  • содержание;
  • срок стажировки.

Эти параметры зависят от образования, квалификации, опыта работы и т. п. конкретного рабочего.

Цели

Согласно этому документу, обучение и стажировка по охране труда подразумевают обучение безопасности труда в виде стажировки конкретного специалиста на рабочем месте.

В целом любая программа стажировки по охране труда должна быть нацелена:

  • на получение навыков и умений для самостоятельного безопасного выполнения трудовых функций и обязанностей по занимаемой позиции;
  • практическое освоение современного опыта и эффективной организации работ по охране труда.

Рассматриваемая стажировка и проверка знаний по охране труда может проводиться не только в отношении специалистов, работников и младшего обслуживающего персонала, но и руководителей.

Несколько иной порядок проведения стажировки по охране труда должен быть в отношении руководящих должностей и специалистов. Дело в том, что в данном случае основная цель ограничена только практическим освоением ими современного опыта и эффективной организации работ по охране труда.

Читайте также Виды систем безопасности работ на высоте

В последнем случае проведение и организация стажировок по охране труда ложится на плечи:

  • вышестоящего начальника;
  • либо иного руководителя стажировки, которого своим решением назначает организатор обучения.

Кто и когда проходит

Действующий порядок стажировки по охране труда говорит, что её проводят:

  • при поступлении на работу нового сотрудника;
  • при переводе на другое место в рамках предприятия с изменением должности и/или исполняемой трудовой функции;
  • для подготовки к возможному замещению постоянного сотрудника на время отсутствия по причине болезни, отдыха, командировки.

Это основной контингент тех, кто проходит стажировку по охране труда. При этом ГОСТ 12.0.004-2015 чётко не определяет тех лиц, кто должен проходить стажировку по охране труда.

Кто проводит

По общему правилу обязанность проведения стажировки по охране труда – то есть обучения с целью освоения безопасных методов и приемов выполнения работ – лежит:

  • на руководителе соответствующих работ;
  • инструкторе производственного обучения;
  • рабочем с большим опытом.

При этом важно, что любой руководитель стажировки по охране труда должен:

  • пройти соответствующее обучение как инструктор по охране труда;
  • иметь хороший практический опыт;
  • владеть необходимыми качествами для организации и проведения стажировки по вопросам охраны труда.

Сроки

Законом определён ориентировочный срок стажировки по охране труда. Он составляет:

Срок стажировки
Вид персонала Продолжительность
Рабочие профессии и младший обслуживающий персонал, которые имеют соответствующую требованиям безопасного выполнения порученной работы квалификацию Сроки определяет положение по стажировке по охране труда.

Длительность: от 3-х до 19 рабочих смен.

Рабочие профессии без опыта и соответствующей квалификации, для которых проводят профессиональное обучение Сроки определяет утверждённый на предприятии образец программы стажировки по охране труда.

Длительность: от 1 до 6 месяцев.

Руководство и специалисты Срок стажировки определяет решение работодателя.

От 2-х недель до 1 месяца с учётом их:

· образования;
· подготовки;
· трудового опыта.

Как организовать обучение на производстве? Существуют ли стандартные программы производственного обучения? С чего начать обучение, как контролировать процесс? Разбираемся вместе.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что представляет собой обучение на производстве;
  • Из чего состоит программа обучения на производстве;
  • Как осуществляется организация профессионального обучения на производстве.

Обучение на производстве: в чем особенности?

Обучение персонала на предприятии, как правило, характерно для компаний промышленной сферы. Оно направлено на профессиональную подготовку рабочего персонала. Предполагается, что в ходе индивидуального, бригадного, курсового обучение на производственной базе (например, в цеху) происходит овладение необходимыми навыками и знаниями по конкретной профессии.

Когда же у работодателя возникает необходимость повышать квалификацию рабочих и организовывать обучение на производстве?

  1. При появлении тенденции к снижению среднего разряда работников или отставания разряда работников от разряда выполняемых работ. Следовательно, нужно регулярно анализировать соответствие квалификации работников технологическим изменениям в производственном процессе.
  2. При увеличении количества случаев брака по вине работников. Ситуация требует анализа причин и принятия соответствующего решения. Например, необходима организация профессионального обучения на производстве, если квалификация рабочих низкая, а оборудование высокотехнологичное, требующее специальных знаний.

Обучение персонала на производстве: как организовать?

В каком виде организуется профессиональное обучение на производстве? Организация обучения на производстве может быть в таких формах:

Производственно-технические курсы

Внешне похоже на традиционное обучение персонала на предприятии посредством курсов с лекциями в аудитории. Но есть и отличие. Присутствует большое количество практических занятий по освоению оборудования. Практикой занимаются на специальных тренажерах (если они есть) и в цехах на производстве под руководством мастера производственного обучения. Программа обучения на производстве основывается на профессиональных стандартах (опять же, если таковые есть), существующих образовательных стандартах. А может также включать вариативную часть (то есть обучение производственного персонала специфике того оборудования, которое есть только на данном производстве). Курсы могут быть организованы, например, на базе учебно-производственного комбината, прикрепленного к данному предприятию и имеющего лицензию на подготовку кадров соответствующего профиля. По окончании обучения – итоговая аттестация с присвоением квалификации, разряда и выдачей соответствующих документов государственного образца.

Курсы по обучению вторым и совмещаемым профессиям

Такие образовательные программы позволяют проводить ротацию кадров. Рассмотрим ситуацию: оборудование устаревает, вводится новое, требуется сократить количество рабочих, обслуживающих данное оборудование. Некоторых работников можно переобучить более актуальным профессиям, сохранив рабочие места. Те, кто не может или не хочет осваивать новое – при условии соблюдения трудового законодательства – могут быть переведены в другие подразделения на иную работу или сокращены.

Программа обучения на производстве и требования к ней такие же, как при организации производственно-технических курсов. По окончании обучения – итоговая аттестация с присвоением квалификации, разряда и выдачей соответствующих документов. Например, удостоверения государственного образца, если у учебно-производственного комбината, который реализует такие программы, есть лицензия на ведение образовательной деятельности.

Курсы по изучению новых изделий, оборудования, технологии

Программа разрабатывается экспертами (мастерами), кадровыми работниками. Курсы направлены на формирование у рабочих навыков, необходимых для эксплуатации нового оборудования и тому подобное. При этом учитывается сложившийся на предприятии опыт работы и стандарты производства. Программа обучения на производстве произвольная, разрабатывается на усмотрение работодателя, исходя из актуальных потребностей персонала (в навыках, знаниях). Особых требований к программам для данных курсов нет. По окончании обучения, как правило, не выдаются документы об образовании. Но возможно оформление сертификата (в произвольной форме).

Школы по изучению передовых методов работы

Профессиональное обучение рабочих на производстве в данном случае заключается в следующем. Наиболее опытные рабочие и мастера делятся своими приемами эффективной работы, методами организации рабочего времени. Обучение происходит в форме:

  • общения на производственные темы с разбором сложных случаев, организуется в аудитории;
  • практической деятельности в цеху, с демонстрацией приемов работы и тому подобное.

В том или ином случае при организации подготовки сотрудников потребуется программа обучения персонала на предприятии. О ней – в следующем параграфе.

Обучение персонала на предприятии: как составить программу

Несколько рекомендаций на тему, как составить программу обучения и что она должна содержать. Итак, если речь идет об образовательном учреждении среднего профессионального образования (техникумы, профтехучилища, учебно-производственные комбинаты), то весь учебный процесс регламентируется и контролируется Министерством образования и науки России. Соответственно, содержание программы обучения определяется федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.

Как разрабатывается содержание вариативных программ обучения на производстве (например, если речь идет о курсах по изучению новых изделий и технологий)? Для этого нам предстоит ответить на вопросы:

  • чему будем учить (составляем перечень конкретных технологий, подлежащих усвоению, называем требуемые профессиональные навыки и тому подобное);
  • зачем будем учить (с какой целью организуем учебный процесс: определяем результаты обучения; например, снижение количества случаев брака путем глубокого овладения технологией работы);
  • как будем учить (определяем методы обучения (наблюдение за действиями мастера, практическая деятельность); составляем тематическое планирование (темы, даты занятий), количество часов на теорию и практику, перечень необходимого оборудования и тому подобное).

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова вошел в топ-100 Шанхайского рейтинга вузов (ARWU), поднявшись с прошлогоднего 93-го на 86-е место.
Образование

Для чего необходимо обучение работников?

Любая организация нуждается в квалифицированных кадрах. Чем выше профессионализм работника, богаче практический опыт, глубже теоретические знания, тем эффективнее (качественнее и быстрее) он будет выполнять свою работу. Соответственно, тем большую ценность он будет представлять для предприятия. Поэтому вполне логично предположить, что подготовка, переподготовка, повышение квалификации сотрудников является не тяжким бременем, которое ложится непомерным финансовым грузом на плечи работодателя, а условием успешной реализации планов, которые стоят перед организацией.

Потребности работодателя в персонале зафиксированы в штатном расписании, которое определяет численный состав предприятия. Оно также содержит перечень наименований должностей постоянных сотрудников и размеров должностных окладов.

Поэтому решение о профессиональной подготовке и повышении квалификации работников должно предваряться анализом:

Реальной потребности организации в тех или иных кадрах;

Их квалификационного уровня;

Характера производства и его оснащенности (см. Примеры 1, 2).

Пример 1

Если в текущем штатном расписании в соответствии с технологическими требованиями предусмотрено три токаря 4 разряда и эти места заполнены, то проводить профессиональную подготовку или повышение квалификации еще одному токарю третьего разряда нет необходимости. Если все же она возникла (например, увеличились объемы производства, потребовалось выполнение более сложных видов токарных работ), то в штатное расписание предварительно через приказ должны быть внесены изменения.

На предприятии в связи с частичной приостановкой деятельности производственного цеха по монтажу холодильного оборудования работодателем было принято решение о переподготовке кадров. Некоторые рабочие были направлены на обучение, в процессе которого освоили дополнительную профессию слесаря механосборочных работ, после чего были переведены с их согласия в сборочный цех. Тем самым руководство завода убило 3-х зайцев одним выстрелом:

- не потеряло квалифицированный персонал (возможно, ситуация с цехом по монтажу оборудования носит временный характер и через некоторое время производство заработает в прежнем объеме);

- решило проблему нехватки людей в сборочном цехе;

- продемонстрировало заботу о сотрудниках, повысив в их глазах свой рейтинг.

Иногда работодатель готов создать условия и выделить средства на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работника с учетом перспектив развития предприятия. Такой подход свидетельствует о том, что в организации большое внимание уделяется формированию кадрового резерва.

Планируем обучение работников

Представим себе, что на предприятии возникла потребность в профессиональной подготовке кадров. С чего необходимо начинать специалисту кадровой службы или сотруднику подразделения, которому вменена обязанность обучения персонала?

1. Изначально следует определить, обучение какого вида необходимо работникам.

На сегодняшний день оно существует в виде:

Подготовки новых работников (первоначального профессионального обучения лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии) (см. Пример 3),

Переподготовки (переобучения) работников (освоения новых профессий высвобождаемыми рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства) (см. Пример 4),

Повышения квалификации работников (обучения, направленного на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям) (см. Пример 5).

Пример 3

В отдел кадров завода обратился сотрудник предприятия с просьбой взять на работу сына, которому недавно исполнилось 20 лет. Вернувшись из армии, парень стеснялся пойти учиться в ПТУ, а профессию ему получать все равно надо было. Лучшим решением ситуации показалась реализация предложенной отцом идеи освоить специальность прямо на заводе, тем более система производственного обучения на предприятии была основательной. После собеседования в отделе кадров и разговора с мастером сварочного цеха парень заинтересовался работой слесаря механосборочных работ - у него с детства была склонность что-то мастерить, возиться с железками.

Молодому человеку назначили наставника, высококвалифицированного работника цеха.

В течение полугода новый работник в статусе ученика проходил профессиональную подготовку на предприятии по профессии слесарь механосборочных работ. Производственное обучение осуществлялось на рабочем месте, где парень под руководством своего инструктора набирался практического опыта. Теорию же изучал самостоятельно, иногда обращаясь за разъяснениями к инженеру.

После сдачи квалификационного экзамена ему присвоили 3 разряд по освоенной им профессии.

Пример 4

В связи с частичным перепрофилированием производства на заводе по изготовлению металлических решеток возникла потребность в сокращении численности пяти рабочих сварочного цеха. Однако в то же время в гальванический цех понадобились дополнительно 3 стропальщика. Сварщикам, подпадающим под увольнение, в отделе кадров предложили пройти переподготовку по более востребованной на предприятии профессии на базе учебно-производственного комбината «Модуль». Поскольку руководство завода было заинтересовано в сохранении проверенных кадров, оно готово было оплатить обучение своих работников, даже с учетом того, что продолжительность переподготовки с отрывом от работы превышала 1 месяц. Двое сварщиков согласились на переобучение, после которого продолжили трудовую деятельность на предприятии в новом качестве.

Пример 5

Новый заказ на изготовление оборудования для машин, используемых в геологоразведочных экспедициях, заставил технического директора завода «Политрон» провести ревизию квалификационного уровня рабочих. На профессиональное мастерство своих подчиненных он не мог жаловаться - кадры проверенные, имеющие большой стаж работы на данном производстве. Но заказ потребует применение иных видов сварочных работ, нежели те, на которые его сотрудники были аттестованы. Отделу кадров было срочно дано задание организации мероприятия по повышению квалификации сварщиков. Отобранные 4 человека (главным критерием, определяющим выбор, стал разряд - не ниже 5, образование - среднее техническое, уровень профессиональной подготовки), были направлены на прохождение дополнительного обучения и аттестации в учебном центре. После подготовки сварщики по своему уровню квалификации имели право быть допущенными до тех видов сварочных работ, которые были необходимы для изготовления заказанного оборудования.

2. После принятия решения о виде профессиональной подготовки, необходимо определиться с ее формой.

Она может быть:

Индивидуальной,

Бригадной (групповой),

Курсовой.

При индивидуальной подготовке обучаемый осваивает теоретический курс самостоятельно. Также он может воспользоваться консультациями преподавателей, в роли которых выступают соответствующие специалисты организации. Производственное обучение он проходит индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника - инструктора производственного обучения на рабочем месте.

При бригадной (групповой) форме обучающиеся объединяются в специальные группы, которые включаются в состав бригады, для овладения профессиональными навыками под руководством инструктора производственного обучения.

При курсовой подготовке теоретическое обучение рабочих осуществляется в учебной группе. Ее численность должна варьироваться в пределах от 10 до 30 человек. Теоретическое обучение обычно проводится:

В учебных центрах,

Учебно-курсовых комбинатах,

На постоянно действующих курсах, организуемых министерствами и ведомствами.

Также возможно изучение теории в учреждениях начального профессионального образования по договору между предприятием и училищем за счет средств работодателя.

Освоение практики при курсовой подготовке рабочих проводится, как правило, в следующей последовательности:

На первом этапе обучение проходит в учебной группе под руководством мастера производственного обучения на специально созданной для этого учебно-материальной базе предприятия, учебного центра, учебно-курсового комбината (пункта);

Затем формирование практических умений и навыков происходит уже непосредственно на рабочих местах, причем обучение может продолжаться в учебной группе или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего-инструктора производственного обучения.

В том случае, если необходимая учебно-материальная база отсутствует, допускается, в порядке исключения, проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах предприятия.

Обычно курсовая форма используется для подготовки по сложным профессиям с большим объемом теоретических знаний и выполнением различного вида работ, которыми невозможно овладеть самостоятельно на рабочем месте.

Выбор формы может зависеть от:

Условий обучения,

Сложности осваиваемого материала,

Количества обучаемых.

Пример 6

Получение знаний и освоение профессиональных навыков крановщиков, обслуживающих стреловые краны, предпочтительнее организовывать в форме курсовой подготовки. Это объясняется тем, что данная профессия предполагает освоение большого объема теории, касающейся не только знания составных частей агрегата и технологии управления им, но и техники безопасности. А формирование практических навыков должно происходить только на специально созданной для этого учебной базе. Обычно отработка умений проходит в технически оборудованных классах, где есть имитационная модель крана. Сложность и опасность профессии крановщика не позволяет изучить ее на рабочем месте, поэтому подготовка обычно происходит в лицензированных Ростехнадзором учебных центрах.

3. Следующая стадия в организации профессиональной подготовки работника - решить, где обучение будет происходить.

Подготовка может быть организована:

Непосредственно на предприятии своими силами,

В учебных заведениях (подразделениях) повышения квалификации и переподготовки кадров,

В системе начального и среднего специального образования.

При выборе места подготовки кадров необходимо принимать во внимание:

Сложность получаемой профессии,

Продолжительность обучения,

Наличие в организации учебно-материальной базы (лабораторий, полигонов, мастерских, цехов, специально оборудованных рабочих мест, наглядных пособий),

В отдельных случаях с разрешения вышестоящих организаций допустимо создание планов и программ на самих предприятиях.

4. Планируя профессиональное обучение работника, специалист по подготовке кадров должен принимать во внимание требование законодательства в отношении регулирования труда женщин и несовершеннолетних.

Согласно статье 253 и статье 265 ТК РФ обучение для этих категорий проводится только по тем профессиям и на тех производствах, на которых разрешается применение их труда.

Например, существует Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года, который запрещает применение труда лиц, моложе 18 лет, на ряде работ (в т.ч. на подземных работах, выполняемых рабочими всех профессий при производстве горных работ, строительстве метрополитенов, тоннелей и т.д.), либо содержит ограничения на применение труда несовершеннолетних (по видам работ, профессий, производств, отраслей экономики и др.). В примечании в данному документу сказано, что если в него включены профессии рабочих под общим наименованием, например, сталевар, то запрещение применения труда лиц, не достигших 18-летнего возраста, распространяется на подручных, помощников, старших рабочих по этой профессии. Профессиональная подготовка молодежи на производстве по работам и профессиям, включенным в перечень, допускается для граждан, не моложе 17, лет при условии достижения к моменту окончания восемнадцатилетия. Выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, закончившие профессиональную подготовку со сроком обучения не менее 3 лет по профессиям, включенным в перечень, и не достигшие 18 лет, могут допускаться к работе по этим профессиям на аттестованных рабочих местах при условии строгого соблюдения в этих производствах действующих санитарных норм и правил по охране труда.

5. После этого необходимо определиться со сроком обучения.

Понятно, что работодатель (учитывая проблему дефицита кадров) заинтересован в том, чтобы продолжительность обучения была минимальной, но при этом его качество оставалось на высоком уровне.

В целом, сроки профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников устанавливаются определенными нормативными документами. Так, в Типовом положении о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС 15 июня 1988 года № 369/92–14–147/20/18–22, который не утратил юридической силы, указаны сроки подготовки и повышения квалификации работников.

При подготовке нового работника сроки обучения не превышают:

По общему правилу - 6-ти месяцев;

По отдельным сложным профессиям - 12-ти месяцев и указываются в Перечне профессий, утверждаемом Гособразованием СССР.

Сроки обучения при повышении квалификации обусловлены ее задачами. Так, если целью является улучшение производственных умений и технических знаний для получения более высоких тарифных разрядов в соответствии с требованиями производства, то ее реализация происходит на производственно-технических курсах, где продолжительность обучения устанавливается от 3 (если подготовка проходит с отрывом от работы) до 6 месяцев. На теоретический курс отводится от 70 до 210 учебных часов.

Если на предприятии возникла необходимость в изучении новой техники, оборудования, технологии, то на курсах целевого назначения на это должно быть отведено не менее 20 часов.

Освоение необходимых знаний и производственное обучение должны проводиться, в соответствии со статьей 203 ТК РФ, в пределах рабочего времени, установленного для работников соответствующего возраста, профессии. Поэтому продолжительность профессиональной подготовки, например, работника в возрасте 17 лет, согласно статье 92 ТК РФ, не может превышать 36 часов в неделю, так же как и работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда (сварщиков, маляров и т.п.).

Квалификационные экзамены

Степень эффективности подготовки или переподготовки проверяется с помощью квалификационных экзаменов. Причем они сдаются независимо от того, в каком виде или форме протекало обучение. Цель квалификационных экзаменов - определить соответствие полученных экзаменуемыми знаний, умений и навыков программе обучения и требованиям квалификационной характеристики и на этой основе установить им:

Квалификационные разряды;

Для того, чтобы участвовать в сдаче квалификационных экзаменов, работник должен успешно пройти полный курс теоретического и производственного обучения.

Принимает квалификационный экзамен в организации или образовательном заведении квалификационная комиссия. Основанием для ее создания и функционирования на предприятии является приказ, подписанный руководителем, а в учебном учреждении - приказ того органа, в непосредственном подчинении которого оно находится.

Нормы, которые регламентируют работу квалификационной комиссии, могут составлять отдельный локальный акт («Положение о квалификационной комиссии») или быть самостоятельной частью правового документа («Положение об аттестации»). При этом содержательная сторона Положения должна включать в себя такие пункты, как:

Количественный и персональный состав комиссии;

Ее полномочия;

Порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов;

Решения, принимаемые по результатам аттестации и т.п.

Если профессиональная подготовка работника проходит на базе предприятия, то на специалиста, отвечающего за нее, часто возлагают ответственность за обеспечение необходимых условий для проведения экзаменов:

Разработку проекта положения о квалификационной комиссии;

Сбор заявлений от работников об обучении;

Ведение протокола и т.п.

Работа квалификационной комиссии

Попытаемся последовательно проследить работу квалификационной комиссии предприятия на примере рассмотрения вопроса о присвоении более высоких разрядов рабочим.

Основанием к началу ее функционирования является подача:

Заявления работником (образец заявления см. в Примере 10) и

Представления (характеристики, ходатайства) на сотрудника руководителем соответствующего подразделения, цеха, отдела.

Обычно квалификационные экзамены проводятся на предприятии раз в полгода или год в соответствии с утвержденным графиком. В течение этого времени секретарю комиссии (или в отдел кадров) поступают заявления от работников, желающих повысить разряд по своей профессии.

За 2 недели до начала экзамена претенденту выдается мастером, начальником цеха наряд-документ, который устанавливает задание на исполнение работ и содержит их перечень, нормы расходования времени на их выполнение и т.д.

В качестве пробных работ выбирают те, которые:
- соответствуют определенным параметрам:

Уровню заявленной квалификации,

Нормам выработки, принятым в организации;

Характерны для данного предприятия;

По своей продолжительности не превышают 1 смены и т.д.

Прежде чем работник приступит к квалификационной работе, мастер должен разъяснить порядок и условия ее выполнения. После этого в наряде записывается время ее начала. После ее выполнения фиксируется окончание.

Задания рабочему должны даваться в соответствии с квалификационными требованиями, указанными в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) в разделе «Примеры работ». При этом, если в нем предусмотрено несколько видов работ по одной и той же профессии, проба производится по той, которую выбрал работник.

Решение по кандидатуре принимается по нескольким основаниям:

- по результатам устных ответов на вопросы из раздела ЕТКС «Должен знать» в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой;

Пример 8

При проведении квалификационного экзамена по присвоению разряда токарю комиссия может поинтересоваться:

- какой режим резания использовался при выполнении пробной работы;

- из какого металла сделаны сверла;

- по какому классу обрабатывались поверхности, какие инструменты и приборы применялись в процессе.

Обычно главным показателем того, что претендент профессионально подготовлен, является его умение читать чертежи. Экзаменуемый должен объяснить комиссии, какая деталь изображена на чертеже, из чего она сделана и т.п.

Учитываются также знания рабочим:

Технологии,

Маркировки применяемых материалов,

Норм расхода горючего,

Правил перемещения и складирования грузов,

Правил техники безопасности,

Правил внутреннего трудового распорядка, а также

Иного необходимого теоретического материала.

- по качеству выполнения квалификационной (пробной) работы;

- с учетом характеристики мастера, который дает оценку по следующим параметрам:

Выполнялась ли норма выработки,

Как овладел экзаменуемый умениями и навыками,

Насколько быстро и точно выполняет рабочие приемы по обслуживанию машин, агрегатов и т.д.

Квалификационный экзамен считается несданным:

Если работник не продемонстрировал навыки и знания, требуемые квалификационной характеристикой;

Если не были выполнены нормы выработки во время пробной работы;

Если был допущен брак по вине экзаменуемого;

Если были нарушены требования безопасности труда или отсутствовали знания о них.

Работнику, получившему неудовлетворительную итоговую оценку, могут быть установлены дополнительные сроки производственного обучения, по истечении которых решается вопрос о повторном допуске к сдаче квалификационного экзамена.

Результаты экзамена и решение комиссии заносятся в заключение (см. Пример 16) и протокол (см. Пример 11). Отделом кадров подготавливается проект приказа о присвоении разряда (см. Пример 12), и после его подписания руководителем организации вносится запись в трудовую книжку (см. Пример 13).

Аттестуем стропальщиков

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников по некоторым профессиям возможна, по общему правилу, только в специальных учебных комбинатах, образовательных учреждениях.

Речь идет о выполнении работ, относящихся к категории особо опасных (их выполняют сварщики, стропальщики, крановщики и т.д.).

Допустимо профессиональное обучение по таким профессиям и на предприятии, но только в том случае, если оно получило лицензию Ростехнадзора. Для работодателя такая форма подготовки и переподготовки является предпочтительной, поскольку она менее затратна в финансовом и временном планах.

Так, на некоторых заводах обучение стропальщиков проводится своими силами при наличии всех необходимых для этого условий, а именно:

Лицензии Ростехнадзора;

Аттестованных Ростехнадзором преподавателей;

Учебно-производственной базы для проведения занятий (классов, действующей модели крана, наглядных пособий и др.);

Утвержденных учебных планов и программ и т.п.

Занятия проводятся в группе, которая формируется исходя из потребностей предприятия в данной категории работников с одной стороны, и желания самих рабочих получить дополнительную специальность с другой. Обычно численность группы не превышает 10 - 15 человек.

Перед началом обучения на предприятии издается приказ, где указываются сроки теоретической и практической подготовки стропальщиков (обычно освоение профессии происходит в течение одного месяца с отрывом от работы, причем, на теорию отводится где-то порядка 2 недель) и назначается мастер по практическому обучению и стажировке - лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.

На каждого работника в период практики заполняется стажировочный лист, в котором указываются время стажировки по программе, ее содержание (тема каждого занятия), оценка. По окончании стажировки лист подписывается инструктором, который проводил обучение, и главным инженером.

Профессиональная подготовка стропальщиков заканчивается сдачей экзамена, на котором в обязательном порядке должен присутствовать представитель Ростехнадзора.

По результатам экзамена комиссия оформляет протокол (см. Пример 14).

Стропальщику, успешно прошедшему обучение, выдается удостоверение установленного образца.

Переводим или присваиваем разряд?

Присвоение разряда с юридической точки зрения может быть как переводом, так им и не являться.

Согласно статье 72 ТК РФ переводом считается:

Изменение трудовой функции или

Изменение существенных условий трудового договора.

Если после присвоения работнику нового разряда ему поручают выполнять работу в соответствии с ним, то фактически у него меняется трудовая функция, а значит - это, с юридической точки зрения, является переводом. Для того, чтобы подтвердить данную мысль, проведем сравнительный анализ характеристик работ продавца непродовольственных товаров четвертого и пятого разрядов, данных в ЕТКС (см. Таблицу 1), а также токаря третьего и четвертого разрядов (см. Таблицу 2). Таким образом, сравнивая содержание работ по одной и той же профессии, но с разным уровнем квалификации, мы видим, что оно не идентично.

Однако ситуация может быть и иной: работнику присвоили более высокий разряд, но на новое место работы его не перевели.

Пример 9

Руководство завода по изготовлению мельничного оборудования запланировало в течение 10 месяцев разработать и запустить в массовое производство улучшенные модели мини-мельниц. Поскольку реализация данного проекта предполагала освоение более сложных и точных видов работ, то перед специалистами отдела персонала была поставлена задача по организации дополнительного обучения кадров, непосредственно принимающих участие в изготовлении нового оборудования. В установленные сроки рабочие прошли необходимую профессиональную подготовку, однако в течение еще полугода они продолжали выполнять тот объем и характер работ, который у них был до обучения.

С точки зрения логики и здравого смысла, конечно же, в первом случаев трудовой книжке должна быть запись о переводе, а во втором лишь о повышении разряда. Лица, отстаивающие данную позицию, рассуждают следующим образом. Различие формулировок записи в трудовой книжке при установлении разряда, класса и т.п. обусловлено тем, что присвоение квалификации рассматривается как обыкновенное подтверждение нового уровня знаний и навыков, не имеющее отношения к изменению трудовых функций. Иначе говоря, человек мог повысить разряд (на курсах, в образовательных учреждениях начального, среднего профессионального образования), но при этом не работать в соответствии с ним, т.е. работник продолжает выполнять тот же объем и содержание работы, что и до обучения. В данной ситуации если запись о повышении разряда и делается, то она приравнивается к записи об обучении. Но если сотрудник после профессионального обучения приступил к выполнению работы в соответствии с полученным квалификационным уровнем, то, по мнению некоторых специалистов кадровых служб, это как раз тот случай, когда речь идет о переводе с соответствующим документальным оформлением.

Однако если мы обратимся к Инструкции по заполнению трудовых книжек, то узнаем, что «если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), то об этом в установленном порядке производится соответствующая запись». Установленная форма, однако, не прилагается, и иллюстративная запись отсутствует. А ниже приводится пример записи об установлении работнику другой профессии и квалификации - «Установлена вторая профессия «Электросварщик» с присвоением 3 разряда». Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение разряда (класса, категории) в трудовой книжке должно отражаться формулировкой «Присвоен». В некоторых случаях специалисты кадровых служб, опровергая данное утверждение, апеллируют к унифицированным формам, где не предусмотрен бланк приказа о присвоении разряда (категории), но есть приказ о переводе. А поскольку Правила ведения и хранения трудовых книжек, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225, требуют соблюдения формулировки приказа при внесении записи в трудовую книжку, то изменение квалификационного разряда зачастую оформляется как перевод.

Стажировка на рабочем месте является законодательно установленной обязанностью работодателя, при этом о процедуре проведения данного мероприятия в самом законе очень мало информации. Наша статья расскажет вам обо всех нюансах проведения стажировки — от вопросов установления процедуры во внутренних документах организации до порядка оформления ее в отношении конкретных сотрудников.

Что представляет собой стажировка на рабочем месте и сколько длится?

Трудовое законодательство, не давая определения стажировке на рабочем месте, упоминает это мероприятие в нескольких статьях Трудового кодекса РФ. Так, впервые термин «стажировка» встречается в ст. 59 указанного нормативного акта в качестве одного из оснований заключения срочного трудового договора. Также в ст. 212, 214 и 216 требования к работодателю об осуществлении стажировки определены как один из элементов системы охраны труда и обеспечения безопасной рабочей обстановки. Наконец, стажировка упоминается в ст. 225 в качестве одного из этапов просвещения в области охраны труда.

В общем понимании этого слова стажировка означает деятельность по получению опыта работы или повышению квалификации либо работу по специальности в течение определенного времени для решения вопроса о целесообразности зачисления стажера в штат. При этом она подразумевает обучение работника в процессе трудовой деятельности.

ВНИМАНИЕ! Стажировку следует отличать от сходных процедур:

  • испытательного срока при приеме в трудовой коллектив;
  • обучения;
  • практики;
  • инструктажа.

Длительность стажировки определяет работодатель, опираясь на требования законодательства. Так, ГОСТ 12.0.004-2015. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» устанавливает требования к непременной стажировке рабочих и младшего обслуживающего персонала в течение 3-19 смен.

Продолжительность стажировки для различных категорий работников

Для некоторых специалистов стажировка по специальности является необходимым элементом вхождения в профессию и прописывается в соответствующих нормативных документах. Она необходима, к примеру, для специалистов, занимающихся:

  • нотариальной и адвокатской деятельностью;
  • арбитражным управлением;
  • вождением пассажирского автотранспорта.

Стажировка в нотариальном деле определена «Основами законодательства о нотариате» от 11.02.1993 № 4462-1. В частности, ст. 19 данного акта устанавливает, что стажировка проводится для специалистов, желающих сдать квалификационный экзамен для получения лицензии нотариуса, и длится 1 год. Длительность может быть сокращена по решению Минюста совместно с Федеральной нотариальной палатой (но не больше чем на полгода).

Длительность стажировки в адвокатуре определена ст. 28 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ и составляет от 1 года до 2 лет. Стажировка в этой области необходима для приобретения статуса адвоката.

Продолжительность стажировки для вступления в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих устанавливается этой организацией с учетом п. 2 ст. 20 Федерального закона «О банкротстве» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. В этой статье определяется минимальный срок стажировки, равный 2 годам, с оговоркой, что внутренними документами СРО длительность может быть увеличена.

Не знаете свои права?

В отношении стажировки водителей пассажирского автотранспорта применяются требования отраслевого законодательства — Положения РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 Минавтотранса РСФСР 1986 г. Условия прохождения стажировки такими специалистами определены разделами 3, 4, 5 и 6 названного документа и составляют от 1 дня до 1 месяца, в зависимости от транспорта, которым будет управлять водитель, и категории его водительских прав.

Кто освобождается от стажировки на работе?

Трудовой кодекс, устанавливая в ст. 212 обязанность работодателя проводить стажировку на рабочем месте, никаких исключений при этом не предусматривает. Однако слишком общая формулировка подчас требует обращения к подведомственным нормативным актам и отраслевому законодательству.

Так, Постановление Минтруда и Минобразования России «Об утверждении порядка обучения по охране труда…» от 13.01.2003 № 1/29 в п. 2.2.2 устанавливает, что работодатель гарантирует обучение сотрудников, занятых на работах с опасными или вредными условиями осуществления трудовой деятельности, безопасным рабочим методам со стажировкой на рабочем месте (то есть речь идет только о работающих во вредных и опасных условиях). Так как Трудовой кодекс имеет превалирующее значение перед постановлениями министерств и не содержит изъятий из требований к работодателям о стажировке сотрудников, можно сделать вывод, что стажировка для вновь принятых на работу членов коллектива в том или ином виде необходима во всех организациях.

Дальнейший анализ законодательных документов позволяет сделать также вывод о том, что от стажировки могут быть освобождены, к примеру:

  • работники со стажем трудовой деятельности по специальности не меньше 3 лет, переходящие из одного цеха в другой с тем же характером работ и типом оборудования, если такое решение об освобождении от стажировки примет руководство (п. 1.4.12 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Министерства энергетики от 13.01.2003 № 6);
  • юристы, желающие приобрести статус адвоката и имеющие стаж работы в юриспруденции не менее 2 лет (п. 1 ст. 9 закона № 63-ФЗ).

Положение о проведении стажировки, образец

Все нюансы проведения стажировки членов трудового коллектива должны определяться специальным внутренним документом организации — положением о проведении стажировки. Данный документ разрабатывается с учетом требований законодательства, особенностей условий труда предприятия или отдельных сотрудников, специальностей работников, направления деятельности конкретной организации и прочих значимых обстоятельств, после чего согласовывается с ответственными работниками подразделений и утверждается руководителем организации.

Стандартное положение о проведении стажировки может включать в себя следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Требования к профессиональной квалификации и навыкам работника.
  3. Причина и порядок проведения стажировки.
  4. Порядок оформления стажировки.
  5. Процедура допуска к работе после окончания стажировки.
  6. Специфика проведения стажировки для некоторых категорий работников (если такой раздел нужен).
  7. Процедура проведения контрольных мероприятий.
  8. Лица, ответственные за проведение стажировок и выполнение требований положения.
  9. Особенности оплаты времени стажировки.
  10. Порядок проверки работника и оформления результатов стажировки.

Несомненной помощью в разработке собственного положения о прохождении стажировки может стать образец такого документа. Подробный образец положения о прохождении стажировки, соответствующий требованиям действующего законодательства, вы можете скачать на нашем сайте.

Как оформить стажировку на рабочем месте?

Для оформления стажировки на месте работы конкретного сотрудника необходимы будут следующие документы (минимальный комплект):

  1. Положение о прохождении стажировки — внутренний документ организации, определяющий общие вопросы проведения этого мероприятия.
  2. Программа стажировки — документ, определяющий порядок и продолжительность стажировки по конкретной профессии или должности. Кроме того, в программе стажировки могут быть установлены:
    • стандартные действия, которым за время стажировки должен научиться работник;
    • масштаб теоретических навыков, которыми должен овладеть стажер;
    • порядок проведения экзаменационных проверок;
    • прочие условия проведения стажировки.
  3. Трудовой договор между сотрудником и работодателем.
  4. Приказ о прохождении определенными работниками стажировки. Унифицированной формы такого приказа не существует, поэтому он составляется в обычном для кадрового делопроизводства конкретного предприятия виде. В таком приказе обычно указываются:
    • основания проведения стажировки;
    • сроки стажировки;
    • сотрудники, которые должны стажироваться;
    • инструкторы-наставники.

    Приказ подписывает руководитель организации. Все упомянутые в приказе члены трудового коллектива также подписывают его, подтверждая факт ознакомления с положениями документа.

  5. Приказ о допуске к самостоятельной работе по окончании стажировки. Такой приказ издается по итогам экзаменационных проверок. Если сотрудник экзамен не сдаст, то и самостоятельно работать не сможет (об этом может быть издан и отдельный приказ).

Как оплатить стажировку?

Принимая работника на стажировку, работодатель должен помнить, что их трудовые взаимоотношения должны быть оформлены через заключение одного из договоров:

  • бессрочного трудового;
  • срочного трудового;
  • гражданско-правового (например, договора подряда).

Условия об оплате труда работника во время стажировки должны быть прописаны в договоре. При этом стажировка в любом случае должна быть оплачена хотя бы в размере минимальной оплаты труда. Исключение составляют лишь стажеры-студенты, направляемые на стажировку учебными заведениями.

Целесообразно совмещать по времени стажировку и испытательный срок, чтобы оплата стажировки могла производиться по тарифам, которые предусмотрены для сотрудников, находящихся на испытательном сроке.

В заключение осталось сказать, что правильно подготовленная и оформленная стажировка позволяет работодателям оценить профессиональные возможности принятого работника, а сотруднику дает возможность получить нужные навыки и знания непосредственно на том участке работы, где предстоит впоследствии работать самостоятельно.