Технология разработки индивидуальной программы профессионально. Индивидуальная программа профессионального развития педагога. Это полезно знать

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество (статья 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ с изменениями и дополнениями на 31.12.2005 г.).

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

Восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

Профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

Социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических и иных средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В комплексе реабилитационных мероприятий важное место отводится психологическим аспектам реабилитации, которые имеют исключительно важное значение при осуществлении программ как медицинской, профессиональной, так и социальной реабилитации инвалидов.

Система реабилитации инвалидов включает в себя следующие взаимосвязанные составляющие элементы: 1) научные взгляды, идеи и представления; 2) законодательную и нормативную базу в области реабилитации; 3) научные и научно-технические разработки; 4) совокупность мер, средств, приемов и методов реабилитации; 5) программы реабилитации, в том числе: на федеральном уровне - федеральную базовую программу реабилитации инвалидов; на региональном уровне - региональные базовые программы и региональные комплексные (или целевые) программы реабилитации инвалидов; на индивидуальном уровне - индивидуальную программу реабилитации; 6) реабилитационную службу, включающую реабилитационные и реабилитационного типа учреждения и организации разной ведомственной подчиненности (здравоохранения, общего и профессионального образования, культуры, труда и социального развития и др.); 7) органы управления государственной службой реабилитации; 8) реабилитационную индустрию; 9) общественные организации инвалидов и организации, защищающие права инвалидов; 10) систему информационного обеспечения проблем инвалидности и инвалидов и др.

В процессе реабилитации выделяется три этапа:

1) этап восстановительного лечения (восстановления биомедицинского статуса), направленный на восстановление нарушенных функций и здоровья больных и инвалидов. По данным экспертов ВОЗ у 87% больных реабилитация заканчивается на первом этапе, когда больной в результате восстановления или полной компенсации нарушенных функций возвращается к обычной деятельности;

2) этап социализации или ресоциализации (восстановления индивидуально-личностного статуса), направленный на развитие, формирование, восстановление или компенсацию социальных навыков и функций, обычных видов жизнедеятельности и социально-ролевых установок инвалида;

3) этап социальной интеграции или реинтеграции (восстановления социального статуса), направленный на оказание содействия и создание инвалидам условий для включения или возвращения в обычные условия жизни вместе и наравне с другими членами общества.

Каждый из этапов реабилитации имеет свои конкретные цели и задачи, отличается мерами, средствами и методами реабилитационного воздействия.


Нормативная правовая база разработки и реализации программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ I. Федеральные и региональные документы регламентирующие дополнительное профессиональное образование (ДПО) и профессиональное обучение взрослых II. Локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение взрослых


Федеральные документы регламентирующие разработку и реализацию программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от г. 273-ФЗ (Глава 9, статьи Глава 10, статьи 75-76) Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. 706 «Об утверждения Правил оказания платных образовательных услуг» Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. 966 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» Приказы Министерства образования и науки РФ Приказ Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» Приказ Минобрнауки РФ от г. 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»; Приказ Минобрнауки РФ от 2 июля 2013 г. N 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»; Приказ Минобрнауки РФ от 9 января 2014 г. 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и др.


Нормативные правовые акты других министерств и ведомств Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. 148 н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" Приказ Минтруда России от н «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 4, разделы: «Общие профессии горных и горно капитальных работ»; «Общие профессии работ по обогащению, агломерации, брикетированию»; «Добыча и обогащение угля и сланца, строительство угольных и сланцевых шахт и разрезов»; «Добыча и обогащение рудных и россыпных полезных ископаемых» Приказ Минтруда России от N 597 н «Об утверждении профессионального стандарта «Кондитер» (Зарегистрировано в Минюсте России N 38940) Реестр Профессиональных стандартов (Министерство труда и социальной защиты РФ) и др.


Региональные документы Закон Кемеровской области «Об образовании» от 5 июля 2013 г. 86-ОЗ Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 4 сентября 2013 г «Об утверждении Государственной программы Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на годы Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Содействие занятости населения Кузбасса» на годы» Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы Кемеровской области, направленные на повышение эффективности образования» Распоряжение Губернатора Кемеровской области от Об утверждении комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования в Кемеровской области на годы и др.


Методическое обеспечение разработки и реализации программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2013 г «О дополнительном профессиональном образовании. Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования» Письмо Минобрнауки РФ от АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» Письмо Минобрнауки РФ от ВК1032/06 «Методические рекомендации по разработке ДПП на основе профессиональных стандартов» Письмо Минобрнауки РФ от 21 апреля 2015 г. ВК-1013/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме» Письмо Минобрнауки России от N АК-821/06 « Методические рекомендации по организации итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ» Письмо Минобрнауки РФ от 12 марта 2015 г. АК-608/06 «Методические рекомендации по разработке, порядку выдачи и учёту документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования» и др.


Локальные нормативные акты ПОО, регламентирующие дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение взрослых Положение о соответствующем структурном подразделении ПОО Правила оказания платных образовательных услуг Положение «Об организации образовательного процесса по программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам» Положение «О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ГБОУ СПО …» Положение о нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых педагогическими работниками при реализации ДПП, программ профессионального обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Порядок обучения по индивидуальному учебному плану Порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими ДПП, программы профессионального обучения и получающими платные образовательные услуги и др.


Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.73 Ч.2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. Ч.3. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности. Ч.4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.


Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 76. Дополнительное профессиональное образование Ч.1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Ч.2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). 3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.


Сравнительные характеристики ДПП и программ профессионального обучения Параметры для сравнения Программы профессионального обучения ДПП 1. Назначение данного вида программы Приобретение профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями Получение квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования Обеспечение соответствия квалификации специалиста меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды; Удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей 2. Подвиды программ Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих Программы повышения квалификации рабочих, служащих Программы переподготовки рабочих, служащих Программы повышения квалификации Программы профессиональной переподготовки 3. Требования к содержанию программ ЕТКС Профессиональные стандарты Требования работодателей ЕТКС Профессиональные стандарты ФГОС СПО и (или) высшего образования


Сравнительные характеристики ДПП и программ профессионального обучения (продолжение) Параметры для сравнения Программы профессионального обучения ДПП 4. Продолжительность обучения Определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией Определяются образовательной программой и (или) договором об образовании Минимально допустимый срок освоения программ ПК – 16 ч.; программ проф. переподготовки ч. 5. Требования к уровню образования лиц, поступающих на обучение Требования к уровню образования не предъявляются. Программы проф. подготовки- лица, ранее не имевшие профессии рабочего и должности служащего; Программы ПК и проф.переподготовки – лица, имеющие профессию рабочего или должность служащего Наличие среднего профессионального и (или) высшего образования; либо обучение по программе среднего профессионального и (или) высшего образования 6. Формы организации обучения Определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Допускается сочетание различных форм обучения. Модульный принцип, использование различных образоват. технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Может реализовываться частично или полностью в форме стажировки. Модульный принцип, использование различных образоват. технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.


Сравнительные характеристики ДПП и программ профессионального обучения (продолжение) Параметры для сравнения Программы профессионального обучения ДПП 7. Форма итоговой аттестации Квалификационный экзамен Определяется организацией самостоятельно 8. Документ по результатам успешного освоения программы Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего Удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке 9. Образовательные организации, реализующие данные программы Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, в том числе учебные центры профессиональной квалификации и на производстве Организации дополнительного профессионального образования Образовательные организации высшего образования Профессиональные образовательные организации Организации, осуществляющие обучение (научные организации или иные юридические лица)


Структура дополнительной профессиональной программы цель планируемые результаты обучения учебный план, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации календарный учебный график рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) организационно-педагогические условия формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Приказ МОиН от 1 июля 2013 года N 499) (часть 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ)


Учебный план (Программа с частичным использованием ДОТ) Наименование разделов, модулей, дисциплин Всего часов В том числе Форма контроля Аудиторно Дистанционно Лекции Практичес- кие, лабо- раторные, семин. Лекции Он- лайн/Оф- лайн Практичес- кие, лабо- раторные, семин. ОП 01 Экономика организации 82-6/0- ОП 02 Налоги и налогообло- жение 24-92/121 тестирование ОП 03 Инфор- мационные технологии в профессио- нальной деятельности /08


Организационно-педагогические условия реализации программы Организационные и материально-технические условия реализации программы Учебно-методическое и информационное обеспечение программы Например: Электронный учебно-методический комплекс для ДО: электронные конспекты лекций и презентации; электронные учебные пособия; специализированные учебники с мультимедийными приложениями; компьютерные лабораторные практикумы; электронные контрольно-тестирующие комплекты; учебные видеофильмы, аудиозаписи; методические рекомендации по выполнению практических заданий, другие материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи. Кадровое обеспечение программы


Особенности взрослых обучающихся Неоднородный состав учебной группы Прагматический подход к учебному материалу На отношение взрослого к учебе радикально влияет предшествующий опыт обучения: как негативный, так и позитивный Способность к проявлению субъектной позиции Взрослые лучше обучаются в неформальной обстановке Конкуренция в учебном процессе снижает образовательную активность профессионально ориентированной аудитории


Особенности обучения взрослых Технологии обучения взрослых должны быть интенсивными, обеспечивать возможность обмена накопленным профессиональным и жизненным опытом Надо быть готовым корректировать учебное содержание в ответ на пожелания взрослых обучающихся Необходимо использовать больше наглядности, дидактического материала – это поможет взрослому лучше понять и запомнить информацию Для обучения, требующего развития умений и навыков взрослых, важны демонстрация и практика, посещение предприятия, изучение рабочих мест… Методы обучения взрослых: работа в парах; взаимообучение Создавать благоприятный психологический климат Привлекать взрослых к оценке эффективности обучения


Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Приказ МОиН от 1 июля 2013 года N 499 П.17. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут


Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Статья 13. Ч.3. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации. При освоении программы профессионального обучения, ДПП по индивидуальному плану продолжительность обучения может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.


Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей Рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: практическое пособие/ В.Л. Петров, Н.Н. Аниськина, З.А. Лалаева и др. - Уфа, 2014 – 108 с.


Принцип гуманизации предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности учащегося с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь;

Принцип индивидуального подхода предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.

Принцип системности обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития Учащегося, т. е. системный подход к анализу особенностей его развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;

Принцип интегрированного подхода предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития Учащегося. Содержание и выбор методов коррекционной работы зависит от количества и видов первичных нарушений, имеющихся в структуре сложного. Так, для ребенка с нарушением слуха и зрения необходимо проанализировать соответствующие программы коррекционной работы и отобрать темы и разделы, ориентированные на коррекцию каждого компонента сложного нарушения.

Принцип непрерывности гарантирует Учащемуся с ОВЗ непрерывность педагогической помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации ИОП Учащегося с ОВЗ предполагает постоянное сотрудничество педагогов, тьютора, психолога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения Учащегося по индивидуальной образовательной программе.

Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности Учащегося предполагает максимальную активность и самостоятельность Учащегося в ходе обучения;

Принцип организации тьюторской помощи Учащемуся с ОВЗ означает создание системы комплексного тьюторского сопровождения Учащегося с целью удовлетворения его образовательных и профессиональных запросов.

Наталия Н. обучается в профильном социально-гуманитарном 10а кл. Однако ее учебный план скорректирован и дополнен за счет ДО в соответствии с рекомендациями врачей: за счет дополнительного образования ей предоставлена возможность заниматься с педагогом- логопедом по коррекции речевой деятельности и лечебной физкультурой. А так как Наташа хочет связать свою будущую профессию с иностранным языком, то ей предоставлена возможность расширить практические умения в немецком языке за счет элективного курса « Говорим по-немецки».

Учебные программы являются средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов, предусмотренных индивидуальным учебным планом (программы по учебным предметам, программы элективных курсов, программы дополнительного образования). Программы определяют цели изучения учебного предмета, основные дидактические единицы, виды познавательных задач, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Цели изучения учебного предмета находятся в прямом соответствии с Требованиями к освоению учебных программ и образовательными и профессиональными запросами Учащейся. Содержание учебных программ обеспечивает возможность Наталии Н. изучать предметы: историю, право, обществознание, русский язык и литературу на профильном уровне, т. к. ее будущая профессия возможно будет предполагать итоговую аттестацию по данному профилю.

Индивидуальный учебный план

Индивидуальный учебный план (ИУП) – совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения Учащимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального Базисного учебного плана. Индивидуальный учебный план обеспечивает возможность достижения Требований стандарта при сохранении вариативности образования.

ИУП Наталии позволяет ей освоить профиль социально-гуманитарной направленности и за счет дополнительного образования более полно учитывать интересы, склонности и способности к филологии, что пригодится в будущем для удовлетворения проф. потребностей.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ученицы 10а класса МОУ «СОШ «» на 20 -20 уч.год

Учебные предметы 10 класс
Базовые учебные предметы
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ (инвариантная часть) Иностранный язык
Математика
Экономика
Информатика и ИКТ
Физика
Химия
Биология
Искусство (МХК)
ОБЖ
Физическая культура
ИТОГО:
Профильные учебные предметы
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Русский язык
Литература
История
Обществоведение
Право
ИТОГО:
КОМПОНЕНТ ОУ Подготовка к ЕГЭ математика
Основы графической информации
Элективный курс «Говорим по немецки»
ИТОГО:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

образовательных запросов

Наталии И.

Образовательные запросы

Базовый уровень освоения дисциплин Профильный уровень освоения дисциплин Элективные курсы (предметные занятия, коррекционные занятия) Программы дополнительного образования
1.Немецкий Язык 3часа 1. Русский яз 3часа 1. Говорим по- немецки 1. Лечебная физкультура
2.Математика 2. Литература 2. Психология личности
3.Экономика 3. История
4.Информатика и ИКТ 4. Обществознание
5.Физика 5. Право
6. Химия
7.Биология
8.Искусство(МХК)
9.Физическая культура
10. ОБЖ

Индивидуальный план внеурочной деятельности

Основные исполнители: социально-коррекционный отдел, педагоги, тьютор.

Целевая группа:

Принципы:

Направленности:

Этапы реализации:

I этап (апрель – сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

II этап (октябрь-май) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

III этап (май-июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

IV этап (август–сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Балаболиной Екатерины Анатольевны

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Современная система образования нуждается в высокообразованных и высококвалифицированных специалистах, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых технологий. Образовательная среда школы способствует становлению и развитию современного учителя как профессионала и творческой личности, обладающей высоким уровнем компетентности.

Индивидуальная программа развития педагога разработана на основе программы центра профессионального роста учителя школы, обеспечивающей самоопределение учителя.

Цель программы – развитие у учителя навыков раскрытия и эффективного использования личностных ресурсов, собственного потенциала для успешной самореализации.

Задачи:

Изучить современную литературу и интернет – источники по теме самообразования;

Познакомиться с инновационными методами преподавания педагогов г. Бугульмы и других педагогов страны.

Овладеть диагностической и мониторинговой методикой;

Обеспечить внедрение современных инновационных технологий для формирования учебно – познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся, развития личностных и регулятивных УУДД.

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя:

1. Формирование и совершенствование компетентности в разработке методических, дидактических материалов с учётом ведущих модальностей и способностей обучающихся.;

2. Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на формирование ценностного отношения к своему здоровью и всему живому на Земле;

3. Совершенствование педагогической компетентности в организации здоровьесберегающей образовательной среды;

4. Формирование педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности: освоение современных педагогических технологий;

5. Формирование и совершенствование педагогической компетенции в организации образовательного процесса с применением ИКТ.

6. Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных УУД.

У обучающихся:

I. Повышение качества образования в связи со сформированностью учебно - познавательной компетентности, которое может быть выражено через:

1. повышение количества учащихся, занимающихся на «4» и «5»;

2. увеличение количества участников и победителей дистанционных олимпиад по предметам;

3. повышение уровня положительной мотивации обучения, которую можно проследить по результатам диагностики;

4. Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, как залог всестороннего развития личности и повышения самооценки.

5. Сформированность исследовательской компетентности, как составляющей учебно – познавательной компетентности, которую можно проследить по результатам диагностики.

II. Изменения взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик» в направлении сотрудничества.

III. Повышение навыков саморегуляции обучающихся, обеспечивающих саморегуляцию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценивание, как показатель регулятивных и личностных УУД.

IV. Освоение обучающимися навыков работы с различными источниками информации.

Основные направления деятельности:

Развитие профессиональной компетентности;

Методическая работа;

Инновационная деятельность;

Внеурочная деятельность.

По каждому направлению существуют показатели, виды деятельности и сроки исполнения. Педагогическая деятельность направлена на достижение высокого методического мастерства и распространение педагогического опыта. Учитель реализует идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения учебных предметов.

Поставленные задачи решаются в результате учебно-воспитательного процесса через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности. Их сочетание и системное применение позволяют формировать коммуникативную, социальную и предметную компетенции.

Методическая тема : « Развитие познавательной активности на уроках химии». В условиях подготовки к переходу образовательных учреждений на ФГОС второго поколения приоритетной целью школьного образования вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть – формирования умения учиться. Обучающийся должен сам стать проектировщиком и строителем образовательного процесса.

Ведущая роль отводится проектной технологии, способствующей созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации обучающихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью; повышению мыслительной активности обучающихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития обучающихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития индивидуальных особенностей обучающихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании. Более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности обучающихся; изменения роли учителя в образовательной среде.

Индивидуальная образовательная программа включает в себя:

Непрерывное образование;

Концепцию личностно – ориентированного подхода;

Мотивы развития профессионализма;

Единое образовательное пространство.

Алгоритм написания индивидуальной образовательной программы:

Диагностика профессионального мастерства, самоопределения педагога;

Составление и коррекция индивидуальной образовательной программы;

Реализация индивидуальной образовательной программы;

Рефлективный анализ реализации индивидуальной образовательной программы.

п/п

Направление деятельности

Способы достижения

Сроки исполнения

Прохождение курсов повышения квалификации.

Курсы повышения квалификации учителей.

По графику.

Разработка рабочих программ в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

Изучение ФГОС основного общего образования, примерной программы по предмету.

июнь (август)

Организация учебного процесса по химии.

Ведение предмета на базовом и профильном уровнях.

В течение года.

Посещение семинаров по проблемам перехода на ФГОС

Августовские предметные секции

Август

Применение современных технологий в учебном процессе.

ИКТ технологии, проектный метод, исследовательская деятельность.

В течение года.

Развитие компетентности в области использования педагогических технологий, форм, методов и приёмов обучения по предмету.

Обобщения педагогического опыта; посещение открытых уроков коллег; открытые уроки и вступления на педсоветах, семинарах.

Регулярно.

Подготовка учащихся к олимпиадам.

Урочная, внеурочная деятельность.

В течение года.

Организация работы с одарёнными детьми.

Участие в научно-практических конференциях

По плану.

Внеурочная работа по предметам

Интеллектуальный марафон, предметные недели, мастер-классы, защита проектов и др.

Согласно графику.

Формирование информационной компетентности на уроках.

Учебная деятельность.

В течение года.

Проведение открытых уроков, мастер-классов.

Учебный процесс и внеурочная деятельность.

Согласно графику.

Методическая работа с учениками, родителями

Родительские собрания, анкетирование, собеседование.

По плану.

Создание и поддержка собственного сайта в сети Интернет.

Разработка уроков, мастер-классы, презентации, рекомендации, видеоуроки, новости, фотогалереи.

В течение года.

О профессиональном развитии учителя, результативности методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

победы и призовые места обучающихся в детских творческих конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах от муниципального до регионального уровней;

активное участие и призовые места обучающихся в ежегодной научно – практической конференции;

активное участие и призовые места обучающихся моего класса в районных, городских и региональных проектах;

публикации творческих работ обучающихся на школьном сайте;

высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;

высокое качество знаний обучающихся по преподаваемым мною предметам.

Метод «портфолио»
В изменившихся условиях индивидуализации и личностной направленности, основой профессионально-образовательной деятельности становится индивидуальная профессионально-образовательная программа, разрабатываемая каждым студентом и позволяющая раскрыть индивидуальность студента и в аспекте его личностных особенностей, и в аспекте целей его профессионально-личностного становления, и в аспекте организации образовательной и самообразовательной деятельности.
Специфика индивидуальной профессионально-образовательной программы заключается в преодолении противоречий между нормативными требованиями к обучению всех (требования ФГОС-3) и индивидуальной направленностью образования, а также - между профессиональной подготовкой и, собственно, профессиональной деятельностью. Особое значение в построении индивидуальной профессионально-образовательной программы приобретает планирование самостоятельной работы.
Для этого, в индивидуальной профессионально-образовательной траектории указываются индивидуальные цели профессионального образования (которые, естественно, должны быть шире, чем требования стандарта), там же указывается объемные и качественные показатели материала, который подлежит изучению, выполняемые задания; сроки и формы отчетности по каждому разделу (предмету). Также в индивидуальной программе могут указываться формы и методы организации образования, сфера ответственности студента и преподавателя.
Разработка и реализация индивидуальных профессиональнообразовательных программ имеет многолетнюю историю применения в западной (в частности, американской) системе профессионального образования, где она получила название «учебного контракта». Учебный контракт разрабатывается в течение целого семестра под руководством тьютора (консультанта студента), затем проходит утверждение руководством колледжа и становится правовым документом. В учебном контракте, помимо порядка изучения предметов (дисциплин, модулей) указываются объемные и качественные показатели помощи, оказываемой вузом в процессе изучаемой индивидуальной программы и, напротив, обязательства студента по подготовке итоговых документов (отчетов об исследовательской и практической деятельности). Отдельными направлениями помощи является предоставление информационных ресурсов, а также - психологическое консультирование и тренинги.
В условиях современной российского педагогического вуза, более перспективным выглядит проектирование индивидуальной профессионально-образовательной программы в форме «портфолио». Изначально, так называлась совокупность документов, относящаяся к какой- либо сфере профессиональной деятельности. В частности, портфолио педагога может включать:
. набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, грамоты, характеристики, рекомендации и др.);
. методический «портфель» - описания используемых методов работы с анализом их эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих или иных работ детей;
. описание процесса и результатов работы с наставником (предполагаемые цели работы, планы, программы, результаты наблюдения супервизора и оценки работы с его стороны);
. результаты аттестаций и иных видов оценки работы.
Кроме того, в зависимости от целей сбора портфолио, в него могут быть включены и иные документы, в том числе, относящиеся к личностному развитию педагога. Вообще, выделяют три типовые цели и, соответственно, модели портфолио:
1. Помощь в профессионально-образовательной аттестации. Основой портфолио, в этом случае, систематическое представление объективных свидетельств о профессиональной деятельности. Хорошо, если будут представлены видеозаписи деятельности, сопровождаемые рефлексивным комментарием. Еще один раздел портфолио - документы, отражающие официальную оценку результативности. Это могут быть характеристики, результаты аттестации, заключения, отзывы и т.д. Последний раздел - документы, отражающие уровень образования или квалификации.
2. Отражение профессионального пути, взглядов и планов специалиста. Такой портфолио собирается как «методическая копилка», отражение развития взглядов человека на свою профессию. Лучше, если материалы в нем собираются по годам работы. В этом случае педагогу легче проследить динамику своего развития, изменение взглядов на себя и профессию, методов и подходов. В течение года в портфолио добавляются примеры использования методик и методических приемов, планы и программы своей работы и работы детей, фрагменты уроков, воспитательных мероприятий, конспекты литературы, статьи, оборы книг и т.д. В конце года проводится анализ уровня достижения поставленной цели и всей работы.
3. Помощь в профессиональном развитии педагога. В портфолио отражаются основные, «базовые» принципы профессионального развития данного специалиста. В портфолио включаются сертификационные и аналитические документы, относящиеся к повышению квалификации, стажировкам, самостоятельному изучению материала, обращениям к помощи наставника или деятельности в творческих группах. По мере работы, в портфолио вносятся конспекты, видеоматериалы, резюме, ксерокопии статей и др. Один из разделов портфолио может быть посвящен работе по повышению эффективности используемых методов и освоению новых методик и технологий.