Образ матери в отечественной литературе. Сочинение на тему «Образ женщины-матери в отечественной литературе». III. Образ м3атери в устном народном творчестве

Скоро 8 марта. Поздравляю всех женщин с наступающим праздником! Представляю стихи новокуйбышевских поэтов о женщине, матери, бабушке.

Эллеонора Вихрова
ЖЕНЩИНА

Зазвенел, нажала, потянулась,
Полежала, помечтала, улыбнулась...
Вздрогнула, вскочила, побежала,
Погляделась, ужаснулась...помечтала!
Вскипятила, отхлебнула, откусила,
Призадумалась, опомнилась...ЗАБЫЛА!
Разбудила, разогрела,накормила,
Напоила, собралась, всё уложила.

Напомадилась,напудрилась, обулась,
Побежала, втиснулась, согнулась,
Вытолкнули, выпрямилась, побежала,
Поскользнулась, устояла, не упала!
Добежала, выдохнула, ВСЁ-УСПЕЛА!
Села, отдышалась, закипело!!!
Позвонила, написала, посчитала,
Переделала, отправила, сказала,
ВЫЗВАЛИ! Перечеркали, завертелось!
Переделала, а так хотелось...
Помечтала, всё отправила, вздохнула,
Заварила, обожглась, но отхлебнула!
ВЫЗВАЛИ и снова ОТЧИТАЛИ!
Нагрузили, навалили и послали!
Прослезилась, корволольчика глотнула...
Огляделась, успокоилась, вздохнула.
Переделала. отправила...
Глотнула, откусила, прожевала, проглотила.
Позвонила и предупредила!
ОТСТРЕЛЯЛАСЬ! Застегнула, побежала.
Закупила, нагрузилась, помечтала...
Поплелась, передохнула, оглянулась,
Дозвонилась, попросила, улыбнулась!
Приготовила, помыла, накормила,
Постирала, почитала, уложила...
Так летели дни, года.
Но она была красива и горда!
И однажды кто-то вдруг спросил!
Ну откуда же в ней столько сил???
И она ответила смеясь,
Просто ЖЕНЩИНОЙ Я РОДИЛАСЬ!
***
ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ...

Есть женщины, похожие на Солнце
От их присутствия становится теплей.
Когда улыбка их лица коснется,
Мир кажется красивей и добрей.
Есть женщины, похожие на Ветер -
Они изменчивы, легки и веселы,
Они, как бабочки, нужны нам нa планете,
Чтоб любоваться ими все могли.
Есть женщины, похожие на Море -
Нельзя измерить глубину их глаз,
И в их таинственно манящем взоре
Сокрыты тайные знамения для нас.
Ты вся одновременно: Море, Ветер, Солнце.
Где ты, там звезды приближаются к Земле.
Пусть всё тебе на свете удается,
Желаю, чтоб всегда везло тебе!
Пусть счастья в тебе будет бесконечно,
Пускай любовь живет в тебе всегда.
Старайся быть, как прежде, безупречной,
Пусть сердцем твоим правит добротa
***
ТЫ - ЖЕНЩИНА

Ты – женщина. Ты – мать. Сестра. Подруга.
Любимая. Любовница. Жена.
Ты – солнце. Ты – земля. Ты – мир. Ты – вьюга.
Ты – вера. Ты – надежда. Ты – весна.
Ты – счастье. Ослепительное счастье.
Ты – лучик ласковый. Ты – бархатный цветок.
Нет, лепесток цветочный. На запястье
Ты поцелуй. Ты – взгляда уголёк.
Ты – сон степей. Ты – чистое дыханье.
Ты – сок берёз. Ты – летний быстрый дождь.
Ты – бабочки свободное порханье.
Росинки утренней застенчивая дрожь.
Осколок зеркала. Златая чаша мёда.
Слеза солёная. И горькая полынь.
Бальзам на рану с каплей жгучей йода.
Луна. Звезда. Зарница. Неба синь.
Улыбка нежная. Туман. Холодный вечер.
Волна прибрежная. Серебряная даль.
И расставанье после сладкой встречи.
Тоска и радость. Песня и печаль.
Ты – праздник. Ты— мечта. Святая тайна.
Открытая и добрая душа.
Ты – навсегда, а, может, ты – случайна.
Ты – шаг уверенный по лезвию ножа.
Ты – пропасть. Буря. Чувств шальных затменье.
Ты – упоенье. Музыка. Полёт.
И губ горячих ты прикосновенье.
Спасенье. Утешенье. Хрупкий лёд.
Ты — женщина. Ты – мать. Жена. Подруга.
Любимая. Хозяйка. И сестра.
Вселенная. Страдание. И мука.
Ты – женщина. Ты – искра от костра.
Ты – женщина. Ты – истина. Ты – сила.
И красота. ГОСПОДЬ благословил
Тебя на все дела, как ты просила.
БОГ чудом – женщиной – нас щедро одарил.
***
НАЗОВИ МЕНЯ СОЛНЦЕМ...

Назови меня солнцем,
Обними меня крепче,
И скажи, что меня не отдашь никому!
И сильнее забьётся
От любви твоей сердце,
Я всю нежность отдам лишь тебе одному!
Не зови меня Леди,
Это холодно слишком,
Для тебя не хочу я такой быть чужой!
Будем звёзды на небе
Ночью, сидя на крыше,
Пересчитывать снова вдвоём мы с тобой!
Назови меня солнцем,
Я светить буду ярче,
И в объятиях жарких тебя согревать!
Пусть звезда разобьётся,
Это нам на удачу!
................Назови меня солнцем!!!

БАБУШКА

Хранительница радостного детства
Бабушка любимая моя.
От нее достались мне в наследство
Сказки про далекие края,
Про войну, про жизнь ее без скуки.
Помню я, тепло в душе храня,
Добрые и ласковые руки,
Вслед благословлявшие меня.
Мелкие обиды и секреты
Поверяла бабушке своей.
Принимала мудрые советы,
А тепла дарила мало ей.
Поцелуй в макушку на рассвете,
Плюшки, кулебяки, пироги...
Ближе и роднее нет на свете.
Образ бабушки ты в сердце береги.

* * *
Посмотрите в мамины глаза –
Там живут любовь и доброта.
Там слезинки прячутся порой,
Если мы поссоримся с тобой.
Если мама плачет –
На душе темно,
Стоит улыбнуться –
На душе светло.
Я возьму ладошку
Тёплую твою,
Поцелую нежно
И скажу «Люблю».
Не беда, что пролетают дни,
И у глаз морщинки пролегли.
Я разглажу их своей рукой,
Снова мама станет молодой.

* * *
Любите маму, маленькие
дети,
Ведь без неё так трудно жить
на свете,
Её внимание и, ласку и
заботу,
Вам не заменит посторонний
кто-то.
Любите маму, юные
подростки
Она - ваш ствол, а вы -
её отростки,
Одна она, лишь любящая
мама,
Поймёт всегда вас - чад её
упрямых.
И дети взрослые, всегда любите
маму,
На нежные слова ей не
скупитесь,
Идут года, стареет наша
мама,
Что, вдруг, её не станет - мы не
верим,
Но вот, однажды, поздно или
рано,
Она уйдёт, закрыв неслышно
двери.
Любите маму, взрослые и дети,
Родней её - нет никого на свете!!!

* * *
Прекрасен опыт материнства
Быть Мамой женщине дано,
Любви и мудрости единство
В её душе заключено.
Она заботой согревает
Своё любимое дитя
И даже в мыслях охраняет
Порой забыв, и про себя.
В её глазах увидишь счастье.
И сердце вдруг на миг замрёт,
Когда кровинушка родная
Своими ножками пойдёт
Всю нежность, ласку отдавая.
И нещадя душевных сил
Она ребёнка опекает,
И украшает его мир.
По сердцу слёзки протекают,
Когда ребёнку тяжело
Капризы, шалости прощает
Неописуемо легко.
Его успехи, как награда
Его удачи за труды,
Когда бессонными ночами
За ним ухаживала ты.
Тебе любимая, родная
От нас от всех земной поклон
В таком красивом слове"МАМА"!

* * *
Не грусти, что волосы седеют,
Береги себя и не болей,
Потому что нет у нас на свете
Человека ближе и родней.
Живи на свете долго-долго,
Нас всех по-прежнему любя.
Как без воды не может Волга,
Так мы не можем без тебя!!!

Вера Милехина
О ЖЕНЩИНЕ

Как много слов красивых
Про женщин говорят
От дорогих – до милых
Так много лет подряд.
Она – подруга, мать, жена.
И, конечно, бабушка
И с любовью, как всегда
Она печет оладушки
Всех накормит, приласкает
Добрым словом одарит,
А душа ее тоскует,
Что ж ей жизнь ее продлит?
Ей хочется подольше
Светить и согревать
И все больше, больше
Не брать, а отдавать
Живите, дорогие,
Ваш долгий бабий век
И знайте, что в России
Вам званье ЧЕЛОВЕК.

ВСЕ О НЕЙ

Менталитет у русских женщин
Очень сложно объяснить
Средь множества житейских трещин
Уметь и плакать и любить
Добродетелей запас у них огромен
Все в ее душе для всех для нас
В жизни миролюбие, погром ли
Все пусть будет в добрый час
Остановит коня на скаку ли
В горящую ль избу войдет
И броситься может под пули
Коль беда ее ближнего ждет
Не рассказать, не разгадать
Души ее жилетку
Давайте лишь рукоплескать
И угощать конфеткой.

О СТАРОСТИ

Часто в суете житейской снова
Своих мы забываем матерей
А ей услышать хочется три слова
«Люблю, прости и не болей.»
Наш круглый шар бежит вокруг оси
И гонит нас в свои столетья
Пожалуйста,у Господа спроси
Для мамочки здоровья, долголетья
Она ведь молится за нас всенощно
Хоть и глаза уже не так зорки
И не хватает никакой ей мощи
Даже перематывать клубки
Старость подползает незаметно
И всегда почти, когда ее не ждешь
За шторой притаится не приметно
И выжидает когда ты подойдешь
А ты, ее, перехитрить желая
Стремишься вновь куда – то второпях
И говоришь: "Пока не надо рая,
Не собираюсь умирать на днях
И раньше времени никто нас не заставит
С жизненной дистанции сойти
Старость меня дома не застанет
Я всегда в дороге, я в пути."

Игорь Смирнов
МАМЕ МОЕЙ

Года идут… Все больше груз долгов.
Я, в повседневном ритме созиданья,
Не нахожу достаточно вниманья
Для той единственной, которая без снов
Меня растила в годы лютой схватки
/Не одного растила, а двоих/
И терпеливо ставила «заплатки»
На неудачах, промахах моих.

Военных лет тревожные картины –
Из памяти не выбросишь никак,
Когда страну коричневый маньяк
Душил тенетами зловещей паутины.
Флажки когда до Волги добрались,
Изранив карту алыми следами –
От моря и до моря – сверху вниз.
Все слева – под чужими сапогами.

С той стороны, где бился Сталинград,
К нам часто раненых свозили на носилках;
Рубахи мама шила для солдат
При тусклом свете трепетной «коптилки».
Зенитки в сквере, ночь, прожектора,
И драгоценных карточек квадраты…
Днем - во дворе военная игра,
В руках ребят со свалки автоматы.

Ружье противотанковое в дом
Мы как-то с братом гордо затащили,
От матери досталось нам потом,
Не долго мы в «героях дня» ходили.
Я много никак не мог понять,
Хотя лет шесть мне было той порою, -
Чего так испугалась моя мать,
Когда на льдине я поплыл весною?..

Глядишь назад с высот прожитых лет –
И поздно видишь, со стыдом, причины:
Мои ошибки – маме в сердце след,
И из-за них глубокие морщины…
Кружа в делах – стремительно – витки,
Ища решеньям - аргументов веских,
Боюсь услышать длинные гудки
Ей позвонив, вернувшись из поездки.

Вновь зачадил «воинственный угар»,
В госпиталях – не только ветераны.
Пусть хватит сил нам, чтоб отбить удар
И мир спасти от самой страшной драмы.

Александр Мишарин
Наталье

Хмельною крепостью вина
Наполню строки я довольно,
Пускай их сила, глубина,
Слегка пьянят тебя невольно.

Пусть, закружившись голова,
Как бы от запахов весною,
Почует голос вдруг едва,
Тебя зовущий за собою.

Туда, где ждёт тебя чудесный
И яркий день твой мечты,
Где мир волшебно-неизвестный,
Где наслаждаться будешь ты...

Где в сердце радость нежно льётся,
Судьбы обманом не греша,
Где от любви не разобьётся
Твоя хрустальная душа.

Она, как бездна океана,
Своею тайною манит.
Однако хитростью капкана
В момент последний удивит.

Достигнуть дна её удастся
Лишь затонувшим кораблям...
Такой добычею питаться
Достойно разве королям?

Вот парус, вижу я, проходит,
И что его в тумане ждёт?
Стихия страшная поглотит,
Иль сам на дно уже пойдёт?..

Но я на суше, счастье, право!
Ах, как же даль меня манит...
Но мама строгая, о слава,
Мне купаться не велит!

Районный конкурс сочинений,

Посвящённый Всероссийскому дню матери

Название работы: «Образ женщины-матери в отечественной литературе».

Жанр сочинение-рассуждение

Класс______8

ОУ______Уховская школа

Ф.И.О учителя______Вавилова Е.В.

2016-2017 учебный год

Мы будем вечно прославлять

Ту женщину, чье имя – Мать!

М. Джалиль

Мама – это слово, которое каждый человек несомненно употреблял в своей жизни, но мало лишь употреблять это слово. Нам всем, каждому человеку следует помнить одно, что мама- это не просто слово, это смысл жизни. Мама – наш лучший друг и мудрый советчик. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в литературе.

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любовь» – это слово святое,

То трижды священное – «женщина – мать».

Что такое материнская любовь и улыбка? Что значит любить маму? Материнская улыбка это то, что согреет человека, где бы он ни был, чем бы он не занимался. О чем и говорила в своем стихотворении Татьяна Шорыгина:

Ничего милее нет
Маминой улыбки -

Словно вспыхнет солнца свет,

Мрак развеет зыбкий!

Словно хвостиком блеснет,
Золотая рыбка -

Радость сердцу принесет

Мамина улыбка!

Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Одна из святых страниц в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведения о матери. Что может быть на свете священнее слова «мать»!..

Но был огонь - не угасая,

Светил в пристройке по ночам,

И мать всю ночь ходила там,

Глаз до рассвета не смыкая.

Она мерцавшую свечу

Старинной книгой заслонила

И, положив дитя к плечу,

Все напевала и ходила...

Солдат посылает последнюю пулю врагу: «За Родину-мать!» Все самые дорогие святыни названы и одарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Мама… Самый дорогой и близкий человек. Мама – наш ангел-хранитель. Любящее сердце матери принадлежит всегда её детям. «Вся любовь, все чувства, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство», - пишет Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба».

По-настоящему глубоко тема матери ярко освещена Н.А.Некрасовым. В его произведениях есть некая восходящая триада развития этого образа, более того – идеи матери: мать, мать- родина, мать – высшее идеальное начало.

В стихотворении «Баюшки-баю» мать – последнее прибежище перед лицом всех потерь, утраты музы, перед лицом самой смерти. Мать утешает, прощает:

Ещё вчера людская злоба

Тебе обиду нанесла;

Всему конец, не бойся гроба!

Не будешь знать ты больше зла!

Не бойся клеветы, родимый,

Ты заплатил ей дань живой,

Не бойся стужи нестерпимой:

Я схороню тебя весной.

«Баюшки-баю» вместе с поэмой «Мать» вошли в сборник, который стал как бы поэтическим завещанием поэта.

В творчестве М.Ю.Лермонтова особое место занимает образ матери. В стихотворении «Кавказ» он пишет:

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

А пронизанные болью и страданием слова он вкладывает в уста Мцыри (поэма «Мцыри»):

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии С.А.Есенина, замечательного русского поэта. Наиболее отчетливо образ матери начинает проявляться у Есенина в последние годы его творчества. Разочаровавшись в целом ряде собственных убеждений и идеалов, поэт обращается к образу матери и родного дома как к единственному пристанищу человека в мрачном мире суровой действительности. Именно здесь герой его произведений ищет покоя и обретения гармонии. В стихотворении «Письмо матери» Есенин пишет:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Поэт Дмитрий Кедрин в своём стихотворении «Сердце матери» показал, что сердце матери может простить всё:

Он сердце её на цветном рушнике

Кохане приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

Мы вырастаем, уезжаем из родного дома, но даже на краю земли мы понимаем, что где-то далеко ждут нас теплые мамины руки и добрые ласковые глаза:

Руки мамочки моей-

Пара белых лебедей:

Так нежны и так красивы,

Столько в них любви и силы!

Николай Заболоцкий посвящает стихотворение самому милому и дорогому образу – образу матери. В нём поэт призывает всех:

Слушайте, пока есть мамы,

Приезжайте к ним без телеграмм.

Л.Татьяничева учит нас беречь самое ценное на свете – сердце матери, помнить о ней всегда, не причинять боль, быть благодарными:

Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто её огорчает,

А добрая мама прощает всё это.

Да, действительно, мама умеет прощать и любить искренне и нежно, не прося при этом ничего взамен. Женщина-мать – это жизнь, надежда и любовь.

Слово о женщине, слово о матери (По произведениям Фадеева, Айтматова)

Восславим женщину-Мать,

Чья любовь не знает преград,

чьей грудью вскормлен весь мир!

Все прекрасное в человеке -

от лучей солнца и от молока Матери.

М. Горький

О матерях можно говорить бесконечно. Добрые, гордые, мужественные матери! Сколько жизней спасено их руками, сколько бед прогнали добрые слова их, сколько подвигов совершено отважными их сердцами! Где найти слова, что смогли бы поведать о неиссякаемой материнской любви, передать щедрость их сердец? И слагают люди о матерях стихи, песни, прекрасные легенды и серьезные книги.

Когда война черным горем налетела на нашу страну, материнская любовь сравнялась с подвигом. Сколько слез пролито матерями в войну! Моря,... Сколько крови отдано детям, сколько было пролито на трудовом фронте пота.

Но тяжелее всего было видеть смерть детей своими глазами. Видеть и не иметь возможности помочь им...

Сколько таких матерей встретил Александр Фадеев в Краснодоне! С ними проводил он часы в воспоминаниях об их детях. И, наверное, никогда бы не родились многие поэтические страницы “Молодой гвардии”, если бы не стояла за спиной писателя тень Матери, поседевшей от горя. А сколько прекрасных строк посвятил писатель матерям! Какие чистые, нежные слова сказаны о них: “Мама! Да, тысячу раз я буду повторять твое имя, материнское имя, и все-таки останусь перед тобой в неоплатном долгу... Я целую чистые, святые руки твои!”

Да, это были матери, которые так воспитывали детей своих, что не сломили их ужасы и бедствия войны. И когда приходил час мести, эти сильные юношеские или слабые девичьи руки брали оружие, перекрашивали простыни на флаги, заклеивали листовками стены, врачевали раны. Это они, наши девушки, писали в дневниках: “Да, я могу жить только так, или я не могу жить вовсе. Клянусь матерью своей, что до последнего дыхания я не сверну с этого пути!” Это они, верные клятве, стиснув зубы на окровавленных топчанах, считали удары палачей. Это они с песней шли на смерть, так и не встав на колени. Такое не забывается. Это - бессмертие!

Да, “Молодая гвардия” - книга о юных. Но мы понимаем, что никогда не стали бы героями Олег Кошевой и озорной Сережка Тюленин, и отчаянная Люба Шевцова, и поэтичная Уля Громова, и тысячи других, если бы за ними не стояли их матери...

Но, может быть, слабым утешением для этих матерей было знать, где лежат их дети, что о них помнят люди. А те, кто не знает могил своих сыновей...

Как трудно заставить молчать сердце, не умеющее мириться с потерей. Вечно свежие раны при малейшем прикосновении ноют нестерпимо. И люди жалуются небу, ветру, земле-кормилице. Так и Толгонай приходит на исповедь к своему полю. Материнское это поле знает все о Толгонай, слушает ее и утешает. А она сама, высохшая от горя, вспоминает вместе с ним свою жизнь, молодость, счастье: “Земля, ты держишь всех на своей груди; если ты не дашь нам счастья, то зачем тебе быть землей, а нам зачем рождаться на свет? Мы твои дети, земля, дай нам счастья, сделай нас счастливыми!”

Было время, когда Толгонай плакала не от горя, а от радости. Но прилетела страшная весть и тяжестью непомерной легла на материнские плечи. Ушли дети на войну. Проводила и ты своих сыновей, Толгонай. Все ушли, сколько было. Остались вы с Алиман одни. Валило с ног, прижимало к земле горе, хлестала безутешная Алиман ставшими ненужными цветами беспощадную землю, поглотившую ее счастье, ее любовь. Но вы крепились. Вдали шла битва, лилась кровь, а вашей битвой была работа. “Женщины, старики, дети, голые, голодные. Как они работали тогда в колхозе, как они ждали победы, как плакали и как мучились” (это твои слова, Толгонай). Да, мне кажется уже, что не повесть Ч. Айтматова “Материнское поле” читаю я, а разговариваю с тобой, Толгонай.

Делили и вы со своим народом беду. Таили крик в душе и молились за оставшихся в живых. Сколько таких обезумевших от горя, от зыбкой надежды и безнадежности матерей обращались к силам земным и небесным, молили, заклинали землю и небо спасти и сохранить их детей. Святые кровавые слезы, кто способен их осушить, кто способен искупить вину мира перед сердцем матерей!..

Но тебе, Толгонай, не увидеть даже могил своих детей. Никогда не узнаешь ты, где сразила их вражья пуля. Останутся шапка на стене, фотография под стеклом, шум проносящегося мимо, на фронт, поезда и застывший в воздухе крик: “Ма-а-ма!” Долго тогда бежала ты вслед по шпалам, потом упала, забилась головой о дрожащие рельсы. “Пусть я буду последней матерью, которая так ждала сына”.

Мужайся, Толгонай! Страшно, когда погибает дитя за тысячи верст от родного дома, но еще страшней, когда на глазах уводят его на смерть, на пытки, когда тянутся к нему преступные руки. Какое горе может сравниться с этим? А видеть, как выворачивают сыну суставы, как смертельно бледнеет родное лицо, как зажали стон сведенные губы, и молчать... Смогла бы ты, Толгонай?..

Все выносили матери. Казалось, сотканные из одних нервов, вставали в угрюмую очередь у тюремных ворот со страшным блеском в опухших от слез и бессонницы глазах и произносили: “Нет, я только об одном молю Бога, чтобы до самой смерти не сломали ему крыльев, чтобы не дрожал он перед этими псами, чтобы плевал он им в лицо!”

Подними же и ты голову, Толгонай, и иди против бури так, как шли они. Ведь ты хочешь, чтобы люди оставались людьми, чтобы война не калечила в людях живую человеческую душу, чтобы она не вытравляла в них доброту и сострадание. Да будет так! Потому что кто же, как не матери, могут остановить войну и беду. Они понимают друг друга без слов - матери всей земли.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Моя работа посвящена самой, на мой взгляд, актуальной теме нашего времени – теме матерей и материнства. Я хотела бы в этой работе, проанализировать нынешнюю ситуацию в России через призму мифов, сказаний, памятников литературы и художественных произведений, которые как или иначе затрагивают проблемы материнства. Я постараюсь оценить изменения, произошедшие за века по отношению к материнству. Ведь ни для кого уже не новость, что сейчас даже к самому понятию «материнство» относятся совсем не так, как, скажем, в XIX веке или даже в 50-е годы 20 века. Смена приоритетов столь стремительна, что становится страшно, а что будет дальше? Поэтому я и выбрала эту тему среди многих и многих других по-своему интересных и глубоких тем.

Образ Матери в Православии. Иконы.

Образ женщины-матери воспет в многочисленных произведениях литературы и искусства, трепетно воплощен в дивных иконах. На последнем я и хотела бы остановиться поподробнее, так как для меня эта тема является более близкой, чем все остальные. История православия, христианства насчитывает уже более двух тысяч лет, поэтому и неудивительно, что его культурное наследие настолько богато. Можно очень долго перечислять памятники литературы, архитектуры и иконописи, но это не является сейчас необходимым.

Основываясь на специфике работы, я сразу выделила для себя определенную сферу исследования – иконы Богоматери. Верующие знают, как огромно количество изображений Богородицы, на некоторых Она одна, но на большинстве икон держит на руках Младенца-Христа. Православные знают такие иконы, как Державная, Иверская, Неупиваемая чаша, Почаевская, Всех скорбящих радость, Тихвинская, Казанская и многие-многие другие, чудотворные, со своей историей и списком чудес. Для примера можно вспомнить и католические изображения Девы Марии. Это Сикстинская Мадонна, Мадонна Рафаэля и другие шедевры великих мастеров Средневековья. Между паравославными иконами и католическими картинами существует одно существенное сходство – на всех Дева Мария изображена с Сыном.

Таким образом, Богородица становится для верующих одним из самых священных символов – символом высокого, жертвенного материнства. Ведь все матери знают, насколько тяжело и больно узнавать о любой неудаче или болезни детей. Но мало кто знает, насколько тяжело жить со знанием всей будущей страшной судьбы своего ребенка. А Матерь Божия знала всю судьбу своего Сына от самого его рождения. Поэтому, может быть, сам образ матери настолько священен для всех людей, что с давних времен ее труд по воспитанию детей приравнивался к подвигу.

Образ Матери в мифологии славян и других народов.

У всех народов мира в религиозной картине мира всегда было место для женских божеств, и они всегда стояли отдельно от богов-мужчин. Богини-покровительницы домашнего очага, земли, плодородия пользовались огромным уважением у всех древних народов.

Изначальный архетип рождения, начала жизни, творения Природы подсознательно приводил к поклонению Матери Земле, дающей все для жизни людей. Поэтому древние славяне выделяли не одного бога – Небо, как можно бы подумать, а двоих – Небо и Землю. Они вообще считали Землю и Небо двумя живыми существами, даже более того – супружеской парой, чья любовь и породила все живое на земле. Бога неба, Отца всего сущего, называют Сварогом. А как же называли славяне великую Богиню Земли? Некоторые ученые считают, что ее имя – Макошь. Другие, не менее авторитетные, спорят с ними. Но я буду исходить из того, что имя богини Земли все-таки Макошь. Очень интересно толкование самого имени Макошь. И если «ма» всем понятно – мама, мать, то что такое «кошь»? Не совсем ясно, если не вспомнить некоторые слова, это, например, кошелек, где хранится богатство, кошара, куда загоняют живое богатство крестьянина – овец, кошевым называется предводитель казаков, кошем еще называлась судьба, жребий, а еще – большая корзина для овощей и фруктов. И если сложить в смысловую цепочку все эти значения, то и получается: Макошь – Хозяйка Жизни, Дарительница Урожая, Всеобщая Мать. Одним словом – Земля.

Землю мы и до сих пор называем Матерью. Только вот обращаемся с ней далеко не так почтительно, как подобает хорошим детям. Язычники же относились к ней с величайшей любовью, и все сказания говорят, что Земля платила им тем же. Недаром и у славян, и у греков есть миф о богатыре, которого невозможно победить, так как ему помогает сама Земля. Десятого мая справляли «именины Земли»: в этот день ее нельзя было беспокоить – пахать, вскапывать. Земля была свидетельницей торжественных клятв; при этом ее касались ладонью, а то вынимали кусок дерна и возлагали себе на голову, мистическим образом делая ложь невозможной: считалось, Земля не станет носить обманщика. На Руси говорили: "Не лги - Земля слышит", "Люби, как Земля любит". И сейчас мы иногда, давая клятву, требуем: «Ешь землю!» А чего стоит обычай брать на чужбину горсть родной земли!

К эпохе верхнего палеолита - 40-50 тыс. лет до н. э. относят первые археологические находки в виде каменных статуэток женских божеств. В период неолита - 10-12 тыс. лет до н. э. уже появляются многочисленные образы Матери-Богини, как отражение различных сил природы. У древних шумеров - это богиня любви Иштар, связанная с утренней звездой Венерой, имеющая много эпитетов - Владычица Богов, Царица Царей, которой поклонялись по всему Средиземноморью, также считалась Матерью Богов, хранительницей сокровенных знаний. Такими же качествами была наделена и египетская богиня Изида. Древние персы, принявшие учение Зороастра, поклонялись Богине чистоты и непорочности Анахите.

В славянской и индийской мифологии единые индо-арийские корни, и это особенно заметно в культуре национального костюма, где часто встречаются изображения богини с вытянутыми вперед ладонями - жест защиты. Недаром на Украине одно из имен богини - Берегиня. На костюмах это изображение встречается в виде стилизованных орнаментов-вышивок и называется "Мокошь". Богиня Мокошь у славян - пряха, прядущая бесконечную пряжу - всепроникающую энергию мироздания. Архетипные представления о Богине-пряхе сохранились у саамов, финнов, литовцев, других народов Севера.

Одним из ранних изображений Мирового Древа на Руси времен Гипербореи, является петроглиф Онежского озера. Рисунок объединяет два вселенских символа - Мировое Древо и сидящего на нем Лебедя. Лебедь - это древний символ Богини, рождающей Космическое Яйцо - третий космический символ. Вспомним русские народные сказки или сказки Пушкина "На море-океане, острове Буяне растет дуб зеленый", "У Лукоморья дуб зеленый", Царевна-Лебедь, яйцо, где хранится источник жизни Кощея и т. д.

Все таинственные Элевсинские мистерии у Афинян были связаны с культом Земли, собиранием плодов, хранением семян, искусством земледелия и выращиванием урожая. Это сливалось в единое священное таинство, олицетворением которого являлась Мать-Роженица, дающая продолжение роду и сохраняющему его. У славян были также боги, ответственные за процветание и приплод всего живого в природе и преумножение рода людского. Это Род и Рожаницы, упоминаемые в древнерусской литературе. Род посылал на Землю с небес души людей, когда рождались дети. О Богинях Рожаницах говорят обычно во множественном числе. В древних рукописях о них сказано кратко, лишь упомянуты хлеб, мёд и «сыр» (раньше этим словом обозначали творог), которые приносили им в жертву. Из-за скудости этих сведений некоторые исследователи прошлых лет привыкли видеть в Рожаницах многочисленные, безликие Божества женского пола, помогавшие в различных женских заботах и работах, а также при рождении детей. Однако современные учёные, обработав большой археологический, этнографический, языковедческий материал, обратившись к сведениям, касающимся соседних народов, пришли к выводу, что Рожаниц было две: Мать и Дочь.

Рожаница-Мать связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Этому вполне отвечает образ зрелого материнства: плодоносную Осень художники обычно изображают немолодой женщиной, доброй и полнотелой. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Древние славяне дали ей имя Лада, имеющее очень много значений. Все они имеют отношение к установлению порядка: «ЛАДить», «на-ЛАЖивать» и так далее. Порядок при этом мыслился в первую очередь семейный: «ЛАДа», «ЛАДо» - ласковое обращение к любимому супругу, мужу или жене. «ЛАДины» - свадебный сговор. Но сфера деятельности Лады отнюдь не ограничивается домом. Некоторые исследователи признают Великую Ладу матерью двенадцати месяцев, на которые делится год. А ведь месяцы, как мы знаем, связаны с двенадцатью созвездиями Зодиака, которые, согласно астрологической науке, оказывают влияние на человеческую судьбу!. Таким образом, к примеру, Скорпион и Стрелец - достояние не только зарубежной (неславянской) культуры, как мы привыкли считать. А Лада предстаёт перед нами не просто Богиней лета, домашнего уюта и материнства, она связана ещё и со всеобщим космическим законом! Так что славянский религиозный культ был не так уж примитивен.

У Лады была еще дочь, Богиня по имени Леля, младшая Рожаница. Вдумаемся: недаром детскую колыбель часто называют «люлькой», нежное, бережное отношение к ребёнку передают словом «лелеять». Аист, якобы приносящий детей, по-украински - «лелека». А само дитя и сейчас иногда называют ласково «лялечкой». Так родилась славянская Леля - Богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности. Славяне считали, что именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае. Лелю-Весну торжественно «закликали» - приглашали в гости, выходили встречать её с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь?

Праздник Рожаниц справляли весной - 22-23 апреля. В этот день приносили жертвы растительными и молочными продуктами, которые торжественно, с молитвами съедали на священном пиру, а потом ночь напролёт жгли костры: огромный, в честь Лады, и вокруг него ещё двенадцать поменьше - по числу месяцев года. Согласно традиции, это был женский и девичий праздник. Парни, мужчины смотрели на него издали. Вот так, рассмотрев языческие культы некоторых народов, я сделала вывод о том, что само понятие Женщины – Матери присутствовало у всех народов, притом в очень похожих формах и образах, что говорит еще и об общих корнях вообще всех верований и мифов.

Домострой. Отношение к женщине-матери в Средневековье.

На отношения полов в России большое влияние, конечно, оказала идеология христианства. Своеобразной регулирующей основой отношений между мужчиной и женщиной был “Домострой”, который приписывал женщине повиноваться во всем своему мужу (отцу, брату). В “Домострое” подробно перечисляются обязанности женщин, в основе которых труд в семье неустанный, и повиновение мужу, отцу, хозяину, и ответственность матерей за детей своих и ведение хозяйства. Но наряду с этим, есть и глава, которая указывает мужу почитать свою жену, наставлять ее и любить.

“Если дарует бог жену добрую, получше то камня драгоценного; такая из выгоды не оставит, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу Если доброй женою муж благословен, число дней его жизни удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена да будет наградой тем, кто убоится бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божью заповедь, благословиться богом, а во-вторых, славиться и людьми. Жена добрая, и трудолюбивая, и молчаливая – венец мужу своему, коли обрел муж жену свою добрую – только хорошее выносит из дома своего; благословен муж такой жены и года свои проживут они в добром мире. За хорошую жену похвала мужу и честь”.

Домострой провел более резкую границу между мужчиной и женщиной, изменилось, соответственно, и отношение к матерям. Но нельзя думать, что резко ухудшилось: оно стало немного другим, требующим более строгого выполнения определенных христианских норм и правил. Мать и жена должна была относиться к мужу с почтением, а к детям со строгостью, воспитывая их в благочестии. Некоторые люди думают, что с приходом христианства ухудшилось положение женщины, по сравнению с эпохой язычества. Я так не думаю: домашние тираны были всегда, их не останавливали никакие правила, так что с приходом эпохи «Домостроя» у таких мужей просто нашлось, так сказать, веское обоснование их поведения. И все же женщина всегда была хозяйкой дома, хранительницей очага и добродетели в семье, верной помощницей и другом своему мужу.

Такое отношение к женщине оставило свой след и в русском фольклоре: «Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет», «Семья воюет – одинокий горюет», «Муж да жена – одна душа». Существовало строгое разделение ролей мужчины и женщины, которое складывалось веками. Особенно это наглядно выглядит в труде. Деятельность жены не выходит за пределы семьи. Деятельность мужа, напротив, не ограничивается семьей: он - общественный деятель, и в его лице семья участвует в жизни общества. Женщина ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учет сену, соломе, муке. Весь скот и вся домашняя живность, кроме лошадей, находилась под присмотром женщины. Под ее неусыпным надзором находилось все, что было связано с питанием семьи, забота о белье и ремонте одежды, тканье, баня и т. д.

Хозяин, глава дома и семьи, был, прежде всего, посредником в отношениях подворья и земельного общества, в отношениях семьи с властью. Он же ведал главными сельхозработами, пахотой, севом, а также строительством, заготовкой леса, дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нес на своих плечах.

Только по большой нужде женщина, обычно вдова, бралась за топор, а мужчина (тоже чаще всего овдовевший) садился с подойником под корову.

С детства мальчиков учили мужским премудростям, а девочек – женским. В отношениях парней и девушек вовсе не существовало какого-то патриархального педантизма. С самого отрочества знакомства и увлечения менялись, молодые люди как бы «притирались» друг к другу, искали себе пару по душе и характеру. Свидетельством духовной свободы, душевной раскованности в отношениях молодежи является множество любовных песен и частушек, в которых женская сторона отнюдь не выглядит пассивной и зависимой. Родители и старшие не были строги к поведению молодых людей, но лишь до свадьбы. Но и до свадьбы свобода отношений вовсе не означали сексуальной свободы. Существовали вполне четкие границы дозволенного, и преступались они весьма редко. Обе стороны, и мужская и женская, старались соблюдать целомудрие.

Но все же женщина воспринималась как “дополнение” к мужчине, а не как самостоятельный, полноправный человек. Существовавшая семья была строго патриархальной.

Образ женщины-матери в русской литературе XIX века.

После 17 века отношение к женщине-матери в обществе постепенно меняется, на первый план выступают другие ценности и приоритеты. Это можно заметить по количеству и тематике произведений писателей того времени. Очень немногие пишут о матерях, именно воспевая их нелегкий труд, большинство из тех, кто пишет, говорят о тяжести и сложности жизни матери, о нелегкой ее судьбе. Это, например, Некрасов. Образы Арины, матери солдатской, Матрены Тимофеевны из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» воспели нелегкую судьбу русской крестьянки. Трогательные строки поэзии посвятил своей матери Сергей Есенин. В романе Максима Горького «Мать» Пелагея Ниловна становится помощницей сына-большевика, в ней просыпается сознание.

Но больше всех размышлял над этой темой Лев Толстой в своем романе «Война и мир». Его Наташа Ростова и является тем образом материнства, которого так долго не было в русской литературе. Наташа страстно мечтает о муже, о детях. Еще в ранней юности она почувствовала, как неравны права и возможности женщин ее круга по сравнению с возможностями и правами мужчин, какими узкими рамками стиснута жизнь женщины. Только в семье, принимая участие в деятельности мужа, воспитывая детей, может она найти приложение своим силам. Это ее призвание, в этом видит она свой жизненный долг, подвиг и всей душой стремится к его исполнению.

В лице Пьера Безухова судьба дала ей того человека, который единственный смог понять и оценить ее. В конце романа судьба дает ей то, для чего она всегда считала себя предназначенной, - мужа, семью, детей. Это - счастье, и оно, как и любовь к Пьеру, поглощает ее всю. Иначе быть не могло. Мне всегда кажется странным когда, прочитав "Войну и мир", кто-нибудь говорит, что Наташа в эпилоге романа, погруженная в заботы о детях, в пеленки и кормление, ревнующая мужа, забросившая пение,- это уже совсем другая Наташа. А ведь на самом-то деле Наташа всегда была одинаковой, вернее, одинаковой была ее сущность - нежная, честная, жаждущая подвига любви. Мы расстаемся с нашей любимой героиней в 1820 году в канун Николина дня, именин Николая Ростова. Вся семья в сборе, все живы, здоровы, счастливы и сравнительно молоды. Все хорошо, что хорошо кончается? Но ничего не кончается даже для этих людей - и, главное, с этими персонажами не кончается противоречие жизни, ее борьба. Противоречие и борьба разрешаются не итогом (любой из которых всегда лишь частный и временный), не фабульным концом, не развязкой романа. Хотя в эпилоге - браки и семьи, Толстой был все-таки прав, когда заявлял, что он не способен этой классической литературной развязкой поставить известные "границы" развитию действия и "вымышленным лицам" своим. Браки в финале "Войны и мира" если и определенный итог отношений лиц, то итог этот неокончательный и условный, им не уничтожился "интерес повествования" в книге Толстого. Тем самым подчеркнута относительность самого итога в процессе жизни и идеи итога как отношения к жизни, точки зрения на нее. Эпилог закругляет и тут же опровергает какое бы то ни было закругление жизни - отдельного человека или тем более жизни всеобщей.

Современное положение вещей.

Существенные изменения в положении женщин произошли во многих странах мира уже в XX веке, во многом под влиянием Великой Октябрьской революции. В числе первых декретов советской власти были и изданные в декабре 1917 г. Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг, а также Декрет о расторжении брака. Этими декретами были отменены действовавшие до революции законы, ставившие женщину в неравноправное положение с мужчиной в семье, в отношении детей, в правах на имущество, при разводе и даже при выборе места жительства. После Октябрьской революции женщины России впервые приобрели право свободно выбирать профессию, получать образование. Равенство женщин с мужчинами в политических, гражданских правах было закреплено первой советской конституцией. И ныне, когда участие женщин в общественно-политической жизни развитых государств стало общим явлением, нелишне вспомнить, что Советская Россия оказалась в первой пятерке стран мира, предоставивших женщинам право избирать и быть избранными в представительные органы страны. На разных этапах развития Страны Советов специфические вопросы, связанные с участием женщин в государственной и общественной жизни, охраной материнства и детства, трудовой деятельностью женщин, повышением их общеобразовательного и профессионального уровня и другие решались в первую очередь как задачи государственные.

К1920 годам советская власть столкнулась со сложными социально-демографическими и социально-медицинским проблемами (дезорганизация семейно-брачных отношений, рост числа нежелательных беременностей и абортов, распространение проституции и т. д.). Не сумев справиться с ними цивилизованным путем, власть обратилась к репрессивным мерам (рекриминализация гомосексуальности, ограничение свободы развода, запрещение абортов). Идеологическим оправданием такой политики была большевистская сексофобия (“у нас секса нет”). Но цель - укрепление семьи и повышение рождаемости – не были достигнуты. Конституционное закрепление равноправия женщин и мужчин было социальным завоеванием социализма. К сожалению, и в данной области, как и в других сферах общественной, политической и социальной жизни, между провозглашенными в Конституции СССР правами человека и их претворением в жизнь, между словом и делом оказался весьма существенный и со временем все увеличивавшийся разрыв. Что касается вопроса равноправия мужчин и женщин, то застой и отсутствие движения вперед фактически обусловили даже известный откат назад.

Отношения полов оказались, как и другие сферы жизни человека, под контролем государства.

Сексуальная революция произошла в России гораздо позднее, чем в других странах – в начале 1990-х годов. В 90-е годы, да и сегодня в России существует "разительное неравенство шансов для женщин", "явный перекос" в социальных позициях и возможностях мужчин и женщин. Нельзя не заметить, что в конце 90-х также, как и в конце 80-х, считалось "дурным тоном" говорить об общественных нуждах женщин, об их политических запросах и карьерных притязаниях. Но, как мы видим, женщины все дальше и дальше продвигаются в «завоевании жизненного пространства». Таким образом, дальнейшее развитие отношений мужчин и женщин предполагает признание обществом их равенства, равноценности и равноправия.

Хотя нельзя не видеть, как низко упал авторитет Матери, как люди относятся к самой мысли о втором, не говоря уже о третьем, ребенке. Я, как и многие неравнодушные люди, надеюсь, что с изменением демографической политики изменится и само отношение к матерям. Сейчас уже заметен сдвиг, очень слабый, но сдвиг. С огромной надеждой я думаю о том времени, когда люди будут уважать матерей не меньше, чем, скажем, президента или известных актеров.

Восславим женщину-Мать,

Чья любовь не знает преград,

чьей грудью вскормлен весь мир!

Все прекрасное в человеке -

от лучей солнца и от молока Матери.

М. Горький

О матерях можно говорить бесконечно. Добрые, гордые, мужественные матери! Сколько жизней спасено их руками, сколько бед прогнали добрые слова их, сколько подвигов совершено отважными их сердцами! Где найти слова, что смогли бы поведать о неиссякаемой материнской любви, передать щедрость их сердец? И слагают люди о матерях стихи, песни, прекрасные легенды и серьезные книги.

Когда война черным горем налетела на нашу страну, материнская любовь сравнялась с подвигом. Сколько слез пролито матерями в войну! Моря,... Сколько крови отдано детям, сколько было пролито на трудовом фронте пота.

Но тяжелее всего было видеть смерть детей своими глазами. Видеть и не иметь возможности помочь им...

Сколько таких матерей встретил Александр Фадеев в Краснодоне! С ними проводил он часы в воспоминаниях об их детях. И, наверное, никогда бы не родились многие поэтические страницы “Молодой гвардии”, если бы не стояла за спиной писателя тень Матери, поседевшей от горя. А сколько прекрасных строк посвятил писатель матерям! Какие чистые, нежные слова сказаны о них: “Мама! Да, тысячу раз я буду повторять твое имя, материнское имя, и все-таки останусь перед тобой в неоплатном долгу... Я целую чистые, святые руки твои!”

Да, это были матери, которые так воспитывали детей своих, что не сломили их ужасы и бедствия войны. И когда приходил час мести, эти сильные юношеские или слабые девичьи руки брали оружие, перекрашивали простыни на флаги, заклеивали листовками стены, врачевали раны. Это они, наши девушки, писали в дневниках: “Да, я могу жить только так, или я не могу жить вовсе. Клянусь матерью своей, что до последнего дыхания я не сверну с этого пути!” Это они, верные клятве, стиснув зубы на окровавленных топчанах, считали удары палачей. Это они с песней шли на смерть, так и не встав на колени. Такое не забывается. Это - бессмертие!

Да, “Молодая гвардия” - книга о юных. Но мы понимаем, что никогда не стали бы героями Олег Кошевой и озорной Сережка Тюленин, и отчаянная Люба Шевцова, и поэтичная Уля Громова, и тысячи других, если бы за ними не стояли их матери...

Но, может быть, слабым утешением для этих матерей было знать, где лежат их дети, что о них помнят люди. А те, кто не знает могил своих сыновей...

Как трудно заставить молчать сердце, не умеющее мириться с потерей. Вечно свежие раны при малейшем прикосновении ноют нестерпимо. И люди жалуются небу, ветру, земле-кормилице. Так и Толгонай приходит на исповедь к своему полю. Материнское это поле знает все о Толгонай, слушает ее и утешает. А она сама, высохшая от горя, вспоминает вместе с ним свою жизнь, молодость, счастье: “Земля, ты держишь всех на своей груди; если ты не дашь нам счастья, то зачем тебе быть землей, а нам зачем рождаться на свет? Мы твои дети, земля, дай нам счастья, сделай нас счастливыми!”

Было время, когда Толгонай плакала не от горя, а от радости. Но прилетела страшная весть и тяжестью непомерной легла на материнские плечи. Ушли дети на войну. Проводила и ты своих сыновей, Толгонай. Все ушли, сколько было. Остались вы с Алиман одни. Валило с ног, прижимало к земле горе, хлестала безутешная Алиман ставшими ненужными цветами беспощадную землю, поглотившую ее счастье, ее любовь. Но вы крепились. Вдали шла битва, лилась кровь, а вашей битвой была работа. “Женщины, старики, дети, голые, голодные. Как они работали тогда в колхозе, как они ждали победы, как плакали и как мучились” (это твои слова, Толгонай). Да, мне кажется уже, что не повесть Ч. Айтматова “Материнское поле” читаю я, а разговариваю с тобой, Толгонай.

Делили и вы со своим народом беду. Таили крик в душе и молились за оставшихся в живых. Сколько таких обезумевших от горя, от зыбкой надежды и безнадежности матерей обращались к силам земным и небесным, молили, заклинали землю и небо спасти и сохранить их детей. Святые кровавые слезы, кто способен их осушить, кто способен искупить вину мира перед сердцем матерей!..

Но тебе, Толгонай, не увидеть даже могил своих детей. Никогда не узнаешь ты, где сразила их вражья пуля. Останутся шапка на стене, фотография под стеклом, шум проносящегося мимо, на фронт, поезда и застывший в воздухе крик: “Ма-а-ма!” Долго тогда бежала ты вслед по шпалам, потом упала, забилась головой о дрожащие рельсы. “Пусть я буду последней матерью, которая так ждала сына”.

Мужайся, Толгонай! Страшно, когда погибает дитя за тысячи верст от родного дома, но еще страшней, когда на глазах уводят его на смерть, на пытки, когда тянутся к нему преступные руки. Какое горе может сравниться с этим? А видеть, как выворачивают сыну суставы, как смертельно бледнеет родное лицо, как зажали стон сведенные губы, и молчать... Смогла бы ты, Толгонай?..

Все выносили матери. Казалось, сотканные из одних нервов, вставали в угрюмую очередь у тюремных ворот со страшным блеском в опухших от слез и бессонницы глазах и произносили: “Нет, я только об одном молю Бога, чтобы до самой смерти не сломали ему крыльев, чтобы не дрожал он перед этими псами, чтобы плевал он им в лицо!”

Подними же и ты голову, Толгонай, и иди против бури так, как шли они. Ведь ты хочешь, чтобы люди оставались людьми, чтобы война не калечила в людях живую человеческую душу, чтобы она не вытравляла в них доброту и сострадание. Да будет так! Потому что кто же, как не матери, могут остановить войну и беду. Они понимают друг друга без слов - матери всей земли.