10 мораль религия. Мораль и религия. Изучение нового материала

Конспект урока «Мораль. Религия» 10 класс. Обществознание.

Тема: Мораль. Религия.
Цели: особенности религиозной и моральной регуляции общественных отношений; роль морали и религии в формировании и воспитании личности; раскрыть значимость нравственного фактора в жизни и деятельности индивида и общества; систематизировать знания и умения по понятиям: мораль и религия.
Средства обучения:
Учебник «Обществознание», п.10
Дополнительный материал: Библейские и моральные заповеди
Порядок работы на уроке.

Организационный момент.
Постановка проблемного вопроса.
Объяснение нового материала
Оформление сравнительной таблицы.
–понятие морали и религии (знания учащихся, учебник)
- знаю.. ..(особенности, черты, факты)
- структура морали и религии(работа с терминами на доске, с текстом учебника, с дополнительным материалом)
- функции морали и религии(совместная работа)
4.Закрепление. Решение проблемного вопроса.
5. Информация о домашнем задании.
6. Рефлексия.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь. Начинаем наш урок. Сегодня нам будут нужны учебники, п. 10; тетради; и конечно ваши знания, размышления, чувства для того, чтобы раскрыть значение и значимость для каждого из вас и общества в целом, таких, на первый взгляд знакомых и простых понятий: Мораль и Религия. Данной темой мы будем заниматься два занятия.

2.Объяснение нового материала.
Проблемное задание.
Прошу вас открыть с. 100,п. 10 и сравнить тему нашего урока в учебнике и на доске, нет ли различий, ошибок?
На доске нет точки, слова расположены далеко друг от друга.
Хорошо. Скажите, а если я вместо точки поставлю союз И это меняет тему, придаёт ей другое значение?
Точка обособляет, механическое соединение. Союз И подразумевает объединение этих понятий, возникает желание продолжить тему: Мораль и Религия это -?
Предлагаю записать тему урока в тетрадь без знаков препинания, в конце урока мы расставим,
образно говоря, все точки над И – сформулируем тему, выяснив, чего же больше в этих понятиях общего или различного, а может будут другие варианты.
Чтобы это сделать, нам необходимо набрать определённый материал, ваши предложения, что нам необходимо знать о морали и религии?
Понятие. История возникновения
Знаю
Структура
Функции
Мы встречались с понятиями мораль и религия не только на обществознании: Духовный мир человека, мировоззрение, но и на истории, эти знания нам сегодня пригодятся. Предлагаю выделить критерий: знаю - сделаем в немзаписи самых важных тезисов, уже известных нам.
Сейчас мы оформим сравнительную таблицу по этим критериям. Таблица три колонки:
Вопросы мораль религия
1. понятие Нормы, правила, регулирующие повеление Мировоззрение, мироощущение
человека и определённое ими поведение
людей на основе веры в бога

2. знаю - разная по эпохам - политеизм, монотеизм
- золотое правило - мировые религии, национальные, родоплеменные
-поддерживается силой общественного
мнения
- изучает этика - религоведение
общее - относятся к духовной сфере общества, к внутреннему миру человека

3. структура Вера, Нравственные категории, Нормы, Особая организация, Культ, Учение, Принципы, Категории долга (распределить) объяснить по учебнику
Нормы Вера
Принципы Особая организация
Нравственные категории Культ
Категории долга Учение

Вера – это вера в Бога как сверхъестественное существо, по меркам которого должны происходить все основные события в земном мире. Чувства, эмоции, настроение
Культ – религиозные обряды, ритуалы, действия
Особая организация – церковь. Чёткое распределение обязанностей на каждом уровне её иерархии. Конфессии(вероисповедание)христианство: католицизм, православие, протестантизм. Ислам: суннизм, шиизм, исмалитизм
Учение – идеи, понятия, принципы (устройство мира, правила поведения нравственные принципы) Моисеевы заповеди. Нагорная проповедь Христа)
1ряд - работает по структуре морали стр. 104
2ряд - работает по структуре религии стр.108-109
3 ряд – работает по сравнению религиозного учения и моральных норм (дополнительный материал)

Нормы- формы нравственного требования, определяющие поведение людей (заповеди)
Принципы - базовые моральные ценности(принцип счастья, любви)
Нравственные категории- понятия морали, которые носят всеобщий характер(Добро, зло, Долг).
Категория долга - точка пресечения морального сознания личности с добровольным выбором и поступком(хочу- должен)

Задание. Что общего или различного в христианских заповедях и моральных нормах?

Христианские заповеди - учение (Библия)

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
-Не убивай.
- Не прелюбодействуй
-Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.

Моральные запреты и требования (нормы):
- не убивать
- не воровать
- помогать в беде
-говорить правду
- выполнять обещания
-осуждение жадности, трусости, обмана, лицемерия, жестокости, зависти.
Одобрение свободы, любви, честности, великодушия, доброты, трудолюбия, скромности, милосердия, верности.

4. функции (распределить)
РЕГУЛЯТИВНАЯ
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ
ИНТЕГРИРУЮЩАЯ - ДЕЗИНТЕГРИРУЮЩАЯ
КУЛЬТУРОТРАНСЛИРУЮЩАЯ
компенсаторная
коммуникативная
Воспитательная (социализация)

4. Закрепление. Вернёмся к теме нашего урока. Ваши предложения по её формулировке
5. Итоги урока. Выставление оценок.
6.Домашнее задание. Продолжи высказывание: Религия и мораль – (разные варианты)
Вопрос 4 стр. 112
7. рефлексия.
-На уроке мы с вами плодотворно работали, каков продукт нашего урока?
-Что показалось трудным в организации деятельности на уроке?
-Что неожиданным и интересным?
-У кого из вас появилось желание расширить свои знания по этой теме?
-Поблагодарим друг друга за урок.

Обществознание.

Тема : Мораль. Религия.

Цели: особенности религиозной и моральной регуляции общественных отношений; роль морали и религии в формировании и воспитании личности; раскрыть значимость нравственного фактора в жизни и деятельности индивида и общества; систематизировать знания и умения по понятиям: мораль и религия.

Средства обучения:

Учебник «Обществознание», п.10 Дополнительный материал: Библейские и моральные заповеди

Порядок работы на уроке .

Организационный момент. Постановка проблемного вопроса. Объяснение нового материала

Оформление сравнительной таблицы.

–понятие морали и религии (знания учащихся, учебник)

Знаю.. ..(особенности, черты, факты)

Структура морали и религии (работа с терминами на доске, с текстом учебника, с дополнительным материалом)

Функции морали и религии (совместная работа)

4.Закрепление. Решение проблемного вопроса.

5. Информация о домашнем задании.

6. Рефлексия.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Начинаем наш урок. Сегодня нам будут нужны учебники, п. 10; тетради; и конечно ваши знания, размышления, чувства для того, чтобы раскрыть значение и значимость для каждого из вас и общества в целом , таких, на первый взгляд знакомых и простых понятий: Мораль и Религия. Данной темой мы будем заниматься два занятия.

2.Объяснение нового материала.

Проблемное задание.

Прошу вас открыть с. 100,п. 10 и сравнить тему нашего урока в учебнике и на доске, нет ли различий, ошибок?

На доске нет точки, слова расположены далеко друг от друга.

Хорошо. Скажите, а если я вместо точки поставлю союз И? Это меняет тему, придаёт ей другое значение?

Точка обособляет, механическое соединение. Союз И подразумевает объединение этих понятий, возникает желание продолжить тему: Мораль и Религия это -?

Предлагаю записать тему урока в тетрадь без знаков препинания, в конце урока мы расставим,

образно говоря, все точки над И – сформулируем тему, выяснив, чего же больше в этих понятиях общего или различного, а может будут другие варианты.

Чтобы это сделать, нам необходимо набрать определённый материал, ваши предложения, что нам необходимо знать о морали и религии?

Понятие. История возникновения

Структура

Мы встречались с понятиями мораль и религия не только на обществознании: Духовный мир человека, мировоззрение, но и на истории, эти знания нам сегодня пригодятся. Предлагаю выделить критерий: знаю - сделаем в немзаписи самых важных тезисов, уже известных нам.

Сейчас мы оформим сравнительную таблицу по этим критериям. Таблица три колонки:

Вопросы мораль религия

1. понятие Нормы, правила, регулирующие повеление Мировоззрение, мироощущение

человека и определённое ими поведение

людей на основе веры в бога

2. знаю - разная по эпохам - политеизм, монотеизм

Золотое правило - мировые религии, национальные, родоплеменные

Поддерживается силой общественного

Изучает этика - религоведение

общее - относятся к духовной сфере общества, к внутреннему миру человека

3. структура Вера, Нравственные категории, Нормы, Особая организация, Культ, Учение, Принципы, Категории долга (распределить) объяснить по учебнику

Нормы Вера

Принципы Особая организация

Вера – это вера в Бога как сверхъестественное существо, по меркам которого должны происходить все основные события в земном мире. Чувства, эмоции, настроение

Культ – религиозные обряды, ритуалы, действия

Особая организация – церковь. Чёткое распределение обязанностей на каждом уровне её иерархии. Конфессии(вероисповедание)христианство: католицизм, православие, протестантизм. Ислам: суннизм, шиизм, исмалитизм

Учение – идеи, понятия, принципы (устройство мира, правила поведения нравственные принципы) Моисеевы заповеди. Нагорная проповедь Христа)

1ряд - работает по структуре морали стр. 104

2ряд - работает по структуре религии стр.108-109

3 ряд – работает по сравнению религиозного учения и моральных норм (дополнительный материал)

Нормы - формы нравственного требования, определяющие поведение людей (заповеди)

Принципы - базовые моральные ценности(принцип счастья, любви)

Задание . Что общего или различного в христианских заповедях и моральных нормах?

Христианские заповеди - учение (Библия)

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.

Моральные запреты и требования (нормы):

Не убивать

Не воровать

Помогать в беде

Говорить правду

Выполнять обещания

Осуждение жадности, трусости, обмана, лицемерия, жестокости, зависти.

Одобрение свободы, любви, честности, великодушия, доброты, трудолюбия, скромности, милосердия, верности.

4. функции (распределить) РЕГУЛЯТИВНАЯ

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ

ИНТЕГРИРУЮЩАЯ - ДЕЗИНТЕГРИРУЮЩАЯ

КУЛЬТУРОТРАНСЛИРУЮЩАЯ

КОМПЕНСАТОРНАЯ

КОММУНИКАТИВНАЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ (социализация)

4. Закрепление. Вернёмся к теме нашего урока. Ваши предложения по её формулировке

5. Итоги урока. Выставление оценок.

6.Домашнее задание. Продолжи высказывание: Религия и мораль – (разные варианты)

Вопрос 4 стр. 112

7. рефлексия.

На уроке мы с вами плодотворно работали, каков продукт нашего урока?

Что показалось трудным в организации деятельности на уроке ?

Что неожиданным и интересным?

-У кого из вас появилось желание расширить свои знания по этой теме?

-Поблагодарим друг друга за урок.

Конспект урока «Россия в 18 веке» 7 класс . История России.

Ход урока.

1.Оргмомент.

Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок. Сегодня нам будут нужны учебники, тетради, атласы, карта «Россия в 18 веке», опорный конспект, который поможет нам координировать нашу работу

и, конечно, знания по теме «Россия в1ч18 века».

Запишите тему урока, число в тетради.

Мы закончили изучать очередную главу, какую? « Россия при Петре 1»

Правильно и сегодня у нас урок повторения, обобщения.

2. Подготовка учащихся к восприятию темы, материала урока.

Цели урока:

1 .Обобщить, повторить, систематизировать знания и умения по периоду 1ч18 века, названному Петровской эпохой.

2 . Найти взаимосвязи, отличия России в 17 и 18 веках, следовательно, оценить реформы Петра 1.

3 . Дать сравнительную характеристику России и Европы в период Нового времени.

Началом и результатом достижения этих целей будет следующее высказывание, с которым мы согласимся или нет

При Петре 1 Россия стала великой европейской державой

Вы знаете, что в историографии нет однозначной оценки Петровской эпохи, личности Петра, вот и нам нужно найти свой ответ.

Бинарный тест , который находится в опорном конспекте, поможет определить вашу первоначальную точку зрения по этому вопросу. Выполняем тест прямо в опорном конспекте, который в конце урока заберёте с собой, он понадобится и при выполнении домашнего задания. Время для работы – 2 минуты. Анализ теста проведём в конце урока.

3. Повторение, обобщение, систематизация.

Начнём работу с 3 цели, задачи. Сравнительная характеристика Росси и Европы в период

Нового времени.

- Назовите хронологические рамки Нового времени века.

Правильно, в этом году мы познакомились с периодом раннего Нового времени 15-18века.

Что является содержанием периода Нового времени для европейских стран?

Переход от аграрной цивилизации к индустриальной.

- Характеристика чего необходима, чтобы аргументировать это утверждение?

Экономической, политической, социальной и культурной сфер.

Кратко охарактеризуйте каждую из них к концу раннего Нового времени.

Экономика.

Промышленный переворот, мануфактуры, аграрная революция. Создание банков, бирж. Мировой рынок.

Политика.

Складывание парламентских монархий, республик, конституции, революции, войны.

Социальная сфера.

Формирование класса наёмных рабочих и капиталистов.

Культура.

Эпоха возрождения, гуманизм. индустриальной?

-Можем ли мы с вами тоже сказать о России в 15-17 веках, о переходе от аграрной цивилизации к индустриальной? Нет, Россия отставала от европейских стран.

А вот смогла ли Россия при Петре 1 стать великой европейской державой мы выясним при решении 2 задачи, сравнивая Россию в 17 и 18 веках по показателям основных сфер: экономики, политики, социальной сферы и культуры.

Распределение по рядам, группам.

- Какую, откуда мы можем получить информацию для решения этой задачи?

Текст учебника, карта, атлас, исторический документ.

- В опорном конспекте представлен по каждой сфере алгоритм ваших действий, основные вопросы, выдержки из исторических источников, которые вы можете использовать. Обязателен подбор терминов, с которыми мы познакомились, вывод по проблемному вопросу. Время для подготовки 5-7 минут, в тетрадях зафиксируем только выводы по каждой сфере.

Экономика. 1 вопрос.

30 мануфактур 200 мануфактур, новшества в с/х, строительство каналов,

создание регулярной армии, защита отечественной

промышленности, строительство городов, крепостей, верфей,

старообрядцы Булавина, религиозные, работных

Поражение.

Карта. Территория выступлений.

Термины. Рекрут. Подушная подать. Табель о рангах. Закон о единонаследии. Старообрядцы.

Вывод. В России сохранялось и укреплялось крепостное право, что характерно для аграрного общества, а не для индустриального, в Европе складывались классы - наёмные рабочие и капиталисты. Отставание.

Культура.

Кунсткамера, Ассамблеи, европейский стиль в одежде, бритьё бород, образование, наука, Академия наук, газеты, летоисчисление, шрифт.

Обмирщение культуры

Личностный характер культуры

Карта. С-Петербург.

Термины. Ассамблеи. Кунсткамера. Юности честное зерцало. Академия наук.

Вывод. Да. Произошла европеизация культуры. Развитие культуры.

Закрепление.

Общий вывод по проблемному вопросу.

Анализ теста (есть ли смена мнений?)

Информация о домашнем задании. Опорный конспект.

Эссе. Это же высказывание, мы пришли к утвердительному ответу, дома поразмышляйте, что было главной причиной этого - европеизация или деспотическая власть, а может у вас будет собственная точка зрения. Объём – 1страница.

Итоги урока. Выставление оценок.

Рефлексия.

Конспект урока «Защита Отечества» 7 класс. Обществознание.

1.Характеристика понятия » Защита Отечества»

2. Условия военной службы, её виды

3.Подготовка к военной службе

4. Перечислить угрозы для страны

Средства обучения:

· Учебник « Обществознание», параграф 8, с.86- 96

· Флипчарт, маркеры, иллюстрации, магниты, клей.

· Пословицы.

1. Ни минуты в пустую. Используй для выражения своих мыслей всё, что возможно.

2.Один говорит – остальные молчат.

2.Всё важное записывается без напоминаний.

3.Каждый вносит свой вклад в создание и защиту флипчарта (схема, краткая запись, рисунок, иллюстрация, защита)

4. С начала обсуждение - затем «творение»

Ход урока.

· Организационный момент.

Приветствие. Объявление темы урока, формы урока - работа в группах(2 мин.)

2.Выявление первоначальных представлений о понятии « Защита отечества»(10 мин.)

Приём: составление флипчарта.

Поместить флипчарт на доске и защитить, в конце урока сравнить первоначальные представления с теми знаниями, которые будут приобретены в процессе урока.

3.Изучение новых знаний.(20 мин.)

Учебник С. 86 выписать в тетрадь определение «защита Отечества» Подтвердить конституцией.

Определить совместно с детьми направления, по которым будет раскрыта тема, распределить по группам направления, определить страницы в учебнике, раздать иллюстрации.

Защита флипчартов.

4. Итоги урока.

Сравнение 1 и 2 флипчартов, можно ли их объединить – это показатель эффективности урока.

5. Рефлексия. Синквейн по группам. »Защита Отечества». 6 .Домашнее задание Синквейн по теме урока. Параграф 8.

Ход урока.

1.Здравствуйте, ребята. Хочу начать наш урок с пословицы.

« Один ум хорошо, а 2 лучше», что объясняет эта пословица, какую особенность нашего урока? –работа в группах. А если я её перефразирую и скажу «1 рука хорошо, а 2 лучше», что это обозначает?- работа с флипчартами. Молодцы. Но давайте ещё раз обратимся к правилам, которые мы должны выполнять на таких уроках. Зачитаем памятку она у вас на столах.

Пословицы будут сегодня моими помощниками и вашими тоже.

« Без свободы нет Отечества» (Л. Бешерель) и тема урока «Защита Отечества», запишем число и тему в тетрадь. Каждый из вас записывая тему, вкладывает в эти слова определённый смысл, что они для вас сейчас значат. Я и наши гости тоже хотят это узнать, но будьте добры, создайте нам флипчарт, чтобы мы не только услышали, но и увиделиминут на создание). Пословица.

Защита флипчартов. Анализ.

С.86. Учебник. Определение в тетрадь. Где ещё кроме учебников можно найти ответ? Конституция ст. 58. Есть ли похожие ответы.

Какова разница: долг и обязанность? Обязанность – это необходимость что –либо делать, а долг –нравственное, моральное требование –ты делаешь это, потому что не можешь иначе.

У нас приближается 65 годовщина победы в войне с фашисткой Германией, 27 миллионов отдали свою жизнь за эту победу и среди них были не только мужчины, подходящие по возрасту для военной службы, но и женщины, пожилые люди и даже дети. Война началась во время выпускного бала 10 классников, которым было от 16 до 18 лет. На вечерах встречи, после войны во многих классах никого не осталось в живых из этого выпуска, они погибли, многие совершив подвиг.

Кого из нас коснется, будет важна эта тема?

Правильно, не только мальчишек, но девочек. Защищать Отечество, Родину будут их братья, мужья, когда-то сыновья, поэтому считаю, что нам с вами подходит пословица «»Вооружён, а значит опасен».Давайте в хорошем смысле слова вооружимся знаниями по этой теме, чтобы быть готовыми к защите Отечества.

Что вы считаете, нам обязательно нужно знать?

Воинская служба, её условия. С. 92.

2.Зачем нужна армия? С. 90.

3.Подготовка к военной службе. С. 94,С.96.

4. Проблемы армии (своё мнение).

Ребята, если вам хочется высказать своё мнение по вопросу другой группы, можете поменяться участниками переформировать состав (1 минута).

Работа с флипчартом, по тексту учебника и своё мнение 4 группа.

Выбор подходящей пословицы (своя или с доски).

Защита флипчартов. Анализ.

3.Синквейн по теме «Защита Отечества», «Служба».(групповой)

4.У какой группы можно объединить оба флипчарта? Какой самый удачный? Анализ синквейнов.

· Домашнее задание Синквейны по теме. Параграф 8.

Спасибо за урок. За созданный продукт. Мы хорошо поработали. Фото на память.

Правила урока (работа в группах по флипчарту)

1. Ни минуты - впустую. Используй для выражения своих мыслей всё, что возможно.

2. С начала обсуждение - затем «творение»

3.Один говорит – остальные молчат.

4.Всё важное записывается без напоминаний.

5.Каждый вносит свой вклад в создание и защиту флипчарта (схема, краткая запись, рисунок, иллюстрация, защита)

В информационном обществе умные люди работают по максимуму, а глупые …

Пословицы по теме урока:

Один в поле не воин.

Службу нести, не лапти плести.

Воюй не числом, а умением.

Если армия сильна, непобедима и страна.

Первое в жизни, честно служить Отчизне.

Защита Родины – есть и защита своего достоинства.

Принял присягу - от неё ни шагу.

Закаляй своё тело, для военного дела.

Военному делу учиться, всегда пригодится.

Если народ един, он непобедим.

Тяжело в учении – легко в бою.

Служа по уставу - завоюешь честь и славу.

>> Мораль. Религия

МЫСЛИ МУДРЫХ

« Человека, стремящегося приспособить науку к такой точке зрения, которая почерпнута не из самой науки (как бы последняя ни ошибалась), а извне, к такой точке зрения, которая продиктована, чуждыми науке интересами, тaкoгo человека я называю низким».
К. Маркс (1818-1883), немецкий -мыслитель

10. Мораль. Религия

Единой ли моралью живо общество? Все ли социальные группы живут по единым правилам? Зачем обществу, тем более обществу изменяющемуся, нужны мoральные предписания, моральные регуляторы и ориентиры? Возможна ли религия без морали?

Мораль и религия - наиболее древние peгу ляторы отношений между людьми. Они возникли задолго до письменной истории человечества. Будучи составляющими духовной жизни, мораль и религия прошли длительный путь развития. Они взаимно влияли друг на друга и в различные культурно-исторические эпохи по-разному воздействовали на образ жизни людей и общества в целом. Дocтaточно вспомнить духовную жизнь личности и общества в средневековой Европе, когда все определял ось и регламентировалось религиозной идеологией. Соответственно и моральные представления, идеалы, предписания и требования в этом обществе не выходили за рамки религиозной морали.

Во все времена мораль и религия считались важнейшими факторами единения общества. За многотысячную историю эти социально-психологические и организационные структуры накопили немало общих ценностей и средств, aктивно влияющих на поведение coвpeмeннoгo человека, на eгo духовное самочувствие. В то же время их положение и функционирование в обществе существенно различаются. paccмoтрим каждое из этих общественных явлений отдельно.

Люди в обществе связаны многообразными отношениями. Каждый взрослый человек имеет профессиональные обязанности, требующие навыков, добросовестного выполнения поставленных задач, внимательного отношения к возможным негативным последствиям своей работы. Летчик стремится благополучно доставить до пункта назначения пассажиров, врач - помочь и при этом не навредить пациенту, учитель - привить любовь к знаниям и не оттолкнуть учеников от cвoeгo предмета безжизненной cуxoстью изложения учебного материала.

Подобная деятельность регулируется специальными инструкциями, памятками, правилами, уставами.

Однако, помимо внешних правил, регулирующих любую профессиональную деятельность, существует немало других условий успешной работы: любовь к своей профессии, желание своим трудом принести пользу людям, накопление новых знаний и превращение их в навыки и правила более результативной, успешной трудовой деятельности. Иначе говоря, существуют такие регуляторы профессиональной деятельности , которые не мoгут быть прописаны в служебных инструкциях, но являются важнейшими уcловиями ее содержательности, последовательности, успешности и согласованности с другими видами труда. Эти peгу ля торы являются системой правил и норм профессиональноu этики: воинской, врачебной, педагогической, спортивной, судейской и др.

Однако жизнь человека не сводится только к профессиональной деятельности. Большое место в ней занимают рождение и воспитание детей, отношения в быту между мужем и женой (распределение обязанностей по ведению хозяйства), отношения детей к родителям и другим более отдаленным по крови родственникам. Наконец, существуют духовные регуляторы повседневных отношений между людьми в дружбе, в любви, в привязанностях, в повседневных контактах.

Напрашиваются вопросы: есть ли что-либо общее между этими регуляторами? Можно ли говорить о едином стержне, объединяющем разные способы духовной регуляции поведения людей в единое целое?

Таким стержнем духовной жизни во всех обществах, известных науке, является мораль.

Мораль - особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определенным нормам общения и взаимодействия.

Наукой, изучающей и анализирующей состояние нpaвов, прогнозирующей развитие морали, является этика.
Этика - философская дисциплина, теория морали. Ее главной темой являются рассуждения о природе морали.

Заметим, что во времена Аристотеля (IV в. до н. э.) под этикой понимали философское знание (наряду с логикой и физикой), которое распространялось на все явления культуры , включая законы и обычаи, которые регулировали взаимоотношения людей.

Генетически мораль восходит к обычаю, но, в отличие от обычая и традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов (добро, истина, справедливость, красота). Нравственность возникла в первобытном обществе на стадии eгo разложения, когда стали сказываться противоречия между частными и общественным интересами. Появились и заявили о себе люди, ощутившие себя не частью целого, а личностью, индивидуальностью, не похожей на остальных сородичей (это мoг быть умелец, изготовляющий каменный топор, или ловкий, очень сильный и бесстрашный охотник). Именно мораль была призвана обеспечить необходимую стабильность и целостность общества , упорядочить отношения между индивидом и обществом, регулировать труд и распределение пищи, не прибегая к помощи грубой силы.

Образцы правильного (точнее, должного, нужного) поведения, считающегося в данном обществе нравственным (например, проявление альтруиз.м.а, т. е. самопожертвования ради выживания семьи, рода, упорядочение половых связей), обычно через систему воспитания, подражания внушаются всем членам данного общества.

Эти образцы в дальнейшем закрепляются в качестве моральных норм, нравственных принципов, правил, законов и становятся обязательными для всех.

Все моральные обычаи, традиции и нормы являются порождением cвoeгo времени, т. е. сугубо историческим продуктом. Однако в силу укорененности в общественном сознании они мoгут не только существовать, но и оказывать свое peгулирующее воздействие на нравственные отношения уже в coвершенно иную эпоху. Очень интересные наблюдения в этой
связи приводил немецкий теоретик Ф. Энгельс. Он отмечал, что «моральное влияние, унаследованные взгляды и образ
мышления старой родовой эпохи еще долго жили в традициях, которые отмирали только постепенно. Это сказалось на одном из позднейших государственных учреждений». Энгельс писал об Афинском государстве , которое столкнулось с нежеланием свободных граждан идти служить в полицию. Нaxoдясь под сильным влиянием моральных представлений poдoвoгo строя, они считали недопустимым заниматься деятельностью, связанной с применением силы (насилия) по отношению к равным, т. е. свободным гражданам полиса, и тем более к родственникам. Поэтому афиняне предпочитали арест и штраф службе в полиции, их нравственный протест был настолько упорным, что власти оказались вынуждены формировать полицию преимущественно из рабов.

Следует иметь ввиду, что на ранних этапах становления цивилизованного человеческого общества действие нравственных норм и установлений не выходило за пределы рода, общины. Так, заповеди «не убий», «не укради», «помогай слабым» cтpoгo соблюдались по отношению к своим сородичам, соплеменникам, но не носили обязательного характера по отношению к «чужим».

Другой, не менее важный аспект развития нpaвcтвeннoгo сознания заключается в том, что сложившаяся на определенном этапе развития общества система моральных норм - регуляторов - не остается неизменной. Усложнение социальной структуры общества неизбежно приводит к тому, что вновь образуемые социальные группы и общности различаются не только по своему положению в социуме, но и своими представлениями о духовных ценностях и нормах нpaвcтвeннoгo поведения. Этим самым нарушается принцип общеобязательности господствовавших нpaвственных норм. Из курса всемирной истории известно, что в средневековой Европе мораль носила ярко выраженный сословно-корпоративный характер.

Последующие исторические эпохи также подтвердили верность вывода о различиях в моральных представлениях разных социальных слоев и групп. В то же время исторический опыт развития человеческого сообщества свидетельствует о наличии общечеловеческих нравственных норм и ценностей, которые настолько прочно вошли в сознание людей различных стран и эпох, что не утратили своей значимости и в наши дни.

Яркими примерами являются «золотое правило» нpaвственности (поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе), принципы Нагорной проповеди Христа («делай добро», «не делай зла», «люби ближнего как caмoгo себя» и др.).

Человек всегда имеет свободу выбора: либо он разделяет моральные ценности данного общества и добровольно выбирает линию нpaвcтвeннoгo поведения, либо своими поступками бросает вызов общественному мнению и общественной морали. Для нравственных отношений характерна автономная регуляция, т. е. уровень этих отношений вceцело зависит от воли самих субъектов (участников), а не от специальных социальных институтов, например суда, церкви. главный судья в нравственных отношениях - coвесть. Именно она не дает человеку покоя («муки совести») за совершенные неблаговидные поступки, даже когда о них никому не известно.

Главная особенность морали, отличающая ее от других общественных явлений (например, политики, науки, искуccтвa),- ее всеохватность. Она регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни - в быту, в труде, в политике, в науке и искусстве, в личных, семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях. Структура морали включает нpaвственные взгляды, традиции и идеалы, принципы, нормы и категории.

Нравственные кaтeгopии - понятия морали, кoтoрые носят всеобщий характер (Добро, 3ло, Справедливость, Долг, Совесть, Честь, Достоинство, Счастье и др.).

Религиоведение наряду с этикой, изучающей мораль, - наука философская. Ее не следует путать с теологueй (богословием), являющейся совокупностью религиозных учений о сущности и действии Бога.

Вера в Бога как в сверхъестественное существо, по меркам котopoгo должны происходить все основные coбытия в земном мире вообще, а в человеческом общежитии в особенности, лежит в основе любой религии. Развитие представлений о Боге имеет длительную и многоплановую историю. В ее основе - настойчивые усилия людей восполнять недостатки и пороки земной жизни верой в возможность их исправления и компенсации чудесным образом. Религия имеет ряд идей и представлений, сосредоточенных вOкpуг учения о природе, проявлениях и действиях божеcтвeннoгo существа или существ. Таковы рассказы, мифы, верования в богов у древних гpeкoв, древних римлян, дpeвних индийцев, древних китайцев и других народов. В них отчетливо представлен многобожный (политеистический) характер этих религиозных систем. Напротив, в Ветхом 3aвете (религия древних иудеев), в религиях христиан и мусульман выражен единобожный (монотеистический) принцип. Во многих религиях существуют представления о богах человекоподобных (антропоморфных). Боги ведут себя подобно людям: гневаются, мстят, радуются, ревнуют, скорбят и т. д. Если их мнoгo, они либо ссорятся между собой, враждуют, либо объединяются для исполнения общих замыслов.

С течением времени происходило постепенное вытecнение из религии прямого - антропоморфного - содержания. Это было связано с ростом культуры общества, с появлением в нем богословов и верующих, способных более или менее систематически избегать в своих рассуждениях о божестве прямых аналогий с земными событиями, переживаниями и обстоятельствами. Тем не менее в любой peлигии, даже самой рафинированной (т. е. очищенной), образ Бога всегда имеет печать породивших и питающих eгo земных условий. На это указывают и личные характеристики Бога (святость, милосердие, справедливость и др.) в различных религиозных системах. Около тысячи подобных характеристик Аллаха содержится в исламе; в иудаизме Вог пред ставлен недоступным и требующим жертвы; в христианстве же Вог пред стает Отцом для всех тех, кто уверовал.

Другой особенностью религии является система религиозных обрядов, ритуалов, действий - культов (почитания), развертывающихся на основе идей и представлений о вoгe (божествах). Таковы жертвоприношения, цepeмонии, разнообразные мистерии в мировых (христианство , буддизм, ислам) и многих национальных религиях (иудаизм, конфуцианство, синтоизм и др.). Они следуют друг за другом в соответствии с порядком и последовательностью, предусмотренными соответствующими церковно-религиозными календарями. Центр отправления религиозного культа - храм, молитвенный дом с набором разнообразных культовых принадлежностей (иконы, распятия, фрески или настенная роспись с библейскими сюжетами и др.).

Культ придает религиозным идеям и представлениям конкретно-чувственный характер, связывает их с повседневной жизнью, заботами и интересами eгo последователей - верующих, наглядно воспроизводит от поколения к поколению конкретно-чувственный характер религиозного сознания в eгo массовых и повседневных формах.

Еще одной особенностью религии является непосредственно эмоциональное переживание верующим событий мифов и культовых действий. Это переживание обусловлено тем, что в религии преломляются и отражаются самые важные события человеческого существования: тайны рождения и смерти, самосознание ребенка, вступление юноши и девушки в самостоятельную жизнь, заключение брака, появление потомства и др.

Наконец, большинство религий cOвpeмeннoгo мира имеет особую организацию - церковь с четким распределением обязанностей на каждом уровне ее иерархии (cтpуктуры). Например, в католичестве и православии это миряне, белое духовенство, черное духовенство (монахи), епископат, митрополии, патриархии и т. д.

Oгpoмнoe влияние религии на жизнь общества связано с тем, что ее структуры так или иначе присутствуют во всех важнейших исторических событиях и событиях частной жизни граждан. Поэтому она оказывала заметное воздействие на сферу общественной морали, особенно в тех уcловиях, когда была доминирующей духовно-организующей силой общества. В качестве примеров можно привести роль религии и церкви в средневековой Европе и дореволюционной России. Но и в условиях утраты ею этих позиций (т. е. в условиях секуляризации, говоря научно) она продолжает сохранять довольно большие возможности воздействия на нравственное сознание общества.

После длительного периода атеистической пропаганды и насильственного вытеснения религии из общественной сферы в период господства большевистской идеологии в coвременной России наблюдается процесс восстановления позиций традиционных религий (христианства, ислама , буддизма, иудаизма), равно как и оживления ряда новых peлигиозных движений и культов. Хотя этот процесс неоднозначен, несомненно стремление как «старых», так и «новых» религий поддержать своим авторитетом традиционные устои морали, усилить обоснование необходимости следования ее нормам и принципам с позиций страха перед божьим наказанием и надежды на земное и загробное вознаграждение в случае соблюдения тех нравственных установок, которые одобряются с религиозной точки зрения. Напомним, что основополагающие моральные принципы в истории культуры чаще вceгo интерпретировались как выражение божьей воли. Как следует из текста Библии, моральные заповеди Десятисловия в Ветхом Завете (« не убий», « не укради » , « не лжесвидетельствуй » и др.) были провозглашены Богом; принципы христианской морали изложены Христом в Нагорной про поведи («накорми голодных»; «не оскорбляй людей»; «мирись С теми, с кем поссорился»; «твори милостыню и не кичись этим»; «замечай свои недостатки» и др.); нормы мусульманской этики, подчеркивается в священном Коране, даны Богом через пророка Мухаммеда (человек должен жить, уповая на волю и милость Аллаха, выполнять заветы Корана и правила жизни, разработанные богословами. Только это позволит ему быть достойным рая и благоволения Бога).

Такие влиятельные религии, как буддизм и конфуцианство, возникли непосредственно из моральных учений своих основателей.

Каждая религиозная система имеет свои нравственные кодексы, нормы которых оказывали и оказывают серьезное влияние на судьбы людей. Так, моральные ценности христианства разделяют свыше 1,5 млрд eгo последователей и oгpoмнoe количество неверующих; более 1 млрд людей предпочтение отдают нормам ислама; примерно по 0,5 млрд сторонников имеют индуизм и конфуцианство; более 300 млн людей исповедуют буддизм.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Для нравственности недостаточно npocтoгo знания правил поведения и правильных ориентиров. Самое главное - следовать им в повседневной жизни, особенно в переломные моменты развития общества и испытания личности противоречивыми ситуациями, подчас влияниями противоположной направленности.

2 Нетрудно заметить, что в различных нpaвствeннo-peлигиозных системах, сложившихся в далеких друг от друга культурах, представлены сходные нормы и правила нpaвcтвeннoгo поведения. Подумайте, как это обусловлено фундаментальной судьбой человека на Земле, поисками решения «вечных» вопросов, вновь и вновь встающих перед каждым поколением, вступающим в жизнь.

3 Людей объединяет не только сходство общих задач,стоящих перед человечеством (сохранение жизни на Земле, предотвращение военных конфликтов, разрешение экологических проблем, совместная борьба с опасными заболеваниями), но и проблематика человеческого существования (ценность жизни на Земле, ее смысл, отношение к «ближним» и «дальним», гoтoвнocтв достойно вcтpeтить смерть). Общность проблем и задач, неизбежно встающих перед каждым поколением, определяет необходимость предпочтения терпимого отношения к оппоненту, ищущему собственное решение общих проблем.

4 Каждому, кто хочет сократить зло, проявляющееся во многих сферах жизни, следует способствовать утверждению позитивных нравственных норм и принципов.

Документ

Из работы испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета «Человек и люди».

Абсолютно надежных человеческих достижений нет и никогда не было. Даже то, что кажется устоявшимся и нeсомненным, может исчезнуть спустя несколько поколений. Так называемая «цивилизация», материальные и духовные блага, знания, ценности, короче, то, на что мы рассчитываем и что составляет систему «надежных» средств, созданных человеком как cвoeгo рода плот для спасения в жизненном кораблекрушении, - все это абсолютно проблематично и исчезает в мгновение ока при малейшей небрежности. Так нaзываемые «безусловные достижения» выскальзывают у нас из рук, обращаясь в бестелесные, летучие призраки. История человечества - это череда кризисов, отступлений, упадков. Хуже тoгo: опасность peгpecca куда более радикальногo, чем известные до сих пор, существует и поныне...

Вопросы и задания к документу

1. Как вы понимаете основную идею приведенного фрагмента?
2. Разделяете ли вы точку зрения автора отрывка о том. что «абсолютно надежных человеческих достижений нет и никогда не было»?
3. мoгут ли, по-вашему. моральные и религиозные ценности, общечеловеческие нормы морали предотвратить «тотальное вырождение

Учебник для 10 класса

§ 10. Мораль. Религия

  • Единой ли моралью живо общество? Все ли социальные группы живут по единым правилам?
  • Зачем обществу, тем более обществу изменяющемуся, нужны моральные предписания, моральные регуляторы и ориентиры?
  • Возможна ли религия без морали?

Мораль и религия - наиболее древние регуляторы отношений между людьми. Они возникли задолго до письменной истории человечества. Будучи составляющими духовной жизни, мораль и религия прошли длительный путь развития. Они взаимно влияли друг на друга и в различные культурно-исторические эпохи по-разному воздействовали на образ жизни людей и общества в целом.

Достаточно вспомнить духовную жизнь личности и общества в средневековой Европе, когда все определялось и регламентировалось религиозной идеологией. Соответственно и моральные представления, идеалы, предписания и требования в этом обществе не выходили за рамки религиозной морали.

Во все времена мораль и религия считались важнейшими факторами единения общества. За многотысячную историю эти социально-психологические и организационные структуры накопили немало общих ценностей и средств, активно влияющих на поведение современного человека, на его духовное самочувствие. В то же время их положение и функционирование в обществе существенно различаются. Рассмотрим каждое из этих общественных явлений отдельно.