Календарь. Календарь природы Окружающий мир календарь

Урок окружающего мира, 2 класс

Тема: «Народный календарь».

Цели: сформировать представление о народном календаре.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные результаты:

знать некоторые народные приметы на погоду;

определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;

Метапредметные результаты:

соотносить народные приметы с ощущениями;

проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю;

сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

Личностные результаты:

понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Формируемые УУД:

Познавательные: ориентироваться в учебном материале; извлекать информацию, представленную в разных формах;

Коммуникативные: строить правильное речевое высказывание;

Регулятивные: проявлять инициативность и самостоятельность.

Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности посредством вовлечения в творческую деятельность.

Ход урока

1. Организационный момент.

Как огромен мир вокруг –

Чудеса и там, и тут!

Не хотим ни есть, ни спать,

А про всё хотим узнать.

Про всё на свете узнать нам помогает очень интересный предмет – «Окружающий мир».

Настроились на работу? К очередному путешествию в окружающий мир готовы?

Тогда начнём!

2. Актуализация знаний.

Его называют «хранитель времени», «страж памяти», это система счета промежутков времени.

Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет.
(календарь)

О чём речь?

О календаре.

Как вы узнаёте из календаря, какой сегодня месяц, число, день?

Что ещё можно узнать из календаря?

Перед вами на выставке представлено множество календарей. Давайте ещё раз поближе их рассмотрим. Как они называются?

Настенный, перекидной, отрывной, лунный календарь., календарь знаменательных дат и событий, православный календарь и др.

Какой календарь, по-вашему, более удобный? Почему?

Как вы думаете, каким был календарь наших предков? (Календарь наших предков был похож на современный?)

Испокон века на Руси пользовались особым календарём, народным.

Что же такое «народный календарь»? Хотите узнать?

3. Работа над темой урока.

Тема урока «Народный календарь».

Мой друг, заглянем в старь,

Откроем народный календарь!

Смотрится отменно,

А польза несомненна.

Все праздники он знает,

И нам напоминает!

    Знакомство с понятием «народный календарь» и его устройством

На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) календарь - месяцеслов. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

В таком календаре осень – зима сравнивались с засыпанием и заколдованным сном - смертью, а весна – лето – с возрождением и пробуждением. Это напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима – время мудрости и покоя.
Народный календарь родился много веков назад. Он существовал и развивался, в основном, в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке.

В календаре многие объекты природы наделялись свойствами живых существ, точно в сказках. Например, солнце-батюшка , земля-мать , месяц-молодец , весна-молодица , зима-белолица , осень-водяница . Также дни имели особые названия: они могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.

Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших работ. Все эти знания находили свое выражение в притчах.

На них мы с вами и остановимся. На прошлых уроках мы уже говорили о приметах. Скажите, пожалуйста, что такое «примета»?

Слово “примета” происходит от слова “примечать”, т.е. наблюдать. В результате наблюдений за тем, что происходит вокруг человека, у него накапливается жизненный опыт. Эти знания передавались из поколения в поколение, бережно хранились, и им народ доверял, как священной книге.
Множество примет дошло до нас из глубины веков. В приметах сохранилось очень много того, что было в старых народных праздниках и обычаях, они помогают предвидеть погоду, вырастить урожай...

    Соотнесение народных примет на погоду с наблюдениями за живой и неживой природой

Вокруг вас в классе размещены осенние приметы. Я прошу выбрать только те из них, которые касаются месяца октября.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

К октябрю берёзы оголяются.

В октябре - семь погод на дворе.

Октябрь и плачет, и смеется.

Октябрь завершает сборы к зиме.

Октябрь - месяц полных кладовых (норы, дупла, гнезда).

Плачет октябрь холодными слезами.
После октября летом не пахнет.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.

* Гром в сентябре - тёплая и долгая осень.
* Появились опята – лето отошло.
* Низко улетают перелётные птицы – короткая осень.
* Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
* Появление поздней осенью комаров – признак тёплой зимы.

Прочитайте выбранные вами приметы. Давайте попытаемся оценить, соответствует ли наш октябрь описанию предков. (обсуждение, сопоставление с погодой за окном).

    Народные праздники

Кроме погодных сюрпризов, в народном календаре расписаны все народные праздники с их традициями и обычаями. Подробнее обо всех этих днях поможет узнать православный календарь. Я же хочу показать вам только одну октябрьскую неделю.

Может быть, заглянем и узнаем, чем знаменателен сегодняшний день?

В этот день отмечается память святой мученицы Харитины. Однажды молодую христианку оклеветали, и ей пришлось предстать перед судом. Несмотря на все пытки и унижения, Харитина держалась стойко и умерла не издав ни звука.

На Руси к этому времени полевые и огородные работы в деревнях заканчивались, и крестьяне приступали к делам домашним. На Харитину женщины садились за ткацкие станки и начинали ткать холсты.

«Харитина ткала и пряла - весь дом одевала», - говорили в этот день. Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием - пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением. Об этом занятии сложено множество загадок, например такие: «Ногой топну, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колотну и опять начну». Существовали загадки и о ткацком стане: «Пришел паук на деревянных ногах, всю избу загородил».

Что касается мужчин, то они на Харитину приступали к изготовлению валенок.

Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием - пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением.

Наши девочки хоть пока и не ткачихи, а петь горазды. И они приготовили для вас частушки.

    Частушки

    Обсуждение примет дня

С этим днём также связаны свои приметы. Попробуем проверить их точность?

«Отстал от ночи день - запнулся валенком за пень», - говорили наши предки, подмечая, что день становился заметно короче ночи.

Если вороны и галки вились в воздухе, а облака шли против ветра, это предвещало снег, а безветренная погода сулила похолодание.

    Именины

А ещё народный календарь интересен тем, что в нём мы можем узнать о своих именинах или Дне ангела.

Перед вами листочки с небольшой информацией об этих словах. Прочитайте её, пожалуйста, а потом мы побеседуем.

День Ангела, или именины - это день, посвященный какому-либо святому, и праздновать его обязан человек, названный именем этого святого при крещении . Именины у христиан считаются гораздо более значимым праздником, чем день рождения человека. Человек, тем самым, приобретает Ангела-хранителя в лице святого, чьё имя он носит. А значит, обязан один раз в году чтить его и праздновать именины.

Беседа по вопросам:

    Что такое именины?

    Кто обязан праздновать именины?

    Что считалось важнее: день рождения или именины?

    Что приобретает человек после крещения?

На Руси принято было именины отмечать особо - эта традиция известна еще с XVII века. В семье выпекали по специальному рецепту именинные пироги, караваи и калачи. Праздничная выпечка раздавались в качестве угощения родственникам, друзьям и близким. В этом был особый смысл! Даже начинка пирогов подбиралась не случайная, а обозначающая черты характера самого именинника и его родственников.

А самым традиционным угощением на именины всегда был каравай. Знакомо вам это слово? Давайте обратимся к «Большому иллюстрированному словарю русского языка» В.И. Даля, чтобы узнать значение слова «каравай». Кстати, Владимир Иванович известен не только как автор этого шедевра, но и…, вспомните: сбору русских народных сказок.

Каравай именинник должен был испечь сам. Каравай должен быть большим. Тесто для него замешивают сдобное пресное. Начинкой для именинного каравая могут стать мясо, ягоды, грибы, а лучше всего - рыба.

А ведь я не зря завела разговор об именинах! Наверное, вам не терпится узнать, кто же именинники сегодняшнего дня?

Именины в этот день отмечают Алексей, Гавриил, Григорий, Денис, Евдоким, Кузьма, Пётр, Матвей.
Очень хочется поздравить сегодня с именинами нашего Матвея.

Иди, Матвей, к нам, а мы тем временем посмотрим, что же народный календарь говорит о тебе.

Вручение подарка Матвею.

Кстати, каравай в старину было принято не резать, а ломать над головой именинника. Считалось, что чем больше крошек и начинки упадет ему на голову – тем удачнее будет следующий год. Сейчас проверим, каким удачным будет год для нашего Матвея.

И, конечно, водили именинный хоровод.

А теперь мы с Матвеем приглашаем вас в хоровод, спеть «Каравай».

    Рефлексия

Вот так необычно, весело и самобытно жили в старину на Руси наши предки. Вам понравилось?

Мне бы очень хотелось выслушать каждого из вас, но это сегодня не получится. Но я всё же предлагаю вам выразить свои ощущения и впечатления.

Перед вами в нижней части экрана размещены знакомые вам значки: дождик, пасмурно и солнечно.

Если на уроке вам было интересно, комфортно, вы узнали новое и полезное для себя, прикрепите на осеннюю картину (прямо на экране) солнышко.

Если на уроке было интересно, весело, но ничего нового вы не узнали, прикрепите солнышко с тучкой.

Если урок был для вас скучен, не интересен и бесполезен, пусть на картину прольётся дождик.

Спасибо за работу.

А сюрпризы ещё не кончились! Мы с Матвеем приготовили для вас угощение пирог. И сейчас наш именинник угостит им каждого из вас.

Вот уже неделю создаю календарь природы для Дани. Вот так примерно он будет выглядеть. Как только прочищу дюзы принтера, сразу распечатаю и повешу, стенд у нас уже висит.

Немного о содержимом.

Поезд дни недели раскрашен в цвета радуги, в вагончики можно будет вставлять героев - котенка, щенка и др. Также их можно будет сажать в корзину воздушного шара. В качестве героев можно использовать персонажей любимых мультфильмов, гномика, домовёнка и т.п. На каждом вагончике количество кружков соответствует дню недели по счёту.

На воздушном шаре и будильнике будут стрелочки, которые ребенок будет перемещать в соответствии с месяцем года и временем суток. На свободных листах будут размещаться стихи, загадки про времена года, дни недели и т.п.

На термометре будет сине-красная ниточка, которую можно будет перемещать в зависимости от того, какая температура на улице. Герои, которых можно будет сажать в поезд и воздушный шар.

На полосу вчера, сегодня, завтра можно будет прикреплять картинки с основными событиями, которые происходят в жизни ребенка: приезд или поездка к бабушке, поход в театр, парк, цирк, детский сад, праздники и т.п. Также туда можно будет прикреплять данные о своих метереологических наблюдениях - погоде - дождь, снег, солнечно, облачно и т.п.

Чтобы получить Календарь природы, просто сделайте РЕПОСТ этого сообщения в любую социальную сеть или свой блог и отправьте мне на почту активную ссылку на него.

ВАЖНО! Активную ссылку на свой перост присылайте мне на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Здесь, к сожалению, я не всегда успеваю следить за комментариями.

Спасибо за репосты и комментарии!)

Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить

БЛИЦ-ОПРОС ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА КАЖДЫЙ УРОК

(УМК «Перспектива» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.)

Раздел «ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ»

Тема: «Мы – союз народов России»

1.Как называется наша страна?

2. Что обозначает слово «федерация»?

3. Самый многочисленный народ в РФ?

4. Какое количество народов живет в России?

5. Государственный язык в России?

ОТВЕТЫ: 1- Россия, Российская Федерация; 2 – «объединение», «союз»; 3 – русские; 4 – более 180; 5- русский

Тема: «Мы- жители вселенной»

1. Как называются огромные раскаленные небесные тела, излучающие свет?

2. Как называется самая близкая к Земле звезда?

3. Как называются холодные небесные тела, не излучающие собственного света?

4.Какой естественный спутник движется вокруг Земли?

5.Сколько планет вращается вокруг Солнца?

ОТВЕТЫ: 1 – звёзды; 2 – Солнце; 3 – планеты; 4 – Луна; 5 – 8 планет

Тема: «Наш «Космический корабль»- Земля»

1. Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, ограничена линией. Как она называется?

2. Перечисли основные стороны горизонта.

3. Что такое глобус?

4. Как называются огромные водные пространства?

5. Огромные участки суши.

6. Прибор для определения сторон света.

ОТВЕТЫ: 1 – линия горизонта, горизонт; 2- север, юг, восток, запад; 3 – модель Земли; 4 – океаны; 5 – материки; 6 – компас.

Тема: «Время»

1. Что такое прошлое, настоящее, будущее?

2. Перечисли единицы измерения времени?

3. Что такое часы?

4. Приведи примеры старинных и современных часов.

5. Как называются главные часы нашей страны?

6. Сколько секунд содержится в минуте?

ОТВЕТЫ: 1 – то что было, сейчас, будет; 2- секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год; 3- прибор для измерения времени; 4 – солнечные, песочные, водяные; механические, электронные; 5 – Куранты; 6 – 60 секунд.

Тема: «Сутки и неделя»

1. Сколько часов в сутках?

2. Что такое сутки?

3. Сколько дней в неделе?

4. Перечисли все дни недели, начиная с понедельника.

5. Почему происходит смена дня и ночи?

ОТВЕТЫ: 1- 24 часа; 2- время полного оборота Земли вокруг своей оси; 3 – 7 дней; 4 – понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье; 5 – из-за вращения Земли вокруг своей оси.

Тема: «Месяц и год»

1. Какая единица времени появилась в результате наблюдений за Луной?

2. Что такое год?

3. Сколько месяцев в году?

4. Сколько дней в обычном году и високосном году?

5. Какой месяц в году самый короткий?

ОТВЕТЫ: 1 – месяц; 2- время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца; 3- 12 месяцев; 4 – 365 дней, 366 дней; 5 – февраль.

Тема: «Времена года»

1. Какие времена годы вы знаете?

2. Чем объясняется смена дня и ночи?

3. С чем связана смена времён года?

4. Как расположена земная ось?

5.Как называются изменения, происходящие в природе?

6. Приведи пример 1 сезонного явления.

ОТВЕТЫ: 1- весна, лето, осень, зима; 2 – вращением Земли вокруг своей оси; 3 – с движением Земли вокруг Солнца; 4 – наклонно; 5 – природные явления (явления природы); 6 - ответы детей (листопад, смена дня и ночи, гроза, снегопад, ледостав и др.)

Тема: «Погода»

1. Что такое погода?

2. Как называется наука о погоде?

3. Что относится к осадкам?

4.Как называется прибор для измерения температуры?

5. Какие приборы используют на метеостанциях для наблюдения за погодой?

ОТВЕТЫ: 1 – сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; 2 – метеорология; 3 – дождь, снег, град; 4 – термометр; 5 – осадкомер, ветромер, флюгер.

Тема: «Календарь-хранитель времени, страж памяти»

1.Что создали давным-давно мудрые астрономы, наблюдая за движением Луны, Солнца и звезд?

2. Какие бывают календари?

3. Для чего служит календарь?

4. Когда начинался на Руси год в старину?

5.Когда мы отмечаем начало нового года?

ОТВЕТЫ: 1 – календари; 2 – настольные, настенные, карманные; 3 – хранитель времени, помогает планировать работу и отдых; 4 – 1 марта; 5 – 1 января.

Тема: «Праздники для всех»

1. Когда мы отмечаем День России?

2.В какой день мы отмечаем День народного единства?

3. Когда мы отмечаем День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.?

4.В какой день мы празднуем День государственного флага России?

5.Когда мы поздравляем наших любимых бабушек, мам и сестер?

ОТВЕТЫ: 1 – 12 июня; 2 – 4 ноября; 3 – 9 мая; 4 – 22 августа; 5 – 8 марта.

Тема: «Народный календарь»

1. Как а старину назывались дни, по которым угадывали погоду на будущее?

2. Если ласточки низко летаю, о чём это говорит?

4. Если зимой вороны и галки садятся на нижние ветви деревьев, о чем это говорит?

5. Какие народные приметы погоды ты знаешь? Приведи 1 пример.

ОТВЕТЫ: 1 – дни погодоуказатели; 2- скоро будет дождь; 3 – свёклу; 4 – к ветру; 5 – (примеры детей)

Тема: «Экологический календарь»

1. Что такое экология?

2. Какой любимы цвет у учёных- экологов?

3.Когда отмечается День Земли?

5. Когда мы отмечаем Всемирный день воды?

ОТВЕТЫ: 1 наука, которая изучает связи между неживой и живой природой, растениями и животными, природой и человеком; 2 –зелёный; 3 – 22 апреля; 4 – Международный день птиц; 5 – 22 марта.