Продуктивные задания на уроках английского языка. "продуктивные задания на уроках иностранного языка". Аудирование и чтение

Одним из требований ФГОС нового поколения является формирование коммуникативной компетентности учащихся, поэтому особую актуальность в современной методике приобретает проблема обучения английскому языку как средству общения. Всё большее распространение получает системно-деятельностный подход, который стимулирует интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности, активизирует её потенциальные возможности, развивает критическое мышление. Системно-деятельностный подход формирует определённые интеллектуальные умения для ведения дискуссии, общения; умение анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивать аргументы и контраргументы.

Так как при системно-деятельностном подходе цель учителя научить учащихся самостоятельно добывать знания на основе уже имеющихся умений и навыков, я на своих уроках уделяю внимание не просто обучению основам языка - чтению, письму, грамматике, словарному запасу, аудированию, устной речи, но, главное, формированию УУД: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. Чтобы создать на уроке условия для активной познавательной деятельности я использую специальные приёмы организации учебной деятельности школьников: приёмы и методы коммуникативного, проблемного и личностно-ориентированного обучения. Эти методы ориентированы на активизацию самостоятельности учащихся, их творческого потенциала. Основной формой взаимодействия учащихся на уроке является парная и групповая работа (диалогическое общение, полилог, проектная деятельность). Урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с инициативой учащихся. Учитель и ученики оценивают не только результат деятельности, но и процесс. Широко используется самооценка и взаимооценка. Использование приёмов продуктивных технологий для реализации системно-деятельностого подхода позволяет вовлечь практически всех учащихся в процесс познания.

Какие это приёмы?

Приёмы по обучению лексике:

1. Give the definitions to the words/match words and their definitions

2. Paraphrase using new words

3. Fill in the gaps using new words

4. Cоставь предложения с новыми словами

5. Соедини разрозненные части предложения

6. Заполни кроссворд, чайнворд

7.Закончи предложение, используя картинку

8. Посмотри на картинку и назови предметы

9. Переведи на иностранный язык

10. Прослушай и закрась предметы правильно

11. Составь слово из букв и слогов

12. Определи слово, не подходящее к данной группе

13. Назови слово по его дефиниции

14. Подбери синонимы/ антонимы к данному слову

15. Дай свою дефиницию слова

Приёмы по обучению грамматике:

1. Объясни, почему ты любишь это время года

2. Ответь на общие вопросы.

3. Отреагируй на высказывание.

4. Возрази, используя предложенную структуру.

5. Составь как можно больше предложений с опорой на подстановочную таблицу.

6. Расскажи о том, что ты делал вчера.

7. Вставь в предложения пропущенные слова is или are.

8. Выбери правильный вариант из четырех предложенных.

9. Составь свой текст с опорой на модельный текст, используя другие ЛЕ.

10. Соотнеси начало и конец предложений в правой и левой колонках.

11. Объясни, для чего ты изучаешь ИЯ.

Коммуникативные приёмы по обучению говорению.

Речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи:

1. Ответы на вопросы (краткие, полные, развернутые).

2. Постановка узловых вопросов к тексту.

3. Диалогизация прослушанного и прочитанного монологического текста.

Составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию.

4. Драматизация монологического текста.

5. Дополнение или видоизменение диалога; составление направленного (или самостоятельного) диалога по содержанию рассказа.

6. Объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог.

7. Положительный или отрицательный ответ на вопрос и пояснение его.

8. Завершение диалога с ориентацией на подсказку.

Речевые упражнения для обучения подготовительной монологической речи:

1. Воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией (изменением конца или начала, введением нового действующего лица, видоизменением композиции изложения.

2. Составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану, на заданную тему, изложенную кратко).

3. Описание картины или серии картин, связанных с изучаемо темой.

4. Воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и речевые формулы.

5. Объяснение на иностранном языке заголовка.

6. Определение и краткое обоснование темы прослушанного рассказа.

7. Выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их.

8. Пересказ (близкий к тексту, пересказ-реферат, пересказ-резюме).

9. Сокращение прослушанного сообщения или прочитанного рассказа (незначительное), передача информации несколькими фразами.

10. Составление плана прослушанного рассказа.

11. Изложение диалога в монологической форме.

Речевые упражнения по обучению неподготовленной диалогической речи:

1.Составление аргументированных ответов на вопросы.

2. Проведение комбинированных диалогов.

3. Проведение ролевых игр и викторин.

4. Проведение дискуссии и диспута.

5.Беседа за круглым столом.

Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической речи:

1.Придумывание заголовка и его обоснование.

2. Описание картин и карикатур, не связанных с изученной темой.

3. Составление ситуации с опорой на жизненный опыт и ранее прочитанное.

4. Обоснование собственного суждения или отношения к фактам.

5. Определение и обоснование квинтэссенции высказывания.

6. Характеристика действующих лиц.

7. Оценка прослушанного или прочитанного.

8. Составление кратких объявлений и текстов и текстов открыток.

9. Прокомментировать пословицу

10. Сравнить героев, животных, басни, сказки, города, страны и т.д.

11. Составить рассказ с данными словами.

12. Поставь вопросы к выделенным словам.

13. Прочитай письмо, заменяя картинки словами в соответствующей форме, выражающей действия.

14. Составь предложения из слов.

15. Расскажи о том, чем ты больше всего любишь заниматься на уроках ИЯ.

16. Раскрой скобки. Поставь прилагательные в сравнительную и превосходную степень.

17. Расспроси одноклассника о его домашнем питомце. Узнай, кто он, какой, что умеет делать.

Развитию коммуникативной компетенции учащихся на среднем и старшем этапе способствуют такие приёмы организации учебной деятельности, как ролевые игры, дискуссии, уроки-конференции, работа с обучающими компьютерными программами, Интернет-ресурсами.

1. Ролевые игры. Онипозволяют совершенствовать речевые умения и навыки учащихся, формируют учебное сотрудничество и партнерство. На разных этапах, в разных классах они могут изображать один элементарный коммуникативный акт (знакомство, поздравления, покупку и др.) и, сложный коммуникативный акт, состоящий из серии элементарных актов, объединенных общей коммуникативной целью и ситуацией. Ролевые игры обучают естественному общению, так как в них проигрываются разнообразные ситуации реальной действительности, и участники игры сами определяют свое речевое поведение. Я использую ролевые игры как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом.

2 . Дискуссии способствуют активному и свободному развитию личности в деятельности, учат школьников свободно выражать свои мысли и чувства в процессе общения. Это может быть дискуссия по какому-либо проблемному вопросу, например, выбор профессии, планы на будущее, отношения в семье, со сверстниками, защита окружающей среды. В старших классах классе мы проводим «Круглый стол», на котором обсуждаем такие важные проблемы, как защита окружающей среды, экологическую обстановку в нашем городе, легко ли быть молодым, как сохранить дружбу и т.д.

Учащиеся 10-11 классов с желанием вступают в разговор о том, что значит счастливая семья в их представлении, обмениваются мнениями об отношении к теории Ч.Дарвина, существовании снежного человека, НЛО, древних цивилизаций.Для того чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, я использую различные способы поощрения учащихся. Так, во время урока ученики могут заработать баллы за удачный вопрос или ответ, использование активной лексики, употребление коммуникативных клише. В конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются оценки.

3. Метод проектов , как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом, формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умение доступно и кратко формулировать мысли. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от его практического использования, учатся слушать и слышать иноязычную речь, понимать друг друга при защите проектов. Проектная методика позволяет учащимся составлять собственных монологических и диалогических высказываний, глубже изучить, например, страноведческий материал, сделать анализ и сопоставить культуры разных народов и стран.

Проекты могут быть объемными и длительными по количеству времени работы над ними. Данные проекты обычно имеют исследовательский или информационный характер и часто предназначены для подготовки и проведения внеклассных мероприятий, особенно в старшей школе. Из практики преподавания английского языка я могу назвать примерные темы проектов, вызывающие интерес у учащихся: Достопримечательности Лондона, Достопримечательности Москвы, Достопримечательности Нью-Йорка, Города Великобритании, Города России, Города Соединенных Штатов Америки, Известные города Европы, Литература Великобритании, Литература Америки, Музыка Великобритании, Знаменитые ученые мира, Культура англо-говорящих стран, Великие открытия и другие. Работая над такими проектами, ученики создают довольно объемные текстовые работы и мультимедийные презентации с использованием наиболее интересного материала и видеоряда их сопровождения. Проекты такого типа могут использоваться полностью, а также фрагментарно. Текстовые материалы могут быть использованы учащимися для самостоятельной подготовки к урокам и итоговым аттестациям во внеаудиторное время.

На уроках иностранного языка более распространены учебные проекты. На их разработку требуется меньшее количество времени, и они небольшие по объему. Данные проекты предназначены для использования на конкретном уроке и имеют определенные цели. Проекты такого типа актуальны для использования на обобщающих и итоговых уроках по темам курса. В УМК М.З. Биболетовой, И.Н. Верещагиной они предусмотрены авторами. Задача учителя: правильно сформулировать темы проектов, определить круг необходимых вопросов, направленных на реализацию целей и задач конкретного урока. Можно привести примерную тематику учебных проектов: Моя любимая книга, Любимый фильм, Мои каникулы, Мой друг, Праздники, Поход на выставку, Путешествие, Телевидение, Кино, Домашние животные, Новый год, Мой любимый сезон и другие.

Также большое значение в обучении иностранному языку играют мини-проекты. Учащиеся выполняют их дома при подготовке домашнего задания или непосредственно на уроке. Проекты могут быть выполнены не только в письменной форме, но и в устной. Основные формы мини-проектов: монологические и диалогические высказывания, таблицы, рисунки. Тематика мини-проектов зависит от конкретных целей и тем текущих уроков, разрабатывается учителем и обсуждается с учащимися. Хочется еще раз подчеркнуть эффективность использования проектной методики в формировании и совершенствовании основных умений и навыков учащихся в различных видах речевой деятельности.

Подлинное общение возможно, если обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы. В этом случае учащиеся высказываются от своего лица, все участники общения равноправны, каждый может говорить, о чем он хочет, и что он считает изни. Такое общение я организую во время речевой зарядки (в среднем и старшем звене) используя приём «мозговой штурм» при обсуждении и принятии решения по какому - либо конкретному вопросу (посещение выставки, организация вечера, сбор макулатуры, организация субботника).

4. Урок-пресс-конференция. Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь. Урок-пресс-конференцию провожу с целью обобщения и закрепления изученного материала. Класс разбивается на группы. Одна их часть превращается в представителей прессы - сотрудников различных газет; другая - в специалистов: экологов, историков, искусствоведов и т. д. Проводя разного вида уроки-пресс-конференции, я поняла, что они как нельзя лучше способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно.Необычные по форме, эти уроки вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности. Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи учащихся, самовыражения таланта.

5. Образовательные компьютерные программы.

Компьютер позволяет моделировать условия коммуникативной деятельности; овладевать лексико-грамматическими навыками; индивидуализировать и дифференцировать обучение; повышать мотивацию; увеличивать объем языковой тренировки; способствовать выработке самооценки учащихся; обеспечивать перенос языкового материала. Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Я на своих уроках использую обучающие компьютерные программы « Витаминный курс», «Профессор Хиггинс», «Английский для школьников», которые сочетают в себе технологию компьютерного обучения и новые образовательные методики. Учащиеся предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Для подготовки к высказыванию на уроке использую Интернет-ресурсы, которые помогают составить информативное сообщение, полный ответ по заданной теме (например, сообщения по теме «Английские праздники», «Великобритания» « Британский Парламент ». Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются более полным ответом и повышенным интересом учащихся к теме.

Современные педагогические технологии такие, как когнитивные (проектная деятельность, конференции, круглые столы, дискуссии), сотрудничающие (драматизация, ролевые игры, интерактивные беседы, совместное составление рассказов), контролирующие (тестирование, конкурсы и олимпиады), мультимедийные (аудио-, видео-, компьютерные программы, Интернет-ресурсы) и здоровьесберегающие (смена видов деятельности, музыка, физзарядка, динамические паузы) помогают реализовать системно-деятельностный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их склонностей.

Литература:

1.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.-Аркти, 2000

2.Мильруд Р.П., Максимова Н.Р. Современные концептуальные принципы

коммуникативного обучения иностранному языку//ИЯШ.-№4.-15;№5.-с.17-19

3.Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Издательство

«Высшая школа», 2004г.

4. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. Москва, «Просвещение», 2004г. 6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие./ Под.ред. Е.С. Полат.-М: Академия, 1998 .

При проведении тестирования используются разные виды тестовых заданий, благодаря чему достигается большая достоверность результатов. Тестовые задания делят на две большие категории:

  1. тестовые задания закрытого типа
  2. тестовые задания открытого типа

В заданиях закрытого типа содержатся вопросы и даются варианты ответов на них. При этом могут быть задания с одним и с несколькими вариантами ответов. Кроме заданий на выбор существуют также на соотнесение и упорядочение.

При этом вопрос должен быть четко и грамотно сформулирован, а все варианты ответов должны выглядеть правдоподобно.

Пример задания с выбором одного правильного ответа:

___ Russian? - No, I can"t.

  1. Can you speak
  2. Speak you
  3. You can speak

В данном примере правильный ответ будет «Саn you speak », при этом учащемуся, не зная учебный материал. невозможно просто отбросить нелогичный или нелепый ответ.

В качестве примера на соотнесение можно привести следующий:

Соотнесите части слов:

Как Вы заметили, в таких тестовых заданиях возможны избыточные варианты ответов.

При обучении грамматически правильному построению предложения часто применяют задания на упорядочение слов в правильном порядке.

was, fine, The, yesterday, weather

Для облегчения выполнения задания, первое слово уже написано с заглавной буквы.

Открытые задания имеют, как правило, более высокую сложность. Они могут требовать краткого ответа, либо развернутого суждения по какой-либо тематике.

Пример тестового задания, требующего краткого ответа:

What is the capital of England?

Ответ будет однозначен London. При составлении заданий данного типа следует избегать общих вопросов, например: What is the weather like today? Вопрос не должен быть сложным, иметь союзы и подчинительные предложения. Ответ на такой вопрос не должен требовать распространенного определения.

Еще один вид тестовых заданий - открытые задания, требующие развернутого ответа, суждения, например:

Write an essay about your favourite book. (250 знаков)

Pay attention to the following points:

  1. The information about the author
  2. The main idea
  3. Why did you like the book?

В данных заданиях обычно указывается структура ответа, а также дается ограничение по объему. На выполнение открытых заданий дается больше времени, и соответственно - за них можно получить большее количество баллов.

Задание на прослушивание аудиотекста (аудирование) – специфическая черта тестов по иностранным языкам. При его выполнении учащийся должен прослушать текст несколько раз. При первом прослушивании проверяется общее понимание сказанного. Например, «Прослушайте текст, и выберите правильный вариант ответа»

Where did Tom live?

  1. In London
  2. In Cambridge
  3. In Brighton

При повторном прослушивании проверяется полное понимание, могут быть даны вопросы по содержанию аудиотекста.

Например:

  1. What time did Tom come home?
  2. What happened after he"d returned home?
  3. What was his reaction?

В заключение, отметим, что грамотно составленный тест по иностранному языку окажет незаменимую помощь для осуществления контроля.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Что такое продуктивное задание? Продуктивное задание – это переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения конкретной задачи.

3 слайд

Описание слайда:

Примерная классификация продуктивных заданий 1. Выделение главного в тексте по заданному направлению и формулирование суждения 2. Поиск и отбор информации в любом источнике по заданному основанию 3. Построение умозаключений – обобщений-выводов 4. Доказательство 5. Определение причин и следствий понятий и явлений

4 слайд

Описание слайда:

Примерная классификация продуктивных заданий 6. Группировка по заданному основанию 7. Сравнение по указанным критериям 8. Формулирование определения понятия по тексту 9. Классификация 10. Анализ явления и формулирование обобщения-вывода 11. Определение своей аргументированной оценки, отношения к…

5 слайд

Описание слайда:

Как составить продуктивные задания, соответствующие поставленным целям урока? 1. Выбрать, какие результаты (предметные, метапредметные, личностные) мы хотим формировать/развивать в соответствии с требованиями ФГОС ООО на определенном этапе урока. 2. Сформулировать продуктивные задания, используя алгоритм. 3. Задать чёткую форму представления результата.

6 слайд

Описание слайда:

Алгоритм создания продуктивных заданий РЕГУЛЯТИВНЫЕ - Осмысли задание (что надо сделать?) Найди нужную информацию (текст/иллюстрацию) ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - Найди нужную информацию (текст/иллюстрацию) Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, расположить в последовательности)

7 слайд

Описание слайда:

Алгоритм создания продуктивных заданий КОММУНИКАТИВНЫЕ - Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что, во-первых…, во-вторых….» Составь (рассказ, рассуждение), опираясь на план, ключевые слова, схемы

8 слайд

Описание слайда:

Алгоритм составления продуктивных заданий с учетом формируемых УУД на разных этапах урока Этап урока Примеры продуктивных заданий в соответствии с классификацией Слова-помощники для составления продуктивных заданий Какие УУД формируются Этап 1: Мотивирование к учебной деятельности. 1. Выделение главного в тексте по заданному направлению и формулирование суждения 2. Построение умозаключений – обобщений-выводов Раскройте существующие связи, оцените возможности Найди в тексте, обрисуйте в общих чертах шаги, подберите, сгруппируйте, расположите в определенном порядке регулятивные, познавательные

9 слайд

Описание слайда:

Алгоритм составления продуктивных заданий с учетом формируемых УУД на разных этапах урока Этап урока Примеры продуктивных заданий в соответствии с классификацией Слова-помощники для составления продуктивных заданий Какие УУД формируются Этап 2: Построение нового знания 1. Выделение главного в тексте по заданному направлению и формулирование суждения 2. Построение умозаключений – обобщений-выводов 3. Определение причин и следствий понятий и явлений Осмыслите, раскройте существующие связи, оцените значимость, возможности Найдите информацию, преобразуйте информацию, сгруппируйте информацию, назовите основные части, подберите, раскройте особенности, регулятивные, познавательные коммуникативные

10 слайд

Описание слайда:

Алгоритм составления продуктивных заданий с учетом формируемых УУД на разных этапах урока Этап урока Примеры продуктивных заданий в соответствии с классификацией Слова-помощники для составления продуктивных заданий Какие УУД формируются Этап 2: Построение нового знания 4. Группировка по заданному основанию 5. Сравнение по указанным критериям 6. Формулирование определения, понятия по тексту 7. Классификация составьте список понятий, изобразите информацию графически, найдите схожие черты и отличия. Сформулируйте (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что, во-первых…, во- вторых….», изложите своё мнение в форме … регулятивные познавательные коммуникативные

11 слайд

Описание слайда:

Алгоритм составления продуктивных заданий с учетом формируемых УУД на разных этапах урока Этап урока Примеры продуктивных заданий в соответствии с классификацией Слова-помощники для составления продуктивных заданий Какие УУД формируются Этап 3: Применение полученных знаний 1. Поиск и отбор информации в любом источнике по заданному основанию 2. Построение умозаключений – обобщений-выводов 3. Доказательство 4. Сравнение по указанным критериям 5. Классификация Осмыслите, предложите способ, раскройте существующие связи, оцените значимость, возможности. Найдите причину и решение, преобразуйте информацию, подберите, раскройте особенности, рассчитайте на основании данных, представьте алгоритм действий. регулятивные, познавательные коммуникативные

12 слайд

Описание слайда:

Алгоритм составления продуктивных заданий с учетом формируемых УУД на разных этапах урока Этап урока Примеры продуктивных заданий в соответствии с классификацией Слова-помощники для составления продуктивных заданий Какие УУД формируются Этап 3: Применение полученных знаний 6. Анализ явления 7. Формулирование обобщения-вывода 8. Определение своей аргументированной оценки, отношения 9. Представление решения, продукта в определенной форме Дайте оценку, обоснуйте свою позицию, сформулируйте (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что, во-первых…, во-вторых….», приведи те пример того, как, изложите своё мнение в форме … регулятивные, познавательные коммуникативные

13 слайд

Описание слайда:

Алгоритм составления продуктивных заданий с учетом формируемых УУД на разных этапах урока Этап урока Примеры продуктивных заданий в соответствии с классификацией Слова-помощники для составления продуктивных заданий Какие УУД формируются Этап 4: Рефлексия 1. Построение умозаключений – обобщений-выводов 2. Анализ 3. Сравнение по указанным критериям 4. Формулирование обобщения- вывода 5. Определение своей аргументированной оценки, отношения Обоснуйте Оцените значимость …для… Оцените возможности Определите возможные критерии оценки… Определите свои действия… регулятивные, коммуникативные

14 слайд

Описание слайда:

Банк типовых продуктивных заданий Регулятивные УУД 5-6 класс 7-8 класс БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Осмыслите Объясните Обрисуйте в общих чертах Предложите способ, позволяющий… Напишите возможный сценарий развития… Оцените значимость, возможности Осмыслите Объясните Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… Предложите новый (иной) вариант… Разработайте план, позволяющий (препятствующий)… Напишите возможный сценарий развития… Найдите необычный способ, позволяющий… Оцените значимость для..., возможности для…

15 слайд

Описание слайда:

Банк типовых продуктивных заданий Познавательные УУД 5-6 класс 7-8 класс БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Назовите основные части… Сгруппируйте вместе Составьте перечень Изложите в форме текста… Найдите в тексте (модели, схеме) то, что… Расположите в определенном порядке Объясните причины того, что… Сравните … и …, а затем обоснуйте… Раскройте особенности… Постройте классификацию Раскройте связи Придумайте игру, которая… Составьте список понятий, касающихся… Расположите в определенном порядке… Составьте перечень основных свойств Изложите в форме текста Изобразите информацию о … графически Рассчитайте на основании данных о… Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… Объясните причины того, что… Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… Сравните … и …, а затем обоснуйте… Раскройте особенности… Постройте классификацию… на основании … Проведите экспертизу состояния … Раскройте существующие связи

16 слайд

Описание слайда:

Банк типовых продуктивных заданий Коммуникативные УУД 5-6 класс 7-8 класс БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Обсудите Согласитесь или опровергните Разработайте в группе вариант решения… Возьмите интервью Докажите Проведите презентацию Обсудите Согласитесь или опровергните Разработайте в группе вариант решения… Выскажите критическое суждение о … Прокомментируйте ответ … Возьмите интервью Докажите свою точку зрения Проведите презентацию

17 слайд

Описание слайда:

Банк типовых продуктивных заданий Регулятивные УУД 9-11 класс БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Осмыслите Объясните Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… Объясните причины того, что… Предложите новый (иной) вариант… Найдите необычный способ, позволяющий… Оцените, какое из решений является оптимальным для… Проведите эксперимент, подтверждающий, что… Проанализируйте структуру… с точки зрения… и сделайте выводы Выявите принципы, лежащие в основе… Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития… Раскройте существующие связи Составьте прогноз развития

18 слайд

Описание слайда:

Банк типовых продуктивных заданий Познавательные УУД 9-11 класс БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Прочитайте самостоятельно Изложите в форме текста Изобразите информацию о … графически Найдите в тексте (модели, схеме) то, что… Составьте перечень основных свойств, характеризующих … с точки зрения… Рассчитайте на основании данных о… Составьте список понятий, касающихся… Постройте классификацию… на основании … Предложите свою классификацию… Сравните … и …, а затем обоснуйте… Сравните точки зрения … и … на … Проведите экспертизу состояния … Раскройте существующие связи Раскройте особенности… Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… Объясните причины того, что…

19 слайд

Описание слайда:

Банк типовых продуктивных заданий Коммуникативные УУД 9-11 класс БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Обсудите Согласитесь или опровергните Разработайте в группе вариант решения… Выскажите критическое суждение о … Прокомментируйте ответ … Возьмите интервью Докажите Проведите презентацию Прокомментируйте положение о том, что… Изложите в форме… свое мнение… (понимание)…

20 слайд

Описание слайда:

Примеры продуктивных заданий Этап 1 Мотивирование к учебной деятельности Задание 1(естествознание) Объясните фразу: «Вода дороже золота». В каких странах и районах Земли эта фраза наиболее актуальна?

21 слайд

Описание слайда:

Примеры продуктивных заданий Мотивирование к учебной деятельности Задание 2 (естествознание) Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то). Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют. Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводнение, Спасает юг от северной жары, Столица не имеет населения. О каком материке идет речь в данном стихотворении? Какой стране посвящено стихотворение? Аргументируйте свой ответ словами из стихотворения

Проблемное изложение - так дидакты называют такое введение нового материала, в процессе которого путь решения проблемы показывает учитель или учебник. Предположим, необходимо ввести английские слова: accord, bizarre, collaboration, consist, constant, disposition, intervention, permanent, positive, proclamation.

Прежде всего в этом списке учащимся предлагается найти слова, которые напоминают им по звучанию или написанию русские слова. К таким словам обычно относят constant (постоянный, константа, постоянная величина), positive (позитивный). Кроме того, учитель может напомнить русские слова перманентный и прокламация, которые без труда ассоциируются с английскими permanent и proclamation. Так устанавливаются связи между русскими и новыми французскими словами. Далее учащихся знакомят с примерами их употребления в речи (например: This book consist of two parts). После определения слов, близких по значению русским школьникам предлагается найти среди них те лексические единицы, которые напоминают им уже изученные английские слова. Так disposition с position. Употребление новых английских слов в контексте позволяет уточнить их значение.

Слово bizarre, объясняются на английском языке в процессе их употребления в речи: You have used a bizarre method in this task, it"s very interesting. Такое проблемное изложение нового материала не только вызывает интерес учащихся, но и способствует созданию дополнительных ассоциаций, а следовательно и улучшает запоминание новых слов.

Проблемная эвристическая беседа.

Включает серию взаимосвязанных вопросов учителя (или вопросов, содержащихся в учебнике) к учащимся. В каждом таком вопросе имеется проблема, без решения которой нельзя перейти к следующему шагу в поисковой деятельности. Серия взаимосвязанных проблемных вопросов приводит к усвоению материала, следующего урока. Приведем пример эвристической беседы для введения грамматического времени Past Simple, Past Progressive, Past Perfect, Past Perfect Progressive.

Учащимся дается несколько английских фраз с их переводом на русский язык, в которых использованы неизвестные школьникам временные формы глагола write (писать).

I wrote a letter yesterday. Я написала письмо вчера.

Past Progressive

I was writing a letter while he was reading a book. Я написала письмо пока он читал книгу.

I had written a letter before you came home. Я написала письмо до того как ты пришел домой.

Past Perfect Progressive

I had been writing a letter for two hours when he came. Я писала письмо уже 2 часа, когда он пришел.

Учащиеся должны проанализировать предложенный им материал, назвать новые глагольные формы и попытаться определить их значение. Для выполнения этого задания ученики будут сопоставлять английские временные параллели.

Сопоставление примеров позволяет учащимся сделать вывод, что прошедшее время в английском языке имеет несколько форм: простое, продолженное (длительное), завершенное и длящееся в течение какого-то времени. Затем учащиеся должны проанализировать изменение глагола to write Past Tenses и определить, как образуются эти формы. Завершается эвристическая беседа самостоятельной формулировкой правила образования и употребления Past Tenses. Но рекомендуется брать в урок не больше двух временных форм Past Tenses или любого другого времени.

Проблемная задача

Как правило, задание может быть выполнено, если известны цель, которую следует достичь, предмет действия, которым следует манипулировать, и наконец, способ действия - как следует ее решать. Так, например, когда выполняются имитационные упражнения, то целью является отработка какого-либо грамматического явления (например, артикли a, an some, the), запоминание новой лексики или формирование произносительных навыков. Предметом этих упражнений могут быть грамматические структуры, новые слова или произношение тех или иных звуков. Способ действия - повторение. Хотя это, но скучно. Если же в задании отсутствует хотя бы один из компонентов (цель, предмет, способ действия), то оно превращается в задачу и получает название «проблемная задача». Например,

Сгруппируйте слова по признакам, положительно или отрицательно характеризующим человека: kind, clever, strong, ugly, foolish, greedy.

Проблемные речевые ситуации - это ситуации, побуждающие к речевым действиям. А их могут побуждать: задания (повторите - repeat, запишите - write down, ответьте на вопросы - answer the questions), стандартные ситуации (вам нужно узнать, как проехать к вокзалу, обратитесь к прохожему), реплики-побуждения (Кто сегодня дежурный? Who is on duty today? И др. В этих случаях требуется повторить заученные фразы, а следовательно, имеет место репродукция. Проблемные речевые ситуации, являясь одним из видов проблемных задач, провоцируют продуктивную речь, так как в проблемных речевых ситуациях неизвестно либо о чем говорить (предмет действия), либо, как говорят в данном конкретном случае (способ действия). Это бывает в ситуациях, когда необходимо, например, выиграть время (Вас просят: Talk with visitor, till I come back. Поговорите несколько минут с посетителями, пока я вернусь), при нестандартной провоцирующей реплике собеседника или необходимости самому найти такую реплику (Назовите, пожалуйста, ближайшие булочные. Call me the nearest bakers. Или: Ваша собака укусила мальчика. Your dog bitted a boy. Поэтому проблемные ситуации целесообразно использовать на продвинутом этапе обучения. Нужно находить ситуации, которые не требуют особой подготовки для проведения беседы. Например.