Что такое гражданская лирика в литературе. Гражданская лирика - это что такое? Смотреть что такое "Гражданская поэзия" в других словарях

Ли́рика, лири́ческая поэ́зия (от греч. λυρικός - «исполняемый под звуки лиры , чувствительный, лирный») - род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ ). По словарю Ожегова , лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала; словарь Ефремовой отмечает характеризующие его эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность . По словарю Л. П. Крысина , лирическая поэзия - это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта . В лирику входят стихотворение , романс , послание , элегия .

Истоки лирики лежат в умении певца (чтеца) передать настроение, эмоцию вокалом, интонацией, словом и рифмой.

википедия

Гражданская лирика

Гражданская лирика – это жанр, в котором поэты описывают свои переживания, рассуждения, мысли, на такие темы, как патриотизм, Родина и ее судьба, государство и гражданский долг.

Авторы, для которых тема гражданской поэзии явилась основной в творчестве, отражали общественные настроения и чувства народа, собственный взгляд на конкретные события в родной стране.

В гражданской лирике не так уж важен художественный размах, сколько важен смысл стиха, общественное дело или событие, которое привело к его написанию. Именно поэтому многие гражданские поэты становились защитниками народа, выражая в своих стихах его дух и стремления.

Жанр гражданской поэзии популярен и сейчас, множество поэтов пишут в данном жанре.

Вот парадный подъезд.

По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям…

Н.А. Некрасов

Пример:

Гражданская лирика — Анна Ахматова

Программным в этом отношении следует считать строки:

Он говорил: “Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда… ”

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

4. Пейзажная лирика.

5. Любовная лирика.

6. Заключение.

1. Федор Иванович Тютчев (1803-1873) - русский поэт, современник Жуковского, Пушкина, Некрасова, Толстого. Это был умнейший, исключительно образованный человек своего времени, европеец ʼʼсамой высшей пробыʼʼ, со всœеми духовными потребностями, воспитанными западной цивилизацией. Поэт покинул Россию, когда ему исполнилось 18 лет. Лучшее время своей жизни, 22 года, он провел за границей. На родинœе он стал известен только в начале 50-х годов XIX столетия. Будучи современником Пушкина, он тем не менее был идейно связан с другим поколением - поколением ʼʼлюбомудровʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ стремилось не столько активно вмешаться в жизнь, сколько осмыслить ее. Эта склонность к познанию окружающего мира и самопознанию привела Тютчева к совершенно оригинальной философской и поэтической концепции. Лирику Тютчева можно тематически представить как философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. При этом эти темы очень тесно переплетаются в каждом стихотворении, где страстное чувство рождает глубокую философскую мысль о бытии природы и Вселœенной, о связи человеческого существования с всœелœенской жизнью, о любви, жизни и смерти, о человеческой судьбе и исторических судьбах России.

За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелœем многих ʼʼроковых минутʼʼ истории: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов, польское восстание, Крымская война, реформа 1861 года, франко-прусская война, Парижская коммуна... Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта͵ и как гражданина. Трагически ощущая свое время, кризисное состояние эпохи, мира, стоящего накануне исторических потрясений, Тютчев считает, что всœе это противоречит нравственным требованиям человека, его духовным запросам.

Волны в бореньи,

Стихии во преньи,

Жизнь в измененьи -

Вечный поток...

К теме человеческой личности поэт относился со страстью человека, испытавшего режим Аракчеева, а потом Николая I. Он понимал, как мало жизни "и движения в родной стране: ʼʼВ России канцелярия и казармаʼʼ, ʼʼвсœе движется около кнута и чинаʼʼ, - говорил он Погодину. В зрелых стихах Тютчев напишет о ʼʼсне желœезномʼʼ, которым всœе спит в империи царей, а в стихотворении ʼʼ14-е декабря 1825ʼʼ, посвященном восстанию декабристов, он пишет:

Вас развратило Самовластъе,

И меч его вас поразил, -

И в неподкупном беспристрастье

Сей приговор Закон скрепил.

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена -

И ваша память от потомства,

Как труп в земле, схоронена.

О жертвы мысли безрассудной,

Вы уповали, должна быть,

Что станет вашей крови скудной,

Чтоб вечный полюс растопить!

Едва, дымясь, она сверкнула,

На вековой громаде льдов,

Зима желœезная дохнула -

И не осталось и следов.

ʼʼЖелœезная зимаʼʼ принœесла мертвенный покой, тирания превратила всœе проявления жизни в ʼʼлихорадочные грезыʼʼ. Стихотворение ʼʼSilentium!ʼʼ (Молчание) - жалоба по поводу той замкнутости, безвыходности, в которой пребывает наша душа:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои...

Здесь Тютчев дает обобщенный образ духовных сил, скрытых в человеке, обреченном на ʼʼмолчаниеʼʼ. В стихотворении ʼʼНаш векʼʼ (1851) поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры…

ʼʼ...Я верю. Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..ʼʼ

ʼʼБывают мгновения, когда я задыхаюсь от своего бессильного ясновидения, как заживо погребенный, который внезапно приходит в себя. Но к несчастью, мне даже не дано приходить в себя, ибо более пятнадцати лет я постоянно предчувствовал эту страшную катастрофу, - к ней неизбежно должны были привести вся эта глупость и всœе это недомыслиеʼʼ, - писал Тютчев.

В стихотворении ʼʼНад этой темною толпой...ʼʼ, перекликаясь с пушкинскими стихами о свободе, звучит:

Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?..

………………………………………..

Растленье душ и пустота͵

Что гложет ум и в сердце ноет, -

Кто их излечит, кто прикроет?..

Ты, риза чистая Христа...

Тютчев чувствовал величие революционных потрясений истории. Еще в стихотворении ʼʼЦицеронʼʼ (1830) он писал:

Счастлив, кто посœетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всœеблагие,

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель...

Счастье, по Тютчеву, в самих ʼʼминутах роковыхʼʼ, в том, что связанное получает разрешение, в том, что подавленное и насильственно задержанное в своем развитии выходит наконец на волю. Четверостишие ʼʼПоследний катаклизмʼʼ пророчит последний час природы в грандиозных образах, возвещающих конец старого мироустройства:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них!

Поэзия Тютчева показывает, что новое общество так и не вышло из состояния ʼʼхаосаʼʼ. Современный человек не выполнил своей миссии перед миром, он не позволил миру вместе с ним взойти к красоте, к разуму. По этой причине у поэта много стихов, в которых человека как бы отзывают назад в стихию как несправившегося с собственной ролью.

В 40-50-х годах поэзия Тютчева заметно обновляется. Возвратившись в Россию и приблизившись к русской жизни, поэт больше внимания уделяет повсœедневности, быту и заботам человека. В стихотворении ʼʼРусской женщинœеʼʼ героиня - одна из многих женщин России, страдающая от бесправия, от узости и бедности условий, от невозможности свободно строить собственную судьбу:

Вдали от солнца и природы,

Вдали от света и искусства,

Вдали от жизни и любви

Мелькнут твои младые годы,

Живые помертвеют чувства,

Мечты развеются твои...

И жизнь твоя пройдет незрима...

Стихотворение ʼʼЭти бедные селœенья...ʼʼ (1855) проникнуто любовью и состраданием к нищему народу, удрученному тяжелой ношей, к его долготерпению и самопожертвованию:

Эти бедные селœенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

………………………………………..

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный

Исходил, благословляя.

А в стихотворении ʼʼСлезыʼʼ (1849) Тютчев говорит о социальном страдании тех, кто оскорблен и унижен:

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой...

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые, -

Льетесь, как льются струи дождевые,

В осœень глухую, порою ночной.

Размышляя о судьбе России, о ее особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

  • 3. Славянофилы: основные представители, исторические, этические и эстетические идеалы.
  • 4.Славянофильские идеи в русской поэзии: Хомяков, к. Аксаков, Тютчев.
  • 5. Герцен о западниках и славянофилах в книге «Былое и Думы».Основные темы и поэтика(проблема жанра, стиль книги).
  • 6.Социально-философская проблематика повести Герцена «Доктор Крупов» и рассказа «Сорока-воровка».
  • 7. Оппозиция романтизма и действительности в романе а.И. Герцена «Кто виноват?»Бельтов как тип «лишнего человека».
  • 8.Тема ложного и истинного воспитания в романе Герцена «Кто виноват?»
  • 9. « Физиология Петербурга» как манифест натуральной школы.Усвоение и трансформация гоголевской поэтики. Микроскопический метод натуральной школы.
  • 10. Поэтика Тургеневского романа.
  • 12. Оппозиция романтизма и действительности р романе Гончарова «Обыкновенная история».
  • 13. Обломов как социальный и национальный тип. Позиция автора по отношению к Обломову.
  • 14.Штольц и Ольга Ильинская в романе «Обломов» . Тема любви и брака.
  • 15.Вещный мир Гончарова.
  • 16. Старая и новая Россия в романе Гончарова «Обрыв».
  • 17. Тема страсти и падения в романе «Обрыв».
  • 18. Природа и человек в поэзии Тютчева.
  • 19. Поэтика Тютчева: структура художественного образа, система оппозиций, язык.
  • 20. Поэзия «чистого искусства»: представители, темы, образный мир.
  • 21. Романтический образ и реалистическая деталь в поэзии Фета.
  • 22. Природа и любовь в лирике Фета.
  • 23. «Записки охотника Тургенева: проблематика.
  • 24. «Записки охотника» Тургенева: поэтика.
  • 25.Саша» Некрасова.
  • 26. Образ Гамлета и Дон Кихота в оценке Тургенева. Гамлетовское и/или донкихотовское в Рудине, Инсарове, Баразове и др. Героях Тургенева.
  • 28. Лаврецкий как «славянофил» и «лишний человек».
  • 29. Конфликт счастья и долга в романе Тургенева "Дворянское гнездо"
  • 30. Любовная повесть Тургенева: идейный мир и повествовательная структура.
  • 31. «Реальный» разночинец в романе Тургенева «Отцы и дети».
  • 32.Тема любви и смерти в романах Тургенева «Накануне» и «Отцы и дети».
  • 33. Идейная проблематика и персонажный мир романа Тургенева «Новь».
  • 36.Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина.
  • 37. Поэтика натуральной школы и поэзия почвы в пьесе Островского «Свои люди – сочтёмся»
  • 39. Купеческий быт как зло и трагедия в пьесе Островского «Гроза». Религиозные мотивы в пьесе.
  • 41. Гражданская лирика Некрасова
  • 42.Тема социальной трагедии в городской и крестьянской лирике Некрасова.
  • 43.Тургенев в середине 60-х годов: пессимистические мотивы в повести «Довольно!» и романе «Дым». Смысл названия.
  • 44.Русская история в драматургии а.К.Толстого
  • 45.Социально-философская проблематика «Стихотворений в прозе» Тургенева
  • 46.Художественный мир драматической трилогии а.Сухово-Кобылина.
  • 47.Русский народ и русская история в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • 48.Тема социально трагедии романа Достоевского «Бедные люди». Поэтика романа
  • 41. Гражданская лирика Некрасова

    Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.Поговорим о политической, гражданской лирике Некрасова. Встреча с В. Г. Белинским сыграла большую роль не только в жизни, но и в творчестве Некрасова. У поэта нет личной жизни без творчества, они всегда взаимосвязаны. Одна отражается в другой, влияя и взаимодействуя друг с другом. Под непосредственным влиянием демократических идей Белинского поэтом созданы замечательные стихи: «Родина», «Тройка», «Перед дождем», «Еду ли ночью по улице темной...», «Вчерашний день, часу в шестом...» Стихотворение «Родина» во многом автобиографично. Автор, изображая подлинные события жизни, которым он был свидетель, творчески их переосмысливает. Стихотворение это навеяно детскими воспоминаниями о жизни в Грешневе. Оно обличает крепостничество, деспотизм, полную забитость крестьян. Поэт описывает усадьбу. Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным проходит красной нитью через все творчество Некрасова. Весь ужас и бесправие самодержавной России поэт сумел отразить в очень коротком, но удивительно емком по содержанию стихотворении:

    «Вчерашний день, часу в шестом…»

    Тема Музы, женщины, матери проходит через все творчество Некрасова, начиная от ранних стихотворений «В дороге», «Тройка», «Буря» до зрелых произведений шестидесятых-семидесятых годов «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», «Коробейники». У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством. В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов ставит знак равенства между этими двумя словами, призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа. У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством. В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов ставит знак равенства между этими двумя словами, призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа. Стихотворение написано в форме диалога - спора гражданина с поэтом, который призывает талантливого поэта возвысить свой голос в защиту обездоленных, убогих, сирых. Он выполнит свой долг, если облегчит участь хотя бы одному, но поэт способен помочь тысячам, он не должен молчать: Поэт сомневается в могуществе сил своих, в возможности проявить эти силы на благо Родины. Но гражданин вдохновляет его на подвиг во имя общественного блага:

    Поэтом можешь ты не быть.

    Но гражданином быть обязан.

    Что же такое - гражданин? Это человек, который ответствен за все происходящее на Родине, переживает неудачи и радуется достижениям страны. Он носит ее язвы, как свои. Много стихотворений поэт посвятил конкретным людям, истинным борцам за счастье России: «Памяти Белинского», «Русскому писателю», «Тургеневу», «Пророк», посвященное Чернышевскому. В них поэт говорит о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе.В "Песне Еремушке" сталкиваются два мировоззрения, два возможных жизненных пути, которые ожидают пока еще несмышленого младенца. Одна судьба, которую пророчит ему в песне няня, – это путь рабской покорности, который приведет его к "привольной и праздной" жизни. Этой холопской, лакейской морали противопоставлено иное представление о счастье, которое раскрывается в песне "проезжего городского". Оно понимается как борьба за народные интересы, которая наполнит жизнь высоким смыслом, подчинит благородной цели

    Что входит в понятие гражданская лирика? И чем философские стихи отличаются от стихов о гражданской лирике?

    1. Вах вах вах
    2. Гражданская лирика - стихи о волнующих общество проблемах, о Родине, в гражданской лирике поэт прежде всего гражданин, которого волнует судьба, достоинства и недостатки государства, в котором он живет. Такие стихи могут быть патриотичны или же напротив подмечать все изьяны существующего строя.
      Философская лирика- стихи о смысле жизни, о бытии. Отличаются друг от друга по тематике стихов.
    3. Классификация жанров Л. исторически изменчива, и нет ещ классификации, сколько-нибудь адекватной реальной сложности и многообразию лирических жанров. В народном творчестве, например, жанры классифицируются по практическому назначению и условиям исполнения (обрядовые, игровые, плясовые, семейные песни и т. д.) , в античной литературе по формам исполнения (речитативно-декламационная Л. : элегия, ямб; сольная, хоровая) ; в европейской литературе эпохи Возрождения и классицизма по эстетической тональности и социальной функции (ода, элегия, послание, песня и др.) ; в 19 в. в основном по тематическому признаку (философская, гражданская, любовная, пейзажная и др.) . В 1920 вв. (века) намечается также членение на медитативную Л. (эмоциональная рефлексия, взволнованное раздумье о вечных темах: И скушно, и грустно Лермонтова, Осенний вечер Тютчева, Не жалею, не зову, не плачу Есенина) и суггестивную (внушающую Л. , очаровывающую пленительной неясностью Певица Фета, Зимняя ночь Б. Пастернака) . Ощутимо выступает иное видовое членение (в т. ч. песня, лирическое стихотворение, монументальная Л. , например Про это Маяковского) .

      Вот ссылка на определение. что такое гражданская лирика (она скорее пройдет в таком виде
      Эйгес. Гражданская поэзия // Словарь литературных терминов. Т. 1 ...
      Эйгес И. Р. Гражданская поэзия // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. М. ; Л. : Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. ..
      feb-web.ru/feb/slt/abc/.../lt1-1751.htm - Сохраненная копия - Похожие
      Пример-
      Гражданская лирика - Ахматова
      Программным в этом отношении следует считать строки:

      Мне голос был. Он звал утешно,
      Он говорил: Иди сюда,
      Оставь свой край, глухой и грешный,
      Оставь Россию навсегда...
      Но равнодушно и спокойно
      Руками я замкнула слух,
      Чтоб этой речью недостойной
      Не осквернился скорбный дух.

      Философская лирика это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни и вечных человеческих ценностях.

      Философская лирика это поэзия о вечном. Эта лирика выражает мысли и чувства автора о смысле человеческого бытия, о предназначении человека, о его судьбе, о смерти. В таких стихах не создается какой - либо жизненный мир. Читателю могут быть предложены некие высказывания, которые в своем значении подобны философскому рассуждению.

      Лирика философского характера, даже в пересказе представляет немалый интерес, так как содержит один из важных элементов - мысль в прямом значении этого слова. Отвлеченную, возвышенную и мудрую. Основная ценность философских стихотворений в том, что в них раскрывается живая, цельная жизнь человеческого духа и отдельная мысль при всей своей значительности и глубине всего лишь определенное средство этого раскрытия.

      Гражданская лирика всегда выражает взгляд и позицию поэта. И является прямым откликом и отражением события общественного.

      Гражданская лирика отличается от философской лирики. что она более конкретна, часто говорит о каком то не общем событии. а к, примеру, революции в данное время и в данной стране. О войне и т. д.
      Т. е о происходящем событии и отношении к этому автором (патриотическим)

      Лирика так же может быть философско - ражданской. когда от изображения конкретного события и отношения к нему автор (поэт) в своем произведении переходит на обобщения и осмысления. его (события) в более вечных понятиях и ценностях.

    1820-е гг., - особенно начало, - важный этап исторической жизни Европы и России. Убийство наследника французского престола герцога Беррийского ремесленником Лувелем, революционные восстания в Португалии и Испании; в России - рост крестьянских волнений, бунт в Семеновском полку. Все это оказывало воздействие на настроение передовых людей.

    1820 г. решительно изменил личную и творческую жизнь К.Ф. Рылеева. Он переезжает в Северную столицу. Завершен ученический период его творчества (свои ранние произведения он публикует под псевдонимом «К.Р-в», считая их подражательными и незначительными).

    Рылеев находит свое призвание - в гражданской лирике, в вольнолюбивых стихах, и он бесповоротно встает на этот путь. Началом послужила сатира «К Временщику», опубликованная в «Невском зрителе» (1820 г., №10) за полной подписью поэта. Сатира метила во всесильного Аракчеева. «Все думали, что кары грянут, истребят и дерзновенного поэта, и тех, которые внимали ему, - писал Н. Бестужев, - но изображение было слишком верно, очень близко, чтобы обиженному вельможе осмелиться узнать себя в сатире. Он постыдился признаться явно... это был первый удар, нанесенный Рылеевым самовластью...». С этого стихотворения началось политическое поприще поэта. Он привлек всеобщее внимание.

    Подзаголовок сатиры указывает на один из множества источников - сатиру М.В. Милонова «К Рубеллию» (1810), имеющую подзаголовок «Из Персия». Стихотворение Милонова не перевод, а вольное подражание. У римского поэта Персия (34 - 62) такой сатиры нет. Рылеевские обличения временщика звучали несравненно острей, чем у Милонова. Произведение Рылеева как бы воспроизводит сатиру XVIIIвека (их сближает поэтический язык, обильно использованы восклицания, вопросы, «архаическая» лексика; гражданская и патриотическая тематика вели за собой одический настрой, и риторическое построение). В сатире Рылеева встречаются и слова-«символы». Как верно было замечено, в военной поэзии 1812 г. формируется особый лексический пласт, который практически без изменений переходит в лирику 1820-х гг. Это слова-«сигналы», «система упорных символических понятий» - «тиранство», «рабство», «цепи», «бичи» - как бы образуют семантическое поле «врага»; «высокие» же слова гражданского языка: «отчизна», «отечество» (это слово указом Павла I вообще было запрещено употреблять), «свобода» («священная свобода»), «сыны», «деяния», «мужи» - прикрепляются к теме национально-освободительной борьбы.

    Временщик в сатире Рылеева «тиран», «неистовый», «подлый», «коварный», «хитрый», «неблагодарный» - все эти образные эпитеты имеют яркую отрицательную окраску. Негативное отношение автора к «надменному временщику» доходит до полной своей кульминации (используются эмоционально-экспрессивные эпитеты противоположного оценочного значения):

    Твоим вниманьим не дорожу, подлец,

    Из уст твоих хула - достойных хвал венец!

    Упоминаемые в сатире Сеян, Кассий, Брут, Катон - римские государственные деятели, составившие заговор против тиранов, - в представлении Рылеева они - символ любви к свободной отчизне.

    Обращаясь к «неистовому тирану», не боясь его «ярого гнева», автор предлагает ему выбрать иной путь:

    Ах! лучше скрыть себя в безвестности простой,

    Чем с низкими страстьми и подлою душой

    Себя, для строгого своих сограждан взора,

    На суд их выставлять, как будто для позора!

    Здесь явный намек на тех преступников, которых для наказания выставляли на площадях на суд людской, на всеобщее посмешище. Суд людской, возмездие народа будут страшными:

    Народ тиранствами ужасен разъяренный!

    В поэзии Рылеева начала 1820-х гг. (как и у многих русских поэтов) гражданские и элегические темы, гражданские и элегические стили существовали раздельно и не сливались. Это ограничение сохранилось в таких произведениях Рылеева, как послание «А.П. Ермолову» (1821) и ода «Гражданское мужество» (1823 г.), обращенная к Н.С. Мордвинову. Оба героя - и Мордвинов и Ермолов - полная противоположность временщику Аракчееву. Они достойны подражания личным мужеством, независимостью суждений. В понимании Рылеева - это идеал, они носители политической и нравственной доблести. Ермолов - «любимец славы», «наперсник Марса и Паллады! // Надежда сограждан, России верный сын», «гений северных дружин». Мордвинов - «гражданским мужеством дивит», «Души возвышенной свободу // Хранит в советах и суде».

    Хотя названные произведения Рылеева обращены к реальным историческим лицам, его герои показаны достаточно абстрактно («О, витязь юный!» - обращается поэт к 44-летнему Ермолову), они лишены индивидуальных черт, они подобны античным героям, не знающим колебаний и сомнений.

    Одический стиль Рылеева - источник патетических интонаций. Он как бы продолжает то направление развития оды в русской поэзии, которое было начато еще Радищевым. Оды Рылеева «Гражданское мужество», «Видение» (1823 г.) стали для него легальной возможностью для пропаганды своих политических идеалов. В «Видении» автор выражает надежду и веру в просвещенного монарха (оно обращено к пятилетнему мальчику, будущему Александру II). Это своеобразное послание просвещенной монархини - Екатерины II - к своему правнуку. Умудренная опытом императрица произносит те слова, которые близки автору, буквально выстраданы им:

    Довольно лавров и побед,

    Довольно громозвучной славы...

    Иные ждут тебя дела...

    Настанет век борений бурных

    Неправды с правдою святой.

    Уже воспрянул дух свободы

    Против насильственных властей;

    Смотри - в волнении народы,

    Смотри - в движеньи сонм царей.

    Забота о благе отечества и народное счастье - приоритетны в воспитании будущего императора:

    Люби народ, чти власть закона,

    Учись заране быть царем.

    Люби глас истины свободной,

    Для пользы собственной люби,

    И рабства дух неблагородной -

    Неправдосудье истреби.

    Власть закона, свобода совести, уничтожение крепостничества - идеалы, за которые боролся Рылеев. Но их отстаивает и императрица, процарствовавшая 34 года (долгий срок для России):

    Дай просвещенные уставы,

    Свободу в мыслях и словах,

    Науками очисти нравы

    И веру утверди в сердцах.

    Во всех перечисленных произведениях Рылеев использует свои любимые приемы: красочные эпитеты, риторические вопросы, повторы слов, архаичную лексику - все это усиливает эмоциональную картину.