Урок обучения грамоте буква к. Урок обучения грамоте «Звуки и, буква К. Познавательные универсальные учебные действия

Урок: Буква К и звук [ К] [ К ]

Цели: учить распознавать звуки [К ] и [К’] ,и соответствующую букву, писать букву К,упражнять в чтении слов и текстов с изученными буквами, развивать речь.

УУД: научаться распознавать звуки и соответствующую букву, правильно писать букву К.читать слова, предложения и небольшие тексты. Определять количество слогов в слове, обозначать согласные и гласные звуки на схеме. Научаться правильно писать строчную букву к и соединения букв. Работать в парах и самостоятельно. Оценивать результаты своей работы.

Ход урока

1 Орг. момент

Проверка готовности к уроку

2 Актуализация знаний

Что мы с вами изучаем на уроках обучения грамоте?

Чем отличаются звуки от букв?

Какие гласные звуки мы изучили?

На доске карточки с буквами А О У Ы И

Почему эти звуки гласные? Докажите.

Какие согласные звуки мы изучили?

На доске карточки с буквами М Н С Л Т

Дайте характеристику звуку [ Т]

Почему звук [ Т ]-глухой? Докажите.

3Самоопределение к деятельности

Картинки и слова МАК-МАКИ

Чем похожи слова?

Чем отличаются слова?

Составьте звуковую схему слова МАК.

Составьте звуковую схему слова МАКИ

Проверьте себя

Дайте характеристику звуку [ К] в слове МАК.

Дайте характеристику звуку [К’] в слове МАКИ.

Сделайте вывод. Слайд 7

ЗВУК [ К] МОЖЕТ БЫТЬ ТВЕРДЫМ И МЯГКИМ

Перед какими гласными звуками согласный звук будет мягким?

Перед [ И ]

Определите тему урока.

Чему будем учиться на уроке?

4 Работа по теме урока

Посмотрите на картинку.Кто изображен?

Что делает клоун?

Жонглирует

Прочитаем слоги.

Обратите внимание у клоуна мячи перепутались. Подумайте, какие слова можно составить из данных слогов.

Сколько слогов в слове МАК?

Сколько слогов в слове САНИ, КИНО, ЛОТО, КУЛАК?

Позовите слово КУЛАК, поставьте ударение.

Составьте звуковую схему слова КУЛАК

Дайте характеристику звуку [ К]

Дайте характеристику гласным звукам.

Проверьте себя

5 Физ.минутка

Раз подняться.потянуться

Два согнуться,разогнуться

Три,четыре руки шире

Пять,шесть тихо сесть.

Посмотрите что записано на слайде?

Предложение

Докажите.

Что нам нужно сделать?

Записать письменными буквами.

Рассмотрите внимательно предложение. Можем мы записать письменными буквами?

Не можем.

Не умеем писать письменную букву к.

Как мы можем решить эту проблему?

Научиться писать письменную букву к.

Откройте пропись « Мой алфавит» с.34

Рассмотрите строчную букву. Из скольких элементов состоит буква? (2)

Откуда начнем писать букву?

В какой строке будем работать?

Пропишите элементы букв.

Как будем соединять букву? Безотрывное письмо.

Показ учителем на доске. Слайд 12

Прописывание в воздухе.

А теперь напишите в прописи. Прописывание строки

А теперь можем написать предложение?

Нет. Нужно научиться писать слоги.

Как будем писать слоги? Безотрывное письмо.

Показ учителем на доске и прописывание в прописи. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

Прописывание коротких слов.

Физ.минутка.

Разминка для глаз.

Обведите предложение по образцу. Запишите один раз самостоятельно, соблюдая все соединения.

6 Рефлексия

- Какая задача стояла перед нами в начале урока?

7 Подведение итогов

Какие задания были интересными?

Сегодня хорошо работали…

Тема урока «Звуки [ k ]-[к ], буквы К, к.

Цель : ознакомить с буквами К, к и звуками [к], [к];

Задачи : повторить изученные звуки и буквы; формировать навыки чтения; способствовать развитию фонематического слуха.

Оборудование : мультимедийный проектор, сигнальные карточки, готовые звуковые схемы слов.

Ход занятия

    Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Сели все красиво, стройно

И ведем себя достойно.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, как мы умеем работать на уроке и чему мы научились за такой короткий срок пребывания в школе. Сегодня каждому из вас предоставляется возможность заработать медальончик, то есть пополнить ваш баланс. Медальончики получат самые активные и дисциплинированные.

2. Объяснение новой темы.

Тему сегодняшнего урока я пока держу в секрете. Я думаю, вы мне сами назовете ее по ходу урока. А пока давайте попробуем отгадать загадки.

В цирке он смешнее всех.

У него – большой успех.

Только вспомнить остаётся,

Весельчак тот как зовётся.

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это? (Космонавт)

2 Все моря и океан

Покорил наш... (Капитан)

Он в автобусе сидит

И внимательно следит,

Чтоб у всех билеты были,

Чтоб купить их не забыли.

(Кондуктор.)

Молодцы, ребята! Правильно отгадали загадки. Что обозначают все эти слова?

Что еще интересного заметили в словах – отгадках?

………………………………..

Все названия этих профессий начинаются на звук [ к].

Давайте еще раз проговорим эти слова.

А как выдумаете, почему я взяла такие названия профессий?

………………………………….

Правильно, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся со звуком [к ], и буквами обозначающими этот звук. Давайте еще раз произнесем этот звук.

Какой он?

Почему так думаете?

Воздух изо рта выходит несвободно, встречает преграду.

Ребята, звуки [к], обозначается буквами К, к.

Давайте посмотрим, действительно в названиях профессий есть эти буквы?

(Еще раз читают слова)

Во всех этих словах звук [к] какой?

Твердый.

А как вы думаете, звук [к] имеет мягкий вариант.? Приведите пример.

Правильно, этот звук бывает и твердым, и мягким.

Ребята, звуки [к], [к ] обозначаются буквами К, к.

Я хочу проверить, все ли умеют различать твердый звук от мягкого.

    Работа по закреплению новой темы.

Поиграем с вами игру, которая называется «Мягкий-твердый».

На партах лежат сигнальные карточки. Одна сторона карточки синего цвета, а другая – зеленого. Я буду называть слова, если звук [к] слышится твердо, то вы показываете синий цвет, а если мягко, то – зеленый цвет.

Кот, кит, каток, кедр, крот, кино, кенгуру, клоун. Слайд 3

Молодцы, ребята! С этим заданием мы легко справились с вами.
- А кто из вас запомнил: какое слово было последнее?

Правильно. Давайте поговорим о профессии клоуна.

Кого мы видим на экране?

Кто такой клоун? Чем он занимается?

Давайте посмотрим в словаре Ожегова значение данного слова.

(Один ученик на доске пишет слова, клоун, кепка магнитными буквами, а другой нарисует схемы данных слов).

    Физкультминутка.

    Словарная работа.

Краткая история российской клоунады.

Ребята, 26 августа день рождение советского, а ныне российского цирка. В этом году исполнилось 93 года нашему цирку. За время его существования в России возникла целая плеяда знаменитых клоунов. Слайд 5

Михаил Румянцев – выдающийся советский клоун, один из родоначальников жанра клоунады в России. Изначально Румянцев появляется на публике в образе Чарли Чаплина, но вскоре решил отказаться от этого образа. Придумал себе сценический псевдоним – Карандаш и начал работу над своим образом. Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах.

Никулин Юрий Владимирович – советский и российский актер, артистцирка. Он народный артист СССР. Он снялся более чем в 40 фильмах. На цирковой арене у мел смешить людей как никто. В Москве и ныне есть цирк, который носит имя Юрия Никулина.

Попов Олег Константинович – советский клоун и актер. Известен широкой публике по образу "Солнечного клоуна". В конце 1980‑х Олег Попов уехал из России. Живет в Германии под Нюрнбергом.

Вывод: Клоун смешной, забавный, жизнерадостный, находчивый, умный, веселый, игривый. …

    Развитие навыков чтения.

Чтение слогов.

КА, КО, КУ, КИ, КЭ

Вывод: Согласный, который стоит перед и смягчается.

Составление слов из слогов.

(мак, сани, Ники, кино, лото, кулак)

Куда падает ударение?

Чтение парных слов.

кости-кисти

ослик – слоник

лото – локти

такса - такси

Вывод: согласный звук, который стоит перед и смягчается.

Чтение текста.

- Сколько предложений в этом тексте?

Прочитайте слово, где звук [к ] мягкий.

Прочитайте слова, где звук [ к] твердый.

    Обобщение по теме урока.

    Подведение итогов урока.

МОУ « Сидоровская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

учитель начальных

МОУ «Сидоровская средняя общеобразовательная школа»

Звуки [ к ], [к ] и буква К, к / Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. – Сидорово, 2011. – 25 с.

Настоящее пособие адресовано учителям начальных классов . В нем представлен конспект урока обучения грамоте. Методика работы со школьниками на этом уроке направлена не только на усвоение детьми программного материала, но и на интенсивное развитие важнейших интеллектуальных качеств (внимание, память, логическое мышление, устная речь и т. д.). Пособие содержит весь необходимый дидактический материал для успешного проведения урока. Данная методика проведения урока может быть использована в классах с различным уровнем подготовки обучающихся, работающих по действующим программам и учебникам.

Введение.

«Самостоятельность головы учащихся составляет единственно прочное основание всякого плодотворного учения».

Однажды известного физика Альберта Энштейна спросили: «Как делаются открытия?» Энштейн ответил: «А так все знают, что вот этого нельзя. Он и делает открытие». Конечно, это была шутка. Но, вероятно, Энштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Ведь, чтобы «не знать» знать надо! Нужно «сомневаться», не брать на веру все, чему учили. И тогда появляется человек, которого не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.

В настоящее время значение образования очень велико. Человечество оставило позади век промышленности и вступило в век информации. Но способна ли современная система образования дать ребенку знания, соответствующие требованиям экономического мира? Выполнение этой задачи очень сложно, поскольку объем информации в любой отрасли ежегодно удваивается, а в некоторых областях, таких, как медицина, экономика, биология утраивается. И высококвалифицированному учителю, и современному учебнику очень сложно и практически невозможно уследить за потоком новейших сведений.

Теперь не достаточно хорошо знать предмет, получить диплом, найти надежную работу и изредка проходить курсовую подготовку. Правила изменились: в век информации очень важно, чтобы выпускник школы был готов своевременно переучиваться, меняться и приспосабливаться к новым условиям жизнедеятельности.

Соответственно изменились и приоритеты в образовании, в новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации.

Ситуация, сложившаяся в российском образовании, ставит задачу по смене парадигмы образования – с формирующей на развивающую. Переход к новой парадигме образования не может быть реализован без четкого и внятного ответа на вопрос: «Как учить?».

Урок XXI века – это творческий процесс учителя и ученика. Моя задача, как учителя, построить такое образовательное пространство, в котором ученику предоставляется познавательная самостоятельность и, чем выше степень познавательной активности, тем интенсивнее развиваются способности ученика. Ведь еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно, только играя самому. Точно так же познавательные, деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда дети не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Подготовка такого урока – это трудоемкий процесс. Я должна выстроить свою деятельность так, чтобы не нарушать моего положительного практического опыта, вписывая имеющиеся знания о том, что хорошо для детей, что помогает ребенку стать успешным и счастливым в будущем. А также урок должен включать в себя имеющиеся в педагогике и психологии знания об общих закономерностях эффективного развития детей .

Последовательность шагов развивающего урока (план урока):

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

3. Постановка учебной задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

6. Самостоятельная работа.

7. Включение в систему знаний и повторение.

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Учителю, взявшему установку на развитие у учащихся познавательных процессов, необходимо соблюдать следующие условия:

1. Четко представлять, что он должен развивать в пределах каждого конкретного школьного курса, при изучении той или иной темы.

2. Знать возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых; овладеть навыками диагностики.

3. Знать, как, какими средствами можно развивать то или иное качество. В поиск таких средств должен быть включен ученик (с подсказкой и под контролем учителя).

4. Включать упражнения по развитию в цель любой работы на уроке.

5. Осуществлять контроль не только знаний, умений, навыков, но и уровня развития познавательных процессов.

В этом пособии представлен урок обучения грамоте в 1 классе, разработанный в рамках традиционной программы для начальных классов (1 – 4). Но ученики, выполняя специальным образом подобранные задания, глубже овладевают учебным материалом и одновременно развивают память, внимание, мышление. Сами формулируют тему и цель урока, определяют виды и содержание учебной деятельности на отдельных его этапах, принимают активное участие в овладении учебным материалом.

Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал умнее, способнее, одареннее? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях – результат обязательно будет.

Опыт работы в этом направлении показал, что у учащихся:

Повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие, память; дети умеют «видеть», «слышать», рассуждать;

Развивается способность к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал;

Формируются начальные основы психической культуры: учащиеся самостоятельно добывают знания, испытывают потребность в учебной деятельности; дети самоорганизованны, спокойны, уверены в себе.

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

И напоследок, позволю дать совет. Не стоит относиться к неверным ответам учащихся на те или иные вопросы, как к поводу усомниться в «доброкачественности» или «неполноценности» тех или иных способностей учеников.

Ни в коем случае!

Они - талантливы! Все! Об этом еще говорил знаменитый французский писатель Жан Жак Руссо.

Так что, рассматривайте неправильный ответ, как повод для анализа пути решения какой-либо задачи, причин возникновения неверного ответа и поиска иного, верного способа решения задачи.

В добрый путь!

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

по теме « Звуки [ к ],[к ] и буква К, к».

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование : лента букв, изображения животных, карточки для чтения, карточки с именами Кеша и Вася, учебник Горецкий азбука. 1 кл.- М.: Просвещение.

Цель урока.

Восприятие и первичное осознание нового материала.

Задачи урока:

Образовательные : познакомить с новыми буквами и звуками, учить читать с изученными буквами, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов в предложении, учит давать характеристику звукам, узнавать буквы.

Развивающие: развивать речь, внимание, мышление, память, фонема тический слух.

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, прививать любовь к животным.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

а) мобилизующий этап

Учитель на доску прикрепляет 4 игрушки (зайчик, лягушка, корова, еж) (см. приложение 1).

У: Назовите хором прикрепленные игрушки в той последовательности, в которой они находятся, и постарайтесь их запомнить.

Теперь закройте глаза. Учитель делает перестановку двух игрушек, просит открыть глаза и ответить на вопросы.

Скажите, в каком порядке игрушки стояли первоначально и в какой последовательности они находятся после перестановки?

Какие игрушки поменяли свои места?

б) работа с лентой букв

2. Формулирование темы и цели урока.

На доске картинки: кабан, кенгуру, кот, кит (см. приложение 2).

У. Назовите предметы, изображенные на картинках.

У. Распределите прозвучавшие слова на две группы и сформулируйте тему урока.

Д. В первую группу можно отнести слова КОТ, КАБАН, потому что они начинаются со звука К. Во вторую группу можно отнести слова КЕНГУРУ, КИТ, потому что они начинаются со звука [К]. Значит тема сегодняшнего урока – «Звуки [К], [ К] и буква, которая их обозначает.

У. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого, написанные на доске фразы.

Познакомиться с …..

Д. Цель нашего урока – познакомиться со звуками [к], [к] и буквой, которая их обозначает, учиться отличать звуки [к], [к] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать с новой буквой.

3. Знакомство с новыми звуками

У. Одно из животных хочет сегодня попасть к нам в класс и принять участие в нашей работе. Это домашнее животное, в названии которого один слог и три звука. Подумайте, кто это.

Д. Это КОТ, потому что это домашнее животное, в названии которого один слог и три звука.

У. назовите первый звук в этом слове.

Д. Это звук [К].

У. Произнесите первый звук в этом слове хором. (Дети произносят несколько раз звук [К])

У. Скажите, какой это звук?

Д. Этот звук согласный, потому что при его произнесении поток воздуха проходит через горло не свободно, встречая преграду. Этот звук глухой, потому что при его произнесении мы слышим шум. Этот звук твердый, потому что мы его произносим твердо. За ним следует звук [О].

У. У нашего кота есть одна проблема. Ему нравятся две клички, а какую выбрать – он не знает. Какая кличка подойдет ему сегодня на уроке: КЕША или ВАСЯ?

Д. Ему сегодня подойдет кличка КЕША, потому что в этом слове есть наш новый звук.

У. Какой это звук?

Д. Это звук [К].

У. Произнесите этот звук хором и охарактеризуйте его.

Д. Звук [к] согласный, потому что при его произнесении поток проходит через горло не свободно, встречая преграду. Этот звук глухой, потому что при его произнесении мы слышим шум. Этот звук мягкий, потому что мы произносим его мягко.

У. Сделай те вывод по первой части нашего урока.

Д. Мы сегодня познакомились со звуком [К]. Он согласный, глухой, твердый. Познакомились со звуком [К]. Он согласный, глухой, мягкий.

4. Физкультминутка

У. Во время физкультминутки мы узнаем места, где любит бывать наш КЕША. Скажите, по какому признаку мы можем их определить?

Д. мы сможем их определить по наличию в названии этих мест звуков к и к.

У. Если услышите слово со звуком [к] или [к], то поднимаете руки вверх и подтягиваетесь, как Кеша. Если в слове нет звуков [к] и [к], то наклоняетесь вперед, опуская руки вниз.

Крыша, озеро, лавочка, бассейн, кресло, ручей, печка, сугроб, коврик, самолет.

5.Знакомство с буквой К

У. Котик очень хочет увидеть букву, с которой начинается его имя. Найдите ее в кассе и покажите коту. (Дети показывают букву К.)

Встаньте и изобразите букву К.

В какой квадратик мы поместим букву К на ленте букв?

Д. Мы поместим букву К в синий квадратик, потому что она согласная.

У. Котик говорит, что букву К он хорошо запомнил, но читать еще не научился. С чего начнем учиться читать?

Д. Лучше начать с чтения слогов.

6.Чтение слогов и слов с новой буквой

На доске слоги:

КА КАП КПА ПКА

КИ КОС КСО СКО

КО КУН КНУ НКУ

КУ КЫТ КТЫ ТКЫ

КЫ КИЛ КЛИ ЛКИ

(см. приложение 3).

У. Котику очень понравилось это упражнение, но он слегка проголодался. Подумайте, чем его сегодня можно угостить?

НА доске написаны слова:

СУП ТВОРОЖОК

КАША МОЛОКО

КОЛБАСА СМЕТАНКА

РЫБА КОТЛЕТА

Д. Его можно угостить теми продуктами, в названии которых есть наша новая буква.

У. Прочитайте названия продуктов, в которых есть буква К. (Дети читают.)

У. Измените слова, в которых нет буквы К, таким образом, чтобы продукты, которые они называют, на уроке сегодня пригодились.

Д. Не суп, а супчик.

Не рыба, а рыбка.

Родина кошек – Африка. Они любят тепло. Кошки – полезные животные. Они хорошо влияют на здоровье людей (см. приложение 4).

У. О ком этот текст?

Д. Этот текст о кошках.

У. Сколько в нем слов с буквой К?

Д. В нем три слова с буквой К.

У. Кто прочитает нашему коту текст вслух? (Ученики по желанию читают вслух.)

Как вы понимаете два последних предложения? (Дети размышляют.)

Как надо относиться к кошкам?

У. Перед вами карточка – загадка. Соединив буквы в алфавитном порядке вы увидите героя сегодняшнего урока (дети могут делать это задание с опорой на алфавит). Обратите внимание есть ли среди этих букв, буква которую мы изучили сегодня, обведите ее карандашом (см. приложение 5).

Каким цветом обведете? Почему?

У. А теперь послушаем Аню. Она нам расскажет о том, какой кошке поклонялись древние индейцы. (Ученица заранее подготовила сообщение)

Речь пойдет о ягуаре. Много веков назад в Перу, Центральной Америке и Мексике этой кошке поклонялись как богу. Древние инкские – художники создали каменных идолов – богов в виде полулюдей – полуягуаров. Ягуар – самый крупный, самый могучий и вызывающий страх представитель семейства кошачьих. Название « ягуар» произошло от древних индейских языков и означало « убийца, справляющийся с жертвой одним прыжком.» Он достигает длины более 2 метров, а весит от 110 – 180 килограммов. Ягуар великолепно плавает, прекрасно лазает по деревьям и преследует жертву с одинаковым успехом, как в воде, так и на дереве.

7. Работа с учебником на с. 53

1) Чтение диалога. (Закрепление знаний о диалоге)

Давайте расставим ударение над словами. (Дети выполняют задание.)

Обратите внимание: КОСИТ (человек) – КОСИТ (заяц).

О какой косе идет речь в диалоге?

2) Ребусы – с. 54: Косы – осы, сук – сок.

8. Итог урока

У. С какими звуками и буквой мы сегодня познакомились?

Д. Мы сегодня познакомились со звуками [ К ], [К] и буквой К.

У. Охарактеризуйте звуки [ К] и [ К].

У. Скажите, какое домашнее животное, кроме кота Кеши, могло прийти к нам сегодня на урок. Обоснуйте свой ответ.

Д. К нам на урок могла бы прийти собака. В этом слове есть звук [ к]. Это домашнее животное.

У. Как бы вы ее назвали?

Д. Например, Тузик. В этом слове есть звук [ к ]

У. Вспомните начало урока, в названии каких животных встречаются изученные звуки?

Д. Звук [К] встречается в названии животных лягушка, корова.

У. Что из нового материала запомнили легко, а что вызвало затруднение?

Обучение грамоте – очень важный начальный период овладения младшими школьниками русским языком . От глубины приобретенных знаний и прочности, сформированных на этом этапе, умений и навыков в существенной степени зависит успех дальнейшей учебно-воспитательной работы в этом направлении.

Это урок начинаю с мобилизующего этапа . Для того, чтобы в самом начале урока обеспечить высокий уровень вовлеченности ученика в учебную деятельность и развитие его важнейших интеллектуальных качеств. Данное упражнение направлено на развитие наглядно – действенного мышления и одновременно на развитие внимания, памяти, наблюдательности, а так же совершенствует речевые возможности ученика. Упражнения такого рода рассчитаны на 2 – 3 минуты ежеурочного применения. Постепенно учитель может увеличивать количество игрушек и перестановок.

На втором, важном этапе урока учащиеся формулируют тему и цели урока. Тему даю не в готовом виде, а организую коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей ситуации. Затем, чтобы на основе глубокой и активной речемыслительной деятельности смогли самостоятельно, с той или иной степенью точности, предвосхитить и сформулировать предназначенную для изучения тему. Таким образом, у учащихся создается внутренняя установка и самоустановка на достижение цели, которая обеспечивает готовность к усвоению знаний. Предопределение школьниками содержания своей деятельности активизирует внимание, мышление, память и соответственно развивает их. Первоначально формулирование цели урока осуществляю коллективно с использованием опорных слов (познакомиться с…, учиться отличать… и т. д.) означающих начало данных фраз. Постепенно необходимо переходить к самостоятельному формулированию цели. Это дает первокласснику овладевать практическим умением строить умозаключения.

Следующий этап, ознакомление школьников с новым материалом (понятия «речь, слово, слог» и знакомство с новыми звуками) происходит с помощью частично – поискового метода. Его основу составляет речевое действие. В первом классе организую коллективную деятельность в форме подводящего диалога. В процессе речемыслительных действий школьники учатся сравнивать, сопоставлять, находить общее, логически рассуждать, обоснованно выражать свои мысли. С первых дней обучения ведется активная работа по обогащению лексики учащихся. В процессе беседы – рассуждения школьники самостоятельно формулируют определенные понятия, выделяя родовую принадлежность и существенные признаки предмета. Такой подход не только способствует успешному пополнению словарного запаса, но и стимулирует развитие логического мышления. Чтение слогов, слов с новой буквой совмещаю с осуществлением различных интеллектуальных операций. Так, чтение слогов, объединенные в группы по какому - то признаку, чтение близких по смыслу слов, чтение слов с изменением лексической окраски позволяет не только формировать навык чтения, но сделать процесс чтения интересным.

Во время чтения текстов использую приемы, направленные на развитие распределения, объема внимания, памяти и призванные совершенствовать технику чтения, повышать уровень понимания читаемого (чтение слов с пропущенными буквами; чтение предложений с пропущенными словами, чтение предложений с двойным повтором определенной группы слов, чтение текста с одновременным счетом некоторых слов и т. д.) все это делает работу с текстом более интересной для детей и более результативной, чем при использовании традиционных методов обучения. Один из видов упражнения вы найдете в этом уроке.

Физкультминутка проводится с дидактическим заданием по теме урока, в русле его сюжетной линии, с небольшой мыслительной нагрузкой. Таким образом, организованная и проведенная физкультминутка не разрывает, а, наоборот, соединяет между собой структурные части урока. Содержание физкультминутки можно поручить и детям. Это обеспечит необходимую разрядку, снимет напряжение, не отвлекая при этом от темы урока.

На этапе закрепления и самостоятельной работы необходимо помнить об организации ситуации успеха, которая способствует включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность . При чтении диалога необходимо добиваться четкого, орфоэпического правильного послогового чтения, так как это является основой грамотного письма. Так же необходимо обращать на слабые позиции гласных букв. Если посчитаете необходимым, можно дать понятие о проверочном слове.

На последнем этапе (рефлексии ) организую деятельность по самооценке учащихся, так же выясняем степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Такое включение ребенка в учебную деятельность создает условия не только для формирования у него готовности к саморазвитию, но и для формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитание).

Таким образом, развивать познавательные способности можно не только на отвлеченном материале (оторванном от школьной программы), но и на конкретном учебном материале.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Родина …ошеек – Афри…а. Они любят тепло. Кош…и – полезные животные. Они хорошо влияют на здоровье людей.

Приложение 5

Приложение 6

Литература

1. Бакулина развитие младших школьников на уроках обучения грамоте.- М.: Владос, 2002.

2. Винокурова способности детей. – 1 кл. – М.: Росмэн, 2002.

3. Лайло алфавита и развитие восприятия. М.: Дрофа, 2002.

4. Лайло грамотности и развитие мышления. М.: Дрофа, 2002.

5. Щадриков процессы и способности в обучении. М., 1990.

6. Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: «Первое сентября» , 2000.

1. Введение…………………………………………………………………………...3

2. Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме « Звуки [ к ],[к ] ………7

4. Приложение……………………………………………………………………....17

5. Литература………………………………………………………………………..24

Звуки [ к ], [к ] и буква К, к

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

Новокузнецкий район

с. Сидорово

ул. Школьная, 12

МОУ «Сидоровская средняя общеобразовательная школа».

Цель занятия: изучаем букву К, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой К, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву К по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Курочка учит цыпляток говорить.

Ко-ко-ко, - говорит курочка.
- Ко-ко-ко, - повторяют цыплятки.

Самый маленький цыпленок говорит:

Ку-ку-ку.
- Не так, - поправляет его мама.
- «Ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко».

Как «говорят» куры? А как «говорят» кукушки?

КО - какой тут первый звук?
КУ - какой тут первый звук?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Кошка

  • Какой первый звук в слове КУРИЦА?
  • Какой первый звук в слове КОШКА?

Когда мы произносим звук [к], спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка - за нижними зубами. Произнеси К и попробуй это почувствовать. Когда мы произносим звук [к], спинка языка стукает по нёбу и мешает воздуху свободно выходить изо рта.

  1. Гласный или согласный звук [к]?
  2. Звонкий или глухой этот звук?
  3. Почему?

Задание: печатная буква К для дошкольников

Рассмотри букву К. Нашили букву К в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит… (крокодил).

Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно… (карандаш).

Не хотел котенок мыться.
Убежал он из … (корытца).

«Я в зеленку угодил!» -
Горько плачет … (крокодил).

Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится … (кошки).

Вырастаю всем на диво,
Высока, стройна, красива.
Прячу в светлые перчатки
Золотистые початки.
Пусть не слаще я арбуза,
Но сытней.
Я … (кукуруза).

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … (капуста).

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда вкусная … (картошка)?

Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня?… (Коньки.)

Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поет,
Только мышь его боится…
Угадали?
Это … (кот).

По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я? … (Кровать)

Сказка про букву К

Как варить компот

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!
- Ну и как же его варить?
- Принесите каждый все самое вкусное, остальное - за мной.

Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.
Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик - клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.

Через некоторое время он позвонил в колокольчик:

Готово! Кушайте на здоровье.

Попробовали друзья, плюются:

Компот называется! Сам ешь!
- Почему же так невкусно получилось? - мрачно размышлял кот.

Загадки для детей на букву К

На море, в реках и озерах
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен легкостью своей.
(Катер)

Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
(Коньки)

Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище.
(Кошка)

Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
(Крапива)

Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что за диво?
Это же …
(крапива)

Быстрый прыжок, теплый пушок,
Красный глазок.
(Кролик)

Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он не знает.
(Крот)

Низок да колюч.
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь -
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)

Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них - сломаю.
Все сначала начинаю.
(Кубики)

На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик)

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез.
(Календарь)

Льется речка - мы лежим.
Лед на речке - мы бежим.
(Коньки)

Вверх-вниз, вверх-вниз.
Кататься хочешь -
На нас садись.
(Качели)

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
(Корова)

Закутан ребенок в сто пеленок.

Палочка волшебная
Есть у меня, друзья.
Палочкою этой
Могу построить я:
Башню, дом и самолет
И большущий пароход!
(Карандаш)

Моря есть - плавать нельзя,
Дороги есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя.
Что это?
(Карта географическая)

На олене, на коне
Хорошо кататься мне!
Не по тундре, не по лугу -
Еду я по чудо-кругу.
Я скачу, я лечу,
Я в восторге хохочу!
(Карусель)

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(Кисточка и краски)

На соломинке дом,
Сто ребяток в нем.
(Колосок)

Не зверь, не птица,
Носок как спица,
Летит - кричит,
Сядет - молчит.

В желтом море корабль плывет.
Он идет, волну сечет,
Из трубы зерно течет.
(Комбайн)

Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею.
(Конверт)

Пословицы и поговорки на букву К

Близок локоток, да не укусишь.
Как аукнется, так и откликнется.
Как волка ни корми, он все в лес смотрит.
Каков мастер, такова и работа.
Капля мала, а по капле - море.
Корень учения горек, а плод сладок.
Кто бы дятла знал, кабы носом не стучал.
Кошке игрушки, мышке слезки.
Красна птица пером, человек умом.
Куда иголка, туда и нитка.
Конец - делу венец.

Веселые стихи про букву К для детей

Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил,
А козе - капустки,
Кочанчики хрустки.
Будет козочка крепка,
Кошке даст молока.
(В. Лунин)

Кот
- Котик-кот, иди к доске,
Расскажи о колоске!
- Колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я!
(Г. Виеру)

Мы купили кошке
К празднику сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать.
(П. Воронько)

Кукушата в первый раз
Поступили в первый класс.
«Ку-ку, ку… два, три, четыре!»
- Устный счет они учили.
Очень трудная наука
Посчитай-ка:
Ку-ку! Ку-ку!
Но зато теперь спроста
Докукуют хоть до ста.
(А. Пудваль)

Кукушка
В лесу одна смешная птица
Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»
Никак не может научиться
Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!»
(Р. Фархади)

Скажи:
- Кукушка на суку!
Тебе послышится «ку-ку».
(А. Барто)

Кукушка кукует:
- Ку-ку!
- Ку-ку!
Сама сочинила я песенку!
И песенка эта простая:
- Ку-ку!
Качается тихо
В лесу на суку.
(Л. Николаенко)

На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка.
Машке нравится обед:
Ничего вкуснее нет!
(А. Шибаев)

Кисточка
Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет.
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!
(В. Берестов)

Кит
Всю жизнь в воде проводит кит,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему - спасибо:
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!
(Б. Заходер)

Ключ
Много разных есть ключей:
Ключ - родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
(Д. Лукич)

Кораблик
Глупенький кораблик
В гавани ютится.
Плавать не умеет -
Не хотел учиться.
Он кораблик смелый,
Бури не боится,
Только знает мало -
Не хотел учиться.
Он в Карибском море
Может заблудиться,
Потому что в детстве
Не хотел учиться.
(В. Викторов. Перевод из кубинской народной поэзии)

Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
(С. Маршак)

Копытце - скок,
Копытце - стук,
Козел пошел с косой на луг.
Он скосит розовую кашку,
Своим козлятам сварит кашку.
(Г. Сатир)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Цель: повторить изученные гласные и согласные звуки и буквы, закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков, научить выделять звуки [к] и [к’] из слов, познакомить с буквами «К, к», учить читать слоги и слова с изученными буквами.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие гостей.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро?
- Доброе утро – солнцу и птицам.
- Доброе утро – приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

2. Повторение пройденного.

а)- Из чего состоит наша речь?
- Какая бывает речь?
- Чем устная речь отличается от письменной?
- Из чего состоят предложения?
- На что делятся слова?
- Что мы слышим и произносим?
-Какие бывают звуки?
-Как мы обозначаем звуки на письме?

б) – А что у нас на наборном полотне? Буквы или звуки?

А о у и Н ы

- Какая буква заблудилась? Почему?

в) Игра «Полубуковка».
(на наборном полотне карточки с половинками букв А,о, у, И, Н)

3. Выделение звуков [к] и [к’] из слов нитка и нитки .

Составление схем на магнитной доске. Сравнить звуки, дать характеристику.

4. Упражнение в слышании звуков.
- Я вам буду называть слова. Если есть в них звуки [к] и [к’], то надо хлопнуть в ладоши.
- В какой части слова услышали звук? (в начале, середине, конце)

Зайчик, клевер, астра, подорожник, рыбка, кукушка.

5. Игра «Зоопарк»

– Вот сколько слов на «к» я сумею назвать:
кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
корова, квартира, картина, ковёр,
кладовка, калитка, комод, коридор.
Ой, хватит! И буква ведь может устать!
А вот что на «к» ты сумеешь назвать?

-Назовите слова, обозначающие животных . (Показываетсяиллюстрация с изображением зоопарка)
(Курица, кошка, корова, коза, конь, кенгуру, кабан, канарейка, кит, кузнечик.)

6. Физкультминутка.

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали.
Тишину послушали.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко .

7. Работа над многозначностью слова «ключ».

- Что у меня в руках? (показывается большой ключ)
- С какого звука начинается слово «ключ»?
-Какие ещё бывают ключи? (Иллюстрации на магнитной доске)

Вывод:
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ – скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.

8. Игра «Магазин».

На доске картонная дверь, открываем дверку ключом. Дверка открывается, а за ней иллюстрация прилавка магазина и продавца.
- А где это мы с вами оказались? Что делают в магазине?
Мы с вами тоже можем купить продукты, но только те, в которых есть звук «к».
- Какие продукты мы купим? (Дети называют: кефир, молоко, колбаса, сосиски, сардельки, кофе, какао, кекс, шоколад, ириски, конфеты и т.д.)
(Угощаем гостей конфетами.)

9. Подготовка к работе с учебником.

- Я то думала, что мы с вами за дверцей в сказке окажемся.
- Назовите-ка персонажей сказок, чьи имена начинаются со звука [к]. (Красная Шапочка, Карлсон, Колобок, коза, Кот в сапогах)
-А теперь мы включаем музыкальным скрипичным ключом наш магнитофон.
- Послушайте отрывок, из какой он сказки? («Кот в сапогах»)

10. Беседа по картинке учебника.

Откройте «Русскую азбуку».
- Кого встретил кот?(косарей)
-Что у них в руках? (Работа над многозначностью слова «косы»+иллюстрации)
- Очень тяжёлый труд у косарей.

- С какого звука начинается слово «косы»? ([к ])
- Твёрдый или мягкий звук?

11. Знакомство с буквами «К, к».

- Какой буквой обозначаются звуки [к] и [к’]?
-На что похожа буква?
(На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит
Буквой «К» на нас глядит.)

- Посмотрите в учебник. Почему их две?
- Когда мы используем большую букву?

12. Составление чтение слогов с буквой К.

На доске наглядное пособие – островки с изученными гласными буквами и кораблик с букой «К».
Кораблик подплывает к островкам, получается слог. Дети читают.
- Какой гласной здесь нет? (ы)
- Как вы думаете почему? (Если дети не ответят, то учитель говорит.)
- В русском языке с «ы» не бывает слогов на букву «к».

13. Составление и чтение слов.

нос
кус
со
ки
но
ска
оск

14. Физкультминутка.

Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь.
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.

15. Работа с учебником.

Мы сейчас и узнаем, как звали некоторых косарей из сказки «Кот в сапогах», если прочтём текст в «Азбуке»:
-Кто косит?
-Антон косит.
И Никита косит.
Коси, коса!

16. Чтение скороговорки.

Идёт козёл с косой, а коза идёт с косой.

17. Работа по картинке.

Кочаны несёт козёл,
А коза – большой котёл.
Значит, завтрак будет вкусный
Для козляток из капусты.

18. Чтение текста хорошо читающими детьми.

Бабушка купила Кате красивый аквариум с рыбками. Каждый день Катя кормит рыбок крошками хлеба. Как радостно хватают рыбки свой корм!

- Подчеркните в тексте букву К.

19. Итог урока.

-Мы сегодня с вами хорошо потрудились. Давайте прочтём пословицы.
(Чтение пословиц о труде в «Азбуке»).

- С какой буквой мы сегодня познакомились?
-Какие два звука она обозначает?
- Какие они? (согласные, звонкие)