Наставления в духовной жизни. Жить по-христиански труднее, чем кажется

ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ

Христианская жизнь неделимое целое: или мы с Богом, или против Него: «Кто не со Мной, тот против Меня » (Лк 11.23).

Христос Жених Церкви, и душа христианина, как невеста, может быть или верной или неверной своему Жениху.

Если душа возлюбила Христа много, много ей и прощается, а если не возлюбила, то и тысяча добрых дел не спасет, ибо, как говорил апостол, «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы » (1 Кор 13.3).

«Грех есть беззаконие » (1 Ин 3.4), и заключается он именно в нарушении закона духовного роста. Даже остановка в движении к Богу, по словам святых отцов, равносильна отходу назад.

И малая измена есть уже настоящая измена.

Грех это все, что нарушает общение с Богом, нашу богочеловеческую жизнь.

Нет ничего страшнее страха. Фанатику дьявол всегда кажется страшным и сильным, он верит в него более, чем в Бога. Однако преподобный Силуан Афонский говорил: «Диавол только пугает, а силы не имеет».

Нужнее всего человеку духовное излечение от страха.

Человек, который стоит перед Богом, никогда не станет фанатиком. Он делается фанатиком лишь только тогда, когда ставит себя перед людьми. Фанатик ищет власти, а не Истины. Истина не дана готовой и не воспринимается пассивно человеком, она есть бесконечное задание. Истина не падает сверху на человека, как какая–то вещь. Истина есть выход из себя. Фанатик выйти из себя не может. Он выходит из себя только в злобе против других, но это не есть выход к другим и к другому. Это искажение христианства.

Христианская жизнь не есть исполнение наибольшего количества правил доброго поведения или накопление хороших поступков; это полное перерождение человека.

Она не похожа не только на жизнь грешника, но и на жизнь не христианского праведника.

Эта Жизнь сверхъестественная, богочеловеческая. Христианин живет не один, а с Богом, и не по своей, а по Его воле.

Не новые правила, даже не новое нравственное учение дал и дает нам Христос, но Самого Себя, а в Себе Самом эту новую Жизнь, исполненную не человеческой, а Божественной любовью.

Она движима Духом Святым, Который есть как бы высшее вдохновение человека, вдохновение святой жизни.

Истинный христианин исполняет волю Божью не как раб, исполняющий чужое веление, а как сын Божий по усыновлению, и ясно сознает, что воля Божья есть, в сущности, его собственное, сокровенное желание. И, действительно, творя волю Божью, он только и обретает свободу и становится самим собой.

Но это возможно лишь при тесном единении с Иисусом Христом, так как только в Нем человеческое естество нераздельно и неслиянно соединилось с естеством Божественным.

Соединение со Христом обретается силой Святого Духа, стяжание Которого, по слову преп. Серафима Саровского, и есть цель христианской жизни.

Дух Святой, Дух любви и единения сошел на Святую Церковь, на этот самый совершенный союз любви на земле, призванный к единству, подобно высшему единству Пресвятой Троицы. Поэтому стяжать Духа Святого человек может только в Церкви.

Полнота богообщения или облагодатствования есть святость.

Немногие достигают ее и могут с апостолом Павлом сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос » (Гал 2.20).

Но и на пути к ней христиане не лишены богообщения, то есть начатка благодатной жизни. Важно только, чтобы семена ее, всеваемые через cлово Божье и Святые Таинства, дали бы ростки и возрастали. В этом возрастании все дело.

Если жизнь, движимая страстями и похотями, отмирает, а старание жить по воле Божьей и способность к общению с Богом растут, - значит, мы живем.

Из книги НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ автора Феофан Затворник

КАК НАЧИНАЕТСЯ В НАС ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ? Надобно нам уяснить себе, когда и как начинается истинно христианская жизнь для того, чтобы видеть, положено ли в нас начало жизни сей, и, в случае, если не положено, знать как положить оное, на сколько это от нас зависит.То не

Из книги Руководство по истории Русской Церкви автора Знаменский Петр Васильевич

5. Христианская жизнь. Влияние христианства на перемену нравственно-религиозной жизни русского народа. Понятно, что обрядовое благочестие не могло сдержать особенно сильных проявлений грубых страстей удельного времени. Это было тяжелое время усобиц; опустошительные

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

4. Христианская жизнь. Влияние времени на развитие добрых и худых качеств в жизни русского народа. Обрядовое благочестие не могло много содействовать развитию нравственной жизни. Общее впечатление, какое выносится из изучения нравов описываемого времени, очень

Из книги Послание к Галатам автора Стотт Джон

3. Богослужение и христианская жизнь. Нестроения в церковном богослужении. После исправлений в церковном управлении и в духовенстве особенное внимание церкви обращено было на исправление церковной обрядности. Нестроения в ней не только не уменьшались против прежнего

Из книги Послание к Римлянам автора Стотт Джон

3. Христианская жизнь и богослужение. Характер времени. Христианская жизнь в среде русского народа продолжала развиваться в том же направлении, как и прежде. Тот исключительно религиозный уклад всей русской жизни с преобладающим обрядовым направлением, который так

Из книги Таинство Жизни автора (Мамонтов) Архимандрит Виктор

4. Богослужение и жизнь христианская. Исправление некоторых богослужебных чинов и последовании и составление новых служб. Исправление богослужебных книг продолжалось и в Синодальный период, хотя с меньшей энергией, чем в XVII в., при отделении раскола от церкви. В числе

Из книги Мнгновения автора Барт Карл

IV. Суд и христианская жизнь Библейское учение о суде ни в коем случае не находится на периферии библейской мысли, но является неотъемлемой частью плана спасения и неразрывно связано как с искуплением, так и со спасением.Суд гарантирует людям свободу выбора со всеми

Из книги Путь ко спасению автора Феофан Затворник

а. Что такое христианская жизнь Христианская жизнь - это жизнь сыновей и дочерей, а не рабов. Это свобода, а не плен. Конечно, мы- рабы Божьи, Христовы и рабы друг для друга. Мы принадлежим Богу, Христу и друг другу и любим служить тем, кому принадлежим. Но такое служение-

Из книги История христианства. Том I. От основания Церкви до эпохи Реформации автора Гонсалес Хусто Л.

7:1–25 10. Божий закон и христианская жизнь Глава 7 Послания к Римлянам хорошо известна большинству христиан благодаря той полемике о святости, которая вызвана ею. Кто тот «бедный человек» или «ничтожное существо» (НАБ), о котором говорит стих 24? Кто он, рисующий графически

Из книги Послание Иакова автора Мотиер Дж. А.

ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ Христианская жизнь неделимое целое: или мы с Богом, или против Него: «Кто не со Мной, тот против Меня» (Лк 11.23).Христос Жених Церкви, и душа христианина, как невеста, может быть или верной или неверной своему Жениху.Если душа возлюбила Христа много, много

Из книги Разум за Бога: Почему среди умных так много верующих автора Келлер Тимоти

Христианская жизнь Открытая дверь … Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом… Послание к Филиппийцам 4:6 Нам открыта дверь; это дверь в «прекрасный рай». 11ричина этого не в том, что Господу так необходимы маши рассказы о том, что

Из книги Как жить сегодня. Письма о духовной жизни автора Осипов Алексей Ильич

КАК НАЧИНАЕТСЯ В НАС ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ? Надобно нам уяснить себе, когда и как начинается истинно христианская жизнь, для того чтобы видеть, положено ли в нас начало жизни сей, и в случае если не положено, знать как положить оное, насколько это от нас зависит. То

Из книги автора

5 Христианская жизнь Немного из вас мудрых по плоти, немного сильных, немного благородных; но… немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное. 1 Коринфянам 1:26-27 Рассматривая историю христианства, надо всегда помнить, что источники сами по себе не дают полного

Из книги автора

Христианская жизнь Святость, к которой призывает нас Иаков, - это святость жизни, не оскверненной миром, и такая жизнь должна отличать нас от мира сего (1:27б). Когда автор развивает эту тему (3:13–5:6), он призывает нас (3:13) к доброму поведению. Конкретизируя это утверждение, он

Из книги автора

Христианская жизнь Как нам реагировать на все это? Когда мы обращаем внимание на масштабы данной сюжетной линии, мы ясно видим, что христианство имеет отношение не только к прощению грехов, чтобы мы попали на небеса. Это важноесредствоспасения Божьего, но не

Из книги автора

Жизнь христианская * * *монахине Евпраксии21/Х-60Получили твои два письма. Мать, твое имя Евпраксия означает доброделание. Если хочешь, чтобы житие твое было по имени твоему, то ты должна везде и всегда согласовывать свои дела с Евангелием, которое учит нас делать добро и

Все мы стараемся жить по заповедям Божим - носим крестик, по праздникам ходим церковь, в минуты отчаяния обращаемся к Богу, не работаем в праздники, стараемся выполнять заповеди. Но действительно ли это является жизнью по-христиански? Я встретила удивительного человека - священника Украинской Православной Церкви, шеф-редактора "Отченаш" Георгия Коваленко, который просто перевернул моё обыденное представление об этом. Что значит жить достойно и качественно, с точки зрения церкви? Где искать примеры и образцы для подражания святости? Как для себя понять, является ли собственная жизнь достойной? В чём смысл жизни? Как относится к неудачам, проблемам и строить наполненную позитивным отношением жизнь?

Д.О: Есть ли в христианстве такое понятие как «качественное проживание жизни»?

Отец Георгий: У жизни должен быть смысл и цель, которые и определяют качество проживания жизни. У Бога нет мёртвых, у него все живы. И с окончанием земной жизни не заканчивается Жизнь. И в этом смысле, качество земной жизни определяется перспективой Вечности. Если человек живет с этой перспективой Вечности, то и жизнь его имеет определённое божественное качество и ценность, а в Вечность он переходит с определённым багажом. К сожалению, иногда качество жизни люди определяют, как только земную, телесную её составляющую. А нужно ещё учитывать вечность: не только тело, но ещё и душу.

Д.О: Как человек может понять, является ли его жизнь качественной, правильно ли он её проживает?

Отец Георгий: Я думаю, что надо жить реальной жизнью! Не переживать от том, чего нет и не мечтать о том, что невозможно, а быть достойным человеком в тех условиях, которые даны. Потому что, на самом деле от переживаний или мечтаний жизнь не меняется. А от того, как человек себя ведёт в тех условиях, в которых находится – очень много может измениться. В этом смысле верующий человек, христианин, который заботится не только о теле, но и о душе, может достойно и качественно жить в самых разнообразных условиях, потому что это «качество жизни» измеряется не только внешними признаками.

Д.О: Что в Вашем понимании «достойно жить»?

Отец Георгий: Достойная жизнь – это когда человек уважает и уважаем. Когда он уважает себя и другого. Уважать себя – значит уважительно относится к любой работе, которую делаешь . Меня когда-то удивил факт, когда археологи раскрыли какую-то древнюю вещь (я не помню, что это было) и обнаружили, что она украшена изысканным узором даже в том месте, которое навсегда скрыто от посторонних глаз, от людей, которые пользовались этой вещью. Это значит, что тот мастер, который это делал – понимал, что плоды его труда видит Бог и он уважал себя в этой работе. К сожалению, мы живём в мире где продукты труда человека часто сделаны тяп-ляп, несовершенно, «спустя рукава». Люди не уважают собственный труд! И это уважение не определяется тем количеством денег, что за него платят. Твоё дело – это твоё внутреннее достоинство. Если ты делаешь своё дело, то должен его делать максимально хорошо. Потому что ты его делаешь не только пред людьми, но и перед собой, и перед Богом. Это твоё дело и в нём проявляешься ты! Это твоя жизнь и ты её проживаешь! Это и определяет достоинство человека и проживания им жизни.

С другой стороны, достойно жить – значит уважать другого человека и его труд. Достойная жизнь – это жизнь, в основе которой библейский принцип: «Не делай другому того, что не хотел бы, чтобы делали тебе», «Люби ближнего, как самого себя».

Есть такое слово – целомудрие. Почему-то сегодня в массовом сознании остался один отдельный кусочек смысла этого слова. А на самом деле – это цельность личности: единство мыслей, слов и действий. Когда человек целен и при этом он мудр. В этой цельности подлинная мудрость. Мне кажется, что этой самой мудрости целомудрия и любви в библейском понимании как раз и не хватает обществу, чтобы говорить о подлинном качестве жизни. Когда мы берём только часть жизни и на ней концентрируемся – у нас ничего не получается. А от этого рассыпается и та часть жизни, которую мы пытаемся выстраивать.

Нравится статья?


Д.О. Если человек будет жить как завещал Бог (жить праведно), то отразится ли это на его качестве жизни?

Отец Георгий: В моём лексиконе нет слова «качественная жизнь» – я считаю, что жизнь либо есть, либо нет. Она либо достойна – либо нет. Это можно назвать качеством. Но степень качества для меня определяется не внешними параметрами, а внутренними. И для меня, знак качества – это отношение к тому что я делаю. Это оценка жизни сквозь призму Божьих заповедей. 10 заповедей – одни и те же для христиан, иудеев, мусульман, и даже для неверующих, потому что они лежат в основе общечеловеческих ценностей, в основе культуры. Бог давал заповеди в пустыне, но не только для «пустынников» (благочестивых монахов-отшельников), а для всех людей. Эти заповеди – абсолютно прикладные и они даны нам для того, чтобы человек в соответствии с ними обустроил свою жизнь на земле. И для меня, качество жизни определятся соответствием–несоответствием этим заповедям. Если жизнь человека соответствует Божьим заповедям, то она достойна, а значит и качественна.

К сожалению, на сегодняшний день мы живём в постсоветском, постатеистическом обществе, которое пока не стало ни христианским, ни библейским, ни религиозным. У нас 90% людей называют себя верующими, но по сути, являются «формальными» верующими: носят крестик, ходят в церковь по праздникам, когда страшно – вспоминают Бога, каются без внутреннего сожаления и перемены ума (мировоззрения). Большинство людей не знают этих 10 заповедей. И никогда в жизни не сопоставляли свою жизнь с ними. В этом проблема. И самое важное – это вхождение этих заповедей в нашу реальную жизнь, жизнь каждого человека, в жизнь общества. Закон Божий должен стать основой законов людских. Юристы говорят, что происхождение права идёт тоже из божественного права. Божьи заповеди – это божественное право. И законы государства – это продолжение законов божеских. И если законы государства и законы жизни человека не будут противоречить Закону Божьему, то и жизнь людей достойной и качественной. А если не соответствуют, то какой бы социальный эксперимент не проводили – то жизнь превращается скорее в ад. И советский период – этому подтверждение. Ведь коммунизм, это такая себе пародия на религию: со своим культом, заповедями. И что получилось?

Д.О: Среди людей существует мнение, что святые и священники настолько идеальны, что достичь такой же праведности по образу жизни – невозможно. А значит, зачем вообще соблюдать Заповеди и брать за основу религию при построении, осуществлении жизни обычного человека, ведь что бы мы не делали, мы всё равно грешники и на небеса нам дороги нет?

Отец Георгий: Я думаю, в любом случае религия – это не что-то оторванное от жизни. И образ святости – это не что-то, что доступно кому-то, а не нам. Святые – это не инопланетяне. Святые – это образы, примеры того, что жить по-христиански можно. Такой разрыв в сознании человека между образом святых и собственными чувствами, ошибками, желаниями, возник из-за того, что в основном, описывалась жизнь монахов, князей и епископов. А очень мало описаний жизни простых людей. Но на самом деле, святость не предполагает исключительно бегство в пустыню, это лишь один из образов святости – когда человек оставляет мир и уходит молиться, подвязаться в подвиг поста и молитвы. Другой образ святости – святой благоверный князь – например Ярослав Мудрый – он просветитель: и храмы строил, и «Русскую правду» написал, и библиотеку создал, и школы первые открывал. А на самом деле есть образ святости простых, обычных людей. И в этом смысле, я считаю, что сейчас очень важно находить в житиях великих примеры святости простых людей. Например, в описании жития одного из преподобных – есть сцена, когда его монахи спрашивают: «Как нужно спасаться?». А он им отвечает: «Я вот был в городе и видел многодетную мать и вот она в отличии от меня благочестиво живёт и спасается. Она проснулась рано утром, у неё много дел и говорит «Господи Благослови!» и делает свою работу». И таких примеров много.

Д.О: Что же такое святость в христианском понимании?

Отец Георгий: Святость в христианском понимании это – не безгрешность. Святой – это кающийся грешник или человек, который стремится, меняется, с покаянием. Степень изменения к каждого своя и нету у нас измерителя святости. Мы не можем срезать жизнь сегодняшним днём и оценить человека. Оценку даст Бог. Жизнь – это процесс и процесс длительный и вопрос в том, куда движется человек, в каком направлении. Один человек с социального дна поднялся на одну ступеньку морально и общественно. А другой получил таланты от Бога, воспитание и образование – но упал на самое дно. И возможно он упал с точки зрения общества выше, чем тот поднялся. А с точки зрения самого себя или Бога – это может быть по-другому.

Во время богослужения перед причастием священник говорит «святая святым» – называя святыми всех тех, кто стоит в храме. Более того, в Посланиях святых апостолов часто используется слово «святые» по отношению ко всем верующим. Это говорит от том, что святость – это ещё и освящение, приближении к подлинной святости, к Богу. И тут не мы определяем святы ли мы – Бог определит. И церковь, когда канонизирует кого-то, она не просто выделяет из всей среды кого-то одного: этот святой, а остальные грешники. Нет. Она берёт кого-то, кто может быть примером, в назидание или закрепляет то, что уже сложилось – почитание. Ведь люди почитают этого человека при жизни, а когда он умирает – происходят чудеса и тогда люди обращаются. Но образов святости, примеров святости великое множество. И в каждом человеке есть эти ростки святости. И качественная жизнь, это когда человек эти ростки не затоптал, не закопал, грязью не залил, а всё-таки пытается как-то взращивать и реализовывать, развивать и преумножать таланты данные Богом. Тогда жизнь может именоваться достойной и качественной.

Д.О: Может ли человек искать такие примеры святости, образцы для подражания среди своего окружения?

Отец Георгий: Так и есть! Более того, все мы встречали в жизни святых людей и, если задуматься, сможем их назвать. Или все мы в жизни видели, как человек поступает свято, правильно, по Божьи, являя пример. Один и тот же человек в разные моменты жизни может быть святым и грешным. Но есть те люди, жизнь которых нас особенно впечатлила. На самом деле вера передаётся не через книжки и обряды. Вера передаётся от человека к человеку. И как раз один из самых эффективных способов передачи и сохранения веры – это встреча со святостью. Когда человек замечает другого человека, который живёт свято, пытается жить по-христиански. И вот это впечатление от общения с этим человеком, от понимания, что вот он как живёт и это возможно, очень многих и приводит к жизни по-христиански. Иногда человек сознательно или несознательно не желает замечать святости по причинам, которые описаны в известной притче «Сеятель», где семя падает на разную почву. Поэтому момент самосозерцания, рефлексии очень важен в христианстве. Отсюда исповедь, покаяние как «перемена ума». Человек, когда кается – он не только говорит о своих недостатках, он ещё и меняет ум, а следовательно – и жизнь. Поэтому для того, чтобы стать христианином – нужно начать мыслить по-христиански.

Здесь кроется ещё одна проблема – люди в обществе у нас – христиане по форме, по наличию крестика, а по воспитанию и образованию мы очень часто продолжаем быть партийными или людьми нерелигиозными, с такой кашей в голове из увиденного по телевизору и прочтённого в книжках (иногда очень правда хороших), сказках, мифах. Очень нужно религиозное образование, разъяснение заповедей, правильное толкование на основе первоисточников.

Нравится статья?


Д.О: Внутри у любого человека есть заповеди праведной (правильной) жизни. Даже если он их нарушает, то знает, что именно он нарушает. Они впитываются с культурой?

Отец Георгий: Да. Более того, один из апостолов, говоря о язычниках, то есть людях, которые не знают заповедей, утверждает, что у них есть «закон совести» по которому они будут судиться. И как бы мы это не называли – мы знаем, что такое хорошо, а что такое плохо. И как бы не менялся наш окружающий мир – в основе он не изменился. И человеческие отношения может быть изменились внешне, но принципы остались те же. Вот буквально недавно был день памяти Иова праведного. Он жил за 2000 лет до Рождества Христова, после ещё прошло 2000 лет. В Библии, в книге Иова сама история, которую знают все – это лишь 2 главы из 42-х, а сорок глав – диалогов, бесед о смысле жизни, о смысле страдания. И это всё актуально до сих пор. Когда читаешь этот текст – понимаешь, что люди те же и проблемы по сути всё те же, смысл происходящего, отношения к нему – остался всё тем же.

Д.О: Получается, что независимо от религии, которую исповедует человек он в себе несёт эти принципы сквозь поколения.

Отец Георгий: Если ты крёщен в той или иной вере – ты должен начать мыслить и жить в этой вере. Тогда это будет то целомудрие, о котором я говорил. Потому что мудрость жизни не в том, чтобы её прожить как-нибудь. А в том, чтобы прожить её так, чтобы достичь вечности. И тот же Иов говорил: «Нагим я пришёл из чрева матери – нагим я и уйду. Бог дал бог взял».

Надо читать первоисточники. Книга Иова, Экклезиаст, книга Премудрости Соломона, Притчи Соломона, Евангелие. Это всё-то, что наполняет нас смыслом и формирует отношение к жизни. Мы должны в этом потоке информации, который потребляем – находить место для души. Не только для развлечения, отдыха, образования и науки, но ещё и для воспитания. Мы должны ещё и чем-то питать свою душу и своё сердце.

Д.О: Что такое Вечность?

Отец Георгий: Если мы христиане – то у нас есть вера, что Христос воскрес. И это значит, что двери в Царство небесное вновь открыты для человечества. Мы верим в то, что мы состоим из души и тела, а значит наша жизнь физической смертью не заканчивается. И мы верим во второе пришествие Христа. И эта система координат, больше, чем земная жизнь человека – от рождения и до погребения. Если исходить из такой системы координат – в этой жизни есть смысл: даже когда жизнь земная прерывается преждевременно, даже если болеют дети, когда человек идёт защищать родину, и у многих других, непонятных с точки зрения земных вещей есть смысл, если мы смотрим на них с точки зрения Вечности. В этом случае – наша жизнь, проблемы, потери, неудачи, радости и достижения, являются частью процесса, который не завершается небытием.

Если мы концентрируемся только на жизни земной – очень часто это приводит к неудовлетворённости жизнью: человек может бросаться получать все удовольствия в этой жизни, жить одним днём или зацикливаться на одной стороне жизни. Вечность – это Бог, потому что у Бога нет времени, он был всегда. Это жизнь человека когда-то начинается и переходит в Вечность. А Бог – это источник жизни. Он вечен и эту частичку вечности, частичку Бога в этой душе мы несём сквозь жизнь. Если мы так мыслим – то тогда, наверное, мы верующие люди – христиане. А если мы не верим в жизнь вечную, если мы относимся к Богу по принципу: «Что-то там возможно есть», наверное нас нужно тогда как-то по другому именовать, независимо от того носим мы крестик или нет.

Д.О: В современном человеке парадоксальным образом уживаются христианство, язычество, суеверия, вера в экстрасенсов.

Отец Георгий: Я вообще считаю, что православие давно стало для нас нашей народной верой. Что такое язычество – от слова «язык», «народ» – то есть народная вера. Так вот сегодня народной верой является христианство со своими традициями, обрядами. С другой стороны – язычество – это дохристианская, внебиблейская форма богопочитания. И в этом смысле, не всё язычество является абсолютно плохим. Но в язычестве есть опасные вещи! Например – христианство – это религия, которая знает Бога. Мы знаем, что Бог стал человеком, мы знаем Христа – Сына Божьего. Язычество не знает Бога – там совершаются некие магические действия, пытаясь при их помощи получить какой-то результат. Магическое отношение к крестику или иконе – это тоже язычество, а жизнь в соответствии с законом совести, Божьими законами – это уже жизнь, которая приближает человека к вечности, даже если он не христианин. Язычества, как религии сегодня практически не существует, но существуют остатки в виде языческого отношения к вещам, к вере, религии, церкви.

С другой стороны, церковь, когда приходит в ту или иную землю, к тому или другому народу она не уничтожает народные традиции. Она их преображает и подлинный христианский, апостольский подход – это не борьба с язычеством, а его преображение. Это наполнение формы языческой христианским религиозным содержанием. Например, колядки когда-то были языческими песнопениями, но теперь они наполнились христианским смыслом. А вот на Купалу, например, столь же гармонично соединить древние традиции с почитанием Иоанна Крестителя пока не удалось и, поэтому, они продолжают существовать параллельно. Хотя в народном сознании причудливое соединение все-таки произошло – все называют праздник «Ивана Купала».

Мне очень понравились книги Клайва Льюиса «Космическая трилогия», где описан взгляд на взаимодействие язычества и христианства. Как существует взаимоотношение между иудаизмом и христианством, между разными конфессиями. Важна точка зрения – если она положительна и мы ищем, то что нас объединяет, и на этом концентрируем внимание, то видим общее и имеем общение. Но если наша точка зрения негативна, категорична, «наше око темно», то и всё наше тело, вся наша душа темна. «И если свет, который в вас тьма – то какова же тьма?».

Я всё-таки предпочитаю позитивный взгляд на иное, на инаковое, хотя бы потому что это взгляд любви. Любовь уважает право быть другим. Точно так же Бог даёт нам право быть разными, в том числе грешниками. Он от этого не перестаёт нас любить, ожидая нашего обращения, покаяния и спасения . А вот то, насколько Бог будет милосердным, зависит не от нас и не от того, как мы смотрим на другого человека, а зависит от того, как Бог будет смотреть на сердце этого человека. Нам надо научиться смотреть не на форму, а на содержание человека и видеть в человеке доброе и это доброе в нём поддерживать и отдавать человеку доброе. Не нужно вступать в споры, ведь чтобы доказать истинность твоей веры – нужно прожить всю жизнь до последнего дня. Даётся реальная жизнь и её нужно прожить не в споре, кто прав, а показывая на примере соей жизни принципы, по которым ты живёшь.


Д.О: Религия принимает человека целостно со всеми его достоинствами и недостатками?

Отец Георгий: Да, в нас присутствует хорошее и плохое. Надо любить грешников, но ненавидеть грех. Мы знаем, что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло, что Бог, а что дьявол. Мы творение Бога и это наш выбор либо стать на сторону добра или стать с теми, кто против Бога. Мы выбираем собственный путь, совершая добрые или злые поступки. Да, мир делится на чёрное и белое, но мы не знаем конца этой истории. Вердикта. И стремимся вынести этот вердикт сейчас, а это в руках Божьих. «Не судите да не судимы будете!». Но с другой стороны, если что-то не соответствует Божьим заповедям, если это является нарушением, то христианин зло называет злом. То есть человек каждый день, каждую минуту делает выбор – между хорошим поступком и плохим. Это не раз и навсегда. Вот я стал верующим и это навсегда, можно спать спокойно. Это теперь выбор следующего шага в соответствии с верой, выход из ситуации в соответствии с верой, разрешение конфликта, падение и вставание, это ошибка и её исправление в соответствии с верой. Это жизнь, это процесс реальной (а не мечтательной) жизни, который нужно проживать. Не говорить о ней, не дискутировать, не теоретизировать, а реально жить.

В этом, я думаю, настоящий смысл.

Беседовала, Дарья Орлова .

Дорога домой. Выпуск ДД-42.3 ДУХОВНОЕ РАСПИСАНИЕ ДНЯ

Какая бывает духовная составляющая обыкновенного дня у православного христианина? Автор этих строк давно думал написать на эту тему и имел уже соответствующий материал. Такой порядок дня есть у многих православных, так что эта работа не есть что то выдуманное, а просто оформление того что уже существует. Недавно он прочел письмо одной молодой русской женщины на интернете (ДД-42.2) и это ему дало толчок поспешить, окончить и опубликовать эту работу.

Введение. В этой работе описывается духовный порядок дня и вообще жизни. Конечно можно не следовать этому на все 100% и слегка его изменить и приспособить к нашему образу жизни. Если мы найдем достойного духовного отца, то надо следовать его советам. Во всяком случае терять наше православное наследие которое нас учит, греет, бережет, направляет, опекает (ДД-5) было бы очень легкомысленно. Нужно не забывать что рано или поздно, у нас будет семья, если ее еще нет, и мы будем ответственны за нее! А откуда у нас могут быть знания и ответы, на все случаи жизни? Вот здесь нам и особенно будет нужна вера в Господа Бога, Православие и соответствующие знания.

1. Утро. Когда мы просыпаемся, то сразу осеняем себя крестным знаменем и говорим: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь». Мы не продолжаем лежать в кровати, а встаем, перед нами трудовой день. Таким образом, с первой минуты дня мы просим Господа Бога чтобы Он помог нам прожить этот день по христиански.

Как любящий отец учит ребенка не трогать пламя свечи рукой и много чему другому, так и Господь Бог учит нас праведной жизни. Грех есть разрушающее поведение, а добродетель созидающее. Грех приносит боль, травму, беспокойство, вражду и т. п. Добродетель благополучие, любовь, тишину, спокойствие и т. д. Все что мы делаем, говорим и думаем должно быть в духовном смысле направлено (выражаясь математическим языком - иметь вектор), , к Господу Богу, вверх, к добру, к хорошему.

2. Утреннее молитвенное правило. После того как мы приведем себя в порядок, оденемся, умоемся и причешемся, следует «утреннее молитвенное правило». Этот разговор с нашим Отцом, Господом Богом, состот из нескольких молитв и наших личных прошений. (ДД-42). Мы уединяемся, в углу перед иконами , и стоя читаем наше правило.

Иногда, в семье, бывает трудно уединиться. Автор этих строк знал одного семейного священника который уединялся в довольно просторном шкафу.

Нужно помнить что никогда нельзя молиться спеша. Если нет времени, то можно правило сократить, скажем без личных прошений или в крайнем случае только перекреститься и сказать «Господи благослови».

3. Завтрак. Перед едой мы осеняем себя крестным знаменем и говорим краткую молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь». Этим мы благодарим Господа Бога за пищу которая у нас есть. Когда крестимся, то лучше стоя и нужно смотреть на икону в комнате, в углу . Если нет иконы, то приблизительно на восток. Иисус Христос пришел с востока. Если мы при посторонних людях, то можно перекреститься и сказать молитву про себя. Кончив еду, мы опять крестимся и говорим краткую молитву.

4. Прощанье с семьей. Уходя из дома мы обнимемся и иногда целуемся с нашими любимыми членами семьи. Мы уходим, расстаемся и конечно все может случиться. Как часто мы не ценим самого главного в жизни: наших любимых, семью, родственников, друзей, знакомых, Родину. Вспомним слова трогательного и правдивого стихотворения в котором поэт нас просит:

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них -

И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

5. Уходим из дома. При выходе из квартиры (комнаты или дома), мы крестимся на икону со словами «Господи благослови». Мы просим благословения на наш путь и деятельность и уходим из нашего православного уголка, где нам так тепло и хорошо.

6. Поездка на работу. Мы садимся в машину, опять крестимся, а можно и дорогу впереди перекрестить, в особенности если движение (traffic) сумасшедшее. Едим тихо, спокойно, не агрессивно, уступаем дорогу, помним «defensive driving» . Когда приехали то опять крестимся, мы благодарим Господа Бога что нас сохранил.

7. Работа. Мы приходим на работу, со всеми милые, здороваемся. Если кто не отвечает или бурчит, «это его проблема» (this is his problem). Нам сказано что ключ к жизни есть любовь во всех ее проявлениях. А «здравствуйте» и милая улыбка, это минимум что мы можем сделать для другого человека.

Перед работой, мы опять крестимся и говорим «Господи благослови». В конце работы мы крестимся. Как было это сказано выше, все это можно делать и про себя.

На работе мы работаем честно и порядочно и даже много, но в меру. Нельзя становиться трудоголиком. Очень часто работодатели взваливают многое на работника, совершенно не считаясь с его здоровьем и семьей. Нужно беречь свое здоровье. Работа, очень важная и нужная часть жизни, но это не все. Конечно если мы работаем на Ниве Христовой или помогаем как-то людям, то это уже другое дело. Поэтому, во всем, всегда, нужно проявлять благоразумие и умеренность.

8. Обеденный перерыв. Тоже самое что сказано, наверху, в «Завтраке».

9. Поездка домой. Тоже самое что и «Поездка на работу», наверху. Перед выходом из машины мы крестимся и благодарим Господа Бога что все прошло удачно, работа и поездка, мы сейчас дома.

10. Входим в дом. Смотри «Уходим из дома». При входе в квартиру (комнату или дом), мы крестимся на икону. Мы входим в наш православный угол, всюду иконы, чувствуется святость, где нам тепло, хорошо и уютно. Мы благодарны Господу Богу что вернулись домой благополучно и можно начинать следующий этап дня.

11. Встреча с семьей. Смотри на вверху «Прощанье с семьей». Мы радостно и с любовью встречаемся со всеми членами семьи. Иногда мы обнимемся и целуемся. Мы раздеваемся, отдыхаем приготавливаем еду. Сразу много разговаривать не стоит, так как мы усталые и лучше передохнуть.

12. Ужин или обед. Тоже самое что сказано наверху о «Завтраке». Только сейчас стоя читаем «Отче наш», а после еды «Достойно есть» (ДД-42). За столом все сидим - все чинно, спокойно и достойно. Ужин не только еда, но и общение с любимой семьей. Мы едим не спеша, интересуемся всеми членами семьи и сами рассказываем о себе. За столом мы не затрагиваем неприятные темы, а если кто случайно начнет то мы вспоминаем заповедь «блаженны миротворцы» (Мат. 5:7) и останавливаем огонь до того как он разгорелся. Конечно, когда рот полный еды, то не полагается говорить.

13. Свободное время. Свободное время мы уделяем нашей семье, обучению, отдыху и т. п.

13.1 Духовное чтение. В наше время, когда пропаганда разврата и разрушение семьи идет со всех сторон и в особенности СМИ, для поддерживания православного духа нужно постоянно читать что-нибудь духовное. Это особенно важно для тех которые не имеют возможность посещать Русскую Православную Церковь.

В духовном чтении можно обозначить два отдела. Первый, это для духовного обновления: жития святых, духовные рассказы, духовные хрестоматии, Священное Писание - Библию (Новый Завет и Псалтырь). Для начала начинаем понемногу читать материал на эл. стр. который перечислен в конце этой работы.

Второй отдел это учеба. Нужно знать нашу веру глубже, поэтому, для начала, можно систематически углубиться и прочесть .

14. Вечернее молитвенное правило. Все что было сказано для утреннего молитвенного правила, все можно применить и для вечернего. Единственно что сейчас немного больше времени, поэтому оно может быть более полным. После правила мы не ложимся спать сразу и поэтому оно не должно быть очень поздним.

Во время вечернего молитвенного правила нужно вспомнить грехи которые мы сделали в течение этого дня и покаяться перед Господом Богом (ДД-47.2) и (ДД-47).

Мы прожили по-православному весь день, побеседовали с Господом Богом, вспомнили и попросили у Господа Бога прощение за наши грехи и сейчас очень подходящий момент почитать что-нибудь духовное.

15. Ложимся спать. Перед тем как вечером ложимся спать и закрываем глаза мы читаем короткую молитву «В руци Твои Господи Боже мой, предаю дух мой, Ты меня благослови, Ты меня помилуй и живот вечный даруй мне». Вот это все. Наш трудовой и духовный день кончился.

ОБЩИЕ ПРИМЕЧАНИЯ

16. Пост. Пост является большой поддержкой для подогревания нашего духа. Он способствует развитию духовных качеств, самодисциплине и лучшему пониманию себя. Один из самых любимых русских святых святой преподобный Серафим Саровский (+1831 г.) говорил что тот кто не постит не является православным христанином. Поэтому мы обязательно соблюдаем посты (ДД-11) и (ДД-11.3). Если мы к нему не привыкли, то нужно начинать постепенно.

Итак, мы соблюдаем все посты: все среды, пятницы, Рождественсий пост, Великий пост и другие. Внизу дана таблица постов на 2002 г.

ПОСТНЫЕ ДНИ СПЛОШНЫЕ СЕДМИЦЫ (Нет поста) 1. 11 сен Усекн.Гл.Иоанна Крест. Перв.неделя пост.тр. 16 фев - 22 фев 2. 27 сен Воздв.Честн.Креста Госп. Неделя Пасхи 27 апр - 3 мая 3. 28 нбр - 6 янв Рождеств.Пост Неделя Троицы 15 - 21 июн 4. 18 янв Навечерие Богоявления 5. 10 мар - 26 апр Великий Пост МАСЛЯНИЦА 10 - 17 мар 6. 23 июн - 11 июл Петров Пост 7. 14 - 27 авг Успенский Пост 8. все среды и пятницы, кроме сплошных седмиц

17. Посещение церкви. Конечно, мы обязательно посещаем церковь по воскресеньям и другим праздникам. Перед литургией, мы ничего не едим и не пьем. Обратите внимание на следующие работы на этих страницах: (ДД-39) и (ДД-39.2).

Чтобы лучше понять Евангелие и Апостол которые будут читаться в церкви на литургии по церковно-славянски, хорошо подготовиться и самому их прочесть по-русски. Что будет читаться можно найти в любом православном календаре или на эл. стр. «Православный календарь»: .

Если почему-то это невозможно сделать то можно дома, стоя перед иконами, в красном углу, после 10:00 ч. утра прочесть текст литургии из Молитвослова. До этого, мы тоже ничего не едим и не пьем. Если и это нельзя сделать, то мы проводим время, когда в церкви идет служба, тихо и спокойно.

18 Добро и зло. Рассуждение о добре и зле не совсем подходят для текста о «Духовном расписании дня». На эту тему, на этих эл. стр., есть разные тексты включая «Врачевание души (личности) в Православной Церкви - Аскетика» (ДД-43). Так как это понятие является ключевым, для всего того что делает христианин, то поэтому здесь приведутся главные моменты.

Качество добра и зла. Как же легче всего охарактеризовать добро и зло? Самое простое объяснение - это, что добро созидает, а зло разоряет.

Итак, добро созидает, строит, создает мир спокойствие, любовь, радость, духовную и нравственную красоту, прощение, миролюбие, святость, хорошие отношения между людьми, в семье, школе, на работе, в обществе.

Зло противоположно добру, оно подрывает все хорошее. Оно разрушает, разоряет, рушит, создает тревогу, страх, раздражение, злобу, гнев, жестокость, ненависть, материализм, эгоизм, духовное и нравственное уродство, плохие отношения.

В церковном листке в помощь исповеднику есть еще и следующие грехи: празднословие, осуждение, гордыня, немилосердие, зависть, гнев, оклеветание, дерзость, раздражительность, прекословие, злоречие, ложь, соблазн, самолюбие, честолюбие, излишество в пище и питии, тщеславие, лень, нечистые помыслы, многостяжание, нечистое воззрение.

Грех - болезнь души. Епископ Александр (Милеант) в своей брошюре «Таинство Покаяния» пишет:

«Грех - это болезнь души. Все люди рождаются с природой, нравственно поврежденной. Оставленный в небрежении, грех усиливается в человеке и все больше порабощает его. По мере того, как грех усиливается, он омрачает ум человека, вносит какую-то горечь и беспокойство в его настроение, возбуждает недобрые мысли и чувства, толкает человека на поступки, которые он не хочет делать, и обессиливает его волю к нравственно доброму образу жизни».

Грех понятен - с комплексной точки зрения. Итак, грех и добродетель это не что-то надуманное, а реальный факт жизни.

Если мы разберем любой грех, то увидим, что он всегда создает порчу и вред для человека и общества. Поэтому грех - это разрушающее поведение. Иногда это не всегда ясно, потому что человек обыкновенно принимает во внимание только настоящий момент, и греховное поведение может казаться безобидным. Но если мы станем на комплексную точку зрения и продумаем хорошо как этот или какой-нибудь другой поступок имеет влияние на окружение, друзей, знакомых, общество и самого грешащего, сегодня, завтра, в далеком будущем и даже после смерти, то всегда становится ясно, что грех есть отрицательное и - как это было уже сказано выше - разрушающее поведение.

Таким же самым образом можно сделать анализ и показать что добро и добродетель являются созидательным поведением.

Эти качества добра и зла сербский епископ Николай (Велимирович) Жичский высказал так: «Добро далеко видит: Добро прозорливо и видит глубокие причины. Зло смотрит лишь перед собой и не знает истинных причин».

Нужно знать что добро, а что зло. Очень важно понимать что добро, а что зло, так как от этого зависит наш успех в жизни, наши отношения со своей семьей, друзьями, знакомыми и обществом, наша способность любить, творить, работать, наше счастье.

Некоторые люди под конец своей жизни, наделав много ошибок, наученные горьким опытом становятся «мудрыми», другие становятся озлобленными. Православный с самого начала знает что к чему и поэтому все время работает над улучшением себя и с годами становится лучше.

19. Как жить по христиански? Итак, в нравственном отношении любую человеческую деятельность можно определить как хорошую или плохую, добродетель или грех, добро или зло.

Как уже было сказано выше, грех это разрушающее поведение, а добродетель созидающее. Грех приносит боль, травму, беспокойство, вражду и т. п. Добродетель благополучие, любовь, тишину, спокойствие и т. п. Все что мы делаем, говорим и думаем должно быть направлено к Господу Богу, вверх, к добру, к хорошему. Таким образом мы должны научиться не грешить ни делом, ни словом, ни мыслью.

Православная вера нас учит что-бы мы не делали - всегда стремиться к добру. Все что мы делаем, говорим или думаем, чтобы это было добро или стремилось и приводило к добру, то есть было без греха. Конечно, только Господь Бог безгрешный, но мы все-таки должны все от себя делать чтобы не грешить.

Это очень хорошо объяснил святитель Феофан Затворник в своей книге «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться» . Он писал что нужно всегда поступать так, чтобы наши дела, слова и мысли были направлены к Богу, а не от него. То есть к добру, хорошему, честному, правдивому, мирному, красивому и т. п., а не наоборот. Выражаясь техническим языком надо поступать так чтобы «духовный вектор» всегда был направлен вверх к Господу Богу.

Кроме всего этого, наша святая Православная вера тоже нас учит, что мало не грешить, но нужно еще вести активную работу по улучшению себя и искоренению греховных привычек. А они у всех у нас, за исключением Господа Бога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как было уже сказано выше, приблизительно такой порядок дня есть у многих православных, так что эта работа не есть что то выдуманное, а просто оформление того что уже существует.

Все сказанное кажется очень просто, но это и есть самое главное и основное в жизни христианина. Без такого порядка дня, православный человек является православным только на словах. Это духовное расписание ясно показывает красоту и возвышенность христианского учения так как оно систематически возвышает и облагораживает человека.

Литература на наших эл. стр.

  • Как найти церковь?
    Православные церкви в районе Сан-Франциско (ДД-39)
    Как найти православную церковь на Западе (ДД-39.2)
  • Молитвы и богослужение
    Как жить без церкви? (ДД-42.2)
    Как начать молиться (ДД-42)
    Божественная Литургия (ДД-10)
  • В чем суть христианства?
    Жизнь по добру - одна из основ христианства (ДД-1)
    Православная вера воспитала русского человека (ДД-2)
    О Православный Христианине! (Стихотворение в прозе) (ДД-5)
    В чем суть христианства? (Еп. Николаја) (ДД-15)
    Преподобный Амвросий Оптинский о Латинской Церкви (ДД-16.2р)
    Чем отличается прав. вера от западных исповеданий (Мит. Антоний (Храповицкий) (1911 г.) (ДД-16.3р)
    Пятый съезд Русс. Правос. Общественности (1985 г.) (ДД-24)


Что делать после Крещения?

Прежде всего осознать, что после Крещения человек становится членом Церкви, а членство в любом обществе или организации предполагает наличие прав, обязанностей и ответственности. Церковь важнее любой земной организации, так как имеет неземное происхождение и ее Главой является Господь наш Иисус Христос. Крещением открывается дверь в Царство Небесное и человеку дается право в эту дверь войти и при условии исполнения обязанностей, которыми являются заповеди Божии, наследовать жизнь вечную. Ответственность означает ответ или отчет о проделанной работе по исполнению обязанностей, который каждый человек даст Богу на частном суде, то есть по окончании земной жизни и на всеобщем Страшном суде, который будет после Второго Пришествия Христа Спасителя на землю. Путь указан, дверь открыта, остается только приложить усилия, чтобы по этому пути пойти, то есть начать воцерковление.

Как быть, если чувствуешь себя неуверенно при посещении храма, боясь сделать что-то не так?

Не надо этим смущаться. Неуверенность быстро пройдет, если начать регулярно ходить в храм. Чтобы больше узнать о правилах поведения в храме можно приобрести в церковной лавке соответствующую литературу.

Не следует обижаться, если кто-то в храме не вполне корректно сделал замечание, например о том, что не той рукой и не так поставлена свеча или что-то другое сделано не верно. Надо постараться таких людей не осуждать, а сказать им: «Простите Христа ради». Или отойти молча, помолившись: «Господи! Прости мне грехи мои, как и я этому человеку прощаю!»

Что означает слово «воцерковленный»?

Воцерковленный христианин - это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни - спасение. Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью. Для такого человека христианского - норма жизни, пост для него не просто ограничение в пищи и питии, но и время покаяния о своих грехах, церковные праздники - время торжества о событиях, имеющих прямое отношение к Промыслу Божию о спасении человека, а главное - к нему самому.

Воцерковление человека прямо влияет на его служебные и личные отношения. Они становятся ярче, глубже и ответственнее. Нарушая церковные установления, он понимает, что поступает не просто неправильно, но обедняет и губит этим свою жизнь. И при первой же возможности он прибегает к Таинствам Исповеди и Причащения, видя в них единственно возможное лекарство для исцеления своей души. Наконец, воцерковленный человек - это тот, кто ощущает себя сыном Церкви, для которого всякое отдаление от нее мучительно и трагично. Невоцерковленному человеку лишь предстоит обрести в себе такое сыновное чувство и понять, что вне Церкви нет спасения.

С чего начать воцерковление?

Молитва, посещение храма, регулярное участие в Таинствах Исповеди и Причащения - являются началом и основой церковной жизни православного христианина.

Какие могут быть препятствия на пути воцерковления?

Препятствиями на пути воцерковления могу служить те соблазны и нестроения, которые иногда встречаются в церковной жизни. Эти соблазны и пороки бывают действительные, реальные, но бывают и кажущиеся, надуманные. Но в любом случае для правильного отношения к ним необходимо всегда помнить о том, что Церковь по своей природе одновременно и небесная, и земная. Небесное в Церкви - это действующий в ней Господь, Его благодать, Его угодники и бесплотные ангельские силы. А земное - люди. Поэтому и в церкви можно столкнуться с человеческими недостатками, совершенно «земными» интересами, немощами людей. В этом случае очень легко соблазниться и разочароваться. Но надо попытаться это правильно понять. Люди приходят в церковь спасаться, но при этом они не становятся автоматически святыми. Они приносят сюда свои болезни, страсти, свои греховные навыки. Многие с Божией помощью побеждают себя, свои худые наклонности, но на это иногда уходят годы.

Необходимо познать себя самого, свою собственную немощь, чтобы никого не осуждать. Важно не судить Церковь как бы со стороны, нужно жить в ней, ощущать себя ее неотъемлемой частью, считать ее недостатки своими недостатками.

Также необходимо знать, что враг спасения всегда стремится поссорить, разобщить людей, восстановить их друг против друга. И тут главное его оружие - это ложь. Он показывает то, чего реально нет, мелкие промахи представляет страшными преступлениями.

Надо всегда помнить, что очень многое зависит от того, с каким помыслом, с каким внутренним устроением оценивает человек окружающую его реальность. Замечательно рассуждает о том, на сколько зависит оценка этой реальности от «помысла», старец Паисий Афонский: «Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я отвечал им так: «Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: «Насчет цветов не знаю. А вот консервных банок, навоза, нечистот вон в той канаве полным-полно». И муха начнет по порядку перечислять тебе все помойки, на которых она побывала. А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!». И пчела начнет перечислять тебе множество разных цветов - садовых и полевых. Видишь: муха знает только о помойках, а пчела - о том, что неподалеку растет лилия, а чуть подальше распуститься гиацинт.

Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а другие на муху. Те, кто похож на муху, в каждой ситуации выискивает что-то плохое, и занимаются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доброго. Те, кто похож на пчелу, находят доброе во всем». «Если хочешь помочь Церкви, исправь себя самого, и сразу исправится одна частичка Церкви. Если бы это все, естественно, исправилась бы Церковь».

Человек, осуждающий чужие недостатки и грехи, сам со временем приходит в полное духовное расстройство и никому таким образом помочь не может, а может только навредить.

И, напротив, христианин, проводящий внимательную жизнь, работающий над собой, борющийся со своими страстями, становится добрым примером и помощником для тех, кто находится рядом с ним. И в этом (в том, чтобы делать то, к чему призван каждый на своем месте, стараясь, чтобы это было по Богу) заключается самая реальная польза, которую может принести верующий человек всей Церкви.

Как и с чего начать духовную жизнь?
- «Обратись к Господу и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои преткновения. Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и сильно возненавидь мерзость» ().

Духовная жизнь - это внутренняя жизнь. Надо больше внимать внутреннему состоянию души, состоянию совести, стремиться жить по заповедям Божиим, постоянно следить за мыслями, чувствами, никого не осуждать, ни на кого не раздражаться и всех прощать.

Для желающего начать духовную жизнь необходимо:

1) Обратиться с молитвой к Богу, прося Его даровать чистую, глубокую веру, без которой нет спасения души.

2) Приобрести Священное Писание и прочитать Новый Завет. Причем, прочитав его первый раз полностью, вновь открыть сначала и каждый день читать по одной или две главы, не торопясь, внимательно, размышляя над прочитанным, стараясь вникнуть в смысл заложенного в тексте Божественного Откровения. Хорошо и полезно при этом читать Толкования на Новый Завет (например, блаж. Феофилакта Болгарского).

Можно начинать знакомство со Священным Писанием с прочтения Детской Библии, в которой простым доступным языком изложена вся история взаимоотношений Бога и человека, кратко и ясно описаны земная жизнь Господа Иисуса Христа и Его учение о Царствии Божием.

3) Начать чтение святоотеческих книг, составляющих сокровищницу духовных знаний.

Подбор святоотеческой литературы для чтения есть дело сугубо индивидуальное, совершаемое по благословению духовного наставника, но есть авторы, чьи труды, понятны и полезны всем. Это епископ Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Из современных авторов - книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина). И, конечно, душеполезно для всех читать жития святых.

4) Для того чтобы начать обучение молитве, необходимо приобрести «Православный молитвослов» - сборник молитв, составленных святыми отцами, людьми, всю свою жизнь посвятившими служению Богу и настолько очистившими свои души, что Господь сотворил их сосудами Благодати, проводниками Божественного Откровения. Можно сказать, что Сам Дух Божий продиктовал святым отцам тексты молитв, которые Церковь впоследствии включила в сборник для всеобщего употребления.

5) Соблюдать установленные Церковью постные дни и все многодневные посты.

6) Регулярно участвовать в таинствах Исповеди и Причащения. Наиболее распространенной является частота Причащения один раз в три недели. Возможно это делать и чаще, испросив благословения у священника.

7) Необходимо молить Бога о даровании духовного руководителя - священника, которому можно было бы доверить свою душу для духовного руководства.

Чего надо остерегаться, чтобы не повредить своей душе?
- Не следует вступать в прения и слушать сектантов, убеждающих, что их вера - самая правильная.

Прежде, чем войти в незнакомый храм, надо узнать, не «служат» ли в нем раскольники.

Не следует ходить для молитвы и к «инославным» (т.е. не православным христианам).

Нельзя общаться с представителями оккультизма, «Белого братства», «Богородичного центра», мормонами, восточными и псевдовосточными кришнаитами, рериховцами, экстрасенсами, колдунами и «бабками», многочисленными «православными целителями». Общение с ними наносит сильный вред не только духовному, но и телесному здоровью.

Не нужно слушать людей, распространяющих различные суеверия. Не стоит брать ни у кого самодельных, переписанных от руки или отпечатанных на машинке молитв и заклинаний, хоть дающий и будет убеждать: «Это очень сильная молитва!» Если же что-то подобное уже взято, надо подойти к священнику и показать ему, священник скажет, как с этим поступить.

Со всеми проблемами следует обращаться к духовнику или к служащему в храме священнику. Не надо обижаться на священника, если покажется, что он оказал недостаточно внимания, важно помнить о том, что есть и другие люди, которые также нуждаются в пастыре. Надо стараться внимательно слушать проповеди священников, читать православную духовную литературу, в которой можно найти ответы на все касающиеся духовной жизни вопросы.

Не следует увлекаться политическими страстями - народ имеет таких правителей, каких заслуживает по своему духовному состоянию; изменять нужно, прежде всего, свою собственную греховную жизнь, улучшит каждый себя - улучшится и окружающий мир.

Важно помнить, что у человека нет ничего дороже собственной души, не стоит увлекаться безудержной погоней за мирскими ценностями, отнимающими силы и время, опустошающими и убивающими душу.

Нужно благодарить Бога за все посылаемое: радости и скорби, здоровье и болезни, богатство и нужду, так как все приходящее от Него есть благо; и даже скорбями, подобно горькому лекарству Господь исцеляет греховные язвы человеческих душ.

Встав на путь христианской жизни, надо не малодушествовать, не суетиться, «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» () - все необходимое даст Господь в свое время.

Во всех своих поступках и словах надо руководствоваться главной заповедью любви к Богу и ближним.

Можно ли христианину пить вино?
- «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе - вино, умеренно употребляемое вовремя; горесть для души - вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны. На пиру за вином не упрекай ближнего и не унижай его во время его веселья: не говори ему оскорбительных слов и не обременяй его требованиями» (). «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» ().

Почему курение - грех?
- Курение потому признается за грех, что эта привычка, именуемая даже в светском обществе вредной, порабощает себе волю человека, заставляет вновь и вновь искать своего удовлетворения, в общем, имеет все признаки греховной страсти. А страсть, как известно, доставляет душе человека только новые муки, лишает ее свободы. Иногда курильщики говорят, что сигарета помогает им внутренне успокоиться и сосредоточиться. Однако известно, что никотин действует разрушающе на мозг и нервную систему. А иллюзия успокоения возникает потому, что никотин оказывает еще и тормозящее воздействие на рецепторы головного мозга. Греховным является все, чем человек наносит вред своему здоровью. Здоровье - дар Божий.

Чем опасна нецензурная брань?
- Слово играет большую роль в жизни человека, который, в отличие от всех остальных живых существ назван существом словесным. Слово есть воплощенная мысль и выражение чувств человека. У каждого человеческого слова есть свой дух, сокровенное содержание, которое влияет на душу человека в зависимости от того, какое это слово. Слова молитв облагораживают и приближают душу к Богу, а грязные и нечистые слова приближают душу к тем невидимым существам, которые сами нечисты. Известно, что одержимость нечистыми духами иногда проявляется в виде жуткого сквернословия. И потому тот, кто приучает себя произносить скверные слова, невольно склоняет самого себя к одержимости. Действительно, не одержимость ли тот случай, когда матершинники уже просто не могут говорить без скверных слов, и если вынуждены в определенных условиях долго сдерживать себя, то чувствуют внутреннее побуждение к мату, как будто внутри кто-то требует произнести злое слово. Так что погубить свою бессмертную душу можно простой привычкой произносить нечистые слова. «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишъся» ().

Накажет ли Бог тех, кто смотрит телевизор?
- Церковь не запрещает смотреть телевизор, она предупреждает, как опасно быть зависимым от телевизора. Даже не говоря о передачах, разрушающих сознание и души детей и взрослых. Надо уметь выбирать, что полезно, а что вредно и губительно для души. Есть немало и хороших передач, в том числе православных, но немало в других передачах и откровенного развращения, насилия, ненависти к человеку. Надо уметь вовремя нажать кнопку. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ().

Могут ли православные христиане содержать в своем освященном жилище собаку?
- Мнение о недопустимости нахождения собак в квартирах и иных помещениях, где есть иконы и другие святыни является суеверием. Собака, равно как и иные не опасные для людей животные, могут жить в жилище христиан. При этом необходимо предпринимать меры предосторожности, чтобы домашние питомцы не имели доступа к святыням (иконам, святым книгам, антидору, святой воде и т.д.).

В чем разница между религией и наукой?
- Религия и наука - две разные и одинаково законные области человеческой жизни. Они могут входить в соприкосновение, но противоречить друг другу они не могут. Религия движет науку в том смысле, что она пробуждает и поощряет дух исследования. Сама Библия учит: «Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью» (). «Послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» ().

Обе - религия и естественная наука - требуют для своего обоснования веры в Бога, только для религии Бог стоит в начале, а для науки - в конце всего мышления. Для религии Он является фундаментом, для науки - венцом разработки миросозерцания. Человек нуждается в естественных науках для познания, а в религии - для действования (поведения).

Для чего человек живет на земле?
- Земная жизнь дана человеку для подготовки к жизни вечной. Подлинный смысл жизни может заключаться лишь в том, что не исчезает со смертью человека, поэтому искать этот смысл надо в благе не для тела, а для бессмертной души - в ее добродетельных качествах, с которыми она пойдет к Богу. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (). Душа бессмертна, и наслаждаться приобретенным даром благодати сможет вечно. «Благодатию вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение - созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (). Однако, чтобы душа смогла наслаждаться не только здесь, на земле, необходимо ее просвещать, воспитывать, обучать, чтобы духовно возрастать и совершенствоваться, чтобы она смогла вместить ту радость, которую Господь предуготовил всем любящим Его.

Именно в поиске добра и творении его, постепенном, но неуклонном взращивании в душе всей полноты любви, на которую она по своей природе способна, в поступательном продвижении души на пути к Богу - в этом обретается единственный истинный, непреходящий смысл жизни человека. Цель жизни - подражание Христу, стяжание Духа Святого, постоянное богообщение, познание и исполнение воли Божией, то есть в богоуподоблении. Цель жизни достижима при условии воплощения главного смысла ее, который заключается в непрестанном возрастании в любви к Богу и людям: «Возлюби Господа Бога Твоего…, и ближнего твоего, как самого себя» (). Пример всесовершенной жертвенной любви дал Сам Спаситель, пойдя на крестные страдания ради спасения всех людей (см. ). «Подобны будьте мне, как я Христу» ().

Если нет стремления к этому, то жизнь, с христианской точки зрения, бесцельна, бессмысленна и пуста. Но чтобы стяжать Духа Святого, надо очистить сердце от страстей и, прежде всего, от гордыни - матери всех пороков и грехов.

Всю земную жизнь человек должен посвятить заботе о своей бессмертной душе, которая будет жить вечно, а не о теле и не о приобретении земных временных благ. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ().

Как жить по-христиански

Мне просто дико слышать и читать то, о чем Вы пишете. Вы хотя бы сначала познакомились с Православным катехизисом, да себя бы лучше рассмотрели и познали, и уверен: пришли бы к единственному правильному выводу - надо самому учиться жить по-христиански.

Смотрите, какие абсурдные мысли посещают Вашу голову. Имея жену, благословленную Богом, да еще с больным ребенком на руках, Вы говорите о монашестве. Еще ничего не зная по сути о христианстве, тешите себя мыслью о священстве. Ну, а почему бы Вам не стать пианистом, хирургом, художником? Ответите - надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из наук - духовной жизни - по-Вашему, учиться не надо. Вот и подумайте о себе поглубже.

Дорогой о Господе А.!

Вопрос о водворении Вашем в монастырь отпадает сразу. Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу. Этого в Вас пока нет, так как мысль о создании семьи повторно еще не исключена.

Вот и живите в своем доме, молитесь о бывшей супруге и ваших чадах, поставьте их обоих на ноги вполне. У Бога опозданий не бывает, а когда долг родительский будет выполнен до конца, определится и путь дальнейший. Но он однозначен: или восстановление семьи, или путь покаяния и скорби, что не смог привести к Богу семью свою.

Дорогая о Господе Л.!

А мне вот один святой жизни человек в свое время сказал, что все мы являемся "существенной ненужностью и никому, кроме Бога, не нужны". Дорогая моя, это я и Вам советую запомнить на всю жизнь и только в Боге одном искать себе укрепления и утешения.

А в отношении желания жить в деревне я Вас предостерегу - одной женщине там делать нечего, там нужны не только умная голова и трудовые руки, там нужна опора и охрана в мужчине, иначе - беда. А потому живите-ка пока в городе. Молитесь святому мученику Трифону и святителю Спиридону - о работе и о жилье, и даст Бог утешение со временем. На маму не обижайтесь. Обида - дело вражье, а Вы лучше пожалейте ее, что она чего-то не понимает и весьма существенного. А о том, чтобы потеряться в этом мире,- мысль вражья. Гоните ее.

Мне ведь столько теперь горьких писем приходит от тех, кто ищет пропавших. И у меня сердце болит о них, а у тех, кто пишет-то, оно просто разрывается. И у многих по пословице русской: "Вместе тесно, а врозь скучно". Да еще как скучно-то - до инфарктов.

Дорогая о Господе И!

На свое увлечение-любовь следует тебе наложить узду. Причин к тому больше, чем достаточно. Первая и главная - ты запретендовала на роль "спасительницы", а это безнадежно и грешно. Вторая и не менее важная - та, что по возрасту и по внутреннему состоянию вашему вы не должны быть вместе.

Сейчас ты нарисовала для себя образ, но он нереален, это - твоя выдумка, а потому, чем скорее ты это поймешь, тем лучше для тебя.

Дорогая Н.!

Поздравляю вас с мамой с праздником. Божие благословение тебе и маме.

А ответ по поводу монашества тебе даст Святитель Феофан. Его книгу "Мудрые советы" я тебе посылаю. Прочитай внимательно страницы с 66 по 95. В отношении работы - как прежде нас Господь не оставлял, так и ныне. Молись святому мученику Трифону, и все уладится. Не теряй, детка, равновесия. Уже много было в жизни трудных ситуаций, но именно они учат нас и живо обращаться к Богу и святым Его за помощью, и учат видеть эту единственно реальную и властную помощь. Умудри тебя Господь и укрепи.

Дорогой о Господе А.!

В преддверии великого праздника Святой Троицы молю о тебе: "Дух благий да наставит тебя на землю праву". Думы твои жизненно серьезные, и слава Богу.

Теперь, когда оскуде преподобный, всё время твержу я, что в наше время бездумно жить нельзя. Мутные воды нынешнего житейского моря и смрадный туман мешают ясно видеть Солнце животворящее. И вот, чтобы углубились твои думы в главном и обрели твердость, посылаю тебе программу на жизнь, которая, если ее исполнять, приведет к желанной цели - служению Богу и Его святой Церкви. Да, в этом полнота наших человеческих возможностей, но это же и мученичество на всю жизнь. Но, думаю, любое служение, не работа, а служение требует подвига. Вот и творчество готовит тебя к этому, и оно требует полноты отдачи от человека. Божие благословение тебе на успешное завершение учебы.

Об устройстве семейной жизни не печалься. Предоставь это Богу. Служителю Церкви нужна спутница - помощница, а не помеха. Вот в этом-то и кроется промедление в решении этого вопроса для тебя. Господь зрит далеко вперед, и ты устремляйся думой в будущее, верь Богу, но и сам будь верен. Маме скажи, что многие святые лечились гомеопатией. Святитель Игнатий Кавказский только ею и поддерживал свой крайне слабый телесный состав, а дух-то каков? А кто и что сейчас изобретает от скудости ума или изобилия - это нам не указ, одно ясно: и то, и другое - плотское мудрование. Верующему же всё во благо, что по вере и всё в помощь или научение. С Богом всё хорошо, и ничего не вредит нам.

О супруге маме надо только молиться и примером своей любви к Богу оживотворять пока хладное его сердце. Они двое плоть одна. И по слову апостола: "Откуда знаешь, верующая супруга, не спасешь ли своего неверующего мужа". Да ведь о папе-то нельзя сказать, что он неверующий. Но у каждого свои возможности и свои проявления чувств. А молиться надо. Господь с вами. И помни всегда, что Богу нужна жертва чистая. Береги ум и сердце, вернее, сердце и ум.

Божие благословение всей семье.

Дорогая Е.!

Вопрос о том, что духовности в учебных заведениях не учат, стоял всегда. Даже и во время учебы праведного батюшки отца Иоанна Кронштадтского он скорбел об этом. Но, видно, жизни учит сама жизнь, а духовность обретаем как дар Божий на наш малый, но личный труд, а главное - искреннее желание постигать Истину и жить в Боге. Лечиться тебе у о. П. не надо, а то и в самом деле заболеешь. А вот вопрос о том, стоит ли тебе после университета учиться в духовном училище, надо бы согласовать с мамой. Ты так много училась, что не пора ли уже и отдачу ждать от тебя? Молись и главное - читай ежедневно Святое Евангелие и Апостол, да еще воцерковляйся - вот и школа. А мы о тебе помолимся, чтобы Господь управил путь твой.

Божие благословение тебе.

Бог-то не предаст, да мы-то Его на каждом шагу предаем. У нас одно на языке, другое на уме, третье на деле.

Вот и Вы, если бы знали, что значит для Вас жить в Боге. Но Вы этого знать не хотите, и обман громоздится на обман, а обманываем мы в конечном итоге в первую очередь себя.

Жить Вам надо с мужем, ибо пред ним Вы виноваты, а ведь при венчании дают обет любви и верности. Обет Вы взяли, а на деле ничего нет, и, значит, Вы солгали Богу.

А отец лжи известен, он-то и возымел доступ к душе Вашей через ложь Вашу. И дети, выросшие в атмосфере лжи,- несчастные дети. ИНН боитесь, а греха смертного, обмана не боитесь. А ведь именно наши беззакония сделают нас достоянием антихриста. И Вы без ИНН сделали к нему гигантский шаг - пожелав "любви" священника.

И не вините его - себя постарайтесь увидеть. Погибаете Вы во лжи, она гнездится в Вашем сердце. Я не скажу, как Вам поступать в частности. Скажу только: рассмотрите себя, покайтесь, пособоруйтесь и возьмите свой Крест, терпением идите вослед Христа.

Дорогая В.!

С праздником тебя поздравляю. Все просьбы о молитве за тебя и твоих близких и знаемых выполню. А для тебя пожелаю одной цели: всю жизнь прожить Им (Спасителем), от Него принимать всё, всё, и к Нему только стремиться. Не планируй сейчас свою жизнь, молись "Скажи ми, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою".

И увидишь чудо Божьего водительства по жизни. Главная цель - Богоугождение ради любви к Богу, из него возрастает спасительный плод. А как, какой дорогой, по каким ухабам пройти придется - это дело Божие. Живи, детка, дома, сама трудись во спасение и близким помогай. Да не проповедью одной, но любовью, только любовью - этот язык все и всегда понимают. Божие благословение тебе и близким.

Дорогая о Господе Н.!

Вам ничего нельзя делать без согласования с супругом, а то Вы бежите вперед, и в один из моментов окажется, что его рядом с Вами не будет. Работайте в миру, а в церковь ходите только молиться, и восстановите возможность ходить вместе с мужем. Ребенка я Вам брать не советую. А насчет болезни - обратитесь сначала к Врачу душ и телес в таинстве Соборования. Попейте соборное масло и им помазывайтесь ежедневно, а через месяц снова пройдите обследование, и тогда врачи решат, что надо делать.

Умудри Вас Бог!

Из книги Истина или пропоганда автора Вандеман Джордж

Как жить с тигром Мы почему-то думаем, что как только человек становится христианином, тигр вежливо уходит, и всяким конфликтам наступает конец; человек принял Христа, значит, определился, принял решение, и противоречия больше не терзают его. Мы полагаем, что, став

Из книги Как упорядочить свой внутренний мир автора Макдональд Гордон

Задача 1: ум надо учить думать по-христиански Я осознаю эту задачу, так как вырос в христианской среде и имел все преимущества христианского воспитания с самого детства.Думать по-христиански - значит осознавать, что мир был создан Богом и принадлежит Ему, что придется

Из книги Можно ли считать К. С. Льюиса «анонимным православным»? автора Епископ Диоклийский Каллист

Из книги Как относиться к неверующим и другие советы преподобного Серафима Саровского автора Саровский Серафим

Как жить в миру по-христиански Господь равно слушает и монаха и мирянина, простого христианина, лишь бы оба были православные, и оба любили Бога из из глубины душ своих, и оба имели в Него веру, хотя бы «яко зерно горушно», и оба двинут горы.Надобно всегда терпеть что-нибудь

Из книги Начертание христианского нравоучения автора Феофан Затворник

1) О добродетели как настроении христиански действующего духа Где наше добро? В Боге. Следовательно, стремление к добру есть то же, что стремление пребывать в Боге, или жажда богообщения. Если сие стремление не должно оставаться бесплодным, а должно найти соответственное

Из книги Христианский вызов автора Кюнг Ганс

Из книги Письма. Часть 1 автора Иоанн (Крестьянкин) Архимандрит

В. Кто действует по–христиански? 16. Тем самым отличительная черта христианского действия - это следование за Христом. Иисус Христос представляет собой личностно живое, основополагающее воплощение его дела: воплощение нового отношения к жизни и нового стиля жизни. Как

Из книги Грихастха-ашрам Семейная духовная жизнь автора

Как жить по-христиански Дорогая О.!Получил твое письмо, но придется тебе, деточка, повременить с исполнением своего желания.Сначала надо поучиться, а потом уж будешь определяться, что делать дальше.В настоящий момент о тебе нет определения, и в тебе нет решительного и

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Жить с Богом - Женщина, возьмите книги о Боге.Это Бхагавад-гита.- Не знаю, как с Богом, а без Бога тяжело. Ладно, возьму.С Богом жить не трудно. В Его царстве не бывает проблем. Тяжело жить с самим собой. Семья - это поле деятельности, где идет борьба за господство и

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

6. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе "И непоместительна была земля для них…" "Смотри, - восклицает по этому поводу Иоанн Златоуст, - как избыток богатства тотчас становится причиной

Из книги Евергетин или Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов автора Евергетин Павел

12. Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома "Аврам стал жить в земле Ханаанской, а Лот стал жить в городах окрестности..." Аврам, верный своему призванию продолжал оставаться кочующим номадом и жил особняком в

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

30. И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его "И вышел Лот из Сигора, и стал жить в горе, и с ним две дочери его..." Несмотря на данное Богом Лоту соизволение жить а Сигоре (21-22 ст.), он еще раз

Из книги От смерти к жизни. Как преодолеть страх смерти автора Данилова Анна Александровна

14. Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: "кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?" - 15. Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает

Из книги автора

ГЛАВА 27. О том, что не стоит всегда отвергать тех, кто отрекается от мира по случайным обстоятельствам. Также о том, что не следует полностью отказывать никому из тех, кто приходит в обитель и искренне просится жить с братьями, пока хорошо не узнаешь его. Поэтому лучше

Из книги автора

Поучение 2-е. Свт. Митрофан, епископ Воронежский (О том, как по-христиански приобресть богатство, здоровье и вечное спасение души) I. Ныне ублажаемый свт. Митрофан, первый епископ Воронежский, в схимонахах Макарий, происходил из духовного звания и родился в 1623 году во

Из книги автора

Надо ли жить, когда жить незачем? – Мама, я женюсь. – На ком? – На Кате. – Да? А где вы жить будете? – Мама, Катя – эмо. Она вообще жить не хочет. Молодежный юмор Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься