Восстание уота тайлера. Урок истории "Жакерия. Восстание Уота Тайлера в Англии" Итоги восстания жакерия и уота тайлера

Война велась на территории Фран-ции, и французские крестьяне сильно стра-дали от грабежей и резко выросших нало-гов. К чувству унижения Франции, которое возникло после поражений от англичан, прибавилось сильное озлобление крестьян против сеньоров . Ведь считалось, что те потому освобождены от уплаты налогов, что платят «налог кровью», защищая страну от врагов. С точки зрения крестьян, позорные поражения лишали рыцарей права на при-вилегии.

В мае 1358 г. вспыхнуло восстание, охва-тившее большую территорию вокруг Парижа. Поскольку рыцари презрительно называли крестьян «Жаками», восстание получило на-звание Жакерия. Отряды «Жаков» сжигали и разграбляли замки, избавлялись от списков повин-ностей и налоговых документов, жестоко убивали сеньоров и их семьи. Восставшие крестьяне говорили, что они стремятся «искоренить знатных во всём мире и сами стать господами».

Сеньоры вскоре собрали силы для борьбы. Они приманили предводителя вос-ставших Гильома Каля в ловушку. Тот понадеялся на рыцарское слово, но сеньоры полагали, что не обязаны сдерживать обещание, данное простому человеку. Крестьяне, оставшиеся без предво-дителя, были разгромлены. Последовали жес-токие расправы над побеждёнными.

Восстание Уота Тайлера (1381 год)

В Англии крупное восстание крестьян случилось через 23 года. В то время как англичане побеждали, война не была тяжким бреме-нем: расходы возмещались захваченной добычей. Но в период неудач правительству пришлось ввести новый налог, который вы-звал резкое недовольство. В 1381 г. началось восстание, которое возглавил кровельщик Уот Тайлер . Восстание быстро охватило большую часть Англии. Крестьяне сжигали замки, убивали сеньоров и сборщиков нало-гов. Они стремились к равенству всех англи-чан, кроме короля. «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был господином?» — спрашивали восставшие.

Жакерия. Миниатюра XV в.

Крестьянское войско подошло к Лондону. Городская беднота, сочувствуя восставшим, открыла ворота. Восставшие вошли в столи-цу и разгромили дома наиболее ненавистных королевских приближённых и чиновников. Они утверждали, что они не грабители, а верные слуги короля, обманутого дурными советниками. По требованию крестьян король Ричард II (тогда ещё подросток) встретился с ними и выслушал их. Материал с сайта

Главными требованиями были личная свобода крестьян и прощение участникам восстания. Королю пришлось согласиться, после чего многие крестьяне разошлись по домам. Остальные, гордые своим успехом, предъявили новые, более решительные тре-бования: разделить между всеми церковные земли и отменить привилегии знати. Во вре-мя обсуждения этих условий Уот Тайлер, доверившийся королю, был убит. Повстан-цев, лишённых руководства, вытеснили из Лондона, а затем, собрав войска, жестоко наказали. Вновь, как и во время Жакерии, причинами поражения восставших стали отсутствие дисциплины, наивная вера в доб-рого короля, слепое доверие к рыцарскому слову.

Несмотря на то, что восстание Уота Тайлера потерпело поражение, оно не было бесполезным. Правитель-ству пришлось понизить налоги и сделать законы о наёмном труде более мягкими. Сеньоры же убеди-лись, что терпение крестьян небезгранично и злоупотреблять им не следует. Освобождение крестьян продолжалось.

В Англии крупное крестьянское восстание вспыхнуло на четверть века позже. Пока англичане одерживали победы, война не была тяжким бременем: расходы покрывались захваченной добычей. Но в период неудач правительству пришлось ввести новый налог, который и вызвал возмущение подданных. В 1381 году началось восстание, которое возглавил кровельщик Уот Тайлер («тайлер» и означает «кровельщик»).

Восстание охватило большую часть Англии. Крестьяне жгли замки, убивали сеньоров и сборщиков налогов. Они мечтали о равенстве всех англичан, кроме короля. «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был знатным?» - спрашивали восставшие.

Поход восставших на Лондон. Миниатюра

Крестьянское войско подошло к Лондону. Городская беднота, сочувствуя восставшим, открыла ворота. Войдя в столицу, восставшие разгромили дома наиболее ненавистных королевских приближённых и чиновников, однако подчёркивали, что они не грабители, а верные слуги короля, обманутого дурными советниками. По требованию крестьян король Ричард II (тогда ещё подросток) встретился с ними и выслушал их требования, главными из которых были личная свобода крестьян и прощение участникам восстания. Королю пришлось согласиться, после чего значительная часть крестьян разошлась по домам. Оставшиеся, гордые своим успехом, предъявили новые, более решительные требования: разделить между всеми церковные земли и отменить привилегии знати. Во время обсуждения этих условий Уот Тайлер, доверившийся королю, был убит мэром Лондона. Повстанцев, лишённых руководства, вытеснили из Лондона, а затем, собрав войска, разгромили. Как и во время Жакерии, восставших подвели наивная вера в доброго короля и в то, что рыцари сдержат своё слово.

Восстание Уота Тайлера не было бесполезным. Правительству всё же пришлось снизить налоги. Сеньоры убедились, что терпением крестьян злоупотреблять не стоит. Освобождение крестьян продолжалось, а сеньорам приходилось искать другие способы обогащения.

Хронист Фруассар о восстании Уота Тайлера

    Злодейский сей народ начал подыматься в упомянутых мною графствах, ибо, по его словам, его держали в слишком тяжком рабстве; в начале же мира никаких лично зависимых крестьян не было, и никто не мог попасть в такую зависимость, разве что он был повинен в измене своему сеньору, как Люцифер Богу; они же не таковы, ибо они не ангелы и не духи, но люди, подобные своим господам... Этого они дольше переносить не хотят и не могут, а хотят «быть заодно», если же будут пахать или совершать другие работы за сеньора, то желают за это получать плату. Эти безумства ещё раньше усиленно высказывал безумный английский священник из графства Кент, по имени Джон Болл... Сей Джон Болл собирал вокруг себя народ и проповедовал следующее: «Добрые люди, дела в Англии не могут идти хорошо до тех пор, пока имущество не сделается общим, и не будет ни крестьян, ни благородных, и пока все мы не сравняемся. Почему те, которых мы зовём сеньорами, являются больше господами, чем мы?.. Чем они могут доказать это? Разве тем, что они заставляют нас работать и добывать то, что они растрачивают?»

  • Против чего восстал народ? Каково отношение хрониста к описываемым событиям?
  1. Почему в эпоху Средневековья болезни уносили так много человеческих жизней?
  2. Как люди Средневековья объясняли обрушившиеся на них болезни?
  3. Каковы были последствия чумы?
  4. Почему в XIV веке отношения между крестьянами и сеньорами стали более напряжёнными, чем прежде?
  5. Определите по карте районы крестьянских восстаний во Франции и в Англии.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Крупнейшая 100-летняя война. Вооружённый конфликт 2-х держав в Европе. Длился с 1337 - 1453 гг., 116 лет.

Столетняя война принесла бедствия народам Франции и Англии. Французским крестьянам приходилось десятки лет жить на землях, где проходили военные действия. В Англии, где эти действия не велись, правительство вводило новые налоги на содержание армии. К тому же тысячи крестьян, составлявших ядро Армии, вынуждены были оставлять свои хозяйства, отправляясь походом за море. Следствие - массовые народные возмущения.

Англия:

1381 - Юго-восточная Англия, вспыхнуло восстание крестьян.

Повод к восстанию:

1. Новый налог, введённый для продолжения войны с Францией.

Повстанцы перебили сборщиков налогов, которые при выколачивании денег не забывали о собственных интересах. Добыв оружие, восставшие двинулись на Лондон. Их руководителем стал участник 100-летней войны, деревенский кровельщик Уот Тайлер .

Большое влияние на крестьян имели бедные священники Джон Болл и др. Они выступали против церковного землевладения, дорогостоящего богослужения, требовали равенства всех перед законом. Боевым лозунгом восставших стала поговорка: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был дворянином? » Бедняки Лондона открыли повстанцам ворота города. Крестьяне разгромили дома королевских приближённых, наиболее ненавистных убили. Гибли ни в чём не повинные люди - всех, носивших на поясе перо и чернильницу, принимали за судей, которых повстанцы считали продажными и безжалостно убивали.

Король Ричард II вынужден был встретиться с восставшими, которые предъявили ему следующие требования:

1. отменить личную зависимость и барщину: «Никто не должен никому служить иначе, как по своей воле »

2. За пользование землёй следует давать её владельцу только небольшую денежную плату.

Король обещал выполнить требования и простить всех участников мятежа. Большинство восставших покинуло Лондон, но некоторые из них, во главе с Уотом Тайлером и Джоном Боллом, остались. Во время переговоров с королём Тайлер был предательски убит. Лишившись предводителя, крестьяне растерялись. Отрядам рыцарей и богатых горожан удалось вытеснить их из Лондона. После этого королевские войска учинили жестокую расправу над восставшими по всей стране.

Франция:

1358 - вспыхнуло восстание с участием до 100 тысяч человек. Вождём восставших был избран крестьянин Гильом Каль , знакомый с военным делом. Восставшие разгромили и сожгли десятки рыцарских замков. Они убивали всех подряд - самих рыцарей, их жён и малолетних детей. При этом, восставшие, уничтожая рыцарей, заявляли о своей преданности королю и помещали на знамёнах королевский герб. К крестьянам присоединялись городские бедняки, многие города открыли ворота повстанцам. Восстание получило название - Жакерия - от распространённого в народе имени Жак (Яков), которое дворяне употребляли, как презрительную кличку крестьянина - «Жак-простак». Французские дворяне объединились. В их войске были и отряды англичан, готовые помочь в борьбе с «жаками». Перед сражением дворяне вызвали для переговоров Г. Каля, обещав ему безопасность. Поверив рыцарскому слову, тот явился во вражеский лагерь, но был схвачен и казнён. Оставшиеся без предводителя повстанцы были разгромлены. После поражения восставших дворяне перебили десятки тысяч крестьян.

Эти восстания серьёзно обеспокоили сеньоров Англии и Франции. Положение крестьян постепенно улучшается. Подавляющее большинство освобождается за выкуп от личной зависимости. Землевладельцы больше не требовали от них барщины, заменив её фиксированными денежными платежами за пользование землёй.

В течение 14 века практически все крестьяне Франции, Англии, Западной Германии получили личную свободу.

Таблица "Народные движения в Средние века."

Восстание Уота Тайлера.

Причины: экономическая разруха, налоговый гнет, эпидемия чумы, произвол королевских сановников.

Дата восстания: май - ноябрь 1381 г.

Участники и руководители: крестьяне, горожане. Уот Тайлер.

Цели движения: снижение налогов, отмена крепостного права и барщины, замена королевских чиновников и судей.

Действия восставших: восставшие сжигали усадьбы феодалов, документы с записями их повинностей, разрушали тюрьмы, выпускали на волю узников.

Итоги и значение: поражение восставших. Улучшилось положение крестьян. Отказ от введения новых подушных налогов, ослабление крепостной зависимости. Стали более мягкими законы о бедняках. Плата за землю для лично свободных крестьян стала определенной и постоянной.

Восстание Жакерия.

Причины: экономическая разруха, налоговый гнет, грабежи солдатами населения, эпидемия чумы, введение новых выплат.

Дата восстания: май - сентябрь 1358 г.

Участники и руководители: крестьяне, городские бедняки. Гильом Каль.

Цели движения: снижение налогов и устранение крепостной системы. «Истребить знатных до единого» - лозунг восстания.

Действия восставших: крестьяне нападали на сеньоров, разрушали замки, грабили имущество, сжигали записи феодальных повинностей.

Итоги и значение: поражение восставших.Отказ сеньоров от увеличения повинностей и создание предпосылок к личному освобождению крестьян.

Гуситское движение.

Причины: усиление феодальной эксплуатации чешского крестьянства со стороны светских и духовных феодалов (увеличение поборов и барщинных повинностей), коррупция католической церкви, вызывавшей всеобщую ненависть своим богатством и развращённостью клира, всё возраставшее немецкое засилье, борьба между ремесленниками и патрициатом (преимущественно немецким) в городах, тяжёлое положение городской бедноты (плебса).

Дата восстания: 1419 - 1437 гг.

Участники и руководители: 1. умеренные - зажиточные горожане и дворяне; 2. табориты - крестьяне, основная масса горожан, бедное дворянство. Ян Жижка.

Цели движения: 1. умеренные - реформирование церковной службы, отмена церковных привилегий и упразднение землевладений церкви; 2. табориты - Реформирование церкви; уничтожение частной собственности; отмена повинностей и крепостной системы.

Действия восставших: в Праге выкинули из окна ратуши представителей городской власти, осадили город. Гусситы разгромили крестоносцев. После смерти Яна умеренные вели переговоры с Папой, напали на таборитов и разгромили их.

Итоги и значение: движение было подавлено, но умеренные гусситы сохранили захваченные владения и ввели новые порядки в чешской церкви. Было признано причащение «под обоими видами». Дальнейшее развитие ситуации привело к установлению в Чехии мирного сосуществования двух конфессий - католиков и чашников. Проблема сосуществования католиков и гуситов в Чехии обострилась в XVII веке в связи с распространением в Чехии идей Реформации. В это время многие чашники сблизились с лютеранами, а «богемские братья» с кальвинистами. Императоры из династии Габсбургов во второй половине XVII века стремились к отмене прав гуситов, что привело к Тридцатилетней войне (1618-1648). После поражения Чехии в войне церковные организации гуситов на долгое время прекратили своё существование.


Эхо «Черной смерти» и Столетней войны слышно и в крестьянских восстаниях XIV в.

Освобождение крестьян

Крестьянское хозяйство все больше начинало втягиваться в развивающуюся торговлю. Сеньоры тоже должны были лучше приспособить свое хозяйство к рынку. Прежде всего они стали заменять барщину оброком. Замена барщины оброком сопровождалась в Европе и освобождением крестьян от личной зависимости. Уже в XIII в. стали свободными многие итальянские и французские крестьяне.

Дело в том, что проку от личной зависимости крестьян становилось все меньше. Многовековой обычай устанавливал, сколько дней в году должен тот или иной серв работать на поле господина. Но чтобы совершенствовать производство, нужно резко повысить интенсивность труда. И в этом случае нанятые за плату работники оказываются выгоднее собственных зависимых крестьян. Собственные сервы требовали немалой заботы, нанятые за плату трудились столько, сколько и когда было нужно.

Разумеется, освобождение крестьян не было просто актом милости. Обычно от «освобождающихся» требовали такой выкуп, что он грозил разорить крестьянина. Иногда крестьяне отказывались от подобной «свободы». Но все-таки количество свободных крестьян начинает постепенно расти.

Труд стал дороже

«Черная смерть» привела к сокращению населения не только в городах, но и в деревнях. Стоимость рук наемника-батрака выросла в несколько раз - людей мало. Сеньоры не понимали, что в данном случае действует естественный экономический закон, и требовали от правительства запретить наемным работникам просить за свой труд больше, чем до чумы. Такие законы действительно были изданы в Англии и Франции, Португалии и Испании... Но воплотить их в жизнь оказалось нелегко. Протест у крестьян вызвали попытки сеньоров вновь втянуть в личную зависимость только что освободившихся крестьян или прекратить освобождение там, где оно только начиналось.

Крестьяне были недовольны еще и тем, что видели, как сеньоры хотят получить все выгоды от продажи на рынке того, что они производят. Среди крестьян к тому времени было уже немало достаточно состоятельных людей, которые и сами могли бы неплохо торговать.

Положение крестьян в Англии и Франции в XIV в. значительно ухудшилось во время Столетней войны. Французских крестьян разоряли бесконечные стычки и рейды враждующих армий. В Англии хотя военные действия и не велись, но правительство требовало все новых и новых податей на войну. Да и армия у англичан состояла прежде всего из крестьян, которые поэтому были вынуждены оставлять свои хозяйства.

Эти причины привели к двум крупнейшим крестьянским восстаниям, разразившимся именно в Англии и Франции в XIV в.

Жакерия

Северная Франция уже к середине XIV в. почувствовала всерьез все тяготы войны. Последней каплей стало требование французских властей к крестьянам заняться работами по укреплению замков. В мае 1358 г. в ответ на это к северу от Парижа вспыхнуло восстание. Оно быстро охватило многие земли северо-восточной Франции. Восставшие говорили, что они стремятся «искоренить дворян всего мира и сами стать господами». Различий между английскими и французскими дворянами они не делали. С чрезвычайной жестокостью обращались повстанцы и с семьями своих врагов. Десятки замков были разрушены и разграблены, налоговые документы и перечни повинностей крестьян сожжены. Французские сеньоры презрительно именовали всех крестьян «жаками». «Жак-простак» - обычное собирательное прозвище крестьянина того времени, - то же, что «мужлан»,- поэтому и восстание, внезапно обрушившееся на север Франции, получило название «Жакерия».

Французские сеньоры не сразу смогли справиться с первоначальной растерянностью. Но затем они собрались с силами и со всей жестокостью обрушились на мятежников.

Восстание Уота Тайлера

Через четверть века, в 1381 г., подобное произошло и в Англии. Здесь поводом для возмущения послужил новый налог, введенный королем и парламентом для продолжения войны против Франции. Крестьяне убили нескольких сборщиков этой подати - и мятеж охватил чуть ли не половину королевства. Крестьяне обрушились на замки и дома рыцарей и баронов, на монастыри. Восставшие повторяли давнюю поговорку: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?» - и надеялись, уничтожив дворян, вернуться к исконному равенству «времен Адама и Евы». Крестьянское воинство во главе с кровельщиком Уотом Тайлером вошло в Лондон. Запылали дома знатных людей, придворных вельмож. Казни следовали одна за другой. Одним из первых погиб архиепископ Кентерберийский.

Молодому королю Ричарду II пришлось пойти на переговоры с повстанцами. Тяжело было ему притворяться другом «мужланов», но король, понимал, чтобы спасти положение, можно использовать только слепую веру мятежников в «доброго и справедливого государя». Нужно было выиграть время, пока королевские войска подойдут к Лондону.

Ричард II раздавал обещания крестьянам, чтобы их успокоить. Многие из них после встречи с королем действительно разошлись по домам, особенно те, что были побогаче. Бедняки во главе с Уотом Тайлером требовали от короля новых уступок. И тогда на новых переговорах с Ричардом II Уот Тайлер был убит одним из приближенных короля. (Кстати, точно так же, во время переговоров погиб и вождь крестьян во Франции в 1358 г.) Знать не считала, что при обращении с восставшими крестьянами нужно соблюдать те же нормы кодекса чести, что и в бою с рыцарями. Чтобы «образумить мужиков», годились любые способы.

Убийство Уота Тайлера вызвало растерянность среди крестьян. А вскоре последовала и обычная кара. Королевские отряды рассеялись по всей стране, наказывая всех, кто оказался замешанным в мятеже.

Кто же выиграл?

Что, кроме тяжких жертв с обеих сторон, принесли многочисленные крестьянские восстания XIV-XV вв., о двух из которых (самых известных) было рассказано? Как бы ни лютовали победители, они понимали, что не стоит снова переступать черту в своих требованиях к крестьянам, ту черту, за которой приходит конец терпению «мужика». Теперь освобождение крестьян пошло гораздо быстрее и легче, чем раньше. Спустя сто лет после восстания Уота Тайлера лично зависимые крестьяне в Англии стали редкостью. А ведь мятежники требовали прежде всего именно свободы. Не менее важно и то, что крестьяне смогли отстоять свое право самим иметь дело с рынком, не прибегая к обременительному «посредничеству» своих сеньоров. А это означало, что постепенно слой зажиточных крестьян начал увеличиваться. Сеньорам пришлось понять, что пора искать новые способы пополнить свой карман. Сверх определенного предела от крестьян нельзя было добиться ничего, кроме мятежа. Тогда одни сеньоры стали больше заниматься предпринимательством, другие предпочли пойти на службу к королю за жалованье и в надежде достичь доходных придворных должностей. Главное, что крестьянское хозяйство могло теперь развиваться без особых помех. А именно оно составляло основу всей европейской экономики.

Жан Фруассар о Жакерии

Вскоре после освобождения короля Наварры случился удивительный и великий мятеж во многих областях королевства Франции, именно: в Бовэзи, Бри, на Марне, в Лаоннэ, Валуа и по всей стране до Суассона. Некие люди из деревень собрались без вождя в Бовэзи, и было их вначале не более 100 человек. Они говорили, что дворянство королевства Франуии - рыцари и оруженосцы - опозорили и предали королевство и что было бы великим благом их всех уничтожить. И тому, кто так говорил, каждый кричал: «Истинную правду он сказал: позор тому, кто будет помехой истреблению дворян всех до последнего!» Потом собрались и пошли в беспорядке, не имея никакого оружия, кроме палок с железными наконечниками и ножей, прежде всего к дому ближайшего рыцаря. Они разгромили и предали пламени дом, а рыцаря, его жену и детей - малолетних и взрослых - убили...

Так они поступили со многими замками и добрыми домами и умножились настолько, что их уже было добрых 6 тыс.; всюду, где они проходили, их число возрастало, ибо каждый из людей их звания за ними следовал; рыцари же, дамы, оруженосцы и их жены бежали, унося на своей шее малых детей, по 10 и по 20 миль до тех пор, пока не считали себя в безопасности, и бросали на произвол судьбы и свои дома, и имущество. А эти злодеи, собравшиеся без вождя и без оружия, громили и сжигали все на своем пути, убивали всех дворян, которых встречали... как бешеные собаки. Поистине, ни христиане, ни сарацины никогда не видали таких неистовств, какими запятнали себя эти злодеи. Ибо, кто более всех творил насилий и мерзостей, о которых и помышлять-то не следовало бы человеческому созданию, те пользовались среди них наибольшим почетом и были у них самыми важными господами... Выбрали короля из своей среды, который, как говорили, происходил из Клермона в Бовэзи, и поставили его первыми, над первыми. И величали его, короля, Жак Простак. Они сожгли и начисто разгромили в области Бовэзи, а также в окрестностях Корби, Амьена и Мондидье более 60 добрых домов и крепких замков, а если, бы Бог не пришел на помощь Своей благостью, эти злодеи так бы размножились, что погибли бы все благородные воины, святая церковь и все зажиточные люди по всему королевству, ибо таким же образом действовали названные люди и в области Бри, и в Патуа.

Из анонимной хроники аббатства св. Марии в Йорке о восстании 1381 г.

И когда король прибыл со своими людьми, он стал с ними к востоку, возле госпиталя св. Варфоломея, дома каноников, а общины стояли к западу в боевом порядке в большом числе. В это время подъехал мэр Лондона Уильям Уолуорс, и король велел ему отправиться к общинам и сказать, чтобы их предводитель явился к нему. И когда он, по имени Уот Тайлер из Мэдстона, был позван мэром, он подъехал к королю с большой учтивостью, сидя на небольшой лошади, чтобы его могли видеть общины. И он сошел с лошади, держа в руке кинжал, который он взял у другого человека. И когда он сошел, он взял короля за руку, наполовину согнул колено и крепко и сильно потряс кисть руки, говоря ему: «Будь спокоен и весел, брат! Через какие-нибудь две недели общины будут хвалить тебя еще больше, чем теперь, и мы будем добрыми товарищами». А король сказал названному Уоту: «Почему вы не хотите отправляться в ваши места?» Тот отвечал с большой клятвой, что ни он, ни его товарищи не уйдут до тех пор, пока не получат грамоту такую, какую они хотят получить, и пока не будут выслушаны и включены в грамоту такие пункты, каких они хотят потребовать, угрожая, что лорды королевства будут раскаиваться, если они (общины) не получат пунктов, каких они хотят... На это король спокойно ответил и сказал, что все, что может, он честно им пожалует, оставляя за собой регалию своей короны, и велел ему отправляться в свой дом без дальнейшего замедления.

В это самое время один слуга из Кента, находившийся среди людей свиты короля, пробился посмотреть названного Уота, предводителя общин, и, когда он его увидел, он сказал во всеуслышание, что это величайший вор и разбойник во всем Кенте... И за эти слова названный Уот хотел нанести ему удар своим кинжалом и убить его в присутствии короля. Поэтому мэр Лондона, по имени Уильям Уолуорс, стал укорять названного Уота за это насилие и неуважительное поведение в присутствии короля и арестовал его. И за этот арест названный Уот в большом раздражении ударил мэра в живот. Но, как было угодно Богу, названный мэр носил кольчугу и не потерпел никакого вреда, но, как человек смелый и мужественный, извлек свой меч и ответил названному Уоту сильным ударом в шею и еще раз сильным ударом в голову. Во время столкновения один слуга королевского двора извлек свою шпагу и ударил его два или три раза в живот и ранил его насмерть. И названный Уот пришпорил лошадь, крича общинам, чтобы они отомстили за него; и лошадь пронесла его каких-нибудь восемьдесят шагов, и тут он свалился на землю полумертвый... И мэр... велел обезглавить его, и так окончил его преступную жизнь. И велел мэр насадить его голову на кол и нести перед собой к королю, который находился в поле. И когда увидел король сказанную голову, он велел принести ее поближе к нему, чтобы привести в замешательство общины, очень благодарил названного мэра за то, что он сделал. И когда общины увидели, что их предводитель Уот Тайлер умер таким способом, они пали на землю среди пшеницы, как люди обескураженные, громко умоляя короля о прощении им их преступлений.