Дедушка мазай и зайцы кратко. Урок литературного чтения на тему " дед мазай и зайцы". Эпизод с половодьем

Николай Алексеевич Некрасов - поэт, у которого детская поэзия явилась новой вехой в творчестве. Поэт прекрасно понимал, какую огромную роль в становлении личности ребенка и её личностных качеств играет детское чтение. Николай Некрасов посвятил свои произведения той группе людей, на которую он возложил ответственность за судьбу Родины, - простому, крестьянскому чаду. Очередное творение Николая Некрасова, появившееся в детском чтении, - "Дедушка Мазай и зайцы". Основной темой данного стиха является трепетное отношение к природе, добродушие по отношению к живым существам.

Дед Мазай повествует о том, как в весеннюю пору, при половодье, подбирая зайчишек, плыл он по реке. Первым делом Мазай подбирает зайцев с островка, на котором те стояли, дабы не увязнуть в разливающейся повсюду воде. Немного позже дед снял зайца с пня, затем из-за преизбытка в лодке зверюшек, зацепил багром бревно вместе с обитающими на нём зайцами.

В данном стихотворении Николай Некрасов, во всей красе показывает маленькому читателю простую жизнь, её поэзию, прививает уважительное отношение и любовь к крестьянскому люду, описывает необычайную доброту таких редких натур как дедушка Мазай.

Деду Мазаю свойственна настоящая любовь ко всему живому. Он предстает перед читателем как подлинный альтруист, которому доброта и щедрость не дают наблюдать за горем, обрушившимся на зайцев. В произведении находятся эпитеты и сравнения.

В стихотворении про старого, добродушного Мазая и зайцев есть использование доброго юмора, прослеживается большая и искренняя любовь ко всему живому. Речь деда Мазая - речь настоящего человека-гуманиста, поистине хорошего охотника. Она не утомляет маленьких читателей, ибо его внимание переносится с объекта на объект. Тут присутствуют и точные замечания, о том как поет пеночка, и уханье удода. Вниманию читателя представляется и простецкий анекдот о неведомом Кузе - человеке известном тем, что сломал курок у ружья; об ином охотнике, который на охоте, чтобы руки не мерзли, при себе всегда имел горшочек с углями.

Стихотворение Некрасова "Дед Мазай и зайцы" понравится маленькому читателю. Оно даёт урок разумной и большой любви ко всему живому, к нашей хрупкой и беззащитной природе, прекрасные картины которой даны в произведении. Литератор не стремится пренебречь различными жестокими описаниями, он с большим доверием относится к уму и чувствам юного читателя.

Вариант 2

Разнообразие творческих направлений отличает творчество Н.А.Некрасова. Развитие человеческой личности начинает формироваться с детских лет и для писателя важно, что бы дети учились доброте, любви к окружающему. Эта основная тема произведений Некрасова для детей.

Самым известным детским творением великого поэта является поэма «Дедушка Мазай и зайцы». Произведение создано в 1870г. События поэмы происходит после подписания манифеста о возвращении из ссылки бывших декабристов. Литераторы видели в главном герои, вернувшимся в дом сына, черты лица Волконского и характер Бестужева. Образ дедушки получился собирательным, но очень ярким и свободолюбивым.

Описание главного героя писатель преподносит глазами его внука Александра. Первое знакомство с дедом было у Саши визуальное. Он видит портрет с изображением молодого героя Отечественной войны. Родители прямо не говорят о судьбе дедушке, но они дают понять мальчику, что он честный, смелый и порядочный человек.

Появление в жизни Александра деда Мазая вносит в его жизнь множество интересных рассказов, учит мальчика смотреть на окружающий мир другими глазами. Дедушка поучает внука с добротой, рассказывая о простой крестьянской жизни, о природе родного края. Его повествование наполнено без граничной любовь к людям и всему живому.

В глазах мальчика дедушка настоящий герой. Он в половодье спасает несчастных зайцев, обреченных на смерть от приближающейся воды. Дед относится к зверькам как к людям, разговаривает с ними. Мазай ласково относится к деревенским ребятишкам, ведет на равных разговор в простыми мужиками, поет народные песни. Человек с широкой русской душой, дед не сидит не месте. Он старается помочь по хозяйству: копает в огороде, плетет, помогает управляться с ребятишками.

Прекрасно описание родной природы. В пении птиц, скрипе сосны, в дожде чувствуется отношение самого автора к происходящему. Красоту природы подчеркивают множество используемых эпитетов и сравнений.

Но не все в жизни так прекрасно. Дед рассказывает об отрицательной стороне жизни. Чиновники, военные командиры, знать, которые не дают людям жить счастливо. При описании используются множество эпитетов, гиперболы, метафоры. Что подводит к мысли о необходимости реформ в стране и несмотря на то, что автор прямо не говорит, но читателю не стоит труда понять, что дело декабристов продолжается. За справедливость необходимо бороться- основной подтекст поэмы.

Всего в произведении 22 небольшие главы. Простой, разговорный стиль повествования делает произведение понятным читателю разного возраста. Достигается это с помощью перекрестной рифмовки, когда женская рифма переходит в мужскую рифму.

Некрасов тонко чувствует детскую душу, к сложным вопросам человеческих отношений он подходит психологически тонко, не раня маленькую, еще несформировавшуюся личность. Его любовь к живому миру, людям передается невольно и читателю.

Анализ стихотворения Дедушка Мазай и зайцы по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Целый мир от красоты Фета

    Литературные критики, как правило, связывают стихотворение Фета Целый мир от красоты.. с его статьей на тему стихотворений Тютчева, в которой поэт рассматривал не только произведения своего современника

  • Анализ стихотворения Мандельштама Век

    События Октябрьской революции очень трагичны и кровавы. Многие из этих действий оставили неизгладимый отпечаток на личности многих авторов, в том числе и великого поэта Осипа Мандельштама.

  • Анализ стихотворения Я последний поэт деревни Есенина

    Весьма амбициозно и своенравно называть себя последний поэт деревни, но когда Есенин восклицает Я последний поэт деревни, он говорит не только про собственную личность, оно говорит об ушедшей, эпохе

  • Анализ стихотворения Осень Есенина

    Сергей Александрович Есенин, один из тех писателей, которые, очень много своих произведений писали о природе. Он был родом из деревни, именно это было причиной его большой любви к матушке природе.

  • Анализ стихотворения Творчество Ахматовой

    Произведение является составной частью поэтического сборника «Тайны ремесла», основной целью которого поэт представляет описание творческой процесса и объяснение появления поэтических строк.

(Программа 21 век, учебник “ Литературное чтение, уроки слушания” 1 класс авт. Л.А. Ефросинина)

Цель урока: Познакомить учащихся со стихотворением Николая Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”.

1.Образовательные: формировать умение слушать художественное слово и чувствовать красоту родной природы; учить выражать свое отношение к произведению, герою и описанным событиям; учить выражать свою читательскую точку зрения; учить коллективной работе в группе и взаимодействию друг с другом в группе.

2.Развивающие: развивать внимание, аккуратность, выразительность чтения, словарный запас.

3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и животным; повторить правила поведения весной во время таяния снега и льда.

4.Оборудование: Мультфильм “Дедушка Мазай и зайцы” (По мотивам стихотворений Н. Некрасова; реж.-пост. Г. Тургенева, худ. Н. Павлов, муз. оформл. Е. Черницкая. Производство Свердловской киностудии 1980г), цветные карандаши и фломастеры; карточки с заданиями, кроссворд; иллюстрации; заголовки на доску; слова на доску.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

Проверить готовность к уроку.

Напомнить о правильной посадке.

2. Повторение пройденного, проверка домашнего задания.

Ребята! Давайте вспомним, какое произведение мы слушали на прошлом уроке? Покажите модель обложки к этому стихотворению.

(Вывешиваю модель обложки на доске). (Приложение 1)

О чем это стихотворение? (о временах года).

Назовите их. Вывешиваю на доску названия времен года. (Приложение 2 – заголовки к временам года – лето, осень, зима, весна).

Дети читают отрывок из произведения Трутневой “Когда это бывает?” к каждому времени года.

Пока дети читают отрывки стихотворения, один ребенок у доски получает конверт со словами – явлениями природы в разные времена года, которые он должен правильно соотнести с карточками на доске.

Молодцы ребята. Вы все справились хорошо с заданием.

3.Знакомство с новым произведением.

Ребята! А какое время года наступило сейчас? (весна)

А давайте вспомним, что бывает на реках и озерах весной, когда разливаются реки? Кто назовет эти явления природы? (Ледоход, Наводнение, Половодье) вывешиваю иллюстрации (Приложение 3).

Сегодня мы с вами побываем в гостях у дедушки Мазая и узнаем о том, что бывает каждую весну в его деревеньке. А поможет нам в этом замечательный русский поэт Николай Некрасов (вывешиваю потрет).

Но прежде чем отправиться в гости, давайте познакомимся с трудными словами, которые нам встретятся.

Словарная работа

СИЛКИ - приспособлении е в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных. (вывешиваю картинку)

АРШИН – старорусская мера длины (вывешиваю картинку)

САЖЕНЬ – старорусская мера длины (вывешиваю картинку)

ЗИПУН – Старинная верхняя одежда крестьян, типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета (вывешиваю картинку).

БАГОР – длинная палка с загнутым металлическим крюком. (вывешиваю картинку)

ГУТОРИТЬ – говорить.

ГОРЕМЫКА – слово образовано из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать. (Приложения , , )

Ну что, хотите попасть в гости к дедушке Мазаю? Тогда слушайте. (Начинаю читать отрывок из стихотворения)

Вопросы по прослушанному

Кто приехал в гости к деду Мазаю?

Почему вся деревенька весною всплывает?

Ну а теперь давайте посмотрим, что было дальше. (Смотрим мультфильм)

4. Беседа по первичному восприятию.

В какое время года происходят события, описанные Некрасовым?

Почему в этой деревеньке все дома на высоких столбах?

Кому помог дедушка Мазай?

Почему дедушка Мазай решил помочь зайцам?

Как дед Мазай относился к животным? Докажите.

А как вы относитесь к деду Мазаю? (спросить по группам)

5. Физкультминутка. (про зайцев)

6. Закрепление пройденного (работа в группах)

Каждой группе даю иллюстрацию и отрывок из прослушанного стихотворения. (Приложения , 8).

7. Физкультминутка.

8. Итоговая работа в группах.

1группа - Раскрась и дорисуй иллюстрацию. Приложение 9.*

2 группа – Аппликация (Работа с учителем ИЗО).**

3 группа- Разгадывание кроссворда. Приложение 10 .

4 группа- Работа с моделью обложки (выбрать нужную модель и оформить ее). Приложение 11 .

9. Итог урока.

Понравился ли вам урок?

С кем мы познакомились?

У кого в гостях побывали?

Кому помог дед Мазай?

Чему научил вас дедушка Мазай?

Что мы делали на уроке?

Какое задание особенно понравилось?

А теперь давайте посмотрим, сколько фишек заработала каждая группа?

Приложение 9

* Иллюстрация взята и увеличена (формат А3) из рабочей тетради, Урок 43 (Литературное чтение уроки слушания 1 класс – автор Л. А. Ефросинина) к произведению “Дедушка Мазай и зайцы”.

** Была заготовлена картина к произведению Н.А. Некрасова “Наводнение” и отдельно фигуры – Дедушка Мазай, лодка и зайцы. Дети должны были расположить правильно персонажей данного произведения.

«Дедушка Мазай и зайцы» Некрасов

« Дедушка Мазай и зайцы » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Поэма «Дедушка» написана Некрасовым в 1870 г. Она описывает приезд старого декабриста в усадьбу сына. Начало действия поэмы относится к 1856 году, когда был издан манифест, возвращавший декабристов из ссылки.

Образ дедушки собирательный. Прототипом считают Сергея Волконского, вернувшегося 68-летним стариком, всё ещё красивым и статным. Разжалованный генерал Волконский любил беседовать с мужиками, а крестьянские дети звали его дедушкой. Прототипом считается также темпераментный Михаил Бестужев, с которым Некрасов общался в 1869 г.

Поэма посвящена З-н-ч-е (Зиночке), то есть Зинаиде Николаевне Некрасовой, гражданской жене Некрасова.

Литературное направление, жанр

«Дедушка» - реалистическая поэма. По цензурным соображениям Некрасов не говорит прямо, что дедушка - декабрист. Герой мечтает о свободе и богатстве народа, обещая крестьянам, солдатам, что скоро им будет жить легче (намёк на реформы Александра ІІ).

Образ главного героя

Читатель видит дедушку глазами внука. Сначала Саша замечает портрет молодого генерала (очевидно, войны 1812 года). Затем узнаёт от родителей, что дедушка окружён какой-то печальной тайной. Потом мамаша открывает Саше, что дедушка добрый, смелый и несчастный. Приехав издалека, дедушка объявляет, что со всем примирился. Но дальнейшие события позволяют предположить, что это не так. Дедушка живёт мыслью о мести, призывает Сашу дорожить честью и отомстить за обиды. Он подобен библейскому герою, пострадавшему за народ: сын падает ему в ноги, мать Саши расчёсывает седые кудри, Саша спрашивает о ранах на руке и ноге.

Портрет описан с помощью эпитетов: «Древен годами, но ещё бодр и красив». У дедушки целые зубы, твёрдые поступь и осанка, белые кудри, серебряная борода, святая улыбка.

Библейскую природу образа дедушки подчёркивают перепевы героем библейских фраз: «Имеющий уши да слышит, имеющий глаза да видит».

На родине дедушка гуляет с внуком, восхищается природой, сравнивая её с глухой, унылой, безлюдной природой места ссылки, «гладит крестьянских ребят», толкует с мужиками. Он не может сидеть без работы: пашет, копает гряды, переплетает, тачает.

Дедушку приближает к народу песня. Он поёт о декабристах, об их ссылке. Некрасов тоже пел «о Трубецкой и Волконской»: его поэма «Дедушка» открывала цикл поэм о декабристах.

Сокровенные мысли Некрасов доверил дедушке: успешна та страна, в которой населению присуща не тупая покорность, а сила, единодушье и разум. Некрасов словами дедушки взывает к читателю: «Горе стране разорённой, горе стране отсталой».

Отрицательные образы поэмы

Чиновники и господа давят из народа сок (метафора), подьячие подлые (эпитет), выходят в поход против войска, казны и народа (метафора), алчная стая хищников (метафора и эпитет) готовит гибель отчизне, «стоны рабов заглушая лестью да свистом бичей» (метафора). Военный начальник зверствует, душу вколачивает в пятки, так что зубы сыплются градом, даже дышать в строю не позволяет (гиперболы).

Тема, основная мысль и композиция

Тема поэмы - передача новым поколениям истинных, с точки зрения автора, ценностей (свобода и счастье народа, процветание страны).

Основная мысль: дело декабристов не погибло. Его продолжат следующие, правильно воспитанные, поколения.

Поэма состоит из 22 главок, многие заканчиваются рефреном: «Вырастешь, Саша, узнаешь...». Другие - риторическими вопросами: «Кто же имеющий душу мог это вынести? Кто?»

Действие поэмы занимает несколько лет. Оно начинается с вопроса маленького Саши о портрете дедушки. Дедушка рассказывает внуку о произволе помещиков былых времён (очевидно, до восстания декабристов), обобщая его: «Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг». Заканчивается поэма готовностью Саши узнать печальную быль. Ему хватает и знаний, и сердечного расположения: «Глупых и злых ненавидит, бедным желает добра». У поэмы открытый финал.

Во вставных эпизодах дедушка рассказывает Саше историю об утопическом поселении, которое он встретил в Сибири, в Тарбагатае. Раскольников сослали в пустынное место, и уже через год там стояла деревня, а через полвека вырос целый посад: «Воля и труд человека дивные дивы творят».

Размер и рифмовка

Поэма написана трёхстопным дактилем. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Произведение о том, как добрый охотник помог зайцам - это не просто стихотворение об охотнике, с которым произошел интересный случай. В этом произведении Н. Н. Некрасова чувствуется призыв к тому, что нужно беречь и уважать природу. О проявлении бережного отношения к окружающей среде можно прочитать в кратком содержании "Дед Мазай и зайцы".

Особенности творчества Некрасова

Прежде чем ознакомиться с кратким содержанием "Дед Мазай и зайцы", нужно рассмотреть особенности творчества известного поэта. Чем его творчество отличается от других? Николай Некрасов близко к сердцу принимал трудности крестьянской жизни. И его забота о простом русском народе чувствуется практически во всех его творениях.

Некрасовские стихотворения были посвящены описанию жизни крестьян: их быта, проблем, образа жизни. Поэт активно использовал в своих произведениях народный разговорный язык, благодаря чему герои его историй кажутся живыми. Сочетая разговорный стиль и фразеологизмы, Некрасов значительно расширил поэтические рамки.

Образ дедушки как сторожа леса

В кратком содержании "Дед Мазай и зайцы" следует более подробно остановиться на основном действующем лице. Старый охотник Мазай - это добрый простой человек, который охотится не ради удовольствия. Его огорчает то, что люди перестали проявлять должное уважение к природе и не заботятся о ней. По мнению Мазая, нужно с любовью относиться не только к животным, но и к самой маленькой травинке.

Дедушка Мазай любил край, в котором он жил. Его можно сравнить с "хранителем" леса и природы: для него все лесные жители - его друзья. Дед Мазай показан добрым и сердобольным человеком. В кратком содержании "Дед Мазай и зайцы" основное внимание будет уделено эпизоду с зайцами. Если вы решите ознакомиться с произведением в полном варианте, то прочитаете красивое описание природы.

Эпизод с половодьем

Рассказчик приезжает к своему другу Деду Мазаю в деревню каждый год. В один из вечеров их настигает сильный ливень и они укрываются в сарае. Охотник рассказывает истории и рассказчику запомнился эпизод о спасении зайцев. Весной было половодье, Мазай поплыл на лодке за дровами. На обратном пути он видит, что на островке, окруженном водой, находятся зайцы. Дедушка решает их спасти и забирает к себе в лодку. По пути он помогает и другим длинноухим друзьям.

Так они добираются до берега. Жители смеются над тем, что сделал охотник. Мазай просит зайцев не попадаться ему зимой на охоте, потому что в другое время года он на них не охотится. Двоих зайчат он вылечил и отпустил в лес.

Это было краткое содержание "Дед Мазай и зайцы" Некрасова. С помощью этой истории поэт хотел призвать людей бережно относиться к природе.

Конспект урока по чтению

Тема урока: Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Цель: Учить воспринимать содержание поэтического п р оизведения .

Задачи:

1. Познакомить с произведением Н.А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы".

2. Учить правильному осмысленному выразительному чтению.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, выставка книг, портрет.

Ход урока:

1. Введение в тему

Сегодня на уроке мы продолжим тему природы и познакомимся еще с одним из произведений Н.А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы".

С какими произведениями Н.А. Некрасова вы уже знакомы?

2. Подготовка к первичному чтению

а) Рассказ учителя о творчестве Н.А. Некрасова, знакомство с его произведениями (выставка книг).

Н.А. Некрасов провел свое детство в деревне, около реки Волги. Будучи мальчишкой, он убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал с ними грибы, ягоды. Мальчик был рад проводить дни с утра до вечера под открытым небом, в лесах, полях.

Любовь к лесам, полям своей Родины, к ее снегам и морозам, к ее "зеленому шуму" зародилась у него еще в детские годы.

Посмотрите, ребята, ка хороша русская природа! Она украшает нашу жизнь. Сколько радости она нам доставляет! С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек! Очень любил Н.А. Некрасов родную природу и ей посвящал свои стихи. В них он воспевал ее красоту, величие, богатство.

Ребята, скажите, богатства природы вечны? Мы можем ими пользоваться бесконечно долго?

Да, люди должны беречь природные богатства Родины, правильно их использовать, заботится, чтобы природа не истощалась и еще долго-долго служила людям и украшала жизнь.

Н.Некрасов описывает тот промежуток времени, когда основной лед уже прошел, а вода еще не спала - она затопила поля, леса, даже деревни, то есть о половодье, а животные во время половодья нуждаются в помощи.

Послушайте, что же однажды увидел, а потом описал Н.А. Некрасов.

3. Работа над текстом.

а) Первичное чтение (Просмотр презентации "Дедушка Мазай и зайцы").

б) Беседа по прочитанному.

О каком интересном случае рассказал дед Мазай?

Кто главные герои этого произведения?

Когда этот случай произошел?

Кто рассказывает эту историю?

в) Чтение стихотворения детьми.

г) Словарная работа.

Уточнение смысла слов: разболтался, болотистом, в пятеро больше, кабы сетями, гинут, баграми.

д) Анализ прочитанного.

О каком событии рассказал Некрасов в этом отрывке?

А что такое половодье?

Какой вы представляете себе деревеньку, в которой происходят события?

А к какому жанру относится данное произведение?

Почему Мазай отправился за дровами на лодке?

Что увидел дед? Как он поступил?

Как дед Мазай обращается с зайцами?

О какой черте характера Мазая говорится в этой части?

Найдите в тексте слова, которые указывают на то, как дед относится к животным?

С каким ласковым словом обращался Мазай к длинноухим серым существам?

Физминутка

Скачет зайка по опушке (сидя за столом)

Возле заячьей избушке (встают)

Ищет он грибы, волнушки (наклоны в стороны)

Чтоб засаливать в кадушке.

Ни горькушки, ни серушки (повороты)

Сел и с горя чешет ушки

У избушки на опушке (кивают головой)

. 4. Закрепление изученного.

Как сельчане отнеслись к поступку деда Мазая?

Прочитайте совет деда Мазая зайцам.

Давайте поиграем в Мазая. Кто хочет быть Мазаем? Автором?

Чтение по ролям. Инсценирование отрывка "Спасение зайцев".

5. Итог урока.

- Понравился ли вам дед Мазай?

- Как бы вы поступили в данной ситуации?

Кто из некрасовских героев нам показывает пример в охране всего живого?

Вывод: Наш идеал - дедушка Мазай. Он - охранитель природы, защитник своей Родины. Охранять природу – значит охранять Родину.