Конспект занятия по валеологии. Занятие по валеологии Конспект по валеологии ст гр

Цель:
— Сформировать у детей желание заботится о своём здоровье.
Задачи:
— Закрепить знания детей о пользе витаминов для здоровья человека. Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания.
— Сформировать понятия детей о пользе продуктов содержащих витамины.
-Формировать познавательный интерес, развивать внимание, активный и пассивный словарь.

Предварительная работа:
Беседы, иллюстрации: овощей, фруктов, ягод. Стихи и загадки о овощах, фруктах и ягодах.
Чтение рассказов и сказок о пользе овощей.

Материал:
Ноутбук, презентация « Путешествие в городок витаминов», книжка с иллюстрациями витаминосодержащих продуктов, мешочки с овощами и фруктами, кусочки овощей и фруктов для дегустации.

Ход занятия:

Ребята, наступила осень и на улице становится холодно, и наши ребята стали болеть. Сегодня мне позвонил папа Полины и сказал, что она плохо себя чувствует. Мы будем скучать за Полиной.

А можем мы помочь Полине быстрее выздороветь?

Она плохо себя чувствует и мало получает витаминов.

А вы знаете, что такое витамины?

А где мы можем узнать о витаминах? (из книг, из энциклопедии и компьютера).

Витамины – специальные вещества необходимые для нормальной жизнедеятельности организма человека.

Давайте сегодня отправимся в город витаминов. Закройте глаза и с помощью волшебной палочки:
«Раз, два, три» — вы попали в маленький городок. Город «Витамин».

Ребята, а вы знаете в чем живут витамины? (в продуктах, овощах, фруктах и ягодах)

Смотрите ребята, здесь дом под буквой А .

В каких продуктах содержится витамин А?

Для чего он нужен?

Витамин А – очень важен для зрения и роста. Содержится в морковке, дыне, красном перце, сливочном масле, тыкве, помидорах, яйцах, петрушке, в листьях салата и шпинате.

Следующий домик с буквой В

В каких продуктах содержится витамин В. И для чего он нужен?

Витамин В — помогает работе сердца, а содержится в молоке, рисе, изюме, твороге, сыре, в бананах мясе, хлебе, в овсяной и гречневой каше.

Следующий дом с буквой Д.

В каких продуктах содержится витамин Д, и чем полезен?

Витамин Д – делает наши руки и ноги крепкими.

А содержится он в молоке, яйцах, в рыбьем жире, печени трески и в лучах солнца, поэтому нужно больше гулять.

У нас сегодня последний домик с буквой С.

Этот витамин, чуть ли не самый важный, он защищает от простуды.

Содержится он в апельсинах, лимонах, ягодах, редьке, репке, капусте, луке, картофеле.

Если витамина С не хватает или мало, то человек быстро устает и будет часто болеть.

Ребята, мы теперь можем помочь Полине быстрее выздороветь./ответы/

Когда вернемся в садик нарисуем ей полезные продукты, чтобы она их ела и быстрей выздоравливала.

Физминутка“Овощи”.

Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)
Дети овощи учили. (Прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)
Помидорка, чесночок. (Хлопки в ладоши)

Сегодня мы познакомились только с некоторыми витаминами, а их очень много. Мы еще будем с вами знакомиться и узнавать о пользе других витамин, а сейчас нам уже нужно возвращаться обратно в садик.

Ой, смотрите нам кто — то прислал письмо!/слайд, доктор/

А это письмо от нашего доктора. Прочитаем?

Правила:

1. Прежде чем сесть за стол нужно помыть руки, овощи и фрукты.
2. Нужно есть полезные продукты.
3. Надо есть медленно и не разговаривать. /чтоб не подавиться/.
4. Еду нужно хорошо пережёвывать. /тогда она лучше усвоиться/.
5. Полоскать рот после еды.
6. Обязательно соблюдайте режим, ешьте в одно и то же время. /организм привыкнет получать пищу в одно и тоже время и пища будет усваиваться быстрей/.

Хорошие правила прислал нам доктор, потом скажем ему спасибо.

Вы устали путешествовать, давайте поиграем в игру.

Игра «Полезно – вредно».

/Торт полезен? Кока-кола? Молоко? Чупа – чупс? Конфеты? Творог? Шоколад? Чипсы? И т.д.

Игра «Чудесный мешочек».

Нужно на ощупь отгадать, что это за овощ, фрукт и сказать чем полезен.

Игра « Узнай на вкус».

Сейчас вы будете дегустаторами и определите, что ты съел?

Дети закрывают глаза и пробуют на вкус кусочки овощей и фруктов. /яблоки, огурцы, помидор, капуста, лук, лимон, банан, мандарин…/

А теперь давайте нарисуем и составим книгу для Полины. Вы можете не только нарисовать полезный овощ или фрукт, но можете придумать свой рецепт. Например: салат «Витаминный» из капусты, помидор и огурцов. А можно и сок.

Молодцы ребята! Устали рисовать?

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим, (движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём, (мнут капусту)
Мы капусту солим-солим, (берут щепотку соли и солят)
Мы капусту жмём-жмём. (сгибания и разгибания кистей рук)

А сейчас давайте повторим:

— Что делает нашу еду полезной?
— Назовите полезные продукты.
— Что вы сегодня узнали?
— Назовите витамины.
— Какие правила нужно соблюдать?

Молодцы! Я думаю, что вы теперь будете стараться кушать только полезные продукты, принимать витамины, заниматься гимнастикой и вести здоровый образ жизни.

В конце стих:

Лишь полезная еда
На столе у нас всегда!
А раз полезная еда –
Будем мы здоровы? Да!

Имеется презентация, как приложение к занятию.

Презентация создана для лучшего восприятия детей занятия про витамины. Формирует начальные знания детей о полезных продуктах, здоровой и полезной пище. Позволяет закрепить навыки детей по поведению за столом, режиме питания и гигиене. (культурно гигиенические навыки)

Адресована презентация для детей подготовительного возраста 6-7 лет и остальных желающих ознакомиться с полезностью витаминов.

В презентации раскрывается значение витаминов для организма, в каких продуктах они содержаться. Наиболее интересным являются, стихотворение о витаминах с яркими иллюстрациями.

Презентация показывается во время занятия, при рассказывании темы.

Является дополнением к занятию или как самостоятельный материал.

Конспект занятия по валеологии

Тема: “Сохрани своё здоровье”

Цели: Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь. Развивать разговорную речь детей, умение употреблять антонимы, понимать смысл пословиц. Словарь: здоровье, дегустатор, закаливание, самомассаж. Прививать и воспитывать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

Оборудование: Мешочек с предметами личной гигиены, картинки с изображением зубов, ржаной хлеб, м/ф «Мойдодыр».

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Кто хочет быть здоровым? А почему вы хотите быть здоровыми? В ваших силах не только сохранить свое здоровье, но и укрепить его. Об этом и мудрые пословицы говорят:

Есть ли большая беда,

Чем болезни и нужда.

Я здоровье берегу,

Сам себе я помогу.

Давайте выучим наизусть вторую пословицу. (Заучивание).

Как вы понимаете, что такое здоровье? Здоровье – это сила, красота, когда настроение хорошее и все получается. А сейчас поговорим о том, как мы можем сами себе помочь укрепить здоровье. Как вы считаете, что вы можете сами сделать для своего здоровья? Заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня, следить за чистотой, употреблять в пищу витамины.

Пальчиковая гимнастика «Утречко»

Утречко настало, солнышко встало.

Эй, братец Федя, разбуди соседей!

Вставай, большой! Вставай, указка!

Вставай, середка! Вставай, сиротка!

И крошка Митрошка! Привет, ладошка!

Все проснулись, потянулись! Молодцы!

А теперь проверьте, стали ваши пальчики крепче, послушнее?

Вы знаете, ребята, сегодня к нам в группу заходил Мойдодыр. Он очень хотел вас увидеть. Так жалко, что Мойдодыр вас не дождался, ведь у него утром так много забот! Но он оставил вам вот этот мешочек.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дети наощупь угадывают предметы личной гигиены

(мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало,

зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказывают,

для чего они предназначены и как ими пользоваться.

Затем воспитатель читает загадки и предлагает найти

ответ среди предметов, которые дети достали из чудесного мешочка.

Отгадывание загадок

Ускользает, как живое, Хожу-брожу не по лесам,

Но не выпущу его я. А по усам, по волосам.

Белой пеной пенится, И зубы у меня длинней,

Руки мыть не ленится. Чем у волков, у медведей.

(Мыло) (Расческа)

Пластмассовая спинка, И сияет, и блестит,

Жесткая щетинка, Никому оно не льстит,

С зубной пастой дружит, А любому правду скажет –

Нам усердно служит. Все как есть ему покажет.

(Зубная щетка) (Зеркало)

Вытираю я, стараюсь, Хвостик из кости,

После ванной паренька. На спинке – щетинка.

Все намокло, все измялось – Эта вещь поможет нам

Нет сухого уголка. Чистить брюки и кафтан.

(Полотенце) (Щетка)

А еще Мойдодыр оставил нам мультфильм. Сейчас мы его посмотрим. (Просмотр м\ф «Мойдодыр»). Беседа по содержанию м\ф). Почему Мойдодыр был сердит? Про каких своих солдат говорил Мойдодыр? Что обрадовало Мойдодыра? Какой эпизод вам больше всего понравился? Почему?

Физкультминутка “Веселая зарядка”

Солнце глянуло в кроватку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку.

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Дружно делаем зарядку.

А вот еще один подарок Мойдодыра. Интересный рисунок. Что на нем изображено? Зубы. Вот на этой картинке зубы белые, веселые. А здесь темные, грустные. Каково ваше мнение, что произошло с этими зубами? Белые зубы чистят, кормят полезной пищей, а за темными не ухаживают, не чистят, кормят пищей, которая разрушает зубы. Как вы думаете, какая пища разрушает зубы? Конфеты, торты, шоколад, леденцы, мороженое разрушаю зубы. А какая пища полезна зубам? Овощи, фрукты, творог.

Дидактическая игра «Полезно – вредно»

На большом листе бумаги (доске) изображены различные продукты питания (овощи, конфеты, фрукты, чипсы, молоко, газированный напиток в бутылке, рыба, мороженое, яйца, черный хлеб и т. п.). Дети обводят зеленым маркером то, что полезно. Воспитатель объясняет почему нельзя есть чипсы и прочую вредную еду, почему сладости нужно есть умеренно.

Вспомните и назовите, какими полезными продуктами вас кормят в детском саду. (Дети перечисляют продукты из меню детского сада).

И на завтрак, и на обед, и на ужин вам дают хлеб. Особенно полезен ржаной хлеб. Сейчас мы будем дегустировать очень полезный ржаной хлеб. Дегустировать – значит пробовать. А человека, который пробует, называют – дегустатор. Повторите это слово и постарайтесь запомнить. (Дети пробуют хлеб).

Вот вы ребята говорили, что надо закаляться. А как это, что нужно делать? Послушайте стихотворение про закаливание:

Все, кто хочет быть здоров,

Закаляйтесь вы со мной.

Утром бег и душ бодрящий,

Как для взрослых, настоящий.

Чаще окна открывать,

Свежим воздухом дышать.

Руки мыть водой холодной.

И тогда микроб голодный

Вас вовек не одолеет.

А мы с вами как закаливаемся после дневного сна? Ходим босиком по коврику, смоченному соленой водой. Но закаляться нужно постепенно, разумно. Послушайте пословицы:

«Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно»

«Хочешь быть здоров – прояви волю и терпение».

Есть еще один очень простой способ закаливания, который можно делать каждый день. Это самомассаж. Послушайте это слово. Что такое «массаж»? Это поглаживание, растирание, надавливание. А первая часть слова «самомассаж» – «само», что обозначает? Что этот массаж человек делает себе сам.

Самомассаж

Лобик мыли? Щечки мыли?

Ушки мыли? Ручки мыли?

Все помыли? Чистые теперь!

Открыть к здоровью дверь!

Вы сегодня отлично занимались. Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение помогает нашему здоровью. Угрюмый, злой и раздражительный человек легко поддается болезни. А хорошее настроение и улыбка – как защита от болезней. Давайте же чаще дарить друг другу улыбки.

Доброго вам всем здоровья!

Конспект открытого комплексного занятия по развитию речи

Тема занятия: «Путешествие в сказку. « Заюшкина избушка»

(средняя группа)

Программное содержание: учить детей наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними;

Закреплять у детей конкретные представления о сезонных изменениях в природе;

Учить детей рассуждать, пользуясь вопросами и оценкой воспитателя, формировать умение отвечать на вопросы;

Обогащать словарный запас детей;

Упражнять детей в умении отгадывать загадки;

Повторить и закрепить в игровой форме знания о геометрических фигурах, о временах года, изображенных на картинах;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение действовать в команде;

Развивать у детей внимание, сообразительность, быстроту реакции, а также умение анализировать;

Постараться создать на занятии праздничное, радостное настроение.

Ход занятия:

В зал входят дети, здороваются с гостями.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку. А для начала послушайте загадку:

Прихожу с добром,

Вею теплом,

Светом солнечным красна

А зовут меня…….

О чем эта загадка? О каком она времени года? (Ответы детей)

А какие приметы весны вы знаете?

Становится теплее;

Солнце светит ярче, чем зимой и пригревает землю;

Под солнечными лучами тает снег и лед;

Небо стало голубое, высокое и чистое;

Бегут ручьи, звенит капель;

Появляется трава, цветы, распускаются листья на деревьях и кустарниках;

Пробуждаются насекомые: бабочки, жуки, муравьи, божьи коровки;

Прилетают из теплых стран перелетные птицы: ласточки, скворцы, грачи, гуси.

За шторой звенит капель

Воспитатель: дети, давайте посмотрим, где так задорно звенит капель?

Шторы открываются. Стоят две избушки, ледяная и лубяная. В лубяной сидит зайчик, в ледяной-лиса . Ледяная избушка тает-лиса остается без домика.

Лиса: дети, почему моя ледяная, красивая избушка растаяла?

Лиса проситься к зайцу погреться и выгоняет его из домика.

Заяц плачет, обращается к ребятам с просьбой помочь ему выгнать лису.

Лиса выходит из дома, закрывает его на ключ и ключ прячет в сундук. Ведущий и дети обращаются к Лисе и просят ее отдать Зайке ключ от домика.

Лиса: ладно, уговорили, отдам я Зайке ключ, если вы докажете, какие вы ловкие, быстрые, умные и сообразительные. А для начала отгадайте-ка мои загадки:

Вставайте в круг и слушайте внимательно.

Золотое яблочко

По небу катится,

С утра улыбается,

А улыбка-лучи

Очень даже горячи

(Солнышко)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой

А в рыжей шубке летом.

Без рук, без топоренка

Построена избенка.

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник)

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам, звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня.

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.

(Сосулька)

Был тугим он кулачком,

А разжался – стал цветком.

Лиса : Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали. А следующее задание будет такое:

Надо будет построить дом для скворца. Справитесь?

Воспитатель: Конечно, справимся. А чтобы было быстрее, разделимся на две команды.

Весной и солнышко светит ярче, и капели звонко стучат. Вот и у нас будет две команды: Солнышки и Капельки. (Воспитатель объясняет детям правила игры)

Лиса: Отличные получились у вас скворечники. А может вы и стихи о Весне знаете?

Дети читают стихи о Весне.

Мы построили скворечню-

Дом веселого сворца.

Мы повесили скворечню

Возле самого крыльца.

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки-

Черненькие перышки.

Звонкие капели

В апреле зазвенели.

Оседает, тает снег,

Серым стал на зайке мех.

Зима недаром злится

Прошла ее пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

У весны работы много

Помогают ей лучи

Дружно гонят по дорогам

Говорливые ручьи.

Снег теперь уже не тот-

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

в старшей группе МДОУ № 1 «Росинка»

Задачи:

  • Расширять представления детей о строении человеческого организма;
  • Дать понятие о важности человеческой руки, о тесной связи рук и мозга, о том, что с помощью рук, можно выражать различные чувства и выполнять различные действия;
  • Учить сознательно относиться к развитию своей руки;
  • Обогащать речь детей существительными, глаголами;
  • Воспитывать у детей уважение к сверстникам, умения слушать товарища во время ответа не перебивая, дополнять его ответ.

Предварительная работа:

1. Беседы на тему "Познай себя", "Сохрани свое здоровье";

2. Работа в тетрадях "Здравствуй мир";

3. Дид. игры: "В гостях у Айболита", "По правилам Мойдодыра", "Угадай, что тебе сказали руки";

4. Разучивание пословиц и поговорок, загадок по теме "человек и его окружение"

Методические приемы:

  • Водная беседа;
  • Вопросы
  • Показ иллюстраций;
  • Физ. минутка;
  • Д/и "Чудесный мешочек", "Нарисуй на ладошке".

Материал:

Модель строения человека, иллюстрации творений рук человеческих, плакат "Зоны внутренних органов на руке".

Раздаточный материал:

Су джок, ½ альбом. листа, простые карандаши, рисунки внутренних органов человека, фотографии, подушечка для краски, лупа (увеличительное стекло), силомер.

Ход занятия:

- Мир природы очень удивителен. Но самое сложное и, пожалуй, удивительное - это человек. Он может мыслить, обладает речью, трудится. Если рассмотреть строение человека, можно выделить основные части тела, которые необходимы для жизни и деятельности.

Ребята, назовите, какие части тела человека вы знаете?

Для чего человеку нужна голова?

Для чего, как вы думаете, нужны ноги, туловище, руки?

Кто ответит, что делает руками повар? (Врач, художник, водитель?)

Иногда говорят в народе «у него руки золотые». Про какого человека так можно сказать?

Золото - это какой метал? (Дорогой, ценный).

(Про человека умелого, мастера своего дела).

Если рассматривать руки человека с медицинской точки зрения, то руки называют - верхними конечностями, причем самыми подвижными.

Вместе вспомним строение руки:

плечо → предплечье → локоть → кисть

Почему так назвали? С чем сравнить можно кисть? Что расположено на кисти руки? (ладонь, пальцы)

А сейчас назовите мне органы чувств? Чем человек может уловить звук, запах, свет, цвет, вкус, тепло или холод?

- Глаза - зрение,

уши- слух,

рот - речевой аппарат,

нос - обоняние

кожа - осязание

язык - вкус;

Молодцы, ребята.

А какие вы знаете внутренние органы?

(Ответы детей - сердце, легкие, печень, почки, желудок, пищевод, селезенка).

Если у человека заболел один из органов, то здоровье может быть в опасности. В жизни можно встретить человека в очках, его называют слабовидящим, есть люди, которые не видят ничего, их называют слепыми. У этих людей очень хорошо развиты руки, пальцы очень чувствительны. Но они могут читать по определенным книгам с выпуклым шрифтом. Шрифт для слепых придумал французский ученый Брайль.

Обратите внимания на упаковку от лекарств, эти выпуклые буквы - данный шрифт.

Сейчас я предлагаю проверить ваши руки, какие они чувствительные?

Задание

Достаньте из мешочка предмет, назовите его качество: острый, гладкий, мягкий, и т.д.

А вот Мише я на ладошке нарисую фигурку, он ее передает своему товарищу. Что это было?

Что за чудо - чудеса

Раз рука и два рука

Вот ладошка левая

Вот ладошка правая

И скажу Вам не тая

Руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеют лечить,

Чуткие руки умеют дружить.

От природы встречаются люди, которые плохо слышат и поэтому не могут говорить - это глухонемые. Они объясняются друг с другом при помощи рук, жестов.

Я вам покажу несколько вариантов, а вы отгадаете, что я хотела бы сказать?

Сейчас мы с вами изобразим своими действиями то, что можно сказать словами

«Где мы были мы не скажем,

А что делали, покажем»

Молодцы!

Вы согласитесь со мной, что руки нужны людям? Они наши помощники. А как нужно заботиться о руках? Назовите правила гигиены. (Ответы детей).

Говорят, что по фотографии можно найти человека, но и по отпечаткам пальцев тоже можно это сделать. Если мы рассмотрим бороздки на пальцах рук, то они расположены у каждого по-разному.

Расположите свой отпечаток под своей фотографией, сравните их друг с другом, используйте лупу (увеличительное стекло).

- О чем сейчас пойдет речь?

Пять помощников у нас

Есть в резерве каждый раз

Лишь возьмемся мы за дело

Глянь, и дело закипело.

Бреют, клеят и стирают

И работают всегда

Быстро, ловко, господа.

(Пальцы)

У двух матерей по 5 сыновей

Годами равные, именами разные.

Взяли в руки Су Джок прокатили по ладошкам. Достали пружинки и одеваем на каждый палец, называя его по имени:

Идут четыре брата на встречу старшему.

Здравствуй, Большак

Здравствуй Васька - указка,

Гришка-серединка,

Мишка - сиротинка,

Да крошка - Тимошка!

Давным-давно в Древнем Китае, на Востоке, целители установили, что на теле человека есть 700 точек на коже, которые отвечают за здоровье внутренних органов. Они изобрели лечение без лекарств с помощью массажа и иглоукалывания.

Обведите свои ладошки, и на рисунок будете накладывать картинки внутренних органов. Постарайтесь запомнить, где это находиться, на каком пальце, ладошке.

На большой

На указательный

Между большим и указательным

На ладонях, рядом со средним

Хорошо, с заданием вы справляетесь.

Посмотрите на свои руки еще раз.

Какие они у мальчиков? (Крепкие, сильные).

Какие они у девочек? (Нежные, ласковые).

Возьмитесь все за руки, почувствуйте тепло своих рук, которые всегда придут на помощь. Мостик дружбы получился.

«Я без него как без рук» - так говорят о помощниках, умелых, творческих людях. Пусть руки ваши будут такими же.

И это относились к каждому из вас.

Цель:

Познакомить детей со строением и функцией пищеварительной системы, показать значение питания в жизни человека;

Закрепить знания о правилах питания, представление о здоровой пище;

Развивать познавательный интерес, мышечную активность, воображение детей;

Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.

Предварительная работа:

Провести с детьми беседу о режиме питания;

Экскурсия с детьми на кухню детского сада;

Познакомить детей с основными группами полезных продуктов которые необходимо употреблять в пищу.

Развивающая среда:

Таблица «Строение пищеварительной системы»; таблица «Привила питания», продукты питания для игры.

Ход занятия:

Ребята, сегодня в детский сад принесли посылку. Эта посылка адресована нашей группе. Мы вместе посмотрим от кого она и что в ней находится.

Воспитатель читает адрес на посылке и от кого: доктор Айболит.

Дети с воспитателем отрывают посылку. В посылке халат, колпак и атрибуты, которые будут использоваться на занятии, записка.

Воспитатель читает записку: «Это волшебный халат, и колпак от доктора Айболита, оденьте это и произойдет волшебное превращение. А то, что еще находится в посылке, поможет узнать много нового и интересного. (Воспитатель одевает одежду и превращается в доктора «Здоровая пища».)

Здравствуйте, дети! Я, доктор «Здоровая пища». Все живые существа питаются. Как вы думаете, для чего необходимо питание?

(Ответы детей.)

Что бы ты рос здоровым и крепким малышом, тебе нужно хорошо и правильно питаться. Все, что мы едим на завтрак, обед, ужин и в перерывах между ними, мы называем продуктами питания. Назовите, какие продукты питания вы знаете? Какие у вас любимые продукты?

(Ответы детей.)

Все мы видим пищу на столе, в кастрюле, на полке в магазине, а что с ней происходит, когда мы ее съедим: Была и нет? ...

Я предлагаю совершить необыкновенное путешествие по внутренней передвижной «кухне», которая находится внутри каждого человека. Только ответьте мне сначала на такие вопросы:

Что такое кухня?

Есть ли она в вашей квартире?

(Ответы детей.)

А наша с вами внутренняя «кухня» состоит из нескольких комнат. И в каждой «комнатке» происходят удивительные приключения с продуктами, которые мы употребляем в пищу. На этой таблице нарисована наша внутренняя «кухня».

Отправимся же путешествовать из одной «комнатки» нашей внутренней «кухни» в другую вот с этим кусочком хлеба.

Я откусываю кусочек хлеба и он попадает в первую комнату (ротовая полость или рот), где находятся зубы, язык. Во рту кусочек хлеба смачивается слюной, и мы жуем его зубами. Пережеванный и увлажненный кусочек хлеба я проглотила. Он помчался как вагончик вот по этому тоннелю (показывает по таблице пищевод). Эту узкую вертикальную трубочку называют пищеводом.

(Повторить с детьми новое слово.)

Пища быстро проходит по пищеводу. Мышцы, которые находятся в стенках пищевода сокращаются волнообразно, вот так (дети совместно с педагогом совершают волнообразные движения рукой) и проталкивают размягченный продукт. Это похоже на то, как мы с вами выдавливает зубную пасту из тюбика (показать практическое действие с тюбиком пасты). Вот такие чудеса происходят с любой пищей во второй «комнатке» нашей внутренней «кухни» пищеводе.

А вот и третья «комнатка» в которую попадает наш кусочек хлеба. Это желудок (воспитатель показывает детям на таблице желудок).

В желудке происходит пищеварение. Желудок соки выделяет, «еду в кашицу превращает». Кстати, слово «желудок» произошло от слова «желудь» (в старину маленькие желуди называли желудками). У некоторых животных желудок по форме напоминает желудь. (Затем предлагается детям показать на себе местонахождение желудка: с левой стороны, там, где кончаются ребра).

Что же дальше происходит? А дальше превращенный в кашицу комочек хлеба попадает в извилистый коридор «кухни» тонкий и толстый кишечник. (воспитатель показывает на таблице нахождение тонкой и толстой кишки). Тонкий кишечник – это тонкая кишка. Длинна которой у взрослого человека около 5-6 метров. (Воспитатель показывает веревки соответствующей длины.)

Тонкая кишка внутри покрыта малюсенькими ворсинками, которые, как насосики, всасывают жидкую пищу, то что осталось от кусочка хлеба или другого продукта и кормит ею все наши клеточки. Каждая ворсинка тонкой кишки впитывает в себя все питательные вещества вот так (воспитатель выливает немного воды и кладет бумажную салфетку на эту воду).

Что произошло с водой? Правильно, она впиталась в салфетку. То же самое происходит в тонкой кишке. Куда же все ненужные организму вещества и воду отправляет дальше тонкая кишка? Вот в эту широкую, но короткую толстую кишку. Длина толстой кишки 1,5 метра (воспитатель показывает веревку соответствующей длины).

Она как хороший хозяин забирает в себя оставшуюся воду, а никому не нужные отходы с помощью мышцы выбрасывает из себя. Вот тогда возникает потребность сходить в туалет. Вот такая необычная «кухня» находится внутри каждого человека. Протяженность ее почти 8 метров, но она свернута так, что помещается целиком у каждого в животе. Все что мы едим, пьем, превращается в вещества, усваиваемы нашим организмом. А называется эта «кухня» система пищеварения.

Для того, чтобы ты рос здоровым и крепким надо употреблять разнообразную пищу, или как говорят правильно питаться.

Какая же пища полезна детям? Подойдем к этим таблицам.

Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать. Это такие продукты питания: мед, гречка, изюм, масло подсолнечное. Другие продукты помогают строить организм и делают его более сильным: творог, рыба, мясо, яйцо. Фрукты и овощи содержат много витаминов и минеральных веществ, укрепляют здоровье, помогают организму расти и развиваться: ягоды, зелень, капуста, морковь, яблоки и др.

«Овощи – кладовая здоровья»

«Овощи и фрукты – полезные продукты»

Дети, я знаю, что все вы любите кушать овощи и фрукты. Может вы мне загадаете загадки об овощах и фруктах, а я попробую отгадать?

(Дети загадывают загадки.)

Я предлагаю вам игру, которая называется «Продукты питания». У меня на столе лежат разнообразные продукты питания, я предлагаю вам разложить их на три стола.

Первый стол под №1 продукты, без которых человек не может прожить (хлеб, молоко, яйца, фрукты, овощи, зелень, орехи, крупы).

Второй стол под №2 продукты, без которых человек может обойтись (конфету, вафли, печенье, рулет).

Третий стол под №3 продукты, которые вредны для здоровья (чипсы, киреешки, кока-кола).

(Выполняется игра.)

Немного отдохнем (физкультминутка по теме занятия)

Чтобы ваша внутренняя «кухня» под названием пищеварение хорошо работала надо соблюдать «Правила приема пищи»

(Дети с доктором «Здоровая пища» подходят к таблицам «Правила приема пищи».)

На этих таблицах изображены «Правила приема пищи». Объясните мне эти правила.

Правило первое: «Мы едим для того, чтобы жить». Как вы понимаете это правило? (Ответы детей.)

Человек должен есть столько продуктов, сколько ему необходимо для жизни, т.е. недоедание и переедание вредны для организма. Если ты ешь очень много, желудок переполняется, не успевает как следует переварить пищу. Если ты часто передаешь, желудок растягивается, становится как надувной шарик и болит. Можешь потолстеть. Если человек недоедает, то он худеет, становится слабым, быстро устает, потому что организму не хватает питательных веществ, которые находятся в продуктах питания.

Правило второе: «Во время еды не торопись». Плохо пережеванная пища хуже усваивается, может поранить стенки пищевода, желудка и кишечника.

Правило третье: «Никогда не ешь на ходу». Это просто опасно!

Правило четвертое: «Не ешь очень холодную и очень горячую пищу» горячей пищей ты обожжешься.

Правило пятое: «Старайся есть в определенные часы». Тогда твой желудок всегда будет готов к работе.

Молодцы, вы хорошо знаете правила приема пищи и выполняете их.

А еще я хочу вам дать совет: перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом – представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, ровным.

Мысленно поблагодарим всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова, пожелания гостям.

Когда они будут готовить пищу, бросьте в нее немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.

Дорогие мои дети, споем вместе мою любимую песенку: «Песенку здоровья».

Если очень захотеть взрослым всем и детям,

Можно жить и не болеть никогда на свете.

Мы хотим вам дать совет, как дожить до сотни лет.

Зарядкой заниматься, почаще улыбаться,

Конечно, закаляться, конфеты не жевать!

Морковку, кашу кушать, маму с папой слушать,

А вместо телевизора на улице гулять!

(С помощью двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита, дети пишут предложение «Будь здоров».)

А сейчас настало время снять волшебный халат и колпак.

Ой, ребята, а что здесь происходило?

А о чем мы с вами говорили, ничего не помню? Помогите мне вспомнить. - - Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

А как вы думаете, то, что вы сегодня услышали, узнали от доктора Здоровая пища пригодится вам в жизни?

Я очень рада, что вы так хорошо все запомнили и надеюсь, что это в будущем вам пригодится. Вы будете выполнять правила, будете расти крепкими, здоровыми, умными детьми.

Используемая литература:

  1. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина «Тридцать уроков здоровья для первоклассников».
  2. Л.Л. Мосалова «Я и мир».
  3. Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра».
  4. М.Н. Сигимова «Формирование представлений о себе у старших дошкольников».

Подготовила воспитатель

МДОУ ЦРР № 25

компенсирующего вида

Храброва.З.Э.

Задачи:

  • формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своем здоровье;
  • приобщать детей к регулярным занятиям физкультурой;
  • закреплять знания о пользе полезных продуктов и их значение для жизни и здоровья человека.
  • Развивать познавательно - эмоциональный интерес, двигательную активность детей.
  • Воспитывать желание быть здоровым, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование:

Карточки с изображением продуктов.

Карточки с изображением средств личной гигиены.

Пазлы с изображением машины.

2 фрагмента из мультфильмов «Доктор Айболит», « Мойдодыр».

Красные и зелёные круги.

Карандаши

Ход занятия.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, как сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся!

Воспитатель : Ребята к нам пришло 2 электронных письма, с пометкой SOS , помогите. Давайте посмотрим, кто у нас просит помощи. (Просмотр отрывка из мультфильма Доктор Айболит)

Ребята от кого это электронное письмо!

Ребята, смотрите, бедные звери заболели. У них болят животики!

Ребята как вы думаете, почему у них болят животики? (ответы детей)

Я думаю, что они неправильно питались, пили газировку и много ели сладкого. Ребята давайте поможем зверям выздороветь и научим их правилам питания. Вы согласны? (да)

Ребята, а вы знаете правила питания? (ответ детей). Вот мы сейчас это проверим! У вас на столах лежат кружки.

Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.

Есть нужно ночью, нет, есть надо днём в определённые часы.

Надо есть продукты, которые полезны для здоровья.

Есть надо быстро. Нет, есть надо спокойно, тщательно прожевывая пищу.

Полоскать рот после еды полезно.

Чтобы быть здоровым надо есть много сладкого.

Вместо компота надо пить газировку.

Овощи и фрукты - полезные продукты

Утром кашу не едят

Во время еды нельзя разговаривать

Нельзя переедать, надо есть в меру

Отложите, пожалуйста, на край стола, что бы они вам не мешали.

Молодцы, мы научили зверей правилам питания. Но чтобы они быстрее выздоравливали, я предлагаю отправить посылку с полезными продуктами. Вы согласны? (Да)

У вас на столах лежат карточки с изображение продуктов, вам необходимо положить в корзину, те продукты, которые будут полезны для наших больных зверей. Нужно провести стрелочки карандашом от полезного продукта к корзине. Берите карандаши, начинайте выполнять задание. (Воспитатель проходит по рядам смотрит правильность выполнения упражнения)

А теперь давайте проверим.

Посмотрите у меня на доске картинки с изображением продуктов. Скажите, пожалуйста, какие продукты вредны для здоровья.

Гамбургер - богат вредным холестерином.

Вредный шоколад «сникерс»- да от него только зубы будут болеть, нет, такой продукт не нужен.

Сухарики - в них не живут витаминами. Они вредны.

Чипсы - от них только животы заболят

Газировка под названием «Пепси»- будишь пить ты пузыри, растворишься из нутрии, это вредный продукт.

Отложите, пожалуйста, карточки на край стола.

Молодцы, мы с вами хорошо поработали. И наша полезная посылка собрана, и мы отправим её к больным зверям. Ребята, а как вы думаете, на чём можно её оправить? (ответы детей).

Ребята, у вас на подносах лежат пазлы, давайте их соберём и посмотрим, что же получилось. Положите пазлы перед собой. Начинаем собирать.

Ребята, так что же у нас получилось? (ответ детей)

Это спец. машина для перевоза почты.

Уберите, пожалуйста, пазлы на поднос и отставьте на середину стола.

А сейчас предлагаю взбодриться, и подзарядится энергией с помощью зарядки. Дети встаньте возле стульчиков.

И.П.: ноги на ширине плеч, руке на поясе. Вращение головой влево, вправо, вперёд назад.

На лесной полянке,
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает -
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движенье

Очень ему нравится это упражнение.
И.П.: ноги на ширине плеч, левая рука назад, правая вперед.

Полосатенький енот. Изображает вертолёт:
Лапками машет назад и вперед,
И.П.: ноги на ширине плеч, руке на поясе. Наклоны в стороны.

Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны:
"Ты, волчишка, не ленись!
Вправо, влево наклонись,

А потом вперёд, назад. И получишь бодрости заряд!

Воспитатель : Молодцы. Садитесь на свои места.

Воспитатель: А сейчас мы посмотрим второе электронное письмо. Узнали от кого это письмо. (Просмотр отрывка мультфильма «Мойдодыр»)

Ребята от мальчика сбежали все вещи, а как вы думаете почему? (Он не умывался, не причесывался, поэтому вещи и сбежали) Правильно, надо умывается по утрам, расчёсывается, чистить зубы. Мыть руки перед едой. Ребята, а зачем это всё нужно делать?

Мойдодыр просит нас научить мальчика быть аккуратным.

Дети вы хотите научить мальчика! (Да)

У вас на столах лежат карточки, посмотрите внимательно, здесь изображены предметы, которые помогут мальчику привести себя в порядок. Давайте обведём в кружок, красным карандашом вещи, которые помогут мальчику быть чистым и аккуратным.

(Воспитатель проходит по рядам смотрит правильность выполнения упражнения)

А теперь давайте проверим, правильно ли вы сделали задание. Назовите мне вещи, которые вы обвели карандашом. Таня назови мне предмет, который ты обвела в кружок? (опрос детей не более 5 человек).

Полотенце

Мыло

Расчёска

Мочалка

Молодцы ребята вы все правильно всё сделали, и мальчик теперь знает, что по утрам надо умываться, чистить зубы и причесываться, тогда ни какие микробы не попали к нам в организм. Это тоже очень важно.

Ребята, какие мы молодцы. Мы помогли больным зверям, собрав им посылку с полезными продуктами, и научили их правилам питания. Подзарядились энергией с помощью зарядки. Научили мальчика быть чистым и аккуратным. Если мы будем есть только полезную пищу, соблюдать правила гигиены и делать зарядку, то мы будем иметь отличное здоровье.

Наше занятие закончено. Тихонько встаём и задвигаем стульчики.

Занятие по валеологии в средней группе

Задачи:

  • Формировать у детей навыки здорового образа жизни.
  • Приобщать детей к регулярным занятиям зарядкой.
  • Развивать познавательно - эмоциональный интерес.
  • Закрепить соблюдение детьми правил питания.
  • Воспитывать у детей положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.