Валентин родченко капитан ледокола михаил сомов. Фильм «Ледокол» (рецензия Евгения Киселева). Но все-таки ледокол «Владивосток» пошел

После триумфального возвращения и награждения Валентин Родченко продолжил службу на судах НИИ Арктики и Антарктики, а позднее работал капитаном-наставником плавсредств Канонерского судоремонтного завода, главным государственным инспектором и капитаном-наставником отдела флота концерна «Морское подводное оружие»

12 мая 1939 года в Ворошиловграде (ныне — Луганск) родился Валентин Родченко – будущий моряк-полярник. Спустя 46 лет ему в качестве капитана научно-экспедиционного судна ленинградского НИИ Арктики и Антарктики «Михаил Сомов» предстоит провести 133 дня в ледовом плену у берегов Антарктиды. За проявленное мужество Родченко удостоится звания Героя Советского Союза.

От Вьетнама до Антарктиды

Валентин Родченко с детства мечтал стать моряком

С детства Валентин Родченко мечтал стать моряком. Окончив после школы Ждановскую мореходную школу, он был зачислен в экипаж танкера «Казбек» Черноморского пароходства.

После окончания Херсонского мореходного училища Родченко поступает в Дальневосточное морское пароходство, где служит на судах торгового флота, а позднее – на научно-исследовательских кораблях. К началу 1970-х годов он уже старпом, а география его плаваний весьма широка – от исследовательских и торговых рейсов в арктические моря до доставки грузов в воюющий Северный Вьетнам.

В конце 1970-х годов Родченко переезжает в Ленинград и устраивается старпомом на научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» НИИ Арктики и Антарктики. Построенный в 1975 году, корабль уже не раз выполнял рейсы в Антарктиду, а в 1977 году в ходе смены персонала станции «Ленинградская», попав в ледовый плен, провёл в дрейфе 53 дня, после чего смог самостоятельно пробиться на открытую воду и благополучно вернуться в Ленинград.

Тогда Родченко ещё не знал, что через несколько лет ему вместе с кораблем предстоит пережить гораздо более серьезное испытание.

В ледовой ловушке

В 1985 году Валентин Родченко уже капитан «Михаила Сомова». В феврале судно вошло в море Росса, направляясь к антарктической станции «Русская» на Тихоокеанском побережье Антарктиды. Предстояло сменить персонал станции и доставить на неё продукты, топливо и снаряжение.


Михаил Сомов» был блокирован льдами толщиной до четырёх метров, а ближайшие открытые воды находятся в 800 (!) километрах. Судно легло в дрейф

Надо сказать, что район станции «Русская» до сих пор остаётся одним из наименее исследованных регионов Антарктики. Основная причина – крайне неблагоприятные климатические условия. Здесь самые сильные и частые на всём континенте ветра. Среднее число дней со скоростью ветра более 15 метров в секунду составляет 264 в году, а со скоростью более 30 метров в секунду – 136 дней. Максимальная зарегистрированная сила ветра в районе станции «Русская» составила 78 метров в секунду. Не случайно ученые называют это место «полюсом ветров» Антарктиды.

…До станции оставалось идти совсем недолго, как внезапно переменилась погода. Задул ураганный ветер, сила которого вскоре достигла 50 метров в секунду. Море под корпусом судна буквально ходило ходуном. Когда шторм стих, выяснилось, что корабль блокирован льдами толщиной до четырёх метров, а ближайшие открытые воды находятся в 800 (!) километрах. «Михаил Сомов» был вынужден лечь в дрейф.

Спасти «Михаила Сомова»

Поскольку рассчитывать на скорое освобождение судна из ледовой ловушки не приходилось, с него вертолётами были сняты 77 человек, включая членов экипажа и полярную смену для станции «Русская», которых доставили на курсировавший вдоль ледовой кромки советский сухогруз «Павел Корчагин». На «Михаиле Сомове» осталось 53 члена экипажа во главе с капитаном Родченко. Перед ними была поставлена задача сделать всё возможное для спасения судна.


5 июня 1985 года Совет министров СССР принял решение об организации специальной спасательной операции. Осуществить её должен был ледокол «Владивосток», а командовать – известный полярник Артур Чилингаров

После проведения авиаразведки специалисты пришли к выводу, что «Михаил Сомов» не сможет самостоятельно освободиться из ледового плена как минимум до конца года. За это время на нём должно было полностью закончиться топливо, да и вообще имелся высокий риск, что корабль раздавит льдами. Поэтому 5 июня 1985 года Совет министров СССР принял решение об организации специальной спасательной операции. Осуществить её должен был ледокол «Владивосток», а командовать – известный полярник Артур Чилингаров. Однако для оснащения ледокола и его перехода требовалось время.

Между тем, к концу июня экипаж «Михаила Сомова» отметил сотый день дрейфа. Он проходил в экстремальных условиях: температура воздуха достигала «минус» 25 градусов, и вдобавок постоянно дули сильные ветра. Руль и винт судна заклинило льдами. Торосы поднялись выше палубы. Бытовые условия стали невыносимыми: для экономии топлива, большинство помещений корабля пришлось обесточить и отключить их отопление. По той же причине стирку и душ проводили только два раза в месяц. Из-за частых магнитных бурь радиосвязь с Москвой осуществлялась с перебоями.

Остававшиеся на борту члены экипажа под руководством Родченко подготовили запас продуктов и снаряжения для развёртывания лагеря на льду в случае, если корпус судна не выдержит давления, и оно погрузится в океанскую пучину, как когда-то пароход «Челюскин».

Но спасение было уже близко. Ледокол «Владивосток», вышедший 10 июня из одноименного порта, в начале июля достиг Новой Зеландии, и пополнив запасы, взял курс на море Росса. 18 июля он встретился с «Павлом Корчагиным», всё это время несшим вахту у кромки ледового поля и поддерживавшим связь с «Михаилом Сомовым». Приняв от него на борт вертолёт, «Владивосток» начал пробивать коридор к дрейфующему судну. 23 июля вертолёт Ми-8, пилотируемый лётчиком Борисом Лялиным , взлетев с палубы ледокола, сел на льду рядом с «Михаилом Сомовым», доставив врачей и припасы.

Не обошлось и без неожиданностей. Когда до цели оставалось 200 километров, «Владивосток» сам застрял во льдах. К счастью, на следующий день льды отступили, и он продолжил путь.

Утром 26 июля ледокол пробился к «Михаилу Сомову» и начал его проводку по узкому коридору, пробитому во льдах. 13 августа оба судна вышли в открытое море, а 19 августа их торжественно встречали в столице Новой Зеландии – Веллингтоне.

Через несколько дней они начали путь домой: ледокол – во Владивосток, а «Михаил Сомов» — в Ленинград.

За дрейфом «Михаила Сомова», продолжавшимся 133 дня, и операцией по его спасению следил весь мир. Ведущие средства массовой информации уделяли ходу этой эпопеи первостепенное внимание. Неудивительно, что все основные её участники получили самое высокое признание по возвращении на Родину.

После триумфального возвращения и награждения Валентин Родченко продолжил службу на судах НИИ Арктики и Антарктики, а позднее работал капитаном-наставником плавсредств Канонерского судоремонтного завода, главным государственным инспектором и капитаном-наставником отдела флота концерна «Морское подводное оружие»

Капитан Валентин Родченко, руководитель спасательной экспедиции Артур Чилингаров и пилот Ми-8 Борис Лялин были удостоены звания Героя Советского Союза. Всем участникам дрейфа и спасательной операции также вручили памятные медали.

Были награждены и… корабли. «Михаил Сомов» был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, а ледокол «Владивосток» — ордена Ленина.

После триумфального возвращения и награждения Валентин Родченко продолжил службу на судах НИИ Арктики и Антарктики, а позднее работал капитаном-наставником плавсредств Канонерского судоремонтного завода, главным государственным инспектором и капитаном-наставником отдела флота концерна «Морское подводное оружие».

С 1995 года – на пенсии, проживает в Санкт-Петербурге.

«Михаил Сомов» по-прежнему в строю. В 1991 году в районе антарктической станции «Молодежная» он пережил свой третий дрейф, продолжавшийся почти полгода, и, как и два предыдущих, окончившийся благополучно.

В настоящее время «Михаил Сомов» осуществляет снабжение российских научных станций в Арктике.

Ледокол «Владивосток» был списан в 1997 году.

В 2016 году на российские киноэкраны вышел художественный фильм «Ледокол», в основу которого были положены события 1985 года.

Игорь ЧЕРЕВКО

На экраны вышел фильм-катастрофа «Ледокол». Итак, завязка сюжета такая: 15 марта 1985 г. во время обеспечения станции «Русская» ледокол «Михаил Сомов» (капитан В. Ф. Родченко; ледокол был назван в честь известного советского исследователя Арктики Михаила Михайловича Сомова (1908-1973)) был зажат тяжёлыми льдами и оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса. С дрейфующего судна вертолётами Ми-8 было эвакуировано 77 участников экспедиции и членов экипажа на теплоход «Павел Корчагин» - эвакуацию этих «лишних людей» завершили 17 апреля 1985 года.

Для спасения «Михаила Сомова» был направлен ледокол «Владивосток». 26 июля 1985 года ледокол обколол лёд вокруг «Михаила Сомова» и 11 августа оба судна вышли на чистую воду. Всего в дрейфе «Михаил Сомов» находился 133 дня. В память об этом событии был выпущен почтовый блок! Ледокол «Михаил Сомов» награждён орденом Трудового Красного Знамени за героический дрейф во льдах Антарктиды и успешное освобождение из ледового плена, а капитан судна Валентин Филиппович Родченко был удостоен звания Героя Советского Союза, многие члены экипажа награждены правительственными наградами.

В середине февраля 1985 г. ледокол «Михаил Сомов» (капитан В. Ф. Родченко; ледокол был назван в честь известного советского исследователя Арктики Михаила Михайловича Сомова (1908-1973)) прибыл в район станции «Русская», расположенной в тихоокеанском секторе Антарктики. Ему предстояло сменить состав зимовщиков, доставить топливо и продукты. Внезапно начался шторм, скорость ветра достигала 50 м/с. 15 марта 1985 г. ледокол был зажат тяжёлыми льдами и оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса. Судно блокировали тяжёлые льдины толщиной 3-4 метра, и оно вынуждено было дрейфовать со скоростью 6-8 километров в сутки при температуре -20..25 градусов. «Михаил Сомов» оказался прочно пленённым в море Росса примерно в 800 км от ледовой кромки.

С дрейфующего судна по распоряжению из Москвы вертолётами Ми-8 было эвакуировано 77 участников экспедиции и членов экипажа на теплоход «Павел Корчагин» - эвакуацию этих «лишних людей» завершили 17 апреля 1985 года. На «Михаиле Сомове» оставались 53 человека во главе с капитаном В. Ф. Родченко.

Чтобы выручить из дрейфующей ловушки судно, по просьбе Госкомгидромета СССР Министерство морского флота выделило ледокол «Владивосток» Дальневосточного морского пароходства, а Министерство гражданской авиации – вертолёты палубного базирования под командованием Б. В. Лялина. Однако, их прибытие в море Росса через весь Тихий океан требовало значительного времени. Ледокол «Владивосток» ударными темпами загрузили дополнительным горючим, продовольствием, комплектами теплой одежды (на случай длительной зимовки, а то и высадки людей на лёд), тройным запасом буксировочных тросов, запасными частями для буксировочных лебедок. Ни на «Михаиле Сомове», ни на «Владивостоке», ни в министерствах не могли предположить, как будет складываться ситуация – море Росса было мало исследовано и таило массу загадок.

А в это время «Михаил Сомов» с заклиненными рулем и винтом дрейфовал в центре устойчивых многолетних льдов в южнополярной ночи. Капитан Родченко мобилизовал всё для жизнеобеспечения «пленника» - команда вела наблюдение за массивными подвижками льдов, за торосами, находящимися в опасной близости и три раза в сутки выходил на связь с антарктической станцией «Молодёжная», которую в буквальном смысле, «раздирали» редакции газет, радио, телевидения множества стран мира, требуя информации: «Как там „Михаил Сомов“?», т.к. из-за магнитных бурь сам экипаж ледокола утратил слышимость Москвы и Ленинграда.

К концу июня «Михаил Сомов» пережил сотый день дрейфа. Вблизи корабля поднялись торосы, высота которых достигла верхней палубы. Пришлось сократить расход электроэнергии, пара, пресной воды. Отказались от обогрева ряда служебных помещений, балластных танков. Санитарный день (стирку, душ, баню и так далее) теперь устраивали только два раза в месяц. Принятые меры позволили экономить ежедневно до 2,5 тонн горючего. Капитан Родченко жёстко поставил задачу: продержаться до подхода «Владивостока».

Тем временем ледокол «Владивосток», выйдя 10 июня 1985 г. из владивостокского порта, на максимальном ходу шел на юг. В Новой Зеландии на его борт поднялся назначенный Советом Министров СССР начальник специальной экспедиции по оказанию помощи «Михаилу Сомову» Артур Николаевич Чилингаров – будущий президент Государственной полярной академии и депутат Государственной думы РФ: он отвечал за координацию действий всех технических средств и личного состава в спасении «Михаила Сомова» из ледового плена. На 36-й день, не без риска и огромных трудностей, «Владивосток» (не созданный для сильных штормовых условий открытого океана) преодолел 40-е и 50-е широты – при этом часто оба его борта полностью уходили под воду, однако размещённый в укрытиях палубный груз удалось сохранить. Ледокол установил радиотелефонную связь с «Михаилом Сомовым» и «Павлом Корчагиным», который подстраховывал «пленника» у кромки льда. 18 июля 1985 г. «Владивосток» встретился с «Павлом Корчагиным», взял у него вертолёт и направился дальше через молодые льды освобождать дрейфующий «Михаил Сомов», до которого оставалось 600 миль.

Узнав о скором прибытии «Владивостока», экипаж дрейфующего судна, несмотря на шторм и полярную ночь, стал готовиться к встрече: перебрал главные двигатели, проверил гребную установку, освободил ото льда винт и руль. Дабы не дать последним вмёрзнуть вновь, пользуясь сэкономленными запасами топлива, несмотря на невозможность двигаться, поддерживали в работе главные двигатели.

26 июля 1985 г. прибывший «Владивосток» перемещался вокруг «Михаила Сомова», обкалывая льды в условиях ненастной погоды (сильный юго-западные ветер и -34 градуса). Погода ухудшалась, поэтому как только «Михаил Сомов» был оторван ото льдов, «Владивосток» сразу же двинулся по пробитому им же каналу в обратный путь, а «Михаил Сомов» последовал за своим освободителем.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1986 года за мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, капитану научно-исследовательского судна «Михаил Сомов» Арктического и антарктического научно-исследовательского института Валентину Филипповичу Родченко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10783), Героем Советского Союза и кавалером ордена Ленина стали и Артир Чилингаров. Получили награды и сами суда: «Владивосток» – орден Ленина, «Михаил Сомов» – орден Трудового Красного Знамени

Это был не первый (первый был в 1977 году) и не последний ледовый дрейф «Михаила Сомова». Через 6 лет, 4 мая 1991 г., этот ледокол (капитан Ф. А. Песьяков) был экстренно направлен в к станции «Молодёжная» для эвакуации более 150 полярников. Сквозь тяжёлые льды «Михаил Сомов» пробился в район станции Молодёжная и 9 июля 1991 г. была завершена эвакуация полярников на борт судна, но обратно «Михаил Сомов» выйти не смог и был зажат льдами. В течение 19 и 20 августа 1991 года, в условиях полярной ночи полярники и 15 членов экипажа вертолетами были вывезены обратно на станцию Молодёжная, а 22 августа более 190 полярников были вывезены со станции самолетом Ил-76МД (командир Герой Советского Союза С. Г. Близнюк). Ледовый дрейф «Михаила Сомова» продолжался до 28 декабря 1991 года.

Сейчас ледокол «Михаил Сомов» продолжает работать в Арктике (поэтому съемки проходили не на нем, а на поставленном на вечную стоянку атомном ледоколе «Ленин»), а герой событий 1985 г. капитан Валентин Филиппович Родченко 20 лет назад вышел на пенсию и живет в Санкт-Петербурге.

А что же показал в своем фильме режиссер Николай Хомерики?

Полагаю, что читатели хорошо знают, как американская кинопропаганда умеет обращать поражения своей страны в блистательные победы. Ярким примером этого может служить вышедший на экраны меньше года назад фильм Стивена Спилберга «Шпионский мост», посвященный подробностям обмена советского разведчика Рудольфа Абеля (В. Фишера) на пилота американского разведывательного самолета U-2 Пауэрса. Абель на следствии и суде ничего не рассказал и ни в чем не признался, и в итоге получил 30 лет тюремного заключения и стал ждать, когда страна его освободит. Пауэрс же признался во всем, публично попросил прощения у советского народа, а обменять на Абеля американская сторона его решила исключительно потому, что боялась, как бы он не рассказал нашим об устройстве секретного самолета (хотя в самолете был заряд взрывчатки, который должен был сработать вместо катапульты – именно для избежания попадания живого пилота в руки врага). А что мы увидели в фильме Спилберга? Несмотря на страшные пытки в застенках GULAG Пауэрс ничего не выдает и его обменивают на Абеля, которого ждет расстрел на его параноидальной родине. В действительности Абель прожил в СССР после обмена ещё 7 лет, окруженный почётом и уважением, а Пауэрса встретили холодно, обвинили в несовершении самоубийства (хотя перед полетом ему специально для этого выдали отравленную иглу), выгнали из ВВС, а закончил он свои дни через 15 лет, управляя вертолетом, снимавшим репортаж о тушении лесного пожара для провинциальной телекомпании. И только в следующем веке из него решили сделать героя...

Так вот, создатели фильма «Ледокол» превзошли американцев и добились обратного: победу обратили в позор – в фильме нет ни эвакуации «лишних ртов» вертолетами, ни постоянно дежурящего у кромки льдов судна-спасателя, ни последующего награждения званиями Героя Советского Союза капитана ледокола и руководителя спасательной экспедиции и награждения орденами самих кораблей... Ничего нет! Родина про них просто забыла и родственники два месяца не знали что случилось с их мужьями и отцами, да и спасение ледокола экспедицией на «Владивостоке» во главе с Чилингаровым вошло в фильм как бы между прочим – судя по одному эпизоду, у создателей была мысль, чтобы затертый льдами ледокол спасли австралийцы или новозеландцы, но, видать, при живом Чилингарове на такой поворот сюжета они не решились...

Зато добавлено много от себя: на зажатом льдами ледоколе сволочной старший помощник затевает интригу и Москва вместо действующего капитана присылает нового – тупого солдафона, который вместо усилий по спасению корабля и людей занимается укреплением дисциплины, и в результате команда устраивает бунт. А на идущем спасать «Михаила Сомова» ледоколе человек неопределенной должности (но, как догадается любой зритель, читавший Солженицына в школьной программе – чекист) угрожает жене главного героя, требуя чтобы та уговорила мужа признать вину в случившемся. Заодно зритель узнает, что для починки вертолета надо не лезть внутрь с инструментами и пытаться устранить проблему, а надо забраться в кабину и в истерике молотить ногами по приборной панели – тогда вертолет обязательно заведется!

Почему так получилось? Думаю, ответ можно найти в биографии режиссера фильма Николай Хомерики: в 2001 г. получил грант министерства иностранных дел Франции на обучение и в 2005 г. окончил в Париже аспирантуру режиссёрского факультета государственной киношколы «La Fémis». Однако, вместо того, чтобы применить свои таланты на практике и отблагодарить щедрое французское правительство, снимая фильмы на интересные французам темы – про агрессию против Ливии или про исламизацию страны – но вместо этого решил осчастливить российских зрителей, переврав подвиг команды «Михаила Сомова». Что ж, лишний раз убеждаешься, насколько был прав первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру, сказавший «Интеллигенция, воспитанная колонизатором, является главным врагом собственного народа»!

Слово, смотреть этот фильм можно только по приговору суда, которым одни персонажи фильма так любили пугать других...

Обзоры

В гостях у школьников капитан дальнего плавания Родченко В.Ф. - Обзоры Журнала «Ресурсы, обзоры и новости образования»

26.01.2017

25 января 2017 года в школе №97 состоялась встреча старшеклассников с Героем Советского Союза Родченко Валентином Филипповичем. Валентин Филиппович много лет был капитаном научно-исследовательского судна «Михаил Сомов» Арктического и антарктического научно-исследовательского института в Санкт-Петербурге.

Реальные события экспедиции «Михаила Сомова» 1985-1986 годов легли в основу фильма «Ледокол», который недавно прошел в кинотеатрах страны. Школьники услышали рассказ капитана о 133 днях ледового дрейфа в море Росса тихоокеанского сектора Антарктики.

Ребята смогли задать вопросы Валентину Филипповичу и узнать о трудностях работы в Антарктиде, о необходимости ежегодных экспедиций для снабжения антарктических станций топливом, продуктами и смены состава зимовщиков. Валентин Филиппович рассказал о том, как после выгрузки на станции «Русская» судно попало в ледовый плен, об опасности айсбергов, о сохранении жизнеспособности «Михаила Сомова», спасательной операции и счастливом возвращении в Ленинград.

С радостью ребята узнали, что в отличие от фильма «Ледокол», где погибли люди, в реальной ситуации Валентину Филипповичу удалось сохранить экипаж и научных работников. А закончилась встреча школьников со знаменитым капитаном, прототипом капитана из фильма «Ледокол», чаепитием.

Валентин Филиппович Родченко, образец мужского характера и героизма, пожелал старшеклассникам правильно выбрать свой жизненный путь!

Зам.директора по ВР

ГБОУ школы №97

Парфенова Т.А.



Увидев в телепередаче Героя Советского Союза Валентина Родченко , женщины со всей России бросились ему звонить, писать. Оставляли сообщения в Сети и приглашали в гости.

Валентину Филипповичу - 77. И это вторая волна успеха в его жизни. Она накрыла капитана после того, как на экраны страны вышел фильм Николая Хомерики «Ледокол», снятый на основе реальных событий 1985 г. Тогда судно «Михаил Сомов», зажатое льдами у побережья Антарктиды, 133 дня дрейфовало среди айсбергов. Капитаном был Валентин Родченко. Спасательную операцию на ледоколе «Владивосток» возглавлял знаменитый полярник Артур Чилингаров . Правда, в жизни героем арктических приключений стало научно-экспедиционное судно ледокольно-транспорт-ного типа. Если бы «Михаил Сомов» был ледоколом, другой для спасения не понадобился бы.

Я был на премьерах в нескольких городах, - говорит Валентин Филиппович. - Так вот, 90% зрителей понятия не имели об Антарктике. А у нас там было семь полярных станций, которые мы обеспечивали всем необходимым - от оборудования до питания.

А что завтра?

Льды давят, судно не выдерживает и трещит. На корпусе вмятины, в нижней части - пробоины. Если вода попадёт в трюм или машинное отделение, тогда всё, конец! А тут ещё айсберги. В кино один из них - огромный, как небоскрёб. На деле - глыба длиной в десятки километров снаружи невысока, но уходит под воду на сотни метров. Неуправляемая махина, от которой ни убежать, ни спрятаться.

Страх появился потом. А тогда надо было что-то делать, чтобы не погибнуть: укреплять корпус металлическими листами, брёвнами... Паники не было. Всё происходило постепенно, как будто сама природа приучала нас к тому, что лёд будет давить сильнее, сильнее. Мы думали: вчера сжатие пережили, переживём и сегодня.

Никто не знал, что будет завтра. Всё могло закончиться через два часа. У замполита - предынфарктное состояние. Треть моряков просит успокоительного, но лекарства перестают действовать. Состояние некоторых вызывает у врача серьёзные опасения: если психика не выдержит, может случиться что угодно. Ребята худеют на глазах, спать, когда лёд сдавливает корпус, невозможно. Начали писать родным прощальные письма: наверное, не вернёмся. Но такие послания радиорубку судна не покидали. А потом и вовсе пришёл запрет на переписку.

Бывало, захожу в каюту. Сидит матрос. В унтах, в КАЭ (костюм антарктический экспедиционный). Не узнаёт. «Как дела?» - «Всё хорошо». А взгляд безжизненный... Я и сам месяца два был не в себе. Громыко (председатель Президиума Верховного Совета СССР. - Ред.) потом сказал мне в Кремле: «Сынок, тебя Бог спас. Купи иконку».

Сначала-то прокуратура и комиссия расследовали дело - были подозрения, что я не справился. Но потом вручили «Золотую Звезду». И началось! Корреспонденты. Съёмки. Пресс-конференции. Операторы удивлялись - расставить аппаратуру в служебной квартире негде. Через полтора года я написал заявление с просьбой избавить меня от всего этого. Так что первая волна успеха была покруче нынешней.

Любовная лодка

В 1985-м Родченко - 46. По возвращении его тут же госпитализируют. Вердикт врачей суров: дорога в море закрыта. До дрейфа и после - две разные жизни. Психика уже не та. Напряжённый разговор теперь может вызвать боль в висках...

И всё-таки на капитанский мостик он вернулся. После отпуска снова прошёл мед-обследование - врачи дали добро. Ещё десять лет Родченко бороздил океаны. Да так и остался морским волком.

В паспорте капитана - три штампа о браке. И ни одного счастливого. Первый раз пошёл в загс в 27. Он - второй помощник капитана. Она - уборщица, на 9 лет моложе. «Других женщин на судне не было»... Родилась дочь. А скоро стало понятно, что у жены - неизлечимая русская болезнь... Вторая супруга сразу заявила: всё будет хорошо, только не слушай сплетни. Он удочерил её девочку. А когда она выросла, Родченко признался, что не отец ей. И отношения испортились. Тем временем «доброжелатели» докладывали об увлечениях жены. После развода капитан оказался на улице. Позже заработал на хрущёвку. Купил дачный участок. Сделал ещё одну попытку создать семью - бывшая жена друга сама явилась к нему с чемоданом. Но жизнь опять не сложилась.

«Закалка»

«Судьба такая», - вздыхает капитан. Она не была к нему благосклонна. Испытывала на прочность. Бросала из огня да в полымя. А он шёл напролом. Как «Сомов». Помогала закалка, полученная в детстве. Но вообще-то... врагу не пожелаешь такой закалки.

У папы с войны 20 осколков в теле осталось - ни ходить, ни есть сам не мог, - рассказывает Родченко. - Жили мы на Украине, в станице Луганская. Мама работала в колхозе за трудодни. Перед моим днём рождения решила продать на базаре овощи с огорода. Поехала с женщинами в Краснодон. И не вернулась... Погибла под самосвалом. Остались мы с отцом. Он - калека неграмотный. И я - мальчишка. Пришли к папе соседки: жениться тебе надо, вон Анька - одна. А он, представляете, какой: я её не люблю. Месяца два кочевряжился. Но сдался. И Анна посвятила ему жизнь. Ухаживала, кормила с ложечки. Мне заменила мать, звала сыночком. А ведь ей был всего 41 год. Настоящая сестра милосердия.

Говорят, моряк - профессия романтическая. Валя Родченко пошёл в мореходку, мечтая о хлебе насущном: питание и обмундирование там были бесплатными.

Валентин Родченко в родной станице с мамой Анной. Фото: Из личного архива

Заветная мечта

Больше 20 лет Валентин Филиппович один. Пока были живы отец и мама Анна, летал к ним. Потом решил отремонтировать их полуразвалившийся флигелёк и приезжать на лето. Вкладывал все деньги. Даже квартиру в Питере и участок продал.

Мир изменился в одночасье весной 2014-го. Дом в станице разбомбили. Собака погибла. Просидев несколько дней в погребе, капитан уехал домой. Даже одежды не взял. Думал, скоро всё -закончится.

- Если б просто стреляли, я бы остался. А там артиллерийская бомбёжка!..

Сейчас Валентин Родченко живёт в социальном доме на окраине Петербурга в квартирке меньше 30 «квадратов». Даром что Герою Советского Союза положено «первоочередное улучшение жилищных условий... с предоставлением при этом дополнительной жилплощади до 20 кв. м». Это - сухим языком закона. А если по совести?..

На следующий день после телепередачи человек сорок стояли у подъезда. Телефон у консьержки разрывался. Особо ретивые дамы прорывались в подъезд. Писали: «Приезжайте, у меня большая квартира», «Хочу Вас согреть», «Я чистоплотная». Одна даже блинов напекла. Но я на личной жизни поставил крест. Теперь надежда только на то, что на Украине мир будет.

Может, тогда наконец капитан Родченко узнает, что такое - радость жить... Он ведь её заслужил.