Толкование. Заповеди блаженства. нагорная проповедь

Следует различать ДЕСЯТЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ, данных Богом Моисею и всему народу Израиля и ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА, коих девять. 10 заповедей даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств, описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития. Христианские заповеди являются логическим продолжением и ни в какой мере не отрицают 10 заповедей. Подробнее о христианских заповедях.

10 заповедей Божьих –закон, данный Богом в дополнение к его внутреннему моральному ориентиру – совести. Десять заповедей были даны Богом Моисею, а через него и всему человечеству на горе Синай, когда народ Израиля возвращался из египетского плена в землю обетованную. Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть - отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги , и в пятой главе .

Десять заповедей Божьих на русском языке.

Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?

Бог дал Моисею десять заповедей на горе Синай на 50 день от начала исхода из египетского плена. Обстановка на горе Синай описаны в Библии:

… На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…. ()

Бог начертал 10 заповедей на каменных скрижалях и отдал их Моисею. Моисей пробыл на горе Синай еще 40 дней, после чего спустился к народу своему. В книге Второзаконие описано, что когда он спустился, то увидел, что люди его пляшут вокруг Золотого тельца, забыв о Боге, и нарушая одну из заповедей. Моисей в гневе разбил скрижали с начертанными заповедями, но бог повелел ему высечь новые, взамен прежних, на которых Господь снова начертал 10 заповедей.

10 заповедей – толкование заповедей.

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.

Согласно первой заповеди, нет и не может быть другого бога, громе Него. Это постулат монотеизма. Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы - от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа. В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.

Человеку не нужны боги, кроме Господа. Если у тебя два бога – не значит ли это, что один из них – дьявол?

Таким образом, согласно первой заповеди греховными считаются:

  • атеизм;
  • суеверия и эзотерика;
  • многобожие;
  • магия и колдовство,
  • ложное толкование религии - секты и лжеучения
  1. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи. Это приведет ко греху или болезни.

Простыми словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа. Поклонение вещам сродни язычеству и идолопоклонству. При этом почитание икон не приравнивается к идолопоклонству. Считается, что молитвы поклонения направлены к самому Богу, а не материалу, из которого сделана икона. Мы обращаемся не к образу, а к Первообразу. Еще в Ветхом Завете описаны изображения Бога, которые сделаны были по Его велению.

  1. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи. Нельзя упоминать Господа в праздных беседах, особенно в кощунственных. Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.

  1. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

Бог не запрещает любить, Он есть Сам Любовь, однако Он требует целомудрия.

  1. Не укради.

Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.

Нарушением восьмой заповеди считается:

  • присвоение чужой собственности,
  • грабеж или кража,
  • обман в делах, подкуп, взяточничество
  • всевозможные аферы, махинации и мошенничество.
  1. Не лжесвидетельствуй.

Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.

  1. Не пожелай ничего чужого.

Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.

Десятая заповедь отличается от предыдущих девяти, она новозаветна по своей природе. Эта заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые 9 заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.

Семь смертных грехов – термин православный, обозначающий основные пороки, которые страшны сами по себе и могут привести к возникновению других пороков и нарушению заповедей, данных Господом. В католичестве 7 смертных грехов называют главными грехами или коренными грехами.

Иногда седьмым грехом называют лень, это характерно для православия. Современные авторы пишут о восьми грехах, включая и лень, и уныние. Учение о семи смертных грехах сформировалось довольно рано (во II – III вв.) в среде монахов-аскетов. В Божественной комедии Данте описываются семь кругов чистилища, которые соответствуют семи смертным грехам.

Теория смертных грехов развивалась в Средние века и получила освещение в трудах Фомы Аквинского. Он видел в семи грехах причину всех иных пороков. В русском православии идея начала распространяться в XVIII веке.

Учение о блаженстве

Чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства, к молитве следует присоединятъ собственный подвиг для достижения блаженства. О6 этом говорит Сам Господь: «Что же Мя зовете: Господи, Господи, и не творити, яже глаголю? (Лк. 6, 46). Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на Небесех» (Мф. 7, 21).

Руководством в этом подвиге может быть учение Господа нашего Иисуса Христа, сокращенно предложенное в его изречениях о блаженстве. Таких изречений девять:

9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5, 3-12).

Обо всех этих изречениях, для правильного их понимания, следует заметить, что Господь предложил в них учение о достижении блаженства так, как именно говорит Евангелие: отверз уста Своя, учаше. Но будучи кротким и смиренным сердцем, Он предложил учение Свое, не повелевая, а ублажая тех, кто свободно примет и будет исполнять его. Поэтому в каждом изречении о блаженстве рассматривать следует, во-первых, учение, или заповедь, во-вторых, ублажение, или обещание награды.

О первой заповеди блаженства

1. Блажени нищии духом, яко тех есмь Царствие Небесное.

Первая заповедь Господня для достижения блаженства - желающие блаженства должны быть нищими духом.

Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и, таким образом, должны считать, что мы - ничто, и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по объяснению святителя Иоанна Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие. (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15.)

Быть нищими духом, без сомнения, могут и богатые, если придут к мысли, что видимое богатство тленно и скоропреходяще и что оно не заменяет недостатка благ духовных. Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (а душе своей повредит)? Или что даст человек измену (какой выкуп) за душу свою? (Мф. 16, 26).

Нищета телесная может послужить к совершенству нищеты духовной, если христианин избирает ее добровольно, для Бога. О6 этом сказал Сам Господь Иисус Христос богатому: «Аще хощети совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на Небеси, и гряди в след Мене» (Мф. 19, 21).

Нищим духом Господь обещает Царство Небесное.
Царство Небесное принадлежит им в настоящей жизни внутренне и предначинательно, через посредство веры и надежды, а в будущей - совершительно, посредством участия в блаженстве вечном.

О второй заповеди блаженства

2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.

Вторая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть плачущими.
В этой заповеди следует понимать под наименованием плача печаль и сокрушение сердца и действительные слезы о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу или даже заслуживаем Его гнев нашими грехами. Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению): а сего мира печаль смерть соделовает (2 Кор. 7, 10).

Господь особенно обещает плачущим, что они утешатся.

Здесь разумеется утешение благодатное, состоящее в прощении грехов и в мире (в умиротворенной) совести.
Это обещание соединено с заповедью о плаче для того, чтобы печаль о грехах не доходила до отчаяния.

О третьей заповеди блаженства

3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

Третья заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть кроткими.

Кротость есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, дабы никого не раздражать и ничем не раздражаться.

Особые действия кротости христианской - не роптать не только на Бога, но и на людей, и когда происходит что-либо, что против желаний наших, не предаваться гневу, не превозноситься.
Господь обещает кротким, что они наследуют землю.

Это обещание нужно понимать так, что в отношении последователей Христовых оно, вообще, есть предсказание, которое исполнилось буквально, ибо постоянно кроткие христиане, вместо того, чтобы быть истребленными яростью язычников, наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники.

Кроме того, значение этого обетования по отношению к христианам вообще и к каждому в частности есть то, что они получат наследие, по выражению Псалмопевца, на земли живых, там, где живут и не умирают, то есть получат вечное блаженство (Пс. 26, 13).

О четвертой заповеди блаженства

4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Четвертая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды.

Хотя следует понимать под именем правды всякую добродетель, которую христианин должен желать как пищу и питие, но преимущественно нужно подразумевать ту правду, о которой в пророчестве Даниила сказано: приведется правда вечная, то есть совершится оправдание человека, виновного перед Богом, - оправдание посредством благодати и веры в Господа Иисуса Христа (Дан. 9, 24).

Об этой правде говорит Апостол Павел: «Правдаже Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия (различия), вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия, оправдаеми туне (даром) благодатию Его, избавлением (искуплением), еже о Христе Иисусе, Егоже предположи Бог очищение верою в крови Его (Которого Бог предложил в жертву умилостивления через пролитие Крови Его), в явление правды Своея, за отпущение (в прощение) прежде бывших грехов» (Рим. 3, 22-25).

Алчущие и жаждущие правды - это те, кто любит делать добро, но не считает себя праведником, не полагается на свои добрые дела, но признает себя грешным и виновным перед Богом и кто желанием и молитвой веры как духовной пищи и пития алчет и жаждет благодатного оправдания через Иисуса Христа.
Господь обещает алчущим и жаждущим правды, что они насытятся.

Здесь насыщение означает следующее. Подобно тому, как насыщение телесное приносит, во-первых, прекращение чувства голода и жажды, во-вторых, подкрепление тела пищей, насыщение духовное означает, во-первых, внутреннее успокоение помилованного грешника, во-вторых, приобретение силы для делания добра, а эта сила подается благодатью оправдывающей. Впрочем, совершенное насыщение души, сотворенной для наслаждения бесконечным благом, последует в Жизни Вечной, по изречению Псалмопевца: насыщуся, внегда явитимися славе Твоей (когда откроется слава Твоя). (Пс. 16, 15.)

О пятой заповеди блаженства

5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

Пятая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть милостивы.
Исполнять эту заповедь следует посредством дел милости - телесных и духовных, ибо, как говорит святитель Иоанн Златоуст, различен милования образ и широка заповедь сия. (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15.)

Телесные дела милости таковы:

1. Алчущего напитать.
2. Жаждущего напоить.
3. Одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой одежде.
4. Посетить находящегося в темнице (в заключении).
5. Посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти.
6. Принять в дом странника и предоставить ему отдых.
7. Погребать умерших в убожестве (в бедности, в нищете).

Духовные дела милости суть следующие.

1. Увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (от ложного пути его). (Иак. 5, 20.)
2. Неведущего научить истине и добру.
3. Подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или в случае незамечаемой им опасности.
4. Молиться о нем Богу.
5. Утешить печального.
6. Не воздавать за зло, которое сделали нам другие.
7. От всего сердца прощать обиды.

Заповеди милости не противоречит, если по правосудию наказывают виновного, если делают это по долгу и с добрым намерением, то есть чтобы исправить его или чтобы оградить невиновных от его преступлений.
Господь обещает милостивым, что они помиловани будут.

Здесь подразумевается помилование от вечного осуждения за грехи на Суде Божием.

О шестой заповеди блаженства

6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Шестая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть чисти сердцем.

Чистота сердца - это не совсем то же, что чистосердечие. Чистосердечие, или искренность, согласно которой человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце, но добрые расположения сердца проявляет в добрых поступках, есть только низшая степень чистоты сердца. Этой последней человек достигает постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой, изгоняя из сердца своего всякое незаконное желание и помышление и всякое пристрастие к земным предметам и непрестанно сохраняя в сердце памятование о Боге и Господе Иисусе Христе с верой и любовью.
Господь обещает чистым сердцем, что они Бога узрят.

Это обещание следует понимать так, что слово Божие уподобляет сердце человеческое оку и приписывает совершенным христианам просвещенна очеса сердца (Еф. 1, 18). Как чистое око способно видеть свет, так чистое сердце способно созерцать Бога. Поскольку же лицезрение Божие есть источник вечного блаженства, то обещание узреть (увидеть) Бога есть обещание высокой степени блаженства вечного.

О седьмой заповеди блаженства

7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Седьмая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть миротворцы.
Исполнять эту заповедь нужно так. Мы должны поступать со всеми дружелюбно и не подавать повода к несогласию; случившееся несогласие всевозможными средствами прекращать, даже поступаясь нашим правом, если только это не противоречит долгу и ни для кого невредно; стараться и других враждующих между собой примирять постольку, поскольку имеем возможность, а если не можем, то молить Бога об их примирении.
Господь обещает миротворцам то, что они нарекутся сынами Божиими.

Это обещание означает высоту подвига миротворцев и уготованной им награды. Поскольку они подвигом своим подражают Единородному Сыну Божию, пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим, то им обещается благодатное имя сынов Божиих и, без сомнения, достойная этого имени степень блаженства.

О восьмой заповеди блаженства

8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное.

Восьмая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть готовы претерпеть гонение за правду, не изменяя ей.
Этой заповедью требуются следующие качества: правдолюбие, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение, если кто-либо подвергается бедствию или опасности за то, что не хочет изменить истине и добродетели.

Господь обещает гонимым за правду Царство Небесное как бы взамен того, чего лишаются они через гонение, подобно тому, как оно обещано нищим духом в восполнение чувства недостатка и скудости.

О девятой заповеди блаженства.

Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех

Девятая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть готовы с радостью принять поношение, гонение, бедствие и самую смерть за имя Христово и за истинную православную веру.
Подвиг, согласно этой заповеди, называется подвигом мученическим.
Господь обещает за этот подвиг великую награду на Небесах, то есть преимущественную и высокую степень блаженства.

Иисус Христос принёс человечеству Новый Завет, смысл которого в том, что теперь каждый человек, уверовавший в Бога, может освободиться от грехов, делающих его жизнь трудной и безрадостной.

В Евангелии передана Нагорная проповедь Господа, в которой Он сообщил людям девять заповедей блаженства. Это девять условий, при соблюдении которых человек может обрести вечную жизнь в обители Всевышнего.

Своей смертью на кресте Иисус Христос искупил грехи людей и тем самым дал им возможность открыть в себе Царство Небесное ещё при земной жизни. Но для того чтобы ощутить эту благодать, нужно выполнить перечисленные в Нагорной проповеди заповеди блаженства.

Современное Евангелие существенно отличается от первоисточника. Это не удивительно - оно было многократно переведено и переписано. Сохранившееся Остромирово Евангелие, датированное серединой 11-го века, наиболее точно передаёт содержание 9 заповедей блаженства, но обычному человеку, не имеющему специального образования, понять его почти невозможно. Мало того что старославянский алфавит кардинально отличается от русского, в Евангелии употребляются давно устаревшие и выбывшие из обращения слова, выражения и понятия. Толкованием заповедей блаженства занимались и продолжают заниматься богословы и философы во всём мире.

Значение слова «блаженство»

Для начала нужно разобраться, что означает слово «блаженство». Самый близкий синоним - нега. Когда мы говорим, что блаженствуем, то имеем в виду - нежимся. В евангельском понимании блаженство значит несколько иное. Христианское блаженство - Испытывать блаженство в христианском смысле значит находиться в состоянии безмятежного покоя. Говоря современным языком - не испытывать беспокойства, сомнений, тревог. Христианское блаженство не является аналогом безмятежного покоя буддистов или мусульман, так как может проявиться в физическом мире при земной жизни в результате осознанного выбора и отречения от проявлений сил зла. Толкование заповедей блаженства объясняет смысл этого выбора и самоотречения.

Назначение заповедей

Библейские заповеди знаменуют вехи развития человека как личности, эволюцию его духовного мира. С одной стороны, они указывают на то, что должно быть целью жизни человека, с другой, - отражают его природу и раскрывают то, к чему человек имеет внутреннее влечение. Евангельские блаженства перекликаются с ветхозаветными. 10 заповедей блаженства, данных Господом Моисею, больше относятся к материальному миру и физическому взаимоотношению между людьми в социуме. Они указывают на то, что человек должен делать, но не затрагивают его душевного состояния.

Семь запретов, перечисленных в Нагорной проповеди иногда ошибочно называют 7 заповедями блаженства Иисуса Христа. Это неправильно. Запреты убивать, завидовать, творить новых кумиров, прелюбодействовать, красть и чревоугодничать Христос не отверг, но сказал, что результатом искоренения этих грехов становится возникновение чистой любви между людьми. «Да любите друг друга», - велел Господь и тем самым настроил людей не отслеживать проступки, но относиться друг к другу с милосердием, пониманием и сочувствием.

9 заповедей блаженства толковали такие выдающиеся мыслители, как Анри Бергсон, Игнатий Брянчанинов, Николай Сербский и другие. Рассмотрим каждую заповедь подробно.

О духовной нищете

Первая заповедь блаженства Господа говорит о том, что первым условием блаженства является ощущение себя духовно нищим. Что это значит? В прежние времена понятие нищеты не означало трудного материального положения, отсутствия денег или имущества. Нищим считался человек, просящий чего-либо. Нищий духом, значит - просящий духовного просвещения. Счастлив, или блаженен, тот, кто не просит и не ищет материальных благ, но тот, кто стяжает мудрости и духовности.

Блаженство не в том, чтобы испытывать удовлетворение от отсутствия материальных благ или от их наличия, а в том, чтобы не чувствовать себя превосходящим других в случае наличия материального достатка или угнетённым в случае его отсутствия.

Заповеди блаженства Иисуса Христа настраивают на принятие земной жизни как средства для достижения Царства Небесного, и если материальное богатство служит человеку для увеличения духовного богатства, то это тоже - верный путь к Богу.

Бедному человеку проще прийти к Богу, так как он сильнее, чем богатый, озабочен собственным выживанием в материальном мире. Считается, что он чаще обращается к Богу за помощью, и у него больше шансов соединиться с Создателем. Однако это слишком упрощённое представление о том, из чего складывается путь обретения духовной мудрости и блаженства.

Ещё одна трактовка заповеди основана на переводе с древнеарамейского языка слова «дух». Тогда его синонимом было слово «воля». Таким образом, человека, «нищего духом», можно назвать «нищим по собственной воле».

Сопоставив оба значения выражения «нищие духом», можно предположить, что Христос под первым блаженством подразумевал, что Небесного Царства достигнут те, кто добровольно выберет своей целью лишь достижение мудрости. И к ней одной направит свои волю и разум.

Об утешении плачущих

Счастливы плачущие, ибо они будут утешены, - так в современном изложении звучит вторая заповедь блаженства. Не следует думать, что речь идёт о любых слезах. Не случайно эта заповедь идёт после той, в которой говорится о духовной нищете. Именно на первой заповеди основаны все последующие.

Плач - это скорбь и сожаление. Нищий духом сожалеет о годах, потраченных на поиск и накопление материальных вещей. Он печалится о том, что не обрёл мудрость раньше, он вспоминает свои поступки и поступки других людей, которые разрушили их жизни, так как были направлены на достижение мирских радостей. Он сожалеет о напрасно потраченном времени и силах. Он плачет о том, что согрешил против Бога, принёсшего Собственного Сына в жертву людям ради того, чтобы спасти их, погрязших в мирских дрязгах и заботах. Поэтому нужно понимать, что не всякий плач угоден Богу.

Например, плач матери о том, что её сын стал наркоманом или пьяницей, не всегда приятен Богу - если мать плачет о том, что в старости останется одна, без заботы и попечения, которые рассчитывала получить от взрослого сына, то она плачет лишь от ущемлённого самолюбия и от разочарования. Она плачет оттого, что не получит мирских благ. Такой плач не приведёт к утешению. Он может настроить женщину против других людей, которых она назначит виновными в том, что случилось с её сыном, и несчастная мать начнёт думать, что мир устроен несправедливо.

А если эта женщина станет плакать оттого, что сын оступился и выбрал гибельный путь из-за её собственного недосмотра, из-за того, что она с ранних лет внушала ему лишь стремление к материальному превосходству над другими, но не объяснила необходимость быть добрым, честным, милосердным и снисходительным к недостаткам других людей? Такими покаянными слезами женщина очистит свою душу и поможет спастись сыну. Именно о подобном плаче сказано: «Блаженны плачущие, которые печалятся из-за собственных грехов. Для них Господь найдёт утешение, ради таких слёз Господь проявит милосердие и подарит чудо прощения».

О кротких

Третьим блаженством Христос назвал кротость. Кажется, что объяснять данное блаженство не имеет смысла. Все понимают, что кротким называют человека, не возражающего, не сопротивляющегося, смиряющегося перед людьми и обстоятельствами. Однако и здесь не всё так просто. Человек, не противоречащий тем, кто сильнее и могущественнее его, не может считаться кротким в евангельском понимании. Божественная кротость происходит из первых двух блаженств. Сначала человек осознаёт свою духовную нищету, потом кается и плачет о своих грехах. Искреннее сокрушение о них делает человека терпимым к злу, проявляемому другими людьми. Он знает, что они, как и он сам, рано или поздно придут к пониманию собственной вины за беды, происходящие с ними, осознают свою ответственность и вину за несправедливость и зло, которые они творят другим.

Раскаявшемуся грешнику, как никому другому, хорошо известно, что перед Богом все люди равны. Покаявшийся не мирится со злом, но, испытав многие страдания, он приходит к пониманию, что спасение человека лишь в руках Бога. Если Он спас его, значит Он спасёт и других.

Проповедь заповедей блаженства не оторвана от реальной жизни. Господь Иисус Христос был кроток, но он с гневом обрушился на торговцев, менявших в храме жертвенных голубей и свечи на деньги, однако нам Он не дал права поступать так же. Нам Он велел проявлять кротость. Почему? Потому что Он Сам заповедал - тот человек, который проявит агрессию, от агрессии же и пострадает.

Господь учит нас, что мы должны быть думающими, но думающими о собственных грехах, а не о чужих, даже если их совершает священник самого высокого ранга. Иоанн Златоуст так толкует эту заповедь блаженства: не возражай обидчику, дабы тот не передал тебя судье, а тот, в свою очередь, - палачу. В мирской жизни часто правит несправедливость, но мы не должны роптать. Мы должны принимать мир таким, каков он создан Богом, и направлять свою энергию на улучшение своей собственной личности.

Интересно, что многие современные авторы, написавшие инструкции, как приобретать друзей, как стать счастливыми и успешными, как перестать беспокоиться и начать жить, дают те же советы, что и Христос, но их советы работают плохо. Объясняется это тем, что они не согласованы между собой и не имеют поддержки извне. В этих советах человек противопоставлен всему миру и должен справиться с ним в одиночку, а следуя Евангелию, человек получает помощь от Самого Бога. Поэтому все подобные книги быстро выходят из моды, а Евангелие продолжает сохранять актуальность уже более 2 000 лет.

О жаждущих правды

На первый взгляд кажется, что эта заповедь блаженства повторяет первую. Нищие духом ищут божественную истину, а алчущие и жаждущие - правду. Не одного ли и того же они стяжают?

Рассмотрим такой пример. Некий человек говорит о себе: «Я не умею лгать. Я всем и всегда говорю правду». Так ли это? Жаждать евангельской правды - это не значит всем и всегда её говорить. Тот правдолюбец, которого мы назвали «неким человеком», нередко оказывается лишь хамом, который своему оппоненту, не разделившему его мнения или совершившему какую-либо ошибку, прямолинейно сообщает, что тот глуп. Мало того что этот правдолюбец не отличается большой прозорливостью и сам не всё и не всегда делает правильно, он вряд ли скажет эту свою правду тому, кто сильнее и могущественнее его.

Итак, что же такое Божественная правда и стремление к ней и что значит "жаждущие правды насытятся ею"? Это очень доступно объясняет Иоанн Кронштадский. Голодный человек жаждет еды. После насыщения проходит какое-то время, и он снова голоден. Это естественно в случае с едой. Но в том, что касается Божественной правды, всё несколько иначе. Бог любит тех, кто принял три первых блаженства. За это он даёт им спокойную и мирную жизнь. Такие люди, как магнитом, притягивают к себе окружающих. Так, император Лев оставил свой трон и отправился в пустыню, где жил святой Моисей Мурин. Император хотел познать мудрость. Он имел всё, что хотел, мог удовлетворить любые свои мирские потребности, но не был счастлив. Он жаждал мудрого совета, как поступить, чтобы вернуть радость жизни. понял душевные муки императора. Он пожелал помочь мирскому правителю, возжаждал божественной правды и получил её (насытился). Как благодать, излил святой старец на императора свои мудрые речи и вернул ему душевный покой.

Ветхозаветные Адам и Ева жили в присутствии Бога, и Его правда сопутствовала им в каждый момент жизни, но они не испытывали в ней жажды. Им не в чем было каяться, они не испытывали никаких мук. Они были безгрешны. Они не знали потерь и печалей, поэтому не дорожили своим благополучием и, нисколько не сомневаясь, согласились вкусить плод с дерева познания добра и зла. За это они лишились возможности видеть Бога и были изгнаны из рая.

Нам Бог дал понимание того, чем следует дорожить и к чему нужно стремиться. Мы знаем, что, если будем стремиться исполнять Его заповеди, Он воздаст нам и подарит настоящее счастье.

О милосердных

В Евангелии есть несколько притч о милосердии. Это притчи о мытаре и о лепте бедной вдовы. Мы все знаем, что подавать милостыню бедным - Богоугодное дело. Но даже подходя к этому вопросу разумно и давая нищему не деньги, которые он, скорее всего, потратит на алкоголь, а еду или одежду, мы не уподобляемся ни мытарю, ни вдове. Ведь подавая милостыню чужому человеку, мы, как правило, не ущемляем себя. Такое милосердие похвально, но оно не идет ни в какое сравнение с милосердием Бога, Который дал людям во спасение Своего Сына, Иисуса Христа.

Заповеди блаженства не так легко выполнимы, как это кажется на первый взгляд. Однако они нам вполне по силам. Как часто, узнав о бедах какого-либо человека, мы произносим такие фразы: «Не бери в голову - у тебя своих проблем море», «Судьба у него, конечно, тяжёлая, но у каждого свой крест» или «На всё воля Божья». Говоря это, мы устраняемся от проявления истинного, Божественного, милосердия.

Истинное милосердие, подвластное человеку, может быть выражено в таком сочувствии и желании помочь другому, которое заставит человека задуматься, в чём причина сего несчастья, то есть стать на путь исполнения первого блаженства. Самая большая милость в том, чтобы, очистив собственные сердце и душу от греха, мы так попросили Бога о помощи чужому для нас человеку, чтобы Он это услышал и исполнил.

О чистых сердцем

Милосердие нужно творить лишь с чистым сердцем. Только в этом случае оно будет истинным. Совершив акт милосердия, мы часто гордимся своим поступком. Радуемся, что совершили доброе дело, а ещё больше радуемся, что выполнили одну из важных заповедей блаженства.

Православие и другие христианские религии поощряют безвозмездную материальную помощь, которую люди оказывают друг другу и церкви. Они благодарят дарителей, называют их имена во время проповедей, награждают грамотами и т. д. К сожалению, всё это совсем не содействует чистоте сердца, напротив, поощряет тщеславие и другие, не менее неприятные качества, свойственные натуре человека. Что тут скажешь? Богу милее тот, кто в тишине своего дома со слезами молится о даровании здоровья и хлеба насущного какому-нибудь несчастному, о котором он знает лишь то, как его зовут.

Эти слова не в осуждение тем, кто жертвует на храмы или проявляет свою щедрость явно, прилюдно. Отнюдь. Но те, кто творит милость тайно, сохраняют чистоту сердца. Господь это видит. У него ни одно доброе дело не остаётся без воздаяния. Получивший же признание от людей уже награждён - у него хорошее настроение, все его хвалят и чествуют. Вторую награду, которая от Бога, он за это дело не обретёт.

О несущих мир

7 заповедь блаженства говорит о миротворцах. Иисус Христос считает миротворцев равными себе, а эту миссию наиболее трудной. В каждой ссоре есть вина как одной, так и другой стороны. Прекратить вражду очень трудно. Ссорятся не те, кто познал божественную любовь и блаженства, а, напротив, люди, озабоченные мирскими проблемами и обидами. Установить мир между людьми, одержимыми ущемлённой гордостью, завистью, ревностью или жадностью может далеко не всякий. Здесь важно и слова подобрать правильные, и гнев сторон утихомирить, чтобы ссора прекратилась и больше не повторялась. Сынами Божьими назовутся миротворцы. Так сказал Христос - Сын Божий, а каждое Его слово исполнено великого смысла.

Об изгнанных за правду

Война - отличный способ решить экономические проблемы одного государства за счёт другого. Мы знаем примеры того, как высокий уровень жизни одних народов поддерживается тем, что правительства их стран развязывают войны по всему миру. Честные дипломаты, журналисты, политики и военные, имеющие возможность влиять на общественное мнение, всегда подвергаются гонениям. Их сажают в тюрьмы, убивают, порочат ложью. Невозможно представить, чтобы какая-либо из мировых войн закончилась после того, как честный миротворец донёс до широкой общественности информацию о личной заинтересованности некоего представителя королевской семьи, клана президента, финансового или промышленного магната в производстве и поставке оружия воюющим сторонам.

Что же толкает известных и авторитетных людей выступать против несправедливых войн, притом что они не могут не понимать, что их инициатива будет наказана? Ими движет желание справедливого мира, сохранение жизни и здоровья мирных граждан, их семей, домов и образа жизни, а значит - истинное милосердие.

В Нагорной проповеди Иисус Христос сообщил заповеди Божьего блаженства всем, кто его слушал. Это были люди разных национальностей и веры. Господь сказал, что подвиг во имя мира сделает их равными Сыну Бога. Имеет ли для Бога значение, какую веру они исповедуют? Конечно, нет. Господь пришёл принести веру и спасение всем. Детский врач Леонид Рошаль и доктор из Иордании Анвар эль-Саид не христиане, но они миротворцы, предотвратившие гибель нескольких сотен человек, захваченных террористами во время спектакля в московском доме культуры. И таких примеров масса.

О притесняемых за любовь к Богу

Сколько заповедей блаженства дал Господь людям? Всего девять. Заповедь о гонимых за веру и любовь к Богу является последней. Она в большей степени относится к великим христианским мученикам, которые своей смертью утвердили на земле веру в Иисуса Христа. Эти люди остались в истории как святые. Благодаря им теперь христиане могут открыто исповедовать свою веру и не опасаться за свою жизнь и за своих близких. Этим святым дана благодать заступаться перед Господом за грешников и просить для них прощения. Они помогают верующим в Бога справляться с разными трудностями - как с обычными, житейскими, так и в борьбе с силами зла. Своими небесными молитвами они хранят мир от гибели. Им посвящены акафисты и целые литургии, которые читаются во всех церквях в дни их поминания.

Бог дал людям десять заповедей еще в ветхозаветные времена. Даны они были для того, чтобы оградить людей от зла, предупредить об опасности, которую несет грех. Господь Иисус Христос установил Новый Завет, дал нам евангельский закон, основой которого являются любовь: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин 13, 34) и святость: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5, 48). Спаситель не отменил соблюдение десяти заповедей, но возвел людей на высший уровень духовной жизни. В Нагорной проповеди, рассказывая о том, как должен строить свою жизнь христианин, Спаситель дает девять заповедей блаженства . Эти заповеди говорят уже не о запрете греха, а о христианском совершенстве. Они рассказывают, как достигнуть блаженства, какие добродетели приближают человека к Богу, ибо только в Нем человек может найти истинную радость. Заповеди блаженства не только не отменяют десять заповедей Закона Божиего, но премудро дополняют их. Недостаточно просто не совершать греха или изгнать его из нашей души, покаявшись в нем. Нет, нужно, чтобы в нашей душе были противоположные грехам добродетели. Недостаточно не делать зла, нужно творить добро. Грехи создают стену между нами и Богом; когда стена разрушена, мы начинаем видеть Бога, но приблизить к Нему нас может только нравственная христианская жизнь.

Вот девять заповедей, которые дал нам Спаситель как руководство к христианскому подвигу:

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Первая заповедь

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Что значит быть нищим духом, и почему такие люди являются блаженными ? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем.

Духом Он назвал душу и расположение человека. <...> Почему же не сказал Он: смиренные , а сказал нищие ? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис 66, 2)» («Беседы на святаго Матфея евангелиста». 25. 2). Нравственным антиподом нищему духом является человек гордый, который считает себя духовно богатым.

Нищета духовная означает смирение , видение своего истинного состояния. Как обычный нищий не имеет ничего своего, но одевается в то, что дадут, и питается подаянием, так и мы должны осознавать: все, что имеем, получаем от Бога. Это все не наше, мы лишь управители имения, которое дал нам Господь. Дал, чтобы оно служило спасению нашей души. Можно быть отнюдь не бедным человеком, но быть нищим духом , со смирением принимать то, что нам дарует Бог, и использовать это для служения Господу и людям. Всё — от Бога. Не только богатство материальное, но и здоровье, таланты, способности, сама жизнь — все это исключительно дар Божий, за который мы должны Его благодарить. Без Меня не можете делать ничего (Ин 15, 5), — говорит нам Господь. Борьба с грехами и стяжание добрых дел невозможны без смирения. Все это мы делаем только с помощью Божией.

Нищим духом, смиренномудрым обещается Царство Небесное . Люди, знающие, что все, что они имеют, не их заслуга, а дар Божий, который нужно преумножить во спасение души, будут воспринимать все посланное и как средство достижения Царства Небесного.

Вторая заповедь

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны плачущие . Плач может быть вызван совершенно разными причинами, но далеко не всякий плач является добродетелью. Заповедь о плаче означает покаянный плач о своих грехах. Покаяние так важно, потому что без него невозможно приблизиться к Богу. Грехи мешают нам это сделать. Первая заповедь о смирении уже подводит нас к покаянию, закладывает основу для духовной жизни, ибо осознать свои грехи, покаяться в них может только человек, который чувствует свою немощь, нищету перед Отцом Небесным. Евангельский блудный сын возвращается в дом Отчий, и, конечно, Господь примет всякого приходящего к Нему и отрет всякую слезу с его очей. Поэтому «блаженны плачущие (о грехах), ибо они утешатся (выделено нами. — Авт .)». У каждого человека есть грехи, без греха один Бог, но нам дан от Бога величайший дар — покаяние, возможность вернуться к Богу, попросить у Него прощения. Святые отцы недаром называли покаяние вторым крещением, где мы омываем грехи не водой, а слезами.

Блаженными слезами можно также назвать слезы сострадания, сопереживания нашим ближним, когда мы проникаемся их горем и стараемся чем можем помочь им.

Третья заповедь

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны кроткие. Кротость — это мирный, спокойный, тихий дух, который человек стяжал в своем сердце. Это покорность воле Божией и добродетель мира в душе и мира с ближними. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя мое легко (Мф 11, 29-30), — учит нас Спаситель. Он был во всем покорен воле Отца Небесного, Он служил людям и с кротостью принял страдания. Взявший на себя благое иго Христово, следующий Его путем, ищущий смирения, кротости, любви найдет покой, успокоение своей душе и в этой земной жизни, и в жизни будущего века. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Некоторые под словом землю разумеют землю духовную, то есть небо, но ты разумей и эту землю. Так как кроткие обычно считаются презренными и лишенными значения, то Он и говорит, что они-то преимущественно и имеют все». Кроткие и смиренные христиане без войн, огня и меча, несмотря на страшные гонения со стороны язычников, смогли обратить в истинную веру всю огромную Римскую империю.

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Сам он в полной мере стяжал этот мирный дух, встречая каждого приходящего к нему словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Известен эпизод из его жития, когда к его лесной келье пришли разбойники, желая ограбить старца, думая, что посетители приносят ему много денег. Святой Серафим рубил в это время дрова в лесу и стоял с топором в руках. Имея оружие и обладая большой физической силой, он не захотел оказать пришедшим сопротивление. Он положил топор на землю и сложил руки на груди. Злодеи схватили топор и обухом его жестоко избили старца, проломив голову и переломав кости. Не найдя денег, они скрылись. Преподобный Серафим еле добрался до монастыря. Он долго болел и до конца дней оставался согбенным. Когда разбойников поймали, он не только простил их, но и просил отпустить, говоря, что если этого не сделают, он уйдет из монастыря. Вот какой удивительной кротости был этот человек.

Четвертая заповедь

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Жаждать и искать правды можно по-разному. Есть определенные люди, которых можно назвать правдоискателями: они постоянно возмущаются существующими порядками, везде ищут справедливости и пишут жалобы, со многими вступают в конфликт. Но не о них говорится в этой заповеди. Имеется в виду совсем другая правда.

Сказано, что нужно желать правды как пищи и пития: Блаженны алчущие и жаждущие правды. То есть очень сильно, как голодный и жаждущий терпит страдания, пока не удовлетворит свои потребности. О какой правде здесь сказано? О высшей, Божественной Правде. А высшая Правда , Истина — это Христос. Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14, 6), — говорит Он о Себе. Следовательно, христианин должен искать истинный смысл жизни в Боге. В Нем одном истинный источник воды живой и Божественного Хлеба, который есть Тело Его.

Господь оставил нам слово Божие, в котором изложено Божественное учение, правда Божия. Он создал Церковь и вложил в нее все нужное для спасения. Церковь также является носительницей правды и правильного знания о Боге, мире и человеке. Вот этой правды должен жаждать каждый христианин, читая Священное Писание и назидаясь творениями отцов Церкви.

Те, кто ревнуют о молитве, о творении добрых дел, о насыщении себя словом Божиим, поистине «жаждут правды» и, конечно, получат насыщение от приснотекущего Источника — Спаса нашего — и в этом веке, и в будущем.

Пятая заповедь

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Милость, милосердие — это дела любви по отношению к ближним. В этих добродетелях мы подражаем Самому Богу: Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк 6, 36). Бог посылает Свои милости и дары как праведным, так и неправедным, грешным людям. Он радуется об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк 15, 7).

И такой же бескорыстной любви научает всех нас, чтобы мы совершали дела милости не ради награды, не ожидая получить что-то взамен, а из любви к самому человеку, исполняя заповедь Божию.

Делая добрые дела людям, как творению, образу Божию, мы тем самым приносим службу Самому Богу. В Евангелии дан образ Страшного Суда, когда Господь отделит праведных от грешных и скажет праведным: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25, 34-40). Поэтому сказано, что «милостивые сами помилованы будут ». И напротив, тем, кто не творил добрых дел, нечем будет оправдаться на суде Божьем, как сказано в той же притче о Страшном Суде.

Шестая заповедь

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны чистые сердцем , то есть чистые душой и умом от греховных мыслей и желаний. Важно не только избегать совершения греха видимым образом, но и воздерживаться от мыслей о нем, потому что любой грех начинается с помышления, а уже потом материализуется в действие. Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф 15, 19), — сказано в слове Божьем. Не только телесная нечистота является грехом, но прежде всего нечистота души, духовная скверна. Человек может никого не лишать жизни, но пылать ненавистью к людям и желать им смерти. Тем самым он будет разрушать собственную душу, а впоследствии может дойти и до убийства. Поэтому апостол Иоанн Богослов предупреждает: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3, 15). Человек, имеющий нечистую душу, нечистые мысли, — потенциальный совершитель уже видимых грехов.

Если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно (Мф 6, 22-23). Эти слова Иисуса Христа сказаны о чистоте сердца, души. Чистое око — это искренность, чистота, святость мыслей и намерений, и намерения эти ведут к добрым поступкам. И наоборот: где око, сердце ослеплено, там царствуют темные помышления, которые станут впоследствии темными делами. Только человек с чистой душой, чистыми помыслами может приблизиться к Богу, узреть Его. Бога видят не телесными очами, а духовным зрением чистой души и сердца. Если этот орган духовного зрения помутнен, испорчен грехом, Господа человек не увидит. Поэтому нужно воздерживаться от нечистых, греховных, злых мыслей, отгонять их как всеваемых от врага и воспитывать в душе светлые, добрые. Мысли эти взращиваются молитвой, верой и надеждой на Бога, любовью к Нему, к людям и ко всякому творению Божьему.

Седьмая заповедь

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны миротворцы... Заповедь иметь мир с людьми и примирять враждующих ставится в Евангелии очень высоко. Такие люди называются детьми, сынами Божьими. Почему? Мы все — чада Божьи, его творения. Отцу и матери нет ничего более приятного, когда он знает, что его дети живут в мире, любви и согласии между собой: Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! (Пс 132, 1). И наоборот, как горестно для отца и матери видеть ссоры, распри и вражду между детьми, при виде всего этого сердце родителей словно обливается кровью! Если мир и хорошие отношения между детьми радуют даже земных родителей, тем паче Отцу нашему Небесному нужно, чтобы мы жили в мире. И человек, который хранит мир в семье, с людьми, примиряет враждующих, приятен и угоден Богу. Мало того, что такой человек получает радость, спокойствие, счастье и благословение от Бога здесь, на земле, приобретает мир в душе и мир с ближними, — он получит несомненно награду и в Царстве Небесном.

Миротворцы еще потому назовутся «сынами Божиими», что в своем подвиге уподобляются Самому Сыну Божьему, Христу Спасителю, Который примирил людей с Богом, восстановил связь, которая была разрушена грехами и отпадением человечества от Бога.

Восьмая заповедь

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны изгнанные правды ради. О взыскании Истины, Божественной Правды уже говорилось в четвертой заповеди блаженства. Мы помним, что Истина — это Сам Христос. Он также называется Солнцем правды . Именно о стеснениях, гонениях за правду Божию говорится в этой заповеди. Путь христианина — всегда путь воина Христова. Путь сложный, трудный, узкий: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф 7, 14). Но это — единственная дорога, ведущая ко спасению, иного пути нам не дано. Конечно, жить в бушующем, часто очень враждебном христианству мире сложно. Даже если нет гонений и притеснении за веру, просто жить по-христиански, исполнять заповеди Божьи, трудиться для Бога и ближних очень непросто. Гораздо легче жить «как все» и «брать от жизни всё». Но мы знаем, что как раз этот путь ведет в погибель: широки врата и пространен путь, ведущие в погибель (Мф 7, 13). И то, что очень многие люди следуют в этом направлении, не должно смущать нас. Христианин всегда иной, не как все. «Старайся жить не как все живут, а как Бог велит, потому что... мир во зле лежит.» — говорит преподобный Варсонофий Оптинский. Не беда, если за нашу жизнь и веру нас будут здесь, на земле, гнать, потому что отечество наше не на земле, а на небе, с Богом. Поэтому гонимым за правду Господь в этой заповеди обещает Царство Небесное .

Девятая заповедь

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Продолжением восьмой заповеди, где говорится о притеснении за правду Божию и христианскую жизнь, является последняя заповедь блаженства. Господь обещает блаженную жизнь всем гонимым за веру.

Здесь сказано о высшем проявлении любви к Богу — о готовности отдать свою жизнь за Христа, за свою веру в Него. Этот подвиг называется мученичеством . Путь этот высший, он имеет великую награду . Путь этот указан Самим Спасителем. Он претерпел гонения, мучения, жестокие пытки и мучительную смерть, дав тем самым пример всем Своим последователям и укрепив их в готовности пострадать за Него даже до крови и смерти, как некогда Он пострадал за всех нас.

Мы знаем, что Церковь стоит на крови и стойкости мучеников. Они победили языческий, враждебный мир, отдав свои жизни и положив их в основание Церкви.

Но враг рода человеческого не успокаивается и постоянно воздвигает новые гонения на христиан. И когда к власти придет антихрист, он так же будет гнать и преследовать учеников Христовых. Поэтому каждый христианин должен быть постоянно готов к подвигу исповедничества и мученичества.

Девять заповедей блаженства, данные нам Спасителем, нисколько не нарушают десять заповедей Закона Божия. Напротив, эти заповеди дополняют друг друга. Своё название Заповеди блаженства получили из предположения о том, что следование им при земной жизни ведёт к вечному блаженству в последующей вечной жизни.
Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане: как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царствии Небесном. Для этого Он дал девять заповедей блаженства, учение о тех качествах и свойствах человека, которые соответствуют Царствию Божьему как Царству Любви.
Всем, кто будет исполнять Его наставления ли заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство в будущей, Вечной жизни. Поэтому таких людей Он называет блаженными, то есть самыми счастливыми.

1. Блаженны нищии духом, ибо их есть Царство Небесное.

Желающие блаженства, т. е. быть в высшей степени счастливыми и угодными Богу, должны быть нищие духом (смиренные, сознающие свое несовершенство и недостоинство перед Богом и никогда не думающие о том, что они лучше или святее других).

2. Блаженны плачущие, ибо они утешаться.

Плач, о котором здесь говорится, есть, прежде всего, истинная скорбь сердца и покаянные слёзы о содеянных грехах. Могут быть духовно благотворны и скорбь, и слёзы, вызываемые постигшими нас несчастьями. Если только эти слёзы и скорбь проникнуты верою, упованием, терпением и преданностью воле Божией.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Желающие блаженства должны быть кроткими. Кроткие - это такие люди, которые стараются, чтобы никогда не раздражать и ничем не раздражаться. Это незлобивые, терпеливые в отношении друг друга, не ропщущие на Бога люди. Кроткие наследуют землю, т.е. Царство Небесное.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Алчущие и жаждущие правды - это те, которые, подобно пищи и питья для тела, желают спасения для души - оправдания через веру в Иисуса Христа, и они получат желаемые ими оправдание и спасение. Под насыщением здесь подразумевается насыщение духовное, состоящее во внутреннем, душевном мире, в спокойствии совести, в оправдании и помиловании. Насыщение в земной жизни бывает только отчасти.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Милостивые - это те, которые творят милосердные дела и знают настоящее сострадание к ближнему. Милостивым Господь обещает в награду, что они сами будут помилованы на будущем Суде Христовом.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Чистосердечие или искренность, согласно которым человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце, но добрые расположения сердца проявляет в добрых поступках, есть только низшая степень чистоты сердца. Высшая степень чистоты сердца достигается постоянным и неослабленным подвигом бодрствования над самим собой, изгоняя из сердца своего всякое незаконное желание и помышление и всякое пристрастие к земным предметам и непрестанно сохраняя в сердце памятование о Боге и Господе Иисусе Христе с верой и любовью к Нему. Чистые сердцем узрят Бога, т.е. получат высочайшую степень Вечного блаженства.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Миротворцы - люди, которые живут со всеми в мире и согласии, всем прощают обиды и стараются, по возможности, примирить и других ссорящихся между собою, а при невозможности - молить Бога об их примирении. Миротворцам обещается благодатное имя сынов Божиих, поскольку они своим подвигом подражают Единородному Сыну Божию, пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим.

8. Блаженны изгнаные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Желающие блаженства должны быть готовыми претерпеть гонение за правду. Этой заповедью требуются такие качества: правдолюбие, постоянство и твёрдость в добродетели, мужество и терпение.
Гонения неизбежны для христиан, живущих по правде Евангельской потому, что злые люди ненавидят правду. Сам Иисус Христос был распят на кресте ненавистниками правды Божией, и последователям Своим предсказал: "Если Меня гнали, будут гнать и вас,.." (Ин. 15,20).