Школьная энциклопедия. Изобразительное искусство Дворец Навуходоносора II

После захвата Вавилона кочевниками-касситами, когда этот город и вся Южная Месопотамия на долгие века утратили первостепенное значение в регионе, на главенствующие позиции стала выходить Ассирия. Подчинив себе всю Месопотамию и весь Ближний Восток, ассирийцы стали ведущей державой в регионе, и своеобразное искусство этой страны оказало большое влияние на соседние области, в том числе и на искусство Вавилона более позднего, Нововавилонского периода.

Изначально вся ассирийская культура находилась под сильнейшим влиянием доминировавшей в регионе шумеро-аккадской цивилизации. В развалинах храмов Ашшура, древнейшего ассирийского города, первой столицы этого государства, были найдены статуи, полностью копирующие шумерскую тенхнику и манеру исполнения.

Собственно об ассирийской культуре можно говорить, начиная с XIV в. до н.э., когда Ассирия освободилась от иноземного влияния и повела борьбу за доминирующее место в регионе.

С самого начала Ассирийское царство строилось как мощная деспотия, основанная прежде всего на военной силе, с централизованной властью, единой религией и идеологией. Столь высокого уровня внутренней организации не знало дотоле ни одно государственное образование в Месопотамии. Подобное государство требовало, естественно, новых способов художественного отображения центральных моментов собственной идеологии.

Основной вид искусства, где идея могущества и несокрушимости Ассирии была выражена с максимальной полнотой - архитектура, вообще ведущий вид искусства на Ближнем Востоке в древности. Архитектура государственных, царских и храмовых построек ассирийских городов времен расцвета державы может быть коротко охарактеризована главным словом: монументальная.

Отчасти монументализм ассирийских городов с их укрепленными стенами, дворцов со сложной фортификационной системой, объясняется характером государства, постоянно ведшего наступательные или оборонительные войны. Однако о сознательном монументализме, о стремлении передать в архитектуре идею величия державы говорит хотя бы планировка главных ассирийских городов - Ашшура, Кальху, Ниневии - трех столиц государства в разные времена, Дур-Шаррукена - ассирийского Версаля. Правильная внутренняя планировка, организация города по системе кварталов с ровными улицами создают идею четкой организации управления как города, так и страны. Более того, согласно ассирийским верованиям, земная Ниневия построена по плану, начертанному на небесах еще при сотворении мира, то есть имеет, по сути, божественное происхождение, как и власть царя, чей дворец стоит в городе.

Довольно интересны ассирийские храмы, архитектура которых объединила в себе черты искусства тех народов, которые оказали самое серьезное влияние на формирование Ассирии как в политическом, так и в художественном смысле.

С одной стороны, в Ассирии были широко распространены храмы, построенные по шумерским образцам - зиккураты на высоких, нередко многоступенчатых платформах, символизирующие небесную обитель богов, недоступную человеческому взгляду. Такие храмы имели центральное внутренне помещение - очевидно, алтарную целлу. Зиккураты, особенно при храмах, посвященных одному из семи главных богов, имели семь ступенчатых платформ, раскрашенных в разные цвета, как это было, очевидно, и в гораздо более поздний период с Вавилонской башней.

С другой стороны, сохранились развалины ряда храмов, построенных по малоазиатским образцам - с портиком, украшающим фасад, и несколькими внутренними помещениями, расположенными анфиладой.

Раскопки ассирийских городов дали историкам искусства массу превосходного материала для исследований, начиная с расцвета Ассирии в XIII в. до н.э. и вплоть до гибели царства в 605 г. до н.э. Основные образцы ассирийского искусства были найдены в развалинах царских дворцов - центров государственной власти в Ассирии.

В архитектурном плане интересен, например, дворец Саргона II в Дур-Шаррукене. И город, и дворец были детищем Саргона, построившего свою столицу в течение каких-то пяти лет. Сам город отличается правильной планировкой, снаружи обнесен крепостной стеной, на краю, отчасти выступая за пределы городской цитадели, располагается царский дворец.

По общей ассиро-вавилонской традиции, дворец выстроен на искусственной платформе, поднимающейся над общим уровнем города на 15 метров. Та часть дворцового комплекса, что выходит за городскую черту, была защищена дополнительными укреплениями. Общая площадь дворца - порядка 10 гектаров. Сюда входили, помимо собственно дворцового помещения, разнообразные хозяйственные здания, административные корпуса, где жили и работали высшие царские чиновники. Общая планировка как всего дворца, так и отдельных зданий комплекса напоминает традиционную шумерскую - узкие вытянутые помещения, хотя и с высоким потолком, сгруппированные вокруг отдельных внутренних двориков.

Вход в тронный зал дворца украшали две фигуры быков-шеду высотой около пяти метров. Помимо своей символической функции “стражей царского покоя”, эти быки являлись важными несущими элементами конструкции входных арок дворцового помещения.

Помимо скульптуры, дворец Саргона был богато украшен изразцами со священной символикой - многоцветными кирпичами с изображением “древа жизни”. Нижнюю часть стены покрывали длинные рельефы-фризы.

Искусство рельефа и общие принципы сюжетного построения изображений в Месопотамии не изменялись еще с шумерских времен. В основе лежит принцип построчного повествования, согласно которому связанные между собой события или динамика одного и того же события передаются в виде последовательного ряда изображений. Как правило, рельефы сопровождаются клинописными надписями.

К IX в. до н.э. в ассирийском искустсве уже окончательно сформировался изобразительный канон. В рельефном искусстве это проявилось в единообразии технических приемов, в однозначном символизме всех изображений, в подчинении сюжета одной идее. С технической точки зрения основные приемы изготовления рельефов с учетом освещения и угла зрения диктовались, кртоме того, и традиционным местом размещения изображений в здании. Обычно рельеф вырезался на алебастровой плите-ортостате, закрывающей нижние ряды кладки из кирпича-сырца, и таким образом на него падал верхне-боковой свет. С учетом такого освещения и вырезались композиции. Плоскостное размещение рельефы также заставляло подчинять все элементы композиции плоскости стены, а основным назначением рельефа становилась повествовательность изображения.

В отличие от вавилонского, ассирийское изобразительное искусство не портретно. Образы людей - преимущественно правителей - не просто типизированы, в них складывается некий обобщенно-идеализированный облик. Канонические изображения человека включают в себя передачу необычайной физической мощи, подчеркнуто развитой мускулатуры. Черты лица “типичного ассирийца” - правильные, бесстрастные. Обязательный элемент портрета - аккуратно завитая колечками широкая борода и густые, аккуратно расчесанные курчавые волосы. Фигура царя на рельефах отличается от прочих своими размерами и знаками царской власти. Ассирийские владыки на различных рельефах очень похожи друг на друга, отличия не носят принципиально портретного хараткера. Каноническое изображение человеческой фигуры в ассирийском искусстве таково: голова изображалась в профиль, почти на пол-лица (особенно в росписях) - анфасное изображение глаза. Плечо, расположенное ближе к переднему плану изображения, художник давал анфас, дальнее плечо, все тело и ноги - в профиль.

Зачастую релеьфы раскрашивались, преобладающими были традиционные для месопотамского искусства цвета - красный, голубой, зеленый, черный, коричневый. Краски использовались как для передачи цвета кожи, богатства одежд и украшений, так и для оттенения фигур на поверхности рельефа, чтобы сообщить изображению дополнительную глубину.

В целом в ассирийском рельефе соседствуют две изобразительные тенденции. С одной стороны, монументализм и статичность, когда объектом изображения являются цари и связанные с ними события государственного или церемониального характера (храмовые церемонии, суд над пленными врагами), с другой - пластичность, удивительная живость и мастерство в передаче движения в сценах охоты, военных сюжетах. Прекрасным образцом “живого” рельефа могут служить элементы сцен львиной охоты из дворца Ашшурбанапала - пронзенные стрелами, умирающие лев и львица, изображенные с необычайным мастерством.

Помимо рельефов, ассирийская скульптура представлена и круглой пластикой. Это почти исключительно статуи богов и царей, причем изображения последних находились в храмах рядом со статуями богов, и им воздавали те же почести, что и богам.

С точки зрения изобразительного канона, ассирийская круглая скульптура повторяет рельеф. Та же монументальность изображения, статичность позы, передающая основную идею - величие правителя, то же подчеркнутое физическое совершенство, несущее, как во всех остальных культурах, сакральный смысл. Статуи фронтально ориентированы, украшены довольно небольшим количеством декоративных элементов вроде резьбы, повторяющей узоры одежд, или украшений в виде браслетов и ожерелий. Как правило, все фигуры - “стоящие” или “сидящие”, что диктовалось требованием привязки скульптуры к общей планировке помещения, в котором она стояла.

Сохранившиеся до наших дней остатки ассирийских росписей по штукатурке великолепно характеризуют идеологическую сторону ассирийского искусства. Росписи занимали значительные плоскости, и, очевидно, должны были подчеркивать грандиозность помещений, громадные размеры внутренних стен дворца. Рисунок наносился на белую штукатурку, покрывавшую глинобитные стены. Основные цвета - те же, что и на рельефах. Сперва изображение наносилось черным контуром, и лишь затем раскрашивалось в разные цвета - лицо и открытые участки тела - красно-коричевым, волосы - черным. Принцип подбора цветов внутри композиции также традиционен для живописи Двуречья - локальная гармоничность внутри каждого отдельного элемента или композиционной группы. Изобразительный канон росписей ничем не отличается от такового в пластике. Сюжеты также посвящены в основном эпизодам из государственной и частной жизни царей - военные сценки, охота, торжественные шествия и церемонии.

Помимо канона и основных идеологических мотивов, к IX в. до н.э. в ассирийском искусстве сложился и основной набор технических художественных приемов. Мастерство ассирийских художников проявлялось прежде всего в том, что, действуя всегда строго в рамках канона, они неограниченно варьировали сочетания немногих приемов, благодаря чему ассирийское искусство, несмотря на каноничность, весьма разнообразно и стилистически богато.

Разумеется, богатство ассирийского искусства объясняется и политическим аспектом - более полутысячи лет, пока длился расцвет Ассирийского царства, не иссякал приток талантливых художников и ремесленников из всех краев и областей, покоренных Ассирией. Действуя в рамках государственного канона, эти художники, несомненно, привносили в искусство какие-то местные приемы, технические и художественные особенности.

Ассирийское искусство вобрало в себя наиболее совершенные приемы и традиции тех культур, что повлияли на формирование Ассирии: с одной стороны, шумеро-аккадской цивилизации, с другой - хеттской и малоазиатской культуры, под непосредственным влиянием которой Ассирия находилась до XIV в. до н.э. Эти приемы были канонизированы, возведены в ранг четких правил в полном соответствии с общегосударственными устоями. Доведенное до совершенства искусство при всем внутреннем разнообразии служило одной идеологической задаче - передавать и подчеркивать державность и неколебимость Ассирии, божественное происхождение царской власти. Ассирийское искусство по самой своей природе является государственным, и это - его основополагающая черта. Крупнейшие государства Ближнего Востока более позднего времени активно заимствовали эти достижения ассирийского искусства - как Нововавилонское царство, так и пришедшая ему на смену Персия, чье искусство впитало в себя практически все достижения официального изобразительного искусства Ассирии - и художественно-технические приемы, и идеологическое наполнение.

Но история развития искусства Ассирии восходит к более ранним периодам. В III тысячелетии до н. э. Ассирия находилась под сильным влиянием шумерийской культуры . В одном из святилищ этого времени, святилище богини Иштар в городе Ашшуре - древней столице Ассирии, были найдены статуэтки, напоминающие шумерийские. В XV веке до н. э. Ассирия попала в зависимость от государства Митанни в северном Двуречье. Искусство Ассирии впитало в себя очень многое от митаннийского и хеттского искусства. Но наивысшего развития искусство Ассирии получило только в I тысячелетии до н. э., когда Ассирия превратилась в сильное рабовладельческое государство, подчинившее себе в результате захватнических войн почти всю Переднюю Азию.

Централизация власти в руках ассирийских царей способствовала тому, что к искусству предъявлялись совершенно определенные требования: прославлять деяния царя и военную мощь Ассирии.

Дворец Саргона II

Классическим примером ассирийской архитектуры является дворец VIII века до н. э. царя Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад). Он был выстроен на искусственной террасе, часть дворца выступала за городскую стену. В комплекс дворца было включено и святилище с башней-зиккуратом из семи уступов. Входы перекрывались арками , а по сторонам их были помещены монументальные фигуры «шеду » или «ламассу» (как их называют ассирийские тексты), привратные скульптуры в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями, исполненные в технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру (Париж , Лувр). Интересен приём-изображение пяти ног, чтобы и входящий и проходящий мимо мог видеть «стража» ворот одновременно и в покое, и в движении.

В некоторых частях дворца были использованы в качестве несущих опор колонны с каменными базами и деревянными стволами.

В декорацию дворца Саргона II (например, в оформление входов) были введены и изразцы - глазурованные кирпичи с яркой многоцветной поливой . Около дверей стояли высокие «деревья жизни », окованные металлом , на вершинах которых были укреплены пальмовые листья из позолоченной бронзы . Красочность в отделке дворца сочеталась, по-видимому, с умелым введением озеленения на террасах.

Скульптура

В пластике Ассирии преобладает рельеф . Круглая скульптура в искусстве Ассирии большой роли не играла.

От времени Ашшурнасирапал II дошла замечательная алебастровая статуя самого Ашшурнасирапала II (Лондон , Британский музей , высота 1,06 м), изображающая царя в виде верховного жреца. Она была установлена в храме, в культовой нише, и являлась объектом поклонения. Композиция её строго фронтальна, образ царя идеализирован.

Во дворце Ашшурнасирапала сохранились очень низкие, плоские рельефы с изображением битв и царской охоты. Они грубоваты, суровы по стилю и представляют собой целую панораму батальных и охотничьих сцен. При общей анатомической правильности, детальной проработке мускулатуры ног и рук изображения людей и животных отличаются скованностью. Общая схема рельефов ко времени Ашшурнасирапала II уже вполне установилась.

Роспись

Росписи, которыми были украшены некоторые помещения дворца Саргона II, изображали процессии, в которых царь являлся в сопровождении своих приближенных и воинов.

Во дворце царя Синаххериба (705-681 годы до н. э.), сына Саргона II, в Тиль-Барсибе, городе, расположенном на одной из главных дорог, связывавших Ассирию с Сирией , также были росписи на стенах, изображавшие царя и его деяния (фрагменты в Париже, в Лувре и в музее города Алеппо). В стилистическом отношении эти росписи неоднородны и охватывают период от второй половины IX века до н. э. до середины VII века до н. э. Исполнены они по белой известковой обмазке, которая тонким слоем наложена на сырцовую стену по слою глины, смешанной с рубленой соломой. Местами можно проследить даже технику работы художников, последовательные стадии этой работы. Сначала чёрной краской наносились контуры изображений, а затем уже накладывались краски: красно-коричневая, ультрамариново-синяя, чёрная и белая, реже - розовая и голубая. Раскраска условная, плоскостная, без теней.

Дворец Ашшурбанапала

Последний период расцвета ассирийского искусства наступил во время правления Ашшурбанапала , во второй половине VII веке до и. э. Раскопки открыли развалины его дворца в Ниневии (современный Куюнджик), где, кроме разнообразных произведений изобразительного искусства, были найдены глиняные таблички с клинообразными текстами , составлявшие знаменитую библиотеку Ашшурбанапала , давшую возможность познакомиться с высоким уровнем ассирийской культуры.

Рельефы, по-прежнему, прославляют царя, изображают военные сцены и сцены охоты. Исполнены же они неодинаково: одни работы выполнены первоклассными мастерами, другие - ремесленниками. Рельефы условно раскрашивались. Однако в отличие от произведений предыдущего времени, в них с большим мастерством передаётся движение фигур. Рельефы показывают последовательное развитие действия.

Когда у нас была практика, нашей группе, и мне в том числе, повезло, так как нам не нужно было идти на другие факультеты или читать общий курс по философии. Поэтому мой выбор пал на невполне для меня знакомое искусство такой загадочной страны как Ассирия.
Собственно, все что мне удалось составить для лекции, я сюда и выложила. Это довольно своеобразная информация, так как у нас в стране практически никто не занимается этой темой.

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АССИРИОЛОГИИ

Серьезное знакомство с памятниками началось еще во второй половине XIX века, хотя подлинной наукой археология Передней Азии стала только в XX веке.

Однако впервые Ассирийским искусством, точнее письменностью, заинтересовались за 20 лет до того, как Шампольон обратил внимание на знаменитый Розеттский камень (в конце 18 - начале 19 вв.),когда в Англию были привезены глиняные таблички из города Басры, расположенного недалеко от Вавилона. Учеными, которые решили расшифровать глиняные таблички (так как экспедиция в Двуречье слишком дорогостоящее предприятие), оказались два молодых преподавателями Геттингенского университета. Один из ученых - Фиорилло, предположил, что, судя по описанию знаков на вавилонских кирпичах, они были сходны с о знаками, так называемой Персепольской надписи, обнаруженной на развалинах древней столицы Персии. Другой ученый Гроттенфенд, который решился на расшифровку, опирался на данные других исследователей, и в своем докладе 4 сентября 1802 года на заседании Геттингенского научного общества, где рассказал о своем открытии - он расшифровал имена царей, так что в общей сложности получилось расшифровать 13 знаков. Однако, далее этого открытия он пойти не мог, так как не знал восточных языков. Поэтому исследования в этой области были отложены практически на тридцать лет, пока в 1836 г. французский ученый Бюрнюф и немецкий Лассен расшифровали почти все знаки Персепольской надписи. В 1847г. была расшифрована первая Бисутунская надпись, а в 1853 г. Норрис расшифровал 2-ю Бисутунскую надпись, на языке Элама.

В 1849 г. ученый-историк Лэйярд при раскопках, Куюнджикского холма, расположенного напротив Мосула, на другом берегу Тигра, обнаружил дворец Синаххериба - одного из самых могущественных правителей Ассирии. За четыре недели работы он открыл 9 комнат, многочисленные рисунки, рельефы, мозаики, белые барельефы на бирюзовом фоне. К сожалению, в те годы раскопки велись неправильно, поэтому многие памятники были загубленны.

История Ассирийской державы

Ассирийское государство сложилось из аккадских семитических племен, живших в Передней Азии. В древнейшие времена Ассирией принято было называть область, расположенную в средней части долины Тигра. Сейчас здесь расположена северо-восточная часть Ирака. С северо-востока страну опоясывают отроги гор Загра, с юго-востока - приток Тигра Малый Заб. На западе раскинулась бескрайняя степь. Несмотря на то, что население с незапамятных веков использовало искусственное орошение, по плодородию эта часть нынешнего Ирака во многом отсталая.

Многое в ассирийской культуре помогает раскрыть ее географическое положение. Все города Ассирии, кроме Ашшура, исторического центра Ассирии, расположены за Тигром у предгорий Загра и были доступны для вторжения горцев. Узкие русла Евфрата и Тигра слабо защищены, поэтому ассирийцы всегда должны быть готовы к бою. Древнейшие жители Ашшура, столицы и важнейшего опорного пункта на Тигре, были ростовщиками, но торговые пути были небезопасны, а наиболее важные пути проходили так близко к Ашшуру, что у правителей легко рождался соблазн захватить их. Так государство рано стало военным, где война стала самоцелью и главным искусством.

В период правления Саргона Древнего и его династии население северной Месопотамии вступает в оживленный торговый обмен с Малой Азией и горными племенами хурритов, что становится особенно заметно в 6 - 5 вв. до н. э., когда они сплотились в государство Митанни.

Ассирийцы заимствовали у хеттов колесницы, запряженные лошадьми, ввели батальоны инженерных войск, которые разрушают укрепления, таким образом, научившись брать штурмом города. Целью своих военных походов ассирийцы видели в полном уничтожении врага, тотальной войне, когда все взрослые мужчины, способные держать меч в руках, убивались, а женщины и дети уводились в рабство. По своей жестокости и кровожадности ассирийские цари превзошли всех других древневосточных армий, которые отнюдь не отличались гуманностью на войне. Для ассирийцев вполне нормальным и даже законными считались изощренные пытки и издевательства над побежденными врагами, такие как сдирание кожи с живых людей, выкалывание глаз, продевание канатов через просверленные губы и подбородки и тому подобные. Все такие изощрения считались естественными способами расправы и запугивания покоренных народов.

Ассирийская армия была непобедима, так как в ней был опущен имущественный ценз, что позволяло наиболее бедному сословию жить за счет войны. В армию вербовались и другие народы. При этом государство не заботилось о содержании армии, так как та кормилась за счет мародерства. При этом дорогие трофеи передавались Царю и Богам.

О всех победах писались огромные тексты, посвященные четкому учету трофеев, в то время как количество людей округлялось.

Появление ассирийского искусства, формирование канона

Уже при появлении первых памятников искусства Ассирии в Лувре и Британском музее исследователи сразу обратили внимание на отличия от египетского. Египетские памятники, несмотря на каноническое изображение, были более непосредственны и легки в понимании. В отличие от сложного языка ассирийских памятников - исполинские размеры давящая тяжеловесная форма. Одежда не воспринимается как таковая, это ткань, которая скрывает фигуру. Так же большинство музейных экспонатов не были раскрашены, хотя в Ассирии было принято раскрашивать памятники. Основными чертами искусства Ассирии были монументальность, декоративность, орнаментальность, математически подчеркнутость архитектуре.

Так как даже изображения царей, в отличие от египетских, не передают портретных черт, определить кто владелец того или иного дворца можно за счет того, что на стенах дворцов обнаружились списки царских имен.

Раскопки Ашшура открыли храм Иштар, восходящего к первой половине 3 тыс. до н.э. В нем были найдены статуэтки молящихся, посвященные богине, напоминающие шумерские скульптуры времен Лагаша: укороченные пропорции, головы, сидящие непосредственно на плечах, в большинстве лишены портретных черт, тяжелые шумерские одеяния. Однако, в отличие от шумеров, ассирийцы брили головы и подбривали губы, но оставляли пышную короткую бороду. На некоторых изображениях скульптор создавал иллюзию движения - изображал ноги фигуры в шаге. Эти попытки нашли свое отражение и в скульптурах Мари и Эшнунны.

О типично ассирийских чертах в области художественного искусства следует говорить не ранее 13 в. до н.э., когда Тукульти-Нинурта 1, царь Ассирии (ок. 1250 - 1210 гг. до н.э.) переносит свою столицу из Ашшура в новый город Кар-Тукульти - Нинурта, на другой берег Тигра. Раскопки обнаружили великолепные росписи дворца, который носит ярко выраженный декоративный характер. Как рельефы, так и росписи были тесно связаны с архитектурой. Как в древности сырцовая стена украшалась циновками теперь стены украшались оростатами с рельефными изображениями - прямое влияние хетто-хурритского круга, но рельеф, по традиции Двуречья, помещался внутри здания, а не снаружи.

Для облицовки нижних стен дворца был применен глазированный кирпич, раньше Вавилонского на 600-700 лет. Так же впервые именно в росписях первого ассирийского дворца был применен мотив «священного дерева» со стоящими по его сторонам гениями-хранителями. История появления этого мотива относит так же к хетто-хурритскому кругу, где появляется мотив священного дерева, увенчанного головой человека - символическое изображение божества возрождающейся весенней природы, характерный для обрядов Сирии, поэтому характерно не опыление этого дерева, а окропление. И = >гении держат не корзинки для листьев, а кропильницы с чистой святой водой.

АЛТАРЬ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МОЛЯЩЕГОСЯ ЦАРЯ ТУКУЛЬТИ-НИНУРЫ I

Чрезвычайно важные для ассирийского искусства черты:

Введение правильного изображения на плоскости человеческой фигуры целиком в профиль и своеобразная попытка передать последовательно развертывающееся действие. На небольшой каменной подставке, вероятно алтаре, плоским рельефом дважды изображен царь: подходя слева к алтарю, он молитвенно поднимает правую руку, как бы заслоняя себя от сияния божества, и сжимает в левой руке булаву, подойдя ближе, он опускается на колени, продолжая заслоняться правой рукой. В обоих случаях фигура царя изображена совершенно правильно в профиль.

БИТВА. ЧАСТЬ КРУГЛОЙ ПЛАКЕТКИ С РЕЛЬЕФНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ. АШШУР

Иной характер носит рельеф того же времени на обломке плакетки из черного камня. Внизу обломка видны головы двух коней и человеческих фигур, в верхней части развертывается чрезвычайно живая сцена битвы. Один из сражающихся, победитель (сохранилась только рука и нога), схватил за волосы побежденного, падающего перед ним на колени. Ногой победитель наносит поверженному удар в солнечное сплетение - прием борьбы нигде до этого не изображавшийся. За этой группой видны убитые, лежащие ничком и лицом вверх. Большая анатомичность, передача подробностей, пластичность. Головы воинов и их верхняя половина тела повернуты в профиль, а нижняя на три четверти с постепенным переходом к полному профилю ног - египетский канон.

Росписи дворцов носили декоративный характер, как и рельефы: по белому фону красными и синими цветами даны стилизованные деревья, розетки и пальметки, вписанные в обрамление из красно-синих полос.

Появление в ассирийском орнаменте египетских мотивов - например лотоса - характерная черта росписей того времени. Эти мотивы могли попасть не прямо из Египта, но из Сиро-Финикии.

Классический период расцвета Ассирии:

Начинается с воцарения Ашшурнасирапала 2 (884-859 г. до н.э.). Ассирия при нем переходит в захватнические войны, картельные экспедиции в центры восстания. Особой главой можно назвать создание новой боевой техники. С этого момента главной темой искусства становится победоносная война и величие царя - победителя.

Основным видом искусства, помимо возведенного в этот ранг военного мастерства, становится архитектура и тесно с ней связанный рельеф. Строительство как средство возвеличить власть царей, принимает чрезвычайный размах.

Дворец в Кальху

Ашшурнасирапал перенес столицу Ассирии в Кальху, который был переименован затем в Нимруд, где был построен грандиозный дворец. Он имел большое количество жилых и хозяйственных помещений, сгруппированных вокруг квадратного двора 30х30м. Помещения были расположены в 2 ряда и сообщались между собой дверями, прорезанными в торцовых стенах этих коредорообразных залов. Строитель дворца ни разу не использовал возможность создать пролеты дверей, расположенных по прямой оси, создать перспективу длинной анфилады, - взор входящего встречает всюду стены, покрытые на 2,5 м рельефными изображениями, основное содержание которых - охотничьи и военные подвиги царя, крылатые гении, окропляющие царя, стилизованное «древо жизни».

Цитадель в Нимруде - Кальху была воплощением страха, так как сила - есть ненависть половины мира.

В отличие от раннего искусства, которое было лишь декоративным, искусство эпохи Ашшурнасирапала ставило перед собой новые задачи.

Последовательное разворачивание действие: сначала посетителя встречали охранители дверных косяков - Шеду, которые двигаются вместе с идущим, так как имеют 5 ног (при этом не нарушается каноническое расположение фигур). На стенах - люди-орлы - охранники царя. В углу - мотив Дерева Жизни, который всегда украшает царские дворцы.

Был создан образ прекрасного человека - идеал ассирийской красоты, одним из условий которого были физическая мощь, сила и здоровье, выражающиеся в необычайном развитии мускулатуры, сдержанности в передаче движения в самых оживленных по содержанию сценах. Так же одним из условий идеальной красоты были красивые, длинные курчавые волосы. Это было связано с тем, что в Ассирии считалось признаком дурного тона иметь неухоженные волосы и бороды. Квадратная борода считалась признаком преемственности царской власти. Поэтому цари изображались с идеальной бородой. Только евнухи изображались без бород, но с длинными волосами.

АШШУРНАСИРАПАЛ ОХОТИТСЯ НА ЛЬВОВ

Колесницей, запряженной 3 лошадьми, управляет бородатый возница. Издыхающий ЛЕВ, пораженный 4 стрелами, лежит под ногами коней. Лошади и лев даны в строго профильном изображении, зрителю виден только бок животных. Разъяренный дикий лев встал передними ногами на колесницу, царь поражает его смертельным ударом и оборачивается к воинам, следующему позади.

Художник выбрал наиболее острый момент, но рельеф, тем не менее, полон покоя, так как фигуры людей и животных полны оцепенения, как будто время замерло.

В такого рода рельефа представлен образ царя, который побеждает силу Хаоса и таким образом царь становится владетелем порядка.

На рельефах Ашшурнасирапала впервые в древневосточном искусстве появляется элементы воздушной перспективы. На одном из рельефов в Кальху осадные машины царя с его штандартами подъезжают к стенам крепости, где защитники, выглядывающие из-за зубцов крепости, отражают наступление. На переднем плане даны фигуры царя и его воинов намного крупнее, с тщательной проработкой всех деталей. Крепость и ее защитники даны в более плоском рельефе и уменьшенных размерах.

Все искусство Ассирии, известное нам, связано с храмом или дворцом, поэтому бытовых сцен здесь ожидать нельзя, они возможны только как часть военно-дворцовых сюжетов: например рельеф дворца Синаххериба - изображение лагеря с палатками, в которых суетятся слуги, стеля постели и приготовляя пищу. На рельефе Саргона 2 в походной конюшне конюхи чистят, поят и кормят лошадей.

(Полна драматизма и внутреннего содержания сцена взятия крепости.

Ассирийские войны гонят стада скота, едут повозки с военнопленными, за ними идет вереница пленных женщин с детьми. Ассирийский воин, запустив руку в волосы одной из них, подгоняет ее, другая защищается скорбным жестом голову ребенка, идущего перед ней. Этот драматизм не идет вразрез с пониманием красоты, как ритмичности и покоя - все женщины одинаковым жестом подносят руки к голове в знак отчаяния, совершенно спокойны воины и пленница, которую волокут за волосы.)

Впечатление декоративности повышалось тончайшими орнаментами, изображавшими вышивку тяжелых тканей, бахрому, запястья, а так же яркой расцветки, от которой сохранились лишь слабые следы черной и красной краски.

Схема рельефов ко времени Ашшурнасирапала уже устоялась, все изображения, связаны с дворцами и храмами, предназначенные возвеличить славу царя и бога, считались священными, обладающими магической силой, поэтому схема остается, изменяется стиль.

По сравнению с хетто-хурритским ортостатом, ассирийцы делают большой шаг вперед, так как ассирийские рельефы дают огромные панорамы батальных сцен, причем развертывается действие обычно по направлению от входа в глубину парадного зала к месту нахождения царя. Связанный рассказ в рисунках и рельефах - главное отличие от не связанных общим сюжетом хетто-хурритского оростата.

ЦАРЬ АШШУРНАСИРАПАЛ В ОБРАЗЕ ВЕРХОВНОГО ЖРЕЦА

Круглая скульптура в искусстве этого времени роли не играет. Она, как и рельеф, являются декоративными элементом в архитектуре. Таковы монументальные изображения добрых гениев, хранителей дворцовых покоев и храмовых врат в образе мощного быка или льва с человеческим лицом и крыльями орла. Передняя часть была выполнена кругло, остальное дано в высоком рельефе. Они обычно украшали входы во дворец попарно, как бы выходя навстречу посетителю дворца из пролета двери. Фигуры этих добрых гением так же поражают остроумным приемом, чтобы одновременно показать и стремительное действие и покой - шеду были с 5 ногами - при этом не был нарушен основной принцип древневосточного искусства - не давать изображение в сокращении или в ракурсе.

Сохранились скульптурные изображения самого Ашшурнасирапала. Статуя из собрания Британского музея изображает царя в образе верховного жреца, босого, перепоясонного вервием, с непокрытой головой. Статуя занимала в храме центральное место, в культовой нише, являясь для божества напоминанием о его жреце и слуге, а для молящихся - объектом почитания.

Технически тщательно выполненная, эта скульптура представляет почти правильный, нерасчлененный цилиндр, строгая симметрия нарушается только согнутой левой рукой, в которой царь держит булаву, при этом фигура царя рассчитана на рассмотрение ее спереди.

Внутреннее убранство дворца отличалось необычайной пышностью и богатством, о чем говорят найденные в Кальху обломки пластинок слоновой кости с тончайшей резьбой, изображающей царя и окружающих его гениев.

ПРАВЛЕНИЕ ТИГЛАТПАЛАСАРА 3

Новый блестящий расцвет искусства наступает со времени правления Тиглатпаласара 3 (745-727гг.), при котором Ассирия после межполитических усобиц, вновь начинает занимать ведущее положение в Передней Азии. При Тиглатполасаре завоеванные земли становятся провинциями. Так же при Тиглатпаласаре была завоевана Финикия, которая была ненавидима даже больше, чем Ассирия. Армии Ассирии дошли до Дамаска, при этом в экспедициях на Восток помогали арабы. Финикийцы были главными мореплавателями всего древнего мира. Но, несмотря на то, что в древнем мире религиозные культы были близки, в Финикии были самые жестокие черты этого культа - детские жертвоприношения. Поэтому, например, пунические войны прошли под лозунгом того, что они искореняют самую жестокую языческую религию (по словам Честертона)

Чтобы сломить восстания вводили политику искоренения коренного населения или переселения народов в новые земли.

ПРАВЛЕНИЕ САРГОНА 2

Резиденцией остается Кальху, но приемник Т., Саргон 2 (Шаррукин, 722-702) перенес столицу с Дур-Шаррукин (современный Хорсабад), недалеко от Ниневии. Его наследник, Синнаххериб, разоривший и разрушивший Вавилон, сделал столицей Ниневию.

Ниневия тянулась на 4 км вдоль реки, т.е. была больше Вавилона по протяженности в пределах его внутренних стен. В это время существует строительный надзор: всякий застройщик, который перенесет свой дом за пределы допустимой линии, будет посажен на кол на крыше собственного дома.

ДВОРЕЦ ДУР-ШАРРУКИН

Классическим планом дворца того времени считался Дур- Шуррукин. Он был выстроен на мощной террасе для защиты от почвенных вод на сглаженной поверхности холма, при этом глину и песок таскали вручную. Дур-Шаррукин - город прямоугольник, имевший 8 ворот, 3 храма. Дворец был окружен пандусами для колесниц, пленных и трофеев.

Дворец как бы вписан в город, доминировал над ним, выходя в него фасадом. Широкая городская стена с бойницами, высотой вровень с террасой, подходила с 2 сторон ко дворцу. Часть дворца, где находились жилые помещения царя, выступала огромным бастионом за пределами городских стен. С этой стороны дворец был отлично укреплен крутым обрывом холма.

Из царских покоев открывался вид на реку, один из притоков Тигра, и на холмистые степные просторы.

Жилое помещение делится три части: сераль - парадная часть с приемными комнатами (селямлик ), гарем - личное помещение царя и его семьи, и хан - служебные помещения. Так же рядом с покоями дворца находился храм - зиккурат . Налево от входа в большой двор находилась часть дворца, полностью изолированная от других помещений, с небольшим числом ходов и необычным даже для этого дворца пышностью убранства, который оказался комплексом святилищ 6 божеств, а альковы являлись целлами , где стояли изображения божеств.

Низ стены центрального двора этого святилища был облицован глазурованными кирпичами: по синему фону были даны изображения символов плодородия (смоковница с зелеными листьями и желтыми плодами, плуг, бык). В некоторых частях двора несущими опорами были колонны с каменными базами и деревянными стволами.

Так же было 2 парадных входа - один в глубине обширного двора, на который выходили царские покои, другой - по фасаду дворца, обращенного к городу, с широким центральным проездом, предназначенным для царя и 2 боковыми. Фасад был украшен 6 гениями, а так же у центрального проезда стояли 2 гигантские фигуры Гильгамеша, побеждающего льва.

Так же впечатление величественности придавала арка входных ворот, характерная форма ассирийского, еще тростникового, жилища.

Сераль имел 10 дворов и более 60 помещений и переходов. А сам дворец занимал пространство в 10га и был одним из наиболее величественных построек Ассирии.

Одним из важнейших мотивов рельефов во дворце был мотив взятия Лакеша.

Некоторые комнаты дворца Саргона 2 помимо рельефов имели росписи, основными сюжетами которых были процессии, в которых царь являлся в сопровождении евнухов.

РОСПИСИ ДВОРЦА В ТИЛЬ-БАРСИБЕ

Благодаря раскопкам дворца в Тиль-Барсибе, были найдены наиболее интересные росписи, которые были разделены стилистически на 2 большие группы: более ранние восходят ко времени между серединой 9 и первой четвертью 8 вв. до н.э., наиболее поздние датируются временем Ашшурнасирапала. Фоном росписей является белая известковая обмазка, тонким слоем наложенная на сырцовую стену, предварительно покрытую слоем глины с рубленой соломой. Любопытно, что изначально дворец принадлежал царю, поэтому росписи показывали процессию царя с евнухами. Однако, когда дворец перешел во владение полководца - туртана, свита должна была изображать воинов. Мастер замазал бритые подбородки и пририсовал бороды, хотя все остальное убранство евнухов, кроме нескольких мелочей, художник оставил нетронутым.

По наброскам всадников стало понятно, что художник первоначально рисовал контур черной краской, а затем накладывал другие цвета, набор которых был небогат: красновато-коричневая, ультрамариново-синяя, черная, белая, иногда встречается розовая и голубая, последняя легко распыляется и пропадает.

В росписях никогда не встречается ни желтый ни зеленый цвета, однако во дворце Саргона2 они встречаются в цветной глазури. Роспись всегда плоскостная, без светотени, все изображения можно считать условно раскрашенными рисунками - лошади могут быть розовыми а быки голубыми.

Преобладает мотив геометрического орнамента.

Дворец Синахериба в Ниневии

Новые черты дает дворец наследника Саргона 2 Синаххериба в Ниневии, где двери были расположены по прямой оси, созданы анфилады залов, облицованных каменными плитами с изображением сцен охоты, войн и дворцовой жизни. Фасады были украшены изображениями Ламаша, но впервые перестала высекаться 5 нога, вероятно под влиянием более реалистического стиля в искусстве. Синаххериб перестал бояться врагов и наемных убийц. Синаххериб, по представлению историков, был первым императором на ассирийском троне Ниневии, которая стала центром цивилизации, так же, например, Нерон в Риме. Ниневия стала символом убийства, грабежей, угнетения, насилия над слабым, войны, кровавой смены правителей, которые держались на троне только за счет террора и которым почти никогда не удавалось уйти своей смертью.

Про стены Ниневии говорили, что она «та, которая своим ужасным сиянием отбрасывает врагов». Она стояла на фундаменте из 4 плит, стоявших по ее углам. В ширину имела 40 кирпичей (10м), в высоту - 24 м. в ней было 15 ворот, вокруг - был ров шириной 42 м. настоящим чудом архитектуры того времени был мост через реку, ведущий от Садовых ворот.

В западной части города располагался дворец Синаххериба. Он приказал срыть старые постройки, мешавшие строительству, так как его обуревала строительная горячка. Это особенно сказалось в Ашшуре при строительстве храма главного божества города. Вокруг храма на площади в 16 тыс.м² в скалах были пробиты огромные ямы, соединенные между собой подземными каналами. Ямы были наполнены землей, так как царь хотел видеть здесь сад.

Так же изменения произошли и в каноне изображения. На рельефах Синаххериба фигуры становятся меньше, мастер от фризового построения переходит к объединению ландшафтом всей настенной композиции, что отличает его от ранних колоссальных рельефов, хотя и теперь отдельный человек их не интересует.

Дворец Ашшурбанипала

Временем последнего расцвета Ассирийского царства становится время правления Ашшурбанапала (668-633гг. до н.э.), который был не только типичным восточным тираном, но в то же время был интеллектуалом, покровителем искусств и просто просвещенным человеком. Он был страстным собирателем глиняных книг, за которыми он посылал своих приближенных покупать где только возможно, или копировать, если была такая необходимость. С другой стороны Ниневия - логово львов, что во многом связано с тем, что во дворце Ашшурбанипала, страстного любителя охоты, было множество изображений его схваток во львами, о чем будет сказано позднее.

Так же он продолжил завоевательную политику своих предшественников, несмотря на то, что ему много труда стоила борьба за поддержания единства в государстве. Все восстания были подавлены с жестокостью.

Когда был открыт дворец Ашшурбанапала с его обширной библиотекой, несистематичность раскопок не позволила восстановить план и детали дворца, поэтому наиболее полное исследование можно провести произведениями станкового искусства - рельефами, скульптурами.

Обширная библиотека Ашшурбанапала была перевезена в Британский музей. Большая часть табличек была разбита, поэтому Лейярд, обнаруживший библиотеку, предположил, что она находились на 2 этаже, который обрушился. Было найдено в общей сложности более 30 тыс. табличек, которые ассирийские цари заставляли копировать во всех знаменитых центрах - в Уруке, в Сиппаре, Вавилоне. В этих табличках содержатся все труды, сводки познаний предыдущих времен. «Книги» были систематизированы, существовали словари и предметные указатели, отдельные серии хранились в деревянных ящиках - доказательство высокой ценности и заботы о трудах. Есть текст, ставящий книгу под охрану божества: «Копия такого-то. Тот, кто боится бога Набу, да не повредит и да не унесет ее».

В Британском музее шла активная работа по расшифровке библиотеки Ашшурнасирапала. Особенно интересен был расшифрованный текст «О Все Видевшем», где рассказывалась история потопа, открытый молодым ученым Дж. Смитом. Благодаря широкому интересу общественности Смит смог отправиться в Персию и в 1873г. нашел недостающие части «книги», которая была признана великим памятником литературы и поэзии. Героя повести зовут Утнапиштим. Первые 10 таблиц посвящены Гильгамешу, который встречает в странствия бессмертного Утнапиштима и спрашивает его о бессмертии, тот же говорит о близящемся потопе. Утнапиштима предупреждают о потопе, и бог разума и морской бездны Эа советует ему построить корабль. Когда же начался потоп, первыми пожалели о нем сами же боги. Корабль пристал к вершине горы Нисир, к юго-востоку от Ниневии, за Тигром и Нижним Забом. На седьмой день был выпущен голубь, но тот вернулся, затем - ласточка, последним был послан ворон: «Пустившись же ворон спад воды увидел, не вернулся: каркает, ест и гадит». Там был поставлен жертвенник, поставив 7 и 7 курильниц с кедром, тростником и миртом. Боги пришли к приносящему жертву. Однако глава богов Бэл-Энлиль возмутился тем, что кто-либо из людей остался жив, так как никто из смертных не должен был остаться в живых. Но Эа, бог разума, отстоял Утнапиштима, после чего сам он и его жена стали богоподобны. Сказание о потопе есть и у других народов, но наиболее выразительно именно сказание «О Все Видевшем». То, что потоп был реален говорит и тот факт, что вавилонское летоисчисление делится на «до потопа» и «после потопа». библейский же миф появился гораздо позже, является перепевом вавилонского.

Ашшурбанапал был страстным любителем охоты, поэтому важно ознакомиться с рельефами, изображающими охоту, так как они дают наилучшее представление об ассирийском искусстве.

Мы можем выделить несколько значительных шагов по сравнению со временем Ашшурнасирапала.

1. Реализм в изображении животных был доведен до высокого совершенства, в изображении львов больше человечности, чем у человека;

2. Необычайно богато разработан прием повествовательного развертывания сюжета (например изображение льва, выпущенного из клетки);

С большим искусством построена сцена охоты всадников на льва. Центральное место - Ашшурбанапал верхом на коне и его запасная лошадь. С двух сторон их окружают львы, но участь их уже решена - Ашшурбанапал вонзает копье в пасть первого льва, второй пронзен несколькими стрелами. Таким образом, даны последовательные моменты действия.

Необычайно выразительны отдельные фигуры животных на разных рельефах (умирающая львица, собаки, стадо газелей в степи и т.д.)

РАНЕНАЯ ЛЬВИЦА

Этот рельеф был найден в Куюнджике. В тело львицы вонзились стрелы, у нее перебит позвоночник, но, волоча парализованные задние ноги, она в последнем усилии приподняла верхнюю часть туловища и, вытянув морду, застыла в предсмертном рывке. Этот рельеф по глубине экспрессии и проникновенности можно смело поставить рядом с лучшими произведениями мирового искусства.

ПИР В САДУ

Здесь есть изображение женщины - жены Ашшурбанипала. А на дереве весит голова эламского царя Теолама.

После смерти Ашшурбанапала в Ассирии началось огромное восстание, в июле 612 г. до н.э. Ниневия была взята царем Вавилона Набопаласаром в союзе с царем Мидии и подвергнута полному разрушению. Описание разрушения Ниневии есть в Библии, данное современником событий - Наумом: «Поднимается на тебя, Ниневия, рушительный молот, - охраняй твердыни, стереги дороги, опояшься, укрепись всеми силами…щит ратников его (ассирийского царя) окровавлен; воины его в одеждах багровых (...); Горе кровожадному городу, не прекращается в нем разбой. Только и слышишь хлопанье бича и стук крутящихся колес…». Разграблена и сожжена Ниневия, однако ассирийцев до такой степени ненавидели все окружающие их народы, что уничтожили город без остатка. Это было связано с тем, что ассирийцы уводили плененные народы, сажая на своих землях и обрекая на пожизненное рабство. Это находит свое отражение в рельефах с изображениями войн и грабежей ассирийских царей.

Страна была опустошена, завоеватели уничтожили ассирийских жрецов и писцов. С ними вместе погибла и клинопись в Ассиирии, в практику вошло финикийско-арамейское письмо. Однако период 2 расцвета Вавилона был не долог. В 538 г. до.э. Вавилон был взят персидским царем, одержавшим победу над Валтасаром - последним вавилонским царем, Киром 2.

Собственный вклад Ассирии в культуру Древнего мира был все же незначительным. Известно, что в литературе ей не принадлежит ничего собственного, кроме военных царских анналов, хотя даже они представляли собой замечательные, яркие своей выразительностью ритмического языка произведения с удивительной системой образов.

Характерной чертой их было то, что они всегда писались не на родном для ассирийцев диалекте, а на аккадском литературном языке - вавилонском.

На довольно высоком уровне развития находились военная техника и смежные ей отрасли- строительство мостов, дорог, акведуков, крепостей и т.д.

Архитекторы добились небывалых успехов. Здания имели глухие стены, комнаты открывались во внутренний двор. Свет проникал в помещение через небольшие отверстия, сделанные либо прямо в потолке, либо в стенах над потолком. Так как здания возводились из сырцового кирпича, который не допускает сложных архитектурных форм, то зодчие пользовались прямыми линиями, чередованием выступов и ниш, открытым портиком со столбами и 2 башнями по бокам - «хеттские бит-хилани».
Как уже говорилось раньше, зиккурат обычно имел ступенчатую конструкцию.

Однако, несмотря на то, что достижения ассирийского искусства были сравнительно невелики, оно все же в значительной степени повлияло на официальное искусство следующей великой державы - Персии, при котором были только усилены элементы трафаретности и декоративности изображений.

Лучшими произведениями ассирийского искусства являются также и сцены охоты на львов. Мощная и величавая красота диких животных, их борьба с человеком полны напряженного драматического содержания. Шедеврами ассирийского искусства этой поры являются изображения убитых, раненых и умирающих хищников, особенно рельефы «Охотники, несущие убитого льва», «Лев, изрыгающий кровь» и «Раненая львица». С большой наблюдательностью передал художник в последнем из этих рельефов фигуру могучего зверя, показал контраст еще живой и мощной передней части его тела и безжизненно волочащихся пронзенных стрелами ног. Рельеф отличается мягкой лепкой, оттеняющей напряжение мышц передних лап и тонкую моделировку головы. Самое замечательное то, что в изображении львицы так ярко передано состояние раненого зверя, что словно ощущается предсмертный рев, несущийся из раскрытой пасти. В изображении страдания диких зверей ассирийские художники нашли те черты реализма, которые были им недоступны в создании образов людей.

Большого совершенства достигла и техника исполнения рельефа. Но вместе с тем в искусстве времени Ашшурбанипала есть и черты застойности, проявляющиеся в нарастании декоративности, своего рода геральдической отвлеченности, уводящей от жизненной правды, в известной утонченности исполнения, становящейся самоцелью.

В круглой скульптуре ассирийские мастера не достигли такого совершенства, как в рельефе. Ассирийские статуи немногочисленны. Изображенные обычно даны в строго фронтальных застылых позах, они облачены в длинные одежды, скрывающие формы тела под тщательно орнаментированным костюмом, - черта, роднящая эти статуи со многими фигурами на рельефах, где одежда также служила плоскостью для вырисовывания мельчайших деталей вышивок и других украшений. Примером ассирийской круглой пластики может служить небольшая,выполненная из известняка статуя Ашшурнасирпала II, облаченного в тяжелую длинную одежду (9 в. до н.э.), Чрезвычайно плоскостно трактованная, она похожа больше на доску, чем на объемную фигуру. Такой же характер имеют и происходящие из Хорсабада статуи второстепенных богов, держащих в руках магические вазы с истекающей водой. Плоскостный характер таких статуй может быть объяснен их зависимостью от архитектуры, так как, несомненно, они рассчитаны на то, чтобы восприниматься на фоне стены. Несколько иного типа статуя бога Набу (8 в. до н.э., Британский музей), отличающаяся массивностью и объемностью.

Статуя Ашшурнасирпала II из Нимруда (Калаха). Алебастр. Первая половина 9 в. до н. э. Лондон. Британский музей.

Большого совершенства достигла в Ассирии металлопластика. Лучший ее образец - рельефные композиции на бронзовых листах, которыми были обшиты ворота, найденные в развалинах древнего города Имгур-энлиль на холме Балават (время Салманассара III, 9 в. до н.э.). Особенный интерес этого произведения для истории искусства заключен в изображении (среди многих других) сцены изготовления скульптором победной стелы царя. Это одно из редчайших в искусстве Передней Азии свидетельств о жизни и творчестве художников.

В ассирийской глиптике 1 тысячелетия до н.э. сцены религиозного содержания занимают значительно большее место, чем в дворцовых рельефах. Но стилистически изображения на печатях-цилиндрах близки к монументальным рельефам и отличаются от шумеро-аккадской глиптики большим мастерством исполнения, тонкой моделировкой фигур и тщательной передачей деталей.

В истории культуры Древнего мира Ассирия, в период своего могущества объединявшая большинство стран Передней Азии, сыграла важную роль. Ассирийцы восприняли у древних народов Двуречья и обогатили систему клинописи, научные знания, литературу и искусство. О значительной для своего времени высоте ассирийской культуры свидетельствует знаменитая библиотека Ашшурбанипала, найденная в развалинах его дворца. В архитектуре и изобразительном искусстве ассирийцы развили многие основные черты, выработанные предшествовавшими культурами Двуречья. Полное своеобразия, обладавшее высокими для своего времени художественными достоинствами искусство Ассирии представляет яркую страницу в истории искусства Древнего мира. Оно оказало большое воздействие на искусство ряда соседних стран и, в частности, на искусство Урарту, своего ближайшего соседа и соперника в 1 тысячелетии до н.э.

Искусство Нововавилонского царства (7 - 6 вв. до н.э.)

После падения Ассирии в 7 в. до н.э. под натиском всех ее объединившихся врагов восстанавливается независимость Вавилона и расширяется его могущество. Он вновь становится центром обширного государства. Он подчиняет себе Финикию и Палестину, ведет большие войны с Египтом за торговые пути. В Нововавилонском царстве господствовала торгово-ростовщическая рабовладельческая верхушка, сосредоточившая в своих руках обширную торговлю. Очень крупную роль играло жречество, фактически контролировавшее всю деятельность государства. Вероятно, политика жречества наложила отпечаток на официальное искусство, изгнала из него сюжеты, прославлявшие земного владыку, и направила творчество художников в сторону декоративного стиля.

В городе Вавалоне, славившемся своим богатством и великолепием, до наших дней сохранились главным образом остатки памятников архитектуры. Расцвет нововавилонского зодчества относится ко времени Навуходоносора II (604 - 562), стремившегося затмить своей столицей былую мощь и роскошь Ниневии и Фив. Раскопки открыли почти полную картину города, построенного по четырехугольному плану, украшенного дворцами и храмами. Город был обнесен тройной стеной со множеством башен. Стены были чрезвычайно широкими, по ним могла проехать упряжка с четырьмя лошадьми. Перед внешней стеной был вырыт ров со скатами, обложенными кирпичом. Навуходоносор, который вел большую завоевательную политику, предпринимал все меры, чтобы сделать Вавилон неприступной крепостью. Один из трех знаменитых дворцов Навуходоносора стоял на большой платформе, имел пять дворов и был окружен широкими стенами. Выходившая во двор парадного Зала стена была облицована глазурованными кирпичами с пестрыми украшениями разных цветов, главным образом темно- и светлоголубого, белого, желтого и черного. Обнаружен был и еще один дворец - летний, со знаменитыми «висячими садами» (обычно приписываемыми легендарной ассирийской царице Семирамиде), остатки которых, вернее систему водоемов, колодцев и каналов, соединяющихся с Евфратом, открыли археологи. На некотором расстоянии от первого дворца находился главный храм Вавилона, посвященный богу Мардуку, так называемый «Э-сагила». Рядом с храмом помещался знаменитый в древности зиккурат, носивший название «Этеменанки». Вавилонский зиккурат был грандиозных размеров: 91 X 91 м в основании и высотой 90 м. Именно он дал повод для сложения библейского сказания о Вавилонской башне. Раскопками была открыта также «Дорога процессий»- священная дорога, по которой проходили в храм Мардука, служившая основной композиционной осью города и имевшая в ширину около 7,5 м. Она была вымощена известняковыми плитами с инкрустацией из красной брекчии.


Ворота Иштар в Вавилоне. Облицовка из поливных изразцов. Около 570 г. до н. э. Берлин.

Раскопаны также знаменитые «Ворота Иштар», через которые процессии попадали в город. «Ворота Иштар» представляли собой 4 массивные квадратные в плане башни с арочным проходом между ними. Стены их были украшены глазурованными кирпичами с рельефными изображениями львов, диких быков, а также фантастических существ, желтых и белых на темносинем фоне. По верху стен тянулся изразцовый фриз и ряд зубцов.


Фантастический зверь. Изразцовое изображение с ворот Иштар в Вавилоне. Около 570 г. до н. э. Берлин.

Нововавилонское искусство очень декоративно, но его образы лишены силы, таят в себе признаки упадка. Об этом свидетельствуют и многочисленные образцы глиптики, среди которых преобладают изображения настолько схематичные, что иногда даже трудно установить их истинный смысл. После смерти Навуходоносора Вавилон, раздираемый внутренними противоречиями и острой классовой борьбой, начал утрачивать свое значение и в 538 г. до н.э. был завоеван Киром и присоединен к Иранскому государству.

Древнейшие народы Передней Азии внесли существенный вклад в историю искусства Древнего Востока. Зодчие и художники нашли решения целого ряда принципиальных вопросов архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства. В монументальных зданиях, несмотря на их простые и тяжелые, приближающиеся к кубическим формы, выработалось определенное понимание архитектурной массы и ее членения. Хотя масса в архитектуре Двуречья играла главную роль, преобладая над внутренним пространством, существенным достижением было применение свода, что открывало новые возможности для пространственных решений. В синтезе зодчества и изобразительных искусств определяющее значение имела архитектура, но значительное развитие получили монументальная скульптура и живопись. Образ человека занял очень большое место в изобразительном искусстве. Несмотря на узкоклассовые задачи, которые рабовладельческая знать и жречество ставили перед искусством, оно отразило многие существенные стороны действительности, в некоторые (хотя и недолгие) периоды подымаясь до подлинно реалистических исканий (как во времена Саргона Древнего, Нарамсина и Гудеа или во времена Ашшурбанипала). Искусство как средств.о художественного познания реального мира стало по сравнению с первобытным искусством на более высокую ступень, соответствующую новым условиям жизни общества и его успехам в овладении силами природы.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ АССИРИИ

ВВЕДЕНИЕ

Ассирийский народ по праву считается одним из древнейших народов мира. История ассирийцев насчитывает несколько тысячелетий.

В сокровищницу мировой культуры вошли многие творческие достижения ассирийского народа. Даже завоевательные войны ассирийских царей не всегда имели отрицательные последствия. Объединенные в составе ассирийской державы, народности и племена независимо от воли завоевателей и даже вопреки ей вступали в тесные экономические и культурные связи друг с другом, что способствовало прогрессу в различных сферах жизни.

Несмотря на то, что история ассирийцев и Ассирии преподается в университетах и школах мира более 150 лет и считается хорошо изученной, все же следует сказать, что история развития культуры этого народа все еще остается неясной до конца и требует дальнейшей разработки.

Вплоть до наших дней велись и ведутся раскопки на территории существования ассирийского государства. Археологам открываются новые города, дворцы и храмы. Производится расшифровка клинописных надписей на рельефах, клинописных табличках. Открываются новые загадки, новые факты по которым можно изучать развитие культуры в древней Ассирии.

Однако, уже по изученным фактам можно судить, что земное наследие ассиро-вавилонской культуры велико.

Знания, которые использовались ассирийским народом в древности продолжают практиковаться народами всего мира и в наше время.

В данной статьи использовано большое число источников - трудов российских и зарубежных ассириологов, а также материалов и экспозиций, расположенных в музеях России, Франции и США.

КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ АССИРИИ

ПИСЬМЕННОСТЬ

Своими знаниями истории народов Месопотамии и ее соседей человечество обязано в первую очередь глиняной табличке.

У шумеров, как и у египтян, письменность первоначально была прерогативой писцов. Вначале они пользовались грубым, пиктографическим письмом, изображая общий вид предметов, вернее их очертания. Затем эти рисунки все более и более упрощались и превращались в группы клиньев.

Ассирийцы значительно упростили клинопись, приведя ее в определенную систему и окончательно перейдя к горизонтальному письму. Ассирийцы и вавилоняне писали палочками из очищенного камыша на выделанной коже, на деревянных дощечках и на папирусе, который получали с приходившими из Египта караванами, не говоря уже о надписях, высеченных на камне, металлических пластинах, сосудах и оружии. Однако основным материалом для письма оставалась глина.

Писали палочкой наподобие грифеля с тупым концом в виде треугольника. После того как вся поверхность плитки была исписана, ее сушили на солнце, а затем обжигали. Благодаря этому знаки сохранялись, а плитки не страдали от сырости. Этот способ письма переняли и соседние народы - эламиты, персы, мидяне, хетты, урарты, частично финикийцы.

В Месопотамии существовали даже школы. Во время раскопок удалось открыть одну школу в городе Мари, а в ней - пособия для обучения и задачи для учеников. Одна из табличек провозглашала: "Кто отличится в чтении и письме, тот будет блестеть, как солнце". Четыре курса приходилось преодолеть ученику, чтобы изучить клинопись.

Последние археологические находки позволили обнаружить на территории Ассирии даже своеобразный Университет. Примерно в 10 км. к востоку от Багдада расположена древняя крепость Тиль-Кармаль. Находки в этом месте позволили сделать вывод о том, что здесь и находился своего рода первый Университет в истории человечества. Удалось установить название древне-ассирийского города - Шадупум, что на арамейском языке означает "счетная палата" или "казначейство". Шадупум был местом хранения важных документов Ассирии, центром сосредоточения людей, сведущих не только в искусстве письма, но и в различных областях культуры и науки.

Наибольший интерес представляют имеющиеся здесь таблички, отражающие знания древних в математике и геометрии.

Например, в одной из них доказывается теорема о подобии прямых треугольников, которую приписывают древнегреческому ученому Евклиду. Оказалось, что в Ассирии ее применяли еще за 17 веков до Евклида. Найдены также математические таблицы, с помощью которых, по сути дела, можно умножать, извлекать квадратные корни, возводить различные степени, выполнять деление и вычислять проценты. (Подробнее см. "За рубежом". 1973г., № 28, ноябрь.).

БИБЛИОТЕКА АШШУРБАНАПАЛА

Вершины своего военного и культурного развития Ассирия достигла при царе Ашшурбанапале, который правил с 668 по 629 г.г. до Р.Х.

Ашшурбанапал заботился о культурном развитии своего царства. Особую известность приобрела его библиотека в Ниневии, которую он собирал из всех больших городов Междуречья и разместил в архивах своего дворца.

Основное место в библиотеке занимали книги религиозного и научного содержания, главным образом по математике и астрономии. И в той и в другой древние ассирийцы достигли большого совершенства.

Писцы Ашшурбанапала увековечили его боевые походы и подвиги, начертав их на больших глиняных призмах. Найдены также аналогичные надписи о военных подвигах выдающихся ассирийских царей - Асархаддона и Синаххериба. Эти тексты по своему содержанию сводятся к трем частям: а) введение, содержащее краткую молитву, обращенную к богам; б) описание деяний царя, его победоносных походов, успешно одержанных побед над врагами; в) рассказ о строительной деятельности царя. Иногда тексты посвящались описанию царских охот, особенно на львов. В них говорится также о заботах царя, связанных с развитием скотоводства, торговли, ремесел, древонасаждения, цветоводства. Все военные походы перечисляются здесь в строго хронологическом порядке, освещаются события данного царствования, обязательно указывается время составления текста.

В библиотеке Ниневии было немало текстов, посвященных древнейшим царям Ассирии и вавилонским владыкам.

В огромном количестве в Ниневийской библиотеке сохранились различные письма и депеши. Эти памятники письменности свидетельствуют о том, что древнейшие правители Ассирии и Вавилона считали такую корреспонденцию повседневной и вполне обычной.

Важное значение имели донесения военачальников о продвижениях войск, о покорении городов и областей, о судьбах плененных врагов; обращения о подвозе оружия и продовольствия; сообщения о потерях в своей армии и в армии врагов.

Очень важное место в библиотеке занимают грамматики, словари, школьные книги для упражнений в чтении по слогам.

Перечисленные выше книги входили в так называемый классический отдел библиотеки. Другой отдел можно назвать "архивным". Здесь хранились разные документы, общественные и частные. Наряду с политическими трактами, царскими указами, депешами, перечнями даней и податей, докладами царских наместников и военачальников и с ежедневными донесениями работников царских обсерваторий сюда входят бесчисленные частные документы: купчие крепости, удовлетворенные по всем правилам, за подписями и печатями, на дома, земли, рабов - на всякую собственность; кредитные векселя, контракты и договоры всякого рода. В число литературных памятников входят также коммерческие надписи и договора. В них речь идет об уровне ремесла и торговли, о путях сообщения и юридических отношениях в Ассирии. Еще Геродот отмечал, что почти у каждого жителя Ассирии и Вавилона имелась личная печать. Много таких печатей цилиндрической формы с изображениями и клинописными текстами можно увидеть в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

От изобразительного искусства древних ассирийцев нам осталось много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности.

Для ассирийского изобразительного искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощается в образе царя-победителя. Во всех фигурах древних ассирийцев, рельефных и скульптурных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах.

Ассирийцы создали новый, военный жанр. На рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством изображали военную жизнь. Они создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников.

На алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов.

Скульптура играла важную роль в облике ассирийских дворцов. Человек подходил к дворцу, и у входа его встречали каменные фигуры крылатых духов - охранителей царя: невозмутимые, непроницаемо-величественные львы и крылатые быки с человеческими головами. При внимательном наблюдении можно установить, что у каждого крылатого быка пять ног. Это был оригинальный художественный прием, рассчитанный на своеобразный оптический обман. Каждый, кто приближался к воротам, видел сперва только две ноги человека-быка, неподвижно упиравшегося в постамент. Войдя в ворота, он бросал взор на гигантскую фигуру сбоку. При этом левая передняя нога уходила из поля зрения, зато можно было заметить две задние ноги и лишнюю переднюю, отставленную назад. Таким образом, создавалось впечатление, что бык, который только что стоял спокойно, теперь внезапно зашагал.

Рельефы представляли собой обычно своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя.