Основы формирования налоговой политики государства. Налоговая политика и налоговая система Как налоговая политика

Использовании налогового механизма, а так же по практическому внедрению налоговых системы и контролю ее эффективности.

Различают следующие виды налоговой политики:

  • политика максимальных налогов;
  • политика экономического развития;
  • политика разумных налогов;

Налоговая политика проявляется в установлении налоговых платежей и предоставлении налоговых льгот , определяющих налоговую систему региона, режим налогообложения предпринимательской деятельности.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Налоговая политика" в других словарях:

    Система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика выражается в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах … Финансовый словарь

    Экономический словарь

    НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Включает установление круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок и налоговых льгот и т.д … Юридическая энциклопедия

    Налоговая политика - система мероприятий, проводимых государством в области налогов. Налогообложению подлежат прибыль; доходы; стоимость определенных товаров; стоимость, добавленная обработкой; имущество; передача собственности (дарение, продажа, наследование);… … Экономика. Словарь по обществознанию

    налоговая политика - курс действий, система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика находит свое выражение в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов… … Словарь экономических терминов

    НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - система мероприятий, проводимых государством в области налогов и сборов; составная часть финансовой политики государства. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально экономическим строем общества, состоянием экономики и… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    См. Налоги … Большая советская энциклопедия

    Система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Включает установление круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок и налоговых льгот ит.д … Энциклопедический словарь экономики и права

    НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - (англ. tax policy) – система мероприятий, проводимых государством в области налогов, составная часть фискальной политики. Проведение конкретной Н.п. связано с реализацией фискальной и регулирующей функций налогов. С помощью централизованных… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - – система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Включает установление круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок и налоговых льгот и т. д … Экономика от А до Я: Тематический справочник

Книги

  • Налоговая политика государства. Учебник и практикум для академического бакалавриата , Малис Н.И.. Основным инструментом регулирования налогообложения является налоговая политика государства, направленная на решение как фискальных задач, так и задач обеспечения развития экономики. Знание…

Содержание налоговой политики как организационно-финансовой категории необходимо рассматривать с позиций организации налоговых отношений и деятельности органов государственной власти в области управления налоговым процессом. Таким образом, она синтезирует в себе объективные и субъективные управленческие отношения, возникающие в процессе аккумуляции государственных доходов, сознательного, целенаправленного воздействия государства на общественное воспроизводство путем использования функциональных (ценностных, фискальных, регулирующих, контрольных) возможностей налогов и других элементов системы управления налоговым процессом (налогового права, налогообложения, налоговой системы, налогового механизма). Налоговая политика, являясь формой управления, должна в полной мере учитывать объективные рыночные и налоговые законы и закономерности. В противном случае вряд ли можно рассчитывать на то, что проводимая государством налоговая политика будет результативной и эффективной.

Налоговая политика - деятельность органов государственной власти по разработке стратегии (концепции) налогового реформирования, налогового механизма ее реализации и комплекса мер в области управления налоговым процессом, направленная на обеспечение результативности выполнения налогами всех своих функций.

Субъектами налоговой политики выступают государственные законодательные и исполнительные органы власти, имеющие непосредственное отношение к ее разработке, правовому обеспечению и реализации, к налоговому планированию, налоговому регулированию и налоговому контролю. Объектами налоговой политики являются система налогов, сборов и других обязательных платежей и элементы их обложения, система налогообложения и налоговая система, налоговый механизм и его элементы. По сути дела, объектом налоговой политики выступает весь налоговый процесс, а его элементы являются одновременно инструментами ее реализации и обеспечения взаимосвязи с процессом общественного воспроизводства. Такие сложные взаимосвязи обусловлены многогранностью налоговой политики, содержание и место которой представлены на рис. 7.2.

Налоговая политика должна строиться на определенных основополагающих требованиях (принципах). Этот вопрос был объектом внимания и российских экономистов прошлого. Так, В. Твердохле- бов выдвигал в качестве основного требования к налоговой политике принцип экономического роста. Он писал: «Развитие производительных сил - вот тот высший принцип обложения, который должен лечь в основу всякой податной системы и с точки зрения которого наука имеет право оценивать эти системы, не вторгаясь в область этики и сохраняя свой политический нейтралитет» 1 .

Развитие производительных сил характеризуется прежде всего ростом чистого национального продукта и его увеличением на душу населения. В связи с этим, по справедливому мнению А. Соколова, принцип налоговой политики, выдвигаемый В. Твердохлебовым, необходимо сформулировать следующим образом: «Налоги должны содействовать или по крайней мере не противодействовать абсолютному или относительному росту чистого национального продукта» .

Названные выше требования к налоговой политике не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Однако их целесообразно конкретизировать с учетом новых российских реалий.

Рис. 7.2.

Имеется в виду, что рациональная налоговая политика в России должна строиться на системе следующих основополагающих принципов (требований):

  • содействия (или хотя бы не противодействия) реальному абсолютному и относительному росту чистого внутреннего продукта;
  • обеспечения стабильных темпов роста государственных доходов не за счет усиления налогового бремени, а на базе роста экономических показателей;
  • создания благоприятных условий для развития частной инициативы и инвестирования в товаропроизводящую сферу, для внедрения новых технологий, техники и поддержки прикладных научно-исследовательских работ;
  • стимулирования экспорта продукции обрабатывающих отраслей промышленности;
  • защиты отечественных товаропроизводителей и национального рынка от неблагоприятных внешних условий;
  • стимулирования накопления капитала в приоритетных отраслях реального сектора экономики;
  • единства налоговой стратегии и тактики, федеральной и территориальной налоговой политики в едином налоговом пространстве всей страны;
  • интеграции в мировое экономическое и налоговое пространство.

Важным является вопрос о типизации, видовой классификации налоговой политики. Такую классификацию можно провести по нескольким критериям.

По масштабности и долговременности целей и задач следует различать следующие составляющие общей налоговой политики:

  • 1) стратегическую (обычно долговременную, на срок от трех и более лет);
  • 2) тактическую (от одного года до трех лет).

Стратегия и тактика должны дополнять и развивать друг друга. Если тактические задачи постоянно меняются, не будучи до конца решенными, и противоречат общей налоговой стратегии, то вряд ли можно ожидать от такой налоговой политики сколько-нибудь значимого положительного результата (эффекта).

В зависимости от общей целевой направленности приоритетов и мер налоговой политики выделяют:

  • 1) фискальную налоговую политику - во главу угла ставится приоритет максимально возможного увеличения доходов в ущерб или без учета стратегических интересов развития экономики страны, регионов и налогоплательщиков. Ее разновидность - политика «высоких налогов», которой присущи большое количество налогов и сборов, высокие налоговые ставки и сверхпредельное налоговое бремя, минимум налоговых льгот, большой разрыв уровня бремени начисленных и уплаченных налогов;
  • 2) регулирующую налоговую политику - акцент делается на усилении регулирующей роли налогов (зачастую в ущерб должной реализации их фискального потенциала). Характерные черты - чрезмерное увлечение налоговыми льготами, льготными экономическими зонами и налоговыми режимами, слабость налогового контроля, установление ставок налогов на уровне, не обеспечивающем минимальные потребности государства в финансовых ресурсах, и т.д.;
  • 3) контрольно-регулятивную политику - обусловлена либо слабостью выполнения налогами фискальной и регулирующей функций, либо длительностью проведения государством жесткой политики «высоких налогов», влекущей за собой массовое уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов и уход легальной экономики в «тень». В чистом виде она встречается крайне редко. Не меняя по сути элементов налогового процесса, государство пытается возместить фискальные и экономические потери репрессивными контрольными мерами, штрафами, прочими санкциями. Целью налогового контроля становится не создание условий для нормального функционирования налогового процесса и предупреждения налоговых правонарушений, а поиск виновных и максимально возможный сбор штрафов, все более принимающих характер стабильного и существенного источника бюджетных доходов;
  • 4) комбинированную налоговую политику - ориентирована на создание условий для стабильного и равномерного обеспечения бюджетной системы налоговыми доходами и для их увеличения за счет роста легальных объемов производства, потребления и доходов, активизации инвестиционной деятельности и эффективного функционирования системы налогового контроля на основе оптимизации ставок основных налогов и налогового бремени, рационализации состава и структуры налоговой системы, налоговых льгот и налоговых санкций, повышения уровня собираемости налогов и снижения задолженности по расчетам с бюджетом.

Первые три названных типа налоговой политики по отдельности имеют существенные недостатки, которые видны без дополнительных комментариев. В реальной жизни сложно, а порой невозможно провести между ними четкие границы. Как правило, проводимая государством налоговая политика носит комбинированный (с преобладанием черт одной из них), но не всегда равновесный (сбалансированный) характер. Поэтому важнейшая задача государства - разработка эффективной комбинированной (равновесной) налоговой стратегии и тактики, нацеленной на максимально возможную реализацию в комплексе всех функций налогов, направленной на обеспечение ценового, фискального, регулирующего и контрольнорегулятивного равновесия функций налогов и интересов государства и налогоплательщиков.

В зависимости от стратегической направленности государственного регулирования следует различать стимулирующую и сдерживающую налоговую политику. Последний тип налоговой политики возможен для стран с развитой рыночной экономикой в периоды, когда возникает необходимость предотвращения кризиса перепроизводства и установления в этой связи более жестких налоговых режимов. Для развивающихся стран, а также развитых экономик в период стагнации приемлемой является только стимулирующая налоговая политика.

По территориальному признаку налоговую политику условно можно разделить на федеральную, региональную и местную. Условно потому, что в настоящее время региональные, а особенно местные органы власти в России не обладают пока еще соответствующими налоговыми правами и полномочиями, достаточными для проведения самостоятельной налоговой политики. Возможно, что в ближайшей перспективе ситуация изменится. Однако за федеральным центром останется прерогатива разработки основных направлений налоговой стратегии, в рамках которой регионы и муниципалитеты должны строить свою налоговую политику, что необходимо для соблюдения и укрепления принципа единства налогового пространства и налоговой политики на территории всей страны.

По признаку узкой специализации выделяют в отдельные виды инвестиционную и социальную налоговую политику, таможенную политику и политику в области применения специальных налоговых режимов, политику налогового регулирования доходов и т.д.

Приведенная классификация налоговой политики по ее типам и видам имеет не столько теоретическое, сколько прикладное значение для того, чтобы проанализировать и дать разностороннюю оценку проводимой в стране налоговой политики, и на этой основе определить направления, приоритеты и конкретные пути построения эффективной налоговой стратегии и тактики.

  • Твердохлебов В. Финансовые очерки. Вып. 1. Петроград, 1916. С. 49.
  • Соколов А. Теория налогов. М.: Соцэгиз, 1928. С. 65.

Важнейшим инструментом государства в процессе повышения благосостояния страны выступает налоговая политика. Она оказывает влияние практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со множеством элементов государственного управления, такими как: ценообразование, денежно-кредитная политика, реформы экономики, торговая и промышленная политика и т.д.

Налоговую политику относят к косвенным методам государственного регулирования, потому что она обеспечивает только условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности субъектов экономики и не основывается на властно-распорядительных отношениях. Вместе с этим налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому шире применяется в рыночных системах, чем методы прямого регулирования.

Формируя налоговую систему страны, государство стремится использовать ее для определенной финансовой политики. Поэтому она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой. В основном формы и методы налоговой политики определяются национальными интересами и целями, политическим строем, административно-территориальным устройством, характером взаимодействия разных форм собственности и некоторыми другими аспектами.

В целом под налоговой политикой понимается совокупность финансовых, экономических и правовых мер государства по созданию налоговой системы страны в целях удовлетворения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп, а также развития экономики страны посредством перераспределения финансовых ресурсов.

У налоговой политики, как и у любой другой политики государства, есть свое содержание, характеризующееся последовательными действиями государства по выработке научных концепции развития налоговой системы, определению наиболее важных направлений применения налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.

В зависимости от целей, которые на сегодняшний день для государства являются приоритетными, применяются различные методы проведения налоговой политики.

Одной из форм налоговой политики является политика максимальных налогов. В данном случае государство устанавливает высокие налоговые ставки, уменьшает налоговые льготы и вводит большое количество налогов, желая получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не сильно заботясь о последствиях данной политики. Естественно, что такой метод не оставляет налогоплательщикам и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика осуществляется государством, как правило, в экстренные моменты его развития, например, в период экономического кризиса или войны. Подобная политика ведет к сильным негативным последствиям, которые заключаются в следующем:

  • - после уплаты налогов у налогоплательщиков почти не остается финансовых ресурсов, что делает невозможным расширенное воспроизводство. Экономика страны все сильнее впадает в кризис, снижаются темпы роста производства во всех отраслях;
  • - укрывательство от налогообложения становится массовым и приводит к тому, что государство собирает по большей части налогов чуть более половины причитающихся средств;
  • - массовый характер приобретает теневая экономика, уровень производства в которой по экспертным оценкам достигает 45%. Но укрываемые от налогообложения ресурсы не используют, как правило, на развитие производства, а переводятся на счета в зарубежных банках и они работают на экономику других стран.

Другой формой проявления налоговой политики выступает политика экономического развития. В этом случае государство в максимально возможных размерах налогового бремени берет во внимание не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. Государство, делая меньше налоговый пресс для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы, в первую очередь, на программы социального направления. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное увеличение капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет создания наиболее благоприятного налогового климата. Такая политика осуществляется в тот период, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис.

Третья форма налоговой политики - это политика разумных налогов, которая представляет собой что-то среднее между первым и вторым типом. Суть ее заключается в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии большого числа государственных социальных программ Александров, И.М. Налоги и налогообложение / И.М. Александров. - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2012. - 286с..

В зависимости от продолжительности периода реализации и стоящих перед ней целей налоговая политика может носить стратегический или тактический характер. В первом случае это называется налоговой стратегией, во втором - налоговой тактикой.

Налоговая стратегия направлена на решение задач крупного масштаба, которые связаны с разработкой концепции и тенденции развития налоговой системы государства. Налоговая стратегия вытекает из экономической, финансовой, а также из социальной политики. Она рассчитана на длительную перспективу и, следовательно, является долговременным курсом налоговой политики. налоговый политика государство льгота

В отличие от налоговой стратегии налоговая тактика направлена на достижение целей конкретного этапа экономического развития. Она обеспечивает достижение этих целей за счет своевременного изменения элементов налогового механизма.

Стратегия и тактика налоговой политики неразрывно связаны между собой. С одной стороны, налоговая тактика является механизмом решения стратегических задач. С другой стороны, стратегия формирует благоприятные возможности для выполнения тактических задач.

Субъектами налоговой политики, в зависимости от государственного устройства, выступают федерация, субъекты федерации и муниципалитеты. Каждый субъект налоговой политики имеет налоговый суверенитет в пределах их полномочий, которые устанавливаются налоговым законодательством. Как правило, субъекты и муниципалитеты могут вводить и отменять налоги в пределах установленных региональных и местных налогов. Также им предоставляются широкие права по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении базы налогов. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут оказывать влияние на экономические интересы налогоплательщиков, создавать выгодные как для самих налогоплательщиков, так и для экономики региона в целом, условия для их деятельности Дуканич, Л. В. Налоги и налогообложение / Л.В. Дуканич. - Ростов на Дону.: Феникс, 2009. - 226 с..

Результаты проведения налоговой политики значительно зависят от того, какие принципы государство берет в ее основу. Выделяют следующие основные принципы построения налоговой системы:

  • - применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;
  • - соотношение прямых и косвенных налогов;
  • - использование системы скидок, вычетов и их целевая направленность;
  • - широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
  • - непрерывность налогообложения.

Часто к принципам налоговой политики относят также соотношения федеральных, региональных и местных налогов.

В целом эти принципы обуславливают основные направления налоговой политики, ее характер и структурные элементы. Используя указанные принципы, государство в условиях стабильной экономики может стимулировать расширение объемов производства, инвестиционную активность, качественный рост экономики. Благодаря комплексному использованию принципов построения налоговой системы осуществляется структурное и социальное реформирование экономики. В период кризиса налоговая политика через использование этих принципов помогает решить задачи, направленные на вывод экономики из кризисного состояния.

Налоги оказывают влияние и на объем производства через совокупный спрос. Снижение налогов способствует расширению производства, а увеличение налогов, напротив, сдерживает его. Поэтому необходим учет эффекта мультипликатора совокупного спроса при использовании налоговых рычагов. Зависимость совокупного спроса и налогов заключается в следующем: во время увеличения налогов совокупный спрос уменьшается, и, наоборот, при понижении налогов совокупный спрос возрастает.

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, к которым стремится государство, проводя налоговую политику. Налоговая политика проводится с помощью следующих методов:

  • - управление: оно состоит в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая направлена на создание совершенной системы налогообложения и имеет в своей основе использование объективных закономерностей ее развития;
  • - информирование: это деятельность финансовых и налоговых органов по сообщению налогоплательщикам информации, которая необходима для правильного исполнения налоговых обязательств;
  • - консультирование: оно сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает затруднения у налогоплательщиков;
  • - воспитание: целью его - привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения своих налоговых обязанностей; оно предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения;
  • - льготирование -- это деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков возможности не уплачивать налоги;
  • - контроль: представляет собой деятельность налоговых органов с помощью специальных форм и методов по обнаружению нарушений налогового, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков;
  • - принуждение - это деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.

Цели налоговой политики формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Поэтому при разработке налоговой политики государство преследует следующие цели:

  • 1) Экономические - повышение уровня развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидация диспропорций.
  • 2) Фискальные - обеспечение потребностей в финансовых ресурсах, достаточных для осуществления экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти возложенных на них функций.
  • 3) Социальные - обеспечение государственной политики контроля за доходами, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.
  • 4) Международные - выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами.

Практическое проведение налоговой политики осуществляется через налоговый механизм. Именно он является в настоящее время во всех странах основным регулятором экономики.

Налоговый механизм - это совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой.

Формой реализации и регулирования налогового механизма выступает налоговое законодательство, которое определяет совокупность налоговых инструментов.

Участие государства в налоговой политике осуществляется с помощью таких инструментов, как налоговая льгота, налоговая ставка, налоговые санкции, налоговая база и др. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Значительный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулировании доходов.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспечивается уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие с реальной экономической конъюнктурой Перов, А.В. Толкушин, А.В. Налоги и Налоговая система Российской Федерации / А.В. Перов, А.В. Толкушин. - М.: Юрайт - издат, 2013. - 635с..

Важнейшим инструментом регулирования рыночной экономики является налоговая политика. Манипулируя налоговой политикой государство стимулирует экономическое развитие страны либо сдерживает его.

По определению Панского В.Г. налоговая политика - это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп, а также развития экономики страны за счет перераспределения ресурсов.

Цели налоговой политики зависят от многих факторов, важными из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Цели налоговой политики в значительной мере обусловлены социально-экономическим строением общества, стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовыми обязанностями государства.

При проведении налоговой политики государство преследует следующие цели : экономические, фискальные, социальные, международные.

Экономические - повышение уровня развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидация диспропорций.

Фискальные - обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики , а также для выполнения соответствующими органами власти возложенных на них функций.

Социальные - обеспечение государственной политики регулирования доходов, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.

Международные - выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами.

Выделяют следующие формы налоговой политики: максимальных налогов, экономического развития и разумных налогов.

Проводя политику максимальных налогов , государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Такая политика не оставляет надежд налогоплательщику и обществу на экономическое развитие. Она производится государством, как правило, в тяжелые времена его развития, такие как война, экономический кризис.

Такая налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 году. Вместе с тем, каких либо предпосылок для проведения политики максимальных налогов тогда не существовало, что привело к резко негативным последствиям, суть которых состояла в следующем.


Во-первых , у налогоплательщиков практически не оставалось финансовых ресурсов для развития производства. Экономика с каждым годом все сильнее сползала в пропасть кризиса, падали темпы роста производства во всех отраслях.

Во-вторых , широкие масштабы приобрело массовое уклонение от налогов. По большинству налогов государство собирало лишь половину доходов. Такая ситуация ставила под сомнение целесообразность функционирования Российской налоговой системы.

В-третьих , массовый характер приобрела так называемая «теневая экономика», уровень производства в которой по разным оценкам составлял от 25 до 40%. Укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли на развитие производства в России, а переводились на счета в зарубежных банках и «работали» на экономику других стран.

Политика экономического развития предусматривает максимально возможные размеры налоговой нагрузки, но при этом государство учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый пресс на предпринимателей, сокращает свои расходы, в первую очередь на социальные программы. Цель такой политики: приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной деятельности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, которая грозит перейти в экономический кризис. Эта политика была использована в США в начале 80-х гг. ХХ в., которая получила название «рейганомика».

Политика разумных налогов представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть её состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ. Эта политика характерна для современной России.

При анализе налоговой политики необходимо различать такое понятие как субъекты налоговой политики .

В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, края, области, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление - города, районы, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах их полномочий, установленных налоговым законодательством.

Субъекты Федерации и муниципальные образования имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленных НК РФ. Им дано право устанавливать конкретные налоговые ставки, льготы и другие элементы налогообложения в соответствии с положением НК РФ. Проводя налоговую политику, её субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать наиболее выгодные условия их хозяйствования и для экономического развития региона в целом.

Государство воздействует на развитие экономики, применяя такие инструменты регулирования налоговой политики как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговые санкции, налоговая база и некоторые другие.

Важным средством регулирования доходов государства является налоговая ставка . Изменяя налоговую ставку, государство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование.

При этом государство может использовать различные ставки налогов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируются не только уровень доходов налогоплательщиков, но и формирование бюджетов различных уровней.

Благодаря налоговым ставкам, централизованная налоговая система является достаточно гибкой. Это обеспечивается ежегодным уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие с реальным развитием экономики.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы . Предоставляя налоговые льготы отдельным категориям налогоплательщиков, государство активизирует различные экономические процессы.

Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. К наиболее типичным следует отнести: полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения, отнесение убытков на доходы будущих периодов, применение уменьшенной налоговой ставки, освобождение от налога (полное или частичное) на определенный вид деятельности или дохода такой деятельности, освобождение от налога отдельных социальных групп, отсрочка или рассрочка платежа и некоторые другие.

Наиболее частый объект налогового стимулирования - инвестиционная деятельность. Во многих государствах (в России до 2002 г.) полностью или частично освобождается от налогообложения прибыль, направляемая на эти цели. В Российской Федерации освобождено от уплаты на лога на добавленную стоимость ввозимое из зарубежных стран технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, предназначенные в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

В ближайшей и отдаленной перспективе важнейшим направлением экономической политики Российского государства является развитие инновационной деятельности, что станет составной частью и налоговой политики в части предоставления льгот организациям, занимающимся разработкой и внедрением новых технологий, новой техники, новой продукции.

Уже с 1 января 2008 года от уплаты налога на добавленную стоимость освобождается: выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые относятся к созданию новых технологий и продукции или к усовершенствованию производимой продукции и технологий (п. 16 " ст. 149 НК РФ).

В целях поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такой вид налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога. Полное освобождение от уплаты налогов на определенный период получило название «налоговых каникул».

Полное освобождение от уплаты налогов таких объектов налогообложения как доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны. Такие освобождения практикуются, в основном, на срок 3-5 лет. В российской налоговой практике освобождены от уплаты налогов доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств на срок 5 лет, считая с года регистрации этих хозяйств.

Важным инструментом регулирования налоговой политики являются налоговые санкции . С одной стороны, они нацелены на выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, они способствуют использованию налогоплательщиком наиболее эффективных форм хозяйствования.

Серьезным инструментом налоговой политики является также формирование налоговой базы . От этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств налогоплательщиков, что создает дополнительные ограничения либо стимулы для развития производства, возможностей применения инвестиционных проектов и соответствующего снижения или роста экономического развития.

Практика многих стран в области налогообложения предусматривает различные виды формирования налоговой базы, связанной с амортизационными отчислениями. В основном используют нормативную, пропорциональную и ускоренную амортизацию. В случае применения ускоренной амортизации списывается в расходы не соответствующая физическому износу сумма основного капитала, что приводит к снижению налогооблагаемой прибыли, а значит и налоговых выплат.

Этот вид амортизации создает условия для роста инвестиционной активности. Законодательством отдельных стран разрешено списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования. Во многих странах осуществлен переход к использованию неравномерного метода списания амортизационных списаний: в первый год-два списывается наибольшая часть стоимости, а по отдельным видам оборудования производится единовременное списание стоимости в начале срока службы.

В целях поощрения развития малого предпринимательства и сельского хозяйства по специальным налоговым режимам «Упрощенная система налогообложения», «Единый сельскохозяйственный налог» Налоговым кодексом РФ предусмотрено единовременное (равномерно в течение календарного года) списание в расходы затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств с момента ввода их в эксплуатацию в период применения указанных режимов налогообложения без начисления амортизации.

Изменения в налоговой политике в значительной степени отражают те перемены, которые происходят в экономике, политике и идеологии государства.

Государство не способно осуществлять свои функции без налогов. Об этом сви­детельствует практика развития стран в разные исторические периоды, на это указывают различные направления экономической мысли.

Например, П. Самуэльсон и В. Нордхаус, рассматривая экономическую роль государства, под­черкивают, что оно:

Обеспечивает справедливое использование налогов и расходов для пере­распределения доходов среди определенных групп;

При помощи налогов, расходов и денежного регулирования стимулирует макроэкономический рост и стабильность, снижает уровень безработи­цы и инфляции и в то же время поощряет экономический рост.

В последние годы российская налоговая система формировалась практиче­ски в отсутствие государственной налоговой политики. Частые необоснован­ные изменения налогов привели к росту налогового бремени, неравномерному налоговому прессу по отдельным регионам и сферам деятельности, негативно­му отношению налогоплательщиков к налогам, недобору налоговых средств.

Само понятие налоговой политики в настоящее время размыто и произвольно. Например, налоговая политика в Финансово-кредитном словаре характеризуется как система мероприятий, проводимых государством в области налогов; состав­ная часть финансовой политики государства. Содержание и цели налоговой поли­тики обусловлены социально-экономическим строем общества. Такое опреде­ление было свойственно периоду господства жесткой административной системы управления, когда отрицалась позитивная роль налогов в обществе.

Более обоснованно, на наш взгляд, рассматривать налоговую политику в широком смысле, с позиций экономической политики государства, как это сде­лано в Экономической энциклопедии: «Политика налоговая, часть экономиче­ской политики государства, реализуемая с помощью изменения налоговой ба­зы, ставок, льгот и скидок». Однако и это определение не раскры­вает в полной мере сущность данного понятия. Отдельные авторы пытаются свести налоговую политику к законодательным актам, упуская из виду эконо­мическую роль налогов. Например, отмечается, что налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий це­ленаправленное применение налоговых законов.

Налоговая политика - это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране.

При обосновании налоговой политики необходимо руководствоваться не только фискальными требованиями. Так, еще С. Ю. Витте подчеркивал, что «государство, обладая правом отчуждать в свою пользу посредством налогов некоторую долю имущества частных лиц, должно руководствоваться в своей налоговой политике определенными эстетическими и экономическими начала­ми; в противном случае, отягчая население несправедливыми непосильными сборами, оно подрывало бы самый смысл и разумное основание своего сущест­вования».

При формировании налоговой политики следует четко определить границы налогообложения. Поиск критической точки налогообложения занимает умы политиков, хозяйственных руководителей и ученых на протяжении многих столетий.

Известный экономист И. И. Янжул подчеркивал, что, с одной сторо­ны, предел обложения лежит в размерах потребностей государства, для покры­тия которых налоги устанавливаются; с другой - он заключается в имущест­венной способности подданных удовлетворять эти потребности своими пожерт­вованиями... Между этими двумя границами обложения - потребностями го­сударства и имущественной способностью граждан - и вращаются все налого­вые вопросы; борьба этих двух начал в финансовой истории налагает даже осо­бый отпечаток на всю жизнь народа.

Задача определения границ налогообложения усложняется тем, что тя­жесть налогового бремени зависит от множества факторов. В отдельных стра­нах делаются попытки решить проблему законодательными актами. Однако основополагающим принципом должен быть принцип способности физичес­ких и юридических лиц осуществлять налоговые платежи.

Немаловажное значение в налоговой политике имеет принцип справедли­вости. Это относительное понятие, изменяющееся по мере развития производи­тельных сил, культуры, исторических традиций и т. д. Проблема справедливо­сти в налогообложении распадается на два вопроса: кто должен платить нало­ги и как достигнуть уравнительности?

Большинство ученых едины в том, что должен действовать принцип все­общности налогообложения. Вместе с тем многие экономисты считают, что ма­лые доходы должны быть освобождены от налогов. Величина дохода, который освобождается от налога, различается по странам и временным периодам.

Важное значение для экономики имеет обоснование оптимального налого­вого бремени. Начиная с XIX в. делаются попытки сравнивать налоговое бремя различных стран. Такое сравнение связано с целым рядом трудностей: различ­на покупательная способность денег, нелегко суммировать государственные и местные налоги, сложно классифицировать доходы и расходы, реально учиты­вать различия в составе населения.

Например, предлагается определять налоговое бремя как отношение сум­мы налогов на душу населения к платежеспособности. Отдельные экономисты считают, что предпочтительнее сравнивать суммы дохода, остающиеся после уплаты налогов. В настоящее время практически все специалисты, исследую­щие проблемы налогообложения, пришли к единому мнению, что наиболее до­стоверную картину, позволяющую сопоставлять уровень налогообложения от­дельных стран, дает удельный вес налогов в валовом внутреннем продукте.

Выделим три группы стран: с относительно высоким уровнем налогов (доля налоговых изъятий в ВВП, включая взносы на социальное страхование, со­ставляет 45-55%), низким (около 20%), средним (30-40%). К первой группе относятся Скандинавские страны, страны Бенилюкса, Франция, Австрия. Во вторую группу входят США, Япония, ФРГ, Великобритания, Канада, а в третью - Турция, Южная Корея, Мексика. Общей закономерностью является то, что относительно высокое налоговое бремя характерно для высокоразвитых стран с достаточно высокими среднедушевыми доходами населения. Парадокс же состоит в том, что по уровню среднедушевых доходов Россия серьезно отста­ет от высокоразвитых государств, а по налоговому бремени - стоит в одном ря­ду с такими странами, как Великобритания, Швейцария, ФРГ.

Надо отметить, что сопоставлять налоговое бремя России с зарубежными странами без сравнения социальных программ и обязанностей государств нель­зя. Сравнение некорректно еще и потому, что существует корреляционная за­висимость между уровнем благосостояния страны (ВВП на душу населения) и максимально возможной долей налоговых изъятий: при относительно низком экономическом развитии страны действует тенденция уменьшения и налогово­го бремени.

С учетом инфляционной составляющей налогового бремени, связанной с падением покупательной способности рубля, обязательных взносов в отрасле­вые и социальные внебюджетные фонды реальная налоговая нагрузка в России значительно выше номинальной.

Современной экономической теорией верхняя граница налогового бремени определена в пределах 30-40% доходов. Считается, что за пределами опти­мальной ставки налогообложения расположена «налоговая ловушка», при ко­торой невыгодны инвестиции и расширение производства. Российское налого­вое бремя, по мнению многих экспертов, превышает «налоговую ловушку». Налоги в России выполняют не свойственную им функцию перераспределения всего валового продукта, а не только дохода. В такой ситуации отечественные производители хронически испытывают недостаток средств для поддержания нормального процесса расширенного воспроизводства. Превышение предель­ной величины налоговых изъятий имеет серьезные негативные последствия, среди которых снижение трудовой и предпринимательской активности, невы­годность инвестиций в развитие производства, массовое уклонение от налогов, расширение теневого сектора экономики и т. п.

В поисках оптимальной схемы налогообложения ученые с помощью эмпи­рических методов не раз пытались определить предельные ставки налогов, вы­ше которых предприниматели теряют стимул к производству. Широкую изве­стность приобрела кривая Лаффера, названная по имени американского эконо­миста А.Лаффера.

Так как при снижении налогов одни

Рис. Кривая Лаффера
субъекты производства начинают ра­ботать более интенсивно, максимизируя прибыль, а другие достигают желае­мой величины с меньшими усилиями, рассматриваемая кривая является поло­гой и относительно слабо реагирует на незначительные изменения налоговых ставок. Кроме того, реакция экономических субъектов на изменения ставок налога проявляется не сразу, а через определенный временной интервал.

Кривая Лаффера отражает объективную зависимость. В то же время выявить конкретную величину критической точки очень трудно, она определяется эмпи­рическим путем. При этом необходимо учитывать множество факторов как в сфе­ре производства и обращения, так и в сфере потребления. Немаловажное значение имеет анализ бюджета на макроуровне. Следует подчеркнуть, что не всегда теоре­тические предложения в области налогообложения приносят желаемый резуль­тат на практике. Например, в США в период 80-х гг. администрацией президента Рейгана были приняты предложения экономистов по снижению налогов. Предпо­лагалось, что возросшая интенсивность труда возместит потери налоговых по­ступлений. Однако в реальности предсказания кривой Лаффера, что доходы воз­растут после снижения налогов, оказались неверными. В результате из-за сокращения федеральных доходов бюджет в 1983г. характеризовался огромным дефицитом - около 200млрд. долл. США.

Следовательно, при принятии конкретных решений в области налогообло­жения помимо налоговой политики нужно руководствоваться политикой в об­ласти цен, доходов, процентных ставок.

Генезис налоговой политики России конца XIX - начала XX в. наиболее полно раскрыл С. Ю. Витте. При формировании налоговой политики он ис­ключительно важную роль уделял обоснованию налогового бремени, подчер­кивая, что правом устанавливать налоги государство должно пользоваться очень разумно и осторожно, в противном случае высокие налоги могут стать тормозом развития производства, привести к обнищанию населения.

С. Ю. Витте был последователем классической экономической теории и прежде всего А. Смита. Поддерживая основополагающие положения налогооб­ложения - всеобщность, равномерность, удешевление издержек, взимание налогов в наиболее удобное для налогоплательщиков время, выдвинутые А. Смитом, он развил их и обосновал новые важные принципы с учетом эконо­мических реалий времени. С. Ю. Витте считал, что налоговая система должна отличаться продуктивностью и эластичностью, т. е. быть способной доставить государству значительные и притом неизменно прогрессирующие ресурсы. Именно налоговая система, удовлетворяющая этим требованиям, способна обеспечить ресурсами постоянно растущие государственные потребности.

Не потеряли актуальности рассуждения С. Ю. Витте по общим проблемам теории обложения. В частности, рассматривая объект или источник налога, он подчеркивал, что капитальная часть имущества должна быть по возможности освобождаема от обложения, так как всякий ущерб в размерах капитала ослаб­ляет производительную деятельность страны. Покрывать государственные расходы из народного капитала было бы равносильно тому, как если бы част­ное лицо, не удовлетворясь полученным доходом, стало бы растрачивать свое имущество. Таким образом, объектом или источником налога должен служить преимущественно народный доход. При этом он имел в виду не просто доход, а исключительно чистый доход.

С. Ю. Витте был сторонником прогрессивного налогообложения, остро кри­тиковал пропорциональное обложение личных доходов, считая его несправед­ливым и неравномерным. Подчеркивал, что обременение налогом неимущей части населения ведет часто к накоплению недоимки, которая и служит пока­зателем неудовлетворительности оснований налоговой системы или способов ее применения.

В качестве преимуществ прогрессивного обложения С. Ю. Витте выделял большую продуктивность налоговой системы, достигаемую без обременения несостоятельной части населения, утверждал, что крупные доходы и имущест­ва обладают «прогрессивною экономическою силою накопления богатства».

Вопросы выбора пропорциональных или прогрессивных налогов все еще актуальны. И в настоящее время по ним идет острая дискуссия. Весьма спор­но, с учетом практики налогообложения и теории налогов, установление еди­ного подоходного налога.

Серьезное внимание С. Ю. Витте уделял проблемам переложения налогов. Из-за борьбы экономических интересов каждый участник воспроизводства стремит­ся переложить часть лежащего на нем налогового бремени на других лиц, находя­щихся с ним в экономической связи. В результате налоговое бремя ложится на ко­нечного потребителя товара. Следовательно, необходимо учитывать изменения цен в процессе продвижения товара от изготовителя к потребителю.

При формировании налоговой системы большое значение имеет определе­ние оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами. Проанализировав преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения, многие экономисты делают правомерный вывод о том, что финансовая система, базирующаяся только на одном виде налогов, бесперспективна. Еще С.Ю.Витте подчеркивал, что лишь сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана более или менее удовлетворительная система обло­жения, которая способна, не отягчая особенно налогоплательщиков, не подры­вая благосостояния массы населения и не препятствуя экономическому разви­тию страны, доставлять государству достаточные средства для покрытия его потребностей.

Генезис налоговой политики стран с развитой рыночной экономикой под­вержен серьезному влиянию циклов воспроизводства. Дж. Кейнс в «Общей те­ории занятости, процента и денег* отмечал, что основным инструментом регу­лирования экономики является уровень процентной ставки, а также ряд меро­приятий, в частности в налоговой политике, стимулирующих экономический рост и повышение занятости. Он подчеркивал, что государство может обеспе­чить соответствие между платежеспособным спросом и объемом производства при помощи регулирования государственных расходов, ссудного процента и денег. Кейнс считал, что если налоговая политика преднамеренно использует­ся в качестве орудия для достижения более справедливого распределения дохо­дов, то ее влияние на увеличение склонности к потреблению будет, конечно, еще больше.

В теории Кейнса серьезное внимание уделялось подоходному налогу. Кейнс был сторонником прогрессивного налогообложения доходов. Он отмечал, что излишние сбережения необходимо изымать при помощи налогов, считал, что подоходный налог, особенно когда им устанавливается дискриминация в отно­шении «незаработанных» доходов, налог на прибыль от капитала, налог с на­следств и т. п. имеют не меньшее значение, чем норма процента. Рассматривая источники инвестиций, Кейнс утверждал, что при помощи налогов можно изымать доходы, помещенные в сбережения, финансировать за их счет теку­щие государственные расходы, а самое главное - инвестиции. Подчеркивая особую роль налогов в регулировании пропорций воспроизводства, он называл их «встроенными механизмами гибкости».

Экономические воззрения Дж. М. Кейнса развили его последователи. Со­гласно неокейнсианскому направлению налоговая политика призвана обеспе­чить устойчивый экономический рост, способствовать устранению диспропор­ций воспроизводства прежде всего за счет регулирования налоговых ставок.

История зарубежных стран с развитой рыночной экономикой демонстрирует гибкие подходы к активному использованию налоговой политики в целях регули­рования экономики. Например, в 60-е гг. в США налоговая политика наряду с бю­джетной политикой стала одним из главных орудий в борьбе с инфляцией и цик­лическим спадом. Чтобы вытянуть экономику из состояния спада, было зна­чительно ослаблено налоговое бремя. Это привело к экономическому росту. На его фоне в 1965-1966 гг. последовало наращивание бюджетных расходов, что вызва­ло увеличение ВВП выше потенциального уровня и раздувание инфляции. Чтобы удержать раскручивающуюся инфляцию и компенсировать военные расходы, в 1968 г. был введен дополнительный подоходный налог.

В начале 80-х гг. в США были снижены налоги, что в совокупности с други­ми мерами способствовало экономическому росту 1983-1985 гг. Однако рост дефицита государственного бюджета в последующие годы потребовал повыше­ния ставок отдельных налогов в 1990 и 1993 гг.

Многие недостатки в системе российских налогов обусловлены отсутствием долговременной концепции развития налоговой системы. Мероприятия, осу­ществляемые в налоговой сфере, должны быть четко увязаны с политикой го­сударства в области доходов и цен. Особенно тесно взаимосвязаны налоги и це­ны. Ставки налогов во многом определяют структуру и уровень цены, и от того, насколько учтены эти связи, во многом зависит сбалансированность пропорций воспроизводства.

Главная цель налоговой политики - обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах. Бесперебойное пополнение бюджетных доходов - основа экономического роста, повышения благосостояния населения, укрепления обороноспособности, решения экологических и других насущных проблем общества. Немаловажную роль играют налоги в распределительных и перераспределительных процессах.

Налоговый механизм - это совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков. Налоговый механизм необходимо рассматривать на макро- и микроуровне. На макроуровне налоговый механизм, включает прогнозирование, регулирование, контроль.

Налоговое прогнозирование служит основой для разработки программы социально-экономического развития страны, региона, муниципального образования на определенный период времени. Без надежного инструментария прогнозирования невозможно выработать эффективную налоговую и бюджетную политику страны. Налоговый прогноз позволяет более четко обосновать объемы налоговых доходов на разных уровнях, оценить предложения по использованию конкретных налогов, их ставок и льгот.

В процессе налогового прогнозирования решаются вопросы регулирования налоговых взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Федерации, субъектами Федерации и районами, городами, муниципальными образованиями. Особенно много проблем возникает в распределении налоговых доходов между федеральным центром и субъектами Федерации. В условиях жесткой планово-административной системы управления действовал принцип максимальной централизации всех доходов и последующего их перераспределения. В рыночной экономике подобный принцип межбюджетных отношений малоэффективен.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой, практика российских экономических преобразований в 90-е гг. свидетельствует о том, что наиболее рациональное разделение доходов между бюджетами центра и регионов в пропорции 50 на 50. ближайшей перспективе нет необходимости вносить крупные изменения в эту пропорцию. И в условиях отхода от жестких административных методов управления государство несет весомый груз расходов по обороне, поддержке отдельных распей, образования и науки, экологии, социальной и других сфер. Вместе с тем вдует гибко использовать возможности налогов и с учетом конкретной ситуации менять соотношения доходов отдельных бюджетов. Например, на 2001 г. запланировано повышение доли федерального бюджета в налоговых доходах. Налоговый механизм должен сформировать оптимальный перечень федеральных, региональных и местных налогов, уровень ставок, коэффициентов их распределения.

Особое место в налоговом механизме занимает контроль. Уже на ранних ста­ях появления налогов государство создавало систему контроля за сбором налогов. Налоговый контроль призван обеспечить полноту поступлений налоговых доходов в бюджет. Он должен быть всеобъемлющим, пронизывать все этапы воспроизводства. Важной целью налогового контроля является создание условий, препятствующих уходу налогоплательщика от уплаты налога. Для повышения эффективности налогового контроля большое значение имеет создание соответствующей нормативно-правовой среды - земельного кадастра, кадастра недвижимости, полного реестра налогоплательщиков.

Важная роль принадлежит организации налогового контроля. Налоговый кодекс РФ определил его формы. Основой служит постановка налогоплательщика учет в налоговых органах, присвоение ему идентификационного номера. Одним их главных звеньев налогового контроля является налоговая проверка. Необходимо создать эффективный механизм взыскания недоплаченных налогов, ввести систему штрафов, пени за неисполнение налогового законодательства.

На микроуровне важным компонентом налогового механизма выступает налоговое планирование, необходимое для оптимизации налоговых платежей предприятия без нарушения действующего законодательства. В условиях высокого налогового бремени оптимизация налоговых платежей позволяет предприятию выявить финансовые резервы и более эффективно их использовать.

Налоговое планирование тесно связано с элементами налогового механизма |и на макроуровне, так как управление налогами организации-налогоплатель­щики осуществляют в макроэкономической среде. Специфическим объектом налогового планирования выступают экономические отношения налогопла­тельщиков с государством, возникающие в процессе формирования доходов; бюджета и материализующиеся в налоговых платежах.

С учетом конкретной экономической ситуации государство может либо вносить частичные изменения в налоговую систему, либо кардинально менять ее, т. е. проводить налоговую реформу. Нынешний этап характерен для России проведением налоговой реформы. Главными ее принципами являются сниже­ние налогового бремени, упрощение налоговой системы, повышение качества администрирования, выравнивание условий налогообложения для всех нало­гоплательщиков. В результате предполагается снижение налогового бремени более чем на 2% от ВВП, отмена части так называемых налогов с оборота, вве­дение единой ставки налога на доходы физических лиц, уменьшение облагае­мой базы путем исключения таких расходов, как оплата лечения, обучение в высших и средних учебных заведениях, введение единого социального налога с регрессивной шкалой начисления. Налоговая реформа должна способство­вать экономическому росту, развитию предпринимательства.

Налоговый механизм в России регламентируется многими законодатель­ными нормами, изложенными в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Таможенном, Водном, Земельном и других кодексах и законодательных актах. Основным нормополагающим актом должен стать Налоговый кодекс РФ. Именно он может гармонизировать взаимоотношения государства и налого­плательщиков, обеспечить стабильность налоговой системы, дать единообраз­ное толкование конкретных налоговых ситуаций. С принятием Налогового ко­декса РФ должны кануть в лету наблюдавшиеся в российской практике час­тые, нередко не обоснованные, изменения в законодательстве по налогам.