Направление творческих объединений. Создание творческого коллектива. Учебные группы могут быть разных видов

В Типовом положении об
образовательном учреждении
дополнительного образования детей
предлагаются следующие формы
детских объединений по интересам
(творческих объединений) - клуб,
студия, ансамбль, группа, секция,
кружок, театр и др.
Основным способом организации детей
в любом объединении является их
включение в учебные группы и
совместное обучение по единой
образовательной программе в течение
определенного времени. Каждый
ребенок может участвовать в работе
одной или нескольких групп.

Учебная группа

Группа - это формальное объединение.
Подобно тому, как в школе объектами
управления являются классы, так и в
учреждении
дополнительного
образования
объектами
управления
являются - группы или относительно
устойчивые объединения детей и педагога
на основе единой цели (декларируемой и
закрепленной
в
образовательной
программе),
сходных
интересов,
потребности в общении и совместной
деятельности.

Учебные группы могут быть разных видов:

Однопрофильные;
Двухпрофильные;
Комплексные (многопрофильные);
Переменного состава;
Сквозные;
Совместных занятий детей и родителей;
Учебно-исследовательские.

Однопрофильные группы

Учащиеся в таких группах обучаются одному
виду деятельности. Занятие ведет один
педагог.
Например, группа первого (второго, третьего) года
обучения объединения «Вязание крючком».

Учащиеся обучаются одновременно двум видам
деятельности, причем второй является
дополнением к основному.
Занятия в таких группах могут проводить:
А) два педагога, каждый по своему направлению
деятельности;
Б) один педагог, являющийся специалистом по
двум видам деятельности.
При первом варианте необходима совместная
разработка учебных программ и планов,
составление расписания занятий,
взаимопосещение занятий, анализ результатов
совместной работы.

Двухпрофильные учебные группы

Цель создания таких групп – приобретение
учащимися дополнительных знаний и умений,
необходимых для совершенствования по
основному виду деятельности.
При организации занятий могут быть варианты:
А) занятия проводятся 2 раза в неделю, чередуясь
по каждому виду деятельности;
Б) 2 раза в неделю проводится комбинированное
занятие: 1-ая часть – по одному виду
деятельности, после перерыва – по другому.
Например, объединения «Астрономия и вычислительная
техника», «Моделирование одежды и вычислительная
техника», «Техническое моделирование и дизайн»,
«Шахматы и общефизическая подготовка».

Комплексные учебные группы

Учащиеся обучаются одновременно трем и
более видам деятельности. Занятия
проводят несколько педагогов, поэтому
необходимо совестное программирование
и подведение итогов образовательного
процесса.
Комплексные группы могут быть
однопрофильными. Например, по
изобразительному искусству: живопись, графика,
роспись по ткани, скульптура. Или
многопрофильными. Например,
предшкольное образование: развитие речи,
математика, движение под музыку, декоративноприкладное творчество и т.д.

Комплексные учебные группы

Работа комплексной учебной группы может
быть организована следующим образом:
А) занятия проводятся 3 раза в неделю,
каждое – по одному из видов деятельности;
Б) 2 раза в неделю проводятся комплексные
занятия: 1-ая часть – по одному виду
деятельности; 2-ая часть – по второму; 3-ья
часть – по третьему. Перерыв между
частями 10-15 минут.

10. Учебные группы переменного состава

Организуются не на весь учебный год, а на более
короткие сроки: учебную четверть, на один
месяц, на неделю.
Цель создания таких групп – осуществление
начальной подготовки учащихся, приобретения
ими первоначальных знаний и умений по какомулибо виду деятельности; проведение массового
обучения школьников каким-либо навыкам;
организация полезного и познавательного досуга.
Например, творческие группы на период школьных каникул
(осенних, зимних, весенних), группы летних
оздоровительных лагерей, группы на базе детского
отделения больницы и т.д.

11. Сквозные учебные группы

В них наряду с основным составом учащихся
проходят обучение воспитанники других
коллективов учреждения.
Цель создания таких групп – способствование
более глубокому и прочному овладению
знаниями и умениями по основному виду
деятельности.
Занятия в таких группах могут проводиться
как в разовом порядке, так и с
определенной периодичностью (1-2 раза в
месяц).
Например, группы ДПИ посещают занятия групп по
ИЗО; учащиеся туристического объединения –
занятия по экологии.

12. Группы совместных занятий детей и родителей

Родители принимают участие в работе учебных
групп без включения в списочный состав,
по согласованию с педагогом.
Цель создания групп – укрепление семьи,
формирование общих интересов детей и
родителей, организация семейного досуга;
развитие детей, требующих повышенного
внимания, индивидуальной помощи родителей
в обучении.
Например, объединения «Моделирование
одежды», «Вязание», «Спортивная семья»,
«Туристическая семья», «Русский фольклор»,
«Комнатное цветоводство», «Кулинария и
эстетика быта».

13. Учебно-исследовательские группы

Могут создаваться на основе договора с
учебными и научно-исследовательскими
институтами, предприятиями, творческими
организациями. Учащиеся выполняют
поисковые, исследовательские, опытные
и экспериментальные работы. Деятельность
таких групп осуществляется под руководством
научных руководителей (консультантов). В
составе групп – средние и старшие
подростки, юноши.
Цель создания таких групп – углубленное
изучение различных областей науки, техники,
искусства, физической культуры; привлечения
детей к изобретательской деятельности;
профессионального самоопределения учащихся.

14. Формы (виды) детских объединений в УДОд

Форма - установленная совокупность свойств, черт,
показателей, внешних отличительных признаков, порядок
их расположения в целом; сложившаяся система,
обладающая специфическими свойствами; установленный
образец чего-либо.
Для форм детских объединений характерно:
1) определение обязательных признаков объединений, по
которым они отличаются одно от другого;
2)
выделение
сущностных
признаков
форм
образовательных
объединений,
что
будет
способствовать
упорядочению
процессов
формотворчества в учреждении.

15. Формы (виды) детских объединений в УДОд

Основания дифференциации различных форм:
уровень и приоритет задач;
количество предметов, профилей; степень их
интегративности;
приоритет направлений деятельности;
особенности организации образовательного
процесса: принципы набора и комплектования
коллектива,
постоянность
контингента
(условия
приема в течение года), наличие ступеней обучения,
структура
объединения,
наличие
органа
самоуправления;
система учета и контроля знаний, умений, навыков;
уровень образовательных результатов;
обеспечение образовательного процесса:
нормативное,
программное, кадровое, методическое и т. д.

16. Примерное положение о детском объединении дополнительного образования

1.
Общие положения
Полное название объединения, его статус.
Его назначение.
Цели и задачи деятельности.

17. Примерное положение о детском объединении дополнительного образования

2. Организационные основы деятельности
Правила приема в объединение.
Сроки и этапы обучения.
Количество учебных часов в неделю (основных и
дополнительных), других форм учебной работы.
Требования к форме, оснащению ребенка на
занятии.
Правила для воспитанников, родителей.
Вопросы материального (финансового)
обеспечения деятельности.
Правила выдачи сертификата по окончании
обучения.

18. Примерное положение о детском объединении дополнительного образования

3. Организация учебно-воспитательного процесса
Учебная деятельность:
- содержание учебной работы;
- Основные формы обучения;
- Формы и сроки итоговых занятий.
Воспитательная деятельность:
- основные подходы к содержанию (чему отдается
приоритет);
- Основные формы массовых воспитательноразвивающих мероприятий.

19. Основные формы детских объединений

20. Основные формы детских объединений

Кружок
Клуб
Студия
Ансамбль
Театр
Мастерская
Школа
Лаборатория
Класс
Секция
Оркестр

21. Кружок

Исторически кружок возник как
самостоятельное объединение людей, а
затем - как форма внеурочной или
внешкольной работы.
Кружок - одна из самых наиболее
распространенных, традиционных, базовых
форм добровольного объединения детей в
учреждении дополнительного образования.

22. Палеонтологический кружок, 1949 г.

23. Авиационный кружок, 1970-80 г.

24. Кружок рукоделия и домоводства в Московском дворце пионеров и школьников, 1978 г.

25. Кружок «Познавательная роботехника» , 2014 г.

26. Кружок

является наиболее распространенной,
традиционной, базовой формой добровольного
объединения
детей
в
учреждении
дополнительного образования.
Отличительные признаки:
1. Приоритет предметно-практических задач,
направленных на формирование знаний, умений
и
навыков
по
конкретному
профилю
деятельности (учебному предмету). Ведущими
являются репродуктивные методы работы и
приоритет активности педагога.
2. Основной вид деятельности – обучение. Хотя это
не означает отсутствия воспитательных задач.
3 . Обучение ведется по одному предмету и одним
педагогом.
4. Результатами работы кружка чаще всего
являются знания, умения, навыки детей по
предмету,
соответствующие
программным
требованиям педагога.

27. Клуб

Детское объединение, решающее целый комплекс
педагогических задач:
- организация досуга детей;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие навыков самоуправления и самостоятельности;
- освоение содержания той или иной предметной области.

28. Клуб

Отличительные признаки:
1.Наличие органов детского самоуправления.
2. Творческие взаимосвязи в коллективе клуба.
3. Символика и атрибутика.
4. Наличие Устава или Положения о клубе.
5. «Ступени роста» для членов клуба.
6. Особые условия приема в клуб.
7. Разновозрастные объединения детей в составе клуба
(звенья, бригады, экипажи, советы и т. д.)

29. Клуб

1.
2.
3.
4.
5.
клубов
Образовательные, досуговые.
Предметные, профильные,
многопрофильные.
Возрастные, разновозрастные.
Временные, постоянно действующие.
С постоянным и переменным составом
учащихся.

30. Студия

Детское объединение, чья деятельность
связана с определенным видом
искусства.
С латинского «студия» - «усердно
работаю, изучаю», а в переводе с
итальянского - «изучение, комната для
занятий».
Это может быть театр-студия, киностудия,
музыкально-хореографическая и т. д.

31. Студия

Отличительные признаки:
1.Основная цель – развитие художественных и
творческих способностей детей, выявление ранней
творческой одаренности, ее поддержка.
2.Углубленное изучение содержания образования.
В основе – доминирующий предмет, вокруг которого
выстраиваются «смежные», сопряженные с ним.
3.Сочетание экспериментальных и практических
пед. задач и форм работы.
4.Система деятельности по демонстрации детских
практических достижений.
5. Специальные условия набора детей в студию.
6.Высокое качество творческого «продукта» детей.
7. Наличие ступеней обучения, завершенных по
содержанию и времени.
8.Наличие общественного органа студии по оценке
качества творческих достижений (худ. совет).

32. Студия

Возможные подходы к классификации студий
1. Одно-предметные и полипредметные.
2.

подразделение УДО.

33. Ансамбль

(от французского слова «вместе») небольшая группа исполнителей отдельных
художественных произведений(музыкальных,
хореографических), выступающих совместно
как единый творческий исполнительский
коллектив.
Детское объединение, связанное исполнением
одного репертуара. В учебном процессе
сочетает групповые и индивидуальные формы
работы.
Например, ансамбль песни и танца, народных
инструментов, спортивного танца, вокальноинструментальный ансамбль.

34. Ансамбль

35. Театр

Творческий коллектив, где разделение
труда,
ролей,
видов
деятельности
определяется
индивидуальными
способностями и единым стремлением
добиться успеха в исполнении сложного
совместного художественного действия на
сцене. Театр - объединение, которое
может организовывать свою деятельность
в комплексе самых разнообразных форм,
видов
занятости,
методов
развития
творческого потенциала личности и его
актуализации.
Например, существует «Театр эстрадной
песни», «Фольклорный театр», «Театр
моды» и др.

36. Мастерская

Форма
детского
образовательного
объединения,
имеющая
принадлежность
содержания деятельности к определенному
виду
прикладного
творчества,
ремесла,
искусства и ориентированная на прикладные
умения
и
достижение
уровня мастерства в освоении определенного
вида деятельности, в освоении специальных
технологий.
Мастерская предполагает состав учеников,
занимающихся у одного художника-педагога,
развивающих
в
своем
искусстве
его
творческие методы.
Главной
особенностью
педагогических
технологий считается не сообщение и
усвоение информации, а передача способов
работы, результат овладения которыми дает
детям «творческие умения, формирующие
личность.

37. Мастерская

Отличительные признаки:
1. Преобладают практические задачи,
ориентация на достижение высокого
уровня мастерства в определенном
направлении.
2.
В основе обр. процесса –
изготовление чего-либо, формирование
и оттачивание прикладных умений,
овладение спец. технологиями.
3.
Наличие собственного
помещения.
4.
Система д-ти по
демонстрации детских практических
достижений.

38. Мастерская

Возможные подходы к классификации
мастерских
1. Конкретного педагога.
2. Профильные.
Например, гончарная мастерская, мастерская
хореографии, мастерская Аллы Духовой.

39. Школа

Форма образовательного объединения,
которая сочетает в себе изучение
нескольких взаимосвязанных предметов
или
углубленное
изучение
одного
профиля с устойчивой ступенчатой
системой обучения.

40. Школа

Отличительные признаки:
1.Комплексность, сложность, масштабность пед.
целей и задач.
2.Комплекс учебных предметов (не менее 3-х).
3.Наличие пед. коллектива.
4.Ступенчато-преемственный характер обучения.
5.Система пед. контроля, анализа и оценки
результатов.
6.Четкие условия набора и обучения в школе.
7.Вручение сертификата по окончании школы.
8. Наличие лицензии на право ведения
образовательной деятельности.

41. Школа

1.
2.
3.
4.
Возможные подходы к классификации школ
Профильные, непрофильные и
многопрофильные.
Образовательные, общей ориентации,
воспитательного характера, социальной
направленности.
Для одаренных детей, для детей с
ослабленным здоровьем.
Первичный коллектив и структурное
подразделение УДО.
Например, школа выживания, школа юного инспектора
дорожного движения
школа творческой ориентации, школа раннего развития

42. Лаборатория

Цель лаборатории - развитие умственных и
изобретательских способностей подростков в
области технического творчества.
Отличительные признаки:
1.Поисковый, изобретательский компонент,
опытно-экспериментальная работа учащихся.
2.В основе деятельности – конкретная область
научных знаний или проблема
межпредметного характера.
3.Максимальная самостоятельность детей,
педагог – консультант, помощник,
координатор исследования.
4. В составе – старшие подростки.

43. Лаборатория

Возможные подходы к классификации
лабораторий
1. Временные и постоянные.
2. Тематические, проблемные, проблемнотематические.

44. Класс

Группа учащихся (обычно одного возраста),
занимающихся под руководством
определенного педагога по одной
образовательной программе, или учебный
коллектив, изучающий определенный
предмет.
Например, класс вокала, рояля, балета, живописи,
композиции, экономический класс.

45. Секция

Детское объединений, имеющее спортивную
специализацию.
Например, шахматная секция, секция плавания,
художественной гимнастики.

46. Оркестр

Группа музыкантов, обучающихся совместному
исполнению музыкальных произведений на
различных инструментах.
Например, детских духовой оркестр, оркестр ложкарей,
оркестр народных инструментов.

47. Варианты выбора формы детского объединения

1.
Инновационное проектирование: выбор
формы, а затем отбор содержания и
педагогических технологий в соответствии с
требованиями, предъявляемыми формой.
2.
Традиционное проектирование: поиск
необходимой формы на основе анализа
состояния образовательного процесса в д/о,
с учетом условий работы и возможностей
педагога.

Образовательная деятельность в системе ДОД осуществляется через различные объединения детей по интересам. Образовательное объединение учреждения дополнительного образования детей - это достаточно постоянно действующая форма, которая создается как минимум на один учебный год.

Детское объединение дополнительного образования - основное структурное звено (элемент) в системе дополнительного образования детей любого уровня: государственной, региональной, учреждения.

Детское творческое объединение - ключевое понятие для педагогики дополнительного образования детей. Характеризует сущность любой из устоявшихся ныне форм организации учебно-воспитательного процесса в УДОД. В социально - педагогическом плане - это объединение детей по поводу своего творческого самоопределения и развития{13}. При образовательных объединениях могут организовываться временные объединения детей, группы.

Учебная группа - основной способ организации деятельности детей в учреждении дополнительного образования

Основным способом организации деятельности детей является их объединение в учебные группы, т.е. группы учащихся с общими интересами. Учебная группа, в той или иной ее разновидности, является основным способом организации деятельности детей практически в любом виде детских объединений.

Понятие «группа» - универсально для общей характеристики социальных отношений. Оно универсально и по отношению к УДОД как социальному институту, в структуру которого входят самые разнообразные большие и малые группы детей, педагогов, смешанного состава.

С одной стороны, группа - это формальное объединение. Подобно тому, как в школе объектами управления являются классы, так и в УДОД объектами управления являются - группы или относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели (декларируемой и закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности.

Инициатива в создании таких групп (предмету их деятельности, количеству участников) принадлежит самому учреждению. Дети, приходя первый раз в УДОД, не выбирают группу и не предлагают создать совсем новую, а ориентируются в имеющихся предложениях, соотносят их со своими интересами, записываются туда, где их привлекает вид занятий, профиль деятельности, изучаемый предмет или иной показатель. Часто таким ведущим показателем является мнение друга, родителей, а иногда - имя педагога, о котором известно много хорошего.

Для групп характерно наличие сходных интересов и потребностей в общении и совместной деятельности. Главный фактор, объединяющий группу, - совместная деятельность, а одним из основных признаков группы является способность участников осознанно и непосредственно включаться в согласованное действие (прямой обмен деятельностью и способностями, творческое сотрудничество), благодаря которому могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.

Кроме этого главного признака, традиционно выделяют и другие групповые показатели: установление определенных отношений между членами группы; внутренняя организация, включающая в себя распределение обязанностей, иерархию статусов и др. Регуляция отношений и разделение ролей в группе осуществляется в процессе саморегуляции, корректируемой руководителем (педагогом) или другим лидером группы. Основным средством, инструментом объединения малой группы можно назвать межличностное взаимодействие, которое имеет преимущественно эмоциональный характер и подчиняется закономерностям психологической совместимости и конфликтности (симпатии и эмпатии). Отношения внутри группы между ее членами влияют на эффективность деятельности, на возможность или невозможность реализации цели.

Следовательно, группа - это так же и неформальное сообщество детей и педагогов, особое добровольное самодеятельное объединение. Группа из объекта управления переходит в статус субъекта управления образовательным процессом учреждения. Именно УДОД более способны к построению и поддержке диалога с такими объединениями.

Процесс появления таких самоуправляемых, самодеятельных объединений не может быть жестко регламентирован и стандартизирован, формализован, что и гарантируется приоритетными идеями системы ДОД.

При этом особое значение придается педагогу, его педагогическому стилю, реализуемому в содержании авторской программы, в инновационном проектировании своей педагогической деятельности.

В рамках такого сообщества создается реальная возможность дать каждому ребенку опыт свободного демократического освоения культуры в системе диалогических отношений не только со сверстниками, но и со взрослыми, детьми разного возраста как носителями иных смыслов, ценностей, норм.

Итак, группа - понятие, объединяющее множество разных форм УДОД на основании их сущностной принадлежности (тождественности) к данному типу образования.

1

В статье рассматривается сущность, функции и особенности организации детских творческих объединений в нашей стране. Авторами определяются эффективные формы, средства и методы духовно-нравственного воспитания подростков в детском творческом объединении; анализируются исторические аспекты развития внешкольной деятельности детей и подростков; выявляются внутренние и внешние условия духовно-нравственного воспитания школьников средствами музыкально-театрализованной деятельности в сфере дополнительного образования и внеурочной деятельности образовательного учреждения. Вовлечение подростков в различные формы социально-культурной деятельности: благотворительные концертные программы, творческие фестивали, клубы по интересам и культурно-просветительные акции, воздействие художественно-творческой среды и средств музыкально-театральной деятельности способствуют формированию духовно-нравственных ценностей у участников детских творческих объединений в образовательном учреждении.

духовно-нравственное воспитание

детское творческое объединение

средства музыкально-театрализованной деятельности

формы социально-культурной деятельности

досуговая сфера

художественно-творческая среда

1. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978. – Т.24. – 608 с.

3. Вишнякова И.Н. Формирование гуманных отношений младших школьников средствами фольклора в детских творческих объединениях: дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / Вишнякова Ирина Николаевна. – Челябинск, 2014. – 168 с.

4. Грибкова Г.И. Проектная деятельность как элемент профессиональной компетентности бакалавров социально-культурной сферы / Г.И Грибкова // Вестник экономической интеграции. – 2013. – № 4 (61). – С. 147-151.

5. Грибкова Г.И. Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств подростков в процессе музыкально-театральной деятельности / Г.И. Грибкова, Л.С. Рогачева // Среднее профессиональное образование. – 2016. – № 3. – С. 65-70.

6. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т.: Т. 2: / Т. Ф. Ефремова. – М.: Астрель: Изд-во АСТ, 2006. – 1160 с.

7. Иванова И.В. Детские объединения и движения как пространство социализации и творческого саморазвития подрастающего поколения / И.В. Иванова, В.А. Макарова // Вестник ТГПУ. – 2016. – 1 (166). – 155 с.

8. Мурзинова Т.Н. Детские общественные объединения – пространство для самореализации и социализации ребенка / Т.Н. Мурзинова // Учитель – ученик – родители. – М.: Центр «Школьная книга», 2003. – 232 с.

9. Нестеренко А.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях: дис. … канд. пед. наук: 13.00.05/ Нестеренко Алла Васильевна. – Москва, 2001. – 186 c.

10. Неценко О.В. Понятие «Художественно-творческая среда»: необходимость введения в педагогику / О.В. Неценко // Известия ВГПУ, 2015. – № 1 (266). – С. 79-82.

11. Опарина, О.В. Феноменология креативности и факторы формирования креативной личности /О.В. Опарина // Вестник КазГУКИ. – Казань, 2009. – № 4. – 148 с.

12. Стрельцов Ю.А. Педагогика досуга: учебное пособие / Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова. – М.: МГУКИ, 2008. – 272 с.

13. Тарасова Е.Н. Нравственное воспитание подростков средствами искусства в детских творческих объединениях: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Тарасова, Екатерина Николаевна. – М., 2001. – 17 с.

14. Умеркаева С.Ш. Воспитание художественного вкуса как музыкально-педагогическая проблема / С.Ш. Умеркаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 6. – С. 101-105.

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Изд-во «Омега-Л», 2016. – 142 с.

Модернизация в системе образования, следование новым образовательным стандартам, новая редакция Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» настойчиво требуют пристального внимания педагогических работников к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в учреждениях общего и дополнительного образования. Особое значение в духовно-нравственном воспитании подростков приобретает деятельность детских творческих объединений, создающих условия для формирования социального опыта в процессе творческой деятельности и межличностного общения, для реализации культурно-досуговых потребностей, интересов и возможностей ребенка, для развития навыков нравственного поведения.

Цель данной работы - выявление специфики организации детских творческих объединений по духовно-нравственному воспитанию подростков в социально-культурных условиях образовательных организаций. В исследовании представлен анализ философских, психологических, педагогических, методических трудов отечественных авторов по исследуемой проблеме, педагогический анализ опыта работы в системе дополнительного образования и внеучебной деятельности образовательных организаций.

В трудах отечественных ученых рассматриваются различные аспекты организации детских творческих объединений в образовательных организациях и их значение в духовно-нравственном воспитании подростков. О.В. Опарина в своих исследованиях отмечает, что «детское творческое объединение это одна из многочисленных форм детских общественных объединений. Детское творческое объединение - это самодеятельное объединение, организуемое на добровольной основе с целью реализации творческих способностей личности в процессе какой-либо художественно-творческой деятельности. Особенность детского творческого объединения - открытость, добровольность, разнообразие организационных форм, эмоциональная привлекательность» . И.В. Иванова утверждает, что детские объединения «играют важную роль в саморазвитии обучающихся, они формируют опыт свободного самоопределения, воспитывают оптимистическое мироощущение, психологически и нравственно закаляют личность» .

Детские объединения как часть внеучебной, т.е. досуговой деятельности, берут свои истоки во внешкольном образовании. Российское внешкольное образование, зародившееся в XIX веке, в XX веке трансформировалось в культурно-просветительную деятельность, органично сочетая задачи просвещения и воспитания народа, в систему дополнительного образования детей и взрослых.

Исторические аспекты развития детских объединений в нашей стране раскрывает Т.Н. Мурзинова, утверждая, что «на базе детских самодеятельных объединений, на основе их первого опыта были созданы первые государственные внешкольные учреждения. В свою очередь, внешкольные учреждения с 1920-х годов становятся центром детского движения (дворцы, дома пионеров и школьников), его научно-методической базой. Эти системы государственного и общественного воспитания объединяет досуговое пространство детей, педагогически разумно заполненное в интересах их личностного развития» .

Детские объединения отличаются по своим целям, задачам, направлениям деятельности, по составу и количеству своих членов, характеру устанавливаемых связей, взаимоотношений, уровню развития и воздействия на детей и подростков.

Субъектами детского движения могут быть: международные, межреспубликанские, всероссийские, республиканские, районные, городские детские объединения и организации.

Основными направлениями деятельности детских объединений являются: естественнонаучное, художественно-творческое, физкультурно-спортивное, спортивно-техническое, социально-педагогическое, туристско-краеведческое, научно-техническое, военно-патриотическое, эколого-биологическое, технико-творческое, социально-экономическое.

Классификация детских объединений

Досуговая деятельность как сфера свободного времени предполагает создание и организацию детских объединений. Подобные типы объединений работают на базе образовательных учреждений, центров творчества детей и юношества, домов культуры, библиотек, парков, музеев, зоопарков и т.д.

Объединения предполагают совместную досуговую деятельность детско-юношеского коллектива и «разнонаправленность взаимодействия личности в художественно-творческой деятельности», способствующей выработке определенных личностных качеств, выстраивания взаимоотношений. И.Н. Вишнякова рассматривает детские творческие объединения как среду «взаимодействия сверстников, играющей, в силу своей совместности, роль в формировании коллективизма, гуманных отношений» .

Детским творческим объединениям присущи следующие функции:

Аксиологическая (ориентация в системе духовно-нравственных ценностей);

Социализирующая (формирование социального опыта через творческую деятельность и общение, освоение новых социальных ролей и моделей поведения, межличностных отношений, обеспечение условий для самовыражения и самоопределения);

Культуротворческая (активное включение в творческую деятельность, связанную с созданием художественных (сценических) образов);

Рекреационно-психологическая (восстановление творческой активности и психофизических сил, реализация культурно-досуговых потребностей);

Профориентационная (создание условий для формирования интереса и выявления способностей к конкретным видам профессиональной деятельности).

Деятельность детских творческих объединений реализуется в таких формах, как клуб, группа, ансамбль, кружок, секция, театр, студия, творческая мастерская и др.

Организация детских творческих объединений в досуговой сфере имеет свою специфику. Особенности организации детских творческих объединений зависят от возможностей учреждений, в которых они функционируют. Представленные выше формы детских объединений осуществляют свою деятельность в различных социально-культурных и образовательных учреждениях, центрах детского и юношеского творчества, домах культуры, библиотеках, музеях, парках и др.

Центры детского и юношеского творчества (бывшие дома и дворцы пионеров и школьников), школьные кружки, секции и внеурочная деятельность в образовательных учреждениях относятся в настоящее время к системе дополнительного образования. Л.Н. Буйлова в своих исследованиях рассматривает дополнительное образование как досуговую сферу, где «дети получают широкие возможности позитивного проведения досуга, занятиями искусством, культурой, спортом, предпринимательством, волонтерством, для самопознания, самореализации, самоопределения в разных видах коллективной творческой деятельности» .

В образовательных учреждениях детские объединения представляют собой организационные структуры двух типов: детские объединения по внеурочной деятельности и детские объединения дополнительного образования. Работа детских объединений осуществляется на основании образовательных программ. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительные программы подразделяют на «дополнительные общеразвивающие и дополнительные профессиональные» . Образовательная программа должна ориентироваться на конкретный вид деятельности: познавательную, проектную, культурно-досуговую, творческую, игровую и др.

В отличие от внеурочной деятельности, дополнительное образование не имеет федеральных государственных образовательных стандартов, не является уровнем образования, поэтому в работе педагогов используется типовая программа данного образовательного учреждения или авторская программа педагога дополнительного образования.

Таким образом, в образовательном учреждении существует достаточно разветвленная структура организованного досуга детей и подростков, способствующая развитию и активизации детского творчества, вовлечению детей и подростков в социально-культурную деятельность, являющаяся фактором воспитания и развития личности. Ю.А. Стрельцов отмечает, что «при правильной организации деятельности осуществляется обогащение личности в аксиологическом отношении. Трудно представить себе индивидуальное или групповое занятие, которое не дает возможности повлиять на ценностные ориентации и общую направленность человека. Уже само по себе усвоение определенных ценностей, без чего не обходится, по существу, ни одно из занятий, предполагает соотнесение этих ценностей с личностными потребностями и способствует формированию ценностного сознания» . Давая определение понятию «детское творческое объединение», необходимо уточнить, что творчество и творческий процесс соединяет в себе многие виды деятельности, это и познавательная, и преобразующая, и художественная.

Одним из наиболее распространённых видов детских творческих объединений являются коллективы любительского творчества, имеющие различную направленность и охватывающие все виды искусства. Различные аспекты объединений любительского (самодеятельного) творчества изучались в работах отечественных исследователей Т.И. Баклановой, И.Н. Вишняковой, Е.И. Григорьевой, А.В. Нестеренко, Г.Н. Новиковой, О.В. Опариной, Е.Н. Тарасовой и др.

Детские творческие объединения, «будучи одновременно нерегламентированной средой и областью активной творческой самореализации и самоактуализации личности, являются сферой для интенсивного формирования креативной личности, где в достаточной мере развиваются личностные качества, осуществляется совместная творческая деятельность с эмоциональной вовлечённостью и общим позитивным настроем» .

Социокультурная сфера является тем педагогическим полем, где творческие способности личности раскрываются в процессе продуктивного творческого общения . Для наиболее эффективного воспитательного воздействия на личность подростков в процессе музыкально-театрализованной деятельности в детском творческом объединении с целью формирования их нравственных качеств необходимо соблюдение ряда социально-культурных условий. Социально-культурные условия в детском творческом объединении представляют собой специально созданные обстоятельства, требования, правила. В рамках нашего исследования были определены внутренние и внешние социально-культурные условия духовно-нравственного воспитания подростков.

Внутренними условиями, способствующими эффективному духовно-нравственному воспитанию подростков, являются: художественно-творческая среда, «в которой аккумулируются достижения мировой культуры, народные традиции, национальный менталитет, художественное творчество профессиональных и самодеятельных коллективов в области культуры и искусств» , возможность для самореализации личности подростков, накопление эмоционально-чувственных впечатлений, интериоризация нравственного поведения подростков благодаря их активный творческой деятельности, занятия в творческих коллективах по интересам позволяют ребенку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно пережить ситуацию успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов и родителей.

Е.Н. Тарасова утверждает, что «взаимодействие искусства и морали в нравственном воспитании личности подростка построено на включении учащихся в разнообразную художественно-творческую деятельность, основанную на идее передачи средствами высокохудожественных образцов культуры и искусства опыта эмоционально-ценностного отношения к миру» . Как отмечает С.Ш. Умеркаева, «художественно-творческая деятельность обладает огромным социальным, педагогическим, воспитательным, культурным потенциалом в формировании духовно-нравственных ценностей детей и подростков» .

Целью деятельности детского творческого объединения «Городок» (руководитель Рогачева Л.С.), организованного в 2012 году в гимназии № 1636 «НИКА», является духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности, развитие творческого потенциала личности. В процессе организации работы этого творческого коллектива ставятся следующие педагогические задачи: воспитание устойчивых ценностных ориентиров участников, формирование внутренней культуры и развитие творческих способностей подростков в процессе музыкально-театрализованной деятельности. Духовно-нравственное воспитание в театральном коллективе - это долгий процесс воздействия на внутренний мир подростков средствами различных видов искусств, в котором большое значение имеют социально-педагогические условия . Включение участников творческого объединения «Городок» в различные виды творческой деятельности, составляющие основное содержание проекта «Волшебный мир театра и музыки», способствует формированию их нравственных личностных качеств. В проекте представлены такие блоки, как:

  1. Организация ежегодного фестиваля «Театральный калейдоскоп» с целью формирования интереса к истории и традициям русского и зарубежного театра, развития творческого потенциала и творческой активности детей и подростков; повышение уровня сценической культуры и этики поведения;
  2. Ежемесячное проведение музыкально-театрализованного лектория «Дороже всех сокровищ» призвано приобщить подростков к традициям и лучшим образцам мировой художественной культуры, повысить уровень общей культуры личности;
  3. Организация цикла благотворительных театрализованных концертов «От сердца к сердцу» для ветеранов войны и труда, для воспитанников детских домов и школ-интернатов с целью формирования у участников детского творческого объединения понятия о милосердии, доброте, искренности, человеколюбии; закрепление и развитие положительных тенденций в поведении; создание благоприятных условий для формирования духовно-нравственных качеств личности;
  4. Организация клуба сторителлинга для подростков «Жили-были», целью которого является формирование духовно-нравственных ценностей и жизненных установок подростков через коллективное обсуждение проблем (социальных, этических, и др.) в представленных сторителлерами историях.
  5. Реализация общеразвивающей программы «Музыкально-театральное путешествие», которая направлена на воспитание нравственных качеств и формирование духовных потребностей подростков средствами музыкально-театрализованной деятельности.

Внешними социально-культурными условиями, способствующими духовно-нравственному воспитанию подростков в детском творческом музыкально-театральном объединении «Городок», является взаимодействие с общественными и социально-защитными организациями г. Москвы. Совет ветеранов войны и труда района Орехово-Борисово Южное (ОБЮ); Центр детского творчества (ЦДТ) «Юный техник», Центр развития творчества детей и юношества (ЦРТДиЮ) «Родник» и «Радужный», детский дом № 71, Центр культуры и искусств «Авангард», Центральная детская библиотека № 101 - эти организации являются многолетними партнерами образовательных учреждений в реализации задач по духовно-нравственному воспитанию школьников.

Таким образом, детское творческое объединение в рамках нашего исследования - это объединение подростков на добровольной основе, реализующее свою деятельность во внеучебное время для удовлетворения досуговых потребностей и реализации творческого потенциала личности в процессе совместной музыкально-театральной деятельности.

Досуговая деятельность в условиях детского творческого объединения играет значительную роль в жизни каждого ребенка, расширяя круг его социальных контактов, способствуя накоплению духовного опыта, выработке нравственных устоев и ориентиров, развитию творческого потенциала. Процесс формирования личности, ее духовно-нравственное становление происходит в период детства и подросткового возраста, поэтому организация досуговой деятельности подростков в детском творческом объединении образовательного учреждения является сегодня эффективным средством воспитания и социализации школьников.

Библиографическая ссылка

Грибкова Г.И., Рогачева Л.С. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26221 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Дадим краткую характеристику основных объединений учащихся в системе дополнительного образования детей.

Кружок

Кружок - одна из самых наиболее распространенных, традиционных, базовых форм добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. В организационной структуре УДОРД кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому - либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.

Исторически кружок возник как самостоятельное объединение людей, а затем - как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеклассной или внешкольной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

Во внешкольных учреждениях прошлых лет кружок был основной формой добровольного объединения детей. В системе современного дополнительного образования кружки также продолжают существовать, но являются при этом одной из самых простых форм организации деятельности детей.

Сегодня кружок может существовать как начальный этап в реализации образовательной программы, на котором дети имеют возможность попробовать свои силы, проверить правильность выбора направления деятельности. Кружок - это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести « стихийное» желание в осознанное увлечение. Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, нов большей степени - от личных качеств педагога - руководителя.

Обучение детей в кружке проводится по образовательной программе, где четко регламентировано время учебных занятий для детей по годам обучения. Приоритетны для них предметно - практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, т.е. изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы, с группой работает, как правило, один педагог.

Деятельность (ее объем и ритм, длительность) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятии - диалога равных партнеров.

Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.

Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т.д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.