Значение слова «капитель. Название деталей ордера Что такое капитель

Имеющая особое пластическое оформление и отмечающая переход от вертикали ствола опоры к горизонтали лежащего на ней антаблемента.

В Южных и Северных дворцах фараона Джосера представлены колонны с капителями в виде крупных листьев, спадающих по обе стороны ствола, капители в виде раскрытого цветка папируса. В храме Луксора (15 в. до н.э.) колонны выполнены в виде связок стеблей папируса, капитель – в форме нераспустившегося цветка, а также колонны со стволом почти цилиндрической формы с немного обозначенными гранями, с капителями в форме расцветшего папируса. В храме Карнака (16 в. до н.э.) капители колонн – в виде открытых цветков папируса. В эллинистический период (332–330 до н.э.) традиционные по форме капители комбинируются, сливаются, образуя пышные букеты (храм Исиды на о. Филе).

Наиболее распространен в Позднем Египте был гаторический тип колонн. Колонна состояла из ствола, который походил на ручку музыкального инструмента систр, и высокой капители, с 4 сторон украшенной рельефным изображением головы богини Гатор с лицом женщины и ушами коровы. Над изображением головы часто помещался куб.

У каждого из классических архитектурных ордеров свой тип капители, соответствующий названию ордера; в Греции были известны дорический, ионический и коринфский; из древнеримской архитектуры пришли тосканский и композитный типы капителей.

В архаическую эпоху складываются ордера двух вариантов – дорический , возникший на материковой Греции, и ионический , появившийся на островной и в малоазийской Греции. Важнейшей частью ордера была колонна, стволы которых суживаются кверху. Колонны состоят из трех частей: базы (опорной части), ствола (фуста), и капители, на которую опирается антаблемент, имеют энтазис (утолщение ствола колонны, расположенной на высоте 1/3 ее высоты для устранения оптической вогнутости ствола).

В дорическом ордере капители колонны состояли из эхина – круглая каменная подушка и абаки – невысокая квадратная плита, принимающая давление антаблемента.

Капитель ионической колонны имеет два завитка, которые называются волюты.

В эпоху классики для коринфского ордера свойственно венчать колонны пышной корзинообразной капителью из растительного орнамента – листьев аканта.

В древнегреческом искусстве 7–6 вв. до н.э., а также в искусстве эллинистического Востока встречается скульптурно оформленная капитель колонны, изображающая переднюю часть тела животного или мифологического существа, которая называется протома.

В зодчестве Древнего Рима, которое восприняло греческие архитектурные формы, присоединяется композитный ордер, капители которого сочетают черты ионической и коринфской капители, и тосканский, унаследованный римлянами от этрусков.


Хотите нечто подобное? Звоните обсудим… Девяткин Александр — скульптор

Колонна из бетона. Изготовление на заказ

Конструктивно, предлагаемые колонны, могут быть из двух половинок соединённых горизонтальным швом. Либо из сегментов, где руст (ствол колонны) скрепляется горизонтально, наставленными друг на друга сегментами. В первоначальном виде их делают из гипса. Потом формуют для изготовления архитектурных деталей из любого материала.

из сегментов выглядят массивно и внушительно. А также могут иметь абсолютно любую высоту.

Руст колонны может быть с каннелюрами (продольными резными желобками), гладким (без швов), или с рельефным орнаментом.

Колонны так же могут быть исполнены под или изготовлены банально из или . В руках мастера вы можете не отличить от натурального мрамора. В принципе, такие колонны, можно также назвать декоративными колоннами.

Подробнее о колоннах, а так же к какому ордеру они принадлежат можно узнать скользя вниз по странице.

Капители

Капители (верхние завершения колонн) могут быть вылеплены по желанию заказчика и по предлагаемым эскизам. Классические капители бывают в дорическом (простые в орнаментах), ионическом (сложнее) или коринфском (сложные) ордерах. Ажурные капители выполняется с наборными отдельно листьями и выглядит воздушно. Большие капители, выполненные в полимер бетоне, конструктивно легкие и прочные. Создают меньше сложностей с монтажом. О полимербетоне вы можете узнать на странице «Лепнина полимербетон».
Капители так же как и колонны, могут быть исполнены под искусственный (оселковый) мрамор.

ГРЕЧЕСКИЙ ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР

Название дорического ордера происходит от наименования дорийских племен, вторгшихся в Эгейский мир с севера на рубеже XII-XI вв. до н.э. и поло¬живших конец преобладанию ахейцев в крито-микенской культуре. Дорийцы расселились, в основном, в материковой Греции, на этой же территории складывается и дорический ордер .

Каменные ордерные постройки как целостные и художественно выверенные композиции, обобщившие строительные традиции и образы деревянной архитектуры, появляются в начале VI в. до н.э. Традиционно все исследователи, начиная с Витрувия, образно сравнивают пропорциональный строй дорического ордера со строгой мужской красотой, подчеркивая тем самым его монументальный, мощный и торжественный характер. Витрувий писал, что дорический ордер подражает «голой и неокрашенной мужской красоте». Зная отношения греков к красоте человеческого тела, можно сказать, что Витрувий имел в виду красоту спортсмена-олимпийца, героя и, в конечном счете, олимпийского бога.

Дорический ордер скуп в применении декора , он сам является основным выразительным элементом строения - в той же степени, что и конструктивным.

Особенности греческого дорического ордера

В дорическом ордере колонны лишены базы, они устанавливаются непосредственно на стилобат. Дорические колонны достаточно массивны: в первоначальных каменных постройках отношение их диаметра к высоте колебалось около 1:4,5-1:5. В дальнейшем пропорцияколонны становились бо¬лее легкими, в величайших произведениях греческой архитектуры соотношение составляет 1:5,48 как в ордере Парфенона и Пропилеев, но никогда не достигает изящества ионического ордера. Стволколонны (фуст) суживается кверху от самого низа, но не равномерно. Заметное сужение начинается примерно с 1/3 высоты ствола, визуальная «припухлость» колонныв этой части называется энтазис.

Поверхность колонны усложнена каннелюрами (каннелюра - французское слово, дословно означающее «желобок»). В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями, одна каннелюра непосредственно переходит в другую, не оставляя гладкой цилиндрической поверхности ствола. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода - 20.

Капитель (от позднелатинского - головка) - венчающая часть колонны или пилястры, на которую визуально опираются расположенные выше несомые элементы. В дорическом ордере капитель отделяется от ствола горизонтальными врезами гипотрахелиона или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Сама дорическая капитель состоит из двух частей: эхина и абаки.

Абака (по-гречески - стол) - квадратная в плане плита, изображающая элемент, который подкладывали под балку (архитрав) при сооружении деревянных предшественников ордера.

Эхин (по-гречески буквально «морской еж», из его раковины изготавливали сосуды, сходные по форме с данной частью капители) - круглый в плане элемент, напоминающий подушку или усеченный конус. Его роль заключается в передаче нагрузки от прямоугольных частей антаблемента на круглый ствол колонны. Нижняя часть эхина украшалась врезными профилированными поясками - ремешками, количество которых варьировалось от одного до пяти.

ГРЕЧЕСКИЙ ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР

Название ионического ордера происходит от родственных дорянам ионийских племен, заселивших материковую Грецию. Ионический ордер складывается позже дорического. Хронологически более ранний, так называемый мало-азийский вариант в своем первоначальном виде (без фриза) появляется в середине VI в. до н.э.

Аттический вариант впервые возникает в 525 г. до н.э. в сокровищницах, построенных ионийскими городами в Дельфах. Дальнейшее развитие аттического ионического ордера происходит уже в V в. до н.э. при сооружении ансамбля Афинского Акрополя, где эта ордерная система получает свое наивысшее развитие (так же, как и дорический ордер).

В ионическом ордере исследователи традиционно усматривают подражание или, быть может, сходство с утонченной, изысканной женской красотой, дополненной разнообразными украшениями. В классическую эпоху греки не изображали женское тело обнаженным - такие произведения либо принадлежат эпохе эллинизма, либо вообще являются римской копией (репликой) греческих произведений.

Достоверно не известно, пытались ли греки передать в ордерных композициях принципы мужского и женского начала, можно лишь утверждать, что такие ощущения классические ордера вызывают у многих поколений исследователей и зрителей.

Особенности ионического ордера

Ионический ордер существует в двух основных вариантах: малоазийском и аттическом. Основным считается малоазийский ионический ордер, первоначально сложившийся без фриза. Аттический вариант появился позднее как модификация первоначального, малоазийского. Естественно, что у обоих вариантов есть много общих черт, объединяющих их в единую ордерную систему. Основанием ионического храма, так же как и дорического, служил стереобат. Чаще всего он имел три ступени, но иногда делался более высоким многоступенчатым, а в отдельных случаях мог иметь ступени только со стороны главного фасада, при этом с трех остальных сторон основание ограждалось вертикальными стенками. Такое основание получило распространение в римской архитектуре (поэтому оно называется латинским словом подий, что в переводе означает высокое основание).

Колонна ионического ордера, в отличие от дорического, делится на три части: база (т.е. основание - французское слово, восходящее к греческому первоисточнику), ствол, капитель.

База, являющаяся опорной частью колонны, нередко сама опирается на квадратную в плане плиту - плинт (что и означает по-гречески плита), который не считается обязательным элементом. База и в малоазийском, и в аттическом вариантах состоит из одних и тех же чередующихся выпуклых и вогнутых элементов. Выпуклые элементы базы - полувалы, или торусы, часто украшались орнаментальной порезкой («плетенкой») или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам.

Вогнутые элементы - скоции (что по-гречески означает «темнота») - обычно оставались гладкими. Образно база изображает сжимающее усилие, которое передается от ствола колонны основанию храма. За счет различного композиционного соподчинения скоций и торусов и за счет различных переходов от одного элемента к другому зодчие в Аттике и Малой Азии создавали очень различные по характеру базы, которые совершенно по-разному выражали тектонику работы основания колонны.

Ионическая колонна стройнее дорической по пропорциям: ее высота в эпоху архаики равнялась восьми диаметрам (1:8), а позднее превышала девять диаметров (например, 1:9,52 в портике восточного фасада Эрехтейона). Утонение ствола кверху также было меньше, чем в дорическом ордере, энтазис либо отсутствует, либо выражен очень слабо. Поверхность ствола колонны обрабатывалась 24 каннелюрами, представлявшими в плане половину окружности (или часть эллипса), причем борозды отделялись друг от друга полосками цилиндрической образующей ствола (дорожками). Благодаря более глубоким бороздам и выраженным граням дорожек, игра светотени на ионических колоннах гораздо эффектнее, чем на дорических.

В стремлении к легкости и изяществу ордерных композиций греческие зодчие расставляли колонны необыкновенно широко, вплотную приблизившись к предельным конструктивным возможностям материала. Так, в храме Геры Самосской, например, интерколумний достигал 8,47 м - для древности это очень значительный пролет.

Ионическая капитель, в отличие от достаточно однотипной дорической капители, встречается в значительном количестве вариантов. Капительсостоит из прямоугольной в плане абаки, которая только к концу VI в. до н.э. приближается к квадрату. Ионическая абака много тоньше дорической и выглядит почти как дощечка, подкладываемая под балку.

Под абакой располагаются подушка с волютами (волюта по-итальянски - завиток) и эхином. Волюты, называемые иногда завитками подушки, выглядят действительно как завитки со стороны фасада, по боковым же сторонам капители волюты соединяются между собой валами, называемыми балюстры (итальянский термин). Своим видом балюстры напоминают свиток.

Эхин располагается под подушкой и между волютами, он как бы выходит из-под волют. Получается, что эхин в ионической капителипредставлен только на главном фасаде и лишь некоторой своей частью. Эхин и абака ионической капители чаще всего украшены богатой порезкой, более мелкой у абаки и крупной, в виде иоников, у эхина. Ионики (греческий термин), иначе называемые овы, представляют собой орнамент из яйцеобразных элементов, чередующихся обычно с листьями и стрелками, например, в четвертных валах антаблемента.

В орнаментах, украшающих эхины ионических капителей, между овами присутствуют только стрелки. В связи с тем, что главный и боковой фасады ионической капители выглядят по-разному, возникла необходимость особого решения угловых капителей ордера. Начиная со второй половины V в. до н.э., впервые в Афинах, а затем повсеместно, начинают встречаться капители, у которых угловая волюта повернута и располагается под углом 45° к обоим фасадам.

Особенности коринфского ордера

Коринфский ордер, по суждению Витрувия, не был самостоятельным по происхождению. Все его отличие состояло в более высокой и пышной капители, происхождение которой связано с красивой легендой о Каллимахе, коринфском скульпторе, который увидел на могиле юной девы оставленную там корзинку с дорогими для усопшей вещами, накрытую черепицей. Проросший лист аканта увил ее как бы четырьмя волютами.

Восхитившись этой красотой, скульптор изваял первые капители, названные коринфскими. Альберти в вопросе об этом ордере следовал мнению Витрувия, но Серлио обратил внимание на замечательные и совершенно самостоятельные ордерные композиции памятников Рима. Особенно он выделял ордер Пантеона, который стал прототипом коринфского ордера и для Виньолы.

Коринфский ордер существовал в двух разновидностях. Более ранняя из них, характерная для эпохи республики, называется итало-коринфской. Древние и ренессансные авторы не отделяли итало-коринфский ордер от римско-коринфского, получившего распространение в период Империи.

База итало-коринфского ордера сходна с аттической базой ионического ордера . Отличие заключается в том, что она опиралась на квадратную плиту, не имела полочки под верхним валом, а скоция была сведена к двум почти пря¬мым линиям, пересекающимся под углом. Для предотвращения нижнего вала от скалывания при случайном перекосе колонны база опирается на подий лишь своей серединой, соответствующей диаметру колонны. По краю базы оставлялся круговой зазор. Каннелюры с промежуточными дорожками внизу близко подходят к базе, а наверху, напротив, оставляют достаточно высокую гладкую шейку. Каннелюры не имеют закруглений на концах вверху и внизу колонны, они обрезаны по горизонтальной линии.

Особенно выразительным и запоминающимся элементом в итало-коринфском ордере является капитель. Она была разработана и выполнялась в мягком туфе, а не в мраморе, как римско-коринфская, и, соответственно, не достигла такого совершенства, тонкости проработки, зато отличалась пышностью и исключительной сочностью форм. В этих капителях геометрический характер волют подчеркивался живостью и реалистичностью листьев аканта, которые были к тому же сильно загнуты, что отличает итало-коринфскую капитель от греческих образцов.

Ряды акантовых листьев практически равны по высоте, они образуют как бы двойную корону. Листья «растут» непосредственно от шейки капители - от этого уровня можно проследить практически все жилки листьев и завитков волют. Волюты велики и массивны. Их спирали, закручивающиеся к центру, сильно выступают из вертикальной плоскости. Между срезанным углом абаки и волютой помещался маленький листок аканта.

Особой отличительной и запоминающейся чертой данной капители служит громадный шести лепестковый цветок, прикрывающий середину каждой стороны капители от верха акантового венца до верха абаки. Высота цветка составляет почти половину высоты всей капители. Антаблемент итало-коринфского ордера в большей степени, чем другие его элементы, носит следы эллинистического влияния, которое сказывается в простоте и конструктивной четкости построения. Выносная плита сильно выступает за плоскость фриза, поддерживающая часть плиты не развита (она состоит из полочки и выкружки), так что тектонический смысл конструкции ясен с первого взгляда. Венчающий гусек большой, его вогнутая часть значительнее выпуклой.

Профилировка карниза исходит, в основном, из геометрических построений. Простота и четкость обломов хорошо контрастирует с великолепными, нарядными капителями, а также с богатством скульптурного фриза. Итало-коринфский ордер господствовал по всей Италии до середины I в. до н.э., когда вместе с переходом к мрамору он уступил место римско-коринфскому.

Первыми образцами, из которых родился римско-коринфский ордер, были храм Весты на Бычьем рынке и Кастора и Поллукса в Коре. Капитель классического коринфского ордера разделяется условно на три яруса - два яруса завитков аканта и верхний ярус волют. Цветок в этой капители небольшой, он точно укладывается в высоте абаки. Листы аканта гораздо более стилизованы, чем в итало-коринфском ордере. Фасции архитрава часто получают дополнительные орнаментальные украшения. В антаблементе получили развитие элементы, поддерживающие выносную плиту; иногда они настолько пышны, что плита теряет свой тектонический смысл.

Антаблемент может быть двух типов: модульонный и на зубчиках. Эти типы разработал Серлио, основываясь на трактате Витрувия. В качестве модульонного типа Серлио приводит ордер портика Пантеона. Образцами коринфского ордера с антаблементом на зубчиках служит обычно храм Кастора и Поллукса в Риме. В целом римско-коринфский ордер превосходил по пышности и итало-коринфский, и ионический ордера в эпоху Империи ему постепенно начинают отдавать предпочтение.

Последний из канонических ордеров - сложный, или композитный. Для Витрувия такой ордерной системы не существовало, он лишь констатировал, что были «и другие виды капителей, воздвигавшихся на тех же колоннах и носящих различные названия». Альберти оставил подробное описание сложной капители, представляющей сочетание ионической и коринфской вместе взятых. Самый ранний канон сложного ордера создал Серлио, основываясь на постулате Витрувия о возможности его построения в закономерностях любого ордера (Серлио отдал предпочтение закономерностям коринфского). На этих основах уже базировался Виньола, который оставил любопытное соображение по поводу происхождения композитной капители: «древние римляне… создали эту композицию, чтобы сочетать воедино как можно больше красоты».

К разряду сложных Виньола относил вообще всякие капители, не подчиняющиеся каноническим построениям и правилам. В составе композитного ордера, начиная с I в. н.э., появляются капители, в которых волюты заменяются фигурами реальных или мифических животных и птиц. Такие капители в чем-то были характерны для Рима, т.к. удовлетворяли главным требованиям - пышности и декоративности форм. Однако они не стали доминирующими в архитектуре Римской империи, а только наметили то направление в развитии зодчества, которое получило свое наивысшее воплощение в романской архитектуре средневековой Европы.

Капитель античной колонны. ул. Палладиус. г. Бейт Шеан. Израиль.

Венчающая часть колонны или пилястры называется капителью. Это слово было производным от латинского обозначения головы, вершины. Капитель зрительно соединяет вертикальную конструкцию ствола колонны и горизонтальное перекрытие - антаблемент. Пилястры - выступающие элементы на поверхности стен - могут иметь сходные с колоннами элементы: базу, ствол и капитель. От внешнего вида верхней части колонны или пилястры во многом зависит общее восприятие стилевого направления в оформлении фасада. Пример капители колонны на фото ниже.

Капитель колонны храма Николая Чудотворца в Демре.

Капители, как венчающая часть колонн или пилястр, существовали еще во времена Древнего Египта. В разные периоды Древних царств капители выглядели как раскрытые или закрытые цветы лотоса, листья пальм, колокола. Капители и стволы колонны расписывались орнаментами, некоторые из которых сохранились до наших дней. Пример капители колонн на фото внизу.

Капитель и колонна Древнего Египта. Храм в Филаи. Начало строительство в 7 в. до н.э.

Верхняя часть колонн или пилястр стала частью ордера в архитектуре Древней Греции. Украшение капителей указывало на ордерную систему, которой принадлежит сооружение. Капитель являлась опорой, принимающей на себя вес балок или антаблемента. Дорические колонны практически не были украшены, капитель состояла из округлого эхина и прямоугольной абаки. Капители дорийского ордера поддерживали балки архитрава. В некоторые периоды под эхином дорических колонн устраивали выпуклые или углубленные полоски. В более поздний период венчающая часть колонны или пилястры в дорийском ордере становится очень низкой, и ее контур описывался прямыми линиями. Пример дорической капители колонн на фото ниже.

Греческие дорические колонны.

Венчающая часть колонны или пилястры ионического ордера отличалась специфическими завитками лепного декора: волютами. Другой важный элемент капители - полоска с лепным яйцевидным орнаментом - киматием. Между капителью и антаблементом располагается узкая полоса с рельефным орнаментом. Завитки, украшающие капитель ионической колонны, располагались в одной плоскости параллельно фасаду. Рисунок ионической капители колонн на фото внизу

Ионическая капитель колонны.

В коринфском ордере верхняя часть колонны или пилястры напоминала корзину, наполненную плодами, цветами, листьями. В основе растительного орнамента - листья аканта или репейника. В ранней архитектуре в этом стиле основа капители выглядит как чаша, обвитая рядом акантовых листьев, из которых выходят стебли, сворачивающихся в волюты. Капитель коринфской колонны отличается абакой с вогнутыми краями. В эллинскую эпоху, а затем в Древнем Риме верхняя часть колонны или пилястры дополнилась фигурами. Капитель в коринфском ордере всесторонняя.

Капитель колонны коринфской.

В Древнем Риме был принят также композитный ордер, сочетавший в лепнине колонн коринфский и ионический тип лепнины. Наиболее строгий - тосканский ордер, который древние римляне переняли от этрусков, - в нем верхняя часть колонны не имела никаких украшений. В арочных сооружениях римлян капитель приобретает постепенно форму импоста - импостная капитель (в более ранние периоды импост занимал место между пятой арки и капителью). Разнобразные виды капители колонн на фото ниже.

Верхние части колонн в разных греческих ордерах.

В разные исторические периоды верхние части колонн или пилястр оформляли в соответствии с архитектурной модой, и они могли включать те или иные элементы известных древних стилей. Пример такой капители на фото ниже.

Акантовый орнамент на капители пилястры. Египет (коптская церковь). 5 в. местонахождение: США. Бостон. Музей изящных искусств.

Венчающая часть колонны или пилястры в романском стиле обогатилась рельефными плетениями и сочетаниями человеческих фигур и животных. Во времена готики капители украшают растительные рельефы, иногда среди них встраиваются изображения лиц, фигур.

Растительный объемный орнамент колонн в готическом Линкольнском соборе (12-14 вв.)

Во времена Ренессанса капители колонн приобрели более строгий вид.

Колонны Воспитательного дома в стиле Ренессанс во Флоренции. архитектор Брунеллески. 1419 г.

Барочная архитектура сделала верхнюю часть колонн или пилястр увеличенной в масштабе. В стиле барокко капители украшали завитки, волюты, листья. Еще больше укрупнился орнамент в период маньеризма.

Венчающая часть колонн и пилястр в стиле барокко. Рим.

Верхняя часть колонны или пилястр во времена ампира позолочена, украшена коринфской лепниной. Классицизм использовал в украшении преимущественно элементы коринфского, композитного декора, который мог смешиваться с другими стилями. Такой декор венчающей части колонн или пилястр сохранился в позднем классицизме, а также классицизме советском, сталинском ампире.

Капитель колонн на станции метро Киевская. Москва.

Современные стилевые направления в строительстве заимствуют характер классического декора, украшающего верхние части колонн или пилястр, используя для его создания современные материалы и технологии. Значительно ускорит создание декоративной части колонн и пилястр использование элементов из полиуретана. На нашем сайте можно выбрать отдельно верхние части колонн или пилястр в разном стиле. Ствол и базу тоже можно подобрать среди ассортимента в каталоге . Полиуретановая капитель колонны на фото внизу.

Ионическая четырехсторонняя капитель из полиуретана внешне не отличается от аналогичного изделия из традиционных материалов.

Из выбранных элементов составляют колонну для украшения фасада. Такие колонны станут украшением фасада дома в историческом стиле.

(от латинского capitellum – головка) часть ордера – верхний элемент колонны или пилястры, расположенный между фустом (стволом колонны) и антаблементом (горизонтальным перекрытием) либо пятой арки, свода. В нижней части колонна обрамляется базой. Чаще всего встречается именно капитель колонны . Верхняя часть капители (навершия колонны), создающая зрительный переход от вертикали колонны к горизонтали перекрытия, называется абак. Архитектурное исполнение различается в зависимости от стиля здания.

Виды капителей по стилям

Капители колонн различных ордеров отличаются по внешнему виду. Капители дорического ордера (от греч. dorikos - по наименованию племени) одного из древнейших ордеров античной архитектуры самые простые, характерно широкие и состоят из двух частей: каменной «подушки» – и квадратной плиты – .

Ионическая капитель (лат. ionica - по названию племени ионийцев) отличается от дорической наличием двух волют (архитектурная деталь в форме спирального завитка) по сторонам. Ионический ордер является воплощением легкого, изящного, утонченного и женственного стиля.

Коринфский ордер (от названия г. Коринф в Греции) один из трех классических древнегреческих архитектуры имеет пышную капитель колонны, напоминающую корзину с листьями аканта.

А архитектуре Древнего Рима был разработан композитный ордер (итал. composite, лат. соmpositum - составной, сложный) на основе коринфского и ионического. За основу взяли коринфскую капитель с декором листьев аканта и добавили завитки волюты капители ионического ордера и другие скульптурные детали.

Тосканский ордер (по названию центральной области Италии - Тосканы) древнеримский вариант греческого дорического ордера, является самым простым, мощным, тяжелым из пяти ордеров. Капитель колонны тосканского ордера похожа на капитель колонны дорического ордера .

Особенности капители колонны в современной архитектуре

Художественный образ современной строительной архитектуры, желающей воссоздать атмосферу классики, в качестве элемента декоративного оформления фасадов зданий и внутренних помещений использует капитель классических ордеров.

(лат. Capitellium - головка) - верхняя часть колонны, пилона, пилястры, венчающая ее ствол и являющаяся главным звеном опоры, так как непосредственно принимает на себя тяжесть балок. Капитель делится по вертикали на три части: верхнюю, называемую абаком; среднюю, называемую эхином; и нижнюю, называемую шейкой или страгалом. Кроме того, всесторонняя дорийская капитель состоит из прямых линий. Двусторонняя ионийская капитель име-ет два элемента: полоску яйцевидного орнамента и две волюты, закручивающиеся спиралями с обеих сторон капители. Изобретение коринфской капители легенды связывают со скульптором Каллимахом (вторая половина V в.), использовавшем зубчатые листья аканта или репейника. Ядро капители имеет форму чаши или кор-зины, обвитой акантовыми листьями. Всесторонняя коринфская капитель плавно переходит от круглой колонны к прямоугольной абаке. В тосканском ордере, заимствованном у этрусков, используется композитная капитель, в которой сочетаются ионийские волюты с коринфскими листьями аканта.